А был ли тот геноцид? Признают ли США геноцид индейцев.

Обвинения есть, с доказательствами не густо

До сих пор не названы окончательные цифры погибших в Южной Осетии. И в то же время уже 26 августа глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил "Российской газете", что факт геноцида осетинского народа подтверждается полностью. Однако никаких доказательств своих слов не привел.

Жизнь в Южной Осетии постепенно возвращается в свою колею. Ведутся восстановительные работы, и одновременно продолжается подсчет погибших в этой короткой пятидневной войне. И, что, в общем, легко можно понять, опубликованные цифры не сходятся с тем, о чем официальная пропаганда твердила во время конфликта.

Итак, сразу после обстрела, которому подвергли Цхинвали грузинские военные, югоосетинские власти говорили о более чем 1600 погибших. Затем была обнародована другая цифра - 2100. Ее до последнего времени повторяли российские СМИ, ее же назвал на пресс-конференции 23 августа заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын - сославшись на данные МВД Южной Осетии.

Тем не менее, 26 августа в своем заявлении о признании независимости Южной Осетии и Абхазии президент РФ Дмитрий Медведев сказал: "...ночной расстрел Цхинвали грузинскими войсками привел к гибели сотен наших мирных граждан..."

Странные фото

Сразу после завершения боевых действий, по факту массовой гибели людей в ходе вооруженного конфликта Прокуратурой Южной Осетии было возбуждено два уголовных дела: 11 августа - по статье Уголовного кодекса РЮО "Убийство двух или более лиц", а 12 августа - по статье 357 УК РФ ("Геноцид"). В рамках расследования этих дел, которые позже были объединены в одно производство, и ведется подсчет жертв конфликта. Последними данными 28 августа поделился с журналистами генеральный прокурор Южной Осетии Теймураз Хугаев. Он заявил, что, расследуя "факты геноцида со стороны грузинских агрессоров", прокуратура эксгумировала и идентифицировала тела 276 погибших. Кроме того, как пояснил Хугаев "установлено еще 168 могил в Цхинвали и в окрестных селах, которые прокуратура без участия родственников не может трогать. В следственных документах фигурирует еще одна цифра относительно погибших - это 35 человек, которые были вывезены родственниками за пределы республики и захоронены в Северной Осетии, а также в других регионах РФ.

Хугаев подчеркнул, что в настоящий момент в списках погибших и без вести пропавших значатся 1692 человека. "Работа по установлению точных данных о числе погибших продолжается, есть тенденция к тому, что скорбный список будет меньше названной цифры, - отметил прокурор. - Это связано с тем, что выявляются новые факты, свидетельствующие о судьбе занесенных в этот перечень". К примеру, по словам Теймураза Хугаева, нашелся 41 человек из числа считавшихся погибшими. Оказалось, что эти люди находились на территории Грузии. По словам генпрокурора, в качестве заложников.

Цифры, названные генпрокурором Южной Осетии, отличаются не только от тех, которые фигурировали в СМИ во время конфликта, но и от информации, озвученной, к примеру, в эфире государственного телеканала "Вести". По его сведениям, в Южной Осетии погибло 1492 человека. Примерно о том же сообщила и председатель Комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева. Она заявила, что количество граждан Южной Осетии, погибших в результате геноцида, точно не превышает 1,5 тыс. человек.

А вот Следственный комитет при Прокуратуре РФ (СКП РФ) за неделю до выступления Хугаева заявил, что пока установлены имена 133 убитых мирных жителей. Глава СКП Александр Бастрыкин прокомментировал эти расхождения в интервью "Российской газете". Объясняя, какими данными оперирует СКП, он сказал: "Речь идет о погибших, которых удалось точно опознать. Это только те, чьи документы мы смогли найти. Огромное количество могил мы пока вскрыть не можем. Надо сначала найти тех, кто хоронил, - родственников, друзей. Многие завалы, где могли остаться погибшие жители, еще не разобраны. Собрана масса свидетельских показаний о том, что грузинские солдаты забрасывали гранатами подвалы, где скрывались жители Цхинвали. Представляете, что там осталось от тел? Это сплошное месиво. А удары "градов", которые сплошным огнем накрывали жилые кварталы, рвали людские тела в клочья".

И вот тут возник вопрос N 1. Постулат о "полном уничтожении" Цхинвали с применением систем залпового огня "Град" и тяжелой артиллерии послужил одним из оправданий военного вмешательства России в грузино-югоосетинский конфликт. Но эти слова так и остались словами. Российские телеканалы упорно не показывали новый "Сталинград" с высоты птичьего полета, газеты не публиковали данных военной аэрофотосъемки или спутниковых снимков. А вот UNISAT - программа ООН по обеспечению доступа международного сообщества к космическим снимкам - опубликовала данные дешифровки космической съемки Цхинвали и его окрестностей. Снимки сделаны 19 августа 2008 года американским спутником WorldView1 и тайваньским аппаратом Formosat-2. Анализ фотографии показал, что в Цхинвали и его окрестностях разрушены 438 объектов, в том числе 346 полностью и 92 - частично. Наибольшие разрушения зафиксированы в грузинском селе Тамарашени (177 объектов), расположенном к северу от Цхинвали. Скорее всего, село было разрушено ответным огнем, после того как военная операция набрала обороты. Ведь, по словам очевидцев, в первые дни войны из Тамарашени велся огонь по Цхинвали.

Столица же Южной Осетии пострадала значительно меньше. Вопросы у специалистов вызывает и такой факт: в основном оказалась разрушена малоэтажная застройка, в то время как большинство многоэтажек уцелело. Что достаточно странно, учитывая факт применения тяжелой артиллерии и "градов". Кстати, сложно предположить, что российские войска, выбивая грузин из Цхинвали, делали это без применения тяжелой артиллерии.

Чем доказывать будете?

Но вернемся к громким заявлениям. Итак, российская сторона обвинила грузинских военных, вторгшихся в зону конфликта в ночь на 8 августа, в "совершении действий, направленных на уничтожение граждан РФ, проживающих в Южной Осетии и являющихся осетинами по национальности". В этой связи СКП РФ 14 августа возбудил уголовное дело по статье 357 УК РФ ("Геноцид"). А уже 26 августа глава СКП Александр Бастрыкин заявил "Российской газете", что факт геноцида осетинского народа подтверждается "полностью". Достаточно смелое заявление, если учесть, что следственные группы работают в разрушенном городе.

Но самое главное даже не в этом. Дело в том, что факт геноцида надо доказывать. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Впервые слово "геноцид" прозвучало в 1933 г. в Мадриде - на конференции по унификации международного уголовного законодательства. Оно было образовано с использованием греческого genos - "род, племя" - и латинского caedo - "убиваю". Авторство принадлежит польскому юристу еврейского происхождения Рафаэлю Лемкину, который призвал Лигу Наций (довоенный прообраз ООН) принять международную конвенцию для предупреждения военных преступлений и варварства. В 1945 г. этот термин был использован в официальном документе - на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками. В обвинительном заключении говорилось, что обвиняемые "осуществляли намеренный и систематический геноцид, то есть истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных групп, особенно евреев, поляков и цыган, а также других". Наконец, 9 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него". Согласно конвенции, геноцид - это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. А именно: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

В последние годы понятие "геноцид" используется достаточно широко для характеристики ситуации, когда представители меньшинств становятся жертвами организованного насилия. Однако в международной практике этот термин употребляется лишь в нескольких случаях. Геноцидом вполне официально называют действия нацистов по уничтожению евреев и цыган, события в бывшей Югославии (геноцид хорватов и мусульман) и Руанде (убийство вооруженными представителями племени хуту в 1994 г. около 800 тыс. представителей племени тутси). Кроме того, лидеры ООН и многих государств мира обвиняют Судан в организации геноцида населения провинции Дарфур (были истреблены до 300 тыс. человек).

Как заявил в интервью российской интернет-газете "Избранное" юрист программы "Защита прав человека с использованием международных механизмов" Правозащитного центра "Мемориал" и Европейского центра по защите прав человека Григор Аветисян, перед российскими юристами стоит непростая задача: необходимо доказать, что "человек убит именно потому, что он осетин, и что именно осетины были целью уничтожения".

В мае 1999 года Госдумой РФ был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента. Одним из главных оснований для импичмента Борису Ельцину стали обвинения в геноциде собственного народа. Насколько они были обоснованы?

Самый из самых

«За всю многовековую историю России еще не было случая появления на государственном Олимпе вождя, столь презираемого и ненавидимого народом, как Вы, президент Ельцин», – это высказывание жителя Куйбышева А. Волосникова, которое в конце 90-х выражало мнение многих россиян. Дефолт 1998 года, после которого популярность Ельцина уверенно катилась к нулевой отметке, стал последней каплей переполнившей чашу терпения общественности.

Созданной в 1999 году специальной комиссии Государственной думы под руководством депутата от КПРФ Вадима Филимонова было поручено рассмотреть возможность отрешения Ельцина от власти. Согласно действующей Конституции, для импичмента требовалось набрать не менее двух третей голосов депутатов.

