А1. Полярностью воды обусловлена ее способность

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Вариант 1

1 . Два слоя липидов с погруженными в них молекулами белка представляют собой

а) цитоплазму в) хромосому

б) плазматическую мембрану г) рибосому

2. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки

а) обладает избирательной проницаемостью в) более прочная

б) полностью проницаема для различных веществ г) состоит из кле т чатки

3. Клеточная . оболочка характерна для клеток

а) всех эукариот б) животных в) всех организмов г) растений

4 . Функция клеточного центра заключается в

а) образования хромосом в) регуляции деятельности к л етки

б) регуляции обмена веществ г) образовании веретена деления

5 . Синтез АТФ происходит в

а) вакуолях б) лизосомах в) хлоропластах г) митохондри я х

6 . Эндоплазматическая сеть участвует в

а) расщеплении высокомолекулярных в-в
б) транспорте веществ внутри клетки

В) биологическом ок и слени и
г) энергетическом обмене

7. Синтез белков в клетке осуществляют

а) лизосомы б) хлоропласты в) митохондрии г) рибосомы

8 . Расщепление органических веществ и перерабо т ка струк т ур кле т к и происхо дит с
участием

а) ядра б) митохондрий в) комплекса Гольджи г) лизосом

9. На поверхности гладкой эндоплазматической се т и синт е зирую т ся молекулы

а) минеральных солей в) углеводов, липидов

б) нуклеотидов г) белков

10. Прокариоты - это организмы, не имеющие

а) оформленного ядра в) клеточной оболочки

б) жгутиков г) пластид

11 Клеточного строения не имеют

а) цианобактерии б) водоросли В) бактерии г) вирусы

12. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляю т

а) пластиды б) рибосомы В) хромосомы г) митохондрии

13. Фотосинтез происходит в

а) хлоропластах б) лейкопластах В) хромопластах г) цитоплазме
14. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети ра з мещаю т ся

а) лизосомы б) микротрубочки в) ми т охондрии г ) рибосомы

15. Каждая нить ДНК в со е динении с белками, расположенная в ядре,

представляет собой

а) ядрышко б) митохондрии в) центриоль г) хромосом у

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

1. Наружная клеточная мембрана обеспечивает

а) постоянную форму клетки в) обмен веществ и энергии в клетке

б) осмотическое давление в клетке г) избира т ельную проница е мос т ь

2. Оболочки из клетчатки , а также хлороплас т ов не имеют к л е т ки

а) водорослей б) мхов в) папоротников г) животных

3. В клетке ядро и органоиды расположены в

А) цитоплазме _ в) эндоплазматической се т и

б) комплексе Гольджи г) вакуолях

4 . На мембранах гранулярной э ндоплазматической сети происходит синтез

а) белков б) углеводов в) липидов г) нуклеиновых кислот

5. Крахмал накапливается в

а) хлоропластах б) ядре в) лейкоплас т ах г ) хромопла стах

6. Белки , жиры и углеводы накапливаются в

а) ядре б) лизосомах в) комплексе Гольджи г) митохондриях

7. В образовании веретена деления участвуют

а) цитоплазма б) клеточный центр в) вакуоль г ) комплекс Гольджи

8. Органоид, состоящий из множества связанных между собой полостей, в
которы
х накап л иваются син т езированные в клетке органические вещества - это

а) комплекс Гольджи в) митохондрия

б) хлоропласт г) эндоплазматическая се т ь

9. Обмен вещес т в между к лет кой и окружающей ее сре д ой происходи т через
обо л очку бла г одаря наличию в ней

а) молекул липидов в) молекул углеводов

б) многочисленных нор г) молекул нуклеиновых кисло т

10.Синтезируемые в клетке органические вещества перемещаются к органоидам
а) с помощью комплекса Го л ьджи в) с помощью вакуолей

б) с помощью лизосом г) по каналам эндоплазма т ической се т и

11.Расщепление органических вещес т в в кле т к е , сопровождаемо е ос во божд е нием .
э нер г ии и синтезом большого числа молекул АТФ происходит в

а) ми т охондриях б) л изосома х в) х л ороп л ас т ах г) рибо с омах

12. Организмы, клетки которых не имеют оформленно г о ядра , ми т охон д рий,
комплекса Гольджи, относят к
г руппе

а) прокариот б) эукариот в) автотрофов г) гетеротрофов

13 . К прокариотам относятся

а) водоросли б) бактерии в) грибы г) вирусы

14 . Ядро играет большую роль в клетке , т ак как о н о у ча ст в ует в си н т езе

а) глюкозы б) липидов в) кле т ча т ки г ) нуклеиновы х кислот и белков

15 . Органоид , о т граниченный о т ци т оп л азмы о д ной мембраной , с о д ержащий
множество ферментов, которые расщепляю
т сложны е ор г анич е ские вещес т ва
до простых мономеров, это

а) митохондрия б) рибо с о ма в) комплекс Гольджи г) лизосома

Третий вариант в скачиваемом файле

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№53 п. Ильиногорска Володарского района Нижегородской области

Выявить уровень усвоения учебного материала по теме «Клетка».

Проверка понятийного аппарата по теме «Клетка» (10 баллов). Работа с рисунками. Объясните, что изображено на рисунках (5 баллов). Тестовое задание. Выберите правильный вариант ответа Задание на соответствии «органоид-характеристика». Анализ утверждений. Критерии оценок. Самооценка и оценка учителя знаний обучающихся. Рефлексия.

Цитология – это наука, изучающая……… Макроэлементы- …………………………… Микроэлемены -…………………………… Ультромикроэлементы…………………… Денатурация -……………………………….. Ренатурация………………………………….. Ферменты - ………………………………....... Буферность-………………………………….. Кариотип -………………………………………. Хроматин -………………………………………..

