Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина. «О красном вечере задумалась дорога…», анализ стихотворения Есенина

«О красном вечере задумалась дорога...» Есенина С.А.

С.А. Есенин — признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении « », где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.

В творчестве новокрестьянских поэтов (кроме С.А. Есенина, к этому поэтическому течению относят также Н. Клюева, С. Клычкова и ряд других авторов) изба предстает особым и, пожалуй, самым главным символом крестьянского жизненного уклада. Существует даже понятие «избяной космос», в котором с образом избы связано значение центра мироздания. Издревле в жизни деревенского человека изба занимала основополагающее место, вокруг которого и вращались все остальные жизненные ценности.

В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: «Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины». В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни — образ хлеба, так как слово «мякиш» ассоциативно связано именно с ним. Создается впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.

Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С.А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему — тему ухода человека в мир иной («Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы»). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь «каждый в мире странник» (как напишет С.А. Есенин через восемь лет в стихотворении «Отговорила роща золотая... (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).

Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение «красный», помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение — «красивый».

С.А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством («красный вечер», «синь стекла», «желтоволосый отрок», «зола зеленая из розовой печи», «золото травы» и, наконец, «дорога белая»). Поэт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.

Туман, холод, «пахучий мякиш тишины» — все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.

При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует «пахучий мякиш тишины», холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее — печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.

Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть «галочью игру».

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации («Сквозь синь стекла...» (с), «Зола зеленая из розовой печи...» (з)) и ассонансы («Кусты рябин туманней глубины..» (у)).

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА

…Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со счастьем.

К. Паустовский

Николай Михайлович Ромадин (род. в 1903 г.) - действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии.

Чтобы природу полюбить, ее надо заметить.

Но чтобы передать эту любовь на полотне, мало зоркости глаза и дара живописца - необходимо еще особое состояние души, вызывающее ответное чувство: ощущение травинки, дерева, реки, облаков…

Вот стоит у самой воды ольха ("Ольха"). Под порывами ветра и дождей перепутались ее тонкие, почти безлистные, осенние ветви. Бегут к ней по холмистому серо-синему водному простору "барашки", мечется над ней рассерженное небо, а она, такая тонкая, растревоженная, бесстрашная и доверчивая… Как приглянулась художнику? Как выбрал он ее? Или она его выбрала? Может, за то выбрала, что приходил со своим мольбертом и в роскошные солнечные, и в хмурые дни. Может, за то, что смотрит он на природу счастливыми глазами. У каждой поры года для него свой характер и настроение.

"Весна" (цикл "Времена года"). Большие деревья гулко устремляются к розовым лоскутьям облаков в голубеньком небе. Малые сосенки, как ребятишки, бредут по пояс в темном кипящем соке талой воды… Счастливая радость пробуждения!..

"Лето" - полновесное, вечное. Зрелые белые облака и река в расцвете сил и красок приносят ощущение природной густоты, даже сытости, если хотите…

У каждого природного явления замечен художником свой, наиболее характерный, поражающий наше воображение миг. Мы удивляемся невесомости рождающихся облаков ("Облака"). Видим нарисованный дождь и вдруг явственно понимаем - это след особенно яростного удара воды по воздуху - удара, высекающего дождевую искорку.

Кажется, нигде не увидишь столько прекрасных закатов. Час расставания природы с уходящим днем - драматичный, напряженный, волнующий час. Вот падает на дремучий лес последний луч, и выступают из синеватой мглы вольные раскидистые деревья - в красном зареве; а отсветы зарева торжественными складками парчи уходят в глубь озера или реки. Последний взгляд, час последней встречи и неминуемой разлуки, час радостный, жаркий, тревожный - гимн великому лесу, великой природе. И если бы ты вдруг оказался тогда на том берегу, у того далекого костерка, что уже загорелся желтым пятнышком встречь ночи, - то следил бы с замиранием сердца, с возрастающим душевным ликованием за столь интенсивной светомузыкой, а родившееся настроение надолго бы стало обновляющей радостью.

