16 факторный опросник кеттелла описание в применении. Описание шкал кэттелла - мини

Опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые ис­пытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В спе­циальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбран­ные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 лич­ностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анали­зируются и интерпретируются.

Инструкция по проведению тестирования

В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b , с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взгля­дам, Вашему представлению о себе.

Выбор Вашего ответа (a , b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответству­ющую альтернативу, например «a», в кружок. Форма бланка при­ведена в конце тест-опросника.

Средний темп проработки теста - 6 - 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

Тест-опросник 16 PF

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была рань­ше:

    трудно сказать

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зи­мой жарко, я должен был бы назвать преступника:

    бандитом

4. Когда я ложусь спать, я:

    засыпаю быстро

    нечто среднее

    засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других авто­мобилей, я предпочел бы:

    пропустить вперед большинство машин

  1. обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

    трудно сказать

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:

9. Я бы скорее занимался:

    фехтованием и танцами

    затрудняюсь сказать

    борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не по­хоже на то, что они потом рассказывают об этом:

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в вы­полнении какой-нибудь работы, чем придерживаться ис­пытанных приемов:

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбуждаемый, чем большинство людей:

    затрудняюсь ответить

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения:

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чув­ство раздражения по отношению к моим родителям:

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

    моим хорошим друзьям

  1. в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу проти­воположности слова «неточный», - это:

    небрежный

    тщательный

    приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

    трудно сказать

22. Меня больше раздражают люди, которые:

    своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

    затрудняюсь ответить

    создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

24. Я думаю, что:

    не все надо делать одинаково тщательно

    затрудняюсь сказать

    любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

    возможно

26. Мои друзья чаще:

    советуются со мной

    делают то и другое поровну

    дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпо­читаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический ха­рактер

  1. который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди выска­зывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

    затрудняюсь ответить

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

    играть в шахматы

    трудно сказать

    играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

    трудно сказать

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

36. На предприятии мне было бы интереснее:

    работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

    трудно сказать

    беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с другими словами: а) кошка

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

    раздражает меня

    нечто среднее

    не беспокоит совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

    позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

  1. жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

    тяжелая работа

  1. быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требо­вать соблюдения законов морали:

42. Мне говорили, что ребенком я был:

    спокойным и любил оставаться один

  1. живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

    трудно сказать

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, пото­му что они кажутся мне неосуществимыми:

    затрудняюсь ответить

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

48. В музыке я наслаждаюсь:

    маршами в исполнении военных оркестров

  1. скрипичным соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

    в деревне с одним или двумя друзьями

    затрудняюсь сказать

    возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

    никогда не лишни

    трудно сказать

    не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

53. Я предпочел бы скорее работать:

    в учреждении, где мне пришлось *бы руководить людь­ми и все время быть среди них

    затрудняюсь ответить

    архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

  1. к растению

55. То, что я делаю, у меня не получается:

56. В большинстве дел я:

    предпочитаю рискнуть

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком мно­го говорю:

    скорее это так

  1. думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

    большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

    трудно сказать

    со средними способностями, но зато умеющий проти­востоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

    быстрее, чем многие люди

  1. медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

    мастерство и изящество

    трудно сказать

    сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

    нечто среднее

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изыскан­ными, утонченными, чем с откровенными и прямоли­нейными:

63. Я предпочитаю:

    решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

    затрудняюсь ответить

    советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

    на уроках

    трудно сказать

    читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим от­ветственности:

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и тре­бует от меня много усилий, я стараюсь:

    заняться другим вопросом

    затрудняюсь ответить

    еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, присту­пы смеха и т. п. - казалось бы, без определенной причины:

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продол­жить ряд - 1, 2, 3, 6, 5, - будет:

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тош­ноты и головокружения без определенной причины:

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем дру­гие люди:

    трудно сказать

75. На вечеринке мне нравится:

    принимать участие в интересной беседе

    затрудняюсь ответить

    смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:

    Колумбом

  1. Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубе­дить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

    трудно сказать

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

    оформлять витрины

  1. быть кассиром

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

    сразу же думаю: «У него плохое настроение»

  1. беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые старают­ся во все внести изменения, хотя уже существуют удов­летворительные способы решения этих вопросов:

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем боль­шинство людей:

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

  1. идут правильно

89. Мне бывает скучно:

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ориги­нальным способом:

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, пото­му что они утомляют:

92. Дома в свободное время я:

    болтаю и отдыхаю

    затрудняюсь ответить

    занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружес­ких отношений с новыми людьми:

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так­ же выразить прозой:

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дру­жеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

    да, в большинстве случаев

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

97. Я думаю, что было бы интересно быть:

    натуралистом и работать с растениями

  1. страховым агентом

98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по от­ношению к некоторым вещам, к определенным живот­ным, местам и т.п.:

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улуч­шить мир:

    трудно сказать

100. Я предпочитаю игры:

    где надо играть в команде или иметь партнера

  1. где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заб­луждение, так как на самом деле они мне не нравятся:

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

    двоюродным братом

    Шкалы: замкнутость - общительность, конкретное мышление - абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность - экспрессивность, низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения, робость - смелость, реализм - чувствительность, подозрительность - доверчивость, практичность - мечтательность, прямолинейность - проницательность, спокойствие - тревожность, консерватизм - радикализм, зависимость от группы - самостоятельность, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, расслабленность - эмоциональная напряженность

    Назначение теста

    Оценка индивидуально-психологических особенностей личности.