1. 3. 2. 4. Подпишите, что изображено под цифрами на рисунках 2, 3.

1.Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки А – обладает избирательной проницаемостью Б – более прочная В – полностью проницаема для различных веществ Г – состоит из клетчатки 2. Цитоплазма не выполняет функцию А – перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов В – питания Г – защитную 3. Функция лизосом А – окисление белков, жиров, углеводов Б – синтез АТФ В – синтез белков, жиров, углеводов Г - фотосинтез 4. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в А – лизосомах Б – хлоропластах В – вакуолях Г – ядре 5. Синтез белков в клетке осуществляют А – лизосомы Б – хлоропласты В – митохондрии Г - рибосомы 6. «Сборка» рибосом происходит в А – эндоплазматической сети Б - комплексе Гольджи В – цитоплазме Г – ядрышках 7. Митохондрии выполняют функцию А – синтеза органических веществ Б – накопления питательных веществ В – окисления органических веществ Г – фотосинтеза 8. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в А – митохондриях Б – лейкопластах В – эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи 9. Крахмал накапливается в А – хлоропластах Б – ядре В – лейкопластах Г – хромопластах 10. В образовании веретена деления участвует А – цитоплазма Б – клеточный центр В – эндоплазматическая сеть Г - вакуоль

1. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети синтезируются молекулы А – АТФ Б – белков В – липидов Г – углеводов 2. Прокариоты – организмы, не имеющие А – оформленного ядра Б – клеточной оболочки В – жгутиков Г - пластид 3. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют А – пластиды Б – рибосомы В – хромосомы Г – митохондрии 4. Клетка - генетическая единица организма, так как А – все организмы состоят из клеток Б – в клетке протекают реакции обмена веществ В – клетка растет Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки 5. Транспортную функцию выполняет А – комплекс Гольджи Б – эндоплазматическая сеть В – ядро Г – мембрана 6. Белки, жиры и углеводы накапливаются в А – ядре Б – лизосомах В – комплексе Гольджи Г – митохондриях 7. Синтез АТФ происходит в А – вакуолях Б – лизосомах В – хлоропластах Г – митохондриях 8. Фотосинтез происходит в А – хлоропластах Б – лейкопластах В – вакуолях Г – цитоплазме 9. Синтез жиров и углеводов происходит в А – эндоплазматической сети Б – комплексе Гольджи В – лизосомах Г – вакуолях 1 0. На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы А – минеральных солей Б – нуклеотидов В – углеводов, липидов Г – белков

Органоиды Характеристики 1. Плазматическая мем­брана 2. Ядро 3. Митохондрии 4. Пластиды 5. Рибосомы 6. ЭПС 7. Клеточный центр 8. Комплекс Гольджи 9. Лизосомы 10. Жгутики и реснички А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке Б) Синтез белка В) Фотосинтез Г) Движение органоидов по клетке Д) Хранение наследственной ин­формации Е) Немембранные Ж) Синтез жиров и углеводов 3) Содержит ДНК И) Одномембранные К) Обеспечение клетки энергией Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение М) Движение клетки Н) Двухмембранные О) Связь клетки с внешней средой П) Управление делением ядра Р) Есть только у растений С) Есть только у животных Распределите характеристики соответственно органоидам. I вариант (26 баллов)

Распределите характеристики соответственно органоидам. II вариант (26 баллов) Органоиды Характеристики 1. Плазматическая мембрана 2. Ядро 3. Митохондрии 4. Пластиды 5. Рибосомы 6. ЭПС 7. Клеточный центр 8. Комплекс Гольджи 9. Лизосомы 10. Жгутики и реснички А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке Б) Синтез белка В) Фотосинтез Г) Движение органоидов по клетке Д) Хранение наследственной ин­формации Е) Немембранные Ж) Синтез жиров и углеводов 3) Содержит ДНК И) Одномембранные К) Обеспечение клетки энергией Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение М) Движение клетки Н) Двухмембранные О) Связь клетки с внешней средой П) Управление делением ядра Р) Есть только у растений С) Есть только у животных

I вариант. Плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрия, комплекс Гольджи, лизосома. II вариант. Оболочка, гиалоплазма, органоиды, цитоплазма, включения.

I вариант. 1. Рибосома состоит из двух субъединиц. 2. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов - фотосинтез. 3. Бактерии и грибы относятся к прокариотам. 4. Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца. 5. Органоиды - это непостоянные образования клетки. 6. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы. 7. У прокариотов нет оформленного ядра. 8. Жгутики и реснички различаются по длине. II вариант. 1. Клетки животных не имеют клеточной стенки. 2. Растения, животные и грибы относятся к эукариотам. 3. Органоиды - это постоянные образования. 4. Пиноцитоз - это вид фагоцитоза. 5. Рибосомы клетки крупнее рибосом митохондрии. 6. Молекула ДНК эукариотов имеет форму кольца. 7. Пластиды различаются по функциям. 8. Митохондрии, в отличие от пластид, способны самостоятельно делиться, независимо отделения клетки.

57 б.- 46 б. – отлично 45 б.-29 б. – хорошо 28 б.-17 б. –удовлетворительно 16 б. и менее - неудовлетворительно

ФИО ученика___________________________ Класс_________________Вариант_________ Тема «Клетка» Проверка понятийного аппарата по теме «Клетка» Работа с рисунками (5 баллов) Тестовое задание Задание на соответствии Анализ утверждений Самооценка Оценка учителя Итоговая оценка

Удовлетворены ли вы своим уровнем подготовки по теме? Над какими вопросами вам еще необходимо работать?

