33 богатыря выходят из моря. Тридцать три богатыря

В этой главе мы ответим на вопрос: когда на Руси изобрели письменность...откуда взялся буддизм и кто такие наги....
Мы продолжаем расшифровывать древние арийские Веды, в которых сохранилось описание древней истории северного Причерноморья - по сути, первобытная история России и народов ее населяющих.

Сегодняшняя наша беседа посвящена последовательности возникновения современных народов и наций. Большинство из них - это результат смешения крови 33 первобытных народов, возникших в конце каменного века в Северном Причерноморье и Северном Кавказе.

Сначала было всего 3 народа, потом их стало 12, а затем - 33. Так родилась хромосома, которая определяет многообразие национальных характеров этносов всего мира.

В древних арийских книгах сказано: старшими детьми Кашьяпы, внука Брахмы, были асуры и боги, рожденные его тремя старшими женами. Им соответствует три древнейших народа Руси.

Боги - обитали в окрестностях современной Валдайской возвышенности, на водоразделе рек. Они породили множество народов Валдайско-Балтийского региона. Их ареал расселения совпадает с местами обитания балтийских славян кривичей и фино-угор. Для них характерна особая ментальность: северная сдержанность и равноправие в семье мужчин и женщин, с легким доминированием все же мужчин.

Асуры контролировали пространство от Дона до Урала. Их главная река была Волга. Вся их цивилизация на протяжении тысячелетий была связана с этой рекой. К их владениям относились еще и левые притоки Дона. Для мира асуров характерен уклад жизни, когда женщины собираются в коммуны для выращивания детей. Некое подобие львиного прайла. Такую организацию семьи можно наблюдать и сегодня в некоторых кварталах американских городов, заселенных афроамериканцами. Мужья приходящие и женщины вынуждено собираются в группы - так легче воспитать многочисленное семейство. Да и гаремы в мусульманских странах - это тоже рудимент эпохи матриархата. Сарасвати — в арийских Ведах речная богиня, воплощение реки Сарасвати (Святая Сара). Позднее отождествляется с богиней Вач, персонификацией Речи, и в эпический период становится богиней мудрости и красноречия, именуется дочерью, а чаще — женой Брахмы. Удивительное дело, но и сегодня все поволжские города содержат в себе имя Сары. Например: Саранск, Саратов, Самара и т.п.

Руса (это обратное чтение слова Асур). Это как бы народ обратный по своей сути Асурам. Состоял он из мужских коллективов собранных в сече и орды. К примеру, орды Чингисхана состояли из таких отбившихся от материнских родов «людей длинной воли», которые собирались на мужские игрища. Их удел - война и дальние походы. Обычно они мирно сосуществовали с матриархальными коммунами, так как те были под властью самых сильных вождей. Так работал генетический реактор, когда дети рождались от самых сильных мужчин. Руса обитали на пространстве от Дона до Днепра. В последствии Асуры стали сарматами, а Руса - скифами.

Другие десять жен Кашьяпы, внука Брахмы, дали жизнь различным родам, населившим землю, и поднебесье, и подземные миры. Сураса родила драконов, Аришта стала прародительницей сов и ворон, ястребов и коршунов, Вината породила гигантских солнечных птиц супарнов, Капила — коров; и еще многие божественные и демонические создания произошли от других жен Кашьяпы, дочерей Дакши. Кадру стала матерью нагов, Муни — гандхарвов. Змеи, коршуны и прочие животные - это топонимы или гербы родов. Всего их было 33. Все они обнаружены германским археологом Клаусом Шмидтом на Т-образных каменных столбах на Пуповинной горе (Гебекли-тепе) в Турции.

Новый факт, что за семь тысяч лет до первых египетских пирамид уже существовали крупные каменные культовые сооружения, потряс академических историков. Это не укладывалось в их схемы и по существу заставляет пересмотреть всю историю мира. И, словно этого мало, в Гёбекли-Тепе нашли нечто вроде системы письменности.


