Артикуляционный уклад звука ч. Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков

Bызов отдельных звуков, краткие рекомендации и артикуляционные уклады.

Bызов отдельных звуков, краткие рекомендации и артикуляционные уклады.

вокализация, неговорящие дети, апраксия

После сеанса массажа, используя зрительно-слуховой метод, переходим к вызову отдельных звуков. Занимающийся с ребенком педагог должен четко осознавать движение органов артикуляции и утрированно произносить вызываемый звук. Ниже приведены краткие рекомендации по вызову каждого звука и описаны артикуляционные уклады в алфавитном порядке (Бурлакова М. К., 1997):

А — гласный звук, рот широко открыт, звук вызывается просьбой открыть рот и произнести «а». Если ребенок открывает рот, а выдох отсутствует, можно слегка нажать ему на верхнюю часть живота.

Б — согласный звук, щеки надуты,губы сомкнуты, ноздри зажаты, звук звонкий. Звонкость звука контролируется осязанием тыльной стороной ладони вибрации голосовых связок. Можно вызвать вибрацию нижней губы путем быстрого, легкого постукивания по ней.

В — слегка закушена нижняя губа. Обязательно должныбыть видны зубы. Верхнюю губу можно придерживать пальцами, чтобы образовалась губно-зубная смычка. Звук звонкий, согласный. При вызывании звука хорошо использовать упражнение по задуванию свечи.

Г — согласный звонкий звук. Язык уходит в глубь рта, соприкасается в виде смычки корнем языка с мягким нёбом. Можно помочь ребенку, отодвинувего язык в глубину рта конфетой типа «чупа-чупс».

Д — согласный звонкий звук. Язык слегка высовывается вперед между зубами и как бы отталкивается от них. Если отработан звук «н» или он имеется в спонтанном произношении ребенка, можно зажать его ноздри для получения д-образного звука.

Е — гласный долгий звук. Язык очень сильно упирается в нижние зубы, рот приоткрыт. Можно попросить ребенка протянуть звуки «и-э», что в соединении даст Е.

Ё — звук гласный, относительно короткий. При его долгом произнесении четко слышен звук «О». Помощь, как при вызывании «Е».

Ж — согласный шипящий звук. Язык поднят к твердому нёбу и отодвинут в глубь рта, что достигается путем нажатия на щеки вблизи углов рта. Сквозь щель между зубами выходит легкая струя теплого воздуха.

З — согласный свистящий звук. Углы рта максимально растягиваются в обе стороны, зубы хорошо видны. Сквозь щель между зубами выходит прохладная легкая струя воздуха.

И — гласный высокий звук, рот в улыбке, без напряжения.

Й — подобен краткому «и» с легким придыханием «хь».

К — согласный глухой звук. Язык уходит в глубь рта и соприкасается с мягким нёбом. Помощь как при выбывании звука «г».

Л — согласный долгий звук. Кончик языка поднимается вверх и крепко упирается в альвеолы (за зубами).Принеобходимости ставится в межзубной позиции.

М — носовой долгий согласный звук. Губы плотно сжаты, и воздушная струя выходит через носовую полость. Для получения звука можно слегка сжать губы ребенка и придержать естественный выдох.

Н — носовой долгий звук. Язык поднят к твердому нёбу, губы полуоткрыты и видны зубы, воздушная струя уходит в нос.

О — звук гласный, долгий. Губы растянуты по вертикали, как сама буква «о». Если нужная артикуляторная поза не получается по подражанию, можно добиться произвольного вытягивания губ вперед, предлагая ребенку облизать круглую конфету «чупа-чупс», затем заменив ее несъедобным предметом подходящего круглого сечения (например, горлышко пластиковой бутылки). Следить, чтобы работали только губы ребенка, зубы не должны касаться конфетыили вспомогательного предмета.

П — согласный, глухой краткий звук. Щеки надуты, губы плотно сжаты, ноздри зажаты.

Р — согласный, звонкий, долгий вибрирующий звук. Вибрирует кончик языка, соприкасаясь с альвеолами.

С — согласный, глухой свистящий звук. Губы растянуты в улыбке, зубы оскалены.

Т — глухой согласный звук.Язык между зубами, слегка толкается о зубы.

У — гласный долгий звук. Губы стянуты в узкую «дудочку», выдвинуты вперед. Сначала можно пальцами помогать ребенку удерживать необходимый рисунок губ, затем поза удерживается с помощью тоненькой трубочки например, стержня для шариковой ручки).

Ф — согласный глухой звук. Нижняя губа слегка прикушена, видны края верхних зубов-резцов. Удобно вызывать звук при задувании пламени свечи. Верхнюю губу при необходимости следует придерживать пальцами, чтобы она не касалась нижней губы.