Однако у народных избранников по этому вопросу не было единства мнений. В итоге ни по одному из пунктов обвинений – развал СССР; расстрел здания Верховного Совета; развязывание войны в Чечне; развал армии; геноцид русского народа – не было набрано необходимого числа голосов. Существует мнение, что этому поспособствовал аппарат президента, пустивший в ход все средства – от административного нажима до прямого подкупа депутатов.

Тем не менее, итоги импичмента вторичны. Гораздо важнее другой вопрос, были ли основания для предъявления Ельцину столь серьезных обвинений, наиболее обсуждаемым из которых стал пункт о «геноциде русского народа». Следует отметить, что вменяя Ельцину в вину столь тяжкое преступление, парламентская комиссия прибегала не только к голословной риторике, но и оперировала собранными цифрами, отражающими реальное положение дел в стране.

«Гробов больше, чем колыбелей»

Как утверждает обвинение, именно правительство Ельцина ответственно за итоги проведенных в стране экономических реформ, повлекших за собой «грабительскую приватизацию», разрушение всей системы хозяйствования и конфискацию банковских вкладов граждан на суммы в несколько триллионов рублей. Все это, по мнению депутатской комиссии, привело к тому, что уже к 1993 году по уровню жизни Россия с 25 места опустилась на 68.

Многими признано, что меры, принятые Ельциным по изменению социально-экономических отношений, косвенно повлияли на демографическую ситуацию в стране. По оценке депутатов от КПРФ, за период с 1992 по 1998 годы естественная убыль населения составила 4,2 миллиона человек, при этом ежегодно численность трудоспособного населения страны уменьшалась на 300 тысяч. Исследования демографов дополняют пугающую цифру данными по российской глубинке: только за первые 5 лет президентства Ельцина в России обезлюдело свыше 19 тысяч деревень.

К 1993 году Россия достигла печального показателя: уровень смертности в 1,6 раза превысил уровень рождаемости. Как горько заметили демографы, «гробов потребовалось больше, чем колыбелей». В 1996 году был зафиксирован еще один антирекорд – Россия оказалась лидером по самому высокому уровню смертности и самому низкому уровню рождаемости среди стран СНГ. За этот страшный год население страны сократилось почти на 1 млн. человек.

При этом комиссия не озвучила данные по оттоку населения из страны за период президентства Ельцина. Между тем, по подсчетам неправительственной организации, Российского фонда фундаментальных исследований, только в первой половине 90-х из страны эмигрировало около 80 тысяч ученых, в результате чего бюджет недополучил порядка $60 млрд. В общей сложности с 1991 по 1999 год из России в страны дальнего зарубежья выехало не менее 3 млн. граждан.

Затянуть пояса

Катастрофическая ситуация с демографией в России стала прямым следствием неуклонного падения уровня жизни россиян в девяностые. По данным Госкомстата, доходы населения в условиях инфляции с 1992 по 1998 годы выросли в 231 раз, но на месте не стоял и прожиточный минимум, увеличившись за тот же период в 248 раз. Это привело к тому, что к 1998 году в 147-миллионом государстве ниже прожиточного минимума оказались доходы 32 млн. граждан.

Но даже предельно низкие зарплаты выдавались с задержкой. Согласно данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, суммарная задолженность по выплате заработной платы на 1 января 1996 года составляла 13,4 млрд. рублей, на 1 декабря 1998 года эта цифра уже подобралась к отметке 84,9 млрд. рублей.

В умышленной политике, направленной на обнищание населения, президента, конечно, обвинить нельзя, однако, как заявлял Председатель Комитета по безопасности Госдумы РФ II созыва, член КПРФ Виктор Илюхин, «Ельцин осознанно не допускал хотя бы минимального улучшения материального состояния вымирающих народов России».

Излишне радикальный характер ельцинских реформ привел к тому, что суточный рацион россиянина в среднем сократился на 1000 калорий. Согласно цифрам, озвученным Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по экономической безопасности, в 1997 году по сравнению с 1990-м произошло снижение потребления мяса на 35%, молока – на 41%, яиц – на 31%.

На произвол судьбы

К середине 90-х государство фактически утратило возможность управлять развитием рыночных отношений в стране, предоставив возможность людям зарабатывать «кто как может». И началась борьба за выживание, которая спровоцировала бесконтрольный рост цен на товары первой необходимости, коммунальные услуги и транспорт.

На произвол была оставлена и социальная сфера: в стране резко увеличился удельный вес предоставляемых за деньги медицинских и образовательных услуг. Особенно тревожной стала ситуация в сфере медицинского обслуживания. По данным Министерства здравоохранения, в соотношении на каждые 100 тыс. жителей показатели заболеваемости туберкулезом увеличились с 35 до 73 человек, сифилисом – с 13 до 277, психическими расстройствами – с 274 до 348.

В крайне тяжелой ситуации оказались подростки из неблагополучных семей, многие из которых приобщись к алкоголю и наркотикам. Только за один 1996 год количество наркоманов среди детей выросло в 53 раза. Серьезное беспокойство вызывал и факт раннего вступления в половую жизнь. В 1997 году министр здравоохранения России Татьяна Дмитриева заявила, что «50 процентов сегодняшних мальчиков, которые начинают половую жизнь в 14 лет, уже неспособны будут иметь детей».

Несмотря на то, что практически всеми признается колоссальный урон, принесенный населению эпохой президентства Ельцина, в последнее время все чаще слышатся голоса, призывающие взвешенно оценивать итоги ельцинского правления, учитывая сложности, которые переживала наша страна после развала СССР. Например, бывший министр МВД Андрей Дунаев уверен, что роль Бориса Николаевича в период становления России как независимого государства скорее положительная, и главной его заслугой он называет приобретенный нами уровень свобод, немыслимый в советскую эпоху.

04.05.2013

Геноцид — преднамеренное решение той или иной этнической или религиозной группы, лидера или правительства, истребить определенную группу людей по религиозным, культурным, расовым, политическим или другим причинам. Это, топ-10 самые ужасные Геноциды народов. О таких как холокост или геноцид Армян , многие знают, но в истории их было гораздо больше, десять самых ужасных ниже.

№ 10. Геноцид амаликитян и мадианитян

Геноцид народов не является изобретением современного человечества. Первым примером стало противостояние израильтян и двух народов амаликитян и мадианитян. Геноцид был крайне локализованным, погибло не менее нескольких десятков тысяч людей за несколько десятилетий.

№ 9. Северная Корея (1945-настоящее время)

Сколько людей погибло в «раю для рабочих» вероятно, никогда и никто не узнает. Но есть версия, что Пхеньян находится в состоянии войны с собственным народом с момента прихода «Великого вождя» к власти в 1945 году. Конечно, несколько миллионов крестьян умерло от голода, начиная с середины 1990-х годов, но при этом известно, что Северная Корея систематически и умышленно препятствовала доставке продовольственной помощи в области, наиболее страдавшие от нехватки продовольствия. И, конечноне стоит забывать около миллиона человек, в том числе женщин и детей, обвиняемых во всевозможных «преступлениях», которые погибли в лагерях Северной Кореи за последние 65 лет.

№ 8. Изгнания этнических немцев после Второй мировой войны (1945)

Многие ученые считают это скорее переселением, нежели настоящим геноцидом народа . Тем не менее, насильственное перемещение около 14 млн. этнических немцев и их союзников славян из Советской России, из оккупированных районов Восточной и Центральной Европы в период после Второй мировой войны, вошел в историю как явление очень близкое к геноциду, особенно если учесть, что от полумиллиона до двух миллионов и из них не пережили путешествие. Хотя большинство из этих смертей случились по вине голода и болезней, многие немцы были напрямую убиты в трудовых лагерях Советов.

№ 7. Раздел Индии (1947)

Это один из немногих геноцидов в истории, который не был политически мотивирован и не организован правительством, а произошел спонтанно. Он стал результатом раздела крупнейших и наиболее важных колоний Великобритании в Индии в 1947 году. Было решено разделить индуистские и мусульманские районы (Индия и Пакистан соответственно), решение, в результате которого миллионы мусульман, индуистов и сикхов остались «не с той стороне границы». В результате миллионы людей были изгнаны из своих домов и вынуждены были направиться за сотни километров в поисках новых, между группировками возникали постоянные распри. Всего погибло около 16 млн человек.

№ 6. Резня Руанде (1994)

Причиной геноцида может являться не только политические противоречия, но и племенные различия. Примером является Руанда, где долгое время правили представители тутси и контролировали население страны, большую часть которого составляли представители племени хуту. За период их правления, который закончился в 1962 году, погибло от 500000 до 1000000 человек. Напряженные отношения в итоге привели к военному конфликту в 1994 году, когда президент хуту Хабиаримана умер при загадочных обстоятельствах в авиакатастрофе. Это вызвало кровавые разборки между соседями-двумя народами.