    Данный вариант опросника Кеттелла (форма С) адаптировался с 1972 года в исследовательской группе Э.С.Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ (Ленинградский Государственный Университет) под руководством И.М.Палея сотрудниками А.Н.Капустиной, Л.В.Мургулец и Н.Г.Чумаковой.

    Иструкция к тесту

    Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

    Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

    Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на вопросы, все время помните:

    1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.
    2. Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.) слишком часто.
    3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматриваться. Нас интересуют только обобщенные показатели
    4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя и очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.

    Тест

    1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
    1. да
    2. трудно сказать
    3. нет
    2. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    3. Если предположить, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
    1. бандитом
    2. святым
    3. тучей
    4. Когда я ложусь спать, то:
    1. быстро засыпаю
    2. когда как
    3. засыпаю с трудом
    5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомашин, я предпочел бы:
    1. пропустить вперед большинство машин
    2. не знаю
    3. обогнать все идущие впереди машины
    6. В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    7. Мне важно, чтобы во всем окружающем не было беспорядка.
    1. верно
    2. трудно сказать
    3. неверно
    8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    9. Мне больше нравятся:
    1. фигурное катание и балет
    2. затрудняюсь сказать
    3. борьба и регби
    10. Меня забавляет несоответствие между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
    1. всегда
    2. иногда
    3. редко
    12. Когда друзья подшучивают надо мной, я смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
    1. верно
    2. иногда
    3. нет
    16. Думаю, что я - менее чувствительный и менее возбудимый, чем большинство людей.
    1. верно
    2. затрудняюсь ответить
    3. неверно
    17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
    1. верно
    2. когда как
    3. неверно
    18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
    1. своим хорошим друзьям
    2. не знаю
    3. в своем дневнике
    20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», - это:
    1. небрежный
    2. тщательный
    3. приблизительный
    21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо
    1. да
    2. трудно сказать
    3. нет
    22. Меня больше раздражают люди, которые:
    1. своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
    2. затрудняюсь ответить
    3. создают неудобства, когда ни опаздывают на условленную встречу со мной
    23. Мне очень нравится приглашать к себе гостей и развлекать их.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    24. Я думаю, что:
    1. можно не все делать одинаково тщательно
    2. затрудняюсь сказать
    3. любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись
    25. Мне обычно приходится преодолевать смущение.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    26. Мои друзья чаще.
    1. советуются со мной
    2. делают то и другое
    3. дают мне советы поровну
    27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачу его.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    28. Я предпочитаю друзей:
    1. интересы которых имеют деловой и практический характер
    2. не знаю
    3. которые отличаются философским взглядом на жизнь
    29. Не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
    1. верно
    2. затрудняюсь сказать
    3. неверно
    30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    31. Если бы я одинаково хорошо умел делать и то и другое, я бы предпочел:
    1. играть в шахматы
    2. затрудняюсь сказать
    3. играть в городки
    32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
    1. да
    2. затрудняюсь сказать
    3. нет
    34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    36. На предприятии мне было бы интереснее:
    1. работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
    2. трудно сказать
    3. беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
    37. Какое слово не связано с двумя другими?
    1. кошка
    2. близко
    3. солнце
    38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
    1. раздражает меня
    2. нечто среднее
    3. не беспокоит меня совершенно
    39. Если бы у меня было много денег, то я:
    1. позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти
    2. не знаю
    3. жил бы, не стесняя себя ни в чем
    40. Худшее наказание для меня:
    1. тяжелая работа
    2. не знаю
    3. быть запертым в одиночестве
    41. Люди должны больше, чем сейчас, соблюдать нравственные нормы.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    42. Мне говорили, что ребенком я был:
    1. спокойным и любил оставаться один
    2. трудно сказать
    3. живым и подвижным и меня нельзя было оставить одного
    43. Я предпочел бы работать с приборами.
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    44. Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят правду, даже если это нелегко для них.
    1. да
    2. трудно сказать
    3. нет
    45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
    1. верно
    2. затрудняюсь ответить
    3. неверно
    46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как большинство людей.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    47. Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы хотелось плакать.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    48. Мне больше нравится
    1. марш в исполнении духового оркестра
    2. не знаю