1. Все клетки сходны по химическому составу, что свидетельствует

А – о единстве живой и неживой природы

Б – о происхождении организмов от общего предка

В – об эволюции органического мира

Г – о единстве органического мира

2. Вода выполняет в клетке функцию

А – запасающую

Б – окислительно-восстановительную

В – каталитическую

Г – энергетическую

3. Вода не выполняет в клетке функцию

А – транспортную

Б – каталитическую

В – растворителя

Г – энергетическую

4. Больше всего в клетке содержится

А – кислорода

Б – углерода

В – водорода

Г – азота

5.

А – крахмал

Б – глюкоза

В – клетчатка

Г – гликоген

6. Углеводы в клетке выполняют функцию

А – каталитическую

Б – защитную

В – энергетическую

7. Углеводы в клетке не выполняют функцию

А – энергетическую

Б – структурную

В – запасающую

Г – хранения наследственной информации

8. К простым углеводам относится

А – вода

Б – фруктоза

В – крахмал

Г – клетчатка

9. Липиды в клетке не выполняют функцию

А – хранения наследственной информации

Б – энергетическую

В – структурную

Г – запасающую

10. Мономер сложных углеводов

А – аминокислота

Б – нуклеотид

В – глицерин

Г – глюкоза

11. Молекулы липидов состоят из молекул

А – глицерина и жирных кислот

Б – аминокислот

В – клетчатки

Г – нуклеотидов

12. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке,

А – гормоны

Б – ферменты

В – витамины

Г - протеины

13. Мономеры белков

А – глюкоза и фруктоза

Б – жирные кислоты

В – нуклеотиды

Г – аминокислоты

14. Последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи

Б - вторичная структура белка

В – третичная структура белка

15. Спираль, прошитая водородными связями

А - третичная структура белка

Б – четвертичная структура белка

Г – первичная структура белка

16. Структура белковой молекулы сложной конфигурации, сохраняющаяся благодаря наличию разнообразных связей – ковалентных полярных, неполярных, ионных

А – первичная структура белка

В – вторичная структура белка

Г – четвертичная структура белка

17. Взаимное расположение в пространстве нескольких цепей, составляющих белковую молекулу,

А – вторичная структура белка

Б – третичная структура белка

В – первичная структура белка

Г – четвертичная структура белка

18. Мономеры нуклеиновых кислот

А – аминокислоты

Б – нуклеотиды

В – глицерин и жирные кислоты

Г – простые углеводы

19. Функция молекул ДНК в клетке

А – хранение и передача наследственной информации

Б – запасающая

В - энергетическая

Г - структурная

20. Функция РНК в клетке

А – запасающая

Б – энергетическая

В – участие в биосинтезе белка

Г – сократительная

21. Молекула ДНК в отличие от РНК имеет вид

А – «клеверного листа»

Б – клубка

В – одиночной спирали

Г – двойной спирали

22 . Нуклеотиду А комплементарен нуклеотид

А – А

Б – Т

В – Г

Г - Ц

23. Нуклеотиду Г комплементарен нуклеотид

А – А

Б – Т

В – Ц

Г - Г

24. Процесс удвоения молекулы ДНК называют

А – редупликацией

Б – комплементарностью

В – транскрипцией

Г – трансляцией

25. АТФ выполняет функцию

А – запасающую

Б – транспортную

В – структурную

Г – энергетическую

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1. Клеточная оболочка обеспечивает

