Американские частные космические компании.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

Блестящие организаторские способности помогли

B. Н. Челомею создать надежный творческий коллектив, способный решать не только сложнейшие научные и технические задачи, но и преодолевать организационные сложности, вызванные внешними причинами.

Нельзя не сказать о Михаиле Кузьмиче Янгеле -основателе нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения.

История хранит тот факт, что в мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М. К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ

C. П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ. К тому же, Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

Еще один соратник С. П. Королева - Валентин Петрович Глушко. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», разработке

их модификаций, совершенствованию орбитальных станций.

Хочется уделить особое внимание Михаилу Федоровичу Решетнёву. Под его руководством или с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем. Количество выведенных с 1959 по 1996 годы на орбиту спутников - более 1000 единиц. Он внес существенный вклад в развитие российских систем спутниковой связи и спутниковой навигации. Оказал значительное влияние на создание сибирской научной школы, объединив вокруг себя талантливых учёных, инженеров, разработчиков ракетно-космической техники. То, что сумел совершить Михаил Федорович и его соратники на сибирской земле, надежно служит, и еще многие годы будет служить интересам нашего государства.

Космонавтика изменила человеческий взгляд на мир, придала мышлению глобальный масштаб. Наша космическая история, как и любая другая, заслуга тех людей, кто смог в корне изменить мир, дав толчок развитию новых направлений в науке и в технологиях. Говорить о подвижничестве ученых можно не только за их высокую самоотверженность и преданность своей высокой цели, но и за то, что эти люди оказались перед лицом новых требований к самим себе, и, изменив свой внутренний мир, смогли изменить мир в целом. «Самоотверженная деятельность, свойственная подвижнику» явилась духовной основой в освоении космоса, тем стержнем, опираясь на который, человечество смогло шагнуть далеко вперед и открыть для себя просторы безграничной вселенной.

1. Конструкторы ракетно-космических систем [Электронный ресурс]. URL: http://virtualcosmos.ru.

© Щеголькова Д. В., Сидоров А. В., Орешкина Е. И., 2013

М. С. Яковлева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЧАСТНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ В РОССИИ

Сравниваются законы, регулирующие деятельность частных космических компаний в России и США, достоинства частных космических компаний и причины их отсутствия на российском рынке.

В конце мая 2012 года частный космический корабль Dragon американской компании SpaceX доставил на Международную космическую станцию полтонны еды и научных приборов. Это был первый в истории полет к МКС, осуществленный силами частного бизнеса, а не государственных агентств, вроде Роскосмоса или NASA .

В России, в отличие от Америки, большинство космических фирм - государственные. Даже те, которые в 1990-е годы стали акционерными обществами, сейчас снова превращаются в государственные, по-

скольку государство покупает их контрольные пакеты акций. В качестве примера можно привести российскую ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Хотя она не является государственным предприятием, но значительный пакет ее акций принадлежит государству, которое очень сильно влияет на политику компании и на распределение заказов . С одной стороны, государственное финансирование космической отрасли в России за последние пять лет выросло втрое, и его объемы продолжают расти, с другой стороны, российские частные компании на этом рынке

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

практически отсутствуют, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к увеличению участия частного сектора в исследовании космоса .

США сегодня - это единственная страна, которая занимается практически всеми видами космических исследований. Если сложить гражданский и военный бюджеты, которые выделяются в США на развитие космической отрасли, то эта сумма превысит совокупный размер финансирования космических исследований во всех остальных странах мира вместе взятых. Если говорить о развитии частного сектора, то в США действует принцип четкого распределения сфер ответственности: исследование Солнечной системы, включая планеты и астероиды, - это прерогатива государства, а частные компании занимаются разработкой околоземного пространства. К тому же, нельзя забывать о том, что главные подрядчики космического ведомства США - Boeing, Lockheed Martin, Orbital -являются частными компаниями. Именно они обеспечивают технологическое превосходство Соединенных Штатов .

В Разделе 49 - Транспорт, Подразделе IX - Коммерческий космический транспорт, Главе 701 - Коммерческая деятельность по космическим запускам Кодекса США сказано:

Соединенные Штаты должны поощрять предоставляемые частным сектором запуски, возвращения и сопутствующие услуги;

Участие правительств Штатов в поощрении вовлечения частного сектора в космическую деятельность и содействии этому вовлечению отвечает национальным интересам и приносит значительную выгоду обществу .

В России же, законодательство, регулирующее частные инициативы в космической сфере, практически отсутствует. Федеральный закон «О космической деятельности», который фактически носит рамочный характер, был принят еще в 1993 г. Частные компании просто не знают правил, по которым нужно играть на этом рынке, и бизнес боится вкладывать деньги в космическую отрасль. К тому же сейчас в этой сфере существует немало ограничений, касающихся, в частности, фотосъемки высокого разрешения в космосе и получения лицензии на ведение космических разработок .

Необходимость изменения действующего закона «О космической деятельности» обсуждалась 26 января 2012 г. на встрече Клуба друзей космического кластера фонда «Сколково». Ассоциация «Земля из космоса» предлагало отменить обязательное требование о наличии п. 2, статьи 4, раздела 1 (он отвечает за гостайну) в частных компаниях, а также запрет на спутниковую съемку территории России в высоком качестве. Последний пример - наиболее показательный. В декабре 2011 года Арбитражный суд встал на сторону Роскосмоса, не разрешив снимать территорию России в высоком разрешении. Между тем, на ресурсе «Яндекс.Карты» доступны высокодетальные спутниковые снимки очередь крупных городов России .

С точки зрения развития частного космоса, в современной России сложились уникальные условия для создания частных компаний для работы на кос-

мическом рынке. Главным образом это связано с богатым наследием и традициями в авиационных и ракетно-космических технологиях. Такие уникальные «начальные условия» обеспечивают новичкам доступ к уникальному пласту опыта и наработок, приводя к сокращению сроков и производственных циклов .

Основным достоинством частных компаний является их мобильность - они могут более оперативно откликаться на потребности времени. Небольшая частная компания может сосредоточить свои усилия на каком-то одном проекте и попытаться провести его до конца, гигантам же сосредоточиться сложнее, потому что они одновременно работают по многим областям, при этом частные компании могут «доводить до ума» уже существующие наработки государственных организаций, которые по каким-то причинам были отвергнуты другими фирмами. Немаловажно и то, что совокупные затраты на создание какого-то отдельного образца техники у частных компаний, имеющих обычно сравнительно небольшое количество сотрудников (до 200-500 человек), будут гораздо меньше, чем у крупных государственных концернов.

Тем не менее, развитие частной космонавтики происходит довольно медленными темпами, поскольку требует огромных затрат с продолжительным сроком окупаемости и большими рисками. Прибыли в этой сфере рассчитать довольно трудно. Однако не стоит забывать, что космическая отрасль - это всегда новые разработки, и внедрение этих новых разработок само по себе двигает и приносит прибыль .

1. Анищенко Н. В космос за три копейки // ЗАО «Группа Эксперт». URL: http://expert.ru/russian_ reporter/2012/27/v-kosmos--za-tri-kopejki/ (дата обращения: 02.04.2013).

2. Частная космонавтика: фантастические проекты и реальные результаты // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». URL: http://www. kapital-rus.ru/articles/article/174110/ (дата обращения: 02.04.2013).

3. Шипилова Е. «Россия готова вступить в космический век» // «Российская газета» - URL: http://www.rg.ru/2012/06/25/rbth-skolkovo.html (дата обращения: 03.04.2013).

4. Кодекс Соединенных Штатов Америки Раздел 49 - Транспорт // Аэрокосмическое общество Украины - URL: http://www.space.com.ua/gateway/pravo_new. nsf/998ee00187a6e34dc3256a920039c978/3f69fa56271af 7cdc225752b004379cc!0penDocument (дата обращения: 28.043.2013).

5. Куйбида А. Частный бизнес просит рассекретить космос // Деловая газета «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/513491 (дата обращения: 05.04.2013).

6. Космическая деятельность стран мира в 2012 году // Промышленный портал Complexdoc.ru. URL: http://skolkovo-city.complexdoc.ru/467135.html (дата обращения: 06.04.2013).

© Яковлева М. С., 2013

Частные компании достигли значительных успехов в освоении космического пространства. Частные ракеты запускают частные спутники, которые приносят суммарный доход в десятки миллиардов долларов в год. Немало успехов достигла частная космонавтика и в развитии технологий - многие с надеждой смотрят на многоразовые ракеты, обещающие удешевление доступа в космос. Уже появились частные компании, нацелившиеся на околоземные астероиды, а туристы покупают билеты в окрестности Луны. Ждёт ли нас будущее из фантастических произведений, где освоением космоса заправляют корпорации, и что стоит за сегодняшними успехами частников за пределами Земли?

