А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

1. Основная тема стихотворения.
2. Переживания лирического героя и художественные приемы, их передающие.
3. Сравнение пейзажной лирики А. С. Пушкина и последующих поэтов.

Многие поэты и до А. С. Пушкина и после него охотно обращались в своем творчестве к описанию картин природы. Пейзажная лирика позволяет не только наглядно представить определенный ландшафт, время года, погодные изменения, но также помогает лучше понять переживания лирического героя, которые либо находятся в гармонии с окружающим миром, либо, наоборот, противопоставляются ему.

В стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» основной темой является спокойное, чуть задумчивое миросозерцание. Очевидно, что лирический герой находится в гармонии с природой. «Люблю твой слабый свет в небесной вышине», — восклицает он, обращаясь к вечерней звезде. Звезда воспринимается почти как живое существо: лирический герой обращается к ней, как к старому другу: «я помню твой восход, знакомое светило». Интересно отметить, что в этом стихотворении светилом называется именно вечерняя звезда, а не солнце или луна, хотя это слово обычно применяется по отношению к ним. С солнцем вечернюю звезду роднит и то, что ее свет разбудил «думы», хотя будить обычно полагается солнцу.

Но эти «думы» не нарушают гармонии и спокойствия, царящих в душе лирического героя. В свете вечерней звезды по-иному видится привычный пейзаж:

Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины...

При виде этой картины в памяти лирического героя рождаются воспоминания о другом пейзаже — о стране, где он бывал прежде. По описанию мы можем догадаться, что речь идет о южных областях России: поэт упоминает мирт и кипарис, которые растут в теплом климате, а также горы и море. Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...» написано в 1820 году, когда Пушкин находился в южной ссылке. Поэт побывал в Екатеринославе (Днепропетровск), в Крыму и Кишиневе, на Кавказе. Однако несмотря на то что это была ссылка, воспоминания поэта лишены негативной окраски. Напротив, он с удовольствием вспоминает о том, как встречал восход вечерней звезды «над мирною страной, где все для сердца мило». Описание этого края выдержано в возвышенных, романтических тонах:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мир и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.

Спокойное, умиротворяющее состояние природы подчеркивается: все вокруг словно погружено в сон — «дремлющий залив», «дремлет нежный мирт». И лирический герой стихотворения тоже пребывает в «задумчивой лени» — не сна, а своего рода мечтательного оцепенения. А теперь сравним стихотворение Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» с несколькими стихотворениями других поэтов, живших позже. Зарисовку вечернего пейзажа мы находим, например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Несомненно, в лермонтовских строках есть общее с пейзажными зарисовка Пушкина в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...». Вслед за Пушкиным Лермонтов олицетворяет звезды с людьми, они говорят друг с другом. В стихотворении Лермонтова природа то же объята мирной дремотой; однако настроение лирического героя совершенно иное. Если в стихотворении Пушкина лирический герой ощущает тесную связь с окружающим миром, для него звезда — старинный знакомый, приятель, то в стихотворении Лермонтова безмятежность вечернего пейзажа подчеркивает ощущение одиночества и тоски, владеющие лирическим героем. Поэтому окружающий мир для него — «пустыня», она «внемлет богу». Однако лирический герой стихотворения не принимает участия в этом общении. Мотив сна, в который желал бы погрузиться лирический герой Лермонтова, также сильно отличается от спокойной «задумчивой лени» лирического героя Пушкина, который ничуть не стремиться порвать с окружающим миром. Лермонтовский герой ищет «свободы и покоя», он хочет «забыться и заснуть». Его измученный бунтующий дух не находит успокоения в созерцании природы; однако и он ощущает родство с ней, поэтому хотел бы, чтобы над ним, когда он погрузится в бесконечный сон, «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».

А вот как рисует картину вечернего пейзажа Ф. И. Тютчев в стихотворении «Тени сизые смесились...»:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Мы снова видим природу погруженной в дремоту. А каковы же чувства и переживания лирического героя Тютчева? Он гораздо ближе к невозмутимому миросозерцанию Пушкина, чем лирический герой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». У Тютчева он ощущает себя в единстве с окружающей природой: «все во мне и я во всем». Однако в стихотворении Тютчева ярко выражен философский настрой, которого мы не находим в творчестве Пушкина. В пушкинском стихотворении пейзаж пробуждает в душе лирического героя воспоминания. Тютчева сумерки настраивают на философские раздумья о гармонии в душе человека, которую можно восстановить благодаря общению с природой:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.