А – поступление и выделение веществ

Б – защиту содержимого клетки

В – деление клетки

Г - передвижение клетки

2. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки

А – обладает избирательной проницаемостью

Б – полностью проницаема для различных веществ

В – более прочная

Г – состоит из клетчатки

3. Функция плазматической мембраны

А – синтез белка

Б – синтез ДНК

В – формирование клеточного ядра

Г – поступление веществ в клетку и их выделение из клетки

4. Цитоплазма не выполняет функцию

А – перемещения веществ

Б – взаимодействия всех органоидов

В – питания

Г – защитную

5. Функцию скелета клетки выполняют

А – пластиды

Б – микротрубочки

В – полости комплекса Гольджи

Г – каналы ЭПС

6. Функция лизосом

А – окисление белков, жиров, углеводов

Б – синтез белков, жиров, углеводов

В – синтез АТФ

Г – фотосинтез

7. Синтез АТФ происходит в

А – вакуолях

Б – лизосомах

В – хлоропластах

Г – митохондриях

8. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в

А – лизосомах

Б – хлоропластах

В – вакуолях

Г – ядре

9. Синтез жиров и углеводов происходит в

А – ЭПС

Б - комплексе Гольджи

В – лизосомах

Г – вакуолях

10. Синтез белков в клетке осуществляют

А – лизосомы

Б – хлоропласты

В – митохондрии

Г – рибосомы

11. Фотосинтез происходит в

А – хлоропластах

Б – лейкопластах

В – вакуолях

Г – цитоплазме

12. «Сборка» рибосом происходит в

А – ЭПС

Б – комплексе Гольджи

В – цитоплазме

Г – ядрышках

13. Поступление веществ в клетку и их выделение из клетки обеспечивает

А – цитоплазма

Б – плазматическая мембрана

В – ядро

Г – комплексе Гольджи

14. Митохондрии выполняют функцию

А – синтеза органических веществ

Б – накопления питательных веществ

В – окисления органических веществ

Г – фотосинтеза

15. Микротрубочки выполняют функцию

А – защиты клетки

Б – синтеза органических веществ

В – накопления питательных веществ

Г – скелета клетки

16. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в

А – митохондриях

Б – лейкопластах

В – ЭПС

Г – комплексе Гольджи

17. Транспортную функцию выполняет

А – комплекс Гольджи

Б – ЭПС

В – ядро

Г – мембрана

18. Крахмал накапливается в

А – хлоропластах

Б – ядре

В – лейкопластах

Г – хромопластах

19. Каротин образуется в

А – лейкопластах

Б – цитоплазме

В – хлоропластах

Г – хромопластах

20. Белки, жиры и углеводы накапливаются в

А – ядре

Б – лизосомах

В – комплексе Гольджи

Г – митохондриях

21. В образовании веретена деления участвует

А – цитоплазма

Б – клеточный центр

В – ЭПС

Г – вакуоль

22. На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы

А – минеральных солей

Б – нуклеотидов

В – углеводов, липидов

Г – белков

23. На поверхности шероховатой ЭПС синтезируются молекулы

А – АТФ

Б - белков

В – липидов

Г – углеводов

24. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются

А – лизосомы

Б – микротрубочки

В – митохондрии

Г – рибосомы

25. Прокариоты – это организмы, не имеющие

А – оформленного ядра

Б – клеточной оболочки

В – жгутиков

Г – пластид

26. Эукариоты – это организмы, имеющие

А – пластиды

Б –жгутики

В – клеточную оболочку

Г – оформленное ядро

27. К прокариотам относятся

А – водоросли

Б – бактерии

В – грибы

Г – мхи

28. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют

А – пластиды

Б – рибосомы

В – хромосомы

Г – митохондрии

29. Бактерии считают наиболее древними организмами, так как

А – у них нет оформленного ядра

Б – они очень мелкие

В – они передвигаются при помощи жгутиков

Г – они не имеют рибосом

30. В клетках бактерий в отличие от клеток эукариот

А – много хромосом

Б – только 1 хромосома

В – много ядер

Г – одно ядро

31. Клеточного строения не имеют

А – цианобактерии

Б – водоросли

В – бактерии

Г – вирусы

32. Клетка – основная единица строения всех организмов, так как

А – в основе размножения организмов лежит деление клетки

В – деление клетки лежит в основе роста организма

Г – все организмы состоят из клеток

33. Клетка – генетическая единица организма, так как

А – все организмы состоят из клеток

Б – в клетке протекают реакции обмена веществ

В – клетка растет

Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки

ОТВЕТЫ

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Г

В

Г

А

Б

В

Г

Б

А

Г

А

Б

Г

А

В

Б

Г

Б

А

В

Г

Б

В

А

Г

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Биология – наука о жизни

А1. Биология как наука изучает

1 – общие признаки строения растений и животных

2 – взаимосвязь живой и неживой природы

3 – процессы, происходящие в живых системах

4 – происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования

1 – исторический

2 – описательный

3 – экспериментальный

4 – биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это

1 – теория

2 – гипотеза

4 – доказательство

А4. Эмбриология изучает

1 – развитие организма от зиготы до рождения

2 – строение и функции яйцеклетки

3 – послеродовое развитие человека

4 – развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1 – биохимическим

2 – цитологическим

3 – центрифугированием

4 – сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи

1 – создания новых пород животных и сортов растений

2 – создания биосферы

3 – создания агроценозов

4 – создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1 – экспериментальным

2 – гибридологическим

3 – генеалогическим

4 – наблюдения

А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется

1 – селекционер

2 – цитогенетик

3 – морфолог

4 – эмбриолог

А9. Систематика – это наука, занимающаяся

1 – изучением внешнего строения организмов

2 – изучением функций организма

3 – выявлением связей между организмами

4 – классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три фактора, которые выполняет современная клеточная теория

1 – экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов

2 – прогнозирует появление новых фактов, явлений

3 – описывает клеточное строение разных организмов

4 – систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов

5 – выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов

6 – создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких, как бешенство, сибирская язва и др.

Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

Признаки и свойства живого

Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется

1 – биогеоценотический

2 – биосферный

3 – популяционно-видовой

4 – молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают

1 – мутации генов

2 – взаимосвязи организмов одного вида

3 – системы органов

4 – процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1 – метаболизм

2 – ассимиляция

3 – гомеостаз

4 – адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1 – наследственность

2 – изменчивость

3 – раздражимость

4 – самовоспроизведение

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1 – клетка амебы

2 – вирус оспы

3 – стадо оленей

4 – природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1 – раздражимости

2 – способности к адаптации

3 – наследование признаков от родителей

4 – саморегуляции

А7.Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1 – пластического обмена

2 – энергетического обмена

3 – питания и дыхания

4 – гомеостаза

А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1 – анаболизм

2 – катаболизм

3 – ассимиляция

4 – метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

1 – репликация ДНК

2 – наследование болезни Дауна

3 – ферментативные реакции

4 – строение митохондрий

5 – структура клеточной мембраны

6 – кровообращение

В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Адаптациии Условия жизни

А – яркая окраска самцов павианов 1 – защита от хищников

Б – пятнистая окраска молодых оленей 2 – поиск полового партнера

В – борьба двух лосей

Г – сходство палочников с сухими ветками

Д – ядовитость пауков

Е – сильный запах у кошек

Часть С

С1 . Какие приспособления растений обеспечивают их размножение и расселение?

