Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика. Имя существительное

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение

Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к кон­кретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, тер­пение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не вос­принимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первона­чальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем су­ществительным как частью речи.

В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутрен­ним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.

Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков час­ти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени суще­ствительного в речевой конструкции, передающей мысль говоря­щего.

Третья ступень связана с постоянными свойствами существи­тельного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотатив­но. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей ни­каких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический харак­тер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще бо­лее сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мы­та (С. Михалков).

Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Измене­ние по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.

Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и осо­бенно включение падежной формы в предложение, хотя бы не­большое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо форми­рование понятия «имя существительное как часть речи» продол­жается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существи­тельных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускоре­ние, зависимость и пр. Склонение существительных во множест­венном числе вводится лишь в усложненных программах.

Тема «Род имен существительных»

К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как ро­довая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с по­нятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых рус­ский язык-родной, или с ранними билингвами.

Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими призна­ками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род су­ществительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

а) образование пар имен существительных мужского и женско­го рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, ко­гда пары не получаются: шофер, космонавт;

б)составление словосочетаний типа согласования «существи­тельное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

г) составление предложений и небольших текстов на антони­мической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена су­ществительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

е) исследовательское задание: проследить, для каких частей ре­чи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме на­речия.

Тема «Число имен существительных»

Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи раз­ных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.



Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, ос­торожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не­возможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.

Практические упражнения в образовании форм множественно­го числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропе­девтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоре­тического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множествен­ного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации су­ществительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемы­ми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б) образование единственного числа от формы множественно­го числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисун­ки, падежи и пр.;

в) составление словосочетаний в единственном и во множест­венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие пред­ложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;

г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вы­званным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;

д) исследовательские задания: подбор слов к именам существи­тельным, которые не имеют единственною числа - только множе­ственное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV клас­са, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

Тема «Склонение имен существительных»

Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскры­ваются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоре­тическую основу для проверки правописания безударных падеж­ных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать уча­щимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделе­нием падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изме­нение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражаю­щих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого па­дежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на ос­нове языковой интуиции - безошибочны.

На основе анализа текста строится таблица падежей:

Имена существительные склоняются и вне текста: таким обра­зом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.

Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.

Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети на­зывают окончания разных падежей. В записи окончания выделя­ются или обозначаются условным значком - .

На этом этапе начинается орфографическая работа: безудар­ные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонемати­ческий способ: слабая позиция фонем проверяется сильной пози­цией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть прове­рены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.

В теме «Склонение имен существительных» главная труд­ность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон­чаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школь­никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обуче­ния и по готовности учащихся: исследовательский или догматиче­ский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон­чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.

Достоинство исследовательского варианта в том, что склоне­ние существительных сразу предстает перед учащимися как сис­тема.

Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетруд­но заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.

После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяс­нения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясня­ются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: роди­тельный падеж: чего или кого нет, чего мы не ви­дим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...

Роль предлогов в образовании падежных форм может быть ис­следована школьниками методом лингвистического эксперимен­та: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. По­чему?- Без книги. Без тебя...

Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.

Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный па­деж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).

Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.

Углубление темы «Склонение имен существительных» возмож­но через введение осложняющих систему вариантов: несклоняе­мых имен существительных типа кофе, пальто; склонения сущест­вительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа:

обобщение всех грамматических изменений имен существи­тельных;

Соотнесение формального и семантического в системе формо­изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочета­нии и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся

Словарь Ушакова

и мя , род. и дат. имени, именем, имени, мн. имена, имён, именам, ср.

1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Дать кому-нибудь имя. Как его зовут по имени? «Как вас по имени-отчеству?» Достоевский . Колхозница, по имени Ольга, по фамилии Иванова. Окликнул его по имени. Имя и фамилия.

2. только ед. Известность, популярность (окружающая человека с большими общественными заслугами; книж. ). Человек с именем, с большим именем. Ученый с европейским именем. Он приобрел имя открытиями в области физики.

| Репутация, общественная оценка кого-нибудь. Доброе имя.

