Анализ стихотворения фета «бабочка. Афанасий Фет — Бабочка: Стих

Афанасия Афанасьевича Фета - это изображение человека и природы в их тесной взаимосвязи, упоение автора красотой, что наводит его на философские размышления. Наделяя предметы окружающего мира признаками, свойственными человеку, он одушевляет все вокруг.

Стихотворение "Бабочка" напоминает лишь часть диалога, в котором все вопросы лирического героя скрыты, а представленная часть разговора - это ответ крылатого насекомого. Несколько фраз очаровательной героини раскрывают ее внешний облик, на который поневоле устремляются взгляды окружающих. "Воздушное очертание" дает ощущение легкости ее полета. Будто сотканные из тысячи разноцветных частиц крылья бабочки напоминают мягкий бархат. В конце стихотворения при помощи слова "сверкнув" подчеркивается ее яркий образ, привлекая внимание игрой радужных переливов на симметричных крыльях. Отсутствие подробного описания не лишает ее привлекательности. Этого становится достаточно, чтобы получить полное представление о героине произведения.

Обладательницу яркой внешности автор наделяет живой речью, чтобы более точно передать ощущение умиротворения, мечтательности, чувство беззаботности, отсутствие суеты, которые она принесла с собой. С другой стороны, бабочка внесла восторг, настроение бодрости благодаря своим движениям, будто ворвалась долгожданная весна, сметая на пути серые, холодные будни. С собой она приносит гармонию и красоту, скрашивая повседневные дни яркими красками. Проделав недолгий путь к цветку, с легкостью приземляется на него, чтобы отдохнуть, удивить своим очарованием и вновь упорхнуть. Ее недолгое пребывание наталкивает на мысль о существовании в мире коротких, но бесценных моментов, которые нужно помнить и беречь.

Порхание крыльев бабочки легко представляется благодаря чередованию длинных (нечетных) и коротких (четных) строк стихотворения. В эти моменты она восхищает великолепием, завораживает невесомостью, радует грацией. Существование ее сводится к недлительной демонстрации изящного тела. Но такое хрупкое создание олицетворяет энергию, которая живет внутри человека.

Повторы звуков Ш, Ж в словах стихотворения, которые участвуют в создании образа, помогают представить едва уловимые звуки крыльев. Желание улететь поскорее содержит и философские размышления поэта о быстротечности жизни, о том, что все меняется, нет постоянства.

Гармоничное сочетание темы красоты, единства природы и человека в стихотворении А. Фета вносит восхитительный образ бабочки, которая, создавая атмосферу умиротворения, напоминает и о быстротечности жизни.

4 класс кратко

Картинка к стихотворению Бабочка

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гиппиус Любовь одна

    Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в семье служащего, они постоянно переезжали, поэтому у них не было постоянного жилья. Когда отец умер от туберкулеза, они вынуждены были переехать в Крым, ведь у Зинаиды тоже оказался туберкулез.

  • Анализ стихотворения Некрасова Утро

    «Последние песни» - самый мрачный и самый жуткий поэтический цикл, написанный Некрасовым. Он был создан великим поэтом перед смертью, и можно сказать, что в последние дни ему жилось несладно. Некрасов был презираем при жизни,

  • Анализ стихотворения Брюсова Кинжал

    После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских

  • Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс

    Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером

  • Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

    Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА». 5 КЛАСС

Кто из нас в детстве не ловил бабочек или не любовался их весёлым порханием на залитом
солнцем лугу?!. Вместе с бабочками приходило долгожданное и яркое лето, а с ним и каникулы … и вообще бабочки ассоциировались с теплом, красотой, беззаботностью. Поэтому обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.

Начинаем урок вопросом:

Понравилось ли вам стихотворение? От чьего лица оно написано?
Стихотворение нравится детям своей мелодичностью, языком. «Красиво написано» —
говорят они. А написано оно от лица бабочки.
К кому оно обращено? (К человеку, который остановился перед бабочкой.)
Что же заставило его остановиться, замереть перед бабочкой? (Её красота и изящество.)
Давайте попробуем описать эту бабочку.
Но сначала найдём в стихотворении те строчки, в которых она сама себя описывает.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Какие слова и выражения рисуют бабочку?
(«Воздушное очертанье», «бархат … с живым миганьем»).
Почему наряд бабочки назван бархатом?
(Крылья бабочки покрыты ворсинками, которые напоминают бархат.)
А что подразумевается под «живым миганьем»? (Бабочка трепещет крылышками, и узор на них переливается под лучами солнца, «мигает», постоянно меняясь.)
Что заставляет человека любоваться «воздушным очертаньем» бабочки? (Она лёгкая,
подвижная, её порхание в воздухе и над цветком напоминает танец, и это делает её милой и привлекательной.] Какие ещё строчки помогают увидеть красоту бабочки?
Она готова, «сверкнув», раскинуть крылья и улететь. Слово сверкнув помогает почувствовать и красоту героини, и её непостоянство и лёгкость.
Как вы думаете, почему в стихотворении нет подробного описания бабочки, а есть только отдельные детали её «портрета»?
Наверно, потому, что видит её поэт всего несколько секунд и успевает заметить только
«воздушное очертанье» и «живое миганье» бархата крыльев. И всё-таки мы видим эту бабочку. Попытаемся её описать: ведь у нас есть выразительные детали её «портрета». Она нарядная, красивая. У неё большие резные крылья с острыми концами, узор на крыльях яркий: он напоминает завитки, опушённые чёрными и белыми ворсинками. На каждой стороне крыла он свой. У бабочки длинные усики, пушистое тёмное брюшко.

Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Сравните длину первой и третьей строчек в строфе. (Первая и третья строчки длинные, вторая и четвёртая короткие.)
Как вы думаете, для чего поэт использует чередование длинных и коротких строк?
(Мы будто видим, как складываются и раскрываются крылья бабочки, чувствуем, как она дышит.)

Стихотворение Фета представляет собой как бы неполный диалог: мы слышим ответ бабочки человеку, но не слышим его вопросов к ней. Давайте пофантазируем и попробуем восстановить недостающую часть диалога. Что мог говорить поэт бабочке, о чём спрашивать её? В этом нам помогут слова самой бабочки.
Перечитаем первую строфу. Что же говорил человек бабочке, судя по её ответу?
Видимо, он восхищался её красотой, говорил о лёгкости её полёта. Попробуем придумать поэтические строчки в духе стихотворения Фета. Наряду с простейшими предложениями «Как ты красива», «Никогда не видел такой красоты» дети придумывают и такое: «Красавица в чудесном одеянье, как хороша», «Прекрасным бархатом одета — ты так мила!».

«Бабочка» Афанасий Фет

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.

Анализ стихотворения Фета «Бабочка»

Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и чистотой. Действительно, до определенного момента Афанасий Фет видел мир под особым углом зрения, обращая внимание на каждую мелочь и восхищаясь такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава. Именно к этому периоду творчества относится его стихотворение «Бабочка», которое по праву считается одной из наиболее запоминающихся и удачных зарисовок с натуры.

Правда, следует отметить, что Фет, как и многие его предшественники, очень часто наделял окружающие предметы и явления чертами человеческого характера. Героиня его произведения – обычная бабочка. Однако по стечению обстоятельств она ведет с поэтом диалог и отвечает на вопросы, которые так и не были озвучены.

«Ты прав. — Одним воздушным очертаньем я так мила», — утверждает бабочка и при этом признается, что все ее очарование скрывается в двух хрупких крылышках, бархатных и удивительно нежных. При помощи нескольких изящных штрихов воссоздав образ восхитительной бабочки, автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что это неземное существо своей красотой напоминает женщин. Однако это сравнение было бы неполным без дополнительных аргументов, и поэт с легкостью приводит их, утверждая, что жизнь бабочки, как и светской львицы, полна новых впечатлений и развлечений.

«Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?», — эти слова, приписанные бабочке, с равным успехом могли произнести и юная девушка, которую постигли первые жизненные разочарования, и записная кокетка, флиртующая на балу с очередным поклонником. Действительно, внутренний мир женщины весьма переменчив и непредсказуем, что отражается и на ее поступках. Поэтому неудивительно, что Фет видит отчетливую взаимосвязь между двумя этими существами. Практически каждая представительница слабого пола время от времени задается вопросом: «На долго ли без цели, без усилья, дышать хочу?». То есть, жизнь женщин, по мнению автора, также пуста и необременительна, как и существование бабочки. Но при этом поэт отдает должное тому, что именно женщины являются украшением любого общества, так же, как и бабочки придают цветку особую изысканность и романтичность. Но все меняется, и пройдет совсем немого времени, как женское непостоянство даст о себе знать: «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».

Читать стих «Бабочка» Фета Афанасия Афанасьевича довольно любопытно. Безусловно, название стихотворения, написанного в 1884 году, точно указывает на центральный образ, созданный автором. Но в этой лирике бабочка у Фета не просто прекрасное насекомое, предназначенное для любования. Она его оригинальная собеседница.

Произведение написано от имени самой бабочки. Она словно ведёт диалог с незримым наблюдателем, озвучивая его вопросы и сразу отвечая на них. Из такой уникальной беседы читатели легко узнают интересные сведения о бабочке. Насекомое признаётся, что способно очаровывать окружающих своим милым видом. А секрет героини таится в воздушности и бархатистости её крыльев, мерцающих из-за постоянных взмахов. Бабочка просит не спрашивать её об истории появления и дальнейшем пути. Героиня порхает с цветка на цветок и этим «дышит». В стихотворении не прослеживается острого осуждения лёгкой жизни насекомого. Поэт принимает как должное отсутствие у бабочки определённой цели. Ведь её существование так скоротечно, как быстрый взмах сверкающих крылышек.

Для урока литературы в 4-5 классе текст стихотворения Фета «Бабочка» полностью можно скачать или учить онлайн на нашем сайте.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!