Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…

Описания красот и переменчивости природы с помощью ярких эпитетов и метафор можно встретить в творчестве любого поэта-романтика. Действительно, что может вдохновлять лирика больше, чем стук капель дождя по карнизу, блики солнца на водной глади, распускающиеся весной цветы или заиндевелые ветви деревьев, гнущиеся под порывами сурового зимнего ветра?
В творчестве Федора Ивановича Тютчева природа тоже занимала важное место.

Поэзия Тютчева

Поэт и дипломат, публицист и политический деятель Ф. И. Тютчев родился в 1803 году практически в самый расцвет эпохи романтизма. Уже в ранние годы будущий лирик изучал классические языки, переводил на русский оды Горация и проявлял интерес к стихосложению.
Тютчеву доводилось жить не только на родине, но и в Германии и Франции. В 1821 году он прибыл в Мюнхен в составе дипломатической миссии, а в Россию вернулся лишь спустя 23 года. Как заграницей, так и на родине Федор Иванович вел активную публицистическую деятельность, интересовался политикой. Даже его стихотворения после возвращения в Россию стали носить политический характер, служа интересам государства.

Однако, как и любая всесторонне развитая и тонко чувствующая личность, Тютчев не стал ограничиваться одной лишь темой. Большого внимания достоин его “денисьевский цикл”, который состоит из стихотворений о любви, наполненных трагическими переживаниями и фатализмом. Его философская лирика - также важная составляющая наследия поэта.

Каждое стихотворение Тютчева - это сжатая ода, содержащая в себе глубокую мысль, насыщенная сильными образами, несмотря на краткую форму. Эти образы переходят из стихотворения в стихотворение, поэтому, чтобы понять поэта, нужно рассматривать его творчество в целом, ведь отдельное произведение не раскроет всей картины. Примечательно, что сам поэт никогда не видел себя в качестве профессионального литератора, что также немаловажно для анализа его творчества.

Многие сравнивают Тютчева с Пушкиным, но такое сравнение едва ли корректно, даже несмотря на то, что оба поэта с уважением относились к творчеству друг друга. Если Пушкин описывает человека, живущего в реальном мире, порой даже занятого будничными проблемами, существующего здесь и сейчас, то человек Тютчева находится вне этой реальности, он предстает прислушивающимся к голосу природы и стремящимся к звездам.

Стих Природа Сфинкс


Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

История стихотворения “Природа - сфинкс” и его ключевые особенности

Стихотворение «Природа – сфинкс» было написано в родовом имении Овстуг в августе 1869 года. Это был последний период творчества поэта и один из довольно напряженных периодов в его жизни. К тому моменту он уже разменял седьмой десяток и все чаще задумывался о бессмысленности бытия. Понимая, что время, отведенное ему, близится к концу, поэт отказался от поиска истины и попыток разгадать тайны природы, о чем явственно свидетельствует стихотворение “Природа - сфинкс”.

В это время Федор Иванович занимал должность тайного советника, то есть стоял на одной из высших ступеней карьеры чиновника. Впервые произведение увидело свет лишь спустя 17 лет после написания.

Особенности стихотворения:

Форма - катрен;
размер - пятистопный ямб;
стопа двусложная с ударением на втором слоге;
рифма опоясывающая (abba).


Стихотворение начинается неожиданно, сразу показывая читателю сильный образ: “Природа - сфинкс”. Пропущенный глагол добавляет ей некой твердости и однозначности. Дальнейшие строки поясняют мысль, изложенную в первой. Рифмуя во второй строке “человека” с “века” в третьей, поэт указывает на глобальность рассматриваемой философской проблемы, а открытый финал говорит о пессимизме, о безразличии природы к человеку.

Образ сфинкса

Тютчев уже в начале стихотворения использует этот сильный образ. Он говорит нам о величии, спокойствии, загадочности, но и жестокости. Достаточно вспомнить мифического сфинкса, злобное порождение Тифона и Ехидны, крылатую деву, пожирающую юношей.
С древнегреческого сфинкс (сфинга) переводится как “душительница”. Чудовище было послано к Фивам, чтобы задавать путникам сложнейшие загадки. Нет нужды напоминать, какая ужасная судьба ожидала того, кто оказывался недостаточно мудр, чтобы найти правильный ответ.