Во имя кого-чего (книж. ) - в честь, ради кого-чего-нибудь. во имя нашей дружбы сделайте это. от имени кого (офиц. ) - по поручению кого-нибудь, ссылаясь на кого-нибудь, на чей-нибудь авторитет, на чьи-нибудь распоряжения, как основание каких-нибудь действий. Скажите ему от моего имени. «позвольте мне от имени совнаркома приветствовать ваше совещание.» ленин . «от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия.» ленин . «поутру пришли меня звать от имени пугачева.» пушкин . на имя кого (офиц. ) - 1 ) адресовав кому-нибудь. Почту посылайте на мое имя. Заявление на имя директора завода. Счет написан на мое имя. 2 ) предоставляя кому-нибудь какие-нибудь фактические или фиктивные права и обязанности. Купил дом на имя жены. Только по имени - только формально, внешне, номинально. Он начальник только по имени, а распоряжаются другие. Именем кого-чего (офиц. ) - властью или силой, принадлежащей кому-чему-нибудь. Именем закона арестую вас. Имени кого-чего (офиц. ) - посвященный кому-нибудь, названный в честь кого-нибудь. Клуб имени муж. Горького. Завод имени 15-ой годовщины Октября.

Словарь лингвистических терминов

1) Общее название существительных, прилагательных и числительных, объединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение, представлявшее в прошлом богатый класс указательных слов, сохранилось как часть речи в виде пережитков - предметно-личных местоимений).

| Беф-Мерхат |

| Иекев-Зив |

| Иосафата долина |

В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт.10:4 Иаван означает Грецию; Киттим - Кипр; Фарсис - далекие страны, Испанию; в Быт.10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан - Палестину и т.д. (·срн. Иез.27:13 ). Также и в Быт.25:2 ,13-14; 1Пар.1:13 -15 (·срн. народы древней Палестины).

Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей - род, семья, поколение (напр. , см. , ). Так, в ·Неем. 3 почти каждое имя - это группа (·срн. ·ст. 18), также и в ·Неем. 10 - среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар.9:11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. тж ,а). В Суд.8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка - Авиезером (Суд.6:11 ), а всех остальных израильтян - Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом - весь род человеческий.

Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка - напр. , в 3Цар.15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. ,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. тж ,а; ,а).

Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лук.1:59 ; Лук.2:21 ), но в дальнейшем могло меняться (Руф.1:20 ; Иер.20:3 ; Иоан.1:42 ), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария - Озия, Ана - Мааха, Мемфивосфей - Мериббаал, Гедеон - Иероваал и т.д.

Имя можно восстановить (Руф.4:5 ,10), имя можно и изгладить (Пс.9:6 ; Отк.3:5 ). Словом имя, поэтому, в Отк.11:13 , по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.

Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис.7:14 ; Ис.8:8 ; Ис.9:6 ; Иер.23:6 ) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мат.1:21 ). (см. ,а; , )

Термины Киносемиотики

(в логике) - выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле - как все, что мы хотим назвать, а не только материальный объект. В логической семантике обычно рассматривается так называемый "семантический треугольник": 1) имя; 2) предмет, обозначаемый им (денотат, или десигнат); 3) смысл имени (см. "Значение и смысл"). В отличие от обычного словоупотребления совр. логика рассматривает в качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина считается обозначаемый им объект, смыслом термина - выражаемое им свойство. Денотатом предложения считается его значение истинности (т.е. истина или ложь), смыслом - выражаемое им суждение (Филос. словарь).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Имя

♦ Nom

Слово, обычно обозначающее нечто более или менее стабильное, – вещь, индивидуума, субстанцию (отсюда – имя существительное, substantif ), состояние, абстрактное понятие и т. д. Действия, движение и процессы легче выразить с помощью глаголов. Нам возразят, что «действие», «движение» и «процесс» суть имена. Это так, но в качестве существительных они выражают абстрактные понятия. Слово «действие» действием не является (это имя, выражающее идею действия), мы начинаем действовать, когда произносим слово или что-либо делаем (а это уже глаголы).

