Актуальные вопросы системно деятельностного подхода в доу. Семинар-практикум «системно — деятельностный подход в доу, как основа реализация фгос

Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ, г. Зеленодольск)

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и

давал для него материал»

К.Д. Ушинский.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Задача современного ДОУ - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно - деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этого позволяет добиться системно - деятельностный подход в обучении, основная цель которого - научить учиться.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Целостная структура включает в себя шесть последовательных этапов:

  1. Введение в ситуацию;
  2. Актуализация;
  3. Затруднение в ситуации;
  4. Открытие детьми нового знания (способа действия);
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка;
  6. Осмысление (итог).

Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Не случайно следующий вопрос звучит: «Сможете?» На этот вопрос обычно все дети отвечают: «Да! Сможем!» Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

На этапе введения в ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей и формирование важнейших интегративных качеств личности.

Актуализация

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Помимо тренировки мыслительных операций и актуализации опыта детей, воспитатель обращает внимание на развитие таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.).

Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит, как в «зернышке», основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать.», а в старших группах вопросом: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Открытие детьми нового знания (способа действия)

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «Придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. У детей развивается такое важное интегративное качество, как «способность решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)». Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях (например, при игре в «Школу»).

Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

Осмысление (итог)

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?»воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось. потому что вы узнали (научились).» В младших группах воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели. Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг

Литература:

  1. А. Г. Асмолов. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
  2. Абдиллина Л.Э., Петерсон Л.Г., Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
  3. А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. - М., 1998.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013
  6. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
  7. Каталог «Дошкольное образование. Все о дошкольном образовании: методики, статьи советы родителям, обучающие игры, пособия, материалы, сказки» -http:\\www.shcool.edu.ru

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает
серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно­правового обеспечения
введением федерального
функционирования дошкольных организаций,
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признание

дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного
образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний
– развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие
ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние
ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. В условиях
перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации
воспитательно ­ образовательной работы в соответствии с новыми стандартами.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно­деятельностный
подход. В системно­деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно
из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Понятие системно­деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной
психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в
исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который
всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Исследования С.Л.
Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления
субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние
причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а
предъявляются через внутренние условия. Основная идея системно ­ деятельностного
подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя
при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно
объяснить, показать и рассказать. Целью деятельностного подхода является воспитание
личности ребенка как субъекта жизнедеятельностионятие системно­деятельностного
подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае,

если есть обратная связь. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который
помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается
знание. Основная цель системно ­ деятельностного подхода в обучении: научить не
знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: какой материал отобрать и
как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения
выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность детей; как
сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций. Деятельностный подход предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после
их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных
задач.
Говоря о системно­деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а
не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.Познавательно­
исследовательская,проектная, игровая деятельность, коллективные творческие дела –
это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную
обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,
свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно­деятельностный подход,
который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность
для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,
свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является
оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания

об окружающем мире, мы в детском саду используем системно­деятельностный
подход. В младшей разновозрастной группе нашего детского сада, мы, совместно с
детьми, решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле разложить овощи и
фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации,
использовались различные виды детской деятельности: коммуникативная,
восприятие художественной литературы
познавательно­исследовательская,
продуктивная, двигательная, игровая. Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и
«фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты
по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи,
фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматривали фрукты,
овощи находили их на картинках, затем загадывались загадки, и дети отгадывали и
показывали соответствующую картинку. Дети раскладывали овощи и фрукты по
разным корзинам, узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться
семечки или косточки. Показывали кукле Оле, как лепить яблочко для ёжика. На
физкультуре вместе с детьми ходили « на огород», где собирали овощи в «корзинки».
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается
основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в
процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно ­
деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно
взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию
дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Литература:
1) Асмолов А.Г. Системно­деятельностный подход в разработке стандартов нового
поколения/ Педагогика М.: 20013 ­ №4. ­ С18­22. 2) Кудрявцева, Н.Г. Системно ­
деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г.
Кудрявцева //Справочник заместителя директора.­ 2011.­№4.­С.13­27. 3) Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.
Полат. ­ М. , 2000. 4) ФГОС ДО ­ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. 5) Хуторской
А.В. Системно­деятельностный подход в обучении: Научно­методическое пособие. -

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, направлен на формирование у детей тех качеств, которые понадобятся им не только в процессе получения образования, но и в жизни. Преподаватель, руководствуясь главными принципами метода, учит воспитанников включаться в самостоятельный поиск знаний и информации, результатом которого является открытие новых знаний и обретение каких-то полезных умений. А это именно то, что нужно детям на начальном этапе образования.

Основные положения

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, опирается на целый ряд дидактических принципов. Каждый из которых учитывается при формировании и планировании педагогом учебной деятельности.