Мы сразу же видим два образа: природа, которая в человеческом сознании ассоциируется с матерью, дарующей жизнь, и сфинкс - жестокий монстр, отнимающий ее. То есть, перед читателем предстают два кардинально противоположных образа, которые тем не менее соединяются в один, сохраняя черты обоих. Однако нечто общее у них все же есть - мудрость. Загадки сфинкса, найти ответ на которые под силу далеко не каждому, может придумать лишь поистине мудрое существо, не один век живущее на свете. Что же касается мудрости природы, то она не подлежит сомнению.

Губительная сила

Природа в стихотворениях Тютчева, как уже говорилось, одна из центральных тем. Но предстает она в совершенно разном свете. Иногда она будто переживает человеческие чувства: поэт описывает ее “улыбающейся” и “смеющейся” в радостные моменты своей жизни, но в тяжелые минуты он преподносит ее нам как “вечное бессмыслие”.

Природа, словно мифический сфинкс, постоянно подбрасывает человеку загадки, заставляя его разум метаться в поисках истины. Сколько бы он ни искал ответы, ему никогда не разгадать ее главную загадку: тайну жизни и смерти. Мы можем исследовать мир вокруг, в теории даже покорять просторы Вселенной, но время нам никогда не победить.

Природа предстает поистине жестокой, губительной силой: она создает нас подверженными увяданию и неминуемой смерти. По ее милости наше тело создано хрупким, а разум недостаточно совершенным, чтобы постичь все ее тайны. Но природа постоянно искушает пытливый ум, ее загадочность манит, заставляет нас искать смысл своего существования.

Веками человечество не может ответить на вопрос о том, зачем оно существует, не может достичь гармонии с окружающим миром. Поиски смысла, а точнее - осознание того, что единственного верного ответа на этот вопрос не существует, губят человеческий разум, заставляют его осознавать бессмысленность своего существования, чувствовать себя лишь мелкой песчинкой во Вселенной.

Безразличие природы

Поэт допускает, что нет тех загадок природы, над которыми бьется веками человечество. Природа не “выдумывала” ничего специально для нас, мы - не венец творения, мы важны не более, чем муравей, камень или любое другое ее творение, ей все равно, что мы делаем, как мы живем и умираем, ее не волнует, найдем ли мы ответ на вопрос, что же ждет человека после смерти. Природа существует сама по себе. У нее нет к человеку никаких вопросов, нет никаких ожиданий, она вообще не нуждается в человеке.

Заключение

Если рассматривать лирику Тютчева в целом (а именно такой подход, как уже говорилось, можно считать наиболее правильным), то, с одной стороны, мы видим природу безразличной и отстраненной, с чем поэту тяжело смириться, его стихи пропитаны чувством безысходности и болью. Но, с другой стороны, лишь природа способна исцелить человека. Хоть эта мысль и древняя, как сам мир, в стихотворениях Тютчева она обретает новые краски. Такие противоречия и крайности - это, пожалуй, основа его лирики, поэт будто постоянно мечется между восхищением красотой и величием природы и страхом перед ее силой.

Конечно, большая часть стихотворений, посвященных природе, пропитана восторгом, поэт самозабвенно созерцает ее красоты. Но в поздний период его творчества, к которому и относится “Природа - сфинкс”, все чаще в произведениях появляются нотки трагизма и фатализма.
Поэту всегда были свойственны поиски истины, ответа на вопрос о смысле существования, разгадки тайн бытия. Его волновали фундаментальные вопросы мироздания. С течением лет он все четче осознавал неизбежность увядания. Он понимал, что на фоне огромной и вечной Вселенной жизнь человека - ничто. Чем дальше, тем больше его начинала волновать бессмысленность человеческого существования. Он приходит к мысли о том, что жизнь бесполезна, каждый отдельно взятый человек просто существует, у него нет какой-либо особой миссии, он приходит в этот мир просто так, как дерево, насекомое или камень.