С2 . Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

Часть А

А1. Какое из перечисленных положений согласуется с клеточной теорией

1 – клетка является элементарной единицей насле6дственности

2 – клетка является единицей размножения

3 – клетки всех организмов различны по своему строению

4 – клетки всех организмов обладают разным химическим строением

А2. К доклеточным формам жизни относятся

1 – дрожжи

2 – пеницилл

3 – бактерии

4 – вирусы

А3. Растительная клетка от клетки гриба отличается строением

2 – митохондрий

3 – клеточной стенки

4 – рибосом

А4. Из одной клетки состоят

1 – вирус гриппа и амеба

2 – гриб мукор и кукушкин лен

3 – планария и вольвокс

4 – эвглена зеленая и инфузория-туфелька

А5. В клетках прокариот есть

2 – митохондрии

3 – аппарат Гольджи

4 – рибосомы

А6. На видовую принадлежность клетки указывает

1 – форма ядра

2 – количество хромосом

3 – строение мембраны

4 – первичная структура белка

А7. Роль клеточной теории в науке заключается в

1 – открытии клеточного ядра

2 – открытии клетки

3 – обобщении знаний о строении организмов

4 – открытии механизмов обмена веществ

Часть В

В1. Выберите признаки, характерные только для растительной клетки

1 – есть митохондрии и рибосомы

2 – клеточная стенка их целлюлозы

3 – есть хлоропласты

4 – запасное вещество – гликоген

5 – запасное вещество – крахмал

6 – ядро окружено двойной мембраной

В2. Выберите признаки, отличающие царство Бактерии от остальных царств органического мира

1 – гетеротрофный способ питания

2 – автотрофный способ питания

3 – наличие нуклеотида

4 – отсутствие митохондрий

5 – отсутствие ядра

6 – наличие рибосом

В3. Найдите соответствие между особенностями строения клетки и царством, к которому эти клетки относятся

Особенности строения Царства

А – клеточные стенки содержат целлюлозу 1 – Растения

Б – клеточных стенок нет 2 – Животные

В – в цитоплазме есть пластиды

Г – способ питания гетеротрофный

Д – в молодых клетках есть большие вакуоли с клеточным соком

Е – запасное вещество клетки – гликоген

Часть С

С1 . Приведите примеры эукариотических клеток, в которых нет ядра.

С2. Докажите, что клеточная теория обобщила ряд биологических открытий и предсказала новые открытия.

Неорганические вещества клетки

Часть А

А1. Полярностью воды обусловлена ее способность

1 – проводить тепло

2 – поглощать тепло

3 – растворять хлорид натрия

4 – растворять глицерин

А2. Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие

1 – железо

2 – калий

3 – кальций

А3. Проведение нервного импульса обеспечивается ионами

1 – калия и натрия

2 – фосфора и азота

3 – железа и меди

4 – кислорода и хлора

А4. Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются

1 – ковалентными

2 – гидрофобными

3 – водородными

4 – гидрофильными

А5. В состав гемоглобина входит

1 – фосфор

2 – железо

4 – магний

А6. Выберите группу химических элементов, обязательно входящую в состав белков

1 – Na, K, O, S

2 – N, P, C, Cl

3 – C, S, Fe, O

4 – C , H , O , N

А7. Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают

2 – железо

3 – фосфор

4 – натрий

А8. Клеточное строение имеет:

1- айсберг;
2- лепесток тюльпана;

3- белок гемоглобин;

4- кусок мыла.

А9. Авторами клеточной теории являются:

1- Р. Гук и А. Левенгук;
2- М. Шлейден и Т. Шванн;

3- Л. Пастер и И. И. Мечников;

4- Ч. Дарвин и А. Уоллес.

А10. Какое положение клеточной теории принадлежит Р. Вирхову?
1- клетка - элементарная единица живого;
2- всякая клетка происходит из другой клетки;
3- все клетки сходны по своему химическому составу;
4- сходное клеточное строение организмов - свидетельство общности происхождения всего живого.

Часть В

В1. Выберите функции воды в клетке

1 – энергетическая

2 – ферментативная

3 – транспортная

4 – строительная

5 – смазывающая

6 – терморегуляционная

В2. Выберите только физические свойства воды

1 – способность к диссоциации

2 – гидролиз солей

3 – плотность

4 – теплопроводность

5 – электропроводность

6 – донорство электронов

Часть С

С1. Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?

Ответы

Биология – наука о жизни

В1. 245

Признаки и свойства живого

С1.

Клетка как биологическая система

В1. 235 В2. 345 В3. А-1 Б-2 В- 1 Г – 2 Д – 1 Е – 2

С1. Элементы ответа: зрелые эритроциты человека, ситовидные трубки растений.

С2. Клет. теория обобщила ряд философских и микроскопических исследований, указывающих на существование элементарн. единицы жизни (открытие клетки Гуком, открытие одноклет. животных Левенгуком, открытие клеточного ядра Броуном и др.). последующие открытия в области цитологии, эмбриологии, генетики подтвердили правоту клет. теории. Были открыты более тонкие структуры, выявлена их роль в жизни организма.

Неорганические вещества в клетке

В1. 356 В2 345

С1. Высокая температура кип. предохраняет организм от перегрева. Способность к образованию льда, плотность которого меньше плотности воды в жидком состоянии. Поэтому лед плавает. Слой льда в глубоких, не промерзающих до конца водоемах предохраняет организмы от замерзания. Электропроводность воды обеспечивает передачу нервного импульса в организме. переход воды в газообразное состояние6 позволяет организму испарять тепло. Если бы этого не было, температура футболиста или хоккеиста повысилась бы на 11 0 и т.д.

Ответы

Биология – наука о жизни

В1. 245

Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.

Признаки и свойства живого

В1. 153 В2. А – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1 е – 2

С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.

С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.

Различие – уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.


Хромосомы - структуры клетки, хранящие и передающие наследственную информацию. Хромосома состоит из ДНК и белка. Комплекс белков, связанных с ДНК, образует хроматин. Белки играют важную роль в упаковке молекул ДНК в ядре.