№ 5. Геноцид армян (1915-1923)

Несмотря на то, что сегодня политики стараются не вспоминать об геноциде армян , но ученые считают, что первый крупномасштабный организованный геноцид 20-го века, был начат турками под руководством военного министра Энвера-паши (1881-1922). После первой мировой войны в Турции было убито, депортировано или умерло от голода около 1,8 млн. армян и сотни тысяч людей других национальностей. Османы, вероятно, первые в истории ввели понятие «концлагеря» в действие. Современные турки не признают того факта, что существовал геноцид, называя это просто массовой депортацией людей, которые вступили в союз с русскими, а в итоге погибли от истощения. Однако мнение историков отличается.

Геноцид Армян. Видео

№ 4. Поля смерти Камбоджи (1975-1978)

Когда красные кхмеры свергли правительство Камбоджи в 1975 году и создали Коммунистическую «утопию» на ее месте, их первым актом был приказ уничтожить любого, кто получит титул «враг государства». Это касалось не только бывших членов старого режима и военных, но и журналистов, преподавателей, бизнесменов, представителей интеллигенции, буддистов, и даже людей, которые просто носили очки! Хотя общее число людей, погибших в этой недолгой, но ужасной, репрессии никогда не будет доподлинно известно, по оценкам, погибло не менее двух миллионов человек (почти 20% населения Камбоджи). Если бы не произошло вьетнамского вторжения в 1979 году, в результате которого кхмеры были свергнуты, число жертв однозначно было бы больше.

№ 3. Холокост (1939-1945)

Стоит ли пояснять, что означает слово «холокост »? Что это целенаправленное уничтожение еврейской нации, представители которой проживали на территории Германии. На деле же это уничтожение распространилось на целые социальные и этнические группы, включая масонов, цыган, геев, безнадежно больных. В итоге было уничтожено около 1/3 всех евреев мира и 60% еврейской нации Европы, 1/3 цыганского народа, 10% поляков, 3 миллионов советских военнопленных и д.р.

Холокост. Видео

№ 2. Сталинская эпоха в СССР (1929-1953)

В то время, как Адольф Гитлер представляется всем одним из , многие забывают про Иосифа Сталина, под правлением которого вся страна превратилась в концлагерь. По некоторым оценкам в результате его репрессий и политики погибло до 20 млн. человек.

№ 1. Большой скачок и культурная революция в Китае (1949-1976)

Политика «большого скачка» была направлена на экономическую и политическую модернизацию. Однако учитывая, что 90% населения занималось в то время исключительно сельским хозяйством, для китайского народа это стало большим стрессом и более того, смертью от 20 до 40 миллионов человек. Неверные реформы и непредсказуемый климат привели к голоду и смертям. Практически сразу после большого скачка пришла «культурная революция», которая заключалась в политизации всех областей жизни, сопровождалась насилием и беспорядком в руководстве страны. В ходе культурной революции было репрессировано 5 млн человек.

Чего скрывать, тема так называемого геноцида народов Кавказа Россией поднимается в обществе с завидным постоянством и каждый раз под тем или иным благовидным предлогом. А поводов таких хоть отбавляй. То Олимпиада приключится в Сочи, то у местечковых олигархов вдруг разыграется аппетит на очередную подачку из Российского бюджета, или вдруг привилегий им каких нестерпимо захочется, ну и опять же слащавые посулы «наших заокеанских «друзей» со счетов сбрасывать не нужно. И тут, как всегда кстати, беспроигрышный вариант — очередная «обидка» кавказцев на произвол царской России. Ну чем не повод попросить для себя очередных благ? Да вот только сдается мне, что в реалиях, дело здесь, далеко не в унижениях и страданиях, выпавших на долю предков 200 лет тому назад, а в обычном «шкурном» вопросе. И это совсем не сложно доказать.

Давайте попробуем разобраться: был ли пресловутый геноцид кавказцев на самом деле или это просто безотказный вариант для получения очередной подачки из государственной казны. Обратимся к истории, но не к адаптированной современной версии, удобной для одной из сторон, а к строго историческим, научно доказанным фактам. Возьмем к примеру «черкесский» вопрос, под которым принято понимать процесс вхождения адыгских племен Северного Кавказа в состав Российского государства. Конечно, процесс этот шёл не быстро и не гладко, но имел взаимный интерес, а также явные плюсы для каждой из сторон. В многовековой истории русско-кавказских отношений можно найти примеры, как непримиримого противостояния, так и взаимовыгодного сотрудничества и даже крепкой дружбы. Начнем, что называется, с самых истоков. Не секрет, что в начале 19 века России были нужны крепкие и долгие отношения с Кавказом для обеспечения безопасности своих границ. Причем предполагалась не игра в одни ворота – получение конкретной выгоды для себя, а полноценные взаимовыгодные и не побоюсь этого слова, партнерские отношения. Русским было необходимо построить крепости на восточном берегу Черного моря, которые вместе с флотом могли бы защищать южные рубежи государства. Местному же населению: небольшим, разрозненным, а потому и слабым племенам адыгов, требовалась защита от более сильных противников. Соответственно им было очень выгодно иметь такого мощного и могучего соседа и покровителя, как Российское государство. Вот вам уже и первый плюс добрососедских отношений. Правда, поняли кавказцы это, к сожалению, не сразу. А насчет племён, увы, но это не опечатка. На тот момент, упивающийся своим «былым величием» адыгский народ, находился на более низкой ступени развития, нежели русский. Даже высшее сословие горцев было «тёмным», отсталым, не обученным грамоте. Откуда же ей было тогда взяться? На тот момент даже речи не шло о создании своей письменности. Жизнь разобщённых горских племён была крайне примитивна. Они пасли скот, готовили нехитрую пищу да промышляли воровством: попросту тыря у соседей, то что плохо лежит. Как не прискорбно это осознавать потомкам «великой нации», но, как говорится, из песни слов не выкинешь, всё именно так и было.

Понятное дело, что изначально идея потесниться и обзавестись новыми соседями не вызвала у местных племен особого восторга. Да к тому же, очередные наши «друзья» — англичане, имевшие свой интерес на Кавказе, явно не хотели терпеть конкурентов: всячески старались их устранить вначале при помощи турок и персов, а позже — руками местного населения. Но, как известно, русские не сдаются! И это в очередной раз доказали наши военачальники такие, как Барахович и Евдокимов, грамотно доведя дело до логического завершения. Н.И. Евдокимов был назначен в сентябре 1860 г. командующим войсками Кубанской области, именно тогда и был окончательно определен план покорения Западного Кавказа, утвержденный князем А.И. Барятинским. Он предполагал движение русских войск параллельно Главному Кавказскому хребту от реки Лабы на запад и от моря на восток навстречу друг другу. В конечном итоге этот замысел был успешно осуществлен на практике, что позволило окончательно сломить сопротивление воинственно настроенных горцев. Но прежде чем загрохотали пушки, с кавказцами попытались в очередной раз договориться и решить дело миром. На этот раз к ним обратился сам император. Я подчёркиваю, император сам лично вёл переговоры, предлагая заключить мир и не проливать понапрасну кровь. Разве это не знак уважения и желание наладить добрососедские отношения??? Но увы, как и в большинстве случаев разум не сумел обуздать горячую горскую кровь, и мирные переговоры закончились ничем. А спустя несколько месяцев стало очевидно, что в войне произошёл перелом. Перед черкесами был поставлен нелёгкий для них выбор: либо покориться и переселиться на контролируемые русскими войсками земли, либо перебраться в Турцию, где, как считали многие адыги, султан обеспечит своим братьям мусульманам райскую жизнь. Замете, кто бы что не говорил, но принудительно адыгов никто не выселял. Им было предоставлено право выбора! Причем это сказано не для красного словца, а это доказанный исторический факт! В чем же здесь тогда можно усмотреть геноцид??? Решение-то принималось племенами самостоятельно, без давления русских «обидчиков».

Инициаторами переезда в «заморский рай» стали представители духовенства и привилегированных сословий горцев, стремящихся сохранить свои феодальные права на крестьян, которых неизбежно бы потеряли, войдя в состав России (если помните, у нас крепостное право отменили в 1861 г.). В Турции на тот момент проживало довольно много выходцев с Кавказа, нетерявших родственных связей с соплеменниками. Они также оказывали немалое воздействие на процесс выселения. Не осталась в стороне и британская дипломатия, видевшая в горцах инструмент, который можно было использовать против России. В общем, в промежуток с 60-х по 90-е годы 19 века порядка 750 тысяч адыгов благополучно оставили родину предков и трусливо бежали в Турцию. Но ненужно забывать и тот факт, что русские не просто пожелали счастливого пути искателям лучшей доли, а оказали им реальную помощь. С этой целью даже создавались специальные комитеты, следившие за тем, чтобы горцы могли выгодно продать своё имущество, которое невозможно было забрать с собой, предоставлялись пособия для особо нуждавшихся, заготавливались запасы продовольствия и одежды. Власти следили, чтобы судовладельцы, перевозившие переселенцев, в корыстных целях не перегружали свои корабли и тем не увеличивали смертность населения.

Как известно, всё познается в сравнении. В этом очень быстро убедились эмигранты, пожив на негостеприимной чужбине. Они в полной мере оценили все прелести проживания на родине и многие даже хотели вернуться. Однако на тот момент Россия не была готова принять такое количество перебежчиков.

