Анализ работы логопедического пункта в школе. Анализ деятельности логопеда в дошкольном учреждении

Анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2014– 2015 учебный год

ЦЕЛЬ

Основными задачами являются:

I. Диагностическая работа.

IV. Экспертная работа.

I. Диагностическая работа

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Уточняются списки детей, предварительно укомплектованных в мае предыдущего учебного года из числа воспитанников от 5 до 6 и от 6 до 7 лет.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели сентября проводится предварительное обследование устной речи воспитанников с 5 лет.

В течение второй недели сентября проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 14 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

На основании заседания ПМПк от 12.09.2014 и заявления родителей в 2014- 2015 учебном году были зачислены на логопункт 28 детей.

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено на логопункт 28 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 2 человека;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 20 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 5 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 0 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 4 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 9 человек.

Оставлены для дальнейшего обучения:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 3 человека

Фонетическое недоразвитие речи - 2 человека

индивидуальных – 107.

По программе было запланировано 68 коррекционно - образовательных занятий в I и во II группах. В I группе программу выполнила в полном объёме.

Из них 83.5% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 16.5%.

Во II группе программу выполнила в полном объёме. Из них 67.6% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 32.4%.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 22 занятий.

III период – март, апрель, май – 22 занятий.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 5 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 172 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для городского ПМПК (Деревицкой Т., Деревицкой О., Деревицкой Д., Сайфуллиной А., Багаутдинову А.).

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет;

Оформила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Правила занятий ребенка дома»;

Прошла курсу повышения квалификации «Реализация принципов государственно-

общественного управления образованием в условиях введения федерального

государственного стандарта дошкольного образования с 10.11.2014 по 21.11.2014;

Прошла курсы «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в

соответствии с ФГОС ДО» с 20.05.2015 по 23.05.2015;

Провела открытое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ц» 10.04.2015.

Все задачи, которые были поставлены на 2014 – 2015 учебный год выполнены в полном объёме.

МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка»

Предварительный просмотр:

Анализ работы

за 2015– 2016 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

I. Диагностическая работа.

II. Консультировано – просветительская работа.

III. Коррекционно- развивающая работа.

IV. Экспертная работа.

V. Организационно – методическая работа.

  1. Диагностическая работа

Первые две недели июня (с 1 по 14) отводится для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом пункте в новом учебном году.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из подготовительных групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия в логопедическом пункте проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи , самостоятельной речи.

В январе было проведено коллегиальное обследование детей 4-5 лет.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2015 №115 О и заявления родителей в 2015- 2016 учебном году были зачислены в логопункт 30 детей.

Сведения о движении

Группа

Классификация речевых нарушений

ОНР

ФФНР

ФНР

Заикание

Итого

Зачислены

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Выпущено

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Оставлено

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено в логопункт 30 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человека;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 16 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 8 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 0 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 6 человек.

II. Консультировано – просветительская работа

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя – логопеда с воспитателями и родителями. Практика показывает, что родители, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

Выступление на родительском собрании:

27.10.2016г. в группе общеразвивающей направленности 6-7 А.

Всего было проведено консультаций:

индивидуальных – 40;

Выступление на ППк «Итоги коррекционной работы за 2015-2016 учебный год».

III. Коррекционно - развивающая работа

По программе было запланировано 76 ч. Программа выполнена в полном объёме.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 26 занятий.

II период – декабрь, январь, февраль – 24 занятий.

III период – март, апрель, май – 26 занятий.

Количество коррекционно – образовательной деятельности, реализующих коррекционно-развивающие задачи, соответствует периоду обучения. Задачи коррекционной работы, определяются с опорой на возрастные, речевые, индивидуально-личностные особенности дошкольников-логопатов.

Индивидуальные занятия проводились 2 - 3 раз в неделю в зависимости от тяжести нарушения речи.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 8 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 117 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для территориального ПМПК (Косоногова К., Мамедов О., Ахтямова Н., Зайцев Н., Десятов А.).

V. Организационно – методическая работа

В течение учебного года посещали городские методические объединения учителей – логопедов, методические учёбы, совещания, педсоветы.

Систематически повышаем свою профессиональную квалификацию:

Постоянно изучаю статьи журналов «Дефектология», «Логопед»;

Пополняю личную библиотеку специальной литературой, которую применяю в своей работе с детьми.

