Астафьев живи и помни краткое содержание.

Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьем понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года ее замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность. “Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тетки в работницах гнуть спину на чужую семью…”

Настена кинулась в замужество как в воду – без лишних раздумий: все равно придется выходить, без этого мало кто обходится – чего же тянуть? И что ждет ее в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. “Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребенка, но детей нет”.

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба – уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. “Лишь однажды, когда Андрей, попрекая ее, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно еще, кто из них причина – она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил ее до полусмерти”. А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. “Больше ничего он о себе не сообщал?” – “Нет… А че такое с им? Где он?” – “Вот и мы хотим выяснить, где он”.

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: “Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?” И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится ее тайной и воспринимается ею как крест. “Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и ее участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай”.

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: “Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся”.

В душе Настены поселяется задор и кураж – до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребенка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами – Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение – побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: “Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе”. Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие ее подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. “Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей – любопытные, подозрительные, злые”. Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие ее превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают ее к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: “Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть”.

Вариант 2

В своем произведении “Живи и помни” Григорий Распутин рассказывает о судьбе одной девушки Насти, которая является героиней рассказа. Она вышла замуж за некого Андрея Гуськова, в которого не была влюблена. Подалась в замужество лишь потому, что хотела сбежать от своей тетушки, которая заставляла ее много работать. Но и в чужом дворе ей пришлось нелегко. Девушка из работницы снова превратилась в работницу, только в этот раз ей попалось большое хозяйство. Бог не посылал им с мужем детей, как бы они не старались. Все в деревне стали обсуждать семью Гуськовых, а во всем происходящем Настена винила лишь себя. Она была верна своему мужу. И вот однажды Андрей избил ее до полусмерти, потому что та упрекнула его, что он виноват в том, что у них нет детишек.

Наступила война. Андрея забирают на фронт, а Настена остается дома по хозяйству. Она даже радуется от того, что у нее нет детей, ведь их нужно было кормить, а еды в такое тяжелое время не хватало. Девушка очень ждала писем от Андрея, которые получала регулярно с фронта и с госпиталя, куда он попал с ранением. Но вот однажды, к ней наведались председатель сельсовета и милиционер, с просьбой показать всю переписку со своим мужем. Посмотрев письма, они ушли, ничего не объяснив. А в это время Андрей Гуськов сбежал с госпиталя и уже считался дезертиром. Он знает, что его поймет и примет лишь его Настена. Девушка заподозрила, что муж вернулся лишь тогда, когда с бани пропадает топор. Тогда она оставила там хлеб, а однажды когда топила баню, увидала своего возлюбленного. С того момента, это стало ее секретом и воспринимается ею как крест. Настена ради него стала всем врать и красть, чтобы остаться в глазах мужа хорошей женой.

В душе героини поселяется задор и кураж, а также она все-таки забеременела и готова на все ради мужа. Она знала, что ее Андрей не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя потому что, не вылечив его до конца, военные собирались отправить обратно на фронт.

Так он наплевал на чувства своих родных, жены и даже страны. Андрей знает, что его могут обвинить в совершенном поступке и даже приговорить к смерти, но все же скрывается. И ему не стыдно, что о нем говорят плохо. А вот Настене наоборот, становится плохо. Она не может глядеть в глаза женщин, которые не дождались своих мужей с войны, но все-таки решает хранить тайну мужа. Но со временем ее подруги заметили беременность героини и стали осуждать ее, а свекровь выгнала из дому. Не выдержав всей этой нагрузки, девушка решает утопиться в водах Ангары.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В последнее время мы чаще стали говорить о нравственности. Отношение к народу, его жизни со всеми тяготами и радостями, его опыту, выступает главным мерилом духовной сущности человека. В жизни часто встречаешься с безнравственностью. Поэтому, чтобы воспитывать в себе нравственность, я Read More ......
  2. Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Валентин Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же Read More ......
  3. Тот, кто в беде покидает свой народ, становится его врагом. Ч. Айтматов Чингиз Торекулович Айтматов пришел в литературу с ярким и интересным произведением “Лицом к лицу” в 1958 году. Незатейливое повествование о дезертире приобретает под пером мастера философское осмысление. Айтматов Read More ......
  4. “Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула В тупик, выхода из которого нет”. В. Распутин. “Живи и помни” Одной из лучших книг о войне назвал В. Астафьев повесть “Живи и помни” В. Распутина, отметив ее потрясающую глубокую трагичность. Опубликованная в 1974 Read More ......
  5. Все хорошо. Все спокойно. Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на второй полке бабушкиного стеллажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Странно то, что меня вовсе Read More ......
  6. Завязка сюжета повести В. Г. Распутина “Живи и помни” напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе Read More ......
  7. Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? В. Распутин. Живи и помни Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина “Живи и помни”, которая сразу пос­ле ее издания в Read More ......
  8. Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор – глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его актив-ная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен Read More ......
Краткое содержание Живи и помни Распутин