Сегодня внимание всего мира приковано к успехам и неудачам всего одной частной космической компании - SpaceX . Кто-то ждёт революции, которая грядёт, когда цена космического запуска упадёт в десять или более раз, кто-то потирает руки в ожидании момента, когда «пузырь лопнет» и «аферист Маск» признается, как он подделывал видео с посадкой ракеты на морскую платформу. В обоих случаях равнодушных не остаётся. Вернуть первую ракетную ступень после космического пуска - это, безусловно, серьёзное инженерное достижение. Но практически то же самое совершалось с 80-х годов в рамках программы Space Shuttle , тогда на парашютах возвращались корпуса твердотопливных ускорителей, да и сам Shuttle представлял собой не что иное, как многоразовую третью ступень. И такая технология не снизила стоимость покорения космического пространства, сложность системы и стоимость межполётного обслуживания убивала весь экономический смысл многоразовости. Что, впрочем, не помешало NASA эксплуатировать систему в течение 30 лет. И здесь видится важное существенное различие между частной и государственной космонавтикой - частник идёт проторённой дорожкой вслед за государством и пытается извлечь выгоду там, где госпредприятия и не пытались. Поэтому об успехе компании SpaceX можно уверенно говорить тогда, когда многоразовые ракеты станут выгоднее одноразовых.

Настоящую революцию частная космонавтика совершила в 2000‑е годы, хотя тогда мало кто обратил на это внимание. А именно тогда доходы мирового космического рынка превысили суммарные государственные расходы на космос. С тех пор эта разница росла с каждым годом и сейчас космос позволяет зарабатывать частным компаниям в три раза больше , чем тратят на него мировые государственные бюджеты. Хотя в России традиционно считается, что заработать на космосе можно только через госконтракт, за рубежом главный источник денег из космоса - ретрансляция: спутниковое телевещание, передача больших объёмов данных, обеспечение прямых телетрансляций. Неплохой доход даёт предоставление навигационных услуг, производство наземного принимающего, обрабатывающего и передающего оборудования, в меньшей степени - спутниковая съёмка и применение этих данных. В настоящее время космическая связь занимает примерно 10% мирового телекоммуникационного рынка, остальная информация передаётся по наземным сетям, но спрос на передачу растёт в геометрической прогрессии, поэтому роль космоса не сокращается, несмотря на оптоволокно, опутывающее Землю. Треть всего космического рынка занимает производство спутников и ракет, а сами запуски не превышают примерно 2% от общего «пирога». Поэтому лидерство в космических запусках вовсе не означает лидерства в освоении космоса, об этом не стоит забывать ни фанатам SpaceX , ни фанатам «Роскосмоса».

Несмотря на тысячи околоземных спутников, которые запущены и оплачены частными заказчиками и которые приносят прибыль их владельцам, ни один частный спутник не вышел в межпланетное пространство. Там, у Луны и на Марсе, у Сатурна и за орбитой Плутона, продолжают безраздельно властвовать государственные аппараты. Большинство из них произведены частными компаниями, Lockheed Martin , Thales Alenia Space , Orbital ATK , но заказчиком и эксплуатантом во всех случаях является государство. И здесь пора разобраться в терминологии и отделить два вида деятельности в космосе, которые зачастую путают и СМИ, и сами космические агентства.

«Сатурн-5», тяжёлая ракета NASA, с кораблём «Аполлон-17» в качестве полезной нагрузки. Фото перед стартом последней на сегодня пилотируемой экспедиции к Луне. Декабрь 1972 года.

Изучение космоса - основной вид деятельности, осуществляемый государствами с самого начала космонавтики. Изучение условий околоземного и межпланетного пространства, посещение и осмотр тел Солнечной системы, доставка внеземного вещества, астрофизические исследования. Всё это - фундаментальная наука, которая расширяет пределы познания окружающего мира, но не приносит практической пользы. Финансирование фундаментальной науки традиционно лежит на государственных плечах, хотя сейчас уже частный капитал так или иначе входит в эту деятельность, но доля его участия в изучении космоса невысока, и, как правило, связана с финансированием наземных лабораторий и исследовательских центров.

Освоение космоса - практическое использование условий космического пространства или возможностей, которые оно открывает. Исторически государство лидировало и в этом виде деятельности. Для гражданского применения запускались метеоспутники, первые телевизионные ретрансляторы. Для военного активно использовались и продолжают использоваться спутники связи, спутники-шпионы: оптические и радиолокационные, спутники предупреждения о ракетном нападении. Изначально и навигационные системы GPS и ГЛОНАСС рассматривались как военные аппараты для наведения баллистических ракет. Однако в 2000-е частная космонавтика выбилась в лидеры освоения околоземного космического пространства. Предоставление услуг связи и использование спутниковых данных позволили развернуть частные масштабные ретрансляционные сети и запустить сотни спутников для съёмки Земли. В США возможности частников активно применяются даже в государственных интересах. Постепенно госслужбы переходят от эксплуатации своих собственных космических аппаратов к заказу коммерческих услуг, это касается и спутниковой съёмки, и ретрансляции, и ракетных запусков, и снабжения Международной космической станции.

Сегодня самым ценным и активно осваиваемым частниками космическим ресурсом является геостационарная орбита (ГСО) в плоскости экватора, на высоте 36 тыс. км от поверхности Земли. ГСО позволяет спутникам, вращаясь вокруг планеты, оставаться над одной точкой поверхности. Именно на этой орбите располагаются телекоммуникационные спутники, обеспечивающие телевещание, ретрансляцию, спутниковый интернет, там же располагаются метеоспутники , способные обозревать каждый своё полушарие в постоянном режиме.

Геостационарные спутники представляют собой венец развития космических беспилотных технологий: имеют массу от 1 до 8 тонн, впечатляющий размах солнечных батарей в пару десятков метров или более, оснащаются радиационно стойкой электроникой, позволяющей работать в космосе более 10 лет, ионными и плазменными двигателями, производительными радиокомплексами и лазерной системой связи. Сейчас нередки случаи, когда спутник прекращает свою деятельность не из-за технических проблем, а из-за морального устаревания полезной нагрузки или исчерпания запаса топлива, работоспособные спутники навсегда отправляют на «орбиту захоронения» чтобы заменить на более современные.

Почему же частники, обладая самыми современными спутниками и подешевевшими многоразовыми ракетами, не высовываются дальше ГСО? Ответ прост: там нет прибыли. Работа на околоземной орбите позволяет предоставлять услуги платёжеспособным обитателям Земли. Пока таковых обитателей не появилось на Луне и Марсе, запуски частных аппаратов туда не имеют никакого смысла.
Теперь вспомним про лунных туристов и ресурсы астероидов, о которых мы упоминали ранее. Когда они позволят начать освоение Луны и дальнего космоса?

К сожалению, пока нескоро. Проблема тут в сложности технологий, которые потребуется развить для создания лунной туристической инфраструктуры или астероидной добычи. Для примера рассмотрим охоту на астероиды. На сегодня две компании объявили своей целью добычу космических ресурсов: Deep Space Industries и Planetary Resources . В первую инвестировано около $20 млн долларов, во вторую около $25 млн, причём $21 млн получен на разработку околоземной спутниковой группировки для съёмки Земли. Правительство Люксембурга объявило, что готово инвестировать в частные компании до $200 млн. Даже если гранты Люксембурга записать в частные средства, всё равно получается суммарно менее $300 млн, вложенных в коммерческую разработку околоземных астероидов.


Японский микроспутник PROCYON , разработанный в Токийском университете.

Для оценки сложности поставленной задачи стоит рассмотреть реальные примеры миссий добычи межпланетного вещества или исследования малых тел Солнечной системы. Государственный космический аппарат Японии Hayabusa (яп . はやぶさ, «Сапсан»), который сумел достичь астероида, добыть менее 1 грамма его вещества и доставить его на Землю, обошёлся в $138 млн. Более сложный проект NASA OSIRIS-REx имеет бюджет $800 млн. Студенческий японский аппарат PROCYON , который должен был лишь выйти на сближение с астероидом, обошёлся в $5 млн, но при этом не достиг успеха из-за сбоя двигательной установки, хотя и смог провести год в межпланетном пространстве. Неудачный «Фобос-Грунт», для изучения и добычи образцов спутника Марса Фобоса, обошёлся российскому бюджету примерно в $200 млн. Не стоит забывать и о сроках реализации миссий: Hayabusa летала 7 лет, OSIRIS-REx стартовал в 2016-м, должен добраться до астероида в 2020-м и вернуться в 2023-м году. А ведь ещё требуется несколько лет на разработку аппарата. Самой дорогой и сложной миссией такого типа является проект Rosetta , который включал исследование ядра кометы 67P/Чурюмова - Герасименко и посадку модуля на её поверхность. Десятилетний полет Rosetta обошёлся в €1,4 млрд евро.

Очень сложно представить инвестора, который решится вложиться в такой сверхдорогой и сверхрисковый длительный проект, всерьёз ожидая финансовой выгоды в конце полёта. Им могут двигать филантропические мотивы или желание оставить своё имя в истории космонавтики, но никак не стремление к обогащению за счёт внеземной платины или воды. Единственный практический финансовый интерес тут может быть в развитии технологий, но это займёт не один десяток лет.