Анализ и планирование деятельности;

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет на 2015-2016

учебный год;

Разработала программы для дополнительных образовательных услуг «Звуковичок»,

«Кроха»;

Дополнила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Значение артикуляционной гимнастики»;

Прошла курс повышения квалификации по теме «Построение партнерских

взаимоотношений между семьей и педагогами: реализация ФГОС дошкольного образования»

с 11.05. по 25.05.2016 г;

Личные достижения:

27.04.2015 участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации»;

30.04.2016 1 место за Всероссийский педагогический конкурс «Тут как тут: Развивающая среда в ДОО»;

Май 2016 участие в III Международном творческом конкурсе «Мир одаренности»;

3.05.2016 3 место во Всероссийском конкурсе «Твори!Участвуй! Побеждай!» «Мое лучшее занятие»;

4.05.2016 1 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

4.05.2016 2 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

06.05.2016 участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация»;

10.05.2016 2 место во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация».

Все задачи, которые были поставлены на 2015 – 2016 учебный год выполнены в полном объёме.

В следующем учебном году планируем продолжить работу по всем перечисленным направлениям.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

Предварительный просмотр:

Промежуточный анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2016– 2017 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Обследование устной речи проводится в три этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из средних групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в группе компенсирующей направленности в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2016 №164 О и заявления родителей в 2016- 2017 учебном году были зачислены в группу компенсирующей направленности 14 детей.

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено 14 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи I уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 10 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 1 человек;

Промежуточное обследование:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 7 человек;

Общее недоразвитие речи IV уровня - 3 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 1 человека.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

учителя-логопеда

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

C ЗПР, общее недоразвитие речи - 1 чел.

С общим недоразвитием речи 3 уровня - 12 чел.

С общим недоразвитием речи 4 уровня - 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

С хорошей речью (100%) - 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень (норма) – 38%

Низкий уровень - 62%

Состояние словаря:

Высокий уровень (норма) – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень- 50%

Готовность к обучению грамоте:

Высокий уровень- 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние связной речи:

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Выше среднего уровня - 50%

Низкий уровень - 50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень 50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня- 50%

Средний уровень – 50%

Состояние словаря:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень – 50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня - 25%

Средний уровень - 50%

Низкий уровень – 2 5%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

    создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

    развитие речеслухового внимания;

    развитие фонематического слуха;

    подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

    развитие слоговой структуры слова;

    расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

    развитие грамматического строя речи;

    развитие фразовой и связной речи;

    развитие коммуникативных умений и навыков;

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

Консультации:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР»;

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

Собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикумы:

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

Состояние речевого развития ребенка;

Приемы автоматизации звука в речи;

Приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Профилактическая работа

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от.05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

В ПМП консилиумах ДОУ;

В работе ГМО;

Распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0 ); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

Через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

Курсы повышения квалификации;

В вебинарах, мастер-классах;

Через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

Подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Приложение1

Состояние речи детей МБДОУ ДС №13 «Родничок», выпущенных в школу и получивших логопедическую помощь, на май 2017 года

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Заключение ГПМПК на 2014-2015 учебный год (начало кор. курса)

Итог логопедической работы на май 2015 года

Примеча-ние

Приложение 2

Список детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, посещающих

МБДОУ ДС №13 «Родничок»,

имеющих нарушения в звукопроизношении на май 2016 г.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Примечание

Приложение 3

Состав группы компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ГПМПК

МБОУ « Краснотуранская НОШ им. В.К.Фуги»

Анализ работы учителя- логопеда

за 2015- 2016 учебный год.

В соответствии с утверждённым положением, основной контингент школьного логопункта составляют учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению или же ведут к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а в некоторых случаях и по другим предметам.

В течение года вся работа велась по направлениям:

  • диагностика (обследование, дифференциальная диагностика речевых нарушений);
  • коррекция нарушений устной речи у учащихся 1- 4 классов;
  • предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2- 4 классов;
  • коррекция чтения и письма, у детей с системным недоразвитием речи;
  • разработка рабочих программ, тематических планов, индивидуальных программ развития (с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка);
  • ведение необходимой рабочей документации по обследованию речи учащихся, занимающихся в школьном логопункте;
  • подготовка результатов диагностики к ПМПк, ПМПК;
  • консультативная работа по вопросам;
  • совместная работа с педагогами школы по выполнению рекомендаций, данных учащимся территориальной ПМПК;
  • методическая работа (участие в работе РМО учителей- логопедов, ШМО, ПМПк, родительский клуб);
  • повышение профессиональной компетенции.

В соответствии с методическим письмом от 14.12.2000 года МОРФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения работу свою начала с обследования учащихся первых классов.

Провела специальное углубленное обследование 92 учащихся школы с целью выявления речевых нарушений, препятствующих их успешному обучению. Логопедическая диагностика показала, что учащиеся имеют не только речевые, но и коммуникативные расстройства.

