Азазель роман краткое содержание. Приключения Эраста Фандорина: Азазель (Борис Акунин)

Произведение Бориса Акунина «Декоратор» является второй частью книги «Особые приключения». Оно захватывает своим детективным сюжетом, интересными персонажами и расследованием. Если есть желание прочесть краткое содержание произведения и узнать другую полезную информацию и отзывы, то эта статья будет полезной.

Краткий пересказ первой части

Чтобы понимать сюжет второй части под названием «Декоратор» Акунина Бориса, следует ознакомиться с первым произведением цикла - «Пиковый валет». В Москве 1886 году умелые преступники организовали одноименную банду и вскоре потрясли всю столицу. Их злодеяния выделялись на общем фоне изобретательностью и даже творческим подходом к делу. Они пробираются в самые охраняемые места и при этом не оставляют после себя никаких зацепок. Правоохранительные органы не могут ничего поделать, а под угрозой находится каждый объект, представляющий ценность. В таких условиях к работе приступает гениальный сыщик Эраст Фандорин. Все деликатные дела доверяют ему, ведь он прославился своим талантом на всю страну.

Начало второй части

Во второй части книги «Особые поручения» - «Декораторе» Акунина - сюжет уже совсем другой. События происходят также в Москве, но на дворе уже 1889 год. Столицу потрясла череда ярких преступлений. Все жертвы оказались женщинами, но никаких следов полового насилия у них не было обнаружено. Вместо этого маньяк вырезал органы из тел убитых личностей и раскладывал их в некотором узоре. Из-за этого он получил прозвище Декоратор.

За расследование дела берется легендарный сыщик, кавалер Ордена Хризантемы Эраст Фандорин. Его подозрения сразу падают на двух персонажей - Елизавету Несвицкую, известную нигилистку, и студента Ивана Стенича, который обучался в Внезапно главный герой получает посылку с ухом жертвы, но позже оказалось, что это была своеобразная шутка Кузьмы Бурылина. Фандорин продолжил расследование и наконец-то попал в нужную точку. У него появилась зацепка, которая могла привести к убийце.

Развитие сюжетной линии

Во втором томе «Декоратора» Акунин показывает, как Эраст Фандорин выходит на след убийцы. Зацепки приводят его к организации под названием «Садический кружок», точнее к бывшим участникам этого странного клуба. Следователь выясняет всю доступную информацию об этих людях, а тем временем происходит фатальное событие.

Леонтий Ижицын, занимающий пост следователя по важным преступлениям при окружном прокуроре, становится жертвой. Он невольно спровоцировал маньяка, сам того не желая. Фандорин начинает размышлять, что заставило пойти убийцу на этот шаг. Его теория приводит к тому, что преступник боится наказания. Раньше его действия были направлены на изуродованную демонстрацию внутренней красоты человека. Теперь же он просто пытается замести следы, хоть и делает это умело.

Фандорин пытается найти новые улики, но попадает под давление. Череда таких нахальных преступлений, выбор женщин в качестве жертв не нравится сливкам общества. Они выражают недовольство работой сыщика и требуют более активных действий.

Окончание сюжета

В произведении «Декоратор» Акунина наступает переломный момент. Представители высшего общества недовольны положением дел в Москве, а сам маньяк изменил почерк убийств. За дело берется лично министр внутренних дел граф Толстов, репутация Долгорукова под большой угрозой. Обстановка накаляется не по дням, а по часам. Эраст Фандорин максимально приблизился к расследованию, и в этот момент Декоратор решил подставить Егора Захарова.

С ним он знаком лично еще со студенческих годов, новый подозреваемый работает судебно-медицинским экспертом, типаж подходит под почерк преступлений. В это время главному антагонисту удается поймать Анисия Тюльпанова и убить в своем фирменном стиле. Не обошел он стороной и его сестру Соню с умственными отклонениями.

В это время Фандорин уже понял, кем является маньяк, но у него не было зацепок. Он отправляется лично убить Соцкого - бывшего лидера «Садического кружка». В финальной сцене демонстрируется сражение между протагонистом и его главным противником. Сыщик выходит победителем, но потеря близких людей сильно отметилась на нем.

