Александр Блок: «Незнакомка», знакомая всем. Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

    незнакомка - незнакомка … Орфографический словарь-справочник

    НЕЗНАКОМКА - героиня лирической драмы А.А.Блока «Незнакомка» (1906). Образ Н. впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается «скука загородных дач» и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено … Литературные герои

    НЕЗНАКОМКА - НЕЗНАКОМКА, незнакомки. женск. к незнакомец. «Незнакомка была бледна и тяжело дышала.» Чехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    незнакомка - неизвестная Словарь русских синонимов. незнакомка сущ., кол во синонимов: 1 неизвестная (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    незнакомка - НЕЗНАКОМЕ, мца, м. Незнакомый, неизвестный человек. Таинственный н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Незнакомка - ж. Литературный персонаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    незнакомка - незнакомка, незнакомки, незнакомки, незнакомок, незнакомке, незнакомкам, незнакомку, незнакомок, незнакомкой, незнакомкою, незнакомками, незнакомке, незнакомках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    незнакомка - незнак омка, и, род. п. мн. ч. мок и (лит. персонаж) Незнак омка, и … Русский орфографический словарь

    незнакомка - (1 ж); мн. незнако/мки, Р. незнако/мок … Орфографический словарь русского языка

    незнакомка - незнако/мка, и, род. мн. мок … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Незнакомка , Барбара Картленд. Издание 1995 года. Сохранность хорошая. Женщина красива, когда она уверена в себе. Она желанна, когда этого хочет. Но сколько испытаний нужно было выдержать юной богатой американке, чтобы… Купить за 340 руб
  • Незнакомка , Александр Блок. Поэзия Александра Блока высока и чиста, в ней, по словам М. Цветаевой, `мало земных примет`. Тому, кто однажды ощутил ее магическую силу, начинает казаться, что и он приобщился к неким…

Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения "Незнакомка" Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

"Незнакомка" Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения "Незнакомка" Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. "Я" лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа "Незнакомки" Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов "Нечаянная радость". Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года "что-то раздробила" в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую - на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а "тлетворный дух". Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с "испытанными остряками". Последние "заламывают котелки", которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока "бессмысленно кривится" и сравнивается с неживым диском.

Анализ "Незнакомки" Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет - крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них "глаза кроликов", все безнадежно пьяны. Однако вино, "терпкое и таинственное", постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ "Незнакомки" Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит "духами и туманами". Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка "веют", словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются "древние предания", сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в "очарованную даль", выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир "глухих тайн", "дальних берегов", солнца, "синих бездонных" очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру "чудовищ". "Истина в вине" - это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ "Незнакомки" Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты ("бездонные очи", "берег очарованный"), метафоры (очи... цветут, вино... пронзило), анафору ("и каждый вечер"), оксюморон ("весенний и тлетворный"), олицетворение ("кривится диск"). Однако основной прием - антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

"Я" лирического героя

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз "и", строфа "и каждый вечер". Лексика четверостишья, в которой впервые появляется "Я" героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг - собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка - его двойник. Только они вдвоем посвящены в "глухие тайны". Для героя она - вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как "сокровище". Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ "Незнакомки" Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ "Незнакомки" Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он - часть мира "пьяных чудовищ", куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

Имя Александра Блока напрямую связано с одним из интереснейших периодов русской литературы - Серебряным веком, романтическим, возвышенно-прекрасным и таким же трагическим. Его «Незнакомка» вошла в сокровищницу нашей классики как поэта, как символ драматической несовместимости высокой мечты, идеала и приземлённой пошлой действительности. Этот конфликт, невозможность примирить «розу белую с чёрной жабой», как писал современник Блока великий Есенин, стал причиной внутренних противоречий многих творческих личностей, противоречий трагических и неразрешимых. Не избежал их и сам автор «Незнакомки».

Немного об истории создания

Начало нового века воспринимал настороженно и недоверчиво Блок. «Незнакомка», входя в стихотворный цикл «Свирель запела на мосту», являющийся частью цикла «Страшный мир», как нельзя более ярко отражает трагические мироощущения поэта. и её жестокое подавление, идеи мистицизма, витающие в воздухе, напряжённые духовные поиски русской интеллигенции, стремящейся выйти из кризиса - таковы общественно-политические предпосылки создания произведения. Однако не только жестокие цепи бездушного мира сковывают горло. Душевную драму личного характера переживает Блок. «Незнакомка» писалась под впечатлением разрыва его с женой, Любовью Дмитриевной. Их непростые отношения, в которых во многом был виноват и сам Александр Александрович, некогда попытавшийся подменить литературно-философской идеей живую действительность, реальные чувства и семейную жизнь, в конце концов зашли в тупик. Любовь Дмитриевна увлеклась другом и собратом мужа по перу - Борисом Бугаевым, писательский псевдоним которого (Андрей Белый) гремел тогда по литературным Москве и Петербургу. Её уход был крайне болезненным, о чём не раз вспоминал сам Блок. «Незнакомка» повествует о состоянии безысходности и отчаяния, неприкаянности, бесприютности, которые охватили поэта. Он бродит по дешёвым кабачкам Петербурга, наведывается в привокзальный ресторанчик Озерков - небольшого дачного посёлка под Северной столицей.