Повесть «Живи и помни» была написана в 1974 году. В 2008 произведение было экранизировано режиссёром Александром Прошкиным. Главные роли в фильме исполнили Дарья Мороз и Михаил Евланов.

Главная героиня повести – молодая женщина по имени Настёна. Сирота воспитывалась в доме своей тётки, не зная ни любви, ни даже просто хорошо обращения. С ранних лет Настёна была вынуждена много работать, чтобы не быть нахлебницей в чужом доме. Когда Андрей Гуськов предложил девушке выйти за него замуж, она, не задумываясь, приняла его предложение. Настёна никогда не любила мужа, но была уверена в том, что в браке обретёт счастье, которого не имела в детские годы. За несколько лет совместной жизни в семье Гуськовых так и не появилось детей. Андрей обвинял в этом жену. Настёна постоянно чувствовала себя виноватой.

Глава семьи уезжает на фронт. Молодая жена получает письма от супруга. Но однажды к ней пришли милиционер и председатель сельсовета. Андрей пропал без вести, его подозревают в дезертирстве. Когда из бани пропал топор, молодая жена сразу поняла, что муж вернулся домой. Через некоторое время встреча супругов всё-таки состоялась. Она показалась Настёне наваждением, кошмарным сном.

Суеверная женщина была уверена в том, что человек, встреченный ею в бане, был не её мужем, а оборотнем. Настёна долго сомневалась в реальности всего произошедшего ночью, полагая, что ей это всё только приснилось. Впоследствии Андрей объяснил жене, что он не убийца и не предатель. Он не совершил никакого преступления. Причиной его дезертирства стала слишком ранняя выписка из госпиталя. Гуськов должен был отправиться обратно на фронт, несмотря на то, что его лечение ещё не было окончено.

Андрей понимает, что его действия будут расценены властями, как одно из самых страшных преступлений, но не хочет каким бы то ни было способом исправить ситуацию. Настёна тщательно скрывает от односельчан незаконное возвращение супруга. Молодая женщина по-прежнему не любит своего мужа. Лгать её заставляет чувство долга. Долгожданная беременность становится неожиданной радостью для Гуськовых. Ради мужа и будущего ребёнка Настёна готова терпеть ещё большие тяготы.

Безвыходная ситуация
Беременность принесла не только радость. Отсутствие мужа и наличие ребёнка могут означать только одно: Настёна изменила Андрею. Если же это не так, значит, Гуськов вернулся, что, в свою очередь, указывает на его дезертирство. Настёна согласна на то, чтобы её считали неверной женой, если это поможет спасти мужа.

Молодая женщина сталкивается с ненавистью и презрением окружающих. Узнав о том, что сноха беременна, свекровь немедленно выгоняет её из дома. Отчаяние приводит Настёну к самоубийству. Молодая женщина бросается в Ангару.

Настёна Гуськова

Не получив в детстве любви и ласки, главная героиня мечтает о собственной семье, где она была бы хозяйкой. У Настёны нет времени ждать настоящую любовь. Она хочет как можно скорее уйти из тёткиного дома и принимает предложение руки и сердца от нелюбимого мужчины.

Основная черта характера главной героини – это чувство долго. Настёна знает о том, что должна быть замужем, должна иметь детей, должна быть верной и преданной женой своему мужу. В этом её предназначение, и она не видит свою жизнь по-другому. Когда Андрей оказывается в беде, Настёна прилагает все усилия для того, чтобы помочь ему. Молодая женщина всё также не любит своего мужа. Но Андрей её единственный близкий человек, которого она не хочет терять.