После благополучного завершения Кавказской войны было организовано переселение адыгских племен, решивших остаться на своей родине. И поверьте, они ничуть не прогадали! Ведь разрозненным горским племенам это не только помогло сплотиться в единый народ, но и дало хороший толчок для дальнейшего развития. У горцев кардинально изменился стиль ведения домашнего хозяйства, отношение к жизни и даже облик жилищ – на смену лёгким плетнёвым постройкам пришли основательные дома, как символ стабильности и безопасности. Естественно, сразу и полностью искоренить воровство в обществе, которое долгое время считало это удалью, не удалось, но активная работа в этом направлении велась и ведётся и по сей день.

Заслуживает особого внимания и тот факт, что российские власти, стремясь максимально сохранить привычный для горцев общественный уклад, издали четвёртого июня 1865 года «Положение об управлении горцами Кубанской области», в котором оговаривалось право разбирать в окружных судах возникающие споры, руководствуясь сводом законов горцев – адатом. Но сделать это не удалось, причём не по злой воле царских чиновников, а в связи с отсутствием единых для горских племен народных обычаев. И тогда на основе адата были специально разработаны общие правила, что также сыграло не последнюю роль в объединении адыгских племен в единую народность. Кроме того, большой толчок в развитии горцев сыграла и отмена крепостного права. Только в Кубанской области к 1868 году обрели свободу 16 367 человек, которые впоследствии уже самостоятельно распорядились своей судьбой. Идём дальше. Вместе с освобождением от феодального ига горских князей русские принесли горцам свою культуру, обучили грамоте. В 1878 году Хаджибеком Анчоком была составлена адыгейская азбука на основе арабской графики, а там уже недалеко оставалась и до появления адыгейского литературного языка. Был и ещё один большой плюс в переселении горцев на равнину: у них появилась отличная возможность заниматься сельским хозяйством, что не только существенно разнообразило пищу, но и давало возможность получать деньги от продажи сельхозпродукции. А это в свою очередь стало очередным шагом по пути зарабатывания денег честным путём и ухода от традиции экспроприировать соседское добро.

Как показала практика, горцы оставшиеся на земле предков, в более комфортных условиях проживания стали быстро плодиться и размножаться. Судя по статистике тех лет, местное население, проживавшие в Кубанской области с 1893 по 1915 гг. увеличились с 94 040 человек до 135 606 (на 44,20%), т.е. за какие-то 20 лет численность адыгов увеличилась практически на половину!!! Ну чем это не показатель хорошей жизни с русскими соседями???? Если верить господам «правдолюбцам», которые на каждом углу кричат о массовых репрессиях и геноциде горцев, то результат явно должен быть противоположным. За это время от их «великой нации» должна была, в лучшем случае, остаться лишь жалкая горстка худых, бледных и измученных пытками узников, в худшем – вообще исчезнуть с лица Земли. А теперь для сравнения обратимся к судьбам их соплеменников, выехавших в Турцию. Из оказавшихся в Анатолии 220 тысяч черкесов с ноября 1863 г. по сентябрь 1864 г. около 100 тысяч умерло от голода и болезней в карантинных лагерях и ещё десять — были проданы в рабство! Ну как вам такая математика??? За год обещанной «райской жизни» в Турции ряды эмигрантов поредели в двое !!! Многие не дождались обещанных домов на морском побережье, а были размещены в пустынных местностях Малой Азии. Да к тому же и постоянные перемещения с одного места на другое, вели к массовой смерти переселенцев. Но и это ещё не вся беда — в новых условиях значительная часть адыгов потеряла свою самобытность, «опылившись» от местного турецкого населения. Как это произошло, например, с племенем убыхов, ушедших в Турцию в полном составе и там за сто лет полностью утративших свое этническое своеобразие. Недаром многие из них стремились вернуться на родину, считая, что в России им было гораздо лучше, чем в Османской империи.

Ну, и в завершении небольшое резюме, так сказать, подведём итог вышесказанному. Что же получается, «тёмным», отсталым, недружным, да, и к тому же, вороватым племенам черкесов русские помогли, в прямом смысле этого слова, спуститься с гор на плодородную землю равнин, и вместо горячей благодарности, в ответ слышат лишь бесконечные упреки, жалобы и напоминания о давних обидах. Выходит, что для горцев было бы высшим благом до сих пор жить, высоко в горах, в холодных плетёных из прутьев лачугах, без света и воды, пасти овец, промышлять воровством и гонять на ишаках, не имея не малейшего представления о благах цивилизации???? А геноцидом в этом случае, наверное, стоит считать обучение кавказцев грамоте, лечение, создание системы, правосудия, строительство больниц и роддомов, школ и Домов культуры, дорог и мостов, проведение линии электропередач и газопроводов??? Если следовать логике, то всё получается именно так.

Ну, а если уж быть до конца откровенными, то и Россия не всегда была довольна своими шумными, беспокойными и чрезвычайно конфликтными соседями. Но, тем не менее, на правах старшей, мудрой и всепрощающей сестры, никогда не выказывала своего недовольства, терпеливо относясь к совсем недетским «шалостям» младшего, и несмотря ни на что, любимого брата. Всегда первой приходила на помощь, забывая о старых обидах, помогая, что называется, по полной программе и при этом ни разу не оставив в беде. Ну, что, дорогие оппоненты, есть, что на это возразить или, как говорится, без комментариев?

На пути к Первой мировой войне

С 1912 г. Россия вновь инициировала постановку вопроса перед Стамбулом о проведении реформ в армянонаселенных регионах Османской империи. На первый взгляд это может показаться неожиданным, т.к. в предшествующий период российские власти предпринимали значительные антиармянские шаги внутри страны. Следовательно, возврат Петербурга в период т.н. Балканских войн к старому «формату» восприятия «армянских чаяний» имел свои причины.

Мотив данных шагов можно почерпнуть из откровений российского министра иностранных дел в 1910-1916 гг. Сергея Сазонова, заявлявшего, что Россия в «целях ослабления» Османской империи «считала государственной своей задачей поддержку армян в Турции», и вследствие этого, «с высочайшего соизволения русская дипломатия, начиная с 1912 г., предпринимает самые энергичные шаги в интересах введения реформ в Турецкой Армении»(1). Т.е далеко не судьба османских армян волновала российский пристол. Как обычно, «армянский фактор» всего лишь использовался Петербургом в качестве средства ослабления Османской империи.

Однако, возврат царских властей к изначальной «концепции» в отношении «армянского движения» приводит к появлению ряда вопросов. Вполне очевидно, что к очередному «выводу в свет» «темы» о реформах подвели геополитические устремления России в восточном направлении. Но по какой причине этому не воспротивились британцы и французы, патронировавшие в тот период «армянское движение»?

Как представляется, объяснение данной «метаморфозы» проявляется в том, что на рассматриваемом этапе Лондон и Париж стали предпринимать меры по ослаблению позиций Берлина, посредством своего политико-экономического присутствия в Османской империи уверенно продвигавшегося в азиатском векторе. Отсюда и целесообразно отталкиваться для определения подоплеки предоставления европейскими кураторами Петербургу «права управления» «армянским фактором». Страны Антанты были уверены, что вступление России в игру с «армянскими реформами» приведет к ослаблению позиций Германии, как союзника Стамбула.

С другой стороны, вполне естественным выглядит вопрос о том, по какой причине Англия и Франция сами не стали инициаторами очередного витка «армянского вопроса»? Тонкость в том, что свое время германский морской министр Альфред фон Тирпиц «развитие принципов Бисмарка, касающихся наших отношений с Россией» называл «главным условием успешной внешней политики. Мы должны были установить пункты, в которых неизменные интересы России не сталкивались с такими же интересами Германии, и пойти России навстречу»(2).

Следовательно, в случае активизации действий Лондона и Парижа в приграничьи с Россией (путем постановки «проармянских» вопросов), Берлин и Петербург без проблем могли бы увидеть союзников друг в друге. А уж этот тандем становился для Франции и Англии, если и не непреодолимым, то труднопроходимым. Так что интересы Британии, Франции и России по ограничению политического влияния Германии на ближневосточном направлении на данном этапе совпали.

Естественно, развитие околоармянских игр четко анализировалось Германией, в 1913 г. командировавшей на ответственные посты османской армии немецких генералов и офицеров. Приоритеты Берлина в тот период довольно четко определила одна из наиболее влиятельных деятелей европейского коммунистического движения, немецкий социал-демократ Роза Люксембург. Ускоренная ликвидация Османской империи вызвала бы грандиозное увеличение сил России и Англии, писала она, поэтому в интересах немецкого империализма лежит ее охрана от преждевременного разложения. В свете чего выгодно сохранить "неделимость" страны до тех пор, пока Турция, «разложенная внутри немецким капиталом», не «упала бы, как спелый плод, в лоно Германской империи», - резюмировала она(3).

