Автоматизация звука в прямых слогах. ЗКР — звуковая культура речи дошкольников

Цель: автоматизация звука З в словах; согласование числительных с существительным.

Ход игры: Составь словосочетания со словами зуб, коза, зонт по образцу.

Образец: один зуб, два зуба, пять зубов, девять зубов.

2. Игра «Добавь звук»

Цель: автоматизация звука З в словах;

Ход игры: Добавь первую букву.

…везда …амок …акон …аплатка

…вонок …уб …аноза …абор

4. Игра «Запомни, повтори»

Цель:

Ход игры: Запомни и повтори ряд слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

Замок – коза – зонт – гнездо

Гнездо – коза – замок – зонт

Коза – гнездо – зонт – замок

Замок – зонт – гнездо - коза

5.Игра «Снежный ком»

Цель: автоматизация звука З в словах; развитие слуховой памяти;

Ход игры: Повтори мое, слово со звуком З и придумай свое. Я повторяю свое, твое, и придумываю новое слово.

Образец: зуб

зуб - воз

зуб – воз – мимоза

зуб – воз – мимоза- изба

6. Игра «Один - Много»

Цель: автоматизация звука З в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного;

Ход игры: Послушай слова, измени по образцу.

Образец: зуб - зубы, замок - замки.

таз арбуз звезда

коза мороз гнездо

фазан завод поезд

7. Игра «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука З в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Ход игры: Послушай слова, назови ласково.

Образец: зайка - заинька, зуб – зубик, замок – замочек, зонт – зонтик и т. д.

8.Игра «Скажи наоборот»

Цель: автоматизация звука З в словах; расширение словаря;

Ход игры: Назови слово противоположное по значению.

Образец: больной – здоровый, добрый - злой, чистый – грязный, одевать - раздевать, открыть - закрыть, вверх – вниз и т. д.

9. Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука З в словах; согласование числительного с существительным;

Ход игры: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом алмаз.

Образец: Один алмаз, два алмаза, три алмаза и т. д.

10.Игра «Распутай слова»

Цель:

Ход игры: Взрослый переставляет слоги местами, называет слово которое получилось и бросает ребенку мяч. Ребенок отгадывает слово и возвращает мяч.

Образец: зако - коза, зонби - бизон, мокза - замок и т.д.

11. Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука З в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: Взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: зуб – мой зуб, коза – моя коза, газон – мой газон, фазан – мой фазан, бизон – мой бизон, экзамен – мой экзамен и т. д.

12. Игра «Командир»

Цель: автоматизация звука З в словах; глаголов повелительного времени.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку стать командиром, называет глагол с приставкой ЗА, а ребенок изменяет.

Образец: завязать - завяжи.

Зарисовать, заходить, записать, запеть и т. д.

13. Игра «Измени предложение»

Цель:

Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

Образец: Показывать Зое козу.

Я показываю Зое козу.

Ты показываешь Зое козу.

Он показывает Зое козу.

Она … Вы… Мы… Они…

14. Игра «Путаница»

Цель: автоматизация звука З во фразе;

Ход игры: Составь и преобразуй предложение по образцу.

Образец: Зоя, роза, у. – У Зои роза. – Это Зоина роза.

Зоя, заколка, у.

Зоя, замок, у.

Зоя, ваза, у.

15. Игра «Исправь ошибки»

Цель: автоматизация звука З во фразе.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Зонт забыл Зою на газоне.- Зоя забыла зонт на газоне.

Сосна стоит за Зоей..

Розовую вазу поставили в розу.

Забор перелез через Захара.

Автоматизация звука З в слогах.

за-за-за; зо - за - зы - зу
зо-зо-зо; зы - зо – за - зу
зу-зу-зу; зо - зы - за - зу
зы-зы-зы; зы - зу - за – зо

Автоматизация звука З в словах.

ЗА
Зайка, закат, запад, запах, завод, замок, забава, заноза, загадка, забыть, заболеть, ваза, зал, коза, фазан, глаза, мазать, лизать, показать, наказать, указать.

ЗО
Зоя, зов, зоб, зонт, зонтик, зона, золото, возок, газон, зоркий, зорька.