Намеки на экранизацию

Фильма «Декоратор» по Акунину ждали многие зрители, ведь произведение отлично подходит для экранизации. Мрачная атмосфера, прекрасный сюжет с неожиданной концовкой - этого достаточно для привлечения аудитории. Оставалось грамотно сделать адаптацию, а первые намеки на это появились в 2013 году. Компания «Кинослово» купила права на экранизацию произведения.

Позже было сказано, что работы над новым фильмом «Декоратор» Акунина за авторством уже начались. Режиссером назначили Антона Борматова, а продюсером стал Петр Ануров. Мужчина успел отметиться в производстве картины «Дух less», которая на тот момент уже прогремела в прокате. На главную роль Эраста Фандорина утвердили Данилу Козловского, который появлялся во многих ролях в индустрии. В том же «Дух less» он исполнил одну из главных ролей.

Изначально в планах стояла дата выпуска картины 2017 год, но с тех пор информация о съемках перестала поступать. Скорее всего, производство заморозили, и сейчас неизвестно, появится ли когда-то киноадаптация «Декоратор».

Положительные отзывы

Следует отметить, что «Декоратор» Бориса Акунина понравился большинству читателей. Пользователям понравилась книга «Особое мнение» в двух частях, чувствуется контраст между томами. Произведения с маньяком, убийцей женщин окутывает читателя особой атмосферой мрачности. Ход расследования держит в напряжении до самого конца, а догадаться о личности преступника невозможно.

Драматические события в жизни главного героя на фоне основной сюжетной линии заставляют задумываться. Фандорин только начал привыкать к спокойной жизни, нашел друга в лице помощника, но не смог оставаться в стороне от резонансного дела, которое перевернуло его жизнь.

Интерес вызывает личность антагониста, который называет себя «декоратором». Его мотивация по типу создания из людей чего-то более прекрасного одновременно жуткая, вызывает отвращение, но несет в себе четкий посыл читателям. Любителям детективов произведение рекомендуется к обязательному ознакомлению, ведь способно вызвать острые ощущения и бурю эмоций.

Негатив со стороны читателей

Во второй части книги Бориса Акунина «Особые поручения» - «Декоратор» - есть моменты, которые понравились не всем людям. Спорной выглядит идея добавления антагониста, списанного с Джека Потрошителя. Хоть его мотивация понятна, но образ не совсем грамотно вписан в антураж Москвы конца 19-го века. Интрига в расследовании поддерживается тем, что об антагонисте автор вспомнил лишь мельком, его заподозрить было невозможно. При таком раскладе никакого откровения в конце не происходит, что расстраивает.

Стилистика написания «Декоратора» также вызывает вопросы. Автор не слишком глубоко уходит в психологические проблемы. Он не обостряет внутреннюю драму Эраста Фандорина с его потерями. Это же касается и маньяка, мотивация которого понятна, но откуда она взялась, причины действий просто скрыты. Противостояние больше проходит в жестких рамках реальности, что вызвало отторжение у части читателей.

Итоги

Среди книг Акунина «Декоратор» ярко отличается, хоть ему больше подходит звание второго тома или части. Это произведение написано в мрачных тонах и постоянно держит в напряжении. Убийца изменяет ход мышления, драматические события, связанные с близкими людьми, давление общества - все это свалилось на Фандорина. В конце он снова оказывается в роли хладнокровного профессионала, который привык действовать в одиночку. Ему приходится принять непростое решение, что сильно располагает читателей к персонажу. Акунину удалось выйти за рамки своих привычных работ. «Декоратор» имеет ряд минусов, но они не перекрывают достоинства. Отсюда и результат в виде множества хвалебных отзывов со стороны читателей и критиков. Среди вышедших экранизаций по книгам Акунина - "Турецкий гамбит", "Статский советник", "Азазель", "Шпион", "Пелагия и белый бульдог".

Данный роман носит детективный характер. Он состоит из интриг, хитросплетений, неожиданных поворотов событий и приключений. Главным героем является Эраст Петрович, он невольно занимается расследованием, следовательно, ему присуще такие черты, как бесстрашие, живой ум, любовь к распутыванию сложных ситуаций и множество других. Поэтому и дело ведет он довольно непростое, чтобы его раскрыть, необходимо обладать всеми присущими качествами.

