Анализ «Пророк» Пушкин. Анализ стихотворения Александра Пушкина “Пророк”

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Пророк», согласно предположениям исследователей, было написано А.С. Пушкиным под впечатлением кровавой расправы над декабристами. В тот период поэт находился в Михайловском, и он очень много размышлял о роли и предназначении поэта в обществе. И готов был не только разделить участь «друзей, братьев, товарищей», но и продолжать начатое ими дело. Так в 1826 году родилось это произведение.

Жанр «Пророка» – духовная ода. Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь выдержана в суровом, возвышенно-ораторском тоне. Тема стихотворения – нравственное просветление человека и сложная, значительная миссия пророка. В «Пророке» тема поэта и поэзии получает у Пушкина религиозно-философскую перспективу.

Первое четверостишие – это экспозиция и завязка в развитии сюжета стихотворения. Лирический герой здесь изображен одиноким, бессильным, с трудом передвигающимся по своему жизненному пути «пустыне мрачной». Но самое важные характеристики его: «на перепутье» и «духовной жаждою томим». У героя пока нет цели, но прежняя жизнь его не несет мира его душе:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Появление ангела – завязка в сюжетном действии. «Шестикрылый серафим» преображает мир героя и душу его, воздействуя на его тело. Здесь мы видим развитие действия, которое движется к своей кульминации. Вначале герой обретает вещее зрение. Действия ангела при этом легки и осторожны:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Затем мы видим процесс обретения героем вещего слуха:

Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.

Потом серафим дает герою мудрый язык вместо «празднословного и лукавого». И здесь уже дано острое ощущение физической боли:

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Кульминацией в развитии сюжета является сцена обретения героем нового сердца, открытого миру, мудрого, объективно восприемлющего все происходящее:

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Развязка – последняя картина. Герой здесь предстает полностью преображенным, освобождаясь от своей человеческой природы. Он внемлет гласу божьему и готов нести людям свет истины.

Как труп, в пустыне, я лежал.
И бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям правду, очищать мир от скверны. Через мучение, через страдание он становится пророком. Таким образом, идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом божьим, нужно от многого отрешиться – от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рассматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения – идеи о борьбе талантливого, томимого «духовной жаждою» человека со своими пороками, о преодолении их, постепенном очищении души и нравственном просветлении. В этом также важнейшая его миссия.

Стоит отметить, что стихотворение подобной тематики есть и у В.К. Кюхельбекера («Пророчество»). Но у Кюхельбекера избранный богом поэт фактически лишен собственной инициативы, личностного начала. Пушкинский же поэт тоже получает свой дар от «шестикрылого серафима», но он активно ищет свой путь, он «духовной жаждою томим», и потому в нем сильно личностное начало.

Анализируя композицию произведения, мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть – это упоминание о прошлом героя, его жизни до встречи с ангелом («Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился»). Вторая часть – это встреча героя с шестикрылым серафимом, своеобразное откровение, чудо, перевернувшее всю его судьбу. Третья часть – это предначертание будущего героя, призыв «глаголом жечь сердца людей» и одновременно мысль о великой миссии поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стройность и симметричность композиции поддерживается в нем строгим соответствием (симметрией) начала и конца стихотворения: первые четыре строки представляют собой самостоятельную композиционную часть благодаря перекрестной рифме. Последние четыре строки также являются самостоятельной частью, объединенной перекрестной рифмовкой. Между этими частями, как в кольце, расположена средняя часть произведения (процесс становления поэта-пророка). В произведении использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты («пустыня мрачная», «легкими перстами», вещие зеницы»), сравнения («перстами легкими, как сон», «как труп, в пустыне я лежал»), анафоры («И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем…»), инверсия («сердце трепетное», «десницею кровавой»), метафора («глаголом жги сердца людей»). Отличительными признаками лирической речи в стихотворении являются архаизмы и славянизмы: «перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли».

Духовная ода «Пророк» является программным произведением в творчестве Пушкина и одним из лучших произведений поэта.

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9,10 класс по плану кратко

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1. История создания. Стихотворение «Пророк» было написано Лермонтовым в 1841 г., т. е. в последний год его жизни. В зрелом периоде творчества поэт все чаще обращался к серьезным философским проблемам. Одной из них была противостояние творца, гения обществу, его одиночество и непонимание. Замысел произведения основан на библейской истории пророка Иеремии. Одновременно стихотворение продолжает тему пушкинского «Пророка».

2. Жанр. «Пророк» - лирическая исповедь, рассуждение о судьбе безусловно правдивого человека, которого в силу своего несовершенства не понимает общество.