На начало учебного года 16 учеников из первых классов, 11 учеников из вторых классов, 9 учащихся 3 классов, 8 учащихся 4 классов, 6 ребят, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для детей с задержкой психического развития, умственной отсталости лёгкой степени, были зачислены на логопедические занятия (в течение учебного года количественный состав изменялся).

В силу речевого дефекта одни испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, у других речевые нарушения могут привести в последующем к проявлению в письменных работах специфических (дисграфических) ошибок. Было скомплектовала 8 подгрупп, по 2-4 ученика. В течение учебного года логопедическую помощь получили 53 учащихся школы.

В подгруппах учащихся с нарушениями письма занятия были направлены на формирование навыков языкового анализа и синтеза (развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы).

Структура занятий строилась по определенному алгоритму. После этапа «приветствия», выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. На каждом занятии уделяла внимание развитию сукцессивных функций, т.к. они являются составной частью базы для формирования письменной речи и чтения. Учащиеся затрудняются выполнять такие задания, как воспроизведение временной последовательности (слова, цифры), неспособны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, части суток).

Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

В процессе занятий проводились упражнения для мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных мышц.

В работе по формированию слогового и звукобуквенного анализа учащиеся моделировали звуковую оболочку слов, предложений, используя цветные фишки красного, синего и зеленого цвета. Далее эта операция переводилась в тетрадь. Учащиеся делали записи в тетрадях ручками синего, зелёного, красного и черного цвета, то есть логопедическая работа по устранению ошибок в письменной речи строилась на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.

В процессе логопедических занятий приходилось решать одновременно несколько коррекционных задач:

  • устранение недочётов речевого развития;
  • восполнение пробелов в формировании предпосылок к изучению грамматической темы;
  • упорядочение учебной работы.

У 84% учащихся, посещающих логопедические занятия, отмечается значительная динамика в усвоении отграничения речевых единиц в правильном структурном построении предложения, в умении пользоваться грамматическими связями слов в предложении: согласованием, управлением, в овладении моделями различных синтаксических конструкций простого распространённого предложения.

Для фиксирования коррекционного процесса завела необходимую документацию: журнал учета посещаемости логопедических занятий, составила годовой план работы, перспективные планы для индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися; индивидуальные программы развития на учащихся с особыми возможностями здоровья; разработала новые логопедические карты:

  • для диагностики речевых нарушений у учащихся 3 класса;
  • для диагностики речевых нарушений, осложненных дизартрическим компонентом, для учащихся 3 классов;
  • по выявлению коммуникативных возможностей и потенциала в развитии учащихся со сложной структурой дефекта по речевым пробам Е.А. Стребелевой и И.А.Смирновой.

Выступила с сообщениями по результатам обследования (диагностике) на родительских собраниях в 1 классах; по работе с родителями, имеющими детей с проблемами в речевом развитии, оформила рекомендации и провела консультации.

В дневниках наблюдения за динамикой развития учащихся для учителей школы составила рекомендации по логопедическому сопровождению детей, занимающихся в логопункте и имеющих трудности при усвоении учебного материала по русскому языку. Взаимосвязь с учителями и родителями осуществляла в виде бесед, консультаций, посещение уроков, изучения письменных работ учащихся с последующим их обсуждением.

Сделала фотоснимки фрагментов своих занятий по развитию речи: с использованием мелового рисунка, пальчиковой гимнастики и другие. Изготовила дидактический, раздаточный и занимательный материалы:

«теплые и холодные гласные» буквы по методике Зиновия Гольдина;

«решётки» для упражнений на снятия утомляемости глаз;

оформила стенд в кабинете.

В рамках методической работы на РМО учителей- логопедов познакомилась с организационной и практической стороной деятельности учителей-логопедов других школ, так же выступила с сообщениями по темам: «Качественное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – основа успешности в обучении», «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка», «Интеграция в работе учителя- логопеда со специалистами, с целью обеспечения индивидуального, дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями». Выступила на районном августовском педсовете « Муниципальная стратегия развития образования – условие для изменения содержания образования Краснотуранского района », принимала участие в работе к раевого семинара «Основные направления и перспективы развития современного инклюзивного образования: региональный компонент» , на районном семинаре «От интеграции к инклюзии». В рамках родительского клуба приготовила сообщение для родителей «Коррекция речи и мелкой моторики через различные виды деятельности»; на ШМО классных руководителей выступила с сообщением «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Так же на школьном ПМПк выступила по теме «Результаты эффективности коррекционно – развивающей работы с учащимися, обучающимися по образовательным программам». В рамках реализации ФГОС презентовала для учителей-логопедов района логопедическое занятие с обучающимися 2 классов по коррекции аграмматической формы дисграфии «Предложение. Перелётные птицы». Стала призёром районного конкурса фотографий «Природы чудные мгновения», «ПроОбразование».

