«О красном вечере задумалась дорога...» Есенина С.А.
С.А. Есенин — признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении « », где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.
В творчестве новокрестьянских поэтов (кроме С.А. Есенина, к этому поэтическому течению относят также Н. Клюева, С. Клычкова и ряд других авторов) изба предстает особым и, пожалуй, самым главным символом крестьянского жизненного уклада. Существует даже понятие «избяной космос», в котором с образом избы связано значение центра мироздания. Издревле в жизни деревенского человека изба занимала основополагающее место, вокруг которого и вращались все остальные жизненные ценности.
В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: «Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины». В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни — образ хлеба, так как слово «мякиш» ассоциативно связано именно с ним. Создается впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.
Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С.А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему — тему ухода человека в мир иной («Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы»). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь «каждый в мире странник» (как напишет С.А. Есенин через восемь лет в стихотворении «Отговорила роща золотая... (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).
Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение «красный», помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение — «красивый».
С.А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством («красный вечер», «синь стекла», «желтоволосый отрок», «зола зеленая из розовой печи», «золото травы» и, наконец, «дорога белая»). Поэт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.
Туман, холод, «пахучий мякиш тишины» — все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.
При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует «пахучий мякиш тишины», холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее — печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.
Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть «галочью игру».
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации («Сквозь синь стекла...» (с), «Зола зеленая из розовой печи...» (з)) и ассонансы («Кусты рябин туманней глубины..» (у)).
О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА
…Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со счастьем.
К. Паустовский
Николай Михайлович Ромадин (род. в 1903 г.) - действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии.
Чтобы природу полюбить, ее надо заметить.
Но чтобы передать эту любовь на полотне, мало зоркости глаза и дара живописца - необходимо еще особое состояние души, вызывающее ответное чувство: ощущение травинки, дерева, реки, облаков…
Вот стоит у самой воды ольха ("Ольха"). Под порывами ветра и дождей перепутались ее тонкие, почти безлистные, осенние ветви. Бегут к ней по холмистому серо-синему водному простору "барашки", мечется над ней рассерженное небо, а она, такая тонкая, растревоженная, бесстрашная и доверчивая… Как приглянулась художнику? Как выбрал он ее? Или она его выбрала? Может, за то выбрала, что приходил со своим мольбертом и в роскошные солнечные, и в хмурые дни. Может, за то, что смотрит он на природу счастливыми глазами. У каждой поры года для него свой характер и настроение.
"Весна" (цикл "Времена года"). Большие деревья гулко устремляются к розовым лоскутьям облаков в голубеньком небе. Малые сосенки, как ребятишки, бредут по пояс в темном кипящем соке талой воды… Счастливая радость пробуждения!..
"Лето" - полновесное, вечное. Зрелые белые облака и река в расцвете сил и красок приносят ощущение природной густоты, даже сытости, если хотите…
У каждого природного явления замечен художником свой, наиболее характерный, поражающий наше воображение миг. Мы удивляемся невесомости рождающихся облаков ("Облака"). Видим нарисованный дождь и вдруг явственно понимаем - это след особенно яростного удара воды по воздуху - удара, высекающего дождевую искорку.
Кажется, нигде не увидишь столько прекрасных закатов. Час расставания природы с уходящим днем - драматичный, напряженный, волнующий час. Вот падает на дремучий лес последний луч, и выступают из синеватой мглы вольные раскидистые деревья - в красном зареве; а отсветы зарева торжественными складками парчи уходят в глубь озера или реки. Последний взгляд, час последней встречи и неминуемой разлуки, час радостный, жаркий, тревожный - гимн великому лесу, великой природе. И если бы ты вдруг оказался тогда на том берегу, у того далекого костерка, что уже загорелся желтым пятнышком встречь ночи, - то следил бы с замиранием сердца, с возрастающим душевным ликованием за столь интенсивной светомузыкой, а родившееся настроение надолго бы стало обновляющей радостью.