Основу хромосомы составляет одна непрерывная двухцепочечная молекула ДНК; длина ДНК одной хромосомы может достигать нескольких сантиметров. Понятно, что молекула такой длины не может располагаться в клетке в вытянутом виде, а подвергается укладке, приобретая определенную трехмерную структуру, или конформацию. Можно выделить следующие уровни пространственной укладки ДНК и ДНП:

1) нуклеосомный (накручивание ДНК на белковые глобулы),
2) нуклеомерный,
3) хромомерный,
4) хромонемный,
5) хромосомный.

В процессе преобразования хроматина в хромосомы ДНП образует не только спирали и суперспирали, но еще петли и суперпетли. Поэтому процесс формирования хромосом, который происходит в профазу митоза или профазу 1 мейоза, лучше называть не спирализацией, а конденсацией хромосом.

Метафазная хромосома (хромосомы изучаются в метафазу митоза) состоит из двух хроматид. Любая хромосома имеет первичную перетяжку (центромеру), которая делит хромосому на плечи. Некоторые хромосомы имеют вторичную перетяжку и спутник. Спутник - участок короткого плеча, отделяемый вторичной перетяжкой. Хромосомы, имеющие спутник, называются спутничными. Концы хромосом называются теломерами. В зависимости от положения центромеры выделяют:

а) метацентрические (равноплечие),
б) субметацентрические (умеренно неравноплечие),
в) акроцентрические (резко неравноплечие) хромосомы.

Молекула ДНК. Фото: Christian Guthier

Соматические клетки содержат диплоидный (двойной - 2n) набор хромосом, половые клетки - гаплоидный (одинарный - n). Диплоидный набор аскариды равен 2, дрозофилы - 8, шимпанзе - 48, речного рака - 196. Хромосомы диплоидного набора разбиваются на пары; хромосомы одной пары имеют одинаковое строение, размеры, набор генов и называются гомологичными.

Кариотип - совокупность сведений о числе, размерах и строении метафазных хромосом. Идиограмма - графическое изображение кариотипа. У представителей разных видов кариотипы разные, одного вида - одинаковые. Аутосомы - хромосомы, одинаковые для мужского и женского кариотипов. Половые хромосомы - хромосомы, по которым мужской кариотип отличается от женского.

Хромосомный набор человека (2n = 46, n = 23) содержит 22 пары аутосом и 1 пару половых хромосом.
Половые хромосомы не относятся ни к одной из групп и не имеют номера. Половые хромосомы женщины - ХХ, мужчины - ХУ. Х-хромосома - средняя субметацентрическая, У-хромосома - мелкая акроцентрическая.

В области вторичных перетяжек хромосом групп D и G находятся копии генов, несущих информацию о строении рРНК, поэтому хромосомы групп D и G называются ядрышкообразующими.

Функции хромосом

Функция хромосом заключается:

В хранении наследственной информации. Хромосомы являются носителями генетической информации.

В передаче наследственной информации. Наследственная информация передается путем репликации молекулы ДНК.

В реализации наследственной информации. Благодаря воспроизводству того или иного типа и-РНК и соответственно того или иного типа белка осуществляется контроль над всеми процессами жизнедеятельности клетки и всего организма.



Рабочая тетрадь «Контрольные работы по общей биологии»

СОДЕРЖАНИЕ

Темы контроля и оценки результатов обучения

Количество часов

Контрольные работы

1.Клетка, её строение и состав.

2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

3.Решение задач на законы Менделя.

4.История развития жизни на Земле.

5. Основы экологии.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Клетка, её строение и состав».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Проверка знаний по основным компонентам и органойдам клетки, строению и значению в жизни клетки неорганических и органических веществ; умений выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке.

Вариант№1

1.Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки:
А – обладает избирательной проницаемостью Б – более прочная
В – полностью проницаема для различных веществ Г – состоит из клетчатки
2. Цитоплазма не выполняет функцию:
А – перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов
В – питания Г – защитную
3. Функция лизосом:
А – окисление белков, жиров, углеводов Б – синтез АТФ
В – синтез белков, жиров, углеводов Г - фотосинтез
4. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в:
А – лизосомах Б – хлоропластах

В – вакуолях Г – ядре
5. Синтез белков в клетке осуществляют:
А – лизосомы Б – хлоропласты

В – митохондрии Г - рибосомы
6. «Сборка» рибосом происходит в:
А – эндоплазматической сети Б - комплексе Гольджи
В – цитоплазме Г – ядрышках
7. Митохондрии выполняют функцию:
А – синтеза органических веществ Б – накопления питательных веществ
В – окисления органических веществ Г – фотосинтеза
8. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в:
А – митохондриях Б – лейкопластах
В – эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи
9. Крахмал накапливается в:
А – хлоропластах Б – ядре

В – лейкопластах Г – хромопластах
10. В образовании веретена деления участвует:
А – цитоплазма Б – клеточный центр
В – эндоплазматическая сеть Г – вакуоль

Вариант№2

1. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети синтезируются молекулы:
А – АТФ Б – белков

В – липидов Г – углеводов
2. Прокариоты – организмы, не имеющие:
А – оформленного ядра Б – клеточной оболочки
В – жгутиков Г - пластид
3. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют:
А – пластиды Б – рибосомы

В – хромосомы Г – митохондрии
4. Клетка - генетическая единица организма, так как:
А – все организмы состоят из клеток
Б – в клетке протекают реакции обмена веществ
В – клетка растет
Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки
5. Транспортную функцию выполняет:
А – комплекс Гольджи Б – эндоплазматическая сеть
В – ядро Г – мембрана
6. Белки, жиры и углеводы накапливаются в:
А – ядре Б – лизосомах

В – комплексе Гольджи Г – митохондриях
7. Синтез АТФ происходит в:
А – вакуолях Б – лизосомах

В – хлоропластах Г – митохондриях
8. Фотосинтез происходит в:
А – хлоропластах Б – лейкопластах

В – вакуолях Г – цитоплазме
9. Синтез жиров и углеводов происходит в:
А – эндоплазматической сети Б – комплексе Гольджи
В – лизосомах Г – вакуолях
10. На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы:
А – минеральных солей Б – нуклеотидов
В – углеводов, липидов Г – белков

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: систематизировать и обобщить знания о бесполом и половом размножении, процессе оплодотворения, закономерностях зародышевого и послезародышевого развития организмов; умений определять формы размножения организмов, анализируя конкретные примеры из мира растений и животных.