К сожалению Клаус Шмидт, не смог объяснить открытые им знаки. "Это еще нельзя назвать письменностью, это доисторические иероглифы или, скажем осторожнее, пра-иероглифы", - поясняет он. На многих камнях значки выстроены в строчки - определенно каменотес хотел что-то сказать этими строчками, и соплеменники его понимали.

Смысл этих надписей, как полагает Шмидт, еще долго останется неясным. Однако я могу утверждать, что это гербы первобытных родов, образовавшихся сразу после потопа в северном Причерноморье и на Кавказе. В русских сказках часто упоминаются 33 богатыря и дядька Черномор. На стягах русских богатырей были начертаны эти знаки, от них происходят названия множества народов Руси. Именно эти эмблемы после упрощения и стилизации легли в основу русского алфавита.

Другие десять его жен... Обычно во всех версиях Вината — мать птиц-супарнов и Кадру — мать змей-нагов. Множество народов Северного Кавказа происходят от этих 10 жен…. Нагийцы - это одна из народностей сохранившаяся до настоящих времен. Это древнейший народ, имевший на своем гербе - змею. Относительно потомства других жен Кашьяпы мы наблюдаем в эпических текстах значительный разнобой. От кого кто произошел понять теперь совершенно невозможно. Но было их 33 и их гербы со временем трансформировались в современные 33 русские буквы.
Понятно, что идет речь о том, что на Руси в рамках трех первых народностей сначала возникли 12 их региональных типов. Я уверен, что это разделение возникло на основе разделения церквей. У первых людей единая церковь состояла из четырех церквей: Макоши, Яра, Мары и Рода. Каждая из них была проявлением (аватарой) того или иного свойства единого посыла от Всевышнего. В каждом из трех первобытных анклавов (Белой, Синей и Красной Руси) возникли прихожане разных 4 церквей. Ментальные особенности верований легли на особенности характера народности - так возникло 12 колен израилевых, которые лежат в основании ментального кода любого народа и любого человека. Самое удивительное, что социологи советской школы еще в 60-х годах ХХ века обнаруживали в Восточной Европе очаги компактного проживание этих 12 региональных типов. По сути это и сесть 12 колен Израилевых.

Ниже антротипы русского населения исконных земель. Выборки сделаны в 60-х годах.

1-Ильменско-белозёрская
2-Валдайско-сортская
3-Западная верхневолжская
4-Восточно верхневолжская
5-волго-вятская
6-вятско-камская
7-клязьминская
8-центральная
9-дон-сурская
10-степная
11-средневолжская
12-верхнеокская

Наги, дети Кашьяпы и Кадру поселились в подземном мире Патала, где они воздвигли себе великолепные дворцы, блистающие золотом и драгоценными камнями. Реки в европейской России текут с Севера на Юг. «Подземный» следует понимать как «нижний», то есть в нижнем течении реки…

Мудрый змей Васуки стал царем нагов и правил в их подземном городе Бхогавати, полном невиданных на земле сокровищ. Патала — общее название для семи областей, в которых обитают наги и демоны.

ПАТАЛА - (санскр.) или Нижний мир. Общее название семи областей, в которых живут дайтьи, данавы, наги и другие народы, противостоящие северным богам, обитающим на Валдае. Названия этих областей разнятся в источниках, и только нижняя среди них постоянно именуется просто Патала, или Нагалока (мир нагов), поскольку её населяют наги-змеи. В отличие от преисподней, Патала описывается как прекраснейшее место, своего рода подземный рай из золота и драгоценных камней, где правит мудрый и бессмертный царь нагов Васука. Считается, что именно здесь хранился священный текст буддизма махаяны - сутра «Праджняпарамита», которую вынес на поверхность земли древний мудрец Нагарджуна.

Для тех кто знает хорошо географию Восточной Европы не трудно идентифицировать это место. Это среднее течение реки Дон. Там до сих пор сохранились подземные жилища Дэвов. Здесь недалеко друг от друга Дивногорье, Костенки и Семилуки. Все это недалеко от города Воронеж. Это древняя столица Сарматии, бывший в одно время главным центром арийского мира. Это место еще называют Семиречьем.