Словно потеряв кого-то, Блок часами просиживает за столиками, нехотя цедя вино стакан за стаканом и всматриваясь в окружающую жизнь. А она отталкивающе безобразна и пошла: пьяницы «с глазами кроликов», вульгарные «дамы» с визгом вместо смеха, «испытанные», т. е. заезженные остряки с их глупыми, бессмысленными шутками. И над всем этим миром цинизма, продажности, глупости, разврата равнодушно проплывает луна, символ поэзии, романтизма, творчества. В такой обстановке и живёт поэт, сам уподобляясь обитателям этого страшного мира. И всё же есть нечто, чем от них всех отличается Блок: Незнакомка, Загадочная Дева, которая является ему и которую не может видеть никто другой из завсегдатаев кабаков и пивных. Его муза, тайна, мечта, его спасительница, мираж, который, при всей призрачности, всё же не даёт опуститься на дно, пропасть окончательно.

Кто она - загадочная дева?

А действительно, кто она - «Незнакомка»? Блок стих, текст которого известен каждому грамотному человеку, сам того не желая, зашифровал в духе символизма. Его главная героиня воспринимается и как фантом, и как вполне реальная, хоть и несколько приукрашенная романтическим антуражем дама. Прообразом Женщины в Шелках является, несомненно, и героиня картины Крамского «Неизвестная» - такая же загадочная, утончённая и прекрасная.

И Царевна-Лебедь Врубеля - поэт особенно любил это полотно. Фотография картины украшала кабинет Блока в Шахматове. Легендарные, прекрасно-трагические женские образы романов Достоевского, и прежде всего из «Идиота» - тоже узнаваемы в стихотворении. И, конечно же, новая муза, которой посвятил свою строгую рыцарскую любовь Александр Блок, незнакомка в снежной маске из метели - Наталья Волохова. Все они, каждая по-своему, трансформировались в поэтическом сознании Александра Александровича, благодаря чему мы можем наслаждаться возвышенно-прекрасными строками его удивительного стихотворения.

Стихотворению «Незнакомка» уже почти 107 лет. Много, не правда ли? А оно, как хорошее вино, со временем не стареет и любимо по-прежнему ценителями истинной Поэзии.

История создания

Момент непосредственного создания «Незнакомки» был зафиксирован поэтом Андреем Белым - по его словам, Блок вернулся домой в полночь, «в мятом своём сюртуке, странно серый» . На вопрос жены о причинах «окаменелости» он ответил: «Да, Люба, [я] пьяный», после чего вынул из карман листок со строчками «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух». Как отмечал литературовед Константин Мочульский , «они принесли ему славу. Она была куплена дорогой ценой» . Позже Александр Александрович пригласил в Озерки своего товарища - сотрудника символистских изданий Евгения Иванова, чтобы показать, при каких обстоятельствах возникла «Незнакомка»:

Литературная перекличка

Исследователи выдвигали разные версии, связанные с литературной «генетикой» блоковской Незнакомки. Так, культуролог Николай Анциферов сравнил возникшее в сознании героя видение с грёзами персонажа из гоголевского «Невского проспекта » - художника Пискарёва, который, следуя за поразившей его воображение прекрасной дамой, внезапно попал в «приют разврата». По мнению литературоведа О. А. Кузнецовой, «дышащая духами и туманами» одинокая красавица оказалась близкой «родственницей» героини стихотворения Валерия Брюсова «Прохожей», написанного в 1900 году: «Она прошла и опьянила / Томящим сумраком духов» .

Образ таинственной посетительницы ресторана восходит к аристократкам пушкинской поры, считает литературовед Игорь Сухих ; при этом Незнакомка облачена в одежды Серебряного века с его струящимися шёлковыми силуэтами, шляпами «с траурными перьями» и вуалью, добавляющей облику загадочности. Не исключено, что когда алкогольный флёр рассеется, героиня превратится в «падшую женщину», постоянную кабацкую гостью, однако персонаж стихотворения не спешит расставаться с мечтой - отсюда вывод: «Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине» . О связи с Пушкиным упоминал и Евгений Иванов, рассказывавший, что когда Блок привёл его в озерковский ресторан и показал «свой» столик, то перед другом поэта возникло аналогичное видение: «Чёрное платье, точнее, она, или вернее весь стан её прошёл в окне, как пиковая дама перед Германном» .

Андрей Белый полагал, что в стихотворении Блока угадываются отголоски лермонтовского стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски» («И создал я тогда в моем воображенье / По лёгким признакам красавицу мою»), потому что внутреннее родство этих двух поэтов позволяло им обнаруживать совершенные черты «и у астрального видения, и у уличной ; и та, и другая одинаково обманны» . По замечанию Иннокентия Анненского , первое, на что обратил внимание герой стихотворения, - это «узкая рука» Незнакомки. В отличие от Достоевского, для которого был важен «узкий мучительный следок» (Полина, «Игрок »), Блок стремился укрыть своё прекрасное наваждение «от кроличьих глаз» .