ЗУ
Зубы, зубок, зубной, везу, козу, внизу, ползу, мазут, грызу, разумный.

ЗЫ
Язык, тазы, возы, козы, вазы, грозы, берёзы, арбузы, музыка, пузырь, пузырёк, козырёк, морозы, называть, показывать.

Автоматизация звука З в чистоговорках.

за-за-за - надвигается гроза
за-за-за - шапка лезет на глаза
зу-зу-зу – паровозик я везу
зу-зу-зу - сто вагонов я везу
зы-зы-зы – испугались мы грозы
зы-зы-зы - покупаем мы тазы

Автоматизация звука З в словах.

ЗА
Забава, загар, зарево, забияка, закат, заря, забор, закладка, заряд, завиток, зал, затея, завод, замок, защёлка, завтрак, заноза, заяц, загадка, запас, зоб, запах.

ЗО
Зоб, зов, Зоя, зона, узор, возок, бизон, газон, дозор, Трезор, зоркий, зори, зорька, золото.

ЗУ
Зубы, зуд, везу, козу, внизу, ползу, грызу, мазут, разутый, разумный, зубр, грызун, мазурка.

ЗЫ
Базы, вазы, вязы, газы, козы, грозы, грузы, берёзы, арбузы, мимозы.

Автоматизация звука [З] в словосочетаниях.

Восточный базар, забытая база, задать вопрос, закрытая зона, звуки музыки, светлые глаза закладка Зои,спелые арбузы, приятный запах, старый замок, громкий звонок, завтра морозы, пасутся козы, розовый закат, злой зубр.

Автоматизация звука [З] в предложениях.

В зале заиграла мазурка.
Зоя купила в магазине зонт.
Мама поставила в вазу незабудки.
Мы изучаем азбуку.
Он не знал, как называется фильм.
В квартире раздался звонок.
Лиза звонко запела песню.
На цветке сидела стрекоза.
В зале заиграла звонкая музыка.
Я ползу в гору.
Мне купят зайку и мозаику.
На столе ваза с мимозой.
Лиза привязала козу под березой.

Автоматизация Звука З в связной речи.

Я в зоопарк вчера попал
И на заборе прочитал:
«Мы на земле - одна семья!
Нельзя зверей дразнить, друзья!»

Два дрозда
Видишь, смотрят из гнезда
два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
а второй покажет хвост.
С. Маршак.

Кузница.
Кузница – изба на околице. В кузнице – кузницы. Допоздна кузницы бьют железными молотками. Их работа полезна. Кузницы выходят из кузницы усталые и чумазые.

Козлята.
У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

Изолированное произношение звука [З]

Упражнение «Комарик»

Комарик звенит: «З - з - з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:

ЗА - ЗА - ЗА - ЗА

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ

ЗО - ЗО - ЗО - ЗО

ЗУ - ЗУ - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗЫ - ЗО - ЗУ

ЗО - ЗУ - ЗА - ЗЫ

ЗУ - ЗО - ЗЫ - ЗА и т.д.

Автоматизация звука [з] в словах с прямым слогом (начало слова):

Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубы.

Автоматизация звука [з] в обратных слогах

АЗ - ОЗ - УЗ - ИЗ

ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах

АЗА - АЗО - АЗУ - АЗЫ

УЗА - УЗО - УЗУ - УЗЫ

ОЗА - ОЗО - ОЗУ - ОЗЫ

ИЗА - ИЗО - ИЗУ - ИЗЫ

Автоматизация звука [з] в в интервокальной позиции:

Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЗНО - ЗНУ - ЗНЫ

ЗМА - ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗВА - ЗВО - ЗВУ - ЗВЫ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ - ЗДЫ

ЗЛА - ЗЛО - ЗЛУ - ЗЛЫ

Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:

Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Золотой значок, забытая база, звуки музыки, знакомая музыка, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, полезная кукуруза, загадочный замок, заводной зайка, знакомая ваза, забавный зайка, забытая забава, золотые зубы.

Автоматизация звука [з] в предложении:

У Лизы мимоза.

У Зои замок.

Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

В зале звучит музыка.