В стихотворении природа предстает великой искусительницей, которая сумела обмануть человека, заставив его думать над загадками, которых и вовсе не существует. По мнению Тютчева, человеку остается лишь признать свое поражение и смириться с тем, что природа никогда не покажет ему свое истинное лицо, что он никогда не найдет ответы на свои вопросы. Здесь мы снова натыкаемся на противоречие: природа и загадочна и не имеет загадок одновременно. По крайней мере таких, которые человеку под силу разгадать. Сфинкса поэт больше не видит живым чудовищем, он превратился в безжизненное каменное изваяние.

Однако все же у Тютчева встречаются жизнеутверждающие стихотворения, хоть и реже. В них он призывает жить вопреки тем силам, которые хотят нас погубить. О смерти же он практически не размышляет, для него она - нечто, происходящее мгновенно, он не романтизирует ее, ничего от нее не ждет.

Мастерство Ф. И. Тютчева вызывало восхищение у его современников, вызывает и по сей день. В каждом коротком стихотворении кроется глубокая мысль. Возможно, дипломатическая служба научила его настолько лаконично доносить свои переживания. Едва ли многим удалось бы так искусно подбирать образы, чтобы в одном четверостишье выразить всю боль от осознания бессмысленности жизни и заставить читателя тоже почувствовать ее, задуматься: а стоит ли вообще пытаться разгадать тайны бытия?

Не правда ли, что за этими несколькими строчками уже отчетливо виден характер! Умение создать образ по одной лишь детали позволило Ларисе Васильевой плотно и эффективно заселить сравнительно небольшую площадь своего «Альбиона…»

Есть парадоксы, справедливость которых доказана историей. К ним, по-моему, относится утверждение, что ни одна книга не может претендовать на долголетие, если она не отвечает требованию своего времени. К ним относится и аналогичное наблюдение - что лишь книга жизненно необходимая определенному поколению нужна всему народу.

У ровесников Ларисы Васильевой до «Альбиона и тайны времени» не было «своей» книги об Англии. Но она должна была появиться. Должна была хотя бы потому, что ровесники писательницы стали участниками таких исторических событий недавнего времени, таких сдвигов в общественно-политической жизни нашей планеты, как, например, Европейское совещание в Хельсинки.

Книга Ларисы Васильевой отвечает требованию времени - создавать в рамках так называемой международной тематики подлинно художественные произведения, выражающие ленинскую политику мира, неуклонно проводимую нашей партией, нашим государством.

Терпеливо изучают советские государственные деятели мнения, позиции представителей других стран, спокойно и настойчиво ищут возможностей для договоренности, добиваются соглашений… А иные авторы книг, написанных о других странах, ограничиваются в лучшем случае лишь констатацией того, сколь различны наши социальные системы, а в худшем - вариациями известной «формулы»: «А у вас негров вешают!» Понятно, что задача утверждения принципов мирного сосуществования не снимает задачи разоблачения капитализма. Но не путем высокомерного самодовольного и зачастую лицемерного назидания, а подлинно художественным словом. В «Альбионе…» многие образы нарисованы, по существу, убийственно для буржуазного общества. Но очень важно и другое…

Есть ли у нас писательские книги, которые, рассказывая о капиталистических странах, продолжали бы средствами художественной литературы, по, так сказать, своей линии, в своем аспекте те гигантские усилия утвердить на земле отношения, основанные на принципах мирного сосуществования, которые предпринимаются руководителями партии и правительства Советского Союза? Есть, конечно, но еще маловато. А книга Ларисы Васильевой именно такая книга.

В ней - настойчивый поиск того, какие духовные качества, культурные ценности, глобальные задачи и т. д. могут стать основой дружбы между народами. И не только поиск, а утверждение найденной основы. Очень характерна в этом смысле глава «Поступь механического зверя» с важнейшими для оценки всей книги строчками:

«Ошалело и оглохло сижу я на концерте популярной поп-группы в Лондоне, окруженная орущими, ревущими, свистящими подростками.

Безобразие! - хочется кричать в первую минуту. - Остановите безобразие!

Это дети, такие добрые и мягкие, такие упрямые и настойчивые, такие понятные и сложные, родные всего лишь за полчаса до концерта. Через полчаса после концерта, остыв и обсохнув, они станут такими же, какими мы знаем и любим их. Сейчас в минуты этого крика, рева, исступления что движет их порывами? Я хочу это понять, не осудить, а лишь понять».