Перед нами земля, которая вспоила и вскормила художника. Земля, любимая навсегда. Исхоженная тропинками, дорожками, дорогами… Для Николая Ромадина дорога - спутница, неотъемлемая часть пейзажа, след человека, его путь к Добру и Красоте.
"О красном вечере задумалась дорога…" И мы действительно видим затихшую, провожающую день дорогу. Над густыми тенями машут "красные крылья заката…".
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, - ; близок, дорог, священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость вод", "листву золотую", "алый свет зари"… Художник словно открывает истоки поэтического творчества поэта. "Есенин с дедом у костра", "Детство Есенина", "В родных местах Есенина"… Пестрый, богато и мягко изукрашенный лесной ковер; лошади, задумчиво стоящие в реке; дымка тумана - все это ликующее, утешающее, настраивающее на поэтический лад. Одна из последних картин - "Есенинская Русь" - приоткрытый заветный уголок души художника. Так любимое Ромадиным закатное солнце освещает деревенские избы на косогоре, лес, мальчишку на телеге, погоняющего лошадь… Есть в картине очарование загадки, проникновенность простоты и песенность поэзии.
Пабло Пикассо как-то сказал: "Не то важно, что художник делает, а важно, что он собой представляет…"
Картины Ромадина - это не только лирическое повествование о яркой красоте русской природы, но и "автопортрет" художника. Перед нами его настроения, переживания, радости - вся жизнь. Перед нами его трепетная и нежная душа. Побываете на выставке, обязательно остановитесь у "Новолунья": небольшое полотно, а сколько в нем прозрачной чистоты и свежести, какими чарующими видениями возникают в серо-голубоватом мире полузатопленные деревья!.. А в картине "Ночная тоска", где заколдована лунным светом призрачная деревня, угадываешь и иное состояние души художника.
Неоднократно пишет Ромадин распахнутое окно и свечу или лампу на подоконнике. И мы "видим", как он распахнул это окно, как смотрит в зыбкую синеву, где видны туманные очертания деревенских домишек, где пролегают пути-дороги, по которым ему шагать, наедине беседуя с природой. Не минуя ни золотого клена, ни рябины в снегу, ни простой дороги во ржи, ни прозрачного ручья, - потому что все открывается ему. И лесной ручей - простой, неказистый, но такой прозрачный и звенящий - журчит для него как одна из русских мелодий. "Общение с природой, - говорит художник, - просветляет сердце и голову, люди видятся добрее и ближе".
Его картины дарят нам именно это впечатление. Люди видятся добрее и ближе.
Анализ стихотворения С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога...»
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» написано в 1916 году, а впервые было опубликовано в Петербурге в 1-м номере сборника «Скифы» за 1917 год. Для творчества Есенина 1910-1917 годов характерны аналогии между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы быта, явления природы. Для произведений этого периода характерна специфическая образность, связанная с деревенской природой и крестьянским бытом, народным творчеством и древнеславянской мифологией.
Небольшой объем стихотворения позволяет привести его полностью:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору:
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя вздохом тощим, Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисает с губ кивающих коров.
Данное стихотворение - это размышление поэта, его воспоминание, в котором раскрывается душевный мир поэта, созерцающего тихую красоту осеннего вечера в деревне. Доказательством того, что воспоминание здесь играет важную роль, является повторяющееся трижды неопределенное местоимение «кто-то». С ним связан мотив ухода («сгинувшем в ночи») и невозвращения («кому-то пятками не мять по рощам...»). Это один из устойчивых мотивов лирики С. Есенина, так он говорит о себе самом - ушедшем из мира естественного, природного, который связан у него с деревней, сельской жизнью. Тесная связь автора с миром природы подчеркивается тем, что ветер «шепчет» об оторванном от деревни герое, вспоминает о нем. В тексте есть еще один образ, связанный с образом «кого-то» - это образ «желтоволосого отрока», так называет себя поэт в переходный период от детства к юности, скорее всего, все стихотворение - это деревенский мир, увиденный глазами ребенка-отрока, где все кажется необычным, фантастическим (изба - это беззубая старуха, холод крадется, а солома охает, где зола зеленая, а печь розовая). Одушевление всего окружающего - естественная данность детского восприятия: перед нами созерцающий отрок, погруженный в состояние наблюдения над бытом и природой, где все предметы и явления понятны, знакомы и по-матерински ласковы к нему.