Таким образом, праБуддизм был учением сохранявшимся Волхвами в подземельях Дивногорья. Собственно оттуда арийскими переселенцами он был занесен в Азию и в ходе эволюции учения, уже там приобрел современное звучание Буддизма.

Некоторые же из нагов поселились в водах и на дне океана, в царстве Варуны. Так возникли Балтийские и Азовские варяги. Варуны Балтики станут предками викингов и образуют современную северную Европу. Варуны Азовского моря создадут Античный мир.
Змеи обитают на поверхности земли, где они стерегут сокровища и клады. Царственные змеи, трехглавые, семиглавые и десятиглавые, владеют несметными богатствами; головы их увенчаны драгоценными коронами; они могущественны и мудры: вожди великого племени нагов, они снискали милость и дружбу богов.

Змеи в качестве топонима народа нагов возник не случайно. В центре их арийского мира в Дивногорье и сегодня степные гадюки полные хозяева.
 

Каждые две недели мы клубом ходим в баню собираемся все вместе. На этот раз меня интересовал небольшой пеший маршрут в деревне Шаманка , известной своим Бруклинским мостом и утесом, олицетворяющим 33 богатыря .

Наша цель - забраться на Шаманский утес 33 богатыря.

Немного природоведения и географии.

Шаманский утес находится на левом берегу Иркута и представляет собой гряду скальных обнажений. Утес является памятником природы. Кто знает, может когда-то давным-давно Иркут обмыл гору, тем самым обнажив песчаную породу. Утес состоит из красного и сероцветного песчаника, конгломератов, доломитов и других пород.

От начала подъема на утес и до конца спуска всего 3.5 километра .


Погнали

Вооружившись треком, обсмотревшись рельефом, мы собрали консилиум из 8 взрослых и 1-го ребенка.

Трансфер тут может быть только один - авто. Ну, а кто более силен может использовать велосипед или микс электрона и велосипеда. Только надо учитывать световой день. Электрон в Подкаменную прибывает очень поздно для того, чтобы добраться до Шаманки, полазить по утесу и вернуться в Иркутск. Плюс вел тащить с собой наверх - скорость меньше.

Так как у нас большинство уже закрыло велосезон, мы отправились в пешее путешествие по утесу.

Внутреннее деление людей сформировало группы - группа А и группа Б. Группа А едет с СергемЗ (это я и Кирилл), группа Б едет с АртемомЧ (Наташа, Антон, Таня, Илья). Ещё один участник СергейЗ приехал на своей машине.


Дождались остальных. Доехали до навесного моста и отправились в путь.



По этому гребню мы и пойдем.

Немного прошли по деревне, пересекли речку Шаманка и оказались у начала тропы. Мы заходили с левого края, чтобы сделать радиалочку. Хотя подъем здесь и крутой, но вполне заходительный по сравнению с правым краем.

Крутизна подъема

Ладно, ладно, на самом деле всё было так ↓

Подъем небольшой, терпеть приходится недолго. Зато как разогрелись, ух!


Первые виды с утеса.


Отряд, стройся!

Сначала народ всё время хотел есть. Я приходила в недоумение - мы же только что начали наше восхождение, какой есть!

Долго ли коротко и на меня напал дядя Жора. Ну и в самом деле не тащить же еду всю обратно!

Остановились на привал. Мимо нашего бивака прошли две группы в разное направление. Чудеса! А я то думала тут безлюдно.

СергейЗ младший вытащил адскую штуку, которая собрала всех неравнодушных вокруг. Это был квадрокоптер. Шикарная вещь. Как было бы клево брать её с собой в покатушки и снимать сверху. Плюс можно было бы оценить ситуацию по состоянию дороги впереди. Вес штуки всего полкилограмма. В общем у коптера много плюсов, кроме цены:)


Всякие виды с высоты 687 метров.