«Какими мы знаем и любим их», - говорит советский человек, глядя на английских подростков. «Наши дети», - думает советская мать о детях всех народов Земли…

Передо мной на письменном столе «Правда» со статьей ТАСС о приеме Л. И. Брежневым глав дипломатических представительств.

«Пользуясь случаем, - сказал Леонид Ильич, - прошу вас передать главам Ваших государств, лидерам ваших стран следующее: «В мире в сущности нет такой страны и народа, с которыми Советский Союз не хотел бы иметь добрые отношения;

не существует такой актуальной международной проблемы, в решение которой Советский Союз не был бы готов внести свой вклад;

нет такого очага военной опасности, в устранении которого мирными средствами Советский Союз не был бы заинтересован;

нет такого вида вооружений, и прежде всего оружия массового уничтожения, которые Советский Союз не был бы готов ограничить, запретить на взаимной основе, по договоренности с другими государствами, а затем изъять из арсеналов.

Советский Союз всегда будет активным участником любых переговоров, любой международной акции, - направленной на развитие мирного сотрудничества и укрепление безопасности народов».

Книга Ларисы Васильевой - вклад в осуществление этих принципов.

Екатерина Шевелева

Природа - сфинкс. И тем она верней

своим искусом губит человека,

что, может статься, никакой от века

загадки нет и не было у ней.

Ф. И. Тютчев

Альбион…

(Вместо предисловия)

…Снится детство: в тесной кухоньке, до потолка наполненной тошнотворным запахом свиной тушенки, я, полуодетая, жую на ходу. Окна черны, но это утро. Наспех застегнув шубу и замотавшись в платок, выбегаю. Мороз в лицо. Уральская зима. Запах тушенки, медленно убывая, вьется за мной. Я огибаю дом, перебегаю через дорогу - вдали на дороге видны два огня: приближается машина, - и, оступаясь, ныряю в сильно пересеченное снежное поле. Летом здесь была немощеная дорога, разрытая колесами грузовиков, и теперь рытвины - снежные горы. Одна из них - самая глубокая, я норовлю миновать ее и все в нее попадаю. Вот она, опять! В досаде топаю валенком и поднимаю вверх глаза. Мне кажется, я одна в мире на дне огромной белой чаши и надо мной лишь бездонная чернота неба с единственной звездой в нем. Свет звезды бел, колюч, завораживает. Хочется смотреть на нее, думая о том, что, когда кончится война, грянет свет, и я в этом свете - Золушка, царевна, Василиса…

Эй, где ты?

Ритка зовет меня. Я выкарабкиваюсь из ямы, и мы бежим в школу вместе.

Она маленькая, большеголовая. И никогда не мечтает о всяких глупостях. Она будет математиком, потому что нет задачки в учебнике второго класса, которой бы не смогла решить. От Ритки слабо пахнет той же свиной тушенкой, и я отворачиваюсь от нее - ненавижу этот запах.

Просыпаюсь… Сначала трудно понять - где я. Ну да, Англия, лондонская квартира, но почему пахнет тушенкой, как в детстве? Вся комната наполнена этим запахом. Он словно выплыл вместе со мною из сна. Оказывается, просто-напросто моя соседка миссис Кентон жарит мужу на завтрак яйцо и свиную котлетку, это она пахнет точь-в-точь как те английские консервы моего военного детства. И в ту самую минуту я вдруг понимаю, что непременно буду писать книгу об Англии.

Несколько лет в чужой стране. Ни на минуту не уходящее сознание, что я участвую в какой-то посторонней пьесе. Ведь где-то в эту самую минуту без меня идет моя драма или комедия, в которой не ощущается отсутствие персонажа.