Мечта о настоящем счастье кажется Настёне особенно близкой после того, как она узнаёт о своей беременности. Теперь у неё будет полноценная семья, и она уже не станет считать себя ущербной женщиной. Но в какой-то момент главная героиня понимает, что и на сей раз счастье пройдёт мимо. Долгожданный ребёнок был зачат не в самое подходящее время. Он принесёт горе вместо радости.

Чувство долга заставляет Настёну жестоко страдать. Она выполнила свой долг перед мужем, но предала при этом родину. Видя, как в другие семьи приносят похоронки, Настёна упрекает себя за то, что вдовой вместо неё стала другая женщина. Её муж жив только потому, что погибли чужие мужья. Настёне это кажется несправедливым.

Оказавшись в безвыходном положении, главная героиня видит единственное решение своей проблемы. Тем не менее, автор не хочет, чтобы Настёну считали самоубийцей. Пытаясь оправдать свою героиню, он говорит о том, что молодая женщина просто очень устала. Она искала отдыха, а не смерти.

Андрей Гуськов

В отличие от своей жены, Андрей не обременён чувством долга. Его вполне можно назвать безответственным человеком. Андрей живёт для себя и ради себя. Он признаёт только собственную правду. В отсутствии детей главный герой, в первую очередь, винит свою жену. Он не считает себя ни дезертиром, ни предателем. Андрей убежал из госпиталя потому, что его хотели отправить на фронт раньше времени. Он просто спасал свою жизнь и никого не собирался предавать. Кроме того, он всего лишь крестьянин, а не воин. Андрей родился не для того, чтобы убивать других людей.

Гуськов эгоистично принимает все жертвы своей жены, даже не задумываясь о том, на какие страдания обрекает её своими действиями. Переложив все свои проблемы на слабую хрупкую Настёну, Андрей делает то, что считает нужным. Страдания жены для него ничего не значат. Она – женщина, её удел терпеть. Несмотря на то, что беременность жены только усугубила сложившуюся ситуация, Андрей не чувствует никакого раскаяния и не винит себя в том, что зачал ребёнка в таких непростых обстоятельствах. Он наконец-то получил то, чего так давно хотел.

Главная идея

Желание следовать долгу может быть оправдано не всегда. Стремление постоянно отдавать безвозмездно не менее губительно, чем постоянное стремление безответно принимать жертву. Нарушая энергетический баланс и дающий, и берущий остаются в проигрыше.

Анализ произведения

Жизнь простых русских людей представил в своей повести Валентин Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание этого произведения едва ли способно передать всю палитру чувств, испытываемых героями) – не уникальная история. Женщин и мужчин, подобных Настёне и Андрею, в годы Великой Отечественной войны было немало.

Автор не осуждает своих героев, не выносит им суровых приговоров. Настёна отказалась выдать властям нелюбимого мужа. Она хотела быть счастливой, несмотря ни на что. Не стоит осуждать и Андрея. Он родился не для того, чтобы убивать и разрушать. Миссия простого крестьянина – созидательный труд. Андрей не считает себя предателем потому, что всегда служил родине другим способом: он возделывал землю, как это делали его предки. Главный герой уверен в том, что не он предал родину, а родина в чём-то предала его. Он долго воевал, был ранен и надеялся на отпуск, во время которого он мог бы побыть со своей семьёй, залечить ранения. Но вместо этого Андрею вновь придётся отправиться на ненавистную войну.

Ужасы кровавой бойни пробуждают в человеке инстинкт самосохранения – один из самых древних человеческих инстинктов. Чем меньше шансов на жизнь остаётся у человека, тем сильнее его желание остаться в живых.

Повесть Распутина “Живи и помни”: краткое содержание

4.3 (86.67%) 6 votes

В 1937 году родился известный российский писатель, гений деревенской прозы — Валентин Распутин. На своем творческом пути он написал большое количество замечательных произведений, основная часть из которых посвящена жизни в русской деревне. Одним из таких рассказов является «Живи и помни», краткое содержание которого представлено ниже.

