Альфа, бета и омега: кто есть кто в мире мужчин. Альфы и Омеги: психология социальных групп

Специалисты по зоопсихологии утверждают, что все звери, а заодно с ними и хомосапиенсы (и мужчины как отдельный вид), делятся на три группы - альфа, бета и гамма. А разделительным фактором являются «ужимки и прыжки».

O том, что человек - млекопитающее, мы помним со школьной скамьи. На этом сходство с животным миром не ограничивается, родство отразилось не только на способе вскармливания детенышей, но и на поведении. В этом нас убеждают специалисты по зоопсихологии, которые твердят, что все звери, а заодно с ними и хомосапиенсы (и мужчины как отдельный вид), делятся на три группы - альфа, бета и гамма. А разделительным фактором являются «ужимки и прыжки» в стае, пардон, манеры вести себя в обществе.

Дабы научиться отличать «А» от «Б» и правильно рассортировывать мужчин по группам, изучим характерные каждой группе «повадки».

Группа «Альфа»: ты узнаешь его из тысячи

flickr.com

Сразу и без обиняков: альфа-самцы – прирожденные лидеры. В животной стае они «занимают должность» вожака, в людском сообществе тоже всегда на почетном месте. Эти «живчики» видны с детства: хулиганисты, целеустремленны, рано начинают интересоваться женщинами (дергать одноклассниц за косички и бить портфелем по спине), завсегдатаи педсоветов и частые гости директорского кабинета в компании с родителями за «выдающиеся заслуги».

Альфа-сорванцы далеко не всегда «семи пядей во лбу», но умудряются окружить себя умными мальчиками, компенсируя образовательные пробелы. Да и не к чему им быть «шибко башковитыми», их удел – разделять и властвовать, быть генераторами идей, а уж воплотители найдутся. Выявить альфа-самца среди мужских особей не составит труда, и выявлять не надо – сам даст о себе знать.

Нет, не ярким , он запросто может быть неказист собой и ростом от «горшка два вершка», его «козыри» - сообразительность, моментальная реакция, жесткий характер и непререкаемый авторитет. «Пройдитесь» по мировой бизнес и политической элите: вот где средоточие альфа-самцов!

Успешные, самодовольные, умеющие рискнуть и сорвать банк - казалось бы, лови такого в мужья и горя знать не будешь. Стоп, не так все просто. Обратная сторона медали такова: альфа-самцы полигамны – как и положено вожаку стаи.

В переложении на «человеческий лад» это означает любвеобильность и, как следствие, склонность к изменам и легкое отношение к разводам. Да и изначально от альфа-поклонников не стоит ожидать долгих ухаживаний, «брачные танцы» заканчиваются напористой атакой и почти сразу предложением «прогуляться вечером на сеновал».

Если избранница отвечает отказом, претендент не расстроится и обратит взор в сторону более покладистых барышень. С одной стороны, брак с альфа-самцом - медовый пряник, а с другой – жизнь на пороховой бочке и риск однажды оказаться в рядах «мадам Брошкиных», пусть и с немалым «отступным». В общем, если трудности вас не пугают – дерзайте, скучно точно не будет.

«Где-то, где-то ходят парни-бета»…

Недалеко от альфа-самцов ушли рыцари группы бета, уступив первым в лидерстве, но взяв реванш по другим статьям. Они не вожаки в стае, скорее советники и помощники.

В людском обществе эти типы характеризуются большей, по сравнению с видом альфа, образованностью и профессионализмом, но меньшей целеустремленностью. Обитают бета-мужчины во всех слоях социума, а их лучшие представители составляют научную элиту.

В отношениях с женщинами это истинные джентльмены, в отличие от альфа-собратьев отказ дамы воспринимают как личный вызов и с удвоенным энтузиазмом стремятся завоевать ее сердце. А если предмет страсти – бывшая «пассия» альфа-самца, бета-кавалер приложит все усилия ради ее расположения, чтобы хотя бы так приблизиться к классу лидеров.