    3. фортепианная музыка
    49. Я предпочел бы провести отпуск
    1. в деревне с одним или двумя друзьями
    2. затрудняюсь сказать
    3. возглавляя группу в туристском лагере
    50. Усилия, затраченные на составление планов:
    1. никогда не лишни
    2. трудно сказать
    3. не стоят этого
    51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    52. Удавшиеся дела кажутся мне легкими.
    1. всегда
    2. иногда
    3. редко
    53. Я предпочел бы работать:
    1. в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
    2. затрудняюсь ответить
    3. в одиночестве, например архитектором, который разрабатывает свой проект
    54. Дом относится к комнате, как дерево:
    1. к лесу
    2. к растению
    3. к листу
    55. То, что я делаю, у меня не получается:
    1. редко
    2. время от времени
    3. часто
    56. В большинстве дел я предпочитаю:
    1. рискнуть
    2. когда как
    3. действовать наверняка
    57. Вероятно, некоторые люди считают, что Я слишком много говорю.
    1. скорее всего, это так
    2. не знаю
    3. думаю, что это не так
    58. Мне больше нравится человек:
    1. большого ума, даже если он ненадежен и непостоянен
    2. трудно сказать
    3. со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
    59. Я принимаю решения
    1. быстрее, чем многие люди
    2. не знаю
    3. медленнее, чем большинство людей
    60. На меня большое впечатление производят.
    1. мастерство и изящество
    2. трудно сказать
    3. сила и мощь
    61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству,
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    63. Я предпочитаю
    1. сам решать вопросы касающиеся меня лично
    2. затрудняюсь ответить
    3. советоваться с моими, друзьями
    64. Если человек не отвечает на мои слова, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    65. В школьные годы я больше всего получил знаний
    1. на уроках
    2. не знаю
    3. читая книги
    66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности
    1. верно
    2. иногда
    3. неверно
    67. Если очень трудный вопрос требует от меня больших усилий, то я:
    1. начну заниматься другим вопросом
    2. затрудняюсь сказать
    3. еще раз попытаюсь решить этот вопрос
    68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., - казалось бы, без определенных причин
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это. Немного неудобно для меня.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5, … - это:
    1. 10
    2. 5
    3. 7
    72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
    1. да
    2. очень редко
    3. нет
    73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
    1. верно
    2. трудно сказать
    3. неверно
    75. На вечеринке мне нравится:
    1. принимать участие в интересной деловой беседе
    2. затрудняюсь ответить
    3. отдыхать вместе со всеми
    76. Я высказываю свое мнение независимо от того, кто меня слушает:
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я хотел бы встретиться с:
    1. Ньютоном
    2. не знаю
    3. Шекспиром
    78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    79. Работая в магазине, я предпочел бы:
    1. оформлять витрины
    2. не знаю
    3. быть кассиром
    80. Если люди плохо думают обо мне, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.
    1. да
    2. трудно сказать
    3. нет
    81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
    1. сразу же думаю: «У него плохое настроение»
    2. не знаю
    3. начинаю думать о том, какой неверный поступок я со вершил
    82. Многие неприятности происходят из-за людей:
    1. которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов
    2. не знаю
    3. которые отвергают новые, многообещающие предложения
    83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
    1. да
    2. иногда
    3. неверно
    84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
    1. верно
    2. иногда
    3. неверно
    85. Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей.
    1. верно
    2. не знаю
    3. неверно
    86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.
    1. верно
    2. иногда
    3. неверно
    87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
    1. часто
    2. иногда
    3. никогда
    88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
    1. отстают
    2. идут правильно
    3. спешат
    89. Мне бывает скучно:
    1. часто
    2. иногда
    3. редко
    90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригинальным способом.
    1. верно
    2. иногда
    3. неверно
    91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    92. Дома в свободное время я:
    1. отдыхаю от всех дел
    2. затрудняюсь ответить
    3. занимаюсь интересными делами
    93. Я осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с незнакомыми людьми.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой.
    1. да
    2. затрудняюсь ответить
    3. нет
    95. Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    96. Мне кажется, что самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов.
    1. да
    2. не знаю
    3. нет
    97. Я думаю, что интереснее:
    1. работать с растениям
    2. не знаю
    3. быть страховым агентом
    98. Я подвержен суевериям и беспричинному страху по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам, датам и т.д.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
    1. да
    2. трудно сказать
    3. нет
    100. Я предпочитаю игры:
    1. где надо играть в команде или иметь партнера
    2. не знаю
    3. где каждый играет за себя
    101. Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
    1. да
    2. иногда
    3. нет
    104. Какое слово не относится к двум другим?
    1. думать
    2. видеть
    3. слышать
    105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
    1. двоюродным братом
    2. племянником
    3. дядей