События разворачиваются в сельской местности в 1944 году. В одну из деревень на Ангаре возвращается дезертир Андрей Гуськов. Мужчина понимает, что родители не встретят его с распростертыми объятиями и улыбкой. Вся его надежда на доброе сердце жены и то, что она примет мужа, несмотря на побег с линии фронта.

В. Распутин «Живи и помни»

Предыстория

Супругу дезертира Андрея зовут Настя. Женщина вышла замуж на него не по любви, а из-за того, что рано осталась сиротой и деваться ей было некуда. Долгое время работала у родной тетки по хозяйству.

Когда Андрей предложил замужество, то не стала долго раздумывать и согласилась. Оказалось, что в новом доме ее ждет та же судьба, но только хозяйство в несколько раз больше, а спрос за выполнение домашних обязанностей еще строже.

Прожила Настя с Андреем 4 года, но совместных детей так и не нажили. Из-за этого невестку еще сильнее упрекали родители Андрея. Настя не любила своего мужа, но всегда хранила ему верность и преданность, как и подобает деревенской женщине. Неоднократно она ловит себя на мысли, что именно отсутствие детей и является тем фактором, который заставляет ее терпеть тяжелую физическую работу и упреки родителей мужа.

До самого начала войны супруги старались зачать ребенка, но так ничего у них и не получилось. Однажды на этой почве произошел большой скандал. Андрей начал упрекать Настю, что та не может родить ему ребенка, что ее нельзя назвать полноценной бабой.

Настя не выдержала, вспылила и сказала, что еще неизвестно, в ком именно причина, ведь ей не приходилось бывать с другими мужиками.

После этого Андрей избил Настю до полуобморочного состояния. Затем его призвали в армию на войну с Германией. Настя получала от мужа письма с удивительной регулярностью, но однажды наступила зловещая пауза. Закрадывались мысли, что Андрея убили. Одним погожим утром к ним в дом пришел глава сельского совета в сопровождении участкового милиционера. Мужчины стали интересоваться, где Андрей, не известно ли им что-то о его местонахождении.

Тайные встречи

Однажды Настя замечает, что из бани пропал топор, который до этого хранился в половице. У женщины появляется подозрение, что это Андрей вернулся домой и прячется где-то неподалеку. Чтобы подать мужу знак, Настя оставляет здесь же в бане кусок хлеба, который также бесследно пропадает. Спустя некоторое время Настя топит баню, подавая знак супругу, который приходит к ней, и они встречаются после долгой разлуки.

После этого начинается их скрытная любовь. Супруги встречаются в лесных зимовках вдали от людских глаз, подолгу разговаривают о том, как теперь все будет, как им дальше жить. Андрей понимает, что назад ему дороги нет, так как он дезертир, а это все равно, что предатель родины. Настя в свою очередь покрывает преступление, не сообщая органам о местонахождении мужа, что тоже является уголовно наказуемым. В голове женщины поселяются сомнения — она не знает, как ей поступить в этом случае.

Настя входит в кураж и поддается азарту. Ей нравится тайком встречаться с Андреем. Сначала это кажется интересным увлечением, но чем больше проходит времени, тем яснее становится осознание того, что она возложила на себя тяжелую ношу, покрывая мужа-преступника. Периодически у нее появляются мысли рассказать обо всем участковому, но как только женщина вспоминает о супружеском долге быть с мужем до конца, то эта идея сразу уходят на второй план.

Отношения с односельчанами становятся все хуже. Анастасия обнаруживает, что беременная. Наконец-то сбылось то, о чем они с Андреем так долго мечтали, но насладиться радостью отцовства ее муж не может. Их тайна – это одновременно и жизненный крест, который не дает возможность нормально жить, как все другие жители деревни. Настя больше не может смотреть в глаза женщинам, которые получают на руки похоронки о гибели своих мужей.

Развязка

Наступает долгожданный день победы. Все в селе радуются, но Настя не в состоянии в полной мере разделить эту радость с односельчанами, ведь ее муж — дезертир. На этой почве женщину охватывает злость и ненависть к Андрею, ведь он так же, как и многие другие сельские мужики, мог бы выжить, вернуться домой и жить с ней нормальной жизнью.

А вместо этого он вынужден прятаться в лесу за рекой, а она поневоле разделять его крест.