В квартире раздался звонок.

В кузове машины везли арбузы.

Зоя купила в магазине зонтик.

Золотая запонка закатилась под диван.

Зоя помазала порез мазью.

Лиза звонко запела веселую песню.

Мама поставила в вазу незабудки.

Мы изучаем азбуку.

На вокзал поезд придет без опоздания.

На столе в вазе стояли розы.

С неба упала золотая звездочка.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках:

ЗА - ЗА - ЗА - вот идет коза.

ЗА - ЗА - ЗА - отказали тормоза.

ЗА - ЗА - ЗА - улетела стрекоза.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - мы поймали стрекозу.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - везу козу на возу.

ЗЫ -ЗЫ - ЗЫ - утащили мы тазы.

ЗО - ЗО - ЗО - нам с тобой повезло.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - розу я тебе везу.

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - давно не было грозы.

ЗОЙ - ЗОЙ - ЗОЙ - козлята идут с козой.

Автоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.

Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.

Замок закрыт на замок.

У входа в замок - звонок.

Столетняя пыль на звонке -

Замок сто лет на замке.

Автоматизация звука [з] в стихах:

«Новый год»

К нам зайдет Новый год,

Засверкают глаза.

«Незабудки»

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

«Завтра, - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

Да смотри не ошибись.

Автоматизация звука [з] в текстах

ЗВОНОК

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

ЗАБОТЛИВАЯ ХОЗЯЙКА

У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. - «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска-зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить-ся с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

Автоматизация звука [З] в изолированном виде

Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

Губки улыбаются,

Зубки появляются.

Воздух носиком вдыхаем,

Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

Упражнение «КОМАР - ЗВЕНЕЛКА» [З]

Комар летит, его песенка звенит.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

2. Имитировать движение: «комар звенит»

Упражнение «КОМАР КУСАЕТ»

Комар не зевает, кого-то кусает.

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

Внимательно читай, характер звука узнавай.

Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука

2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

Внимательно читай, признак звука выбирай.

Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.

2. Зачеркнуть ненужные признаки.

Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

Символ вспоминай, цвет подбирай

Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.

2. Зачеркнуть ненужные символы.

Автоматизация звука [З] в прямых слогах

Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

2. Произносить звуки и одновременно проводить указательным

пальцем по «дорожкам».

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

Задание:

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2 » [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО.

К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ЗНАКОМСТВО » [З]

Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга .

Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.

Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.

Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ » [З]

Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

Упражнение «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

Раз, два, три - слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ ).

ЗА - ЗА - ЗЭ

ЗА - ЗА - ЗЫ

ЗА - ЗА - ЗУ

ЗА - ЗА - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗЭ

ЗА - ЗЫ - ЗЫ

ЗА - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗО - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗА

ЗА - ЗЫ - ЗА

ЗА - ЗУ - ЗА

ЗА - ЗО - ЗА

ЗА - ЗЭ - ЗЫ

ЗА - ЗЫ - ЗУ

ЗА - ЗУ - ЗО

ЗА - ЗО - ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

Упражнение «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

Столбик выбирай, слоги прочитай .

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗУ - УЗА - АЗО

УЗЫ - ОЗЫ - АЗЫ

ОЗЭ - АЗЭ - УЗЭ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ

ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗЛУ - ЗЛЫ - ЗЛЭ

ЗВЫ - ЗВЭ - ЗВА

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗО - УЗУ - АЗА

УЗУ - АЗА - ОЗО

АЗУ - ОЗУ - УЗУ

Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

Автоматизация звука [З] в словах

Упражнение «ИМЕНА» [З]

Назови имена, узнай друзей или себя.

Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно.

2. Назвать только женские / мужские имена.

3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

Слоги покачали, имена назвали.

Зо - зо - Зо-я,

За - за - За-хар,

За - за - Ли-за,

За - за - Ро-за,

За - за - Эль-за,

За - за - На-зар

Задание:

2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

.