Фрэнсис Вольф в своем капитальном труде («Выразить мир », 1997) сконструировал мир языка, состоящего из одних имен. Это мир разделенных и неподвижных сущностей, никогда не меняющихся индивидуумов, субстанций без акциденций, вещей без событий, существ без становления. Примерно таким мог бы быть мир Парменида, будь он возможен, или невнятный мир Платона, существуй он на самом деле. Однако такой мир являл бы собой ничто или почти ничто – мир абстракций, или абстракцию мира.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Имени, ср.

1. Название, которое дают человеку при рождении.

* Её сестра звалась Татьяна... Впервые именем таким страницы нежного романа мы своевольно освятим (А. Пушкин). *

2. Личное название человека вместе с его отчеством и фамилией.

* Имя его Акакий Акакиевич (Н. Гоголь). *

3. Известность; репутация.

* Учёный, с мировым именем. *

4. Об известном, знаменитом человеке.

* Известные имена. *

5. Название предмета, явления.

* Имя Пушкинского Дома в Академии наук (А. Блок). *

6. грамм. Разряд склоняемых слов.

* Имя существительное. *

Во имя . Ради кого-, чего-н.

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

в грамматике – склоняемое слово, т.-е. слово, изменяющееся по падежам. По значению и употреблению падежных форм категория И. делится на классы 1. существительных (см.) и 2. прилагательных (см.). Грамматики классических яз. отличали имя (nomen) от местоимения (pronomen), обозначая как И. существительные и прилагательные только в тех случаях, когда они являлись словами-названиями, т.-е. обозначали предмет или признак предмета независимо от их отношения к речи, и называя местоимениями те существительные и прилагательные, которые являлись словами местоименными (см. ). Это деление основано на неграмматических признаках.

Библия: Тематический словарь

А. Имя человека

1. Чтобы дать имя, надо было обладать властью:

Быт 2:19; Быт 41:45; 4Цар 23:34; Дан 1:7

2. Библейские имена могли выражать

чувства матери при рождении ребенка:

Быт 4:1,25; Быт 29:31–35; Быт 30:4-24

чувства отца при рождении ребенка:

Быт 35:16–18; Быт 41:51,52

обстоятельства зачатия ребенка:

Быт 17:17,19; 1Цар 1:20

обстоятельства рождения ребенка:

Быт 25:24–26; Быт 38:27–30; Исх 2:10

историческую обстановку в момент рождения:

1Цар 4:19–22; Ис 8:1–4; Ос 1:6-9

дальнейшую жизнь человека:

Быт 3:20; Быт 27:36; 1Цар 25:25; 1Пар 22:9; Мф 1:21

имя, непосредственно данное Богом:

3. Изменение имени означало новую роль

от Аврама к Аврааму:

от Сары к Сарре:

от Иакова к Израилю:

от Симона к Петру:

обетование новых имен для нас:

Ис 62:2; Откр 2:17

4. Имена верующих

христиане:

известные Христу:

признанные перед Отцом:

Мф 10:32; Откр 3:5

вписанные в книгу жизни:

Лк 10:20; Флп 4:3; Откр 20:15

Б. Имена Бога и Христа

1. Имя Божие описывает Его

идентично с ним:

2Цар 7:5,13; Пс 98:6

определяет Его сущность:

означает Его силу:

2. Имя Бога имеет силу

освобождает нас:

спасает нас:

Пс 53:3; Мф 1:21,23; Деян 4:12

дает нам жизнь:

оправдывает нас:

освящает нас:

защищает нас:

Притч 18:11

помогает нам:

Пс 115:3,4; Ин 14:13,14

3. Наше отношение к имени Бога

славить его, превозносить, петь ему:

Пс 67:5; Пс 98:3; Пс 105:47

восхвалять его:

Пс 85:12; Пс 104:3

превозносить его:

молиться на него:

радоваться ему:

любить его:

благословлять его:

уповать на него:

Пс 32:21; Пс 51:11

страшиться, бояться его:

Пс 85:11; Ис 59:19

призывать его:

Пс 115:4; Иоил 2:32

возвещать его:

жить, отражаясь в нем:

Втор 28:9,10; Рим 2:21-24

не упоминать его всуе:

Исх 20:7; Мал 1:6

4. Наше отношение к имени Христа

преклоняться перед ним:

верить в него:

  • в логике - языковой знак (выражение), называющий индивидуальный предмет (собственное имя) или любой предмет из некоторого класса (общее имя). Предметом имени (его денотатом) может быть вещь, свойство, отношение и т. п.
  • в лингвистике - 1) общее название для существительных, прилагательных, числительных и иногда местоимений... 2) То же, что существительное.
  • в информатике - символ или совокупность символов, обозначающих (именующих) программу, объект программы (файл, команду, адрес и т. п.), объект вычислительной системы (напр., дисплей, запоминающее устройство), пользователя и др.
  • Словарь Ожегова

    И МЯ, имени, мн. имена, имён, именам, ср.

    1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. Иван. И. и отчество. Звать по имени когон. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать и. коню, кошке, щенку. Обезьянка по имени Яшка.

    2. Фамилия, семейное название. На стеле имена погибших героев.

    3. Личная известность; репутация. Учёный с мировым именем. Приобрести и. Порочить чьён. честное и. Доброе и.

    4. Известный, знаменитый человек. Крупные имена.

    5. Название предмета, явления. Растение алоэ известно под именем «столетник». Называть вещи своими именами (перен.: говорить прямо, не скрывая истины).

    6. В грамматике: разряд склоняемых слов. И. существительное. И. прилагательное. И. числительное.

    7. имени В память, в честь кого-чегон. Театр имени Вахтангова. Музей имени Пушкина. Канал имени Москвы.

    8. именем кого-чего, в знач. предлога с род. п. На основании власти, полномочий, предоставленных комун. (офиц.). Действовать именем республики. Требовать именем закона.

    Во имя кого-чего, предлог с род. п. (высок.) ради кого-чегон., в интересах кого-чегон. Сражаться во имя славы Родины. Действовать во имя дружбы.

    На имя кого-чего, в знач. предлога с род. п. предназначая, адресуя комун. Заявление на имя директора. Ордер на имя главы семьи.

    От имени кого-чего, в знач. предлога с род. п. по поручению, ссылаясь, опираясь на кого-чтон. Говорить от имени общественности.

    | прил. именной, ая, ое (к 6 знач.). Именное склонение.

    Словарь Ефремовой

    1. ср.
      1. Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.
      2. Личное наименование человека с его отчеством, а также его фамилия.

    Цели:

    • познакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных – являются названием людей, вещей, событий, явлений природы;
    • познакомить с именами существительными, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: Кто? , Что? ;
    • развивать речь учащихся, память, мышление;
    • воспитывать трудолюбие, интерес к русскому языку.

    Оборудование: сигнальные карточки по теме “Состав слова”, предметные картинки по развитию речи.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Учитель: Прежде, чем проверить домашнее задание, вспомним о частях слова. Что такое корень?

    Дети: Общая часть родственных слов называется корнем.

    Учитель: Что такое окончание?

    Дети: Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

    Учитель: Что мы называем суффиксом?

    Дети: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для для образования новых слов.

    Учитель: Что мы называем приставкой?

    Дети: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    При опросе пользуемся таблицей:

    Учащиеся читают из учебника слова и разбирают по составу: загадка, парное, запах, восход, надпись и т.д.

    III. Минутка чистописания

    Учитель: Сегодня мы проведем необычную экологическую минутку чистописания. Какое наступило время года?

    Дети: Весна.

    Учитель: Кто прилетает к нам с наступлением весны?

    Дети: Птицы.

    Учитель: Наши пернатые друзья принесли нам три буквы, которые имеют одинаковые элементы в написании: n, m, р .

    IV. Словарь

    Учитель: Какие слова мы называем словарными?

    Дети: Слова, которые нельзя проверить, а нужно запомнить.

    Учитель: Сегодня вы услышите сказку о том, как помидор стал красным.

    Огурец:

    Я – веселый молодец!
    Я – зеленый огурец!

    Капуста:

    А без меня на грядке пусто,
    И зовут меня – капуста!

    Помидор:

    Любят взрослые и дети
    Вкусный сладкий помидор!

    Учитель: Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его. Овощи жили дружно и никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться:

    Помидор:

    Я на свете всех вкуснее,
    Всех вкуснее, зеленее!
    Меня взрослые и дети
    Любят больше всех на свете!