В основе лежит принцип целостности. Благодаря ему у воспитанников складывается правильное представление о мире. Они учатся воспринимать его, как систему.

Следом идёт принцип вариативности. Его соблюдение подразумевает регулярное предоставление воспитанникам возможности выбирать себе деятельность. Это очень важно. Ведь в таких ситуациях дети обретают навык осуществления осознанного выбора.

Важен и принцип деятельности. Он подразумевает активное включение ребёнка в образовательный процесс. Дети должны учиться не просто слушать информацию и воспринимать готовый материал, но и самостоятельно её добывать.

Психологический аспект

Помимо перечисленного, соблюдается и принцип творчества, направленный на развитие различных способностей воспитанников.

Ещё учитывается психологическая комфортность, напоминающая о важности выстраивать деятельность детей по их интересам. тоже важен. Он заключается в обязательном учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка в процессе образования. Все дети развиваются в разном темпе, и каждый из них отличается друг от друга. Хороший педагог обязан об этом помнить всегда.

И ещё один принцип заключается в непрерывности образовательного процесса. Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, включает его в обязательном порядке. Данный принцип обеспечивает формирование и последующее развитие у воспитанников на каждом возрастном этапе. Соблюдение этого положения способствует личностному саморазвитию на всех ступенях образования без исключения. Именно поэтому так важно заложить соответствующую «базу» на раннем этапе.

Взаимодействие с родителями

Есть ещё несколько нюансов, которые необходимо отметить вниманием. Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, имеет понятные и подробно изложенные положения. Но что касательно их реализации? Она возможна лишь в том случае, если родители воспитанников будут в этом заинтересованы. Их включенность в деятельность ДОУ обязательно. Без тесного взаимодействия ничего не получится.

Преподаватель, в свою очередь, должен сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Ему нужно поспособствовать росту их психолого-педагогической компетентности. Для этого в учреждениях организуются консультации, беседы, собрания, конференции, тренинги. Родители, принимая в них участие, демонстрируют неравнодушие к своему ребёнку и заинтересованность в его разностороннем развитии. К тому же они могут оказать воспитателям помощь, рассказав об особенностях своих детей.

Реализация подхода

Она осуществляется в несколько шагов. Системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, подразумевает строгое соблюдение последовательности. Педагог работает с маленькими детьми, которым всё нужно тщательно объяснять, причём так, чтобы они поняли.

Поэтому первый шаг подразумевает ознакомление воспитанников с ситуацией. На втором этапе происходит Затем - коллективная работа по выявлению затруднений в решении ситуации. Последствием этого шага становится открытие воспитанниками нового знания или способа действий. Последним шагом является осмысление полученных результатов.

Так и реализуется системно-деятельностный подход в преподавании. Благодаря такому методу обучения дети не стесняются проявлять активность, думать и выражать свои мысли. В основе способа лежит диалог и общение, так что воспитанники не только приобретают новые знания - они ещё и развивают свою речь.

Действия педагога

Системно-деятельностный подход, как основа реализации ФГОС, требует от преподавателей профессионализма. Чтобы осуществить первый шаг и ввести детей в образовательную ситуацию, педагог должен поспособствовать созданию психологической направленности на осуществление действий. Для этого нужно использовать приёмы, соответствующие особенностям возрастной группы и ситуации.

Также педагог обязан уметь грамотно подобрать тему. Она не должна быть им навязана. Напротив, преподаватель обязан предоставить детям возможность действовать в той ситуации, которая является им знакомой. Только на основе их предпочтений он её моделирует. И это правильно, ведь лишь что-то знакомое и интересное может активизировать детей и вызвать у них желание участвовать в процессе. А чтобы выявить тему, преподавателю стоит обозначить несколько вариантов, являющихся привлекательными для воспитанников. Они потом сами выберут наиболее интересный.

Затем педагог при помощи подводящей беседы помогает детям найти способы решения проблемы. Основная задача заключается не в оценивании ответов. Преподавателю нужно научить детей искать выход из ситуации, опираясь на их знания и опыт.

Другие аспекты преподавательской работы

Есть ещё немало других нюансов, которые включает в себя понятие системно-деятельностного подхода в обучении. Кроме осуществления развивающей работы со всем ученическим коллективом, преподаватель занимается и другими аспектами, которые подразумевает сфера педагогики.

Каждый воспитатель обязан проводить психолого-педагогическую диагностику имеющихся у детей учебных универсальных действий, и участвовать в мониторинге реализации ФГОС. Также учитель осуществляет коррекционно-развивающую и консультативную работу с отдельными воспитанниками. Обязательно проведение и психолого-педагогического просвещения детей.

На раннем этапе образования (в ДОУ и начальных классах) преподаватель играет роль не только учителя, а ещё и воспитателя, второго родителя. Он должен создать все необходимые условия для реализации индивидуально-личностных возможностей детей.