При этом Р.Люксембург приводит слова теоретика германской стратегии на Ближнем Востоке Пауля Рорбаха, раскрывавшего, что расчленение Османской империи явилось бы для Германии «большим ущербом», т. к. Берлин лишен прямой связи с Востоком. «Немецкая малая Азия или Месопотамия могут стать действительностью» лишь в случае принуждения России и Франция «к отказу от своих существующих в настоящее время целей и идеалов». Если же «главными наследниками Турции будут Россия и Англия», то оба государства «значительно расширят свое могущество»(3). По этим причинам П. Рорбах призывал не допускать перехода армянонаселенных вилайетов Османской империи в руки России. Подтверждается вышеизложенное и С.Сазоновым, утверждавшего, что в целях осуществления «известного под сокращенным названием «Гамбург-Багдад» грандиозного политического замысла», Берлину «надо было наложить руку на Константинополь», стоящий на рубеже Европы и Азии и «предназначенный природой стать главным распределительным пунктом для того огромного торгового движения, которое неразрывно связывалось с представлением о прямом пути из Немецкого моря в Месопотамию и к Персидскому заливу»(4).

Таким образом, аспект «армянских реформ» являлся всего-навсего одним из пунктов реализации геополитических устремлений великих держав. Поэтому заявления об интересах армянского населения, звучавшие из уст лидеров этих стран, были совершенно противоположными. Тот же С.Сазонов писал, что «задача России воссоздать, во что бы то ни стало, этот армянский клин». Поэтому «значение армянского элемента» (не населения, а элемента(!!!) - авт.) приобретает «сугубо важный характер»(1). Вторил министру русский философ, историк, член ЦК оппозиционной партии кадетов Петр Струве, утверждавший, что для создания «Великой России есть один путь»: направить «все силы» на область, действительно доступную «реальному влиянию русской культуры» - весь бассейн Черного моря, т.е. «все европейские и азиатские страны"(5).

Однако, если часть властного истеблишмента обсуждала возможность создания автономной Армении в рамках Османской империи, те же кадеты выступали за аннексию территории османов с компактным проживанием армян. В частности, член Госсовета России Владимир Вернадский называл это «самым оптимальным решением», должным связать «армянскую интеллигенцию с русскими интересами». Параллельно, редактор газеты «Речь» Иван Петрункевич, считая несомненным проведение Западом «в автономной Армении» своих интересов, также ратовал за аннексию Россией этой территории, что становилось выгодным «в торговом и в военном отношении»(6).

В то же время, для постановки перед Стамбулом проблемы «нерешенности армянских реформ" должны были иметь место определенные обоснования. Поэтому, как и в предыдущие века с развитием «армянского вопроса» инициировались поступления в Петербург различного рода "просьб с мест". Так, в депеше на имя С.Сазонова российский посол в Османской империи Михаил Гирс ссылался на призыв Католикоса Всех Армян к России, как «к исконной защитнице христианских народов на Востоке», «Именем Бога» умоляющего «взять под свое покровительство многострадальный армянский народ, живущий в Турецкой Армении»(7/а) Возможно, что именно в этом воззвании каталикоса родился термин о "многострадальности" армян. Но ведь ее нужно было "обеспечить" (обосновать) "тяжелым положением армянских народных масс".

Не вопрос. С этого момента армянская печать империи стала пропагандировать необходимость организации извне помощи "беззащитным армянам", с последующим вводом войск и освобождением от "османского ига". Затем «Дашнакцутюн» заявил об окончательном разрыве с младотурками, а в опубликованном в 1913 г. в Париже воззвании армянской партии "Гнчак" правительства и народы европейских стран призывались "предоставить возможность армянскому народу взять в свои руки политическую судьбу страны". Османские власти охарактеризовали данный демарш как измену родине, а Лев Троцкий подчеркнул, что «вновь было сделано косвенное обращение через голову Турции к общественному мнению Европы»(8).

Безусловно, продиктованные Петербургом шаги армян вызвали противодействие Берлина, в частности, обсуждавшийся летом 1913 г. в Ени-Кейе проект армянских реформ, включавший образование армянской автономии. В унисон чему власти Германии предпринимали попытки "мягкого" привлечения армянских симпатий на свою сторону: под руководством востоковеда Иоганна Лепсиуса возникло немецко-армянское общество.

Однако, Россию уже было не остановить. 26 января 1914 г. Петербург вынудил османские власти подписать соглашение об армянских реформах, согласно которого предусматривалось создание штатов генеральных инспекторов (не из местных представителей) для "старшинства" в армянонаселенных вилайетах империи. Султан обязался провести аграрную, административную, судебную и др.реформы. Общий контроль возлагался на Россию. Справедливости ради нужно отметить, что, как отмечал советник российского посольства в Османской империи Константин Гулькевич, в реалии соглашение прозвучало лишь на бумаге. Он же констатировал: «Германия вошла с нами в соглашение по Армянскому вопросу с двоякой целью: во-первых, дабы иметь возможность сказать Порте, что она удержала Россию от широких реформ ценой своего согласия» на «безопасные для Турции; во-вторых, дабы снискать расположение армян»(7/б).
Таким образом, Россия приняла образ защитницы интересов армян. В апреле 1914 г. в послании С.Сазонову каталикос Геворк V заявлял о взятии русской дипломатией на себя активной инициативы «в выработке и в осуществлении реформ в Турецкой Армении». В связи с чем, «по Державной воле моего Возлюбленного Монарха Государя Императора Николая Второго армянский народ вновь призывается на историческую арену как единственный элемент, способный проводить в азиатской Турции начала европейской духовной и материальной культуры» (7/в).

Проведение этой культуры «единственным элементом» получило реальное воплощение посредством плотно курируемого Петербургом "Дашнакцутюна". Османские армяне начинают вооружаться. Как отмечал Дж. Киракосян, эта партия «полностью впряглась в военную колесницу царской России», заключалась «сделка с царизмом - врагом свободы народов»(9).

На фоне же заключенного 2 августа 1914 г. неафишируемого германо-османского союзнического договора (Стамбул обязывался выступить против России), совещание в Кавказском наместничестве приняло решение об организации подразделений из османских армян, должных влиться в русскую Кавказскую армию. Один из идеологов "Дашнакцутюна" Ованес Качазнуни признает создание "осенью 1914 г. армянских добровольческих отрядов для борьбы против турок"(14). Всего в Кавказскую армию вошли четыре добровольческие армянские дружины, сформированные из османоподданных армян.

Но Петербург шел значительно дальше. Так, С.Сазонов в письме председателю Совета министров Ивану Горемыкину отмечал необходимость "поддерживать самые тесные отношения как с армянами, так и с курдами, чтобы использовать их во всякую данную минуту, если состоится разрыв с Турцией. С этой точки зрения, были бы желательны всякого рода подготовительные действия для быстрой переправы через границу оружия и припасов и раздачи их зарубежному населению, когда разрыв совершится или станет неминуемым"(10).

Уже к концу сентября был подготовлен план восстания курдов, армян и ассирийцев. Тем самым, как справедливо пишет московский политолог Юрий Ханжин, Петербургу удалось инициировать националистическое движение в турецкой Армении, вплоть до помощи вооруженным выступлением, с тем, чтобы с помощью этих вооруженных выступлений в условиях войны облегчить наступление своей армии на Кавказском фронте»(11). По признанию С. Сазонова, османские армяне «не только не стояли на стороне турок, что в сущности составляло их гражданскую обязанность, но образовали многотысячные дружины, составленные в большинстве своем из армян турецкоподданных»(1).

В свою очередь, османское правительство также пыталось обыграть «армянский фактор» в преддверие становившихся очевидными боевых действий с Россией. Армянский исследователь Роза Адамянц пишет, что Стамбул предлагал дашнакам, в случае военных действий, «разжечь восстание российских армян» для облегчения проникновения «турецких войск в царскую империю». Взамен обещались "златые горы", вплоть до создания независимой Армении»(12). В этом контексте один из лидеров «Дашнакцутюна», будущий военный министр Республики Армения Рубен Тер-Минасян вспоминал, что еще в августе 1914 г. в Эрзеруме активисты младотурок пытались «выяснить позицию армян в случае русско-турецкого столкновения», желая «склонить» их на сторону Османской империи. «Удача наших действий на Кавказе находится всецело в ваших руках, - призывали они, - и в случае вашего согласия стать во главе кавказского антирусского движения достаточно будет двинуть на Кавказ войско в 200-300 тыс. человек, чтобы отбросить русских за Кавказский хребет». По изгнанию же русских обещалось образовать «в центральной части» автономную Армению «из Эриванской, Карсской и западной части Елизаветпольской губерний, с присоединением к ним прилегающих частей Эрзрумского, Ванского и Битлисского вилайетов». Однако, по свидетельству Р. Тер-Минасяна, «армяне категорически отклонили все предложения турок. Уходя с совещания, турецкие делегаты заявили армянам: «На Кавказе армяне явно выступили на стороне России и являются помехой стремлениям Турции: ответственность за турецкие неуспехи всецело ляжет на вас, армян»(13/а). Непосредственно Р.Тер-Минасян являлся одним из дашнакских лидеров, готовых положительно ответить на предложения турок, вплоть до создания армянских отрядов для совместного с османами сопротивления российской армии.