За - за - зал,

За - за - за-мок,

За - за - за-яц,

За - за - ко-за,

За - за - ло-за,

За - за - гла-за,

За - за - гро-за,

За - за - тор-мо-за,

За - за - би-рю-за,

За - за - стре-ко-за.,

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зо - зо - зов,

Зо - зо - зонт,

Зо - зо - Зо-я,

Зо - зо - зон-тик,

Зо - зо - зорь-ка,

Зо - зо - би-зон,

Зо - зо - га-зон

Зо - зо - се-зон,

Зо - зо - зо-ло-то,

Зо - зо - зо-рень-ка.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зу - зу - зуб,

Зу - зу - зубр,

Зу - зу - зу-бы,

Зу - зу - зуб-ры,

Зы - зы - зыбь,

Зы - зы - зыб-ка,

Зы - зы - та-зы,

Зы - зы - я-зык.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

ЗА- ЗО- ЗУ- ЗЫ-

зал, зов, зуб, зыбь,

заяц, зонт, зубр, зыбка,

замок, Зоя, зубы,

Задание:

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- ЗО- -ЗВ- -ЗН-

завод, зона, звук, зной,

забор, зорька, звон, знак,

закон, золото, звонок, знамя

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- -ЗА -ЗУ- -ЗЫ,

заноза, коза, азу, розы,

заколка, глаза, везут арбузы,

занавеска, гроза, мазут морозы

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

Что делать, если ребенок не выговаривает звук "З", и как научить его выговаривать "З", читайте в нашем материале советы логопеда Ярош Татьяны Александровны.

Освоение звука "З" стоит начинать, когда ребёнок уже овладел произношением звука "С". Положение органов артикуляции для этих звуков одинаково: кончик широкого языка внизу, за нижними зубами, губы слегка растянуты в улыбку, зубы сближены, но не сомкнуты.

Звук "З" отличается только тем, что в работу включаются ещё и голосовые связки - "горлышко звенит". Их вибрацию можно почувствовать, прикоснувшись тыльной стороной ладони к центру шеи во время длительного произнесения звука "З". Поэтому он звучит звонко в отличие от глухого звука "С".

Закрепление звука "З" в речи.
Работа проводится перед зеркалом.

1. Произнесение слогов.
за-зо-зу-зы
зо-зу-за-зы
зу-за-зы-зо
зы-зу-зо-за
за-зы-зо-зу
зо-за-зы-зу

2. Произнесение слов со звуком "З" в начале слова
Зал
Запах
Завтра
Завод
Забор
Загар
Закат
Замок
Забыть
Загадка
Зоя
Зоркий
Зову
Зонтик
Золото
Зоркий
Зубы
Зубр
Зубной
Зудит
Звать
Знать
Злой
Звонок
Звук
Здание
Знакомый
здоровый

С каждым словом можно составлять простые предложения.

Выучить скороговорки:
У Зои много забот, заболел у Зои кот.
Зоиного зайку зовут зазнайкой.
У зайки Бубы болели зубы.

3. Произнесение слов со звуком "З" в середине слова
Коза
Глаза
Фазан
Ваза
Роза
Лиза
Берёза
заноза
узор
газон
возок
разок
везу
ползу
грызун
разутый
язык
вазы
козы
грозы
морозы
музыка
пузырёк
называть
изба
азбука
назвать
брызги
узлы
воздух
гнездо
разный

4. Закрепление звука "З" в предложениях.
У Лизы роза. Лиза моет вазу.
Зоя забыла закрыть замок.
Зоя купила два арбуза.
Козы грызут кору берёзы.

5. Самостоятельное составление предложений с выученными словами.

6. Закрепление звука "З" в стихах.
За-за-за - вот идёт коза. Зу-зу-зу - я веду козу. Зы-зы-зы - рожки у козы.
Забегай к нам, милый зайка, ты ведь, зайка, не зазнайка.
Видит волк козу, забыл и грозу.

7. Закрепление звука "З" в текстах - повторять за взрослым, отвечать на вопросы, пересказывать.

Зайка
Родился маленький зайка. задумалась мама: как его назвать? захотела назвать зайку Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели с ним играть. Заплакал заинька, сказал маме, что козлята убегают. Задумалась мама и назвала заиньку зайкой. Звери узнали, что его зовут Зайкой и приняли в игру. И заиньке, и зверям это имя понравилось.