3. Основная идея стихотворения - трагическая и печальная история гения, который стоит значительно выше своих современников и из-за этого подвергается преследованиям и насмешкам. «Пророк» а является дальнейшим развитием стихотворения Пушкина. Пророк, получивший от Бога дар четко различать добро и зло, пришел к людям, чтобы поведать им истину. Однако, общество, погрязшее в пороке, не признает и отвергает его. Разочаровавшись в людях, пророк вынужден вести одинокую жизнь в пустыне.

4. Композиция. Стихотворение можно разделить на три составляющих. В первой пророк, получая свой дар, стремится использовать его на благо людей. Но проповеди о любви и правде встречают резкий отпор со стороны толпы. Пророку не верят и осыпают камнями. Он решает покинуть неблагодарное общество. Во второй части описывается счастливая жизнь пророка в одиночестве, где ему «покорна» вся природа, внимающая его речам. Третья часть - продолжающийся конфликт с людьми. Пророк, изредка появляющийся в городе, стремится быстрее его покинуть. Его осыпают насмешками и ставят детям в пример его якобы гордость и печальную судьбу в изгнании.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб, перекрестная рифма.

6. Выразительные средства. Прежде всего, Лермонтов употребляет устаревшие церковнославянские слова и выражения («судия», «каменья», «тварь земная», «град»). Это приближает стихотворение к библейским текстам и усиливает нравственное впечатление. Произведение настраивает читателя на торжественный лад. В остальном стихотворение написано простым доступным языком. Главная метафора - «страницы злоба и порока». Эпитеты лишены особой эмоциональности, они лишь дополняют описание («шумный град», «самолюбивая улыбка», «угрюм», «бледен»). Основное сравнение пророка с птицами также имеет библейское происхождение.

7. Главная мысль стихотворения заключается в разрабатываемой Лермонтовым теме противостояния поэта и толпы. Если пушкинский пророк собирался идти к людям с надеждой, то Лермонтов уже разочарован и не ждет от общества ничего хорошего. Он знает, что люди неисправимы. Никакие проповеди и увещевания не смогут пробудить в них тягу к добру. Попытка возможна, но она заранее обречена на провал. Не случайно пророка забрасывают камнями «все ближние». Ярко показан мотив одиночества человека, который значительно выделяется среди общества. Таким помнил Лермонтов Пушкина и таким же представлял себя среди современников.

Стихотворение «Пророк» Пушкин посвятил своим друзьям-декабристам, жестоко наказанным правительством. Произведение было написано в 1826 году сразу после трагических событий, последовавших после Тогда многие друзья и хорошие знакомые поэта были расстреляны или сосланы в ссылку. Стихотворение стало своеобразным ответом власти, но только зашифрованным, поскольку сам Пушкин не мог открыто выражать симпатию повстанцам, да и ему этого не позволили бы.

Стихотворение Лермонтова «Пророк», написанное в 1841 году, поднимает проблему отвергнутого и непонятого толпой поэта. Герой не может найти себе пристанища среди людей, он везде гоним, поэтому единственным местом, где он может обрести покой, является пустыня. У Пушкина задумка немного иная, он использует привычный для себя образ уставшего путника, встречающегося и в других его произведениях, и соединяет его с библейской легендой о пророке. Эта книга гласит, что ангел спустился с небес и очистил от грехов самого Исайю, возложив на него миссию - исправлять и наставлять на путь истинный других людей.

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина позволяет понять, что лирический герой не чувствует себя обделенным или оскверненным творящимся вокруг беззаконием, но в то же время ему невыносимо больно смотреть на произвол и несправедливость, окружающие его. Именно поэтому Бог решает его сделать избранным, пророком, который бы наказывал людей, поступающих подло и несправедливо.

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» позволяет увидеть преображение уставшего путника. В самом начале истории он еле живой, с трудом перемещается по пустыне в полном одиночестве. Затем, спасая от верной гибели, к нему приходит Божий посланник убирает из путника все человеческое, наделяя его особыми способностями все видеть, слышать, чувствовать и говорить мудрые и правильные речи. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» показывает, что такие мучения не могли пройти бесследно для простого смертного, поэтому после преображения он остался лежать в пустыне, словно труп.

Произведение заканчивается тем, что к путнику обращается сам Бог с требованием подняться и идти по земле, чтобы своим словом обжигать сердца людей. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» позволяет понять, что произведение имеет две главные темы: сложная миссия, возложенная на пророка, и болезненное преображение простого смертного. Поэт свято верил в то, что придет такое время, и на земле появится человек, который накажет тех, кто творит беззаконие.