Перед нами земля, которая вспоила и вскормила художника. Земля, любимая навсегда. Исхоженная тропинками, дорожками, дорогами… Для Николая Ромадина дорога - спутница, неотъемлемая часть пейзажа, след человека, его путь к Добру и Красоте.

"О красном вечере задумалась дорога…" И мы действительно видим затихшую, провожающую день дорогу. Над густыми тенями машут "красные крылья заката…".

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманной глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, - ; близок, дорог, священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость вод", "листву золотую", "алый свет зари"… Художник словно открывает истоки поэтического творчества поэта. "Есенин с дедом у костра", "Детство Есенина", "В родных местах Есенина"… Пестрый, богато и мягко изукрашенный лесной ковер; лошади, задумчиво стоящие в реке; дымка тумана - все это ликующее, утешающее, настраивающее на поэтический лад. Одна из последних картин - "Есенинская Русь" - приоткрытый заветный уголок души художника. Так любимое Ромадиным закатное солнце освещает деревенские избы на косогоре, лес, мальчишку на телеге, погоняющего лошадь… Есть в картине очарование загадки, проникновенность простоты и песенность поэзии.

Пабло Пикассо как-то сказал: "Не то важно, что художник делает, а важно, что он собой представляет…"

Картины Ромадина - это не только лирическое повествование о яркой красоте русской природы, но и "автопортрет" художника. Перед нами его настроения, переживания, радости - вся жизнь. Перед нами его трепетная и нежная душа. Побываете на выставке, обязательно остановитесь у "Новолунья": небольшое полотно, а сколько в нем прозрачной чистоты и свежести, какими чарующими видениями возникают в серо-голубоватом мире полузатопленные деревья!.. А в картине "Ночная тоска", где заколдована лунным светом призрачная деревня, угадываешь и иное состояние души художника.

Неоднократно пишет Ромадин распахнутое окно и свечу или лампу на подоконнике. И мы "видим", как он распахнул это окно, как смотрит в зыбкую синеву, где видны туманные очертания деревенских домишек, где пролегают пути-дороги, по которым ему шагать, наедине беседуя с природой. Не минуя ни золотого клена, ни рябины в снегу, ни простой дороги во ржи, ни прозрачного ручья, - потому что все открывается ему. И лесной ручей - простой, неказистый, но такой прозрачный и звенящий - журчит для него как одна из русских мелодий. "Общение с природой, - говорит художник, - просветляет сердце и голову, люди видятся добрее и ближе".

Его картины дарят нам именно это впечатление. Люди видятся добрее и ближе.

Анализ стихотворения С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога...»

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» написано в 1916 году, а впервые было опубликовано в Петербурге в 1-м номере сборника «Скифы» за 1917 год. Для творчества Есенина 1910-1917 годов характерны аналогии между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы быта, явления природы. Для произведений этого периода характерна специфическая образность, связанная с деревенской природой и крестьянским бытом, народным творчеством и древнеславянской мифологией.

Небольшой объем стихотворения позволяет привести его полностью:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору:

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя вздохом тощим, Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисает с губ кивающих коров.

Данное стихотворение - это размышление поэта, его воспоминание, в котором раскрывается душевный мир поэта, созерцающего тихую красоту осеннего вечера в деревне. Доказательством того, что воспоминание здесь играет важную роль, является повторяющееся трижды неопределенное местоимение «кто-то». С ним связан мотив ухода («сгинувшем в ночи») и невозвращения («кому-то пятками не мять по рощам...»). Это один из устойчивых мотивов лирики С. Есенина, так он говорит о себе самом - ушедшем из мира естественного, природного, который связан у него с деревней, сельской жизнью. Тесная связь автора с миром природы подчеркивается тем, что ветер «шепчет» об оторванном от деревни герое, вспоминает о нем. В тексте есть еще один образ, связанный с образом «кого-то» - это образ «желтоволосого отрока», так называет себя поэт в переходный период от детства к юности, скорее всего, все стихотворение - это деревенский мир, увиденный глазами ребенка-отрока, где все кажется необычным, фантастическим (изба - это беззубая старуха, холод крадется, а солома охает, где зола зеленая, а печь розовая). Одушевление всего окружающего - естественная данность детского восприятия: перед нами созерцающий отрок, погруженный в состояние наблюдения над бытом и природой, где все предметы и явления понятны, знакомы и по-матерински ласковы к нему.