Х — глухой согласный звук. Рот широко открыт, язык уходит в глубь рта, воздушная струя выходит свободно и «тепло».

Ц — согласный сложный краткий звук. Образуется быстрой сменой позиции языка от звука «т» к звуку «с», губы растянуты в улыбку.

Ч — согласный сложный звук. Образуется быстрой сменой позиции языка от «т» к «ш».

Ш — согласный глухой шипящий звук. Язык уходит в глубь рта, губы округлены.

Щ — мягкое «ш».

Ы — гласный звук. Нижняя челюсть несколько выдвинута вперед.

Э — гласный звук. Губы и язык расслаблены. Губы в форме горизонтального овала.

Ю — гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «и» к «у».

Я - гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «и» к «а».

Артикуляторные уклады формируются логопедом в зависимости от готовности ребенка к произнесению того или иного звука. Важно добиться произвольного произношения 5—6 звуков и попытаться слить их в простейшие звукоподражательные слова, привязав к определенным ситуациям, которые легко воспроизводить.

Например, пропевая звук «и», ребенок высоко подпрыгивает, держась за руки взрослого; «б» сопровождается ударами кулачка по мыльным пузырям на столе.

Закрепив стереотип произнесения отработанных лепетных слов, можно расширять их ситуативное употребление, при этом работая над вызыванием следующих звуков. В ряде случаев звуки появляются спонтанно под влиянием развития словаря. Иногда случается «уплывание» казалось бы уже отработанных звуков при включении их в слова. Вероятно, это происходит из-за недостаточности аналитических процессов (как и при обучении чтению только глобальным методом). Ребенок не удерживает отдельно произносимый звук как фонему, если научился говорить слово целиком. Несмотря на соблазн для логопеда работать только над словами, нельзя прекращать вызывание одиночных звуков, так как может наступить вторичный распад появившейся экспрессивной речи, что, возможно, уже происходило в раннем возрасте.

Порядок формирования артикуляционных укладов зависит от наличия у ребенка спонтанных вокализаций. Опираясь на имеющиеся звуки, логопед стремится вызвать их произвольное произнесение и отслеживает обогащение непроизвольной артикуляции. Часто встречающийся порядок появления звуков:

гласные звуки:

А, Э, Ы, И, О, У, затем буквы: Я, Е, Ё, Ю

согласные звуки:

М, П, Н, Т, Ф, Б, И, К, С, X, В, Д, Г, 3, ЛЬ, Ш, Ж, Ч, Щ, Р

На вызывание эхолаличного повторения первых звуков («А», «Э», «Ы») в среднем уходит 4—6 месяцев. Если же ребенку больше 5,5 лет, то эхолаличное воспроизведение гласных может начаться после года работы.

Так как у неговорящих детей рассогласована артикуляция, речевой выдох и голосоподача, сначала может возникнуть беззвучное повторение звуков , затем шепотное, и лишь потом подключается голос. Но это относится только к произвольному произнесению звуков по нашей просьбе, непроизвольные вокализациии ребенка значительно обогащаются и звучат в полный голос. Это указывает на успешность проводимой работы.

Примерно через 2—4 месяца после первых звуков появляются эхолалично повторяющиеся слова (обычно они не связаны с конкретной ситуацией и чем-то привлекли особое внимание ребенка, например «ананас», «самовар»). Слова сначала звучат тихо и невнятно, но постепенно сила голоса возрастает и активный словарь ребенка начинает расширяться за счет все новых существительных.

Нужно отметить, что метод вызывания звуков речи путем формирования артикуляционных укладов очень трудоемкий. К нему приходится прибегать в тех случаях, когда растормаживание устной речи не происходит ни на сеансах холдинг-терапии, ни на занятиях музыкальной терапии, ни на логопедических занятиях, где применяются методики, обычные при работе с детьми, страдающими алалией.

Накопленный опыт работы показал, что применение предложенной методики наиболее эффективно в возрасте 3,5—5,5 лет. Если недостаточность языковой стороны речеподражательного механизма настолько велика, что к семи годам не удается добиться даже номинативной эхолаличной речи, то целесообразно направить основные усилия на развитие импрессивной речи . Также следует создать условия, которые подвигают ребенка к спонтанному использованию таких средств невербальной коммуникации, как жесты и пиктограммы (Корвякова Н. Ф., 1999; Duker P . C ., 1991). Жесты должны лингвистически соответствовать потребностям ребенка, выражать его желания и интересы.

Постепенно заполняя таблицу, легко определить, какие навыки необходимо отрабатывать ежедневно (около них стоит знак минус), а какие уже перешли в автоматизированное действие и нуждаются лишь в подкреплении.