Важный нюанс – у них устойчивые семейные ценности, поэтому бета-самцы редко разводятся. Это идеальные мужья и отцы, но есть одно «но»: в экстремальной ситуации на них лучше не полагаться. Как говорится, «хороший мужик, но не орел».

flickr.com

«Гамма» чувств: «Пикассо и Дали были на мели…»

В природе гамма-самцов сородичи часто изгоняют из стаи. И правильно делают: охотиться они не приспособлены, размножаться тоже не желают – гормональный статус у них, видите ли, задавленный.

Странная получается картина: здоровые по всем показателям особи почему-то постоянно испытывают страх, а повышенный адреналин мешает им радоваться жизни, в том числе творить потомство.

Для гамма-мужчины единственная возможность благополучно устроиться в жизни – «прибиться» под крылышко к сильной, волевой мадам.

Они и сами чувствуют это, отчего стремятся к «фам-фаталь», годами храня верность недосягаемому идеалу. Однако если властительница грез вдруг ответит взаимностью, обнаруживают полное собственное бессилие, и виной тому все тот же низкий гормональный фон. По этой причине гамма-самцы чаще пребывают в двух статусах – разведенец либо вечный холостяк.

Но если звезды сложатся удачно, и им удается проявить свой потенциал, мир получает нового гения вроде Пикассо и Ван Гога. Почти мистическое видение реальности и его воплощение обеспечивают им место в элите искусства.

А менее удачливые собратья обречены навеки вечные оставаться «свободными художниками». Интересные, своеобразные личности, но для семейной жизни абсолютно непригодны.

И в кино, и в окружающей жизни мы можем наблюдать различные типы мужчин. Одни – мужественные и уверенные в себе, другие – славные неконфликтные парни, третьи – маменькины сынки, бегущие от ответственности.

Такие различия мужчин породило на свет некую классификацию, которая получила широкое распространение на просторах Интернета. За основу была взята давнишняя идея зоолога Дэвида Меха, который, исследуя социальную структуру волчьей стаи, назвал ее вожака альфа-самцом. И хотя позднее ученый признал ошибочность своей теории и высказал мнение, что вожака стаи предпочтительней называть не альфа-самцом, а отцом-волком, зоологическая иерархия доминирования пришлась по сердцу многим и получила право на самостоятельное существование.

Немного о греческом алфавите

«Альфа» – первая буква греческого алфавита . Поэтому уже из названия понятно, что альфа-самец – это первый, тот, кто идет впереди. Он обладает сильным сексуальным либидо, и женщины буквально вешаются ему на шею. Альфа самцы – это сильные игроки и главные действующие лица в фильмах про героев, такие как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер и Мэл Гибсон. Они немногословны, независимы, не боятся конфликтов и умеют постоять за себя и своих близких.

Вторая буква греческого алфавита – «Бета» и согласно распределению ролей в социальной системе подчинения-доминирования бета-самцы являются ближайшими друзьями и соратниками альф, и признают безусловное лидерство последних. Как правило, у бет – менее упрямый характер и задиристый нрав, однако они вполне могут добиться успеха в жизни благодаря своему трудолюбию, уму и изворотливости. Продолжая аналогию с кинематографом, бета-самец – это спутник и ближайший друг главного героя, тот, который «подносит патроны». В литературе яркими примерами могут служить доктор Ватсон, Санчо Пансо и доктор Борменталь.

Бета-самцы, как правило, счастливые семьянины. Они ведут себя согласно требованиям общества и делают «как надо». Это обычные парни, мимо которых вы проходите каждый день. Это безотказные винтики того механизма, который мы называем жизнь. Именно беты составляют 80% населения.

Третья буква греческого алфавита – «гамма». Но стоп! Такой категории как гамма-самцы не существует. Вместо этого создатели остроумной классификации выделяют омега-самцов.

«Омега» – последняя буква греческого алфавита и ее использование подчеркивает то, что мужчины этой группы занимают последнее место в пищевой цепочке. Это тип мужчин, которые избегают ответственности, отказываются развиваться и вообще избегают участия в реальном мире. Омега-самец может принимать различные формы: плаксивого псевдо-интеллектуала, чистюли-метросексуала или игромана. Объединяет эти типажи одно – полный отказ от того, что мы называем мужественностью. Охотиться они не способны, а размножаться – не желают.

Можно ли повысить свой ранг?

Не секрет, что и темперамент, и устойчивость нервной системы, и физические данные закладываются в нас изначально при рождении на генетическом уровне. Однако homosapiens тем и отличается от собратьев наших меньших, что может работать над собой.

Оправдания из разряда «я не могу» и «мне это не дано» – диктует ваша собственная лень, которая ничего общего с наследственностью не имеет. Нужно принять и понять всем сердцем аксиому: «Наша жизнь – это то, что мы о ней думаем» и начинать думать в правильном направлении.

Как стать альфа-самцом?

Просто распрямить плечи и купить модный пиджак как у Джеймс Бонда – конечно же, недостаточно. Как и ввязываться в драки по поводу и без или настойчиво приставать к девушкам на улицах.

Ключевые особенности альфы – ответственность, уверенность, верность собственному слову. Поэтому в первую очередь развивать нужно именно эти качества.

Но для многих такой совет звучит достаточно абстрактно. Поэтому приведем несколько конкретных советов, которые помогут вам встать на путь альфы:

1. Дай себе слово «держать слово» хотя бы в течение трех месяцев и ни на йоту не отступай от этого правила. Пообещал себе бегать по утрам – бегай, даже если с неба будут лететь камни. Пообещал не пропускать занятия в универе – умри, но на пару приди! Пообещал девушке поездку в Египет – расшибись, а найди возможность заработать на путешествие. Чтобы усилить побуждение к действию можно использовать вспомогательные средства, например, счет на «раз, два, три».

2. Обрати внимание на свою внешность . Не стоит ссылаться на поговорку, которая утверждает «что провожают по уму», ведь встречают все равно «по одежке». Выглядеть чисто, опрятно и здорово – значит демонстрировать окружающим, что ты в состоянии позаботиться о себе. Не бойся нанести визит к стоматологу и снять зубной налет. Не забывай бриться каждое утро, ведь щетина вовсе не так привлекательна, как тебе хочется думать.

3. Начни общаться с девушками . Причем желательно в реальной жизни. Так ты поймешь, что девушка – тоже человек, и вести себя с ней надо по-человечески, то есть спокойно разговаривать, адекватно шутить и не стараться изобразить из себя в разговоре Супермена. О том, что перед тобой особь женского пола забыть ты не сможешь все равно, да это и лучше.

Важное предупреждение ! Не стоит громко объявлять миру, что с завтрашнего дня ты собираешься стать альфой. Этот процесс не терпит бахвальства.

Успех самосовершенствования завит от того, насколько человеку ДЕЙСТВИТЕЛЬНО это нужно. Вполне может быть, что ему вполне комфортно в своей роли и ничего лучшего он не желает. Никто не обязан желать стать альфой. К тому же, возвращаясь в начало нашей статьи, теория альфа, бет и омег достаточно спорна и условна, принимать ее как прямое руководство к действию все же не стоит. Нужно стремиться не просто стать альфой, а к гармонии с собой. И если для этого необходимы черты альфа самцы – tum melius, как говорили древние.

Еще больше информации по теме статьи вы можете почерпнуть из видео:

У большинства современной молодежи (дайте поворчать старику!) нет никакого понимания об устройстве тех социальных групп и коллективов, в которых они проводят довольно значительную часть своего личного времени.

Имеется ввиду: школа, работа, армейские коллективы, дворовые компании и клубы по интересам. Во многих этих микрообществах, между их участниками нет-нет, проклевываются, а то и вовсе царят, те отношения, которые роднят человека с самыми примитивными приматами.

Речь идет об малых примитивных социальных группах.

В статье часто используются слова Альфа, Омега и т. д. Это обычные научные термины и автор в них вкладывает более глубокий смысл, чем писатели примитивных книжек по пикапу, со своими альфа-самцами и произведений по психологии для полных чайников.

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)

Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и право безнаказанной агрессивности. Иногда это субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объем мышц, а властность, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции, которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут за " кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина".Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальных соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему необязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему не угоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями...

Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение.

Но, во-первых, "альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен " вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти ни когда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного" человека, как бы " сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие из субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом. Видимо, человек, даже примитивный и в добавок входящий в примитивную группу, для выполнения возложенных на него группой функций должен основывать свое поведение не только на страхе перед Главарем и жажде наживы, но и на иррациональных мотивах мечты и веры, на некой, пусть ущербной, идеологии.

Нельзя забывать, что "романтическое" в примитивной группе существует постольку, поскольку существуют антигуманные помыслы и дела: в душе участника такой группы оно, это "романтическое", служит противовесом и способом оправдания бесчеловечности.

Субъекты "гамма" (ведомые),

В свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый -Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Существует не только по тому, что Главарю приятна его льстивость и услужливость. Даже если "альфа" не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.

Точно так же логически необходимо существование Марионетки:

Он является для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.

Весьма полезен так же и Шут.

Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутливой или иной форме. Так с помощью Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемый субъектами "альфа" и "бета". Но Шут выполнил свою функцию. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость.

Недовольный:

Если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от него двоякая. Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета", а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых.

Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслуживаться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь своей высшей точки в группе: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т. е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницы соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т. е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.

ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.

Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях.

Реакция амбиции.

Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Пример: в учительской заговорили о том, что педагог соседней школы Иванов удостоен медали. Реакция амбиции со стороны одного из участников разговора может выглядеть так: " знаем мы, кого их в школе представляют к наградам... Я с этим Ивановым на совещании встречался: дурак набитый" и т.п. Разумеется, ошибки бывают всюду. Нельзя заведомо исключить, что Иванов не тот человек, которого следовало бы награждать. Но даже имея такое суждение, субъект с преодоленным чувством амбиции предпочитает промолчать: в конце концов, где гарантия непогрешимости его суждения? Высказывающий же эту тираду не просто принижает Иванова: прежде всего он подчеркивает свое превосходство над ним " знаем мы..." - это демонстрация своей компетенции; " дурак набитый" - это присвоение себе (как "более умному") права судить об уме других.

Реакция самодовольства.

Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, " позеленел", " скривился" и т.п. В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости.

Реакция зависти.

Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.

Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой. Здесь уместно процитировать один из шутливых афоризмов с 16-й полосы "литературной газеты; " мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо".

Реакция захвата (экспансии).

При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.

В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку " сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием " реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.

Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает " к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.

Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит. За циничной идеей " не мое это дело" или " без меня разберутся" кроется попросту не желание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его "разжалобить", а посетителю, возмущенному некоторой несправедливостью, - "заморочить ему голову".

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях.

ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ.

Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.

Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объединяемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная из таких историй: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: облагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарќности, но и определенно мстит "неизвестно за что"... Но ведь известно за что! "Благодетельница" была небескорыстна в отношении родќственницы, и прежде всего - небескорыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма самоутверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявился в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться"...

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы"! Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.

Вот почему рассмотренное выше "правило унижения" нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимоќдействующих субъектов. Например, ранг Приближенного лишь на одну ступень ниже Авторитета, а стало быть. Авторитет не позволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений. Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому богатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссоры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, сталкивать дерущихся лбами, подбрасывать мало весящего сотоварища к потолку и т. п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество или странность. Он приобретает репутацию "блаженненького", и его с опаской, но и большим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему Главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.

Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач-карманник в воровской шайке. Казалось бы, "виртуозная работа" должна выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более что Главарь выказывает ему свое благоволение. Однако особенности характера нашего "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у него, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких "побед" над остальными. Теперь достаточно несколько эпизодов, когда Главарь или Приближенные не защитили бы его от выпадов боќлее агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его "артистические" способности уже рассматриваются как вызов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонению - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию Забитых. В последнем случае его умения используются Главарем как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему больше не приходится.

Правило "козла отпущения".

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV века Никколо Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности.

Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично,- этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоќре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.

Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.

Литература.

Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.

Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987

Термин «альфа-самец» придумал в 70-е годы прошлого столетия известный зоолог Давид Мех. По мнению этого ученого, всех представителей мужского пола можно разделить на так называемых альфа-, бета- и гамма-самцов, с точки зрения их поведения и биологических особенностей.

Кстати, впоследствии Мех от собственной теории отказался, но все же она осталась популярной.

Если верить теории Меха (кстати, проводившего свои исследования не на людях, а на волках), то альфа-самцы стали проявлять себя еще на заре эволюции. Они являлись вожаками обезьяньих стай, а когда обезьяны, согласно Дарвину, эволюционировали в людей, то становились вождями племен или отвоевывали для себя иной высокий статус. Они получали доступ не только к власти, но и к лучшей пище и прочим благам, включая самых красивых и популярных женщин племени.

Какие признаки выдают альфа-самца? В некоторых источниках утверждается, что это прежде всего наглое и агрессивное поведение. Но дело в том, что настоящему лидеру совершенно незачем проявлять наглость и агрессию. И в звериной стае, и в первобытном обществе вожаком становился всегда самый сильный, ловкий и выносливый самец, так как он мог добыть больше пищи. Соответственно ему предоставлялись различные привилегии, и самки льнули к нему, поскольку понимали, что такой партнер сможет позаботиться о выживаемости потомства.

Иногда альфа-самцам действительно приходилось утверждать свою власть с помощью силы и агрессии. Но это было в далеком прошлом. Сейчас больше ценятся социальный успех, мастерство, профессионализм, умение зарабатывать деньги, а агрессивного драчуна в приличном обществе просто не воспримут.

Итак, современный альфа-самец обычно хорошо сложен и физически привлекателен. Он часто всерьез занимается спортом. От него буквально веет уверенностью в себе и силой воли, он хладнокровен, смел и целеустремлен. Он готов бороться за свои цели, но при этом старается не выходить за границы приемлемого в обществе поведения. Он редко использует методы насилия, чтобы поддержать свой лидерский статус. Но окружающие, как правило, боятся его и уважают, поскольку он может дать то, что им требуется, а также защиту и безопасность. А может и отобрать все это.

Чаще всего социальное и финансовое положение альфа-самцов выше среднего: они владеют крупным бизнесом, занимают высокие общественные посты, обладают властью.

Альфа-самцы обычно пользуются успехом у женщин, которых привлекают их мужское обаяние, сила и уверенность в себе. Они готовы нести ответственность за свою женщину и свою семью. Это о них говорят: «Настоящий мужчина». В то же время, альфа-самцы требуют полного подчинения себе и далеко не всегда верны своим половинам, так как слишком многие женщины стремятся завоевать их внимание. Именно поэтому у таких мужчин бывает репутация «бабников».

Что же касается бета-самцов, то они умны, надежны и нередко успешны. Из них получаются хорошие исполнители и специалисты. В зоологической иерархии это рядовые члены стаи. Они порядочны, обладают мягким характером, и с таким партнером женщина нередко чувствует себя более комфортно, чем с альфа-самцом. Но проблема в том, что в экстремальной ситуации бета-самец может спасовать, ему нелегко принять ответственное решение.

Гамма-самцы – это «бракованные» экземпляры. В природе они являются балластом для стаи, так как не в состоянии охотиться и вообще приносить какую-то практическую пользу. В человеческом обществе гамма-самец – это мужчина, который никак не проявляет свое мужское начало. Он может быть алкоголиком, безработным и чаще всего живет за счет других людей – жены или родственников. Многие гамма-самцы еще и являются импотентами.