Картина жизни, нарисованная автором в стихотворении, достаточно статична: из 101 слова, употребленных здесь, лишь 10 глаголов, причем, по своей семантике - это не глаголы активных действий, они навевают покой и сон: «задумалась», «жует», «шепчет», «охает», «целует» и др.
Стихотворение состоит из 20 строк, объединенных в пять четверостиший. Основной размер этого стихотворения - разностопный амфибрахий, в основном трехстопный, оно написано ямбом с пиррихием. Рифма в первых и третьих строках каждой строфы - мужская, а во-вторых и четвертых - женская. Насыщенность многосложными словами придает стихотворению медлительность, особую задумчивость, напевность, что также работает на авторскую идею - не требующее суеты рассуждение-воспоминание о вечере, осени, жизни...
Выделив основные, опорные слова в каждой строфе, мы можем воссоздать следующую картину: 1) Вечер, 2) Холод и одиночество, 3) Кого-то нет, 4) Вздох, 5) Покой и дрема. Связывая их в единый сюжет получаем: осенним вечером, «ласковым и кротким», когда природа и человек спокойны, в этот мир вторгается воспоминание о ком-то, оно вносит в мир гармонии сожаление «о сгинувшем в ночи», вырывается «тягучий вздох». Но сила природы такова, что она поглощает эту печаль, превращая ее в «покой и дрему».
Обращает на себя внимание тот факт, что чрезвычайно активны здесь цветообозначения, причем можно выделить доминирующие для каждой строфы цвета. Первая строфа - красная и не просто красная, а ярко, огненно-красная (это «красный вечер»: вечер - закат солнца = красный сам по себе + усиленный эпитетом «красный», цветовой эффект здесь в свою очередь усиливается красной рябиной, которая подобно костру пылает на кустах.
Вторая строфа - желтая. Время идет, «красный вечер» угасает, уже «холод крадется мглой», но природа еще не охвачена темными, мрачными красками, она золотисто-желтая: «овсяный двор» как бы наполнен цветом сухой соломы, спелого зерна; «желтоволосый отрок» «лучит глаза», где глагол «лучит» тоже связан с золотистым цветом, цветом солнечного лучика.
Третья строфа - это цвет еще более глубокого заката как бы в его последней, завершающей стадии: свет заходящего солнца уже очень слаб, падая на серый, он удивительно преображает все вокруг: зола становится зеленой, а печь розовой.
В четвертой строфе золотистый цвет еще присутствует («золото травы»), но он уже не «сверкает», а тускнеет рядом со «щербленым листом», появляется сова - ночная птица.
В пятой строфе - кругом мрак, хмурые краски: «все гуще хмарь». Наступает поздний вечер. Темнота настолько густая, что уже ничего не видно. И последнее указание на цвет в этом стихотворении - это последний угасающий отблеск: «дорога белая узорит скользкий ров».