Картина жизни, нарисованная автором в стихотворении, достаточно статична: из 101 слова, употребленных здесь, лишь 10 глаголов, причем, по своей семантике - это не глаголы активных действий, они навевают покой и сон: «задумалась», «жует», «шепчет», «охает», «целует» и др.

Стихотворение состоит из 20 строк, объединенных в пять четверостиший. Основной размер этого стихотворения - разностопный амфибрахий, в основном трехстопный, оно написано ямбом с пиррихием. Рифма в первых и третьих строках каждой строфы - мужская, а во-вторых и четвертых - женская. Насыщенность многосложными словами придает стихотворению медлительность, особую задумчивость, напевность, что также работает на авторскую идею - не требующее суеты рассуждение-воспоминание о вечере, осени, жизни...

Выделив основные, опорные слова в каждой строфе, мы можем воссоздать следующую картину: 1) Вечер, 2) Холод и одиночество, 3) Кого-то нет, 4) Вздох, 5) Покой и дрема. Связывая их в единый сюжет получаем: осенним вечером, «ласковым и кротким», когда природа и человек спокойны, в этот мир вторгается воспоминание о ком-то, оно вносит в мир гармонии сожаление «о сгинувшем в ночи», вырывается «тягучий вздох». Но сила природы такова, что она поглощает эту печаль, превращая ее в «покой и дрему».

Обращает на себя внимание тот факт, что чрезвычайно активны здесь цветообозначения, причем можно выделить доминирующие для каждой строфы цвета. Первая строфа - красная и не просто красная, а ярко, огненно-красная (это «красный вечер»: вечер - закат солнца = красный сам по себе + усиленный эпитетом «красный», цветовой эффект здесь в свою очередь усиливается красной рябиной, которая подобно костру пылает на кустах.

Вторая строфа - желтая. Время идет, «красный вечер» угасает, уже «холод крадется мглой», но природа еще не охвачена темными, мрачными красками, она золотисто-желтая: «овсяный двор» как бы наполнен цветом сухой соломы, спелого зерна; «желтоволосый отрок» «лучит глаза», где глагол «лучит» тоже связан с золотистым цветом, цветом солнечного лучика.

Третья строфа - это цвет еще более глубокого заката как бы в его последней, завершающей стадии: свет заходящего солнца уже очень слаб, падая на серый, он удивительно преображает все вокруг: зола становится зеленой, а печь розовой.

В четвертой строфе золотистый цвет еще присутствует («золото травы»), но он уже не «сверкает», а тускнеет рядом со «щербленым листом», появляется сова - ночная птица.

В пятой строфе - кругом мрак, хмурые краски: «все гуще хмарь». Наступает поздний вечер. Темнота настолько густая, что уже ничего не видно. И последнее указание на цвет в этом стихотворении - это последний угасающий отблеск: «дорога белая узорит скользкий ров».

