Анчар анализ. А

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» - один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа - начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

3 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

4 слайд

Описание слайда:

(Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов) О чем говорит нам это название?

5 слайд

Описание слайда:

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

6 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: - завязка произведения, - основной конфликт (противоречие), развитие действия - это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») - скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

7 слайд

Описание слайда:

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово - «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества («стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

8 слайд

Описание слайда:

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение - «в день гнева». «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

9 слайд

Описание слайда:

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον - «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

10 слайд

Описание слайда:

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

11 слайд

Описание слайда:

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор)

12 слайд

Описание слайда:

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит - И мчится прочь, уже тлетворный.

13 слайд

Описание слайда:

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие - это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

14 слайд

Описание слайда:

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

15 слайд

Описание слайда:

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой,один во всей вселенной, древо смерти

16 слайд

Описание слайда:

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

17 слайд

Описание слайда:

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег» ,«умер» Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

18 слайд

Описание слайда:

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

19 слайд

Описание слайда:

Антитеза В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

20 слайд

Описание слайда:

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

21 слайд

Описание слайда:

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» - рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

22 слайд

Описание слайда:

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение - о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

23 слайд

Описание слайда:

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

24 слайд

Описание слайда:

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к её уничтожению.

25 слайд

Описание слайда:

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

26 слайд

После возвращения из ссылки А.С.Пушкин понял, что его мечты о свободном творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом,его произведения подвергаются жестокой цензуре.В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Говриллиада»:эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар». В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара,которую употребляли для отравления стрел.Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому.
Стихотворение делится не две части.В первой части даётся описание ядовитого дерева... Во-второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба... При изображении анчара А.С.Пушкин использовал эпитеты,направленные на раскрытие его основного качества- губительного для всего окружающего. (анчар стоит «один во всей вселенной»,породила его природа «в день гнева»).Употреблено одно сравнение-«анчар как грозный часовой».В образе владыки Пушкин подчеркивает его всевластие, безжалостность.(«послал к анчару властным взглядом», «непобедимый владыка»).В образе раба подчеркнута покорность.(«послушно в путь потек», «умер бедный раб у ног непобедимого владыки»).Эти два образа резко противопоставлены друг другу. Пушкин воспользовался антитезой(«непобедимый владыка», «бедный раб»).А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его. Анчар несёт смерть окружающей природе, князь-людям. Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит(согласные «п» повторяется двадцать три раза,а звук «ч»-восемнадцать случаев).(«природа жаждущих степей» «в день гнева породила», «корни ядом напоила»). Использовано огромное количество эпитетов,передающих настроение и смысл стиха.На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёсную рифму:
«В пустыне чахлой и скупой»,
«Анчар как грозный часовой»;
«На почве зноем раскаленной»,
«Стоит-один во всей вселенной».
Это стихотворение написано в двусложном размере:
«В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/,
На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/,
Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/,
Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»
Называется четырёхстопный ямб.
Всё это - рифма,метафоры, размер - и передают то настроение и ту мысль,которую хотел донести до нас автор.
Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия,призыв к её уничтожению.
«Анчар»-это одно из моих любимых стихотворений А.С.Пушкина. Оно пленило меня своим протестом.. Гениальное стихотворение гениального поэта.

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая.

Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет. В первой части ярко, образно описано это опасное дерево: «грозный часовой», «зелень мертвая», «лист дремучий». Его опасаются живые существа, чувствуя его смертельную опасность, а ветер и дождь становятся ядовитыми, соприкоснувшись с ним. Это творение природы в день гнева, но природа дала животным знание о том, что анчар опасен. Знает это и человек.

Вторая честь начинается с противопоставления «но человека человек послал к анчару». Именно человека, не раба, не приговоренного к смерти преступника, а человека. Все люди изначально равны между собой, это и подчеркивает автор. Далее сюжет получает развитие: человек отправился к дереву, принес его части и ослабел. «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки», умер уже не человек, умер раб.

Отправляясь к анчару человек знал что умрет, он мог сам выбрать свою смерть, мог хотя бы на один день стать свободным. Он мог убежать, мог умереть возле дерева, а не у ног владыки. Но его рабское сознание слишком ограниченно для таких смелых решений. Владыка властен и над жизнью и над смертью.

Возможно, автор хотел донести до читателя мысль о том, что слабость одних людей порождает беззаконие других, слабость является причиной бед других людей: «царь… гибель разослал к соседям».
Каждый человек должен делать свой выбор самостоятельно, но этот закон нарушен, поэтому раб погибает. Поэтому отравленные стрелы найдут себе других жертв, конечно же не сами лично, их отправят такие же рабы, только их зовут солдаты, возможно наемники, возможно воины. Так зло набирает свои обороты.

Стихотворение Анчар А.С Пушкин написал в 1828 году. Рабство, безразличие власти к жизням других людей – это главные темы стихотворения, темы которые до сих пор еще актуальны.

Вариант 2

Произведение относится к гражданским лирико-эпическим стихотворениям поэта с включением в него элементов средневековой баллады, представляющим авторские размышления о несправедливом устройстве общества в виде неограниченного единовластного правления.