Цветовые эпитеты органично вплетаются в ткань произведения, с помощью цветописи поэт создает пластические зрительные образы, которые, приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую нагрузку. В данном стихотворении 7 цветообозначений: красный, желтый, золото, розовый, синий, зеленый, белый. По количеству - это целый цветовой спектр с различной символикой: традиционно красный - цвет тревоги, крови, опасности, у Есенина становится цветом солнца, дающего жизнь. Здесь возникает ассоциация с древнейшим значением этого слова - красный = красивый. Золотой цвет здесь символизирует увядание («золото травы»), но с дополнительным оттенком, основывающемся на ассоциативной связи - золото = дорогой, бесценный. Поэтому выражение «щербленый лист и золото травы» - это не только тоска и печаль по родной деревне, здесь в подтексте то, насколько это было дорого лирическому герою. Символы заключены и в строке «зола зеленая из розовой печи». Создается образ русской патриархальной деревни, символом которой является печь. Зола, как известно, символ смерти, тлена, праха (см. «Словарь символов»), но в сочетании с необычным цветом «зеленая», который символизирует жизнь, процветание, выражение приобретает иной смысл, который подкрепляется эпитетом «розовый» по отношению к печи (розовый цвет - цвет надежды, мечты). Думается, что в подтексте этой строки - мечта Есенина о возрождении патриархальной России, «Руси уходящей». По-своему «работает» на эту идею и синий цвет - «синь стекла», сквозь которое взирает на мир «желтоволосый отрок». Синий и голубой цвета символизируют у славян чистоту и ясность. В этих строфах закодирован, как нам кажется, следующий смысл: деревенская Россия, «Русь уходящая» - чистое, ясное начало. Поэт тревожится о ее судьбе, печалится о судьбе Родины, мечтает о ее возрождении. Эта мысль подкрепляется и символом дороги, которая композиционно обрамляет текст стихотворения: ею оно начинается и заканчивается. Дорога нас приводит в деревню, к старой избе, но она же и уводит нас в новый мир, как бы соединяя эти два мира. В русской фольклорной традиции дорога - символ судьбы, жизненного пути. И если в начале стиха дорога ассоциируется с красным цветом (волнение, тревога), то в конце она белая (цвет чистоты, невинности), однако образ восприятия осложняется тем, что рядом с белой дорогой проходит «скользкий ров» - грязный, опасный. Здесь также размышление о судьбе Родины в ее переломный момент, тревога за нее, осознание опасности. Поэт представляет Русь (для него это прежде всего деревня) как чистую и белую дорогу, он верит в ее ясную судьбу, несмотря на попытки сил зла ввергнуть ее в пропасть («ров»). Таким образом, сочетания слов с обычным, известным значением дает необычный синтез, не объяснимый простым сложением смысл, который активно строит авторскую идею.
Вернемся теперь к игре цвета в этом стихотворении. С наступлением ночи цвета перестают различаться, на смену им в стихотворении приходит звук. Солнце быстро закатилось, вечер из «красного» превратился в хмарный, темный. Мы на какое-то время стали слепыми, поэтому обострился слух: мы не просто слышим «тягучий вздох», но и различаем в нем ныряющий тощий звон, слышим, как «нежно охает ячменная солома». В последней строфе почти все воспринимается на слух. Мы легко представляем себе картину деревенского вечера, все его приглушенные звуки и шорохи, которые отчетливо слышны в наступившей тишине ночи. Есенин мастерски использует для этого различные повторения согласных звуков (аллитерации), которые орнаментально выделяют и скрепляют важнейшие слова и фразы: [с] Сквозь синь стекла желтоволосый отроку [з] Зола зеленая из розовой нечи; [глухие и шипящие звуки] - Жует пахучий мякиш тишины; И нежно охает ячменная солома и т.д.
Лексический состав стихотворения богат (очень мало слов в тексте повторяется, в основном это оригинальные словоупотребления) и стилистически разнообразен: изобилие нейтральной лексики, окказиональные слова (лучит глаза, узорит дорога), разговорная лексика (изба-старуха, тощий, охает), диалектизмы (повет), книжная лексика (отрок) и т.д. Однако поражает то, что за счет сравнительно простой лексики создается широкая и объемная художественная картина. Достигается это прежде всего благодаря нестандартным сочетаниям слов, метафор: «кусты рябин туманней глубины», изба жует мякиш тишины, зола обнимает трубу, «вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв», дорога узорит, солома охает и т.д. Нестандартные сочетания и позволяют извлекать такой смысл из стихотворения, который гораздо шире суммы смыслов слов, входящих в него.