В тютчевском стихотворении звучит мотив слияния «с миром дремлющим»; но едва ли это «задумчивая лень» пушкинского лирического героя, скорее это глубокое чувство единения со вселенной, в котором поэт черпает вдохновение. Однако обратим внимание: как и в стихотворении Пушкина, в стихотворениях Лермонтова и Тютчева картины природы служат для лучшего понимания переживаний лирического героя. Кроме того, многие образы пушкинской лирики использовались последующими поэтами, которые заново их переосмысливали и добавляли что-то свое.

Напоследок нужно отметить, что пушкинские традиции описания пейзажа оказали значительное влияние на творчество многих русских поэтов.

1. Настрой стихотворения - грусть, размышления, ностальгия. В первой части лирическй герой обнаруживает свою печаль, воспоминания, которые навевает на него звезда, трогает его сердце и вызывает целый ряд образов:

"Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны."

Редеет облаков летучая гряда;

... Он думы разбудил, уснувшие во мне.

2 часть:

Я помню твой восход, знакомое светило,

...И именем своим подругам называла.

3. Два лирических образа: один - лирический герой, от чьего лица ведется повествование, и "дева юная".

4. Слова к каждому образу:

к лирическому герою - "Люблю твой слабый свет", "Он думы разбудил, уснувшие во мне", " все для сердца мило", " сердечной думы полный,", " я влачил задумчивую лень".

к лирической герине: "И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла".

5.Ассоциативные ряды:

Лирический герой в начале стихотворения находится в отдаленном, уединенном месте: простор местности (равнины), величие скал, залив навевают толкают его на воспоминания о некоей стране.

увядшие равнины - долины,

черных скал вершины - "тополы вознеслись"

дремлющий залив - радостно шумят полуденные волны.

6. ПО указанным выше ассоциативным рядам можно сделать вывод о развтии эмоций. Пейзаж дремлющей в ночном покое местности и некая звезда сначала создают в лирическом герое настроение задумчивости и вызывают воспоминания. Главный толчок дает звезда - ведь именно она единит лирического героя с некой "юной девой". Потом лирический герой окунается в воспоминания праздничного мира некоей "мирной страны", образы которой так милы его сердцу. Эти образы наполены жизнью и солнцем ("сладостно шумят полуденные волны"). После чего в стихотворении снова появляется вечер и звезда, но теперь в строчках нет горечи, ведь тут появляется образ некей девы, которая вместе с героем любовалась той звездой. Стихотворение начатое с грустью и ностальгией оканчивается светло и романтично.

7. Выразительные средства языка:

эпитеты: дремлющий залив, слабый свет мирная страна. нежный мирт и др

метафора: облаков летучая гряда (гряда - общее название вытянутых, относительно невысоких положительных форм рельефа), уснувшие думы (он думы разбудил уснувшие во мне), дремлет нежный мирт

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Редеет облаков летучая гряда...."

Стихотворение "Редеет облаков летучая гряда...." написано Пушкиным в 1820 году в Каменке, Киевском имени братьев Давыдовых, у которых гостил поэт. Оно посвящено одной из дочерей генерала Раевского,в которую Пушкин был, по-видимому, влюблён. В одном письме к приятелю он пишет о ней: "Признаюсь, одной мыслию этой женщины я дорожу более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики..."

Стихотворение относится к любовной лирике. В нём отражено воспоминание о кратком пребывании в Крыму,в Гурзуфе.В этом стихотворении, как и во многих других, поэт выражает свои чувства через природу.

Элегия состоит из двух частей.Сначала изображается мирный ночной пейзаж где-то на юге. Звезда, восходящая над пустынными берегами с "дремлющим" заливом и "чёрными" скалами, вызывает в памяти иные, милые сердцу края. И вот начинается вторая часть элегии, целиком, посвященная воспоминанию о недавнем прошлом:

Я помню твой восход, знакомое светило

Над мирною страной, где всё для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и тёмный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны".