И «Незнакомка», и ряд других стихотворений Блока, созданных в ту пору, тематически перекликаются с некоторыми произведениями Брюсова, - их объединяет, в частности, образ ночного ресторана. К примеру, брюсовские строки «Пустой громадный зал чуть озарён» соотносятся с блоковским «Я сидел у окна в переполненном зале. / Где-то пели смычки о любви». Обязательными элементами при описании заведений и у того, и у другого являются «золотое вино», скрипка, дымка, туман и хрустальные бокалы . Блоковский герой не стыдится своего состояния: «Я пригвождён к трактирной стойке. / Я пьян давно. Мне всё - равно» ; точно так же отрешён от реального мира персонаж Брюсова: «С тихим вальсом, знакомо печальным, / В тёмный парк ускользают мечты» («В ресторане») .

Художественные особенности

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Отрывок из стихотворения

Структурно стихотворение (называемое некоторыми исследователями балладой ) разделено на три части. Первая, состоящая из шести строф и рассказывающая о повседневной жизни в пригороде с его скукой, плачем детей, вальяжными прогулками «испытанных остряков», шумом и суетой железнодорожных платформ, даёт представление о реальном существовании рядового дачного посёлка начала XX века. Вторая часть, также представленная шестью строфами, уносит героя и читателей в иллюзорный мир, возникающий в сознании наблюдающего за движением жизни поэта. В его хмельном воображении возникает образ изысканной, утончённой дамы, которая внезапно появляется в привокзальном заведении. Наконец, в финальной, тринадцатой строфе явь и мираж соединяются .

Константин Мочульский, анализируя стихотворение, обратил внимание на его музыкальность: так, первое - ещё в окне - появление героини благодаря шипящим (ж, ч, ш) создаёт впечатление осторожного шуршания, сопровождающего шаги Незнакомки: «… Девич ий стан, ш елками схвач енный, / В туманном движ ется окне». А в следующей строфе интонацию задаёт уже рокочущий «р»: «И веют др евними повер ьями / Её упр угие шелка» - и этот звук условной трубы перекрывает шум железной дороги и визг уключин на озере .

Отзывы

Отзывы и рецензии на «Незнакомку» поступали в основном от людей из окружения поэта. Так, литератор Модест Гофман отмечал, что атмосфера ресторана, описанная в традициях фантастического реализма, напоминает обстановку таких произведений Достоевского, как «Идиот » и «Подросток ». Иннокентий Анненский, с одной стороны, указывал на абсурдность и вульгарность воссозданного Блоком пригородного мира с его шлагбаумами, канавами, женским визгом и скрипом уключин на озере; с другой - признавал: «А между тем так ведь и нужно, чтобы вы почувствовали приближение божества». Почти о том же самом писал в своей рецензии и беллетрист Александр Измайлов , для которого загадочность стихотворения была связана с неожиданным сочетанием «неземного с пошлым и грёзы с обыденщиной» .

Давая непосредственное описание своей новой Незнакомки, поэт выделил «удивительный взор её расширенных глаз». По замечанию литературоведа Владимира Новикова , на сей раз имя возможного прототипа главной герои было известно - это актриса Литература

  • Кузнецова О. А.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

* In vino veritas! - Истина - в вине! (лат.)

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

Чтобы понять смысл стихотворения «Незнакомка», надо знать историю его создания. Блок написал его в 1906 г. в тяжелый период, когда от него ушла жена. Поэт был просто раздавлен отчаянием и проводил целые дни в беспробудном пьянстве в грязных дешевых заведениях. Жизнь Блока катилась под откос. Он это прекрасно осознавал, но не мог ничего исправить. Измена жены поставила крест на всех надеждах и устремлениях поэта. Он утратил цель и смысл своего существования.

Стихотворение начинается с описания обстановки, в которой сейчас находится лирический герой. Он уже давно привык к мрачной атмосфере грязных ресторанов. Автора окружают постоянно пьяные люди. Вокруг ничего не меняется, сводит с ума своим однообразием и бессмысленностью. Даже источник поэтического вдохновения, луна, — всего лишь «ко всему приученный… диск».

В этой обстановке к лирическому герою приходит надежда на избавление в образе таинственной незнакомки. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или только плод воображения, искаженного непрерывным употреблением вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она представляет собой существо из другого, чистого и светлого мира. Глядя на ее величавый облик, ощущая запах духов, автор понимает всю мерзость своего положения. В мечтах он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь.

Финал стихотворения неоднозначен. Вывод, к которому приходит автор («Истина в вине!»), может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.

Стихотворение написано образным языком. Эпитеты отражают душевную опустошенность автора («тлетворный», «бессмысленно», «сонные»). Мрачность обстановки усилена метафорами («влагой терпкой и таинственной», «с глазами кроликов») и олицетворениями («правит… тлетворный дух»).

Резкий контраст грязному ресторану представляет описание незнакомки. Автор выделяет только отдельные детали, имеющие для него символическое значение («упругие шелка», «узкая рука»). Мимолетность образа подчеркивает нереальность происходящего. В сознании автора стирается грань между мечтой и действительностью.

Стихотворение «Незнакомка» занимает особое место в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!