    Овощи:

    Хором овощи сказали:
    “Хвалился, хвалился, да с куста свалился!”

    Ворона:

    Кар! Кар! Кар! Позор! Кошмар!
    Не хотел быть с нами дружен –
    Будешь никому не нужен!

    Учитель: Стыдно стало помидору, заплакал и покраснел он от стыда.

    Помидор:

    Вы меня, друзья, простите,
    Вы меня с собой возьмите!

    Учитель: А теперь поработаем со словами, которые забрались в словарную корзину.

    1. Словарь:

    • О ГУРЕЦ,
    • КА ПУСТА,
    • ПО МИ ДОР,
    • КА РТОФЕ ЛЬ,
    • О ГО РОД,
    • УРО ЖАЙ,
    • ОВО ЩИ.

    2. Работа надпредложением

    Учитель: Ребята, давайте напишем под диктовку предложение и определим в нем члены предложения. Какие вы знаете главные члены предложения?

    Дети: Подлежащее и сказуемое.

    Учитель: На грядке созрел спелый помидор.

    V. Орфографическая пятиминутка

    Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?

    Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

    Каждому ученику дается карточка со словами, в которых пропущены буквы, например:

    прил…тели, кр…сивый, посм…трели.

    Учитель: Ребята, вы должны вставить пропущенные буквы, поставить ударение, выделить корень и написать проверочное слово.

    VI. Работа над новым материалом

    Учитель: Сейчас мы будем путешествовать по стране “Части речи”. Какие мы знаем части речи?

    Дети: Имя существительное, прилагательное, глагол, предлог.

    Учитель: Всем построиться на парад частей речи.

    Ученики читают стихи о частях речи:

    Существительное:

    Определяю я предметы,

    Я украшаю вашу речь,

    Прилагательное:

    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь!

    Глагол:

    Что без меня предметы?
    Лишь названия.
    А я приду – всё в действие придет.
    Летит ракета,
    Люди строят здания,
    Цветут сады
    И хлеб в полях растет.

    Предлог:

    Чудесный выдался денек,
    А я учу предлоги…
    И я шепчу, закрыв глаза,
    Скрестив под стулом ноги:
    “Что значит – “по”?
    “Что значит – “за”?
    И “за”, и “по” – предлоги,
    А хорошо бы за порог
    И мчаться по дороге!
    Какой бы выдумать предлог,
    Чтоб не учить предлоги?

    (А.Шибаев)

    Учитель: Сегодня мы поговорим об имени существительном. Как же отличить имена существительные от других частей речи? Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными.

    VII. Исследовательская работа в замке “Части речи”

    1. Упражнение в классификации слов.

    Учитель: Распределите данные существительные по группам: люди, животные, растения, явления природы – теленок, девочка, ветер, земляника, мастерица, пшеница, метель, ученик, береза, молния, осина, верблюд, обезьяна.

    2. Знакомство с правилом.

    Учитель: К именам существительным, которые обозначают людей и животных подставляют вопрос Кто?

    Дети: К именам существительным, которые обозначают растения, вещи, профессии подставляют вопрос что?

    VIII. Физминутка

    Упражнение для рук. Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

    ЛОШАДКА

    Вот помощники мои,
    Их, как хочешь, поверни.
    По дороге белой, гладкой
    Скачут пальцы, как лошадки.
    Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
    Скачет резвый табунок.

    3. Работа по учебнику.

    Упражнение в классификации слов, отвечающих на вопросы Кто? , Что?

    Учитель: Распределите существительные в две группы: в первую – отвечающие на вопрос кто? (обозначающие занятия людей), во вторую – отвечающие на вопрос что? (обозначающие орудия труда): учитель, молоток, ножницы, доярка, инженер, плуг, лопата, космонавт, топор.

    4. Творческая работа учащихся.

    Упражнение в составлении сочетания слов по образцу.

    Учитель: Образуйте словосочетания по образцу: час/завод – часовой завод; чудо/картина-чудесная картина; железо/лопата – железная лопата; овощи/магазин – овощной магазин; простор/комната – просторная комната. Подчеркните имена существительные.