В течение учебного года работала над методической темой

« Использование метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи(3 уровень речевого развития). В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.

Проделанная работа требует определить перспективы

на 2016- 2017 учебный год:

  • продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
  • пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;
  • совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;
  • продолжить работу по пополнению методических разработок на сайте школы «Портфолио учителя-логопеда».

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сайзанак»

с. ХайыраканскийУлуг-Хемскогокожууна

Анализ работы учителя-логопеда

ХууракАйлана Васильевны

на 2015-2016 учебный год

с. Хайыракан

2016 г.

Анализ работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

Мое жизненное кредо:

«Всегда оставаться в поиске, учить и учиться.

Видеть в каждом ребенке только

доброе начало и уметь раскрывать его»

Направлением работы является «Инновационные формы работ над составлением рассказа», с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями речи в 2015-2016 учебном году проводилась в условиях логопедических групп. Работа по коррекции нарушений речи детей в старшей и подготовительной логопедической группе в 2015-2016 учебном году осуществлялась по программе Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной.

В соответствии с поставленной целью, а именно: создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в коррекционно-образовательном процессе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения;

Формировать правильное произношение (воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру слова и фонематическое восприятие);

Организовать логопедическое обследование детей, выявить среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

В соответствии с целью и учетом учебного плана учителя-логопеда осуществлялась по следующим направлениям:

Диагностическое;

Консультативно-профилактическое;

Коррекционно-развивающее;

Методическое

Целью направлений является: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Диагностическое направление:

В период с 1 по 15 сентября 2015 года проведено логопедическое обследование детей и подготовительной группы и составлена программа коррекционной работы на год. С целью, выявления детей, нуждающихся в профилактической помощи учителя-логопеда. Во время обследования рассмотрели общее звучание речи, разговорную речь, состояние артикуляционного аппарата, слух, общую речевую моторику, слуховое внимание, память, фонематический слух, звуковой анализ, общее развитие речи, составление разрезных картинок, обобщающие понятия, подбор слов – антонимов, грамматический строй речи, словообразование, слоговая структура слов, составление рассказа, пересказа, звукопроизношения. Всего обследовано 27 детей. Из 27 обследованных детей по результатам логопедического обследования выявлены 16 детей с нарушениями речи в звукопроизношениях. Заключение учителя-логопеда по результатам логопедического обследования обсуждено на заседании ПМП консилиума ДОУ, и намечены пути дальнейшей работы с детьми, нуждающимися в логопедической поддержке. На основании результатов логопедического обследования компонентов речи для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • Фонетический дефект – 3 ребенка;
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 8;
  • Общее недоразвитие речи – 5.

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей было решено проводить с детьми индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Консультативно-профилактическое направление: одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. По результатам логопедического обследования было выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Сделаны папки-передвижки, где отражались консультации родителям – «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду», «Для чего нужны занятия с логопедом?», «Общие движения» (кинезитерапия), «Развитие мелкой моторики», «Портфель в дорогу – что делать летом тем, кто уходит в школу?».

Проводимая коррекционная работа дает положительные результаты. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Коррекционно-развивающее направление осуществлялось в виде индивидуальных, и фронтальных занятий. Велось перспективное, календарное планирование занятий, а также индивидуальные занятия с каждым ребенком.Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводились 2-3 раза в неделю по 15 мин. На индивидуальных занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация, дифференциация звуков. Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания, психических процессов, проговаривание чистоговорок, скороговорок, дидактических и логопедических игр, упражнения на развитие фонематического восприятия слуха и мелкой моторики, используемые технологии – психогимнастика, прием релаксации «Минута шалости», «Минута тишины». Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт , в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 уч.год.Групповые занятия по лексическим темам проводятся 2 раза в неделю по технологиям Н.В. Нищевой «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей речевой группе детского сада для детей с ОНР», и Н.В. Рыжовой «Логопедические занятия с детьми» с продолжительностью 30-35 мин, дыхательные упражнения по Стрельниковой, пальчиковые гимнастики по Крупенчук.

Положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в коррекционной работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а также привлечение к коррекционной работе воспитателей речевой группы и тесное сотрудничество с педагогом-психологом - совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей.Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт, в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Также применялся вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются занятия по заданию логопеда. Работа велась в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества.