Основным приемом в стихотворении является метафора - из 19 эпитетов более половины являются метафорическими. По сути дела все стихотворение можно рассмотреть как одну распространенную метафору-текст. С помощью метафор автор делает стихотворение более образным, экспрессивным: холод у него крадется, ветер шепчет, вздох целует и т.д. Это позволяет Есенину создавать цельные, емкие образы. Показательно в этом отношении двустишье:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Этот образ включает в себя зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные ощущения: челюсть порога жует - этот образ зрим, мякиш ассоциируется с мягким на ощупь, но и имеет при себе «обонятельный» эпитет пахучий. Такой способ построения образа не просто делает стихотворение более образным, но и позволяет поэту раскрыть свое душевное состояние во всей ее глубине и сложности.
В этом стихотворении уже есть все, что у позднего Есенина становится традиционным, здесь присутствует дух поэта: присутствуют его традиционные образы (деревня, «желтоволосый отрок», ветер, дорога) и цвета (синь стекла, золото травы, солома = желтый цвет, туманная глубина). Здесь «обкатывается» оборот, ставший хрестоматийно-известным («Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды...», в этом стихотворении его вариант - «...уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы»).
Таким образом, используя различные языковые средства и приемы, поэт не просто создает цельную, зримую картину деревенского вечера с живой и трепетной природой, где все вздыхает, охает, но говорит о своем душевном состоянии, настороении, которое передано как воспоминания «желтоволосого отрока», здесь же звучит тревога за судьбу Руси, вера в ее будущее.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.
Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.
Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.
Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.
В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное. Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.
С. А. Есенин – признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении “О красном вечере задумалась дорога…” , где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.
В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: “Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины”. В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни – образ хлеба, так как слово “мякиш” ассоциативно связано именно с ним. Создается впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.
Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С. А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему – тему ухода человека в мир иной (“Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи”, “Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы”). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь “каждый в мире странник” (как напишет С. А. Есенин через восемь лет в стихотворении “Отговорила роща золотая… (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).
Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение “красный”, помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение – “красивый”.
С. А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством (“красный вечер”, “синь стекла”, “желтоволосый отрок”, “зола зеленая из розовой печи”, “золото травы” и, наконец, “дорога белая”). Поэт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.
Туман, холод, “пахучий мякиш тишины” – все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.
При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует “пахучий мякиш тишины”, холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее – печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.
Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть “галочью игру”.
Стихотворение “О красном вечере задумалась дорога…” имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации (“Сквозь синь стекла…” (с), “Зола зеленая из розовой печи…” (з)) и ассонансы (“Кусты рябин туманней глубины..” (у)).
(No Ratings Yet)
- С. А. ЕСЕНИН * * * О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к...
- Как цветовая палитра стихотворения “О красном вечере задумалась дорога…” перекликается с колористикой есенинского творчества? Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что “цветная Русь” С. А. Есенина разнообразна, она включает...
- “ПОЭТ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ” (по поэзии С. Есенина) С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Большая часть произведений С. Есенина посвящена России. “Я последний поэт деревни”,...
- Стихотворение “Зимняя дорога” написано Александром Сергеевичем Пушкиным в декабре 1826 года. Как утверждают историки, оно было написано в дороге, когда поэт ехал на допрос к губернатору. Его обвиняли в пособничестве...
- Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить...
- Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая...
- Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был...
- ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПОЭЗИЮ С. ЕСЕНИНА В ряду русских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию...
- Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе...
- Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому...
- Николай Огарев вошел в историю как один из наиболее известных русских революционеров, который еще в студенческие годы организовал политический кружок и активно вел антигосударственную пропаганду среди своих друзей. Долгие годы...
- Первый сборник стихов Марины Цветаевой под названием “Вечерний альбом”, увидевший свет в 1910 году, стал знаковым событием в жизни 18-летней поэтессы. И не только потому, что этот дебют предопределил ее...
- Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен...
- Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся...
- С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение “Упоенье...
- “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до...
- Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не...
- Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел,...
- Тема “железной дороги” была особо популярна в лирике 40-60 годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва-Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по-своему. “Факт железной...
- Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин...
- В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где...
- Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что Творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не...
- В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой,...
- Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с... С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село... Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину...