Академик пиотровский. Михаил Пиотровский: Отец мечтал быть ночным сторожем в музее и завидовал журавлям, летящим в Египет

Дополните информацию о персоне

Пиотровский, Борис Борисович
Boris Piotrovskiy
На английском: Boris Piotrovskiy
На армянском: Պիոտրովսկի Բորիս Բորիսի
Дата рождения: 14.02.1908
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1990
Краткая информация:
Выдающийся ученый-археолог, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж

Биография

В 1929 году, будучи студентом историко-лингвистического факультета ЛГУ, поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии РАН). В 1930 году окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту.

Деятельность на посту директора Эрмитажа

С 1930 года Борис Пиотровский работал в Эрмитаже в качестве научного сотрудника.

С 1964 по 1990 год Пиотровский возглавлял Эрмитаж.

Зал в Эрмитаже, где представлена экспозиция "Искусство Урарту", посвящен памяти академика Бориса Борисовича Пиотровского, о чем свидетельствует мемориальная доска, увековечивающая его имя.

Сочинения

Результаты экспедиций подробно описаны Б. Б. Пиотровским в его книгах:

  • «История и культура Урарту» (1944 год)
  • «Ванское царство (Урарту)» (1959 год)
  • «Искусство Урарту VIII-VI вв. до н. э.» (1962 год)
  • Пиотровский Б.Б. Страницы моей жизни. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 287 с. - ISBN 5-02-028205-7
  • Склад:Библиография работ Бориса Борисовича Пиотровского
  • Ourartou / auteur(s) : Boris Borisovitch PIOTROVSKY - Traduit de l"anglais par Anne Metzger. Editeur: nagel. Année:1970

Достижения

  • академик АН СССР (1970)
  • академик АН Армянской ССР (1968)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Член-корреспондент Баварской АН
  • Член-корреспондент Британской АН
  • Член-корреспондент Академии надписей и изящной словесности во Франции

Награды

  • Герой Социалистического Труда и орден Ленина (1983)
  • Орден Ленина (1968)
  • Орден Ленина (1975)
  • Орден Октябрьской революции (1988)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1954)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961)
  • Орден искусств и литературы степени командора (1981, Франция)
  • Орден Кирилла и Мефодия I степени (1981, НРБ)
  • Орден «Pour le merite fur Wissenchaften und Kunste» (1984, ФРГ)
  • Юбилейные медали СССР

Разное

  • В 1997 году в честь отца и сына - Бориса Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских - Международный Астрономический Союз присвоил одной из открытых малых планет имя "Пиотровский".

Изображения

Созданное как партнер Государственного Эрмитажа, издательство «Арка» стало главным в городе поставщиком интеллектуальных бестселлеров, а идеолог проекта Борис Пиотровский - пионером виртуальной реальности в музейном деле.

Как вы пришли к созданию издательства, выпускающего книги по искусству? Это детская любовь к чтению дала о себе знать или что-то другое?

Мои взаимоотношения с книгами очень сложные. Дело в том, что мой отец (Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. - Прим. ред. ) очень любит книги, но эта любовь уже больше похожа на форму зависимости. У нас всегда был очень закрытый дом, но те, кто попадали в родительскую квартиру, обращали внимание, что фолианты занимают больше половины ее пространства. Фактически, человеку там выделены только небольшие проходы между томами, чтобы добраться до места, где поесть или поспать. Когда книжная пыль уже стала сказываться на состоянии здоровья, мы пытались вывезти часть литературы из дома и куда-то ее передать. Но сделать это удавалось только втихаря, пока Михаил Борисович находился в командировке. Однако толку от этого не было никакого, потому что на месте ушедших в кратчайшие сроки появлялись другие издания. Так что к моменту, когда я окончил университет и выбирал, чем заниматься дальше, книги я любил, но старался держать их в стороне от себя - сказались долгие годы борьбы.

Но все-таки книги победили?

Выходит, что так. «Арка» появилась двенадцать лет назад. В тот момент в Эрмитаже был книжный магазин, для которого подбирали книги по всему миру. Но собственные издания до уровня других главных мировых музеев - Лувра, Метрополитен, Прадо - немного недотягивали. И тогда мы вместе с группой учредителей - профессионалов издательского дела решили попробовать развить это направление. Мы стали делать необычные книги. Начали с детских изданий: «Эрмитажную азбуку» готовили года полтора, и по сей день она остается хитом продаж. За двенадцать лет она была выпущена в больших и малых форматах на десятках языков, недавно вышла на иврите. Вообще, издательство принимало разные векторы развития - и научные, и развлекательные. Это позволило сформировать широкий ассортимент и открыть прекрасные магазины в Зимнем дворце, Главном штабе и самый большой - в универмаге Au Pont Rouge, где представлено более 3500 наименований книг.