В ситуации с космическим туризмом масштабы финансовых затрат выше на порядки, между тем, космический околоземный туризм - уже реальность, а лунный - может стать реальностью в считанные годы. Как такое возможно?

Тут мы снова возвращаемся к роли государства. В 1957 году только плейбой и филантроп мог инвестировать в телекоммуникационные спутники. Надежда получить прибыль к 2005 году и отбить затраты в 2015-м могла принадлежать только безумцу. В 50-е таковых не нашлось. Только когда государство создало тяжёлые ракеты, способные выводить несколько тонн на ГСО, когда государство опробовало на практике телекоммуникационные перспективы орбиты, развило электронику, способную противостоять условиям космоса, создало или оплатило промышленные мощности, способные произвести спутники достаточно мощные, долгоживущие и дешёвые, чтобы это стало выгодно, лишь тогда коммерческая космонавтика стала реальна и прибыльна. Говоря языком экономики, государство взяло на себя все капитальные расходы космической индустрии, частникам остались только операционные затраты и выручка.

В пилотируемой космонавтике всё сложнее и дороже. К 1969 году идея туристических полётов к Луне могла казаться реальнее, но в действительности все знали о стоимости затрат NASA на доставку людей на Луну (примерно $5 млрд в современных долларах за билет до лунной орбиты), поэтому ни один миллиардер не привёз в Хьюстон грузовик наличности, чтобы его взяли в очередной рейс. Сегодня две компании готовы предложить туристический рейс к Луне и обратно: российская «РКК Энергия» и американская SpaceX . В первом случае тур пройдёт на борту доработанного космического корабля «Союз», во втором - в доработанном Dragon . В обоих случаях капитальные расходы создания космодромов, ракет и кораблей, способных на такой полёт, - государственные. Государства выступают постоянным заказчиком кораблей «Союз» в рамках программы Международной космической станции, и NASA заказывает и оплачивает создание корабля Dragon . В обоих случаях за государственный счёт создаются околоземные космические корабли, а доработки, позволяющие добраться до Луны и обратно, потребуется совершать исключительно в надежде на туристические доходы. И хотя «Союз» летает уже не одно десятилетие, вылететь к Луне он по-прежнему не способен, хотя ценник на лунный тур значительно ниже, чем в 60-е, - около $120 млн. Стоимость лунной модернизации ещё превышает ожидаемую коммерческую выгоду, и существующий спрос слишком низок.

Итог неутешителен. При всём желании и всей романтике частного космоса, современные инвесторы не имеют физической возможности взять на себя реальное освоение межпланетного пространства. В то же время роль государства в освоении космоса может быть переосмыслена с учётом накопленного опыта. На заре космонавтики никто не думал, что когда-то вакуум окажется выгоден. Государственные вложения производились с другими целями: военными и пропагандистскими, но, в конечном счёте, они дали экономический эффект. К сожалению, не всегда пропорции вложенного и полученного сохранились. США оплатили примерно половину мировой космонавтики, и сейчас получают до 60% мировых космических доходов, СССР/Россия взяла на себя примерно четверть мировой космонавтики и сегодня довольствуется 1% космической прибыли. Но это другая история .

Сегодня можно с уверенностью говорить, что освоение космоса невозможно без совместных усилий государства и частного бизнеса. Только государство может серьёзно инвестировать «в долгую»: финансировать индустрию, развивать инфраструктуру, готовить кадры. Только частники способны сделать эту инфраструктуру прибыльной, обогащать себя и, через налоги, возвращать государству его инвестиции. Это, конечно, идеализированная схема, которая может и не сработать. Но технологии развиваются, а космос по-прежнему в часе езды, если машина может ехать вверх, поэтому каждое государство способно решать самостоятельно: стоит ли рисковать, вкладывая в космос в ожидании экономической отдачи через десятилетия. Но NASA уже строит целую серию космических аппаратов для достижения и исследования астероидов, развивает окололунную инфраструктуру: сверхтяжёлую ракету, межпланетный космический корабль, и планирует строить обитаемую станцию. Глава ESA всерьёз призывает к строительству Moon Village - с активным привлечением частного космоса не только как подрядчиков, но и как туроператоров. «Роскосмос» же надеется вернуть утраченный спрос на космические запуски и начать зарабатывать на съёмке Земли и ретрансляции, то есть начать конкурировать с частными компаниями. О развитии инфраструктуры освоения дальнего космоса речи не идёт и задачи такой не ставится. Проект аппарата к астероиду Апофис отменён, лунные беспилотники «Луна-25 -26 -27» постоянно откладываются, будущее «Фобос-Грунт 2» не определено.


В последние годы государственные космические агентства разных стран утратили монополию за полеты за пределы Земли. Все чаще происходят успешные запуски частных летательных аппаратов, отправляющихся на орбиту или в суборбитальное пространство. Самыми известными из них, на данный момент, являются корабли SpaceShipOne и SpaceShipTwo от компании Virgin Galactic. На днях также наделала много шума презентация космического челнока Dragon V2 от SpaceX. Но далеко не только этими инициативами ограничена история частного освоения Космоса .

Начало. OTRAG

Не стоит думать, что первой частной компанией, предпринявшей попытку освоить Космос без помощи государственных структур, является Virgin Galactic. На самом деле, попытки создать альтернативные способы покорения космических пространств относятся уже к концу семидесятых годов, когда в Германии появилась компания OTRAG (Orbital Transport und Raketen AG).



Основал ее немецкий бизнесмен и инженер Лутц Кайзер, задавшийся идеей начать серийное производство простых и дешевых ракет, которые смогли бы вывозить на орбиту груз весом до 10 тонн. Германское правительство, изначально заинтересовавшееся этим проектом и даже, по большому счету, инициировавшее его, со временем полностью переключилось на создание совместно с Францией ракеты-носителя Ариан, так что Кайзеру пришлось продолжить работу самостоятельно.



Первый полигон компании OTRAG был построен в Заире, но со временем мировые державы, опасавшиеся попадания ракетных технологий в руки диктаторов из стран Третьего Мира, надавили на Мобуту, и Лутц Кайзер вынужден был перенести место стартов в Ливию. Там он смог осуществить 14 более-менее успешных пусков OTRAG. Но в 1983 году Германия присоединилась к договору о нераспространении ракетных технологий и потребовала у Кайзера вывести свое предприятие из страны Муаммара Каддафи. Правда, последний имел на OTRAG свои планы и фактически отобрал полигон со всем его содержимым у законного владельца.



Впрочем, ливийские ученые не смогли совладать с немецкими ракетными технологиями и не достигли на этом поприще никакого существенного успеха. Лутц Кайзер перенес испытания в Швецию, но в 1987 году по мере нарастания внешнеполитического давления на OTRAG, некогда очень перспективный проект был окончательно закрыт.

В девяностые

В девяностые года сразу несколько компаний, в том числе, и таких авторитетных как Lockheed Martin, основали собственные проекты по развитию частного коммерческого освоения Космоса. Но ни одна из них не достигла существенных успехов на этом поприще.

В 1996 году была даже учреждена премия X Prize в 10 миллионов американских долларов для команды конструкторов, которая в течение двух недель дважды совершит полеты на пилотируемом суборбитальном космическом корабле. Однако лишь в октябре 2004 года эта награда была вручена. Ее получили участники проекта Tier One, разработавшие челнок SpaceShipOne. Так началась история компании Virgin Galactic.

Virgin Galactic

Впрочем, компания Virgin Galactic была основана британским миллиардером Ричардом Брэнсоном за несколько лет до этого. Она внимательно отслеживала все успехи и неудачи на рынке частного освоения Космоса и весьма заинтересовалась успехами команды Tier One.

В сентябре 2004 года, непосредственно перед успешными запусками SpaceShipOne, приведшими к получению ею X Prize, Брэнсон заявил, что верит в успех этого проекта и будет финансировать его, чтобы в дальнейшем начать на основе данной технологии массовые туристические полеты в суборбитальное пространство.



Суть технологии заключается в том, что самолет-разгонщик (WhiteKnight) поднимает пилотируемый корабль на высоту 14 километров, а затем последний отделяется от носителя и дальше летит сам на отметку выше 100 км (именно там, как считают в NASA, начинается Космос). Пробыв некоторое время на суборбите, челнок спускается на Землю.

При финансировании Virgin Galactic был построен новый космический челнок SpaceShipTwo, самолет-носитель White Knight Two, а также собственный аэропорт проекта посреди пустыни в штате Нью-Мехико – . Началась также продажа билетов на суборбитальные полеты, стоимость которых стартует от 100 тысяч долларов.



Правда, начало полетов частных лиц постоянно переносится. Планировалось, что они стартуют уже в 2011 году, но на данный момент сроки перенесены на осень 2014.