А всё завершается образом юной девушки, которая ищет среди других светил ночного неба дорогую поэту звезду и называет её подругам своим именем:

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Стихотворение не имеет отдельного названия, а называется по первой строчке: "Редеет облаков летучая гряда....".Повествование идёт от первого лица. Стихотворение состоит из одной строфы в шестнадцать строк. Строки длинные. Мечтательность и лёгкая грусть элегии поддерживается музыкальным строением размера. Это шестистопный ямб с равным количеством стоп в каждой строке. Рифмовка здесь парная, ударные (мужские) окончания двустиший чередуются с двустишиями, имеющими окончания неударные (женские).Всё это создает впечатление спокойствия и уравновешенности.

Язык элегии достаточно прост и доступен для понимания.

Природа у Пушкина оживает за счёт олицетворения: "увядшие равнины", "думы уснувшие"," дремлет тёмный кипарис", "луч осеребрил равнины". А красивую южную ночь поэт изображает с помощью эпитетов: "печальная звезда", "думы сердечные", "слабый свет", "девы юные", и в моём воображении возникает тихая ночь и холмистые равнины, озарённые светом одинокой звезды.

Пушкину удалось передать светлое волнение юного чувства. Он заставил нас пережить вместе с ним тоску любящего сердца.

Элегия А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» написана в период южной ссылки, во время путешествия с семьёй Раевских по Кавказу. После череды неурядиц, неотступно преследовавших опального поэта, эта поездка явилась для него настоящим подарком судьбы. Острота впечатлений от пребывания в «полуденных краях» была необычайной. Исключительное влияние оказало на поэта и общение с семейством генерала Раевского, выхлопотавшего для Пушкина разрешение на это путешествие. Именно здесь, на юге, поэт с головой погружается в романтику, создаёт свои «кавказские» поэмы, множество прекрасных стихов. В это время написаны и строки его прекрасной элегии «Редеет облаков летучая гряда».

Помню, после первого прочтения этого стихотворения мне захотелось побывать в том краю и увидеть всё своими глазами. Но, разумеется, кавказский пейзаж, каким он предстаёт и элегии Пушкина, неповторим — вряд ли удастся встретить нечто подобное в реальности. Нужен особый, пушкинский, взгляд на всё сущее, талант видеть цельную картину мира, домысливать то, чего не хватает.

Филологи утверждают, что в первых строках элегии описывается гористый берег реки Тясмина. Не знаю, насколько была красива тогда эта речка. Что на самом деле увидел Пушкин, выйдя на её берег лунной ночью? Вполне возможно, что это был банальный «южный» пейзаж. Однако бросив на него мгновенный взгляд, поэт запечатлел в памяти величественное. Чувство глубокого уважения к Творцу, создавшему всё это, усиливается за счёт размеренного шестистопного ямба с пиррихием во второй и пятой стопах, а смежные рифмы придают стихам настроение задумчивости, словно размышления о лунном пейзаже пробуждают в лирическом герое давние воспоминания. Пушкин чередует мужскую и женскую рифмы, поэтому, видимо, описание крымского пейзажа так напевно — оно напоминает шум «полуденных волн», которые, нахлынув на берег, тут же откатываются от него.

При чтении элегии создаётся впечатление, что в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...» присутствует скрытый диалог лирического героя с некой таинственной дамой. Может быть, это любовь прошедших дней? Ведь от рассказа об увиденной картине поэт плавно переходит к давним событиям:

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Эти строки дали исследователям повод говорить об утаённой «южной любви» Пушкина. Возможно, в стихах таким образом изображена одна из двух сестёр Раевских — Мария или Екатерина. А может быть, упоминаемая в элегии «юная дева» — лишь плод поэтического воображения и Пушкин конкретно никого не имел в виду? Или поэт стремится сознательно создать себе в литературе «вторую биографию»? Стихи тем и прекрасны, что, сколько бы мы их ни истолковывали, за поэтическими строками всегда ощущается присутствие тайны, связанной с личностью автора и его лирического героя.

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

С. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные и таинственные картины природы?

В8. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»).

В9. Каким размером написано пушкинское стихотворение?