    IX. Подведение итогов

    Учитель: Что называют именем существительным?

    Дети: Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

    УРОК 81 Тема: Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть речи. Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного. Цели как деятельность учеников. М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 6ЛР: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение «предмет» (в том числе значения «действие» как предмет и «признак» как предмет), выявлять морфологические признаки имени существительного. Этапы урока I. Оргмомент. II. Языковая разминка. III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока. ООО «Баласс», 2012 Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. – Записать под диктовку предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда. (К. Паустовский) – Обозначьте орфограммы в корне слова. Это один или разные виды орфограмм? – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему. – Разберите слово льда по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учитель может использовать материал предметного диска (см. prezent_rus_5kl_ur81) или использовать предложенный ниже материал. 1. Подводящая к вопросу беседа. – О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт? Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам. (Имя существительное.) Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Страница 1 – Что вы знаете об имени существительном? Ответы учеников. – Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название § 37. – Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.) – Прочитайте вопросы после параграфа, обсудите их в парах и ответьте на вопрос: – Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.) – Назовите ключевые слова урока. (Имя существительное, лексическое значение.) 2. Формулировка основного вопроса урока. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». Среди предложенных для наблюдения слов представлены слова как с конкретным предметным значением, так и с отвлечённым. Важно зафиксировать это различие на уровне толкований: показать, что если первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, то остальным словам сложнее: зелень – что-то зелёного цвета; широта – что-то широкое; чтение – читать и т.п. В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?» IV. Открытие новых знаний. ООО «Баласс», 2012 1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и Страница 2 слова». личностную рефлексию. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И всё, что в памяти у нас, – Означено словами. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать. 2. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). – Какие названия здесь перечислены? Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. 2. Упр. 339 – группировка имён существительных по общности лексического значения части речи. Ученики выполняют самостоятельно, проверка коллективная. Запись имён существительных группами. – Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.) 3. Упр. 340 – развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет). – Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи? – Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.) – Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена ООО «Баласс», 2012 Страница 3 существительные? 4. Чтение текста в рамке после упр. 340. – Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.) – Составьте схему-опору текста в рамке. – Сколько групп слов вы выделите? Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. материал предметного диска – схему-опору «Лексическое значение имён существительных» к п. 37). V. Углубление и обобщение изученного. ООО «Баласс», 2012 1. Актуализация изученного. – Вспомните, какими ещё признаками кроме значения характеризуются части речи. Ответы учеников. а) Беседа по вопросам § 38 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Ученики задают вопросы друг другу (первый ряд – второму, второй – третьему, третий – первому). б) Упр. 342 – наблюдение над признаками имён существительных. – Какое лексическое значение имеют выделенные в тексте имена существительные? (Конкретные предметы, животные, птицы.) – А какие ещё возможны значения у имён существительных как части речи? (Действие, признак.) – Назовите морфологические признаки выделенных слов, функцию их в предложении. 2. Чтение текста-определения имени существительного в рамке после упр. 342. – Что нового в определении имени существительного вы обнаружили? (Значение «предмет в грамматике».) – Покажите на примере, когда значения «предмет в грамматике» и Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Страница 4 «предмет в жизни» расходятся. – Как можно классифицировать морфологические признаки имён существительных? (Постоянные, непостоянные.) – Оформите содержащиеся в тексте сведения об имени существительном в виде таблицы (см. материал предметного диска – таблицу «Имя существительное как часть речи» к п. 38). Имя существительное Грамматическое Вопрос Морфологические значение признаки Роль в предложении постоянные непостоянные Предмет Кто это? Что это? Род Число, падеж Подлежащее, дополнение – Прочитайте ключевые слова темы. Конкретизируйте понятие «общее грамматическое значение». VI. Развитие учебно- языковых и речевых умений. ООО «Баласс», 2012 Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных (движение), грамотно оформлять текст на письме. Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. Ученики на основе выполненной работы делают вывод об общем грамматическом значении «предмет у всех слов» и лексическом Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Страница 5 значении «предмет у одной из групп слов». Выполняется самостоятельно, результаты обсуждаются коллективно. Упр. 344 – развивается умение выявлять сходство и различие в признаках имён существительных, определять морфологические признаки имён существительных. – По какому признаку оказались лишними слова в каждом ряду? (В 1-м и 2-м рядах – по значению, в 3-м – по принадлежности к части речи.) – Над какими признаками существительных вы работали в этом упражнении? (Над морфологическими признаками.) Выполняется в парах, проверка с помощью доски (на закрывающихся частях доски работают два человека, 3-й пример – взаимопроверка между парами). Дополнительно. Самостоятельная работа (выдаются бланки-листочки для работы на каждого ученика). a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие. Д Д Шёпот, робкое дыханье, П П Трели соловья. Пр Д Серебро и колыханье П Сонного ручья. Д П Свет ночной. Ночные тени, П Тени без конца. ООО «Баласс», 2012 Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Страница 6 П Д Ряд волшебных изменений П Милого лица. б) – Выписать из стихотворения по одному существительному, соответствующему морфологическим признакам: 1) существительное неодушевлённое, женского рода, 3-го склонения, во множественном числе, именительном падеже; 2) существительное одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, родительном падеже. VII. Итог урока. – Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?» – Какое общее грамматическое значение их всех объединяет? (Предмет.) – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? VIII. Домашнее задание. ООО «Баласс», 2012 Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ 1. По § 38: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных», рассказать по таблице об имени существительном как части речи. 2. Н. Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания). П. Упр. 345 – выполнить последнее задание. Страница 7 ООО «Баласс», 2012 Страница 8