Поезд
Ваня был на вокзале. Он хотел встретить маму и Лизу. Они ехали в поезде. Ване казалось, что поезд опаздывает. У разных людей Ваня узнавал, не замело ли дорогу снегом. Вот издали загудел поезд. Ваня идёт к поезду. А вот и мама, около неё Лиза. Они рады.

Формирование и закрепление мягкого звука "З ` "

Мягкий звук "З ` " легко получается, если ребёнок освоил произношение звука "З"

1. Слоги с мягким звуком "З ` "
зя-зё-зю
зё-зи-зе
зё-зю-зи
зи-зе-зя
зю-зя-зё
зя-зе-зю

2. Закрепление звука "З ` " в начале слова
Зяблик
Зелёный
Земля
Зевать
Зерно
Зебра
Зима
Зефир
Зеркало
Зёрна
земляника

3. Закрепление звука "З ` " в середине слова
Изюм
Возят
Лазят
Хозяин
Газета
Музей
Озеро
Возит
Лазит
Везёт
Козёл
Корзина
Бензин
Магазин
Возьми
Кузьма
Резьба
Друзья
полозья

4. Закрепление звука "З ` " в предложениях
У забора Тузик.
Зоя и Зина - друзья.
Лизе дали землянику.
Зина была в магазине.
Кузьма был в музее.
Козёл бегает за Тузиком.
На берегу озера зелёная травка.

5. Закрепление звука "З ` " в стихах
Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок.
В звезде найдёшь ты букву З, и в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе, в заре, в зиме, в морозе.
Зелень у Зины зимует в корзине, зелень в корзине в земле.
Зелень зелёная радует Зину, зелень у Зины в тепле.

6. Закрепление звука "З ` " в текстах

Друзья
Зина и Зоя - друзья. Летом они ходят с корзинами за земляникой. Лазят за орехами. Загорают и плавают на озере. Пасут козу на зелёной траве. Возят на возах зерно и арбузы.

Развитие фонематического слуха
1. Хлопнуть в ладоши, когда слышишь слова со звуком "З": дуб, завод, дом, замок, зубы, рот, зубр, кот, коза, дорога, берёза и т.д.
2. Поднять руку только на мягкий звук "З ` ": за, зу, зя, за, зо, зё, зи, зы, зу, зю, зе, зо, зу, зё
3. Отложить белый кружок, услышав слово со звуком "З", а на слово со звуком "З ` " отложить зелёный кружок: зал, взял, хозяйка, зайка, зяблик, зоркий, зёрна, озёра, узоры, тазы, тазики, везёт, возок.

Прямым или открытым называется слог вида "согласный+гласный".

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

С ударением на слоге:
зал, зайка, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать;
зоб, зов, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт;
зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

Без ударения на слоге:
база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза;
вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило;
вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

Слова со стечением согласных: звать, знать, знак, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Зоины заботы. Новая ваза. Вольный казак. Задняя лапа. 3аболели зубы.
У 3ои ваза. Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. У Лизы заноза. Зоя заболела. Ударили морозы. Лиза идет на завод. На заводе загудел гудок. Вова залезает на забор. Зотов повёл Трезора в дозор. Ната забыла дома зонт. Мама залила золу водой. Козы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. Зоя поехала за билетами. Зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе коза, у козы глаза. Зоя порезала ногу. Мама помазала рану йодом и завязала бинтом.

Выучить наизусть стихотворение.

Лезут козы
В грозу в лозу -
Лозу козы
В грозу грызут.
(И. Демьянов)

Как назвать зайку.

Задумала мать назвать маленького зайку Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Говорит матери: "Козлята разбегаются от меня!"
Тогда мать назвала его Волком. Идет заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.
- А как тебя зовут? - говорят телята.
- Меня зовут Волком, - говорит заинька.
Телята забодали заиньку:
- Вот тебе злой Волк!
Идет заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Подумала мать и назвала заиньку Зайкой.
Идет заинька опять играть. Звери узнали, как его зовут, и приняли в игру.
Заиньке это имя подходит. Так его за ним и закрепили.

Желаем удачи!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!