Но почему одни мужчины становятся альфа-самцами, другие – бета-самцами, а третьи и вовсе ущербными «гаммами»? Еще совсем недавно считалось, что во всем «виноват» основной мужской гормон тестостерон. Чем больше его у мужчины, тем более брутально он выглядит и ведет себя.

Однако эксперименты показали, что когда тестостерон искусственно вводили, например, самцам шимпанзе, не имеющим статуса вожака, у них повышался уровень агрессии, но и только. Зато выяснилось, что в некоторых случаях мужчины, у которых специально стимулировали выработку серотонина, начинали чувствовать себя более уверенно и у них развивались лидерские качества… Впрочем, пока однозначных результатов нет.

December 28th, 2011 , 11:50 am

(пост для девочек)

1. Альфасамец предпочитает кэжуал. Бета – костюм с рубашкой. Гамма – джины и водолазку. Омега- грязные ботинки. Правило не применяется, если свидание в тюрьме.

2. Альфасамец позовет в ресторан, Бетасамец- в кафе. Гамма – прогуляться по улице. Омега затруднится с маршрутом. Правило не применяется, если вы встречаетесь в пустыне.
3. Альфасамец приедет на такси чтобы потом не бросать ее. Бета приедет на авто чтобы вам его показать. У Гаммы машины нет. Омега машин боится. Правило не применяется, если ты не видела как он там приехал.

4. Альфа придет с цветами. Бета – с хорошим настроением. Гамма с выпитыми 200 грамм для храбрости. Омега придет с друганом. Правило не действует, если самец вообще не пришел.

5. Альфа не позволит тебе за себя заплатить. Бета позволит заплатить за себя, если будешь очень настаивать. Гамма поделит счет поровну. Омега попросит заплатить за него. Правило не применяется, если вы встречаетесь у тебя дома.

6. Альфа на свидании никого не обсуждает. Бета может поговорит о ком-то. Гамма будет всех осуждать. Омега – на всех жаловаться. И это правило не изменит отсутствие общих знакомых.

7. Если ты не дашь альфе… он уйдет искать другую самку. Бета будет за тебя бороться. Гамма расстроится. Омега раздавится. Правило не действует, если ты даешь всем.

и по жизни…

1. Альфа принимает решения за тебя и за себя, Бета принимает решения за себя, предоставляя тебе право определиться за себя самой. Гамма доверяет тебе решить за обоих. Омега не может решить сам и тебе тоже не доверят. Правило не применяется, если ты уже разводила самца на деньги в крупном размере.

2. Альфа, если накосячит, признает ошибку, извинится и будет исправлять. Бета будет стоять на своем до конца, но попытается исправить. Гамма не будет ни признавать не исправлять. Омега вообще не поймет, что не прав. Правило не работает, если он-ангел. Только ангелы не косячат.

3. Альфа …если ты накосячишь…тебя великодушно и быстро простит. Бета тоже простит, хотя до этого помучает. Гамма будет помнить твой косяк всегда. Омега –тихо мстить. Правило применяется всегда, ибо девочки скорее чертята, чем ангелы.

4. Альфа никогда не врет. Бета иногда прихвастывает. Гамма врет. Омега завирается. Правило не действует, если ты, моя девочка, влюблена… просто не отличишь…

5. К Альфе хочется присоединиться. С Бетой соединиться. Гамму присоединить к себе. Омегу обнять и плакать. Правило не действует, если только у тебя «соединялка» не работает.

6. Альфа окружен женщинами. Бета –друзьями. Гамма – коллегами. Омега – проблемами. Правило не действует, если твой самец окружен пивными кружками.

7. Женщины нужны альфа самцу для увеличения прайда. Бетасамцу для выбора суперсамки. Гамме для самоутверждения. Омеге - для помощи. Правило не действует, если женщины не нужны - это не самец.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!