ВАРИАНТ №1

1. Увеличение числа организмов – это: а) расселение б) размножение

в) оплодотворение г) питание

2. Мужская половая клетка называется: а) яйцеклетка б) зигота

в) сперматозоид г) зародыш

3. Размножение частями или клетками тела называется: а) бесполым

б) половым в) семенным

4. При половом размножении участвуют родители в количестве: а) 1 б)2 в) 3

5. Цветок фиалку размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

6. Огурцы размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

7. Лук размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

8. Плод- это хранилище ……, их может быть 1 или ……….

9. Растения …… передвигаться, поэтому семена и плоды расселяются при помощи……., …….,…….

Задание 3. Ответь на вопрос:

10. Каково значение размножения?

ВАРИАНТ №2

Задание 1. Выбери верный ответ:

1. Слияние половых клеток – это а) оплодотворение б) размножение

в) расселение г) дыхание

2. Женская половая клетка называется: а) яйцеклетка б) зигота

в) сперматозоид г) зародыш

3. Размножение при помощи половых клеток называется: а) бесполым б)половым в) вегетативным

4. При бесполом размножении участвуют родители в количестве: а) 1б)2 в) 3

5. Картофель размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

6. Чеснок размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

7. Помидоры размножают: а) семенами б) клубнем в) луковицей г) листом

Задание 2. Вставь пропущенные слова по смыслу:

8. Семя растения порыто….., внутри находится ……

9. Если у семян одуванчика есть …….., крылатки у ……… – значит, они расселяется при помощи ……

Задание 3. Ответь на вопрос:

10. Каково значение бесполого размножения?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Решение задач на законы Менделя».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: научиться составлять простейшие схемы скрещивания на основе предложенных данных, используя законы Менделя.

Вариант №1

Задача 1. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение.

Р : аа х Аа
гаметы: (а ) (А ) (а )
F 1 : Аа ,аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Задача 2.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р : АА х аа ; F 1 : Aa .
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Вариант №2

Задача 1. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1: 2: 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Решение.

Р : A + A х A + A
пестрые пестрые
гаметы: (А + ) (А ) (А + ) (А )
F 1 : 1А + А + :2 А + A : 1AA
черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.

Задача 2. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Решение.

Р : Aa х aa
гаметы: (А ) (а ) (а )
F 1 : 1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа , то есть она нечистопородна.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

Тема : «История развития жизни на Земле».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: обобщить знания учащихся об условиях возникновения жизни на Земле, об основных ароморфозах у организмов в разных эрах; умений обосновывать значение ароморфозов для эволюции.

    Утверждает, что жизнь на Земле занесена из космоса:

А) теория абиогенеза Б) теория биогенеза

В) теория панспермии Г) теория креационизма

    Стегоцефал - представитель древних:

А) земноводных Б) рептилий

В) рыб Г) птиц

    Пышные леса, образованные гигантскими папоротниками, хвощами, плаунами характеризуют:

А) юрский период Б) каменноугольный период

В) триасовский период Г) силурийский период

    Динозавры – это:

А) древние земноводные Б) древние пресмыкающиеся

В) древние млекопитающие

    Доказал невозможность самозарождения микроорганизмов в колбе с питательным бульоном:

А) Л. Пастер Б) Ф.Реди

В) В. Гельмонт Г) Спалланцани

    Гипотезу зарождения жизни на Земле в ходе химической эволюции, первым опубликовал в 1924 году:

А) А.Опарин Б) Д. Холдейн

В) С. Миллер Г) Л. Пастер

    Первые одноклеточные организмы появившиеся на Земле были:

А) автотрофы Б) гетеротрофы

    Люди современного типа появились в:

А) меловой период Б) каменноугольный период

В) девонский Г) четвертичный

    Птицы произошли от:

А) млекопитающих Б) рептилий

В) амфибий Г) рыб

    Первые живые организмы на Земле появились в:

А) протерозойской эре Б) палеозойской эре

В) архейской эре Г) мезозойской эре

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5

Тема : «Основы экологии».

Формирование компетенций: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Развитие практических навыков и умений: систематизировать и обобщить знания об основах экологии; развитие мыслительных способностей учащихся, формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Итоговый тест

к теме « Основы экологии».

    Термин «экология» впервые ввел ученый:
    а) Элтон
    б) Вернадский
    в) Геккель

    Экологические факторы – это…:
    а) факторы, связанные с влиянием организмов друг на друга
    б) любые свойства или компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организмы
    в) факторы, связанные с влиянием окружающей среды на человека

    Абиотические факторы – это…:
    а) экологические факторы среды, относящиеся к неживой природе
    б) экологические факторы среды, показывающие способы воздействия человека на живые организмы
    в) экологические факторы среды, связанные с влиянием организмов друг на друга

    Биоценоз – это…:
    а) население вида на определенной территории
    б) биологический ритм жизни
    в) весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов

    Редуценты – это…:
    а) организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных
    б) зеленые растения, создающие из биогенных элементов органическое вещество
    в) потребители органического вещества, перерабатывающие его в новые формы