Как прекрасно приехать в Англию туристом, из окна автобуса увидеть кружево Вестминстера и мрамор Трафальгара, удовлетворить страстное желание постоять на мосту Ватерлоо, ничем не замечательном мосту, связанном в нашей памяти с сентиментально-популярным фильмом военного времени, постоять у гробниц владык и владычиц, перебирая в памяти освеженные перед поездкой страницы учебника истории средней школы, подивиться на торговые улицы; краем уха, от гида, услышать, что фунт стерлингов поднялся или упал на бирже, но не обратить на этот факт почти никакого внимания, ибо не тебя он касается; посмотреть по телевизору, с трудом разбирая слова, хотя всю сознательную жизнь по школьным и университетским программам учила этот язык, вечерний фильм о заброшенном доме с привидениями, куда приезжает молодая чета и где юной жене приходится стать жертвой черных сил, но в конце концов отвагой мужа все устраивается; замирая пройти по плитам Стратфорда, где якобы жил Шекспир, и, сев в самолет на обратный путь, точно знать, что Англия увидена, понята и даже, если кое-что почитать дома, касающееся Политики, экономики, культуры, можно написать очерк или даже серию очерков - этакие живые зарисовки с натуры с хорошим, добротным названием «На уровне гринвичского меридиана», или «Британские перемены», или несколько романтичнее и шире - «Туманный Альбион без тумана».

Федор Иванович Тютчев

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

«Природа – сфинкс», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Природа – сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную философскую проблему о смысле бытия и месте человека в нем. Рифмуя в соседних строках слова «человека» и «века», он подчеркивает, что этот важнейший вопрос испокон веков волновал человечество.

Стремясь разгадать тайну мироздания и заглянуть в тайны космической жизни, Тютчев с настойчивым постоянством размышлял над вечными вопросами бытия: в чем смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает в ней человек. «Певец природы» стремился понять ее язык, ее душу, постичь ее вечную загадку. В результате размышлений поэта и родилось стихотворение «Природа – сфинкс», относящееся к философской лирике.

Катрен написан пятистопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использовал в нем охватную (опоясывающую) рифмовку.

Особенность композиции стихотворения – его неожиданное начало с сильной короткой фразы с пропущенным глаголом: «Природа – сфинкс». Поэт признает природу огромным всесильным живым существом, непостижимость которого рождает в душе человека страх. Такой образ строится благодаря одному–единственному слову «сфинкс». Тютчев сравнивает природу с мифологическим крылатым существом, которое задавало путникам сложные загадки и убивало их за неверные ответы. Дополняет образ могущественной силы, вершащей судьбу человека, глагол «губит» во второй строке.

Дальнейшие строки представляют собой сложное предложение, поясняющее первую мысль. Природа – вечная загадка для человека, она одновременно пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие человека и вечную жизнь природы. Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

Такая новаторская трактовка философской проблемы и открытый финал стихотворения порождают не только тревогу и пессимизм, но и новые вопросы, заставляя заново переосмысливать мир природы.

Дж. Р. ФаулзВолхвНиколас Эрфе родился в 1927 г. в семье бригадного генерала; после кратковременной службы в армии в 1948 г. он поступил в Оксфорд, а через год его родители погибли в авиакатастрофе. Он остался один, с небольшим, но самостоятельным годовым доходом, купил подержанный автомобиль - среди студентов такое встречалось нечасто и весьма способствовало его успехам у девушек. Николас считал себя поэтом; зачитывался с друзьями романами французских экзистенциалистов, «принимая метафорическое описание сложных мировоззренческих систем за самоучитель правильного поведения… не понимая, что люби

Традиция-это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.В нашей семье, а она у нас большая: папа, мама, я, мой младший брат и, конечно же, многочисленные родственники, есть свои традиции. Самые важные-гостеприимство и уважение к людям. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями. Уж стакан чая мы всегда предложим! А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Может быть, это не всегда получается, но мы стараемся. Уважению учила прабабушка бабушку, бабушка-маму, мама-меня, а мне предстоит науч

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это было во многом переломное время, когда передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, еще нагляднее стала несправедливость общественного устройства, проблемнее внутренняя жизнь людей. О духовном очищении противоречивой личности, совершившей убийство, о внутреннем преодолении зла написан этот роман.Преступление Раскольникова начинается до убийства старухи- процентщицы. Достоевский убедительно показывает, что преступной явл

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К Языкову» написано в 1824 году, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. Оно имеет форму дружеского послания и обращено к Языкову Николаю Михайловичу, талантливому поэту, тогда еще – студенту Дерптского университета. В то время Пушкин и Языков еще не были знакомы лично (встретились они только в 1826 году, в Тригорском, у П.А. Осиповой), и обменивались стихотворными посланиями. Известно, что Языков откликнулся на это обращение, написав стихотворение «А.С. Пушкину» («Не вовсе чуя бога света...»), где благодарил «сына музы своенравной» за благосл

Сфинкс, природа - здесь мы встречаемся с двойственным Тютчевым, прекрасно знакомым с греческой мифологией и осмысливающим бытие. Поэт в своих философских раздумьях размышляет над темами, которые касаются очень многих. Зачастую он афористичен и предлагает читателю самому продолжить его размышления, быть «соавтором», так сказать. Позднее стихотворение «Природа-сфинкс» Тютчев предлагает как новую загадку, в которой может и не быть смысла, о чем говорит с язвительной горечью.