Мы всегда много сотрудничали с западными издательствами, покупали права на их книги и печатали в переводе здесь. Скажу честно: ни одна из них не принесла финансового успеха, но зато мы научились выпускать продукцию на самом высоком уровне. И теперь уже ведущие иностранные компании издают наши вещи за рубежом. Например, книгу «Мой Эрмитаж» на мировом рынке мы выпускаем совместно со знаменитым американским издательством Rizzoli.

Эта книга Михаила Борисовича действительно стала событием в музейном мире. Он сложный в работе автор?

Обычно, когда мы говорим с ним о работе, то я во всем виноват, так что это процесс не очень продуктивный. (Смеется.) Но у нас есть замечательные редакторы - Полина Ермакова и Неля Даниловна Михалева, которая с давних пор является еще и близким другом нашей семьи, она редактировала книги моей бабушки о Борисе Борисовиче (директор Государственного Эрмитажа в 1964–1990 годах, дед Бориса Пиотровского. - Прим. ред. ). Часто им помогает Мария Халтунен, секретарь Михаила Борисовича и главный хранитель всего, что связано с эрмитажными кошками, она же - соавтор всех посвященных им книг.

Вам не позавидуешь - с одной стороны, груз ответственности за фамилию, с другой - люди, которые говорят: «Конечно, он же сын Пиотровского». Как вы с этим справляетесь?

Спокойно. Вообще, для меня этот вопрос - из разряда: «У вас две руки. Как вам живется со второй?» Это просто часть меня. Мое счастье и мое обязательство. С возрастом я стал примерно представлять, как должен вести себя, чтобы не сильно опозорить родителей. (Смеется.) У нас армянские корни, поэтому делать все с радостью и удовольствием у нас в крови. Вот и я стараюсь восхищаться родителями весело и получать от этого удовольствие. По-моему, Михаилу Борисовичу это нравится. Мы уже сделали его книги «Мой Эрмитаж», «Для музеев нет табу», а сейчас вместе готовим сборник его предисловий к выставкам, который, надеюсь, выйдет до конца года.

В детстве, когда все хотели быть космонавтами и пожарными, вы мечтали стать директором Эрмитажа?

В моей вселенной директором Эрмитажа всегда был либо дедушка, либо папа, как я мог об этом мечтать? Не мог даже думать о том, чтобы занять их место. У меня всегда была мысль о том, что я хочу быть успешным человеком. И пойти на экономический факультет было абсолютно осознанным решением, после окончания университета я ненадолго ушел в науку и защитил диссертацию об эффективном управлении предприятиями малого бизнеса. Я не хотел быть ни историком, ни искусствоведом, хотя впоследствии был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. Сегодня меня знают не только как сына своего отца и внука своего дедушки, но и как достаточно состоявшегося человека.


Каким было ваше детство?

Конечно, оно было прочно связано с Эрмитажем. Случалось и так, что меня не с кем было оставить, и говорили: «Иди в залы, посмотри что-нибудь». Первое осознанное воспоминание - это статуя Зевса. Она поразила меня своими масштабами в мои четыре года. Еще хорошо помню визит Билла Клинтона. Представьте: лимузины с американскими флагами подъезжают к атлантам, выходит президент США. Это было очень яркое впечатление.

Вам нравилось учиться в школе?

Я не ходил в детский сад и класса до пятого был крайне замкнутым ребенком. А потом что-то изменилось во мне, я стал активным учеником, у меня появились друзья. В восемнадцать лет Михаил Борисович отправил меня на все лето в Америку заниматься подготовкой мероприятий в Музее современного искусства в штате Массачусетс, фактически это была работа грузчика. Трижды в неделю нам надо было построить сцену, расставить пятьсот стульев, ценные вещи мне, конечно, никто не доверял. Я отказался от выходного, потому что знакомых там у меня не было и некуда было пойти: в городке был один супермаркет и один ресторан, который я не мог себе позволить - стейк там стоил двадцать долларов, а мы в неделю зарабатывали сто. И еще я не знал ни слова по-английски, но надо было общаться, и я довольно быстро начал говорить. Со стороны это выглядело чудовищно, я просто составлял разные слова в одно предложение и интонацией давал понять, о будущем или о прошлом идет речь. Потом, уже когда вернулся, решил, что было бы неплохо подучить кое-какие времена. Эта поездка была очень важным опытом. На следующий год я поехал стажироваться в отдел по работе с детьми Музея Гуггенхейма, а потом - в отдел Sotheby’s по продаже антикварита.

А не было желания уехать из Петербурга или из России?