Вступление Османской империи в войну. Ванское Восстание

29 октября 1914 г. Османская империя выступила на стороне Германии, после чего Петербург объявил Стамбулу войну. Как отмечает российский исследователь Владимир Гривенко, параллельно наступлению русских войск, на османской территории дашнаки начали «партизанскую войну с целью включения Турецкой Армении в будущую независимую Армению»(15). Геворк V заявлял, что «вместе со всей Россией и победоносным русским войском армяне должны напрячь крайние усилия в борьбе с общими врагами»(13/б). Поэтому ничего удивительного нет в том, что когда 29 декабря русский командующий, генерал Мышлаевский, «контратаковал в Саракамыше, около Карса», среди российских войск находился «дивизион армян», многие из которых «были турецкими подданными, но не проявляли лояльности к Турции»(16). По этой причине директор Турецкого Института армянских исследований Омер Лютем и утверждает, что «в годы I мировой войны Османская империя на востоке страны воевала с русскими войсками и армянскими бандами, воевавшими на стороне России, а с другой стороны - была вынуждена обороняться от армянских восстаний в тылу. Таким образом, османские войска воевали на два фронта»(17). Не согласиться невозможно.

В контексте вышеотмеченного целесообразно отметить, что армянское население было убеждено в положительном решении «армянского вопроса». В немалой степени таким настроениям способствовали подписанные в начале 1915 г. между Россией, Францией и Англией соглашения о фактическом разделе Османской империи, согласно которым армянонаселенные вилайеты должны были отойти к России. И не случайно, аккурат за договоренностями о разделе империи, как пишет в своих воспоминаниях участник войны, хорунжий 1-го Кавказского полка, будущий командующий Корниловским полком (1917 г.) Федор Елисеев, «в Ване 1 апреля вспыхнуло армянское восстание. Армяне разбили небольшой гарнизон турок и полностью захватили власть в городе»(18).

Об армянском восстании в тылу османских войск говорит и другой непосредственный участник происходившего, командующий конным полком и бригадой, помощник дежурного генерала Главного штаба и обер-квартирмейстера Главного управления Генерального штаба Николай Корсун, который, правда, явно сознательно делает необходимую дипломатическую ремарку: «Восстание турецких армян, не направляемое русским командованием на Кавказском фронте, вспыхнуло в начале апреля в областях, примыкающих к оз. Ван. Наиболее организованно оно протекало в районе г. Ван, где восставшие армяне укрепились»(19).

Однако, с учетом еще осенью 1914 г. прозвучавшего со стороны наместника на Кавказе, главнокомандующего войсками Кавказского военного округа И. Воронцова-Дашкова настоятельного требования Георгу V обеспечить, чтобы «наши армяне совместно с зарубежными были бы готовы выполнить, как ныне», так и «в случае нашей войны» с Османской империей, его «поручения», намеченные «к осуществлению»(9), считать это восстание самостоятельным "волеизъявлением" османских армян не представляется возможным.

Вместе с тем, закономерность Ванского восстания укладывается в пункты соглашения между странами Антанты о переходе армянонаселенных вилайетов России. Вышеизложенное подтверждается свидетельством германского консула в Эрзеруме Шойбнера-Рихтера, фиксировавшего «катастрофическую по своим последствиям деятельность русских консулов здесь и в Ване», влияние которых, «поддержанное значительными финансовыми средствами», стало «фактором, определившим позицию армян в Ване». Кроме того, «руководители партии Дашнакцакан, известные своей политической близорукостью, полностью находятся под русским влиянием»(7/г).

Таким образом, рассматривать восстание армян в тылу османских войск в отрыве от продвижения русских войск в этом направлении было бы исторически неверным. Подтверждение чего проявляется и в синхронизме восстания продвижению российских войск на Ванском направлении. По свидетельству Ф.Елисеева, «по получении сведений о событиях в Ване около середины апреля», командующий армией «усиливает 4-й Кавказский армейский корпус». Главную роль в занятии города Вана «сыграл Араратский отряд генерала Николаева, состоявший из Закаспийской казачьей бригады, трех армянских дружин и других частей, влитых в этот отряд». 27 апреля «мы заняли небольшой армянский городок Джаник на берегу Ванского озера», а «армянин-лазутчик из самого Ванна» известил о нахождении города «в руках восставших».

К 6 мая, ко дню «рождения императора Николая II», «конечная цель операции Араратского отряда» была достигнута. В Ване, за накрытом «по-восточному» столу Арам-паша, произнеся «тост за русскую императорскую победоносную армию», обратился к генералу Николаеву с просьбой предоставить ему «разрешение послать русскому императору телеграмму» следующего содержания: "В день рождения Вашего Величества, совпадающий с днем вступления Ваших Войск в столицу Армении, желая величия и победы России, мы, представители национальной Армении, просим принять и нас под Ваше покровительство"(18). Произносивший тост Арам Манукян вскоре стал губернатором Ванской области (уже не вилайета), а «все три армянские дружины через два-три дня устремились по южному берегу озера Ван». По словам Ф. Елисеева, «они, безусловно, были уверены, что теперь-то, при помощи русских победных войск, будет освобождена и построена их Великая Армения»(18).

Р.Тер-Минасян раскрывает, что «между 12 июня и 19 июля мушские и сасунские армяне отвлекли на себя свыше 25 000 регулярных турецких войск», благодаря чему османский фронт «был настолько ослаблен, что русские войска без особого со стороны турок сопротивления дошли до сел Варденис и Мкрагом, на расстоянии 4-х часов ходьбы от которых находились позиции армян-повстанцев»(13/а).

В аспекте сказанного нужно признать определенную смелость главного редактора журнала "Армянский вестник" Карена Микаеляна, заявившего, что османские армяне «были проводниками российского экспансионизма в южном направлении». Они «могли бы, как советовали им сионисты, сохранять лояльность по отношению к Османской империи, но предпочли занять активную прорусскую позицию»(20).

Был ли геноцид? Слово ученым

Вполне естественно, что османские власти были обеспокоены шагами, предпринятыми армянскими подданными. По этой причине, как отмечает турецкий посол в России Ташкент Куртулуш, «правительство 24 апреля 1915 г. закрыло армянские комитеты вследствие их подрывной деятельности и арестовало их руководителей. Эта дата, называемая армянами днем геноцида, является датой ареста в Стамбуле 235 армянских активистов»(21). Но после Ванских событий данный шаг османских властей вполне укладывался в логику развития событий в период военных действий, что признает и армянская журналистка Асмик Хараджанян: «В правительственных кругах витал страх перед всеобщим восстанием в Западной Армении»(22). Австралийский журналист, историк Алан Мурхед также утверждает, что все-таки были у турок основания считать армян пятой колонной внутри страны»(23). А Уинстон Черчилль осветил этот аспект с типично британским дипломатическим подходом: проживавших в османских «восточных вилайетах» армян турки «обвиняли» в действиях «в качестве шпионов и агентов России» и нападениях на «турецкие линии сообщения. По всей вероятности, эти обвинения были справедливы»(24).

По этой теме высказывается и еврейская сторона на эту тему (в аспекте попыток ряда армянских ученых продемонстрировать идентичность событий в Османской империи с Холокостом). По словам иудаистического эссеиста Израиля Арье Бараца, армянское восстание «самым решительным образом угрожало существованию турецкого государства (благодаря этому восстанию русские войска могли рассечь территорию Турции)». Османы спасали свое государство. Гитлер же «уничтожал мирных жителей безо всякой связи с войной, направляя их на фабрики смерти, расположенные в глубоком тылу. Он уничтожал своих же лояльных граждан безо всякой рациональной причины, даже с явным вредом для Германии»(38).

В свою очередь, фиксируя частое приравнивание армянской трагедии к холокосту евреев, автор журнала "Еврейский мир" (США) Нехама Шварц называет Катастрофу уникальной «по своему характеру и масштабам». А «в годы Первой мировой войны армяне, с помощью русских, подняли восстание на турецкой территории, которую Россия, воевавшая с Турцией, стремилась от нее оторвать. Любая страна в положении Турции подавила бы такое восстание»(39).
С учетом вышеприведенных фактов, после занятия русскими войсками района оз. Ван, в мае 1915 г. османское правительство издало декрет о депортации армян прифронтовой полосы. По этому поводу посол Германии в Османской Империи в 1912-1915 гг. Ганс Вангенгейм писал, что в целях пресечения шпионажа армян и предотвращения новых массовых восстаний, османский военный министр Энвер паша планировал «закрыть значительное число армянских школ, армянские газеты», расселив «из недавно охваченных восстанием армянских центров в Месопотамию всех тех семей, которые считаются не совсем благонадежными». Конечно, подчеркивал он, эти меры вызовут серьезные волнения во всем враждебном нам мире и будут использованы против нас, т. к. создадут огромные тяготы для армянского населения, но, умеряя характер этих мер, в основном желательно не препятствовать им. «Подрывные действия армян, которые пользуются поддержкой России, - резюмировал Г. Вангенгейм, - приняли такие масштабы, что они угрожают существованию Турции»(7/д).
В целом, депортации было подвергнуто не все армянское население империи. Так, акция не коснулась населения Стамбула, Измира и некоторых др. регионов. Безусловно, в процессе происходившего погибли массы жителей-армян. Но аналогичные потери несло также турецкое и курдское мирное население империи, что признавал верховный комиссар Лиги наций по делам репатриации военнопленных из России, легендарный полярный исследователь Фритьоф Нансен, которого даже при всем желании невозможно обвинить в симпатиях к туркам. По его словам, в январе 1916 г., «охваченные безумной паникой и страхом, турки двигались холодной зимой на восток, многие из них умерли на бездорожье горных районов от невероятных страданий и лишений», естественно, «кое-где армянские добровольческие формирования убивали мусульман»(25).