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Ключ к тесту

    Фактор Номера вопросов, типы ответов, баллы
    1. MD 1 b-1 18 b-1 35 b-1 52 b-1 69 b-1 86 b-1 103 b-1
    а-2 с-2 с-2 а-2 с-2 с-2 с-2
    2. А 2 b-1 19 b-1 36 b-1 53 b-1 70 b-1 87 b-1
    с-2 а-2 с-2 а-2 а-2 с-2
    3. В 3 b-1 20 с-1 37 b-1 54 с-1 71 а-1 88 с-1 104 а-1
    105 b-1
    4. С 4 b-1 21 b-1 38 b-1 55 b-1 72 b-1 89 b-1
    а-2 а-2 с-2 а-2 с-2 с-2
    5. Е 5 b-1 22 b-1 39 b-1 56 b-1 73 b-1 90 b-1
    с-2 с-2 с-2 а-2 с-2 а-2
    6. F 6 b-1 23 b-1 40 b-1 57 b-1 74 b-1 91 b-1
    с-2 а-2 с-2 а-2 а-2 с-2
    7. G 7 b-1 24 b-1 41 b-1 58 b-1 75 b-1 92 b-1
    а-2 с-2 а-2 с-2 а-2 с-2
    8. Н 8 b-1 25 b-1 42 b-1 59 b-1 76 b-1 93 b-1
    а-2 с-2 с-2 а-2 а-2 с-2
    9. I 9 b-1 26 b-1 43 b-1 60 b-1 77 b-1 94 b-1
    а-2 а-2 с-2 а-2 с-2 с-2
    10. L 10 b-1 27 b-1 44 b-1 61 b-1 78 b-1 95 b-1
    а-2 с-2 с-2 с-2 а-2 а-2
    11. М 11 b-1 28 b-1 45 b-1 62 b-1 79 b-1 96 b-1
    с-2 с-2 а-2 а-2 а-2 с-2
    12. N 12 b-1 29 b-1 46 b-1 63 b-1 80 b-1 97 b-1
    с-2 с-2 а-2 а-2 с-2 с-2
    13. О 13 b-1 30 b-1 47 b-1 64 b-1 81 b-1 98 b-1
    с-2 а-2 с-2 а-2 с-2 а-2
    14. Q1 14 b-1 31 b-1 48 b-1 65 b-1 82 b-1 99 b-1
    а-2 а-2 с-2 с-2 с-2 а-2
    15. Q2 15 b-1 32 b-1 49 b-1 66 b-1 83 b-1 100 b-1
    а-2 с-2 а-2 а-2 с-2 с-2
    16. Q3 16 b-1 33 b-1 50 b-1 67 b-1 84 b-1 101 b-1
    а-2 а-2 а-2 а-2 с-2 с-2
    17. Q4 17 b-1 34 b-1 51 b-1 68 b-1 85 b-1 102 b-1
    а-2 с-2 с-2 а-2 с-2 а-2

    Перевод первичных «сырых» оценок в стандартные баллы (стены)

    Группа студентов, возраст 22,3 года (300 чел.)

    Фактор Стены
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 М σ
    А 0-4 5 6 - 7 8 9 10 11 12 8,06 1,7
    В 0-2 - 3 - 4 - 5 - 6 7-8 4,5 0,99
    С 0-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 7,5 1,77
    Е 0-1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-12 5,5 1,66
    F 0-2 - 3 4 5 6 7 - 8 9-12 5,6 1,68
    G 0-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 7,8 1,92
    Н 0-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 7,7 1,89
    I 0-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 7,6 1,68
    L 0-1 2 - 3 4 - 5 6 7 8-12 4,3 1.54
    М 0-3 - 4 5 6 7 8 9 10 11-12 5,5 1,63
    N 0-1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-12 5,5 1,63
    О 0-1 2-3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 6,6 2,14
    Q1 0-4 5 6 - 7 8 9 10 11 12 8.1 1,33
    Q2 0-2 3 - 4 5 6 7 8 9 10-12 5,8 1,69
    Q3 0-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 6,3 1,66
    Q4 0-1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11-12 6,0 1,86
    MD 0-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-14 6,7 1,74

    Описание факторов теста Кеттелла

    Во всех вариантах теста Кеттелла описание факторов одинаково.

    Интерпретация результатов теста Кеттелла

    Во всех вариантах теста Кеттелла интерпретация результатов одинаково.