Таблица 2

Режимные моменты и отрабатываемые действия

Понимание фраз

Выполнение команд перед зеркалом

Ручной праксис (произвольные действия)

Артикуляторный праксис, произвольное дыхание

артикуляционный уклад звуков [ С, С’ , З, З’]

1 . «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. «Лягушка» - «Хоботок»

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

4. «Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

5. «Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.

6. «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

7. «Упрямый ослик»

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­ лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

8. «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку -

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

9. «Чистим нижние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи,

И внутри,

Не болели чтоб они.

10. «Маленькие качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом - вниз.

11. «Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ Ш, Ж, Щ, Ч]

1. «Улыбка»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка

Тянет к ушкам

Губы. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

2. «Трубочка»

Вытянуть слмкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

3. «Лопаточка» (см. свистящие)

4. «Блинчик»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя -

Пя-пя-пя -

Язык - лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

5. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

На язык комарик сел,

А взлететь он не сумел!

Прямо в «чашечку» поймался!

В «чашечке» он и остался!

6. «Бублик»

Выполнить упражнение «Трубочка». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

7. «Фокус»

Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

8. «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.


Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

9. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

10. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

11. «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка - ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

12. «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ Л, Л’]

1. «Заборчик»

Улыбнуться, обнажая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении на счет до 5.

2. «Хоботок» (см. свистящие)

3. «Заборчик» - «Хоботок»

4. «Лопаточка» (см. свистящие)

5. «Вкусное варенье» (см. шипящие)

6. «Блинчик» (см. шипящие)

7. «Качели»

Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.

Лягушонок чуть схитрил.

Закричал что было сил:

«Эй, комарики, качели!

На качели, на качели!

Я качели сделал вам!

Покачаю вас я сам!

Рот открыт,

В улыбке губы,

Гибкий кончик языка

Покачает вас пока

Вверх и вниз,

К губе и к носу,

Наслаждайтесь без вопросов!»

8. «Пароход»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опушен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

9. «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп­ражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет: -

Ты - индюк!

11. «Маляр» (см. шипящие)

12. «Посчитай верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый верхний зуб с внутренней стороны.

13. «Чистим верхние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки верхние снаружи

Чистит. Чистит и внутри.

Справа - влево, слева - вправо,

Полюбуйся, посмотри.

14. «Поймаем звук [ Л ] »

Улыбнуться. Во время произнесения звука Л широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук JI.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ Р, Р’]

1. «Качели» (см. Л)

2. «Маляр» (см. шипящие)

3. «Чистим верхние зубы» (см. Л)

4. «Посчитай верхние зубки» (см. Л)

5. «Лошадка» (см. шипящие)

6. «Грибок» (см. шипящие)

7. «Гармошка» (см. шипящие)

8. «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямо­угольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д - д - д - д!»

9. «Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук 3 (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка зак­рывается рот при выполнении этого уп­ражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

10. «Моторчик»

Основное упражнение. Во время дли­тельного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Ба­рабан» или «Комарик») быстрыми дви­жениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или про­сто прямым указательным пальцем само­го ребенка производить частые колеба­тельные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас - мотор!

Заводи его, шофер!

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ К, Г, Х]

1. «Лягушка» - «Хоботок» (см. свистящие)

2. «Лопаточка» - «Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить ши­рокий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

3. «Киска сердится» (см. свистящие)

4. «Чистим нижние зубы» (см. свистящие)

5. «Посчитай нижние зубки» (см. свистящие)

6. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упе­реться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны дви­гаться.

7. «Качели» (см. Л)

Уклад органов артикуляции. Для произнесения звука л необ­ходима достаточно сложная работа различных частей артикуля­ционного аппарата: губы нейтральны и принимают положение в; зависимости от следующего гласного; расстояние между верхни­ми и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); передняя и средняя части спинки языка опускаются, корневая его часть приподнимается и оттяги­вается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность; боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л" отличается от артикуляции твердого л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-сред­няя часть спинки языка поднимается по направлению ктвер­дому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спин­ки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Выработке необходимых движений языка способствуют сле­дующие упражнения.

    «Наказать непослушный язычок».

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

    «Качели-1».

Цель:

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачи­вать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    «Качели-1».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и ниж­няя челюсть были неподвижны.

    «Качели-2».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за ниж­ние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не дви­галась.

    «Вкусное варенье».

    «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

    «Беззвучно пощелкать кончиком языка».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и по­движность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

10. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира­ется в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались непо­движными.

11. Упражнения в произнесении звука к (г).

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать вы­ гнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

б) То же, но произносить звук г.

12. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

13. «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про­износить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хо­рошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя че­люсть были неподвижны.

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ .

Звук Ш.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш , и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш . Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж ; добавив подъем средней части языка, получим щ ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!