    Лексическое значение имени существительного

    Номинация «Предметы гуманитарного цикла»

    Нурманова Талшин Калиевна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ « СОШ №1 г. Ершова Саратовской области»

    Урок-исследование.

    Тема: Лексическое значение имени существительного.

    Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.

    Цели урока:

    подвести детей к пониманию лексического богатства русского языка, развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.

    обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Имя существительное».

    воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

    Задачи урока:

    Обучающая: научить различать группы существительных по их лексическому значению.

    Развивающая: развивать умение анализировать и логически мыслить.

    Воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания

    Урок проходит в 5 классе.

    Продолжительность занятия – 45 минут.

    Ход урока

    I. Оргмомент .

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

    Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир исследования. Наш класс превратился в научную лабораторию, а ученики - в учёных - исследователей, которые будут сегодня открывать тайны русского языка. В каждой лаборатории есть научный руководитель, который контролирует процесс научной работы. Поскольку в нашем классе уже давно работают три сплоченные группы, предлагаю выбрать трех главных аналитиков

    II. Языковая разминка.

    Сначала проведем небольшую разминку.

    Запишем под диктовку предложение:

    .

    1. Обозначьте знакомые орфограммы в корне слова.

    2. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику предложению.

    У берегов наросла стеклянная полоска льда . (Повест., невоск., простое, распрост.)

    3. Обозначить части речи в предложении

    III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

    1. Подводящая к вопросу беседа .

    Запишите в тетрадь ответы на вопросы

    О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт?

    А)Давно живу я в мире этом,

    Даю названья всем предметам . (Имя существительное.)

    Б)То, что обозначает слово, его толкование это..(лексическое значение)

    2. Прочитайте, что вы написали.(Имя существительное, лексическое значение)

    3. Имя существительное, лексическое значение – это ключевые слова урока. Определите по ним тему урока (Слайд №1)

    Что вы знаете об имени существительном?

    Ответы учеников .

    Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.)

    В каких частях слова заключается его лексическое значение?

    А общее значение однокоренных слов?

    Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.)

    Слово аналитикам.

    2. Определяем проблему урока

    Рассмотрим материал для наблюдений и, работая в парах, ответим на вопросы

    Слайд №2

    Ребята, определим проблему урока. Прочитайте слова

    Работая в парах, попробуйте дать толкование этих имен существительных. (Ответы учащихся).

    Проверяем себя

    Слайд №3

    Сопоставив значения имен существительных, подумайте, на какие группы их можно разделить? (Ответы учащихся)

    Какое противоречие вы заметили? (Существительное обозначает то же, что и прилагательное и глагол)

    Как можно назвать значения во 2-й и 3-й группе

    - С какими проблемами столкнулись? Что нам скажут аналитики? Какие возникли гипотезы?