Нет, никогда. Мне здесь очень комфортно. У меня есть определенный круг общения - для меня вообще нет ничего интереснее бесед с умными людьми, это мое главное увлечение. Мне сложно перечислить всех, с кем я дружу, но это, например, Сергей Минаев - талантливый писатель и журналист, Таш Саркисян - один из основателей Comedy Club, Семен Михайловский, ректор Академии художеств. В последнее время мы часто общаемся с Сергеем Шнуровым - готовим один интересный проект, который вскоре сможем анонсировать. Кстати, невероятное удовольствие я получил от общения с Константином Хабенским. Он, конечно, человек близкий к гениальности. Константин оказал нам честь своим согласием .

Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.

Мы представили его в конце мая на фестивале «Интермузей», а скоро его можно будет увидеть и на специальной площадке во дворе Главного штаба. Посетителям будут выдавать 3D-очки, чтобы вместе с Константином Хабенским в роли проводника они пронеслись за десять минут сквозь века, познакомились с Екатериной II, Николаем I и современным директором музея, роль которого любезно согласился исполнить Михаил Борисович. В фильме он показывает фондохранилище в Зимнем дворце. Мы снимали «Эрмитаж VR. Погружение в историю» четыре дня, а готовились целый год. Участие Константина Хабенского - большая удача, во многом благодаря ему этот проект, который начинался просто как VR, в итоге стал фильмом, близким к художественному.

В сюжетной линии есть пересечения с посвященным Эрмитажу «Русским ковчегом» Сокурова?

«Русский ковчег» - это большая игровая картина, настоящее произведение искусства, которое признано во всем мире. У нас перекликаются только исторический сюжет и идея проводника. А в остальном это абсолютно разные проекты. Мы делали экспериментальный фильм в формате 360 градусов с технически сложным процессом производства, который Александру Николаевичу не был нужен для его художественного высказывания.

Вы планируете продолжать этот проект?

У нас есть огромное желание развивать это направление. Следующая идея, которую мы собираемся реализовать, - небольшой VR-фильм - путешествие по крышам Эрмитажа.

У вас обширная сфера интересов - от издания книг до проектов по созданию виртуальной реальности. Над чем еще вы работаете?

Сфера моих интересов лежит в области информационно-инновацион­ных проектов. С двенадцати лет я в той или иной степени участвовал в создании музейного сайта и образовательного центра. Позже уже сам инициировал ряд проектов. Например, запуск всех социальных сетей Эрмитажа, которые существуют и успешно функционируют. Очень долго я «продавливал» идею завести инстаграм, сложно было объяснить ценность публикации «бездумных картинок», но теперь, когда его ведет Юра Молодковец, все согласились с тем, что это без преувеличения лучший музейный фотоблог. Работа над мобильными приложениями порой захватывала уже и реальное выставочное пространство. Например, когда мы снимали фильм про часы «Павлин», пришла в голову идея поставить в Павильонном зале Малого Эрмитажа экран, где в хорошем качестве показано, как функционируют часы, и посетителям больше не нужно ждать определенного времени, чтобы это увидеть. Теперь около экрана собираются толпы посетителей. Сейчас ждем, как люди отреагируют на наш VR-проект. А я пока что пытаюсь внедрить блокчейн, ИТ-термин, который никто не может доступно объяснить. С этим все еще есть определенные сложности, но я работаю в этом направлении и стараюсь почаще повторять это слово здесь, в Эрмитаже, чтобы музейщики к нему привыкали.

Текст: Екатерина Петухова

Стиль: Джейн Сытенко.

В музейном мире династии не редкость: вполне естественным образом интерес к предмету передается от поколения к поколению. Но о династии "директоров Эрмитажа" поначалу никто и не думал. Михаил Пиотровский занял кресло своего отца в кризисную пору, в 1992 году. Причем унаследовал "престол" не напрямую, а по извилистой линии. При отце он вообще не работал в Эрмитаже, хотя и вырос за его "кулисами". И печально наблюдал со стороны, как выходит музейный коллектив из повиновения директору, еще недавно всесильному. Последние годы правления ББ, как иногда называли старшего Пиотровского в Эрмитаже, оказались драматичными. Веяния перестройки приводили к раздраю; рушился микроклимат, да и весь порядок вещей, создававшийся Борисом Борисовичем долгое время. Теперь, пожалуй, правоту сторон конфликта можно оценить как фифти-фифти. Музей неизбежно должен был меняться, чему Пиотровский противился. Но едва ли именно так, как настаивали его оппоненты. Довольно типичная история конца 80-х. И все же на капитанском мостике ББ оставался до конца дней.