Цветовые эпитеты органично вплетаются в ткань произведения, с помощью цветописи поэт создает пластические зрительные образы, которые, приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую нагрузку. В данном стихотворении 7 цветообозначений: красный, желтый, золото, розовый, синий, зеленый, белый. По количеству - это целый цветовой спектр с различной символикой: традиционно красный - цвет тревоги, крови, опасности, у Есенина становится цветом солнца, дающего жизнь. Здесь возникает ассоциация с древнейшим значением этого слова - красный = красивый. Золотой цвет здесь символизирует увядание («золото травы»), но с дополнительным оттенком, основывающемся на ассоциативной связи - золото = дорогой, бесценный. Поэтому выражение «щербленый лист и золото травы» - это не только тоска и печаль по родной деревне, здесь в подтексте то, насколько это было дорого лирическому герою. Символы заключены и в строке «зола зеленая из розовой печи». Создается образ русской патриархальной деревни, символом которой является печь. Зола, как известно, символ смерти, тлена, праха (см. «Словарь символов»), но в сочетании с необычным цветом «зеленая», который символизирует жизнь, процветание, выражение приобретает иной смысл, который подкрепляется эпитетом «розовый» по отношению к печи (розовый цвет - цвет надежды, мечты). Думается, что в подтексте этой строки - мечта Есенина о возрождении патриархальной России, «Руси уходящей». По-своему «работает» на эту идею и синий цвет - «синь стекла», сквозь которое взирает на мир «желтоволосый отрок». Синий и голубой цвета символизируют у славян чистоту и ясность. В этих строфах закодирован, как нам кажется, следующий смысл: деревенская Россия, «Русь уходящая» - чистое, ясное начало. Поэт тревожится о ее судьбе, печалится о судьбе Родины, мечтает о ее возрождении. Эта мысль подкрепляется и символом дороги, которая композиционно обрамляет текст стихотворения: ею оно начинается и заканчивается. Дорога нас приводит в деревню, к старой избе, но она же и уводит нас в новый мир, как бы соединяя эти два мира. В русской фольклорной традиции дорога - символ судьбы, жизненного пути. И если в начале стиха дорога ассоциируется с красным цветом (волнение, тревога), то в конце она белая (цвет чистоты, невинности), однако образ восприятия осложняется тем, что рядом с белой дорогой проходит «скользкий ров» - грязный, опасный. Здесь также размышление о судьбе Родины в ее переломный момент, тревога за нее, осознание опасности. Поэт представляет Русь (для него это прежде всего деревня) как чистую и белую дорогу, он верит в ее ясную судьбу, несмотря на попытки сил зла ввергнуть ее в пропасть («ров»). Таким образом, сочетания слов с обычным, известным значением дает необычный синтез, не объяснимый простым сложением смысл, который активно строит авторскую идею.

Вернемся теперь к игре цвета в этом стихотворении. С наступлением ночи цвета перестают различаться, на смену им в стихотворении приходит звук. Солнце быстро закатилось, вечер из «красного» превратился в хмарный, темный. Мы на какое-то время стали слепыми, поэтому обострился слух: мы не просто слышим «тягучий вздох», но и различаем в нем ныряющий тощий звон, слышим, как «нежно охает ячменная солома». В последней строфе почти все воспринимается на слух. Мы легко представляем себе картину деревенского вечера, все его приглушенные звуки и шорохи, которые отчетливо слышны в наступившей тишине ночи. Есенин мастерски использует для этого различные повторения согласных звуков (аллитерации), которые орнаментально выделяют и скрепляют важнейшие слова и фразы: [с] Сквозь синь стекла желтоволосый отроку [з] Зола зеленая из розовой нечи; [глухие и шипящие звуки] - Жует пахучий мякиш тишины; И нежно охает ячменная солома и т.д.

Лексический состав стихотворения богат (очень мало слов в тексте повторяется, в основном это оригинальные словоупотребления) и стилистически разнообразен: изобилие нейтральной лексики, окказиональные слова (лучит глаза, узорит дорога), разговорная лексика (изба-старуха, тощий, охает), диалектизмы (повет), книжная лексика (отрок) и т.д. Однако поражает то, что за счет сравнительно простой лексики создается широкая и объемная художественная картина. Достигается это прежде всего благодаря нестандартным сочетаниям слов, метафор: «кусты рябин туманней глубины», изба жует мякиш тишины, зола обнимает трубу, «вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв», дорога узорит, солома охает и т.д. Нестандартные сочетания и позволяют извлекать такой смысл из стихотворения, который гораздо шире суммы смыслов слов, входящих в него.

Основным приемом в стихотворении является метафора - из 19 эпитетов более половины являются метафорическими. По сути дела все стихотворение можно рассмотреть как одну распространенную метафору-текст. С помощью метафор автор делает стихотворение более образным, экспрессивным: холод у него крадется, ветер шепчет, вздох целует и т.д. Это позволяет Есенину создавать цельные, емкие образы. Показательно в этом отношении двустишье:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Этот образ включает в себя зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные ощущения: челюсть порога жует - этот образ зрим, мякиш ассоциируется с мягким на ощупь, но и имеет при себе «обонятельный» эпитет пахучий. Такой способ построения образа не просто делает стихотворение более образным, но и позволяет поэту раскрыть свое душевное состояние во всей ее глубине и сложности.