    Вопросы входящие в тест на профориентацию

    1. Я хорошо понял инструкцию к этому опроснику.
    2. Я готов как можно искренней ответить на вопросы.
    3. Я предпочел бы иметь дачу:
    4. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями.
    5. При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетках.
    6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов.
    7. Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают.
    8. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям.
    9. Если бы я увидел ссорящихся не на шутку соседских детей:
    10. На собраниях и в компаниях:
    11. По-моему, интереснее быть:
    12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой.
    13. Обычно я спокойно переношу самодовольство людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе:
    14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица.
    15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
    16. Я предпочел бы взяться за работу:
    17. Я говорю о своих чувствах:
    18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю от чего.
    19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:
    20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:
    21. Принимая решения, я руководствуюсь больше:
    22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей.
    23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу.
    24. Разговаривая, я склонен:
    25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро.
    26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:
    27. У меня было:
    28. Слово «Лопата» так относится к слову «копать», как слово «нож» к слову:
    29. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть.
    30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой.
    31. Устаревший закон должен быть изменен:
    32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей.
    33. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником.
    34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:
    35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.
    36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например: встретится вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии.
    37. В школе я предпочитал:
    38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения.
    39. Важнее, чтобы родители:
    40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы:
    41. Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий
    42. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми и прямолинейными.
    43. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает.
    44. Если меня вызывает к себе начальник, я:
    45. Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать прежде чем отказываться от опыта прошлых веков.
    46. Читая что-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня в чем-то.
    47. Когда я учился в 9 – 11 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
    48. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю, что где лежит.
    49. Когда я думаю о том, что произошло в течении дня, я нередко испытываю беспокойство.
    50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю.
    51. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
    52. Ко дню рождения, к праздникам:
    53. Слово «усталый» так относится к слову «работа», как слово «гордый» к слову:
    54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
    55. Мои друзья:
    56. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.
    57. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других.
    58. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься.
    59. Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения этикета.
    60. В присутствии людей, более значительных, чем я (людей старше меня, или с большим опытом, или с более высоким положением), я склонен держаться скромно.
    61. Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией.
    62. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, где юг, где восток или запад:
    63. Если бы кто-то разозлился на меня:
    64. Когда я вижу статью, которую считаю несправедливой, я скорее склонен забыть об этом, чем с возмущением ответить автору
    65. В моей памяти не задерживаются надолго несущественные мелочи, например, названия улиц, магазинов.
    66. Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных.
    67. Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие люди.
    68. Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться.
    69. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение.
    70. Когда я был подростком и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:
    71. Мне хотелось бы работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами.
    72. Я предпочел бы жить тихо, так, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим успехам.
    73. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком.
    74. Критика в том виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает.
    75. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств.
    76. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:
    77. Слово «удивление» так относится к слову «необычный», как слово «страх» к слову:
    78. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
    79. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю, почему.
    80. Люди относятся ко мне более доброжелательно, чем я того заслуживаю своим добрым к ним отношением.
    81. Употребление нецензурных выражений мне всегда противно (даже если при этом нет лица другого пола)
    82. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей.
    83. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить.
    84. Люди иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком.
    85. В различных ситуациях в обществе я испытывал волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену.
    86. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю говорить другим.
    87. Мне больше нравится читать:
    88. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот.
    89. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело.
    90. Мне не нравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно смотреть на человека в магазине или на улице.
    91. Во время продолжительного путешествия я предпочел бы:
    92. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу.
    93. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:
    94. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты и хвалят в лицо.
    95. Я предпочел бы иметь работу:
    96. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:
    97. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т.д.
    98. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали.
    99. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня.
    100. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне.
    101. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:
    102. Слово «размер» так относится к слову «длина», как слово «нечестный» к слову:
    103. АБ так относится к ГВ, как СР к:
    104. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:
    105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
    106. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:
    107. Я считаю, что:
    108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех.
    109. Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе:
    110. Я легко осваиваюсь в любом обществе:
    111. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне.
    112. Мне было бы интереснее:
    113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями.
    114. Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут.
    115. Я бы с удовольствием работал в газете обозревателем театральных постановок, концертов и т.п.
    116. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать что-либо и ерзать на стуле.
    117. Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю:
    118. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня:
    119. Мнение, что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими (телесными), значительно преувеличено.
    120. Торжественность, красочность должны обязательно сохраняться в любой важной государственной церемонии.
    121. Мне не приятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия.
    122. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:
    123. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе.
    124. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя.
    125. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше.
    126. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:
    127. Слово «лучше» так относится к слову «наихудший», как слово «медленнее» к слову:
    128. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: Х0000ХХ000ХХХ?
    129. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать.
    130. Обычно я могу сосредоточено работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят.
    131. Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые кажутся мне важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет
    132. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то.
    133. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы.
    134. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты.
    135. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком.
    136. В общении с людьми:
    137. Я люблю музыку:
    138. Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия.
    139. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:
    140. Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей. Освобожденных на поруки.
    141. Для меня более важно:
    142. В туристском путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут.
    143. Обо мне справедливо думают, что я упорный и трудолюбивый человек, но успехов добиваюсь редко.
    144. Если люди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю об этом.
    145. Если бы в группе разгорелся жаркий спор:
    146. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов.
    147. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки.
    148. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем.
    149. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает.
    150. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это не выводит из равновесия.
    151. Мне кажется, интереснее быть:
    152. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
    153. Слово «пламя» так относится к слову «жара», как слово «роза» к слову:
    154. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
    155. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть.
    156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив.
    157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально.
    158. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
    159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен этого делать.
    160. Принимая решения, я считаю для себя обязательным учитывать основные нормы поведения: «что такое хорошо и что такое плохо».
    161. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю.
    162. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо применить силу.
    163. В школе я предпочитал (предпочитаю)
    164. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований.
    165. Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками:
    166. Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить.
    167. В воспитании важнее:
    168. Люди считают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах.
    169. Я думаю, что наше общество, руководствуясь целесообразностью, должно создавать новые обычаи и отбрасывать в сторону старые привычки и традиции.
    170. У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимателен.
    171. Я лучше усваиваю материал:
    172. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил.
    173. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте.
    174. Иногда мелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки.
    175. Я не часто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть.
    176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:
    177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
    178. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» к слову:
    179. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом.
    180. Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы.
    181. Пожалуй, для меня более характерна:
    182. Меня считают очень восторженным человеком.
    183. Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна.
    184. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее.
    185. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства.
    186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты.
    187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил.

    Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) – одна из самых известных методик мира по проведению оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Некогда созданная американским психологом Р. Б. Кеттеллом, она стала основой составления обширной схемы индивидуально-личностных отношений. Характерной чертой теста Кеттелла, онлайн бесплатно который сегодня можно пройти на нашем сайте, считается ориентация на выявление независимых друг от друга шестнадцати первичных черт личности. При этом их относительная самостоятельность была выделена Кеттеллом еще на начальном этапе работы над тестом посредством проведения факторного анализа. Как показали его результаты, каждый фактор является источником образования нескольких поверхностных черт, скооперированных тесной связью с какой-то одной центральной чертой.