Повествование в произведении, написанном в аллегорической форме, ведется от имени лирического героя, ощущения и рассуждения которого на протяжении сюжета постоянно меняются, скрывая замаскированное чувство ненависти к происходящим событиям.

Главной мыслью произведения является авторский пронзительный протест в отношении беспредела одного человека, имеющего власть, над другим. При этом поэт преподносит наличие несправедливой власти как естественную и законную трагедию человечества, передавая авторским замыслом постоянное ощущение долгожданной свободы.

Произведение отличается разнообразием проблематики, заключенной в философском размышлении о вопросах жизни и смерти, а также социальном неравенстве и властном порабощении, тирании человеческой свободы.

Композиционная структура стихотворения представлена в двух частях, состоящих из девяти строф, первая из которых в виде пяти строф повествует об истекающем ядом дереве, анчаре, символизирующем зло, а во второй рассказывается в четырех строфах о человеке, отправленном по воле хозяина на верную гибель для поиска смертоносного яда. Вторая часть стихотворения является кульминационной и представляется ядром изложенной трагедии.

Стихотворный размер произведения используется в форме четырехстопного ямба в сочетании с двойным пиррихием и перекрестной рифмовкой, отличающиеся в стихах ритмическим своеобразием, выраженным в сходном расположении четырехударных и двухударных строк, а также пропуском ударения в стопе, подчеркивающих драматичность сюжетной линии стихотворения.

Среди средств художественной выразительности выделяются многочисленные инверсии, эпитеты, метафоры и сравнения, которые в единстве передают психологически-идейный смысл стихотворения. Кроме того, поэт использует антитезу с глагольными противопоставлениями, насыщая произведение мрачными оттенками, а также включает древнерусские приемы языкового раскрытия в виде старославянизмов и архаизмов. Эмоциональную напряженность усиливает использование анафоры и градации, а также повтор однокоренных слов.

В качестве литературных приемов образного описания в стихотворении используется изображение пейзажа, акцентирующего аскетичность и выразительность, несущих негативную эмоциональную нагрузку как олицетворения трагической смерти, безжизненной картины мира.

Стихотворное содержание позволяет поэту продемонстрировать существующий конфликт мироздания, философски обобщенный в трагедии современного общества пушкинского периода времени, выраженный в непримиримости взаимоотношений человека и власти, представленных в произведении в образах владыки и раба.

Анализ стихотворения Пушкина Анчар для 9 класса

Стихотворение «Анчар» написано в стиле восточной притчи, легенды, которая повествует о легендарном дереве яда. Это пример философской и одновременно гражданской лирики поэта. Датой написания стихотворение стал 1828 год.

Композиционное стихотворение можно условно разделить на три части; завязка, основной конфликт, развязка.

В завязке, состоящей из первых пяти строк рассказывается об анчаре, сок которого представляют собой смертельный яд. Мы видим перед собой «грозного часового», который совершенно один во вселенной. Его избегают звери и птицы, и только вихрь не боится и, налетев на дерево, мчится прочь, неся в себе гибель. Однако, человек нарушает законы разумности и отправляет к нему другого человека, и об этом рассказывается в следующей части стихотворения.

В конфликте рассказано, как владыка отправил раба за ядом к анчару, и тот, не смея противиться власти, послушно исполнил волю господину. Конфликт власти и личности – основная идея стихотворения. Свобода личности и тирания власти – одна из центральных тем творчества Пушкина А.С. Трагедия для поэта состоит в том, что раб признает требования владыки и потому послушен ему, в его действиях нет ни капли протеста. Он приносит смолу, зная, что умрет.

Из развязки мы узнаем, что царю была необходима смола для того, чтобы стрелы, которые он собирался использовать против соседей, несли в себе гибель.

Главная тема произведения – это идея зла, которое рассматривается в стихотворении с онтологической и общечеловеческой точки зрения. Зло -неприменный атрибут существования цивилизации. Кроме того, с образом вселенского зла соотносится и тема жизни и смерти, которая так же связана с образом анчара.
Пейзаж в стихотворении выразителен, он создает изображение анчара, как вселенского зла и воплощения смерти. Это создает ощущение трагизма.

Тропы и фигуры стихотворения. Эпитеты: «почве. раскаленной», «прозрачною смолою» метафоры: «Природа породила», противопоставление: «раб» - «владыка». Для создания стилистики притчи используются славянизмы: «тлетворный», «потек», «ввечеру».

Стихотворение мне понравилось уникальным поэтическим образом древа смерти, ощущением его разрушительного воздействия и мастерской передачей конфликта власти и обычного человека.

Анализ стихотворения Анчар по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева Собака 7 класс

    Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли

  • Анализ стихотворения Вознесенского Сага
  • Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание)

    Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

  • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения "Андрей Шенье". Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар".

Тема

В "Анчаре" поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное "зло", ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения - баллада. Стихотворный метр - четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное дерево в "день гнева". Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой - расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ - ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота - условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина - не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы». В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдо средневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия. Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения. Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования. Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб - владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый). Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!