Когда беременность стала уже очень видна, то все бывшие подруги Анастасии начали откровенно над ней смеяться, подшучивая, что мол она нагуляла ребенка. Свекровь не выдерживает такого позора и выгоняет сноху из дома. Женщина находится в отчаянии, не зная, что ей делать, куда пойти. Законный супруг не может оказать ей помощь, поддержку, заступиться перед односельчанами, так как его сразу же арестуют.

Самостоятельно Настя не в силах больше терпеть эти испытания судьбы. У женщины накапливается моральная усталость, которая тяжелым камнем лежит на сердце. В один из таких моментов она принимает решение шагнуть в бурные воды реки Ангара. Женщина чувствует, словно вода влечет ее, что там она сможет найти истинный покой и отдых.

В водах Ангары нет осуждения односельчан, насмешек подруг, тяжелой домашней работы, злой свекрови и мужа-дезертира. Настя совершает самоубийство, забрав с собой на тот свет еще не родившегося ребенка. Дальнейшая судьба Андрея Гуськова неизвестна. Возможно, мужчина и дальше продолжил прятаться в окружных лесах либо же сдался работникам правоохранительных органов, после чего понес наказание за дезертирство.

На этом краткий пересказ произведения «Живи и помни» завершен. Все же по возможности рекомендуется прочесть рассказ Валентина Распутина полностью, чтобы прочувствовать всю полноту эмоций и жизненных обстоятельств, в которых находились главные герои.

Полезное видео: о повести Распутина «Живи и помни»

О чем рассказ «Живи и помни»

Анализируя сюжетную линию рассказа, можно прийти к выводу, что автор произведения не только описывает жизнь в российской деревне в период боевых действий, но и поднимает важные моральные вопросы:

  • Нравственность, отношение русской женщины к семейному долгу, ее обязанность перед законным мужем разделять не только радости совместной жизни, но и тяжелые ноши (судьба героев – это лишь пример жизни сотен, а возможно и тысяч пар, которые из-за дезертирства мужей были разделены войной).
  • Межличностные отношения жителей деревни, когда условности того времени, касающиеся рождения детей, беременности в отсутствие мужа, были выше человеческого отношения друг к другу.
  • Всегда нужно жить по установленным правилам и законам, а особенно, если от этого зависит не только твоя личная жизнь, но и судьбы родных, близких (Андрей пренебрег этим простым правилом, что в итоге привело к гибели его супругу, а также их неродившегося ребенка).
  • Защита родины превыше всего, нет оправдания дезертирству, и не имеет значения, под каким предлогом было совершено самовольное оставление воинского подразделения.

Полезное видео: В. Распутин «Живи и помни» - монолог

Вывод

Читать краткое содержаниерассказа «Живи и помни» будет полезно детям старшего школьного возраста, студентам, а также людям старшей возрастной категории, которые просто хотят расширить свой кругозор и узнать больше о творчестве Валентина Распутина и русской литературе в целом.

Посредством дезертирства Андрей Гуськов прибывает домой в деревню на Ангаре. Он не рассчитывает на тёплый приём, но всё же надеется, Настёна поймёт его. И его надежда все-таки оправдывается. Жена Гуськова, видит приметы, которые указывают на возвращение мужа и интуитивно чувствует, что он вернулся, но все же опасается признания самой себе в этом. Совместно прожитые годы не принесли счастья, но она, лишённая родителей, надёжно ощущает себя защищённой. Выходила замуж, не задумываясь, чтобы поскорее убежать от тётки, и не выполнять тяжелую работу на благо чужого семейства. Ум подсказывал, что мало кто избегает участи замужества, и ей надлежит сойтись в браке с мужчиной. Зачем же оттягивать?

Главная героиня не предполагала лёгкую жизнь в другом селе, но так вышло, что обязанностей стало больше, чем до супружества, и никто с ней в новой семье не церемонился. Ситуацию могло поменять рождение ребёночка, но его не было.

Она с детских лет слышала, что бездетность говорит о женской неполноценности. У неё не получается забеременеть, и она винит в этом себя. Однажды Гуськов жестоко побил Настёну, когда та в ответ на упрёки в сердцах сказала, что он может быть виноват в отсутствии ребятишек.