Стоим на слоеном торте из песчаных пород.



Обратите внимание на сопки ↓. Именно там мы катаемся. Например, 2 кольца Шаманки .



На самой высшей точке утеса.


Спуск был жестокий. Сначало было подумали как круто, на велах можно технику поточить. Но спускаясь всё ниже твердо убеждались, что это место только для опытного ДХ-гонщика. Здесь вам и крутые уклоны, и ступеньки из лежащих бревен. Я бы даже сказала, что это мини-вариант дх-трассы в Байкальске.

Расположились на полянке. Опять предаваться богу еды. Ещё раз Сергей запустил НЛО. Шаманские вороны были удивлены летающему агрегату. Рыбаки интересовались - а если зарядка сядет, он упадет? Нет, он вернется к хозяину:)


После сытного обеда отправились к машинам.

Девчонки созерцают красоту.


Ну чем не сибирский каньон?))


Наверху мы всё любовались на этот домик и думали, что неплохо было бы иметь здесь дачу. Домик этот оказался заброшенным. Мы полазили в нем. Набрели на шикарную парилку - хорошая отделка и очень вместительная. В доме даже есть свет. Но в целом всё заброшено. В комнатах кровати с разбросанными матрасами и подушками. В двух комнатах камин. Два туалета.


Страница 5 из 7

Сказка о царе Салтане

«А какое ж это диво?»
- Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,

Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит...
Так и тянет и уносит...
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу - но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится -
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
- А кого же на примете
Ты имеешь? - «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

Каждая новая серия франшизы удивляет: казалось бы, дно давно пробито, но с каждым разом планка смысла и качества опускается всё ниже и ниже.

С точки зрения «силушки богатырской», теперь эта способность превратилась просто в натуральный фарс, где богатырям уже не нужны тренировки или хотя бы исполнение ратной службы. Они стали обыкновенными ширпотребными супергероями с невероятными способностями, которых обычный человек никогда не достигнет. И бесполезно пытаться им подражать, это не поможет, ибо «страшно далеки они от народа», как говаривал дедушка Ленин.

… Алёше как приклеили ярлык вечного идиота, так он с ним и носится от серии к серии. Вместо помощи по хозяйству Любаве, он постоянно норовит поиграть в свои детские бирюльки, активности сам не проявляет, только под нажимом жены. В этой серии жена пилит дрова в одиночку, а он снеговика лепит. Настоящий богатырь, нечего сказать! И это давно не воспринимается как шутка или сарказм над извечным желанием мужиков позабавиться детскими шалостями. Придурковатость стала основной частью образа данного персонажа. Иногда Алёша кажется блаженным в своей простоте и доверчивости, ведь он каждый раз выдаёт новые кредиты доверия любым упырям и пройдохам: только что его обманули и подставили — и он это понял, но уже в следующем диалоге он с энтузиазмом примеряет на уши новую лапшу от того же источника лжи. Блаженство считается труднейшим крестом, который может взять на себя подвижник. Но Алёша Попович во всех новых сериях не блаженный — он просто идиот.

Князь — тоже вечный дурачок. Как такое существо управляет государством, не понятно. И даже присутствие рядом с ним «умного» коня Юлия не спасает ситуацию, потому что от его советов всегда только хуже. Они — как два сапога пара, попадают в переделки из-за собственной глупости. Никакого нравоучительного посыла в этих персонажах нет: мелочные, лживые, вороватые, подлые твари. И всё с них — как с гуся вода.

Антагонист в этой серии, олицетворяющий источник зла, молодой амбициозный «тринадцатый месяц», не понёс заслуженного наказания за «наломанные дрова». Ему тоже выдают кредит доверия на всё будущее время в виде награды, которой он не имел до того, как натворил столько плохого в этой истории. А как же ответственность? Доверчивым детишкам, для которых снимают этот шлак, посредством этих махинаций внушают, что добрые взрослые всё простят. А может даже и выдадут награду. Никого никогда не сажают на дыбу, не ссылают на каторгу. Даже не отправляют на камбуз чистить картошку! Всегда — прощение и награда. Но зачем? В чём воспитательный посыл? Многовековая народная мудрость говорит о том, что попранная честь восстанавливается с огромным трудом: раз соврал, а век веры не имут; раз украл — на век вором стал; хороши ребятки, да слава худа и т. д. А в этих богатырских байках сплошная профанация. Хотят воспитать из наших детей безответственных инфантилов. Я категорически против!