В своей работе Александр Сергеевич прибегает к использованию союза «и», дабы показать единство всего происходящего. Чтобы читателю стали понятны его мысли, он прибегает к образам. Также в этом творении прослеживается много шипящих звуков, которые показывают всю боль и страдания автора. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» показывает, что поэт не особо заботился рифмовкой, его волновал сам смысл произведения.

«Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.

Главная тема стиха – это тема поэта и поэзии, тема высокого назначения поэта. Жанр поэтической работы – легенда. В основе стихотворения лежит аллегория: поэт – пророк.

В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкина говорится о качествах, свойствах, которыми должен обладать поэт в сравнении с обычным человеком, чтобы полностью оправдать высокое назначение поэта. Если в других поэтических работах, говоря о миссии поэзии и поэта, Александр Сергеевич использует аллегорически образы античной мифологии (Аполлон, Парнас…), то здесь он обращается к библейской мифологии. В этом произведении: не поэт, а пророк, не Аполлон, а бог, не муза, а шестикрылый серафим (то есть ангел). Посланник бога, серафим, преобразует природу человека, чтобы сделать из него поэта (пророка). И открываются у человека глаза («зеницы») – он способен всё видеть и понимать, глядеть на солнце, подобно орлу. Он способен узреть, как в небе летают ангелы, и растёт трава. Всё это чуткое и мудрое понимание и осознание реальной действительности невозможно передать обычной речью – «и празднословной и лукавой». И серафим вручает поэту вместо языка жало мудрой змеи; а вместо обыкновенного «трепетного сердца» он вкладывает ему в грудь «уголь, пылающий огнём».

Ведь только в изменённом состоянии, на накале чувств поэт готов творить, способен создавать высокие произведения. Но дело не только в полном преображении. Должна быть цель, высокая цель, во имя чего творит поэт, которая придаст смысл работе, и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит; и верно видит, слышит, чувствует, и умеет передать словом. Такая «цель» обозначена, как «бога глас», обращенный к «пророку» и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.

Этот образ пушкинского поэта-пророка восходит к поэтике декабристов. Безусловна и связь между состоянием Пушкина, горестно пережившего в Михайловском весть о казни своих друзей и товарищей, и его работой «Пророк». Ведь это стихотворение увидело свет осенью 1826 года, после безжалостной расправы над декабристами.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» и сравнивая его с другими поэтическими декларациями, можно сказать, что это творение автора крайне принципиально, так как в нём Пушкин отстаивает ведущую роль искусства. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.

Быть настоящим поэтом – это значит нести людям подлинную, верную, неприкрашенную правду жизни, откликаться на злобу дня, понимать, что происходит в жизни и что тревожит людей. Поэт-пророк – выше обыденного.

Какие средства поэтической выразительности использует автор? Метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»; эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим»; сравнения – «как сон», «как труп в пустыне я лежал», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»; старославянизмы – «зеницы», «персты», «внял».

Образ пророка связан и с господством библейского стиля в стихотворении «Пророк»: «божественный глагол», «шестикрылый серафим», «персты легкие» и т.д. Такого обилия церковнославянизмов мы не обнаруживаем ни в одном из стихотворений Пушкина. В этой поэтической работе главенствует не только библейская образность и лексика, но и торжественно-суровая интонация речей пророка, а также небогатый библейский синтаксис малых предложений. Список признаков и свойств ясновидения пророка построен по принципу нагнетания интонации в предложениях, он гипнотизирует господством лаконичных фраз. Анафорическое библейское построение периода с помощью союза «и» вносит эмоциональную напряженность. Анафоры: строки начинаются с союза «И» 16 раз. Стихотворение написано четыхстопным ямбом без деления на строфы.

В «Пророке» передана языковая система Библии. Есть «библеизмы», использующиеся в русской поэзии со времен Ломоносова и Державина.

Проводя анализ стихотворения «Пророк», мы понимаем, что по своему построению – это монолог, ему присущ торжественный ораторский стиль.

Среди лирических произведений Пушкина «Пророк» занимает особое место. В непростых условиях гнетущей и мстительной реакции он подтверждал правоту взглядов казненных, провозглашал верность идеалам декабристов.

«Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина . Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.

Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя. Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.

Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды , поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.

«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной» . Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог. Ясно, что это символ выбора , к которому подошел герой.

Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.

Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения. Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный» , «лукавый» и «грешный» язык. Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи» .

Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца. Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем» . После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп» , которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.

В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это:

  • многочисленные метафоры «неба содроганье» , «глаголом жги» ;
  • эпитеты «жало мудрыя змеи» , «язык празднословный» , «духовная жажда» ;
  • сравнения «как сон» , «как труп» , «как у испуганной орлицы» .

Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний . Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и». Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.

Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.

Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей» . В этом его подлинное призвание.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!