Однако, армянские политики и историки стали определять имевшие в тот период события как "геноцид армянского народа". Но как в таком случае трактовать факты, исследованные профессором турецкой истории Калифорнийского университета (США) Стэнфорд Шоу? Приказы о депортации касались только фактических или потенциальных зон военных действий, фиксирует он, командиры военных подразделений оттоманской армии получили предписания не допустить использования курдами или любыми другими мусульманами ситуацией для отмщения за многолетний терроризм армян. Он также раскрывает, что «армяне подлежали защите и заботе» до их возвращения «в свои дома после войны». Дополнительный закон предусматривал создание специальной комиссии по определению «стоимости собственности некоторых депортированных и продажи их на аукционах по справедливой цене», причем полученные средства «депонировались на специальных счета до их возвращения». Мусульмане, желающие занять покинутые помещения, могли сделать это только как арендаторы, с поступлением платы за аренду «в трастовые фонды». При этом предусматривалось освобождение этих мест проживания, «когда вернутся первоначальные владельцы»(26).

Занимавшийся глубоким изучением описываемых событий директор Армянского института международного права и политологии в Москве Юрий Барсегов также признает, что «10 июня 1915 г. был введен дополнительный закон, содержавший указание о порядке обращения с "движимым и недвижимым имуществом, оставленным депортированными армянами в результате войны и чрезвычайных политических условий". Все армянское имущество объявлялось "покинутым", и на него налагался арест. Предусматривалось создание специальных комитетов, на которые возлагался учет "покинутой" собственности и ее надежное сохранение на имя собственников. Скот и другое не подлежавшее сохранению имущество должно было продаваться с публичных торгов, а вырученные средства - сохраняться на счетах собственников»(27).

Несколько приоткрыл причины желания подвести происшедшие события в Османской империи под понятие "геноцид" американский демограф, профессор истории Луисвильского университета Джастин Маккарти: «Западным странам нужно было широко распространять истории об оттоманских и турецких зверствах и заставить поверить в них, чтобы оправдать свои собственные планы аннексии оттоманских земель»(28). В действительности, по его утверждению, «страдало все население на востоке Оттоманской империи», подвергавшееся «такому террору, что абсурдно пытаться определить чьи страдания были больше». Значительно лучшим представляется «изучить историю армян и турок как огромную человеческую потерю», отказавшись «от пропагандистских терминов»(28).
В аналогичном ключе высказалась и группа американских ученых в 1985 г.: «Что касается обвинений в «геноциде», никто из подписавшихся не желает умалить долю армянских страданий». Но эта страница не может быть рассмотрена «отдельно от страданий», перенесенных мусульманским населением региона. Имеющиеся на сегодня доказательства, говорится в документе, указывают на серьезные межобщинные стычки между мусульманскими и христианскими нерегулярными силами, усложняемых «болезнями, голодом, резней в Анатолии и прилегающих районах в годы первой мировой войны». Но многое «остается невыясненным», пока историки «не смогут точно распределить вину между воюющими и безвинными», определив причины, приведшие «к гибели или переселению огромного числа восточно-анатолийского населения как христиан, так и мусульман»(29).

Известный американский востоковед, профессор Принстонского университета Бернард Льюис подчеркивал, что «геноцид есть запланированное уничтожение религиозной и этнической группы, а насколько мне известно, до сих пор нет никакого свидетельства в пользу утверждений армян». С его слов, армяне «хотят извлечь двойную выгоду»; с одной стороны, с гордостью говорят о своей борьбе против "деспотизма" Османского режима, в то время как с другой, - «сравнивают свою трагедию с еврейским Холокостом»(30).

По утверждению же журналиста и социолога, профессора Массачусетского университета (США) Гюнтера Леви, «три столпа армянских утверждений о классификации смертей Первой мировой Войны как геноцида не могут обосновать обвинение в том, что режим младотурок намеренно организовал резню». Другие «голословные» высказывания «о заранее подготовленном плане уничтожения выглядят не лучше»(31).

Можно признать, что понимание реалий, имевших место вокруг событий 1915 г., присутствует и в некоторых слоях армянского общества. Так, в одном из номеров газеты "Айастани Анрапетутюн" за 1996 г. говорится: «Да, мы были виноваты перед Османской империей», т. к. «она воевала, а мы в ее границах поднимали восстание, формировали добровольческие отряды, сражающиеся в составе армии ее врага». «Мы это называли национально-освободительной борьбой, и если бы даже не делали ничего», государство «все равно могло организовать депортацию»(32). Один из известных армянских прозаиков XX в. Грант Матевосян со скорбью констатирует: «Мы подпевали песне российского казачества: "Стамбул должен стать морем крови". Что и стало причиной нашей трагедии. Ладно, я допускаю, что наши интересы совпадали с их интересами, это в высшей степени справедливо. Но потом-то они отступили, и мы оказались один на один с могучим турком»(33). А по признанию того же Ованеса Качазнуни, «мы создали абсолютную атмосферу иллюзии в наших умах», внедрили «наше собственное желание в умы других», потеряли «наш смысл действительности». Это было «неизбежным результатом психологии, вынашиваемой поколениями армян»(14).

Тема «геноцида армян» и современность

В данном контексте целесообразно отметить, что власти современной Турции неоднократно обращались к армянской стороне о проведении совместных исследований происшедших в Османской Империи событий в 1915. В 2005 г. турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания турецко-армянской комиссии историков для объективного изучения всех обстоятельств трагедии османского населения в период I Мировой войны. Почти 100 депутатов ПАСЕ поддержали эту инициативу, призвав армянского президента (того периода) Роберта Кочаряна положительно отреагировать на предложение Стамбула. В частности, тогдашний Генеральный секретарь Совета Европы Тэрри Дэвис высказался в том разрезе, что «создание совместной научной комиссии не должно вызвать каких-либо проблем», поскольку имевшие место события «волнуют армянский и турецкий народы». Выразив сожаление по поводу «гибели множества армян в начале ХХ-го века», он актуализировал необходимость «понять, какие обстоятельства послужили причиной для этих событий». Готовность обсудить и изучить факты истории «является жестом хорошего тона со стороны Турции»(34). Однако армянская сторона фактически ответила отказом на призыв Турции и европейских парламентариев, т.к. согласно Р. Кочаряну, «за развитие двусторонних отношений ответственны правительства, и мы не в праве делегировать историков»(35).

Однако, предложения Турции были поддержаны отдельными политическими лидерами Армении, ряд которых приоткрыли завесу над причиной отказа армянского официоза от этого. В частности, депутат армянского парламента в те годы, член Межпарламентской Ассамблеи СНГ, председатель Объединенной Трудовой Партии Армении Гурген Арсенян подчеркивал важность использования предоставившейся возможности в целях получения реального представления о причинах, приведших к случаям массовой резни, выселения армянского населения из Турции. Отказ же от движения в данном направлении происходит из-за опасения части власти, являющейся «носителем национальной идеологии», «раскрытия этими документами» их участия и определенной вины». Вместе с тем, любой диалог, в любой плоскости, любой шаг навстречу друг другу между Арменией и Турцией, должен приветствоваться, сказал Г. Арсенян, нельзя упускать политические возможности для сближения с соседями. «Я не желаю, чтобы мой ребенок рос в этих условиях антитурецкой истерии, поскольку никакого логического объяснения этому дать невозможно. Мы ставим эксперименты на поколении», - резюмировал он(36).

Редактор сайта southcaucasus.com (портал Южно-кавказской интеграции, «Альтернативный старт») Луиза Погосян подчеркивает в этой связи, что укоренившиеся в армянском сознании «враждебные стереотипы» в большинстве случаев общие «как в отношении к туркам, так и азербайджанцам». «Мифы о геноциде, которыми нас кормили в советское время в течение многих лет, трансформировались в обреченное понятие о вечности вражды между армянами и турками, а также и азербайджанцами». Процесс признания геноцида, осуждения преступления против человечества, по убеждению Л. Погосян, трансформировался «у нас, армян, в комплекс своей исключительности и превосходства над всем остальным миром», что стало болезнью, мешающей «нам адекватно воспринимать действительность и двигаться вперед»(37).