    К космическим ресурсам относятся:
    а) солнечная радиация, энергия приливов и отливов
    б) энергия солнца, энергия ветра
    в) энергия звезд и энергия планет

    Как давно возникла биосфера?
    а) 7 млрд. лет назад
    б) 3,5 – 4,5 млрд. лет назад
    в) 25 млн. лет назад

    Укажите синоним биосферы -
    а) эдасфера
    б) жилая зона
    в) экосфера

    В составе биосферы преобладают:
    а) азот и кислород
    б) водород и углерод

    К мировым экологическим проблемам относятся:
    а) озоновые дыры
    б) парниковый эффект
    в) высокая смертность

    Какая из перечисленных экосистем наиболее крупная:
    а) ландшафт
    б) лес
    в) биосфера

    Какое вещество определяет плодородие почвы:
    а) земля
    б) гумус
    в) глина

    Где наиболее велико экологическое разнообразие:
    а) в липняке
    б) в тропическом лесу
    в) в бору

    Какой вид деятельности является главным в использовании лесов:
    а) заготовка грибов и ягод
    б) заготовка лекарственных растений
    в) заготовка древесины

    Чему способствует уменьшение озонового слоя:
    а) росту уровня заболеваемости раком кожи у людей
    б) возникновению парникового эффекта
    в) повышает иммунитет у людей

    Какой из перечисленных газов является основным загрязнителем воздуха:
    а) бор
    б) оксид серы
    в) диоксид углерода

    Каким полезным для человека свойством обладают фитонциды, выделяемые растениями:
    а) увлажняют атмосферу
    б) улучшают газообмен
    в) убивают микроорганизмы

    Процесс развития городов с увеличением их доли в биосфере:
    а) агломерация
    б) урбанизация
    в) мелиорация

    Что имеет наибольший период разложения (более 1000 лет) в природной среде:
    а) консервная банка
    б) стекло
    в) полиэтиленовый пакет

    С чем связанно загрязнение почвы тяжелыми металлами:
    а) с использованием навоза как удобрения
    б) с автомашинами, использующими этилированный бензин
    в) с внесением фосфорных удобрений

    Чему в большей степени соответствуют кислотные дожди:
    а) сухому вину
    в) серной кислоте
    г) яблочному уксусу

    По какой причине опадающие листья с деревьев в городе лучше не сжигать:
    а) они имеют неприятный запах
    б) содержат неприятные вещества
    в) создают при этом густой дым

    К наиболее острым проблемам города Перми с экологической точки зрения относятся проблемы связанные с:
    а) атмосферным загрязнением
    б) перенаселением

  1. Какой способ используется в очистных сооружениях с физической очисткой:
    а) отстаивание
    б) осаждение
    в) электролиз

    Какие из станций, вырабатывающих энергию менее опасны:
    а) ГЭС
    б) АЭС
    в) ТЭС

    На сколько лет хватит запасов угля:
    а) 40-50
    б) 250
    в) они не ограничены

    К особо охраняемым территориям относятся:
    а) заказники
    б) пастбища
    в) городские скверы

    В ведении субъекта РФ могут находиться следующие особо охраняемы территории:
    а) природные парки
    б) заповедники
    в) национальные парки

    В ведении органов местного самоуправления могут находиться следующие особо охраняемые территории:
    а) заповедники
    б) национальные парки
    в) лечебно-оздоровительные местности

    Территории, каких особо охраняемых объектов полностью изымаются из хозяйственного использования:
    а) заповедники
    б) заказники
    в) национальные парки

    Плотность популяции прежде всего зависит от:
    а) дефицитного ресурса
    б) климата
    в) ландшафта

    Как называется любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды:
    а) ареал
    б) ландшафт
    в) экосистема

    Что составляет основную часть используемых человеком водных ресурсов:
    а) речной сток
    б) воды морей и озер
    в) ледниковые воды

    Какой из предлагаемых объектов природной среды может быть отнесен к природным ресурсам:

а) лекарственные препараты

б) лекарственные растения

в) конфеты

35. Для растений ресурсами являются:

б) минеральные соли

в) солнечная энергия

г) органические вещества

д) углекислый газ.

36. Назовите источники шума в городе:

а) транспорт

б) промышленные предприятия

в) строительные площадки

г) бытовые приборы

37. Экология - наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду

б) влияние загрязнений на здоровье человека

в) влияние деятельности человека на окружающую среду

г) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой обитания

38. Для животных ресурсами являются:

б) органические вещества

в) солнечная энергия

г) углекислый газ

д) кислород

39. Озоновый слой нашей планеты расположен в оболочке, называемой:

а) тропосфера

б) стратосфера

в) ионосфера

40. Кислотные осадки содержат следующие кислоты:

а) серную

б) азотную

в) фосфорную

г) соляную

41. Накопление в атмосфере углекислого газа может вызвать:

а) климатические сдвиги

б) образование ископаемых остатков

в) появление озоновых дыр

42. Какова причина возникновения «озоновых дыр»?

а) увеличение выбросов углекислого газа

б) увеличение выбросов фреонов

в) увеличение выбросов пыли в атмосферу

43. К озоноразрушающим веществам относятся:

а) углекислый газ

б) фреоны

44. Наиболее типичным для нашей местности является природное сообщество:

а) широколиственного леса

в) смешанного леса

45. Соли ртути попадают в организм человека:

а) с растительной пищей

б) с рыбными продуктами

в) через воздух

г) с консервированными продуктами

Критерии оценки:

5 баллов – от 1 - 5 ошибок - 90%

4 балла – от 6 - 9 ошибок - 80%

3 балла – от 10-18 ошибок - 60%

2 балла – более 18 ошибок - менее 60%



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!