    История

    Первая версия теста Кеттелла, онлайн бесплатно которую сегодня может пройти любой желающий, увидела свет в 1949 году. В роли ее издателя выступил Институт по проверке способностей личности (JPAT). Несколькими годами позже (1956 – 1957 года) было выпущено обновленное второе издание. Третья дополненная работа была опубликована в 1961 – 1962 году, а окончательный вариант методики Кеттела вышел в 1970-м году. Чуть позже была выпущена адаптированная русскоязычная версия теста под руководством В. И. Похилько, А. С. Соловейчика, А. Г. Шмелева.
    На сегодняшний день миру известно 6 форм опросника Кеттела:
  1. A, B включающий в себя 187 вопросов;
  2. C, D состоящий из 105 вопросов;
  3. E, F подразумевающий получение ответов на 128 вопросов.
  4. Помимо этого, были выпущены адаптированные к возрастам опросники типа: 13-факторный сокращённый взрослый, 14-факторный подростковый и 12-факторный детский. Для анализа полученной из них информации используются более сокращенные и упрощенные алгоритмы подсчета. Что касается нашей страны, то здесь наиболее популярными считаются A и C версии теста Кеттела, онлайн бесплатно который проходят для более тонкого самопознания. Привлекательность рассматриваемого опросника в том, что он практичен, универсален и носит исчерпывающий характер познания своих скрытых качеств. Диагностирующий черты личности, в то же время он не затрагивает ее мотивационно-потребностную сферу. Однако это не помешало ему получить признание в таких областях человеческой деятельности, как медицинская психология, наука, спорт, другие. Ведь в тесте Кеттела можно встретить как оценку события, так и столкновение с необходимостью решить тест или проявить свое отношение к какому-либо событию.

    Теоретические основы

    В качестве базисной основы составления своей методики Р. Б. Кеттелл использовал следующие информационные источник: 1. L-данные («Lift record data») – информация, полученная путем наблюдения за человеком в повседневной жизни. Требующая время на сбор материала, она не лишена изъянов. Во-первых, сказывается искаженность виденья личности эксперта, так как каждый человек воспринимает мир по-своему. Во-вторых, на конечный результат накладывает отпечаток «теплота» отношений эксперта и испытуемого.

    2. Q-данные («Questionnaire data») – информация, полученная посредством анализа данных опросников и других методов самооценок. Считающаяся одним из самых простых способов сбора необходимых сведений, она занимает ключевое место в личностных исследованиях. Однако это также не лишает ее искаженности, как правило, связанной с познавательным и мотивационным характером, уровнем самооценки испытуемого. 3. T-данные («Objective test data») – информация, являющиеся следствием проведения объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. В отличие от предыдущих источников, она категорически не приемлет учет данных о личностной самооценке или оценке профессионала. В начале своего пути Кеттелл опирался на L-данные Г. Олпорта и Х. Одберта, полученные в 1963 году. Сумевшие выделить 17953 английских определений для описания особенностей поведения человека, они сумели сократить список до 4,5тысяч слов, которые максимально точно обозначали черты личности и важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Кеттелл решил продолжить начинания этих авторов и посредством проведения тщательного факторного анализа сумел сократить список личностных признаков до 171. Далее, он подключил к своей работе группу экспертов. Последние были ознакомлены с сутью научно-исследовательских изысканий Кеттелла и посредством корреляции оценок смогли снизить количество ярко выраженных личностных характеристик до 36. Как и предполагалось, в результате проведенных исследований было выявлены пары членов с противоположным значением «трудолюбивый – ленивый», «умный – глупый» и т.д. Взяв за основу полученные данные, Р. Б. Кеттелл расширил исходную базу до 46 пар посредством включения дополнительных терминов, заимствованных из работ других авторов. Далее, каждой биполярной паре дали свое определение. Такое решение было продиктовано необходимостью знакомства с опросником экспертов и формированием у них единства мнению по результатам проведенного теста. В ходе тестирования опросника и его более глубокого изучения была выявлена возможность сокращения L-данных до 12–15 факторов. Данные практического применения методики позволили установить существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Имеющие огромное значение для теории личности, они не могли использоваться в качестве составления реальной характеристики испытуемого, так как непременно у экспертов возникали бы разногласия в их трактовке. Именно в тот момент Р. Б. Кеттеллом было принято решение о переходе изучения с L-данных на Q-данные. Дабы не путаться с данными, получаемыми в ходе проведения опроса испытуемых, факторы L-данных стали обозначаться латинскими буквами от A и дальше, а факторы Q-данных – буквой Q с арабскими или римскими числовыми индексами.

    Как пройти тест Кеттелла онлайн бесплатно?

    Взрослому испытуемому или подростку с образованием не ниже 8 – 9 классов предлагается в спокойной, деловой обстановке ответить на 187 вопросов. Сроки прохождения теста – ориентировочно 90-120 минут. В качестве ответов на вопрос участник опроса должен проставить галочки рядом с ответами «да», «нет», «не знаю» (или «A», «B», «C»).

    Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187). Интерпретация.

    Стимульный материал. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187)

    ОБРАБОТКА ДАННЫХ:

    Обработка полученных данных производится с помо­щью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате зна­чение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

    Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью приведенных таблиц.







    Стены распределяются по биполярной шкале с крайни­ми значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак « -», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называе­мый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факто­ров в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.

    Пример построения «ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ»


    Анализируется также совокупность факторов в их вза­имосвязях в таких, например, блоках:

    Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q 1 ;

    Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q 3 , Q 4 ;

    Коммуникативные свойства и особенности межлич­ностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q 2 , N, L.

    Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить "ц-гире фактора второго порядка.