Загадка сфинкса

В греческой мифологии сфинкс представлялся как чудище с женской головой, имеющее тело львицы, крылья орла и змеиный хвост.

Он охранял вход в Фивы. Каждому проходящему задавал загадку: «Какое существо может быть четвероногим, двуногим или иметь три ноги?». Каждого не ответившего правильно, сфинкс пожирал. Лишь один Эдип избежал этой участи. Он ответил: «Будучи ребенком, человек ползает на четырех конечностях, став взрослым, ходит двумя ногами, а в старости использует трость». Побежденное ответом чудище бросилось со скалы и погибло.

Сфинкс и масоны

У русских масонов в 20-х годах в Петербурге была ложа под многозначительным названием «Умирающий сфинкс». То есть они считали, что их мудрость и начитанность позволили им разгадать загадки. Это, конечно прекрасно знал Ф.И. Тютчев, когда размышлял, что есть сфинкс. Природа у него выступала всегда в другом качестве. Тем не менее, грандиозный в своем одиночестве сфинкс, реликт египетской древности, стоит торжественно и тихо в присутствии ужасной пустыни как символ вечности.

Он смотрит только вперед, в будущее, тогда как мы и все, кто предшествовал нам, прожили свои коротенькие жизни и навсегда исчезли. А он всегда был и всегда будет. Таков сфинкс. Природа, ее космогония, еще более величественна, холодна и рациональна, и неотвратимый рок всегда сопутствует ей.

Мир Тютчева

Мир, в котором существовал поэт, всегда двойственен: он стремится к одиночеству, но его привлекает прекрасный божий мир, где звенят ручьи, благоухают и цветут розы и где прозрачен небосвод. Здесь он почти не чувствует одиночества, сливаясь со Вселенной.

Ранняя пейзажная лирика

В молодости, в 20-е годы, Ф.И. Тютчев воспринимал природу как живое существо, у которой есть и душа, и язык. Он мог олицетворять грозу как кубок, из которого Геба, смеясь, пролила на землю гром и ливни. Сфинкс, природа не противопоставлялись и не сопоставлялись поэтом.

В студенческие годы в круг интересов и чтения у него входили два властителя дум того времени, совершенно различные между собой, во многом даже противоположные друг другу - Паскаль и Руссо. Они оба не забылись полностью Тютчевым. Много позже, вслед за Паскалем, поэт назовет человека «ропщущим мыслящим тростником». А идеи Руссо, что природа разговаривает на понятном всем людям языке, были притягательны для Тютчева, что выразилось в том, что он писал, что в природе есть любовь и свобода. Но поэт искал собственные дороги в познании мира, соединяя в единое любовь, философию и природу. Но путь к мысли, что природа - сфинкс, будет долгим.

Характерные черты природы в молодости поэта

Романтизм завоевал господствующие позиции, и это не могло не оставить следа в поэзии Тютчева. Месяц у него - бог светозарный, горы - божества родные, день свой покров блистательный по воле высокой богов повесил над бездной рокового мира. Все поэтические образы возвышенные и предельно романтичные, и очень часто ликующие. Не таков будет поздний Тютчев.

Лирика зрелого поэта

В 30-40-е годы возрастают тревожные мотивы в произведениях поэта, особенно когда он размышляет о любви и природе. Так, могут рядом стоять «Вешние воды» с их яркой светлой радостной окраской, и то же время он может видеть тайную и двусмысленную улыбку природы, и таинственное «Молчание», когда чувства и мысли должны быть безмолвны, как ночью звезды, потому что именно поэт знает, сколь невозможно словом высказать точно, что его тревожит и беспокоит.