В результате коррекционно-развивающей работы исправления звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи, грамматического строя речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики достигнуто хорошие результаты в речи детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания.

Были проведёны логопедическиемониторинги – в ноябре и итоговый в апреле, с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка.

Итоговая диагностика в конце учебного года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

На 2-ое полугодие 2014-2015 у.г.

По результатам мониторинга выявлены 38% - высокий уровень, 50% - на среднем уровне, 12% - % на низком уровне. Мониторинг проведен по следующим параметрам: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, связная речь, словарный запас, артикуляционная и мелкая моторики.

Всего дети с нарушениями речи – 16, из них

88% - на хорошем уровне, по всем параметрам развиты на достаточном уровне, т.е. состояние звукопроизношения в результате коррекционного воздействия с использованием различных методов, приемов улучшился, словарный запас соответствует возрастной норме и достаточно развит. Дети сами составляют мини-рассказы по картинкам, мелкая моторика рук в норме, в потоке речи у них иногда заметны искажения и смешения звуков, но сами замечают ошибки и исправляют сами.

12% - низкий уровень. На этом уровне остается 1 ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Звукопроизношения нарушенных звуков остаются нарушенными, заметны в речи смешения, искажения и замены звуков, т.е. в потоке речи звуки теряются, речь становится непонятной.

Из всего 12 детей, остаются 4 детей на второй курс: это дети из старшей группы – ЧамзырынАйрат, СундуйНомина, Бай-Кара Ангелина, ДулушСуге-Маадыр.

Графический анализ мониторинга по коррекционно-логопедической работы на 2-е полугодие 2014 – 2015 у.г.

полугодие

полугодие

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Логопедия

Итого

Результаты коррекционной работы на 2015– 2016у.г.

Показатели

Количество детей за учебный год

Число

Общее количество

100%

ОНР

ФФНР

ФНР

Выпускаемые

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без улучшения

В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте

В речевую школу

Остались на второй курс

Выбыли в течение года

В ноябре 2015 года участвовали в кожуунном конкурсе стихов среди детей дошкольного возрасте, участвовали дети из речевой группы – Аракчаа Найдан, Тюлюш Намчал в результате заняли первые места по возрастным категориям.

В результате совместной работы учителя-логопеда с воспитателями речевой группы, дети стали хорошо выговаривать все звуки.

Методическое направление

В октябре месяце показала презентацию из опыта работы в Республиканском семинаре по теме «Инновационные формы работ над составлением рассказа» и в апреле месяце выступала с докладом по теме «Использование ИКТ на занятиях логопедии» на Республиканском научно-практическом конференции «Бичелдеевские чтения», была награждена грамотой в номинации «За творческий подход в работе»

В декабре принимала участие на кожунном конкурсе «Лучший специалист года » и заняла 3 место.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу на 2015 – 2016 учебный год, результаты, можно считать, что поставленные задачи в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты: это такие работы, как

Участие в педагогических советах и семинарах внутри ДОУ

Посещение кожуунных методических объединений старших групп и республиканского учителей-логопедов

Проводилась работа по повышению квалификации:повышение в ТГИП, изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию – подбор и сбор материалов по теме, обмен опыта, участие в муниципальных и региональных конкурсах.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования сайт) и обновления своего сайта.


Анализ работы

учителя – логопеда за 2016-2017 учебный год

Цель: создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопеда определены задачи: 1) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; 2)своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии, 3)оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

    Организационному,

    Диагностическому,

    Коррекционно-развивающему,

Для занятий использовались различные кабинеты (отдельного помещения нет), подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования:

    Набор «Логопедки»

    Пособия серии «Уроки логопеда»

    Рабочие материалы «Коррекция дисграфии»

    Христоматия стихов «Шипим, свистим, рычим»

    Диагностический комплект

    Домашние тетради «Учим звуки»

    Комплекты развивающих карточек

Разработаны и реализованы адаптированные программы по логопедии:

    1 класс Поморова Алена (

    3 класс Машукова Карина (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

    7 класс Ермалаев Даниил (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено и утверждено расписание занятий.

С января ведется документация:

1. Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

2. Журнал консультаций.

3. Речевые карты.

4. Журнал логопедических занятий

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной и районной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Составлен перспективный план развития кабинета.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Планируемый объем работы на 2016-2017 учебный год выполнен.

2. В МКОУ Новотроицкая ООШ в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3. На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.

4. Материально-техническая база удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

5. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Учитель – логопед Ляхно С.А. /____________/



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!