    Формулы расчета четырех вторичных факторов:

    1. Тревожность. (F 1).

    F 1 =[(38 + 2«L» + 30 + 4«Q 4 ») - 2(«С» + «Н» + «Q 3 »)] : 10

    2. Интраверсия - экстраверсия. (F 2).

    F 2 =[ (2«А» + 3«Е» + 4«F» + 5«H» - (2«Q 2 » + 11)] : 10

    3. Чувствительность. (F 3).

    F 3 = [(77 + 2«С» + 2«Е» + 2«F»+ 2«N») - (4«А» + 6«I»+ 2«М»)]: 10

    4. Конформность. (F 4).

    F 4 =[(4«Е» + 3«М» + 4«Q 1 »+ 4«Q 2 ») - (3«А» + 2«С»)]: 10

    Интерпретация факторов

    Первичные факторы:

    I . ФАКТОР «А»

    «-» «Шизотимия»

    Скрытый; обособленный; критичный; непреклонный; отчужденный; необщительный; замкнутый; безучастный.

    Критичный; отстаивает свои идеи; холодный; отчужденный; точный; объективный; недоверчивый; скептичный; непреклонный; холодный (жесткий); сердитый; мрачный.

    «+» «Аффектотимия»

    Сердечный, добрый, беспечный, общительный, открытый, естественный, Непринужденный.

    Добродушный, беспечный; готов к содружеству, предпочитает присоединяться; внимательный к людям; мягкосердечный, небрежный; доверчивый; легко приспосабливается, идет на поводу; сердечный, веселый.

    В целом фактор ориентирован на определение степени общительности человека в группе.

    II. ФАКТОР «В»

    III. ФАКТОР «С»

    «-» «Слабость Я»

    Слабость, эмоциональная неустойчивость; находится: под влиянием чувств; легко расстраивается, переменчив.

    При расстройствах теря­ет равновесие духа; перемен­чив в отношениях и неус­тойчив в интересах; легко расстраивается, беспокой­ный; уклоняется от ответ­ственности, имеет тенден­цию уступать, отказывается от работы; не вступает в спо­ры в проблематичных ситу­ациях; невротические сим­птомы; ипохондрия, утом­ляемость.

    « + » «Сила Я»

    Сила, эмоциональная ус­тойчивость; выдержанность; спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, ра­ботоспособный, реалисти­чески настроенный.

    Эмоционально зрелый; имеет постоянные интересы; спокойный; реально оцени­вает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудно­стей. Может иметь место эмоциональная ригидность, нечувствительность.

    IV. ФАКТОР «Е»

    «-» «Конформность»

    Мягкий, кроткий, по­слушный, услужливый, любезный; застенчивый, уступчивый, зависимый; берет вину на себя, безропот­ный, пассивный.

    Покорный, подчиняю­щийся, тактичный, дипло­матичный; экспрессивный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством, властями; скром­ный.

    «+» «Доминантность»

    Доминирование, власт­ность; неуступчивый, само­уверенный, напористый, агрессивный; упрямый, возможно до агрессивности; конфликтный, своенрав­ный.

    Неустойчивый; независи­мый; грубый, враждебный; мрачный; непослушный, бунтарь; непреклонный; требует восхищения.

    V. ФАКТОР «F»

    «-» «Десургенсия, сдержанность»

    Озабоченный, спокой­ный, молчаливый, серьез­ный, неразговорчивый, бла­горазумный, рассудитель­ный.

    Молчаливый, с самоанализом; заботливый, задум­чивый; необщительный; медлительный, осторож­ный; склонен усложнять, пессимистичен в восприя­тии действительности. Бес­покоится о будущем, ожи­дает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным.

    «+» «Сургенсия, экспрессивность»

    Беззаботный, восторжен­ный, невнимательный, не­брежный, беспечный.

    Жизнерадостный, весе­лый, импульсивный, под­вижный, энергичный; раз­говорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, про­ворный. Отмечается значи­мость социальных контак­тов. Искренен в отношени­ях; эмоционален. Динами­чен в общении. Часто ста­новится лидером, энтузиас­том; верит в удачу.

    VI. ФАКТОР «G»

    «-» «Низкое супер-эго»

    Подверженность чув­ствам, несогласие с обще­принятыми моральными нормами, стандартами.

    Непостоянный, перемен­чивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует сво­им желаниям; небрежный, ленивый; независимый, иг­норирует обязанности. Под­вержен влиянию случая и обстоятельств. Беспринцип­ность, неорганизованность, безответственность. Возмож­но антисоциальное поведение.

    «+» «Высокое супер-эго»

    Высокая нормативность, сильный характер; добросо­вестный, настойчивый, мо­ралист, степенный, уравно­вешенный, ответственный.

    Упорный, стойкий, ре­шительный; достойный до­верия; эмоционально дис­циплинирован, собранный; совестливый, имеет чувство долга; соблюдает моральные стандарты и правила. На­стойчивость в достижении цели; точность, деловая на­правленность.

    VII. ФАКТОР «Н»

    «-» «Тректия»

    Робость, нерешитель­ность, застенчивость, сдер­жанность, боязливость.