    (Первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, остальным словам сложнее: зелень – что­то зелёного цвета; широта – что­то широкое; чтение – читать и т.п.)

    Как же будет звучать тема нашего исследования?

    В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?»

    IV. Открытие новых знаний.

    Слайд №4

    1 . – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова» изучающим чтением.

    - Какое чтение называется изучающим?

    Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

    Всему название дано –

    И зверю , и предмету.

    Вещей вокруг полным­полно,

    А безымянных – нету!

    И всё, что может видеть глаз –

    Над нами и под нами, –

    И всё, что в памяти у нас, –

    Означено словами .

    Какие названия здесь перечислены?

    Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.

    Слайд №5

    2 . Итак, ребята, следующим объектом для наблюдения будет упр. 339 выполняем работу в группе самостоятельно .(Группировка имён существительных по общности лексического значения части речи.)

    Как только группа закончит работу, аналитики поднимите сигнальную карточку

    Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.)

    3 . Продолжаем работу в группах – упр.340. Обсудите в своих группах вопросы после упражнения. Отгадайте, о каких словах идет речь и запишите их. (Развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет).

    Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи?

    Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.)

    Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена существительные?

    (Последний клик слайда №5)

    4 . Прочитаем текст правила изучающим чтением.

    - Какие действия по ходу чтения вы будете выполнять?

    Дети читают тест правила.

    - Какие вопросы вы можете поставить к тексту правила?

    - Подберите другие примеры существительных со значением действия и признака.

    Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.)

    Слайд №6

    5. Ребята, работая в группах, составьте схему­опору текста в рамке .

    -Как будет называться наша схема?

    Сколько групп слов вы выделите?

    Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. презентацию).

    - Расскажите по схеме о лексическом значении имени существительного.

    V. Развитие учебно­

    языковых и речевых умений.

    1. Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных ( движение ), грамотно оформлять текст на письме.( Работа у доски )

    2.Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. ( Самостоятельно с последующей взаимопроверкой)

    Слайд №7

    3.Самостоятельная работа (выдаются бланки­листочки для работы на каждого ученика).

    a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие.

    Д Д

    Шёпот, робкое дыханье,

    П П

    Трели соловья.

    Пр Д

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Д П

    Свет ночной. Ночные тени,

    Тени без конца.

    П Д

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    (Самопроверка по презентации)

    VI. Итог урока.

    Чему мы хотели научиться в своей научной лаборатории? (Определять лексическое значение существительных)

    _ Научились?

    К какому выводу пришли мы по результатам исследования?

    - Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

    Оцените свою работу на уроке . Перед вами своеобразная лестница успеха. Выберите ту фразу, которая показывает, насколько вы поняли тему нашего исследования.

    Знаю и объясню другому;

    знаю;

    сомневаюсь, что знаю;

    не знаю.

    (Рефлексия деятельности: ученик должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось нерешенным?»

    VII. Домашнее задание.

    1. По § 37: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных» ( Для слабых )

    2.Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания).( Для сильных )

    Литература:

      Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х книгах. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева. – М. :Баласс, 2012.

      Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова – М. : Баласс, 2012.

      Сайт «Школа 2100»

    Методы и приемы, использованные на уроке.

    Приемы:

    Перевоплощение – превращение класса в исследовательскую лабораторию (1 этап урока)

    Создание ситуации успеха – языковая разминка по пройденным орфограммам (2 этап урока)

    Методы:

    Подводящая к проблеме беседа (3 этап урока)

    Создание проблемной ситуации (3 этап урока)

    Наблюдение (3 этап урока)

    Самостоятельная работа (4 этап урока)

    Упражнение – организованное выполнение различных действий с целью закрепления и формирования навыков (5 этап урока)

    Самостоятельная работа по усвоению знаний (5 этап урока)

    Рефлексия деятельности.(6 этап урока)

    Использование презентации на уроке (3,4 этап,

    В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме формируются следующие УУД

    Личностные: принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

    Познавательные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

    Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему урока и его цель.

    Коммуникативные: умение работать в парах, строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!