Оказался же он у руля при обстоятельствах тоже драматичных. В 1964 году тогдашнего директора Михаила Артамонова сняли с должности после открытия в стенах Эрмитажа выставки неофициальных художников (сегодня из них на слуху остался только Михаил Шемякин). Пост занял Пиотровский. Разумеется, роптать против новых назначенцев в те времена было не принято, но Артамонова любили и ценили как ученого. Тем более повод для его увольнения выглядел уж очень вопиющим. Однако ББ скоро поставил дело так, будто именно он всегда и руководил заведением. Старые традиции чтил, реформы производил мягко и постепенно, авторитаризм сочетал с выраженной человечностью. До сих пор в Эрмитаже вспоминают такую быличку. Один из сотрудников угодил в вытрезвитель, откуда на него в музей пришла соответствующая бумага. Виновный был вызван на ковер и ждал самых катастрофических последствий, вплоть до увольнения. Вместо этого Пиотровский на глазах у подчиненного порвал милицейский протокол со словами: "Приятно осознавать, что в нашем музее работает хотя бы один настоящий мужчина". У него не было приемных часов, посетители могли приходить в любое время. Амплуа "доброго барина", который сам может и побранить, но чужим в обиду не даст, выгодно выделяло ББ на фоне серого советского директората.

Он не желал быть только чиновником, периодически публикуя ученые труды - и все же времени на науку почти не оставалось. Отсиживая на бесконечных совещаниях, рисовал на полях документов и на случайных листочках (эти рисунки потом украсили книгу его воспоминаний). Сам Борис Пиотровский значения своим почеркушкам не придавал, что следует из его стихотворного пояснения: "На длинных заседаниях, на никчемных собраниях, в объятиях скуки рисовал эти штуки. Это - озорство, а не мастерство". Нередко "героями" рисунков становились жуки-скарабеи и прочие символы древнего мира. Наука звала обратно в свое лоно: ведь когда-то он был практикующим археологом - более того, первооткрывателем древнего царства Урарту. Результаты его раскопок на территории Армении стали сенсацией во всем мире. Он даже успел реализовать свою юношескую мечту о работе в Египте. Перед затоплением территории вокруг будущей Асуанской плотины туда направили из СССР археологическую экспедицию во главе с Борисом Пиотровским. Впоследствии он ездил по свету очень много - но уже в качестве официального лица, а не "полевого" ученого.

Древний мир был его страстью с самого детства. Когда-то школьником он попал на экскурсию в Эрмитаж и вовлек экскурсовода в долгую дискуссию об исчезнувших культурах. С этого момента он из музея практически и не уходил. А юридически поступил туда на работу в 1931 году. Конечно, и сегодня среди музейщиков попадаются энтузиасты, но у того поколения энтузиазм переходил в самоотверженность. По рассказам, дежурства на эрмитажной крыше в начале блокады часто превращались в научные симпозиумы. Тогдашнему директору Иосифу Орбели даже пришлось делать подчиненным специальное внушение: ни в коем случае не изымать противогазы из сумок и не впихивать вместо них фолианты. Сам Пиотровский вспоминал: "Нас очень беспокоило, что в случае нашей гибели все то, что нам удалось узнать, но еще не удалось опубликовать, сделать достоянием науки, общим знанием, уйдет вместе с нами, пропадет навсегда, и кому-нибудь надо будет впоследствии все начинать сначала. Мы приходили к решению: надо писать, писать, писать немедленно, не откладывая".

И все-таки главную свою славу он снискал на административном поприще. Действовал разумно, без подвигов, нередко шел на компромиссы - особенно когда речь шла о вышестоящих инстанциях. Много шума в свое время наделала история со свадьбой дочери Григория Романова, первого секретаря Ленинградского обкома. Действительно, Пиотровский тогда впустил веселую компанию в Зимний дворец, хотя слухи о выдаче императорского фарфора для сервировки столов все-таки преувеличены. Что ж, кто считает себя вправе бросить в ББ камень, тот бросал и бросает. Но оборотной стороной этой "сервильности" стала возможность сохранить класс музея, его роль в мировой культуре. В "столичном городе с областной судьбой" финансирование добывалось трудно, а в весомости мнений здешние музейщики априори уступали московским. Борис Пиотровский был одним из редких исключений. Нынешний директор Эрмитажа уверяет, что по сию пору находится в постоянном мысленном контакте с отцом (тем более что и кабинет тот же). Трудно сказать, советовался ли Михаил Борисович с отцовской тенью, как ему поступить после скандальной истории с кражей из музея. Однако параллель налицо: в сходной ситуации, которая возникла в Эрмитаже много лет назад, старший Пиотровский в отставку не подал. Тоже преемственность.

Горбунова Н.Г., Каспарова К.В., Кушнарева К.X., Смирнова Г.И. Борис Борисович Пиотровский (1908-1990 гг.) // Советская археология. 1991. №03. С. 108-111.

Не стало ученого с мировым именем, археолога и востоковеда, директора Эрмитажа - известного всем как человека настоящей интеллигентности, редкого обаяния, прекрасного чувства юмора, начисто лишенного административного барства. И так трудно представить себе, что его уже нет, что нужно сесть и писать некролог, когда Борис Борисович и сейчас все еще стоит перед глазами - живой, веселый, всегда готовый к общению. Может быть, именно поэтому, мы так долго не могли за это взяться. О Б. Б. Пиотровском написано так много и как о ярком талантливом ученом, и как об историке культуры, игравшем огромную роль в международных культурных связях, возглавлявшем музей такого масштаба как Эрмитаж. В чем-то неизбежно повторение, кроме, пожалуй одного: впервые мы пишем о нем, когда его уже нет с нами…

Б. Б. Пиотровский родился 14 февраля 1908 года в Петербурге в семье преподавателя математики и механики в военно-учебных заведениях Бориса Брониславовича Пиотровского. Своей матери, Софье Александровне Завадской, педагогу по профессии, он обязан своим начальным образованием. Его родители, глубоко интеллигентные люди, были носителями той культуры, которую мы теперь называем петербургской. Семейные устои, традиции формировались не только родителями, но и дедами - генералами русской армии, с детства приучавшими маленького Бориса и его братьев к будущим превратностям судьбы.

В 1915 г. семья Пиотровских переехала в Оренбург, а в 1921 г. вернулась в Петроград. И здесь в школе Борис Пиотровский впервые увидел египетские древности (фигурки ушебти), показанные учительницей на уроке истории. Может быть, это впечатление имеет внутреннюю связь с появлением 14-летнего Бориса Пиотровского в Эрмитаже, где в 1922 г. он начал заниматься египетской иероглификой под руководством известного египтолога и глубокого знатока Древнего Востока Н. Д. Флиттнер.

Дальнейшее образование он получает уже на историко-лингвистическом факультете ЛГУ (1925-1930 гг.), где учится у таких крупнейших ученых как археолог А. А. Миллер, востоковеды В. В. Струве, Н. Я. Марр и С. А. Жебелев. Уже в 1927-1929 гг. Борис Борисович помимо специализации в египтологии - своей основной профессии - получает первые практические и теоретические знания в области археологии, широкую лингвистическую подготовку.

В 1928 г. студент Б. Пиотровский пишет свою первую статью о термине «железо» в древнеегипетском языке, получившую высокую оценку его учителей. Статья была опубликована в 1929 г. в «Докладах АН». Не меньшее значение имела и его статья о барельефе Аменхотепа в Карнакском храме. С этого и начался путь в науку молодого ученого. В 1929 г., еще до окончания Университета, Борис Борисович был принят младшим научным сотрудником на работу в Академию истории материальной культуры. Именно тогда его учителя Н. Я. Марр и И. А. Орбели привлекли внимание начинающего исследователя к малоизвестному еще государству Урарту, памятники которого были открыты в то время только за пределами нашей страны.

Обладая уже большим полевым опытом, Борис Борисович в 1939 г. приступил к раскопкам холма Кармир-Блур (урартской крепости Тейшебаини), определившим на многие годы главное направление его исследований. Полевые работы были прерваны Великой Отечественной войной, и обработка, осмысление добытых материалов продолжались уже в осажденном Ленинграде. Здесь он остался, так как партизанский отряд, в который входил Б. Б. Пиотровский, был расформирован, а он был назначен начальником противопожарной команды МПВО Эрмитажа, в штате которого он работал еще с 1931 г. Бориса Борисовича очень беспокоило, что все материалы, добытые до войны, могут погибнуть в блокадном Ленинграде. Поэтому работа над монографией «История и культура Урарту» стала главной его целью в это время. Она была завершена и опубликована уже в Ереване в 1944 г. и в том же году защищена в качестве докторской диссертации, сразу выдвинувшей его в ряды ведущих археологов. Это исследование открыло новое направление в отечественной археологии и урартоведении. В ней во всей полноте были реализованы прекрасные качества ученого - его талант и высокий профессионализм. И не удивительно, что уже в 37 лет он был избран членом-корреспондентом АН Армянской ССР (1945 г.).

Вскоре после войны оперативно начали выходить отчеты о продолжавшихся раскопках Кармир-Блура - Борис Борисович считал необходимым быстрее донести до исследователей результаты своих открытий, еще до своих окончательных обобщений. Блестящим завершением исследований урартских памятников стали книги «Ванское царство» (1959 г.) и «Искусство Урарту» (1962 г.). В них на основе анализа новейших уникальных археологических материалов, письменных источников, глубокого понимания истории и искусства Древнего Востока, многие страницы истории и культуры Урарту были по существу воссозданы впервые. Исследователю удалось во многом понять роль и место государства Урарту в контексте истории Древнего Востока. Недаром «Ванское царство» опубликовано во многих странах (Италия, Англия, Германия, США и др.). Эти исследования сыграли большую роль в изучении проблем армянского этногенеза, связей урартского и армянского этносов. Материалы, полученные при раскопках, стали основой создания экспозиции по культуре Урарту в Эрмитаже и музее истории Армении, а сами раскопки - эталоном в ближневосточной археологии.

Исследования Бориса Борисовича в Армении имели и другой очень важный аспект. Кармир-Блур на многие годы стал центром археологических исследований Закавказья. Именно здесь, под его руководством была создана школа археологов Армении. Здесь начинали свой научный путь многие археологи Ленинграда и других городов Советского Союза.

История Урарту - не единственная исследовательская тема Б. Б. Пиотровского. На основе курса, прочитанного на историческом факультете ЛГУ, он в 1949 г. издает книгу «Археология Закавказья», по которой учились многие поколения археологов, историков, этнографов. Удивительно, что в своей основе она не устарела и может лишь дополняться новыми фактами. Среди других проблем, постоянно интересовавших Бориса Борисовича, были и вопросы происхождения скифского искусства и его связи с культурой Урарту и Передней Азии, и вопросы развития и роли скотоводства в истории общества.

Любовь к египтологии Б. Б. Пиотровский пронес через всю жизнь. В начале 60-х годов осуществилась его юношеская мечта - он едет в Египет, где возглавляет Советскую археологическую экспедицию по спасению памятников Нубии, работавшую в зоне затопления Асуанской плотины. Экспедицией был обследован древний путь к золотым рудникам Вади-Аллаки. Результатом этой работы стала книга «Вади-Аллаки - путь к золотым рудникам Нубии» (1983). Нубийские коллекции, единственные в СССР, тоже пополнили фонды Эрмитажа.

В Египте Борис Борисович занимался изучением сокровищ Тутанхамона, что привело его к интересным открытиям: часть предметов была сделана из нубийского золота, путь к которому лежал через Вади-Аллаки; он также поставил вопрос о том, что среди вещей, найденных в гробнице, были и дары иноземных правителей.

А кто не знает его статьи «Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза», сохраняющей значение основной обобщающей сводки и по сей день.

Широкий диапазон исследований, прекрасное знание коллекций Эрмитажа, любовь к вещам и умение их «видеть» привели Б. Б. Пиотровского к пониманию и осмыслению общих вопросов процесса развития и взаимосвязей культур, о чем он постоянно говорил в своих научных докладах, на открытиях выставок и просто в личных беседах. Именно поэтому вполне заслуженно Борис Борисович возглавил Научный Совет по комплексным проблемам Истории мировой культуры АН СССР.

Немыслимо привести в этой короткой статье список всех должностей и званий Б. Б. Пиотровского. Напомним лишь главные: с 1953 по 1964 год - заведующий ЛОИА, с 1964 г.- директор Эрмитажа; с 1957 г. он член редакционной коллегии журнала «Советская археология»; с 1968 г. он бессменно возглавлял кафедру Древнего Востока ЛГУ; он председатель ЛО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Международного Совета музеев; академик АН Армении (1968 г.) и АН СССР (1970 г.), член Президиума АН СССР (1980-1985 гг.), в 1983 г. был удостоен звания Героя Социалистического труда. Он был избран членом-корреспондентом, почетным членом, почетным доктором, иностранным членом многих Академий, археологических и искусствоведческих институтов и обществ разных стран: Индии, Англии, Германии, Египта, Италии, Франции, Испании, Бельгии, США.

Из 82 лет своей жизни свыше 60 Б. Б. Пиотровский был связан с Эрмитажем, где он начинал школьником-практикантом, был младшим и старшим научным сотрудником, заведующим Отделом Востока, заместителем директора по науке и 26 лет возглавлял Эрмитаж, продолжив блестящую плеяду его директоров. Он хорошо знал все разнообразные виды музейной работы, участвовал в создании многих экспозиций, естественно, играл активную роль в научной работе музея, был редактором ряда изданий Эрмитажа, ответственным редактором «Археологического сборника», с его 17 номера.

Расширение культурных международных связей страны, а значит и Эрмитажа пришлось в основном на время директорства Бориса Борисовича, который принимал в этом активное участие, организуя различные международные выставки, знакомившие посетителей Эрмитажа с культурой и искусством многих народов. Сокровищницы не одного музея мира открылись для советских людей благодаря Б. Б. Пиотровскому. Вспомним хотя бы «Сокровища гробницы Тутанхамона», на организацию которой он потратил много сил и сам писал к ней путеводитель. А сколько раз он открывал в разных странах выставки «Золото скифов», к каталогам которых писал вступительные статьи.

Многочисленные командировки за рубеж связаны были не только с открытием различных выставок или переговорами о них, но и с выступлениями и докладами, лекциями, неизменно привлекавшими внимание ученых, широкой общественности. А 24 серии телевизионного фильма об Эрмитаже с непосредственным участием Б. Б. Пиотровского приблизили Эрмитаж к людям, живущим в «самых отдаленных уголках нашей страны, узнавших и полюбивших Бориса Борисовича.

С юности Борис Борисович увлекался рисованием и у него сохранилось множество записных книжек, в которых он не только подробно описывал свои путешествия, впечатления, встречи с людьми, но и сопровождал их своими
удивительными изящными легкими лаконичными рисунками. Всем, кто знал его близко, знакома его манера постоянно что-то рисовать, в том числе и шаржи, сопровождая их собственными стихами.

Помня о том, какую роль для него сыграл в отрочестве Эрмитаж, Б. Б. Пиотровский любил общаться с детьми, бывал в школьном кабинете Эрмитажа, понимал огромное значение этой стороны воспитания детей.

Но этому ученому с мировым именем, занимавшему должность директора такого музея как Эрмитаж, приходилось решать и основные производственно-технические вопросы. Пожалуй, главным из них стала работа по началу реконструкции постепенно разрушавшихся зданий музея. Именно Б. Б. Питоровскому удалось добиться выделения необходимой валюты для заключения договора с иностранной фирмой, проводившей реконструкцию одного из зданий Эрмитажного театра. К сожалению, открытия его Борис Борисович уже не дождался.

Огромная занятость не позволила Борису Борисовичу завершить все свои научные планы. Они остались в его архивах, его записных книжках, незаконченных работах.

Есть такое известное изречение: «Если хочешь узнать человека, сделай его начальником». Б. Б. Пиотровский долго был начальником, и не малым, но прежде всего, он оставался человеком. В его кабинете было три двери. Они были открыты не только для бесчисленных иностранных делегаций, зарубежных и советских ученых, представителей различных музеев, что закономерно для директора Эрмитажа, но открыты и для всех сотрудников и посетителей.

И всех он терпеливо выслушивал, и чем «ранг» человека был ниже, тем, пожалуй, у него было больше шансов быть выслушанным. И с чем только к нему не обращались и свои, и посторонние, с какими бедами и просьбами! Конечно, не всем он мог помочь, и это его всегда огорчало; не со всеми он соглашался, но с ним можно было спорить, и спорить на равных…

Борис Борисович был удивительно добр к людям, прост и демократичен в обращении - директор Эрмитажа из старой петербургской интеллигенции.

Находясь много лет на административных постах, Борис Борисович неоднократно оказывался в трудных ситуациях, вызванных сложностями и превратностями политической жизни прошлых лет. И всегда он проявлял мудрость, старался не обострять обстановку, не создавать атмосферу преследований и гонений.

Так, в период, когда начались отъезды за рубеж, в Эрмитаже не было ни собраний, ни публичных осуждений, о которых всем достаточно хорошо известно.

Эрмитаж был главным домом Бориса Борисовича, он остался в нем навсегда, и хочется верить, что лучшие эрмитажные традиции, которые он так старался сохранить, останутся здесь и впредь.

Государственный Эрмитаж, Ленинград

Н. Г Горбунова, К. В. Каспарова. К. X. Кушнарева, Г. И. Смирнова

Борис Пиотровский руководил Эрмитажем почти 26 лет - с 1964-го по 1990 год. Воспоминаниями о нем с «КП » поделился нынешний директор музея Михаил Пиотровский.

Фотопортрет Бориса Борисовича стоит в кабинете, где он когда-то работал и где сейчас продолжает его дело сын. С фотографии смотрят очень умные и немного печальные глаза.

На самом деле это грустный снимок, сделанный незадолго до ухода Бориса Борисовича, - говорит Михаил Пиотровский. - Отец сильно переживал, что в перестройку стали портиться отношения между людьми. Он увидел то же самое, что происходило в 20-е годы прошлого века. Тогда в музей пришла политика, и началось подсиживание. Много людей погибло, много карьер разрушилось... Пережить все эти вещи во второй раз было неимоверно трудно.

ТОЛЬКО У НАС. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский о своем отце Борисе Пиотровском

МАТОМ РУССКИХ ДВОРЯН

- Каким человеком был ваш отец?

Отвечу просто - замечательным. Он представлял поколение, которому мы в подметки не годимся. Эти люди жили в трудное время, но работали на совесть. Идеологическая обстановка была непростой. Шаг в сторону - расстрел. Но папе удавалось балансировать на тонкой грани. При этом он не был приспособленцем, инициативником, революционером. Его главная черта - внутренняя уверенность в себе. Борис Борисович работал спокойно и с оптимизмом.

Тогда люди действительно были другими. Но не только у нас, а во всем мире! Сравните нынешнего президента Франции с Шарлем де Голлем. И почувствуйте разницу.

Постоянно спорили (смеется ). Но у папы была замечательная черта - он никогда не кричал и не наставничал. Он умел сказать такие слова, которые ты запоминал и которые становились для тебя ориентиром на долгие годы.

Кстати, от конфликтов Борис Борисович уходил по-разному. Например, умел искусно ругаться. Но это был мат русских дворян и поэтов - исключительно в нужное время и в нужном месте. Хлесткие замечания отца всегда разряжали обстановку. А вообще, приемов у него была масса!

- Например?

Взять хотя бы кабинет, в котором мы с вами находимся. У папы всегда были открыты все три двери (у меня только две). Войти сюда мог каждый. Казалось бы, демократия. Но на самом деле это была небольшая хитрость. Она позволяла ловко уйти от разговора с одним человеком и быстро переключиться на беседу с другим вошедшим. Я понял это не сразу. Но все-таки понял - сам не раз заходил к отцу в кабинет (смеется ). В общем, это были очень интеллигентные приемы.

ЗИМНИЙ И БОМБЫ НА ПЛЯЖЕ

- Борис Борисович уже в юности решил стать ученым. Откуда в нем была такая тяга к археологии?

Трудно ответить: все-таки мой папа был из военной семьи. Это если про меня говорить, то все понятно: смотри на отца и делай, как он. Думаю, у него все началось с гимназии в Оренбурге . Учительница приносила на уроки какие-то древности и интересно рассказывала о них. А дальше - романтика. Папа писал, что завидовал журавлям, которые летят в Египет ...

В Оренбурге был замечательный музей археологии и этнографии, и папа мечтал работать в нем... ночным сторожем! Нет ничего интереснее, чем провести ночь в музее. Это все знают (смеется ).

- Правда, что Борис Борисович знал весь Эрмитаж наизусть?

Скорее всего. Он проработал здесь всю жизнь, а в годы блокады служил в пожарной охране помощником начальника команды МПВО . Обошел все лестницы и чердаки и побывал даже в тех местах, куда не пускают обычных хранителей.

- Ваш отец пережил блокадную зиму. Что он рассказывал о работе Эрмитажа в это время?

Люди работали, как могли. Дежурили в залах, читали лекции. Как-то отмечали его день рождения. Ели хлебные крошки с рыбьим клеем. Кстати, рыбий клей был только у наших реставраторов. Это можно назвать «эрмитажным меню» того времени.

Об ужасах отец рассказывать не любил. Зато вспоминал, как «живописно» разрывались снаряды на пляже Петропавловской крепости. Это было хорошо видно из окон Зимнего дворца - красиво и страшно...

«ОТЕЦ БЫЛ БЫ ДОВОЛЕН МНОЮ»

- Борис Борисович часто брал вас на работу? Устраивал персональные экскурсии?

В этом не было никакой необходимости. Эрмитаж и так был частью нашей семьи. О чем говорилось на работе, о том же и дома.

- Все переплетено?

Абсолютно! У нас такие традиции - работаем семьями. С Эрмитажем иначе нельзя. Он есть твой дом.

- Согласны с тем, что при Борисе Пиотровском Эрмитаж стал визитной карточкой страны?

Эрмитаж всегда был ею. Но отец сделал ее более убедительной и блестящей.

Папа возглавил музей в 1964 году, когда страна начала потихоньку открываться. Туристы приезжали в Ленинград и видели, что тут разговаривают на иностранных языках, и чувствовали себя, в общем, свободно. Папа наполнял музей атмосферой открытости миру - налаживал связи и с Западом и с Востоком.

Борис Борисович заложил все те основы развития, которыми мы сейчас гордимся. Передача Эрмитажу восточного крыла здания Главного штаба, создание фондохранилища - все это во многом благодаря ему. Важно, что в тяжелые перестроечные годы мы не отчаялись и подхватили его идеи.

- То есть вы продолжаете дело отца?

Да. Мне и моим товарищам удалось завершить начатое им. Та самая открытость миру, постоянный живой контакт с другими музеями, создание центров вне Эрмитажа - все это в духе Бориса Борисовича.

- Как думаете, отец был бы доволен вами?

Какие-то детали могли его не устроить, но в целом он был бы доволен.

- Какие детали?

Может, ему бы не понравились мои резкие публичные высказывания - он в этом плане был очень осторожным человеком. Но результаты моей работы он все-таки бы одобрил.

СПРАВКА «КП»

Борис Борисович ПИОТРОВСКИЙ. Родился 14 февраля 1908 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Академик, археолог, востоковед, доктор исторических наук, профессор. Один из самых крупных исследователей древнего государства Урарту. В 1944 году женился на археологе-востоковеде Рипсимэ Микаэловне Джанполадян (в браке родились сыновья Михаил и Левон). Работал в Институте истории материальной культуры, а в 1964 году возглавил Эрмитаж (в нем работал с 1930 года). Умер 15 октября 1990 года - спустя несколько месяцев после инсульта. Похоронен на Смоленском кладбище.

Михаил Пиотровский работает директором музея с 1992 года. Академик РАН, лауреат многочисленных премий, президент Всемирного клуба петербуржцев, руководитель Союза музеев России .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!