Так называемая принцесса Египта почему-то выведена в название, будто на её персонаже будет сделан какой-то акцент. На самом деле роль ей была отведена очень небольшая и по большей части дурацкая: проспав тысячи лет, первым делом после воскрешения она вознамерилась отдаться плотским утехам… И хотя предполагается, что это была знаменитая египетская красавица Нефертити, но рожа у неё — Шарапов отдыхает! Зачем? — бесполезно задаваться дурацким риторическим вопросом, ибо всё в этом мультфильме бессмысленно. И беспощадно к здравому смыслу. Так называемые перипетии сюжета и поведение героев — это какой-то треш! Абсолютно необъяснимая для здравого смысла «движуха», в которой гиперболизировано всё, но в первую очередь идиотизм. Например, падение с огромной высоты не причинило никакого вреда обычному живому человеку, и в подобном неестественном ключе протекало любое действо: поднятие руками пирамид, танцующий каменный сфинкс, непредсказуемый «бешеный» олень, сообразительные милые крокодилы и т. д. Всё, всё, всё оторвано от жизни, всё превращено в сумбурный, необъяснимый, нелогичный сон!

Даже гипертрофированные тела богатырей уже просто достали своей непропорциональностью. Когда-то поначалу это смотрелось прикольно, как особый тонкий стёб над перекачанными современными супергероями. Сейчас — просто раздражает: на огромном теле, величиной с четверть дома, маленькая-маленькая головка, с умными глазами и благородным лицом. И такие же махонькие ножки. Эта непропорциональность прививает дурной вкус у детей, в отличие от прекрасных мультипликационных сказок, нарисованных в середине прошлого века, например «Аленький цветочек», где герои имеют нормальные красивые тела и лица. Перекос в сторону «мультяшности» в продолжающемся сериале, ориентированном исключительно на детей, мешает привитию им хорошего вкуса. Для первых трёх серий, где раскрывались персонажи главных героев, эта «мультяшность» была вполне приемлема, ибо они были в том числе ориентированы и на взрослую аудиторию, были хоть как-то насыщены добротным взрослым юмором. А продолжение сериала смотреть просто невозможно, потому что это превратилось в нескончаемый горячечный бред!

Вывод. Смотрел, только успевая подхватывать челюсть от удивления. Ни единой шутки, не говоря уже о смешной. Никакой душевности, никакой назидательности. Просидел перед экраном в полном недоумении, глядя, как баран на новые ворота. Худшей дряни трудно и придумать. Платить за это деньги — совершать преступление перед собой и перед светлым будущим (прошу рассматривать это, как идеологию).

Но кажется, что задел ещё есть у создателей этого сериала, и пока родители будут продолжать оплачивать это «творчество», на свет будут появляться новые и новые «богатырские шедевры», где «богатырская» ширма является лишь способом неумной и неумелой драпировки самых отмороженных идей. Пожалуй, какой-нибудь самый-самый тупой американский мультсериал в итоге будет смотреться более респектабельно рядом с нашими знаменитыми, давно вышедшими в тираж богатырями. Так победим!

Интересно, кто-нибудь задавался вопросом, почему, спустя столько лет, ни в одной богатырской семье не родился ребёнок? С физиологической точки зрения речь может идти только о бесплодии всех этих персонажей. На вид здоровые мужские и женские особи, а потомства у них нет…

И кстати, это тоже закладывает в детское подсознание образ пожизненного поведения: живи для себя, наслаждайся приключениями, бери от жизни всё и ни чем себя не связывай. В особенности — детьми. Так победим!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!