Поздний период

В 50-70-е годы углубляется тревога, которая всегда сопутствовала мировоззрению Ф. Тютчева. Жизнь становится все мрачней и безысходней. Он рассуждает о двух роковых силах, которые участвуют в каждой судьбе от рождения до могилы, о Смерти и Суде людском. И даже когда он восхищается тем, как тают в небе облака, как медовый аромат веет с полей, он не может эту теплую картину не закончить торжественно и серьезно: пройдут века, мы уйдем, но все также будет течь река и поля лежать под зноем. В эти годы и будут написаны строки «Природа - сфинкс», стихотворение краткое и афористичное. Как и многие другие вышедшие из-под пера поэта-философа произведения.

«Природа - сфинкс»

Философски размышляя о тайнах бытия, 66-летний поэт в 1869 году приходит к выводу, что все тайны - это пустые выдумки.

Загадки сфинкса-природы - это и не загадки вовсе. В них нечего разгадывать, их надо просто принять. Вот это желание просто слиться с чем-то огромным с юности преследовало поэта, поскольку он знал, что катаклизмы человеку не под силу изменить. Верующий человек в нем подвергает сомнению тайну создания мира Творцом. Загадки в природе, может быть, никогда и не было, даже не вопрошает, а утверждает автор. Воспринимать как бессмыслицу, как пустое, как то, что природа - сфинкс, Тютчев может только совершенно разуверившись в промысле Создателя. К этому времени пройдет горькая череда утрат: Е. Денисьева умерла в 1864 г., их дети - дочь Елена и сын Николай - в 1865 г., мать - в 1866 году, а много ранее - жена Элеонора. И ничего изменить невозможно. В мрачном отчаянии, с абсолютным спокойствием выводит на бумаге афористичные строки «Природа - сфинкс» Тютчев. Четверостишие написано торжественным мерным пятистопным ямбом.

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Анализ стихотворения «Природа — сфинкс» Тютчева

Федор Иванович Тютчев – мастер коротких и емких как по содержанию, так и по красочности, произведений. Его стихотворения легко можно описать поговоркой «Краткость – сестра таланта», поскольку в нескольких строках автор отображает глубокие философские мысли, которые не всегда можно четко выразить даже длинными трактатами. Стихотворение «Природа — сфинкс» является прекрасным примером умения поэта выразить ясную и законченную мысль всего в четырех строках.

Тютчев поднимает в своем произведении проблему философского бытия, смысле жизни, смысле человека в окружающем его мире. Поэты его времени делились на философов и романтиков, разбивая копья своей правды друг о друга. Федор Иванович же был одновременно и романтиком, и философом, объединяя непримиримые стороны размышлений своих современников. Он не считал нужным тратить и без того короткую человеческую жизнь на восхваление окружающего мира, а полагал, что нужно познавать этот мир, искать смысл земного существования.

«Природа — сфинкс» было написано, когда жизнь Тютчева уже шла к закату. Это тот период в жизни каждого, когда стоит оглянуться на прожитое и свершенное, осмыслить, оставил ли человек какой-то след или же все-таки «наследил». Он отказывается от попыток постичь тайны мира и мироздания не потому, что разуверился в возможности это сделать. Причина его отказа от поисков заключается совсем в другом – автор предполагает, что все чудеса природы человек придумал себе сам и поверил в них, а на самом деле «может статься, что никакой загадки нет». Все можно решить логически, но человечество упрямо продолжает верить в некие неразгаданные чудеса, которые, по факту, придумало само себе. Сказывается на настроении произведения и возраст поэта — природа кажется вечностью, но вечностью бессмысленной, как и раздумья о ней.

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Написано пятистопным ямбом, стопа двусложная с ударением на втором слоге, рифмовка опоясывающая. Особенность построения композиции заключена в первой строке – короткая сильная фраза с пропущенным глаголом. Оно же является красивой метафорой – сравнение природы с мифологическим существом, загадывающим неразрешимые загадки встретившимся путникам. Вместе с тем природа не нуждается в человеке и его изысканиях, как сфинкс в своей жизни не нуждается в загадках кому бы то ни было. Он живет своей жизнью, мудрой и спокойной.

Природа не дает человеку разгадок, поскольку независима от него, и окружающий мир все еще остается тем же самым сфинксом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!