В этом стихотворении уже есть все, что у позднего Есенина становится традиционным, здесь присутствует дух поэта: присутствуют его традиционные образы (деревня, «желтоволосый отрок», ветер, дорога) и цвета (синь стекла, золото травы, солома = желтый цвет, туманная глубина). Здесь «обкатывается» оборот, ставший хрестоматийно-известным («Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды...», в этом стихотворении его вариант - «...уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы»).

Таким образом, используя различные языковые средства и приемы, поэт не просто создает цельную, зримую картину деревенского вечера с живой и трепетной природой, где все вздыхает, охает, но говорит о своем душевном состоянии, настороении, которое передано как воспоминания «желтоволосого отрока», здесь же звучит тревога за судьбу Руси, вера в ее будущее.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина

Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.

Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.

Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.

Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.

В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное. Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.

С. А. Есенин – признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении “О красном вечере задумалась дорога…” , где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.

В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: “Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины”. В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни – образ хлеба, так как слово “мякиш” ассоциативно связано именно с ним. Создается впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.

Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С. А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему – тему ухода человека в мир иной (“Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи”, “Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы”). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь “каждый в мире странник” (как напишет С. А. Есенин через восемь лет в стихотворении “Отговорила роща золотая… (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).

Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение “красный”, помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение – “красивый”.

С. А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством (“красный вечер”, “синь стекла”, “желтоволосый отрок”, “зола зеленая из розовой печи”, “золото травы” и, наконец, “дорога белая”). Поэт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.

Туман, холод, “пахучий мякиш тишины” – все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.

При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует “пахучий мякиш тишины”, холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее – печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.

Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть “галочью игру”.

Стихотворение “О красном вечере задумалась дорога…” имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации (“Сквозь синь стекла…” (с), “Зола зеленая из розовой печи…” (з)) и ассонансы (“Кусты рябин туманней глубины..” (у)).

(No Ratings Yet)

  1. С. А. ЕСЕНИН * * * О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к...
  2. Как цветовая палитра стихотворения “О красном вечере задумалась дорога…” перекликается с колористикой есенинского творчества? Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что “цветная Русь” С. А. Есенина разнообразна, она включает...
  3. “ПОЭТ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ” (по поэзии С. Есенина) С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Большая часть произведений С. Есенина посвящена России. “Я последний поэт деревни”,...
  4. Стихотворение “Зимняя дорога” написано Александром Сергеевичем Пушкиным в декабре 1826 года. Как утверждают историки, оно было написано в дороге, когда поэт ехал на допрос к губернатору. Его обвиняли в пособничестве...
  5. Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить...
  6. Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая...
  7. Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был...
  8. ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПОЭЗИЮ С. ЕСЕНИНА В ряду русских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию...
  9. Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе...
  10. Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому...
  11. Николай Огарев вошел в историю как один из наиболее известных русских революционеров, который еще в студенческие годы организовал политический кружок и активно вел антигосударственную пропаганду среди своих друзей. Долгие годы...
  12. Первый сборник стихов Марины Цветаевой под названием “Вечерний альбом”, увидевший свет в 1910 году, стал знаковым событием в жизни 18-летней поэтессы. И не только потому, что этот дебют предопределил ее...
  13. Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен...
  14. Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся...
  15. С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение “Упоенье...
  16. “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до...
  17. Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не...
  18. Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел,...
  19. Тема “железной дороги” была особо популярна в лирике 40-60 годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва-Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по-своему. “Факт железной...
  20. Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин...
  21. В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где...
  22. Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что Творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не...
  23. В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой,...
  24. Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с...
  25. С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село... Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину...
Анализ стихотворения Есенина “О красном вечере задумалась дорога

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!