    Смущается в присутствии других; эмоциональный; сдержанный; озлобленный, раздраженный; ограничен­ный, строго придерживает­ся правил, быстро реагиру­ет на опасность, отличается повышенной чувствительно­стью к угрозе; деликатный, внимательный к другим. Не уверен в своих силах; пред­почитает находиться в тени; большому обществу предпо­читает одного-двух друзей.

    «+» «Пармия»

    Смелость, предприимчи­вость, социальная смелость, толстокожесть.

    Авантюристичный, склон­ный к риску, общительный; активный, явный интерес к другому полу; чувствитель­ный, отзывчивый; добро­душный; импульсивный; расторможенный, держится свободно; эмоциональный, артистические интересы; беззаботный, не понимает опасности.

    VIII. ФАКТОР «I»

    «-» «Харрия»

    Низкая чувствительность, толстокожесть, суровость, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, <некоторая жестокость.

    Несентиментальный, ожидает от жизни; мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность; суровый (до цинизма), черствый в отноше­ниях; незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса; не фантазер; действует практично и логично; постоян­ный; не обращает внимания на физические недомогания.

    «+» «Премсия»

    Мягкосердечие, нежность, чувствительность; зависи­мость, сверхосторожность, стремление к покровитель­ству.

    Неугомонный, суетли­вый, беспокойный, ожида­ет внимания от окружаю­щих; навязчивый, ненадеж­ный; ищет помощи и сим­патии; способный к эмпа­тии, сочувствию, сопережи­ванию, пониманию; доб­рый, мягкий, терпимый к себе и окружающим; утон­ченный, жеманный, напы­щенный, притворный, арти­стичный, женственный; фантазирует в беседе и на­едине с собой, склонный к романтизму, художествен­ность восприятия мира; дей­ствует по интуиции; измен­чивый, ветренный; ипохон­дрик, беспокоится о состоя­нии своего здоровья.

    XI. ФАКТОР «L»

    «-» «Алаксия»

    Доверчивость, внутрен­ний расслабленность; соглашается с условиями, откровенный.

    Чувство собственной незначимости; жалуется на перемены; неподозрительный, свободный от зависимости; легко забывает трудности; понимает, прощает; терпимый, благожелательный по отношению к дру­гим, уживчивый; небрежно относится к замечаниям; покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе.

    «+» «Протенсия»

    Подозрительность, рев­нивость, «защита» и внут­реннее напряжение.

    Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догма­тичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах; тиран. Требу­ет от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих по­ступках, эгоцентричен.

    XI. ФАКТОР «M»

    «-» «Праксерния»

    Практичность, земные принципы, приземленность стремлений, мало воображе­ния.

    Быстро решает практи­ческие вопросы; занят сво­ими интересами; прозаичен, избегает всего необычного; следует общепринятым нор­мам; руководствуется объек­тивной реальностью, наде­жен в практическом сужде­нии; честный, добросовест­ный, беспокойный, но твер­дый. Ему свойственна неко­торая ограниченность, из­лишняя внимательность к мелочам.

    «+» «Аутия»

    Мечтательность, идеали­стичность, богатое вообра­жение, богемность, рассеян­ность.

    Поглощен своими идея­ми; интересуется искусст­вом, теорией, основными верованиями; увлечен внут­ренними иллюзиями; высо­кий творческий потенциал. Капризный, легко отступа­ет от здравого смысла. Лег­ко приводится в восторг, неуравновешенный.

    XI. ФАКТОР «N»

    «-» «Прямолинейность»

    Наивность, простова­тость. Прямой, откровен­ный, естественный, непосредственный.

    Прямой, но бестактный в обращении. Имеет неконк­ретный ум. Общительный, несдержан эмоционально.

    Простые вкусы. Отсутствие проницательности. Неопытен в анализе мотивировок. Довольствуется имеющимся. Слепо верит в человеческую сущность.

    «+» «Дипломатичность»

    Проницательность, хит­рость. Опытный, искушен­ный, расчетливый, разум­ный.

    Изысканный, умеет вес­ти себя в обществе. Имеет точный ум. Эмоционально выдержан. Искусственный.

    Эстетически изощрен. Про­ницателен по отношению к окружающим. Честолюби­вый, возможно ненадежен. Осторожен, «срезает углы».

    XII. ФАКТОР «O»

    «-» «Гипертимия»

    Беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие.

    Веселый, жизнерадост­ный. Нераскаивающийся, Безмятежный, спокойный. Нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих. Беспечен. Энерги­чен. Небоязливый. Бездум­ный.

    «+» «Гипотимия»

    Чувство вины; полон стра­ха, тревоги, предчувствий; самобичевание, неуверен­ность в себе, обеспокоенность.

    Депрессивный, подавлен, легко плачет. Легко раним, находится во власти настро­ений, впечатлительный. Сильное чувство долга, чув­ствителен к реакциям окру­жающих. Скрупулезный, су­етливый. Ипохондрик. Сим­птомы страха. Одинокий, по­гружен в мрачные раздумья, ранимый.

    XIII. ФАКТОР «Q 1 »

    XIV. ФАКТОР «Q 2 »

    XV. ФАКТОР «Q 3 »

    XVI. ФАКТОР «Q 4 »

    Вторичные факторы:

    I. ФАКТОР «F 1 »

    II. ФАКТОР « 2 »

    III. ФАКТОР «F 3 »

    IV. ФАКТОР «F 4 »

    Стимульный материал. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!