В то же время, и сегодня «армянский фактор» искусственно политизируется заинтересованными силами. Аналогично тому, как в начале прошлого века под предлогом реализации вопроса «армянских реформ» в Османской империи мировые лидеры решали геополитические задачи, в наши дни контекст «армянского геноцида» является всего лишь силой давления на Турцию, если страна пытается вести самостоятельную политику. Именно по этой причине Европа то снимает с повестки дня вопрос оценки Стамбулом событий 1915 г. как «геноцид», то вновь вспоминает. Так, после протурецких решений ПАСЕ, на следующий, 2006 г., к странам, признавшим «геноцид армян», прибавилась Франция. А уже в резолюции заседания Европарламента (24 октября 2007 г.) пункт об обязательном признании событий 1915 г. в Османской империи "геноцидом армян" отсутствовал, содержался лишь призыв к туркам и армянам приступить к «процессу примирения».

Аналогичные «окологеноцидные» игры ведет и Вашингтон. В том же октябре 2007 г. Комитет по международным делам палаты представителей конгресса США рекомендовал депутатам на слушаниях через месяц признать "геноцидом" гибель армян в Османской империи в 1915 г. Но уже через пару недель авторы проекта обратились с просьбой к спикеру Н.Пелоси отложить голосование до следующего года.

Таким образом, ожидать снижения геополитической температуры вокруг рассматриваемой темы, к сожалению, не приходится.

Теймур Атаев - политолог из Азербайджана

1.Докладная записка министра иностранных дел С.Сазонова Совету министров по Армянскому вопросу
http://www.grazhdanin.com/grazhdanin.phtml?var=Arkhiv/2002/16-17/statya5&number=?16-17%C2%A02002%D0%B3

2.Альфред фон Тирпиц. "Воспоминания"
http://base13.glasnet.ru/text/tirpitz/t14.htm

3.Роза Люксембург. Кризис социал-демократии
http://www.revkom.com/index.htm?/biblioteka/levie/roza-ksd/ksd-4.htm

4.Сазонов С.Д. Воспоминания
http://militera.lib.ru/memo/russian/sazonov_sd/index.html

5.Петр Струве. Великая Россия.Из размышлений о проблеме русского могущества.
http://www.patriotica.ru/gosudarstvo/struve_vel_rus.html

6.Цит. по: Юлия Девятова. Дживилеговская Армения
http://www.hayastan.ru/Vestnik/vestnik.phtml?var=Arkhiv/2001/1-2/statya28&number=-1-2+2001Р.

7.
а/Депеша М.Гирса министру иностранных дел России Сазонову от 26 ноября 1912 г.
б/Константин Гулькевич. Депеша министру иностранных дел России С.Сазонову от 27 января 1914 г.
в/Послание Геворка V министру иностранных дел России С.Сазонову от 16 апреля 1914 г.
Все цит.по: Юрий Барсегов. Геноцид армян.Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/resp/186-213.htm
г/Шойбнер-Рихтер. Меморандум по армянскому вопросу рейхканцлеру Германии Бетман-Гольвегу от 10 августа 1915 г.
д/Г.Вангенгейм. Доклад МИД Германии от 30 мая 1915 г.
Там же:
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/resp/214-244.htm

8.Л.Троцкий. Перед историческим рубежом. Балканы и балканская война.
а/http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotm123.htm

9.Киракосян Джон. Западная Армения в годы первой мировой войны
http://www.genocide.ru/lib/kirakosyan/2-3.htm

10.М.С.Лазарев. Курдский вопрос (1891-1917).
http://kurdissue.narod.ru/10u.html

11.Юрий Ханжин. Выступление на радио "Свобода" в передаче "90-летие трагических событий в Турции" от 19 апреля 2005 г.
http://www.svoboda.org/programs/tw/2005/tw.041905.asp

12.Роза Адамянц. Геноцид армянского народа: живая память
http://istina.religare.ru/article174.html

13.Цит.по: Мкртич Нерсисян; Рубен Саакян. Геноцид армян в Османской Империи
а/Докладная записка в МИД России от 11 ноября 1915 г. Подписана: "Предводитель армянской обороны Сасуна и Муша Рубен Тер-Минасян"
http://www.genocide.ru/lib/nersisyan/176-181.htm

Б/Геворк V. Письмо наместнику на Кавказе И.Воронцову-Дашкову от 8 ноября 1914 г.
http://www.genocide.ru/lib/nersisyan/138-147.htm

14.Hovhannes Katchaznouni, The Armenian Revolutionary Federation (Dashnagtzoutiun) Has Nathing to do Any More, New York: 1955, pp. 5-7
Цит. по: Reference "The Armenian Issue Revisited. Armenian Allegations and Deportees of Malta"
http://www.ataa.org/ataa/ref/armenian/malta.html

15.Владимир Гривенко. Был ли геноцид на самом деле? Число его жертв преувеличено
http://cis.ng.ru/opinions/2001-02-28/6_genotsid.html

16.Дж.Киган. Первая мировая война
http://lib.ec/b/368351/read

17.Омер Лютем. Турция отвергает обвинения в геноциде армян
http://www.ng.ru/polemics/2001-09-05/10_turku.html

18.Ф.И.Елисеев. Казаки на Кавказском фронте
а/http://grwar.ru/library/Eliseeff-Kazaki/KK_03.html
б/http://grwar.ru/library/Eliseeff-Kazaki/KK_04.html

19.Н.Корсун. Русская армия в Великой войне: Алашкертская и Хамаданская операции.
http://www.grwar.ru/library/Korsun-Alashkert/ACHO_11.html

20.Карен Микаелян. Преодоление заблуждений.Карабахская проблема в аспекте российско-американских отношений.
http://www.hayastan.ru/Vestnik/vestnik.phtml?var=Arkhiv/2000/1-2/statya6&number=?1-2+2000Ц.

21.Ташкент Куртулуш. Выступление в российской газете «Труд» (18 мая 2005 г.)
http://www1.trud.ru/Arhiv/2005/05/18/200505180870406.htm

22.Асмик Хараджанян. Армянское цунами или раны Армении?
http://www.kapitalist.lv/2005-03-21/459.html

23.Мурхед А. Борьба за Дарданеллы.
http://militera.lib.ru/h/moorehead_a/05.html

24.Уинстон Черчиль. Мировой кризис
http://grachev62.narod.ru/churchill/chapt18.htm

25.Фритьоф Нансен. Армения и Ближний Восток
http://www.armenianhouse.org/nansen/docs-ru/armenia1.html

26.Stanford J.Shaw "History of the Ottoman Empire and Modern Turkey", vol. 2, co-authored with Ezel Kural Shaw, Reform, Revolution and Republic: The Rise of Modern Turkey, 1808-1975, Cambridge, London, New York, Melbourne: Cambridge University Press, 1977, p.315

27.Юрий Барсегов. Восстановить права народа: державы, причастные к Геноциду армян, должны искупить свою вину.
http://www.genocide.ru/lib/barseghov/powers.htm

28.Justin McCarthy and Carolyn McCarthy. Turks and Armenians: A Manual on the Armenian Question, Washington, DC: Assembly of Turkish American Associations, 1989 рр.85-94

29.Заявление 69 ученых США по совместной резолюции 192 (19 мая 1985 г.)
Цит. по:
http://www.human.gov.az/?sehife=etrafli&sid=MTU0MDI1MTA4NTgyNzIyNQ==&dil=ru

30.Бернард Льюис. Интервью иерусалимской газете "Dalia Karpel Haaretz" от 23 января 1998 г.
Цит. по: Джемил Чолоян. Альтернативный взгляд к истории армянского народа и к трагическим событиям 1894-1916 гг.
http://www.ezdixane.ru/content/view/684/108/

31.Гюнтер Леви. Ревизия армянского геноцида.
http://www.meforum.org/article/748

32.Цит.по: М.Мамиконян. Белый лис.
http://kurg.rtcomm.ru/publ.shtml?cmd=art&auth=4&theme=&id=1435

33.Цит. по: Овик Вардумян. Истинная литература та, у которой один адресат - и это я, только я. Беседы с Грантом Матевосяном
http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/1/vard13.html

34.Цит. по: Генсек Совета Европы считает предложение Эрдогана "жестом хорошего тона.
http://www.regnum.ru/news/446584.html

35.Цит. по: Роберт Кочарян. Ответ на письмо-предложение премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдогана о создании совместной армяно-турецкой комиссии по исследованию событий 1915 г. в Османской империи.
http://www.regnum.ru/news/445314.html

36.Гурген Арсенян. Выступление на парламентском брифинге в г.Ереване 18 апреля 2005 г.
Цит. по: Турция предлагает диалог
http://www.murmannews.ru/allnews/442049

37.Луиза Погосян. Выступление по теме «Гуманитарные проблемы в процессе преодоления конфликтов» на шестисторонней рабочей встрече граждан и НПО Южного Кавказа, проходившей в г.Ереване 8-13 июля 2006 г.
Цит.по: Примирение армянского и азербайджанского народов неотделимо от примирения Армении и Турции
http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=18902

38.Арье Барац. Там и всегда
http://abaratz.com/tam.htm

39.Нехама Шварц. Урок заблудшим: что значит геноцид
http://evreimir.com/article.php?id=9684



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!