Когда муж ушёл на фронт, она поняла, что даже хорошо, что детей нет, ведь другим семьям тяжелее в обратном случае. Письма приходят с войны часто, затем из госпиталя, когда получил ранение. Возможен и отпуск, но потом весточки прекращают приходить. Героине повести наносят официальный визит милиционер с головой сельского совета с просьбой показать письма мужа. Расспрашивают её и хотят выяснить его нахождение.

Исчезновение топора из парильни повергает Настёну в размышление о том, что Андрей вернулся. Ведь посторонний человек не додумается заглянуть под половицу. Она кладёт в бане хлеб, и как-то решает затопить её. Расчёт оправдался, она встречает там мужа. Его дезертирство для неё - тайная обречённость.

Самоотверженное содействие Гуськову, враньё, воровство - всё это совершает Настёна ради него. Она не боится взвалить на свои плечи вину за то, чего не совершала, готова вести длинные беседы с ним о безысходности при тайных встречах за рекой, терпеть нелёгкий труд дома, и быть не искренней с сельчанами. Стойко, мужественно несёт свой крест, уже будучи беременной.

Андрей вовсе не страшный преступник, он просто дезертировал с госпиталя. Его, не подлеченного до конца, снова отправляли воевать. А он был настроен на отпуск, ведь так давно, целых четыре года, не бывал в родных краях.

На местном праздновании победы, Настёна уясняет для себя, что из-за мужа она не в праве с радостью встретить это торжество. Осознание того, что он был в силах, как и другие, живым прийти с войны, а не являться беглым, доводит Настёну порой до ненависти, её отчаянию нет предела. У неё зреет внутренний спор: отречься от мужа или же оставаться с ним до конца?

Когда уже заметна беременность Настёны, она высмеяна бывшими приятельницами и была выгнана свекровью. Неизбежность скрытия чувств, их сдерживание ещё сильнее выматывают, бесстрашие граничит с рискованностью и загубленными чувствами. Это и влечёт за собой её суицид в водах Ангары.

Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьем понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года ее замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность. “Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тетки в работницах гнуть спину на чужую семью…”

Настена кинулась в замужество как в воду – без лишних раздумий: все равно придется выходить, без этого мало кто обходится – чего же тянуть? И что ждет ее в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. “Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребенка, но детей нет”.

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба – уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. “Лишь однажды, когда Андрей, попрекая ее, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно еще, кто из них причина – она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил ее до полусмерти”. А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. “Больше ничего он о себе не сообщал?” – “Нет… А че такое с им? Где он?” – “Вот и мы хотим выяснить, где он”.

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: “Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?” И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится ее тайной и воспринимается ею как крест. “Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и ее участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай”.

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: “Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся”.

В душе Настены поселяется задор и кураж – до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребенка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами – Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение – побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: “Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе”. Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие ее подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. “Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей – любопытные, подозрительные, злые”. Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие ее превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают ее к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: “Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание повести Распутина “Живи и помни”

Другие сочинения по теме:

  1. Кто же виноват в падении Гуськова? Иными словами, каковы соотношения объективных обстоятельств и человеческой воли, какова мера ответственности человека за...
  2. Писатели все чаще называют имена своих великих соотечественников: Достоевского, Толстого, Горького, используют их традиции в своем творчестве. “Два великих романа...
  3. Война – это, как мне кажется, для каждого человека противоестественное явление. Несмотря на то, что мы живем уже в двадцать...
  4. Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями. Март месяц. Иван Петрович – водитель....
  5. Ехать за помощью к брату Кузьма решил еще ночью, хотя в глубине души сомневался, что брат поможет – они уже...
  6. Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к...
  7. Центральный персонаж повести – шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой...
  8. Усталый Иван Петрович возвращался домой. Еще ни когда он так не уставал. “И с чего так устал? Не надрывался сегодня,...
  9. “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то...
  10. Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности...
  11. “Горит село, горит родное…” Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси...
  12. Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина “Пожар”) Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в...
  13. В. Г. Распутин родился в 1907 г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой...
  14. Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Каждый из нас проводит за школьной партой...
  15. В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение...
  16. Компания детей сдавала бутылки. Принимал тару “замученный старичок, гномик в очках”. Дети обманывали его, воруя бутылки и сдавая их снова....
  17. Литература 1960 – 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу “малой родины”, к народным...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!