SpaceX

На космодроме Spaceport America базируется и другая американская компания, которая занимается вопросом частных полетов в Космос. Речь идет о все более набирающей популярность в СМИ инициативе с названием SpaceX.

Создал SpaceX известный американский бизнесмен Илон Маск. Он является одним из основателей системы электронных денежных переводов PayPal, а также движущей силой компании Tesla Motors, занимающейся производством электромобилей. Но все более важное место в бизнес-империи Маска занимает частная космонавтика.



Компания SpaceX была основана в 2002 году, чтобы начать разработку и производство частных космических аппаратов, которые могли бы доставлять на орбиту Земли грузы и людей. За основу для технологий взят тот же принцип, что использует Virgin Galactic, - носитель поднимает на определенную высоту космический челнок, после чего тот отделяется и дальше летит сам.

Вот только в качестве носителя SpaceX использует не самолет, а ракету. На данный момент разработано три ее вида – Falcon 1, Falcon 9 и Falcon 9 Heavy, ведутся работы над новыми поколениями этого летательного аппарата, что позволит поднимать вверх еще больше полезного веса.

Ракета Falcon может нести как, собственно, груз, так и космический челнок класса Dragon. Первый его вариант, впервый запущенный на орбиту 8 декабря 2010 года, за последние несколько лет успешно себя зарекомендовал. Этот грузовой корабль, работающий в автоматическом режиме, смог не только подняться на значительную высоту, но и стыковаться с Международной космической станцией, доставляя на нее грузы весом до 3,31 тонны.



А в конце мая 2014 года Илон Маск представил общественности новую вариацию этого космического аппарата – . В отличие от своего предшественника, Дракон второго поколения может нести в себе до 7 человек экипажа. Планируется, что этот корабль в будущем будет выполнять те же функции, которые были у Шаттлов.



Но у компании SpaceX есть еще один перспективный космический проект – многоразовая суборбитальная ракета Grasshopper, Кузнечик. Такое странное имя она получила благодаря умению строго вертикально взлетать вверх и также совершать посадку.



Дело в том, что самой дорогостоящей частью любой ракеты является ее первая ступень. И если научиться сохранять ее после старта, то можно снизить себестоимость запуска да семьдесят процентов.

Впрочем, максимальная высота, на которую смогла подняться и затем безопасно опуститься вниз ракета Grasshopper, на данный момент составляет 744 метра. Но технологии, отрабатываемые на Кузнечике, затем реализуются в рамках проекта ракеты-носителя Falcon 9.

Bigelow Aerospace

Еще одной потенциально успешной компанией в области космического туризма является Bigelow Aerospace, основанная в 1998 году отельным магнатом Робертом Бигелоу. Американский предприниматель решил частично перенести свой бизнес в космическое пространство. Ведь если сейчас начались активные полеты частных кораблей на орбиту, то почему ты не открыть там собственную космическую станцию, которая станет первым в истории орбитальным отелем?



Bigelow Aerospace в 2006 и 2007 году запустила на орбиту два искусственных спутника Земли, Genesis I и Genesis II, особенность которых заключается в изменяемых размерах. В Космос они летят в сложенном виде, но при достижении определенной высоты и стабилизации на ней, начинают надуваться. Именно на основе этой технологии Бигелоу планирует в будущем разворачивать отельный бизнес на орбите, а затем и на Луне.



При этом Роберт Бигелоу активно сотрудничает и с другими участниками частной космической гонки, к примеру, с уже упомянутой выше компанией SpaceX. Он даже учредил в 2004 году премию America"s Space Prize, обещая выплатить 50 миллионов долларов команде, которая первой создаст летательный аппарат, доставивший 5 человек на высоту 500 километров и вернувшийся обратно. Но это обязательно должен быть ЧАСТНЫЙ космический корабль. Пока что награда не выплачена, но главным претендентом на нее является челнок Dragon V2.



Компания Bigelow Aerospace ведет активную работу над созданием и усовершенствованием технологий запуска надувных космических станций. Она планирует уже до конца текущего десятилетия отправить на орбиту первый в истории отель для космических туристов. Благо, технологии вплотную подошли к реализации данной идеи.

Armadillo Aerospace

Фактически все успешные современные частные космические проекты существуют на деньги конкретных инвесторов – известных и публичных персон. Мы уже рассказывали в этой статье про Ричарда Брэнсона и Virgin Galactic, Илона Маска и SpaceX, а также Роберта Бигелоу и Bigelow Aerospace. Еще одна компания в этом же направлении, Armadillo Aerospace, также основана мультимиллионером – Джоном Кармаком, соучредителем фирмы id Software, известной по играм Wolfenstein 3D, DOOM и Quake.



Компания Armadillo Aerospace появилась в 2000 году. Она начала разрабатывать космический аппарат для того, чтобы получить X Prize, но после вручения этой премии команде Tier One, фирма Джона Кармака переключилась на другие подобные соревнования, в частности, на Lunar Lander Challenge. Последнее подразумевает выдачу нескольких денежных награждений командам исследователей, которые создают летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой.



Armadillo Aerospace с 2000 года разработала и запустила космические аппараты Pixel и Texel (ракетная технология Quad), ракеты Mod и Super Mod, а с 2010 года она ведет активные работы над проектом с названием Stig.



Ракета Stig, как и все упомянутые выше аппараты, обладает вертикальным взлетом и посадкой. Причем, благодаря системе спутниковой геолокации GPS, она может садиться на то же самое место, откуда взлетела, имея при этом погрешность, не превышающую 55 метров.



SkyCube

Но не только большой капитал способен вести работу над частной космической программой. К подобному проекту может присоединиться любой из нас. Ведь уже существуют краудсорсинговые проекты, подразумевающие освоение Космоса. Конечно, речь пока не идет о запуске пилотируемых летательных аппаратов, но собственный спутник люди, скинувшись по мере финансовых возможностей, отправить на орбиту способны.



Создатели проекта SkyCube предлагают на сайте Kickstarter всем желающим пожертвовать сумму от 10 долларов на запуск спутника на орбиту, за что впоследствии получат доступ к нему на определенное время. За минимальный взнос инвестор сможет отправить за 1 минуту 5 твитов на общий аккаунт, за 20 долларов – 10 твитов и получить уникальную фотографию из Космоса. Чем выше инвестиция, тем больше отдача от нее, к примеру, за 6 тысяч, помимо всего прочего, можно будет лично присутствовать при старте ракеты, уносящей SkyCube в небо.



Частный спутник SkyCube рассчитан на то, чтобы просуществовать на орбите 90 дней. По окончанию срока он выпустит специальный газ и сгорит в верхних слоях атмосферы. Это зрелище будет видно невооруженным глазом с Земли.


Правообладатель иллюстрации AP Image caption Успехи американской частной компании SpaceX являются примером для частных космических компаний во всем мире

"Я не буду произносить это имя, уже чересчур, по-моему... У меня день вместе с ним начинается, продолжается и заканчивается", - шутил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, но доля правды в этой шутке была изрядная. На первой конференции по проблемам частной космонавтики каждый выступавший упоминал главу корпорации SpaceX Илона Маска.

В какой-то момент критическая масса упоминаний этого имени превысила порог, и оно стало нарицательным: один из участников, рассуждая о проблемах отрасли, использовал его как единицу эффективности частного предпринимателя в космосе.

Знаменитый глава компании Space Exploration Technologies (SpaceX) Илон Маск во всем мире считается примером частной космонавтики.

На следующий день после начала конференции был назначен запуск ракеты Falcon 9 производства SpaceX с полезной нагрузкой.

И хотя в успехе этого испытания было слишком много сомнений, а в прошлом у этого проекта - несколько аварий, все собравшиеся признавали, что в США частная космонавтика развивается намного быстрее.

Частные космические компании в России есть, но когда я спросил представителя одной из них, легко ли им развиваться, тот красноречиво покачал головой: "Почти невозможно".

С этим на конференции InSpace Forum 2016 тоже вряд ли кто-нибудь стал спорить, иначе незачем было ее собирать.

Российская государственная космонавтика переживает сейчас масштабную и очень трудную реформу.

Во-первых, в России начался экономический и финансовый кризис, уже отразившийся на финансировании Роскосмоса.

Во-вторых, громоздкая организация отрасли досталась российскому государству в наследство от Советского Союза. Она плохо приспособлена к современному миру, прежде всего - к рыночным условиям.

Эти обстоятельства определяют проблемы, с которыми сталкивается в России частная космонавтика.

Плюсы и минусы

Отставание России от Запада в этой сфере проиллюстрировала первая же панельная дискуссия, вылившаяся в обсуждение азов: чем по сути является частная космонавтика, какие задачи она ставит перед собой и какое место она может занимать в государственной космической индустрии.

У самих представителей космического бизнеса определение этого явления не вызывает никаких трудностей. По словам главы компании "Дауриа Аэроспейс" Сергея Иванова, главным отличием частной космонавтики от государственной является стремление к коммерческому успеху.