В10. Укажите приём усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

В11. Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

В12. Укажите название стилистического приёма, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков («влачил задумчивую лень»)

С1. Как переданы в стихотворении переживания лирического героя?

С2 . Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данным стихотворением? Свой ответ обоснуйте.

В8. метафора

В10. анафора, повтор

В11. символ

В12. аллитерация, звукопись.

В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.



Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

А.С.Пушкин

В8 . Как в литературном произведении называется разновидность описания, с помощью которого автор создаёт поэтическую картину русской зимы:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

………………….

Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

В9. Вторя, третья и четвёртая (незавершённая) строфы стихотворения А.С.Пушкина начинаются со слова «пой». Как называется подобный художественный приём?

В10. Укажите термин, которым в литературоведении называют стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе.

В11 . Из текста стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…» выпишите два наречия, определяющие, как именно поэт вслушивается в пение ямщика.

В12. как называется средство художественной выразительности, встречающееся в стихотворении А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…»(«в поле чистом», «песня удалая», «месяц ясный» ), и позволяющее говорить о связи этого произведения с традициями русского фольклора.

С3. Назовите основные темы и мотивы стихотворения «В поле чистом серебрится…».

С4 . Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ дороги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

Ответы:

В9. анафора, единоначатие

В10. аллитерация, звукопись

В11. молча, жадно

В12. постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания

«Осень»

Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением. С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда “пышные” эпитеты (“Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса”), олицетворения (осень – нелюбимое дитя; см. характеристику Татьяны в “Евгении Онегине”), развёрнутые сравнения (осень – чахоточная дева, VI строфа). С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи –

в нём подчёркивается органическая связь природы с повседневным бытом:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой приходит голод.

В “Осени” “высокий” стиль гармонически сочетается с “низким” (“Я снова жизни полн” – здесь тон повышенный, поэтический; и тут же резкий ход “вниз”: “...таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”; повседневное и будничное прекрасно уживаются (в одной строке). Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни (см. “Осень” Е.А. Баратынского). В “Осени” Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым (как сама жизнь), обогащённым тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчуждённость, с другой – нарядность и праздничность. Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.

«Вновь я посетил…»

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. Творчество Пушкина развивалось в направлении к реализму. Этим объясняется точность и простота деталей пейзажа.

В основе стихотворения “Вновь я посетил” – раздумья о смысле бытия. Образ Времени как философской категории помогает поэту передать эти раздумья. Перед нами прошлое, настоящее и будущее. Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” трех времен, единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. И лирический герой стихотворения “покорен общему закону”. Так выражается у поэта христианский взгляд на жизнь и смерть. Все в мире разумно, целостно. Вечен и человек, если попадает в ритм законов Бытия. Мысль о “вечной разумной жизни” воплощает художественный образ дерева, листьев. Мы, все люди, как листья на деревьях. Листья опадают, а дерево остается. Весной появляются новые листья, как новые поколения людей. Человек остается в мире и через семью, детей, через память. Мотив памяти звучит в 1 и 3 частях стихотворения, где возникают картины прошлого и будущего.

Память – соединительная нить между ними. Носителем памяти о прошлом выступает сам лирический герой стихотворения; память его хранит дорогие сердцу образы: “опальный домик”, облик няни, “холм лесистый”, озеро, “иные берега, иные волны”. Обыденное становится для него символом вечности. В 3 части стихотворения носителем памяти становится внук. И это прекрасно, считает поэт. И он приветствует это “племя, младое, незнакомое”. Смысл жизни – в этой памяти потомков. Мы все – часть друг друга. Мы все едины: человек с человеком, человек с природой, поэтому не распадается связь времен, и жизнь человека имеет смысл, она неподвластна смерти. Христианский взгляд на мир – это любовь к жизни, спокойное и мудрое приятие смерти как общего закона бытия. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Быть “покорным общему закону” – значит принять разумность Бытия. Это путь к любви, гармонии, Богу. К такому восприятию жизни человек идет всю свою жизнь и сам учится этому, а “обучившись”, обретает вечность. “Любовному благоволению “ко всему живому, как творению и образу Божию”, с великой мудростью учит нас Пушкин.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

«Вновь я посетил...» лишено обилия тропов, сложных образов . В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал ), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак ), славянизмам (златых, брегам, главу, младая ). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!