Метод игры

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС ДОУ, реализуется различными способами. Но наиболее популярным и действенным является метод игры. Это уникальная форма обучения, позволяющая сделать увлекательнее и интереснее процесс получения детьми базового образования.

Игровые формы дают возможность эффективно организовать взаимодействие преподавателя с воспитанниками и сделать их общение более продуктивным. Также этот метод развивает детскую наблюдательность и позволяет получить знания о явлениях и предметах окружающего мира. Ещё в игре заложены образовательные и воспитательные возможности, которые при грамотном преподавательском подходе реализуются в полной мере.

Также этот развлекательный способ хорошо сочетается с «серьёзным» учением. Игра делает процесс получения знаний занимательным, формирует у детей хорошее и бодрое настроение. Как следствие, воспитанники с большим интересом усваивают информацию и тянутся к получению знаний. К тому же, игры способны совершенствовать мышление детей, их творческое воображение и внимание.

Отбор компетенций

Это ещё не все аспекты, которые включает в себя системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС. Круг обсуждаемых вопросов в педагогической сфере намного шире. И особое внимание уделяется отбору компетенций. На сегодняшний день их пять, если не включать учебно-познавательный и коммуникативный аспекты, о которых говорилось ранее.

К первой категории относятся ценностно-смысловые компетенции. Они направлены на развитие у детей моральных устоев и нравственных принципов, а также на привитие им навыка ориентироваться в мире и осознавать себя в обществе.

Также имеют место быть информационные компетенции. Их цель заключается в формировании у детей умения искать, анализировать и отбирать информацию для дальнейшего её преобразования, сохранения и использования. К последним двум категориям относятся социально-трудовые и личностные компетенции. Они направлены на овладение детьми знаниями в гражданско-общественной сфере и на освоение различных способов саморазвития.

Важность методологии

Что ж, как уже можно было понять, системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС, которая действительно реализуется в современной сфере образования. Он направлен на формирование у детей основных учебных умений. Которые позволят им быстро адаптироваться в начальной школе и приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Системно-деятельностный подход в ДОУ

Большакова Е.А., заместитель заведующего по УВР,

Багмут Н.Л., инструктор по физической культуре;

Пушкова Н.М., воспитатель

ГБДОУ д/с № 88 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Единственный путь, ведущий к знанию, –

это деятельность.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

Принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

Принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

Принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

Принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

Принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

Принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

Принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

При введении системно-деятельностного подхода в практику работы с дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса. Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей, изменения методов и форм работы с дошкольниками. К этому оказались готовы далеко не все педагоги. Возникла проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях. Таким образом, необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов на этапе введения системно-деятельностного подхода в практику работы в учреждении проводятся круглые столы по ознакомлению с опытом других учреждений по реализации системно-деятельностного подхода, индивидуальные и групповые консультации для педагогов и специалистов по разработке индивидуальных маршрутов самообразования, разработан годичный семинар-практикум, составлен план повышения квалификации педагогов и специалистов в учреждениях дополнительного педагогического профессионального образования.

Психологическое сопровождение работы в новых условиях предполагает переосмысление педагогами целей дошкольного образования, взглядов и личностных установок, формирование готовности к саморазвитию, повышение мотивации к освоению новых форм работы с детьми. В этом направлении запланированы тренинговые занятия с психологом.

Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, твоческие конкурсы.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году. Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) .

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) .

В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Особое внимание в контексте ФГТ обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.

Особую роль ФГТ отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры -взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, профессиональной деятельности и т. д.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая развивающая среда.

В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.

Главной задачей мы считаем развитие у детей самодеятельности и самостоятельности.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям.

Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Огороде на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Особой популярностью пользуется у нас в детском саду метод проектов. Педагоги буквально «заболели» этим видом деятельности.

Дети средней группы составляют проекты совместно с родителями («Деревья родного края», «Улица, на которой я живу», «Птицы, зимующие в нашем крае» и множество других) .

Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами

(с помощью воспитателя, как партнера) .

Такие работы как «Эта загадочная плесень» и «Как тебе живется, белый медведь? » получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку.

Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности.

Получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся наши дети и тогда, когда изготавливают совместно с педагогами и родителями макеты.

Детьми подготовительной группы изготовлен макет русской избы; школы, с прилегающей к ней территорией; макет «Горы», «Африка», «Север» и другие.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Наш детский сад небольшой и является структурным подразделением школы.

Мы пытаемся создать единое образовательное пространство во всем учреждении.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Используя системно-деятельностный подход, мы стараемся выравнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

Пока нет стандартов, мы не можем говорить о качестве дошкольного образования, но я надеюсь, что применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим воспитанникам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников. Поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Используемая литература:

1. ФГОС. Начальная школа. 1 – 4 классы. Утверждены приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.

3. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!