"Говоря о космосе, мы всегда вспоминаем о романтике, политике, гордости за державу, о вещах, гораздо более высоких, чем просто деньги. А для меня частный космос, это про деньги. Про зарабатывание, создание добавленной стоимости, отдачу на вложенный капитал, создание продуктов, которые находят своих покупателей, про рыночные отношения", - сказал он.

Это свойство частных космических компаний определяет их силу, слабость и их отношения с государством.

Главное достоинство коммерческой космонавтики - способность быстро реагировать на изменения рынка, новые цели и технологии. Коммерческая компания в космической отрасли более свободна в постановке задач, в поиске путей их выполнения - компания зависит от инвестора.

Слабые стороны компании такого типа проявляются ровно по тем же причинам - инвестиции в космический проект могут окупиться через долгие годы, и при этом гарантии успеха никто предоставить не может. Успех Илона Маска во многом зависел от его личной целеустремленности и веры в успех.

В России, как заявил на конференции Игорь Буренков, таких инвесторов не существует.

"Мы сколько угодно можем говорить о разных великих иностранных предпринимателях, но они рискуют величайшими деньгами. И я что-то не вижу желающих такими деньгами рисковать. К нам приходят с небольшими аппаратами. Никто не приносит нам миллиарды", - сказал он.

"Космическая библия"

По словам представителя Роскосмоса, агентство сейчас более чем открыто для сотрудничества, однако у "космических бизнесменов" немало претензий к государству.

Прежде всего, это касается нормативных документов, таких как "Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) ракетных и космических комплексов - Положение РК-11 и "Положение о лицензировании космической деятельности".

Любой космический аппарат или ракета должны соответствовать жестким требованиям, в них изложенным.

Как рассказал Би-би-си глава Института космической политики Иван Моисеев, требования, заложенные в РК-11, рассчитаны на крупные космические аппараты. Производителям небольших аппаратов и ракет сложно соблюдать нормативы, которые на них не рассчитаны.

"Во-первых, им даже трудно получить этот РК. Хотя там ничего секретного нет, но у нас по привычке ставят штамп "секретно", чтобы ничего не случилось. Надо выворачивать наизнанку эту ситуацию, потому что чрезмерное засекречивание вредит экономическому развитию", - сказал он.

Представители частной космонавтики предлагают переписать положения РК-11, которую окрестили уже "космической библией", однако в Роскосмосе им отвечают, что агентство, которое занимается фундаментальной реформой, не в состоянии одновременно менять еще и основополагающие документы.

"Больной лежит в реанимации, он вышел из комы, дышит при помощи аппарата искусственного дыхания, и тут появляется молодой человек, который говорит: "Давай, вот тебе скакалка, и прыгай!" - сказал Игорь Буренков.

Рынок

Как рассказал Би-би-си глава компании "Космокурс" Павел Пушкин, рынок в этой сфере весьма невелик.

"Эта доля составляет 8-10% и у нас, и у США. Эта доля очень маленькая, и за эту долю начинают биться все эти маленькие компании", - рассказал он.

В России действуют несколько коммерческих спутниковых компаний, среди которых - "Газпром космические системы", "Спутникс" и "Дауриа Аэроспейс".

По словам Пушкина, компании борются за коммерческий рынок, но при этом были бы рады получить и государственные контракты.

Это нормальная практика для всех стран, включая и США, где самые крупные корпорации стараются полагаться на государственные заказы и получают господдержку.

Однако облик такого сотрудничества продолжает формироваться. На конференции много говорилось о том, каким оно должно быть.

В частности, говорилось о том, что низкую орбиту можно отдать частному космосу, оставив дальние полеты крупным госструктурам.

"Космокурс" Павла Пушкина, по его словам, пытается занять довольно узкую нишу на космическом рынке. Компания разрабатывает многоразовый космический корабль для туристических суборбитальных пролетов (выходов на низкую орбиту без оборота вокруг Земли).

Будет ли в России свой SpaceX?

Компания "Космокурс" уже сумела согласовать с "Роскосмосом" техническое задание на создание корабля, но о том, чтобы развиваться дальше, там пока не думают.

"Мешает отсутствие опыта", - признался ее глава в интервью Би-би-си.

Эта проблема едва ли не самая серьезная в российской частной космонавтике. Для того, чтобы в России появилась компания, подобная SpaceX Илона Маска, должно пройти немало лет. Сама SpaceX была основана в 2002 году.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Помимо всех организационных и финансовых проблем существует еще и довольно низкая активность самих бизнесменов-энтузиастов.

Президент Московского космического клуба, действительный член Российской академии космонавтики Сергей Жуков сказал, что соотношение стартапов России и США в космической области составляет примерно один к пятистам.

"И инвестиции... Наши олигархи покупают "Челси", но можно ли их упрекать? Среда почти невозможная для создания инноваций", - сказал он.

Представитель госкорпорации "Роскосмос" Игорь Буренков с этим не стал спорить. По его словам, состояние частной космической индустрии отражает общую ситуацию с бизнесом в стране.

"В нашей стране бизнес только начинает развиваться, он проходит стадию накопления капитала, никто же не отменял экономические стадии развития. В этом нет ничего плохого, просто время. Если кто-то занимается такими вещами 20 лет, а кто-то занимался триста... Но приоритет по развитию частной инициативы все равно будет у тех, кто занимается этим дольше", - заявил он, добавив: "От осинки не родятся апельсинки".

Освоение космоса - это все, что включает наше знакомство с космосом и всем, что находится за пределами нижних слоев атмосферы Земли. Путешествия роботов на Марс и другие планеты, отправка зондов за пределы Солнечной системы, изучение быстрых, дешевых и безопасных способов выхода людей в космос и колонизации других планет - все это освоение космоса.

Силами смелых людей, гениальных инженеров и ученых, а также космических агентств всего мира и частных передовых корпораций, человечество очень скоро начнет осваивать космос семимильными шагами. Наш единственный шанс выжить как вид - колонизация, и чем раньше мы это поймем (и будем надеяться, что не поздно), тем лучше будет.

Bolivian Space Agency (BSA)

Боливийское космическое агентство - организация, ставящая перед собой задачи развития высоких технологий, человеческих ресурсов, подготовки и применения спутниковых коммуникационных программ в сфере образования, обороны, медицины и метеорологии в Боливии. Согласно государственному стандарту, Боливийские космическое агентство будет «децентрализованным государственным учреждением публичного права с собственной правовой и административной автономией».

10 февраля 2010 года президент Боливии Эво Моралес подписал приказ № 423 о создании Боливийского космического агентства. Агентство будет формироваться из представителей шести министерств, которые будут назначаться президентом страны. Высшим органом в БКА будет Генеральный директор. Правительство на первом этапе инвестирует в новое агентство один миллион долларов США; в дальнейшем агентство будет финансироваться за счет государства, пожертвований и иностранных кредитов. Общая сумма вложений в первую космическую программу оценивается в 300 млн долларов США.

Agência Espacial Brasileira (AEB)

Бразильское космическое агентство - государственная гражданская организация в Бразилии, отвечающая за рост и развитие космонавтики страны. Оно управляет космодромом в Алькантаре и ракетно-пусковым комплексом Баррейра-ду-Инферну (порт. Barreira do Inferno, Преддверие Ада). Агентство было основано 10 февраля 1994 года.

Агентство позволяет Бразилии играть ведущую роль в космосе среди латиноамериканских стран и делает Бразилию ценным и надёжным партнёром для сотрудничества по Международной космической станции.

Бразильское космическое агентство преследует политику технологического космического международного сотрудничества с развитием собственной космической программы. В начале оно сильно зависело от США и ЕКА, но после ряда трудностей, вызванных сложностью передачи западных технологий, Бразилия стала работать и с другими странами, в частности с Китаем, Украиной, Россией, Израилем.

Бразильское космическое агентство - наследник значительной национальной космической программы, которая находилась под контролем бразильских вооружённых сил и была передана под гражданский контроль в 1994 году.

UK Space Agency (UKSA)

Космическое агентство Великобритании - государственная космическая служба Великобритании, основанная 1 апреля 2010 года в городе Суиндон. Впервые была представлена в конференц-центре «Королева Елизавета II» 23 марта 2010 политиками Питером Мандельсоном, Полом Дрэйсоном и космонавтом британского происхождения Тимоти Пиком.

На момент создания космическая промышленность Великобритании оценивалась в 7 млрд. £ и предоставляла 60 000 рабочих мест. В 20-ти летний план UKSA входит увеличение объема до 40 млрд. £ и 100 000 рабочих мест, а также увеличение доли в мировой промышленности с 6 до 10 %.

UKSA переняла все обязанности, персонал и активы Британского национального космического центра (основан в 1985 году).

Canadian Space Agency (CSA)

Канадское космическое агентство - канадское правительственное космическое агентство ответственное за канадскую космическую программу. Основано агентство было в марте 1989 года соответствующим актом о канадском космическом агентстве (Canadian Space Agency Act) и утверждено в декабре 1990 года. Руководителем предприятия является президент, который отчитывается непосредственно министру промышленности. Со 2 сентября 2008 года ККА возглавляет Стивен МакЛейн.

Головной офис ККА находится в космическом центре Джона Чепмэна расположенном в городке Сен-Хуберт (Квебек). Ещё имеется офис агентства в Оттаве в лаборатории имени Дэвида Флориды, а также есть несколько отделов связи в Вашингтоне, Париже, Мысе Канаверал и Хьюстоне.

Отряд астронавтов космического агентства составляет 8 человек.

Қазақстан Республикасы Ұлттық ғарыш агенттiгi

Национальное космическое агентство Республики Казахстан - орган исполнительной власти Республики Казахстан, входящий в состав правительства Республики Казахстан, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере исследования, использования космического пространства в мирных целях, международного сотрудничества в реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности.

27 марта 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ № 502 «Об образовании Национального космического агентства Республики Казахстан». В соответствии с Указом упразднён Аэрокосмический комитет Министерства образования и науки Республики Казахстан и образовано Национальное космическое агентство Республики Казахстан, как самостоятельная единица в структуре правительства.

Председателем агентства назначен генерал-лейтенант Талгат Амангельдиевич Мусабаев.

6 августа 2014 в ходе реорганизации Правительства РК упразднено, функции министерства переданы новому Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан

國家航天局

Китайское национальное космическое управление - национальное космическое агентство Китайской народной республики, ответственное за национальную космическую программу.

Управление было основано в 1993 году, когда Министерство аэрокосмической промышленности было разделено на CNSA и Китайскую космическую корпорацию (CASC). Бывшее учреждение было ответственно за политику, в то время как новое - за выполнение. Это разделение обязанностей оказалась несколько неудовлетворительной, поскольку оба агентства были, в действительности, одним большим агентством, разделяя и персонал и управление.

В ходе полной реконструкции в 1998 CASC был раздроблён на множество малых принадлежащих государству компаний. Тем самым создавалась система, очень похожая на ту, что использует на Западе оборонная промышленность, когда объекты, являющиеся государственными агентствами, устанавливают свои принципы деятельности, затем с ними заключают контракт на эксплуатационные требования, при этом объекты находятся в собственности государства, но государством не управляются.

Milli Aerokosmik Agentliyi

Национальное аэрокосмическое агентство Азербайджана, НАКА - государственное агентство, отвечающее за космическую и авиационную программу Азербайджана. Агентство было образовано 1974 году как НЦ «Каспий» в составе Национальной академии наук Азербайджана.

Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation (CSIRO)

Государственное объединение научных и прикладных исследований - австралийское государственное учреждение. Основано в 1926 году под названием «Консультативный совет по науке и промышленности» (англ. Advisory Council of Science and Industry). Подчинено департаменту науки Австралии. Штаб-квартира организации находится в Канберре.

В штате организации состоит около 6600 человек. CSIRO поддерживает больше 50 центров на территории Австралии, а также станции по исследованию биологического контроля во Франции и Мексике.

CSIRO известно изобретением атомно-абсорбционного спектрометра, разработкой первой полимерной банкноты, а также исследованием способов биологического контроля, таких, как создание эпидемий миксоматоза или других вирусов для контроля за популяцией кроликов.

Среди достижений в информационных технологиях можно назвать поисковый механизм Funnelback и формат данных Annodex

В октябре 2005 года журнал Nature объявил, что ученые CSIRO разработали почти идеальную резину из резилина, упругого белка, который ответственен за прыгучесть блох и помогает насекомым летать. 19 августа 2005 года CSIRO и Университет Далласа (США) объявили, что они в состоянии изготовить прозрачные листы углеродных нанотрубок, что позволит начать массовое производство продукции из углеродных нанотрубок.

Česká kosmická kancelář

Чешская космическая канцелярия - чешская правительственная организация, занимающаяся поддержкой и продвижением чешских космических программ. Была основана в ноябре 2003 года.

К главным задачам Чешской космической канцелярии относится установление контактов между чешскими предприятиями и проектов из области космонавтики, сотрудничество с Европейским космическим агентством и Международной астронавтической федерацией. Канцелярия поддерживает информационный и справочный центр.

Штаб-квартира находится в Праге, руководителем является Ян Коларж.

European Space Agency (ESA)

Европейское космическое агентство - международная организация, созданная в 1975 году в целях исследования космоса.

ЕКА состоит из 21 постоянных членов, в некоторых проектах также принимает участие Канада.

Штаб-квартира Агентства находится в Париже. В Нордвейке (Нидерланды) расположен Европейский центр космических исследований и технологий. Европейский космический центр управления расположен в Дармштадте (Германия). В другом германском городе, Кёльне, расположен Европейский центр астронавтов. Центр наблюдения за Землёй и информационный центр Европейского космического агентства находятся во Фраскати под Римом (Италия). Для запусков создаваемых космических аппаратов используется космодром Куру во Французской Гвиане. ЕКА имеет контактные офисы в Бельгии, США и России и наземные станции слежения по всему миру.

В агентстве постоянно работает 1907 человек (2005), а его бюджет составляет более 4 миллиардов евро (2012).

Deutsches Zentrum für Luft - und Raumfahrt e.V.

Германский центр авиации и космонавтики - национальный центр аэрокосмических, энергетических и транспортных исследований Германии. Основан в 1907 году. Отделения и исследовательские центры организации располагаются в нескольких местах по всей территории Германии, штаб-квартира находится в Кёльне. Организация несёт ответственность за планирование и осуществление германской космической программы от имени федерального правительства Германии. Центр занимается широким кругом исследовательских проектов, как национальных, так и международных.

В настоящее время в Германском центре авиации и космонавтики работают около 7 400 человек. Организации принадлежат 32 институтов, объекты, расположенные более чем в 14 городах Германии, а также офисы в Брюсселе, Париже и Вашингтоне. Бюджет организации за 2010 год составил около 670 миллионов евро для покрытия своих собственных исследований и разработок, а также оперативных задач. Одна треть этой суммы поступает в компанию от так называемых третьих лиц (нем. Drittmittel). В дополнение к этому Германский центр авиации и космонавтики управляет средствами приблизительно около 500 миллионов евро, которые поступают в немецкие фонды от Европейского космического агентства, а также получает более чем 650 миллионов евро, предназначенных для проведения исследований от имени немецкого федерального министерства. Организация является полноправным членом Консультативного комитета по космическим системам данных и членом Объединения имени Гельмгольца.

भारतीय अन्तरिक्ष अनुसंधान संगठन

Индийская организация космических исследований - индийское национальное космическое агентство, подведомственное Департаменту космических исследований Индии. Штаб-квартира организации находится в Бангалоре, штат составляет приблизительно 20000 человек, годовой бюджет около 41 миллиарда рупий (940 миллионов долларов). С октября 2009 года организацию возглавляет К. Радхакришнан.

Индия имеет развитую космическую программу и в совокупности по потенциалу является в настоящее время шестой космической державой (после России, США, Китая, Европы и Японии).

С запуском собственного спутника с помощью собственной ракеты-носителя Индия в 1979 году хронологически стала седьмой космической державой. В 1980 году ISRO располагает двумя ракетами-носителями: PSLV и GSLV. Ранее использовались две менее мощные РН: SLV и ASLV.

Индия - одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 - 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE - 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне и Марсу (Чандраян-1 - 2008 год, Мангальян - 2014 год) и оказывает международные пусковые услуги.

Первый индийский космонавт осуществил полёт на советском космическом корабле в 1984 году. Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой.

Индия запустила в ноябре 2013 года космический аппарат «Мангальян», который вышел на марсианскую орбиту в сентябре 2014 года. В начавшемся 1-го апреля 2012 года новом финансовом году, бюджет Департамента космических исследований Индии был увеличен более чем на 50%, по сравнению с 2011 финансовым годом.

В будущем ISRO планирует запуск собственного пилотируемого аппарата. Также предполагается создание индийской многоразовой транспортной космической системы нового поколения (проект «Аватар»), а в далёком будущем (после 2025-2030 г.) - пилотируемые полёты на Луну в кооперации с другими странами или даже самостоятельно.

Instituto Nacional de Técnica Aeroespacial (INTA)

Национальный институт аэрокосмической техники - космическое агентство Испании со штаб-квартирой в Торрехон-де-Ардосе близ Мадрида. Основано в 1942 году.

Бюджет организации превышает 100 миллионов € и обеспечивается средствами испанского министерства обороны, а также за счёт прибыли от собственных проектов. По состоянию на 2008 год, в институте работает 1200 сотрудников, 80 % из которых заняты в области научных исследований и разработок (создание новых материалов и оборудования, сертификация).

Агентство запустило первый спутник INTASAT 15 ноября 1974 года на борту ракеты-носителя Дельта. Следующий спутник MiniSat-01 общим весом 190 кг был доставлен на орбиту ракетой Пегас в марте 2002 года.

В ходе реализации испанской программы по запуску микро- и наноспутников имелся перерыв в 23 года. В 1997 году работы по созданию малобюджетных космических аппаратов были восстановлены. Наконец в декабре 2004 года[источник не указан 2036 дней] европейская ракета-носитель Ариан-5 доставила на орбиту NanoSat-01. В будущем планируется запуск ещё одного спутника SeoSat (Spanish Earth Observation Satellite).

Все эти спутники спроектированы и произведены целиком в Испании. Они базируются на недорогой многофункциональной платформе со стандартным интерфейсом и модулем для полезной нагрузки.

Сегодня под контролем INTA находятся Мадридский космический коммуникационный комплекс и стартовая площадка El Arenosillo на юге страны. Именно отсюда запускаются в космос метеорологические ракеты типа INTA-255 и INTA-300, которые производит институт.

13 февраля 2012 года планируется к запуску, разработанный в университете технологический спутник Xatcobeo.

سازمان فضايی ايران‎

Иранское космическое агентство - государственная организация Ирана по исследованию космического пространства.

В апреле 2003 года было создано Иранское космическое агентство (ИКА). Принимается пятилетний план развития космической отрасли, включающий запуск как минимум пяти спутников связи и дистанционного зондирования Земли, а также нескольких исследовательских микроспутников. ИКА назначается главным координирующим органом, которым ранее фактически являлся Иранский центр дистанционного зондирования. 9 января 2015 года космическая программа Ирана была окончательно закрыта.

‏סוכנות החלל הישראלית

Израильское космическое агентство - государственное учреждение Израиля, координирующее научные и коммерческие программы исследования космоса. Основано в 1983 году. Глава - генерал-майор в отставке, профессор Ицхак Бен-Исраэль.

Agenzia Spaziale Italiana (ASI)

Итальянское космическое агентство - основано в 1988 году с целью развития, координации и реализации космических проектов Италии. Учреждено при Министерстве университетов и научно-технических исследований Италии и представляет интересы страны в Европейском космическом агентстве (ЕКА).

Штаб-квартира агентства находится в Риме. Также имеются два оперативных центра в Матера и Трапани. В структуру агентства входит космодром Сан-Марко, расположенный в территориальных водах Кении, который в настоящее время не эксплуатируется. Годовой бюджет ASI составляет порядка €1 млрд.

Итальянское космическое агентство и его основной субподрядчик, итальянская компания «Alenia Aeronautica» (бывшая «Alenia Spazio», «Alenia Space»), создали или участвовали в создании ряда спутников, межпланетных станций, лёгкой ракеты-носителя Вега и имеют уникальный в Европе опыт изготовления по заказам ЕКА и НАСА герметичных космических модулей: шаттловской станции-лаборатории Спейслэб, модулей Международной космической станции (МКС) «Коламбус», «Гармония», «Спокойствие», «Купол» и запускавшихся на Шаттле герметичные многоцелевые модули снабжения МКС (MPLM) «Леонардо» (затем Герметичный многофункциональный модуль (PMM)), «Рафаэль» и «Донателло».

宇宙航空研究開発機構

Японское агентство аэрокосмических исследований - государственное агентство, отвечающее за космическую и авиационную программу Японии. Агентство было образовано 1 октября 2003 года после слияния трёх ранее независимых организаций. Сейчас JAXA обладает возможностью запуска искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций, участвует в программе Международной космической станции, планирует создание пилотируемой космонавтики и освоение Луны.

1 октября 2003 года три организации: японский Институт космонавтики и аэронавтики (Institute of Space and Aeronautical Science, ISAS), Национальная аэрокосмическая лаборатория Японии (National Aerospace Laboratory of Japan, NAL), и японское Национальное агентство по исследованию космоса (National Space Development Agency, NASDA), объединились в единую структуру, получившую название JAXA.

До слияния, эти организации осуществляли развитие различных секторов японской космонавтики: ISAS фокусировался на исследованиях космической среды и планет, NAL на исследованиях в области аэронавтики. Национальное агентство по исследованию космоса было образовано 1 октября 1969 года и занималось разработкой ракет-носителей, спутников, а также строительством японского экспериментального модуля «Кибо» для Международной космической станции. Штаб-квартира NASDA размещалась в зданиях нынешнего Космического центра Танэгасима на острове Танэгасима, в 115 километрах южнее Кюсю.

한국항공우주연구원

Корейский институт аэрокосмических разработок - агентство по космосу и аэронавтике Республики Корея. Основано в 1989 году. Является основным институтом Южной Кореи в области освоения космоса. Его основные лаборатории расположены в городе Тэджон. Наиболее значимым результатом следует считать разработку спутника Ариран-1. Основной целью на текущем этапе является разработка и совершенствование ракеты-носителя KSLV. При вступлении Республики Корея в IAE в 1992 году агентство занялось аэрокосмическими технологиями.

Играет важную роль в отрасли. Институт является собственностью государства, с этим связан его особый статус. Институт является частью Агентства по аэронавтике и космосу Республики Корея. Институт был основан в 1989 году, с 1999 года сотрудничает в исследованиях космоса с Корейской аэрокосмической корпорацией (KAI), которая занимается гражданским и военным авиастроением, разработкой и созданием спутников. Первоначально разработки в космической сфере являлись ответом на аналогичные в КНДР и проходили при технической поддержке США. В 2004 году подписано соглашение о сотрудничестве также и с российской стороной. Исследовательские лаборатории расположены в городе Тэджон, а именно - в специализированном научном городке Тэдок. Основной заказчик проектов - государство. Одним из проектов является разработка средств доставки спутников на околоземную орбиту - ракет-носителей. Институт обслуживает первый космодром Южной Кореи. Из последних проектов можно отметить проект создания спутника Ариран-1, а также разработки ракеты-носителя KSLV-1.

Agensi Angkasa Negara

Национальное космическое агентство Малайзии - основано в 2002 году и направлено на усовершенствование технологических возможностей страны в области космоса. Агентство возглавляет Д-р Мустафа Дин Субари, который в 2007 году сменил на этом посту Д-ра Мазлан Бинти Отман.

В инфраструктуру агентства входят несколько наземных станций для связи со спутниками и основной Космический центр, где расположены оперативный центр для отслеживания деятельности космических миссий, калибровочный оптический центр. Также при Космическом центре строятся ассамблея, интеграционный и испытательный центры. Для осуществления будущих запусков собственных ракет-носителей и оказания пусковых услуг зарубежным партнёрам в Малайзии планируется строительство приэкваториального космодрома в малонаселённых штатах Сабахе или Сараваке, находящихся на острове Борнео.

Agencia Espacial Mexicana (AEXA)

Мексиканское космическое агентство является космическим агентством, созданным 20 апреля 2010 года после утверждения Палатой депутатов.

Основной инициатор проекта Фернандо де ла Пенья, и американский астронавт мексиканского происхождения Хосе Эрнандес. Цель создания AEXA содействовать развитию космических технологий, повышение конкурентоспособности мексиканских компаний и резюме исследований, проведённых в бывшей национальной комиссии по вопросам космического пространства (Национальная комиссия del Espacio Exterior, CONEE), которая существовала между 1962 и 1977 гг.

Хотя изучением астрономии в регионе занимались ещё в доисторические времена, и был «бум» в колониальный период, прародителем агентства считается Национальная Комиссия по Исследованиям Космического Пространства (CONEE). Её офис при секретариате связи и транспорта проводил эксперименты в области ракетной техники, телекоммуникаций и атмосферных исследований с 1962 по 1976 гг. После его роспуска некоторые мероприятия были профинансированы уже исчезнувшем Мексиканским институтом связи (на текущий момент преобразован в Федеральную комиссию по телекоммуникациям), а также некоторыми учреждения высшего образования, такими как Национальный автономный университет Мехико, Национальный Политехнический Институт, Национальный Институт Астрофизики, Оптики и Электроники, Центр Научных Исследований и Высшего Образования Энсенады и CINVESTAV.

National Aeronautics and Space Administration (NASA)

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства - ведомство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США. Ответственно за гражданскую космическую программу страны, а также за исследование воздушно-космического пространства.

Изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться.

Centre National d"Études Spatiales (CNES)

Национальный центр космических исследований - французское космическое агентство. Основано при Шарле Де Голле в 1961 году. Штаб-квартира находится в Париже. В прошлом CNES также отвечало за подготовку французских космонавтов, однако в 2001 году эти обязанности перешли ЕКА.

CNES также использует Куру в Французской Гвиане как основной космодром, который был построен в 1969 году.

Lembaga Penerbangan dan Antariksa Nasional (LAPAN)

Национальный институт аэронавтики и космоса - индонезийское космическое агентство. ЛАПАН несёт ответственность за долгосрочные гражданские и военные аэрокосмические исследования Индонезии.

ЛАПАН было основано 27 ноября 1963 бывшим индонезийским президентом Сукарно после того, как существовало около одного года как неформальная организация.

ЛАПАН курирует программу заказываемых за рубежом прикладных (телекоммуникационных) первых индонезийских спутников Palapa, которые были построены Хьюз (в настоящее время Boeing Satellite Systems) и запущены с использованием американских и европейских ракет с 1976. ЛАПАН разработало серию микроспутников Lapan для вывода с 2007 также на иностранных носителях.

На протяжении более двух десятилетий ЛАПАН накопила определённый опыт в разработке и испытаниях высотных зондирующих ракет серии RPS, а ныне работает над созданием небольших ракет-носителей Pengorbitan и соответствующей инфраструктуры космодрома, что по планам должно позволить Индонезии вступить в космический клуб в 2012-2014 .

Планировавшийся в середине 1980-х полёт первого индонезийского астронавта на борту американского Спейс шаттла, сопровождающий вывод одного из спутников серии Palapa, не состоялся ввиду отмен и сокращений полётов и их программ после катастрофы челнока «Челленджер». В конце 1980-х годов СССР сделал предложение Индонезии о полёте её астронавта на коммерческой основе на станцию «Мир», но соглашение достигнуто не было. В 1997 Индонезия приняла аналогичное предложение России о полёте на станцию «Мир», однако миссия вновь не состоялась ввиду разразившегося азиатского экономического кризиса. В 2000-х годах российской и индонезийской сторонами рассматривалась, но также не была реализована возможность полёта индонезийского астронавта на Международную космическую станцию.

Comisión Nacional de Actividades Espaciales (CONAE)

Национальная комиссия по космической деятельности - гражданское аргентинское государственное космическое агентство, отвечающее за космическую программу страны. Появилось в 1991 году в результате реорганизации Национальной комиссии по исследованию космоса (исп. Comisión Nacional de Investigaciones Espaciales, CNIE), существовавшей в Аргентине с 1960 года.

16 октября 2014 года был запущен ARSAT-1, первый спутник связи на геостационарной орбите изготовленный на территории Аргентины (с применением иностранных компонентов).

Кроме того, планируется запуск ещё нескольких спутников в ближайшие годы.

В 1998 году агентство получило приглашение от НАСА присоединиться к проекту строительства Международной космической станции (МКС). Но правительство отклонило предложение, из-за больших расходов при участии в проекте.

В 2009 году был произведен запуск ракеты Gradicom I, в 2011 году был произведен запуск ракеты Gradicom II.

В 2007 и 2008 году проводились испытания сурорбитальных ракет серии «Тронадор I» (рус. Громовержец). В 2011 году был произведен неудачный запуск T4000 являющейся третьей ступенью разрабатываемой ракеты «Тронадор II». В 2013-2014 году проводились запуски Vex, являющегося прототипом низкоорбитального ракета-носителя «Тронадор II», первый запуск которого запланирован на 2015 год.

Державне космічне агентство України (ДКАУ)

Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности, осуществляет руководство порученной ему сферой управления, несёт ответственность за состояние её развития.

National Space Organization

Национальная космическая организация (NSPO, ранее известная как Национальное управление космической программы) основано в 2001 году, является гражданским космическим агентством Республики Китай под эгидой Национального научного Исполнительного совета Юаня. NSPO участвует в развитии освоения космического пространства, спутниковой связи и ее развития, а также связанных с ними технологий и инфраструктуры (в том числе серии спутников наблюдения Земли FORMOSAT) ,занимается исследованиями в области авиационно-космической техники, дистанционного зондирование, астрофизики, информатики, космического оружия и защиты национальной безопасности Республики Китай.

Первый Тайваньский спутник ROCSAT-1 был запущен 27 января 1999 года в рамках первой космической программы в период с 1991 - 2006 гг. также на орбиту бил выведен ROCSAT-2 запущенный 21 мая 2004 года.

NSPO штаб-квартира и основной наземный пункт управления расположены в г. Синьчжу, Тайвань.

Netherlands Institute for Space Research

Нидерландский институт космических исследований (НИКИ) - национальное агентство по космическим исследованиям, является представителем Нидерландов в Европейском космическом агентстве, занимается разработкой и использованием спутниковой аппаратуры для целей астрофизики и наук о Земле.

Организация основана в 1983 году, и имела название Stichting Ruimteonderzoek Nederland (нидерл. Нидерландская организация по космическим исследованиям). Была переименована в 2004 году. В числе акционеров значатся НАСА и ЕКА. Институт располагается в двух зданиях: главное находится в восточной части города Утрехт, второе - на севере Гронингена.

조선우주공간기술위원회

Корейский комитет космических технологий - государственное космическое агентство Корейской Народно-Демократической Республики.

Считается, что Комитет был основан в 1980-е годы «для исследований космического пространства и его мирного использования». КККТ отвечает за все действия в стране по вопросам изготовления искусственных спутников и прочих космических исследований.

В марте 2009 года КНДР информировала о своем присоединении к международному договору по космосу от 1966 года (с 6 марта 2009) и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 1974 года (с 10 марта 2009).

Под управлением Комитета в КНДР официально было произведено первые три космических старта: 31 августа 1998 года и 5 апреля 2009 года с космодрома Тонхэ (Мусудан-ни) и 13 апреля 2012 года с космодрома Сохэ (Тончхан-ни) были предприняты попытки вывести на орбиту соответственно экспериментальные спутники «Кванмёнсон-1» и «Кванмёнсон-2» и прикладной спутник «Кванмёнсон-3». Первые два запуска были объявлены КНДР успешно выведенными и работавшими на орбите, но в мире не подтверждены, третий запуск по наблюдениям международного сообщества и признанию КНДР окончился неудачей. 12 декабря 2012 года КНДР произвела успешный запуск спутника «Кванмёнсон-3», что сделало страну 10-й космической державой, способной запускать спутники собственными ракета-носителями, опередив Южную Корею.

Комитет космических технологий сообщал, что КНДР планирует вывести на орбиту несколько искусственных спутников, «предназначенных для изучения природных ресурсов Земли, прогнозирования погоды и других целей, важных для экономического развития страны», а в дальнейшем даже организовать своими силами пилотируемые полёты.

Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

Российская госкорпорация, созданная 28 декабря 2015 после упразднения Федерального космического агентства.

В январе 2015 года принято решение о преобразовании агентства в государственную корпорацию, главой которой назначен Игорь Комаров. Период юридического оформления госкорпорации займёт около полугода.

Российское космическое агентство (РКА) образовано указом Президента РФ № 185 от 25 февраля 1992 года.

Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) образовано указом Президента РФ № 651 от 25 мая 1999 года путем преобразования из Российского космического агентства (РКА).

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) образовано указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года путем преобразования из Российского авиационно-космического агентства.

Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос образовано указом Президента РФ от 28 декабря 2015 года путем преобразования из Федеральное космическое агентство.

Türkmenistanyň prezidentiň ýanynda Milli kosmos agentligi

Национальное космическое агентство при Президенте Туркменистана - государственное агентство, отвечающее за космическую программу Туркменистана. Агентство было образовано в 2011 году.

В 2011 году постановлением президента Туркменистана было образовано Национальное Космическое Агентство при Президенте Туркменистана.

Агентство размещено в здании Главного управления гражданской обороны и спасательных работ Министерства обороны Туркменистана. В будущем для него будет построено специальное административное здание.

На сегодняшний день агентство располагается в здании бывшего министерства финансов Туркменистана.

মহাকাশ গবেষণা ও দূর অনুধাবন কেন্দ্র

Организация по исследованию космического пространства и дистанционному зондированию - национальное агентство Бангладеш по исследованию космоса.

Была создана в 1980 году как автономная исследовательская организация при правительстве Бангладеш, став основным национальным институтом, занимающимся мирным исследованием космоса, дистанционным зондированием Земли и геоинформационными системами. Она работает в тесном сотрудничестве с американским NASA, японским JAXA, французским CNES и китайским CNSA.

В 2008 году Бангладешская телекоммуникационная компания и Форум за улучшение бизнеса предложили, чтобы Бангладеш немедленно предпринял шаги для запуска спутника, так как это является очень важным для развития телекоммуникационного сектора страны. В апреле 2009 года премьер-министр Шейх Хасина заявила о намерении её правительства вывести на орбиту первый бангладешский спутник в 2013 году. В ноябре 2009 года правительство Бангладеш официально объявило, что в соответствии с концепцией «цифрового Бангладеш» планируется вывести на орбиту телекоммуникационный спутник в 2011 году при помощи других стран. Правительство также подчеркнуло, что страна намерена использовать космос в мирных целях.

В марте 2010 года во время китайско-бангладешской встречи на высшем уровне китайская сторона выразила интерес в том, чтобы предоставить Бангладеш всю необходимую помощь для вывода спутника на орбиту.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!