В городе происходит очень нелепая и странная ситуация – суицид юноши. Самое интересное, что он не имел причин так внезапно кончать жизнь самоубийством, будущее сулило ему большое наследство. Наш главный герой, несмотря на то, что это не относится к его роду деятельности, берется за это дело. Он выясняет детали произошедшего, пытается логическими доводами понять что же все-таки произошло, встречается со свидетелями и понимает, что в истории замешана какая-то важная организация и дело обстоит гораздо серьезнее. «Азазель» – это и есть название организации.

Такое название ему дано в связи с именем демона, который творил страшные вещи много лет назад. После выяснения того, чем занимается данная организация, и выясняются ее масштабы, дело принимает нешуточные обороты. В книге задействовано несколько городов: Лондон, Москва, Санкт-Петербург. Главному герою удается распутать дело, но какой ценой?

Чтобы раскрыть дело, Эраст Петрович проходит через всевозможные испытания, встречается с новыми людьми, меняется под влиянием всех ужасающих картин убийств и обстоятельств.

Данное произведение учит читателя таким качествам, как стойкость характера, смелость, отвага. Глядя на главного героя, невольно погружаешься во все обстоятельства и вместе с ним расследуешь детали преступления. Читатель растет вместе с героем, он также взращивает в себе черты, присущие настоящему следователю, готового на любые жертвы для раскрытия важного дела.

Картинка или рисунок Акунин Борис - Азазель

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бондарев Горячий снег

    Действия произведения разворачиваются в военное время. Дивизию полковника Деева отправляют под Сталинград для отпора вражеской группы. Много дней и ночей идет бой. Во время битвы погибают много немецких и советских солдат.

  • Краткое содержание Лермонтов Смерть поэта

    Начало стихотворения рассказывает читателю о гибели знаменитого российского стихотворца, погибшего во время дуэли, стремясь восстановить свою репутацию, которую унизили слухами его род и семью

  • Краткое содержание Беляев Ариэль

    Ариэль – голубоглазый светловолосый юноша – обучался в индийской школе Дандрат. Это была засекреченная школа, где готовили жрецов религиозных сект. Воспитанники проходили через ад. Их психику подавляли гипнозом и многие из них погибали либо сходили с ума.

  • Краткое содержание Зубр Гранин

    Главный герой романа – прототип ученого Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Николай был потомком известного дворянского рода, талантливый и образованный юноша интересовался поэзией, музыкой, искусством.

  • Краткое содержание Агата Кристи Убийство Роджера Экройда

    Действие романа происходит в небольшой английской деревушке, жители которой знают друг о друге буквально всё. Рассказ ведется от лица доктора Шеппарда, который становится помощником бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.

«Азазель» (конспирологический детектив) - книга Бориса Акунина, первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Петровиче Фандорине.

Сюжет

Эрасту Фандорину всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Но самое главное - он прирождённый сыщик. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении письмоводителем, но по долгу службы сталкивается с запутанным делом. Он принимается за расследование. Странное самоубийство студента - наследника крупного состояния приводит Фандорина к некоей крупной подпольной организации, в которой замешаны весьма влиятельные лица. В ходе расследования Эраст столкнётся с опасными противниками, несколько раз будет на волосок от смерти, успеет влюбиться и навсегда потерять свою любовь.

Экранизации

«Азазель»

«Азазель» - российский телесериал киностудии Тритэ, снятый в 2002 года режиссёром А. А. Адабашьяном . Шёл в телевизионном прокате на Первом канале.

«Зимняя королева»

«Зимняя королева» (The Winter Queen) - запланированная вторая экранизация романа Бориса Акунина. В 2002 году всемирные права на экранизацию цикла романов об Эрасте Петровиче Фандорине были куплены голливудской кинокомпанией U Squared Productions, принадлежащей Полу Верховену. В 2004 году права были возвращены автору, за исключением экранизации романа «Азазель». Съёмки должны были начаться в июне 2007 года, но по различным причинам переносились. В конце 2009 года было объявлено, что режиссёром фильма будет Фёдор Бондарчук , а Верховен остается продюсером картины. Выход в прокат был намечен на 2012 год. В апреле 2012 года появилась информация, что в связи с истекшими правами экранизация так и не состоится.

Критика

Александр Рогожкин:

  • Имена главных героев Эраста и Лизы совпадают с именами главных героев повести Н. Карамзина «Бедная Лиза »
  • В английском переводе книга называется «Зимняя королева» (Winter Queen ), что соответствует названию гостиницы в Лондоне, которая фигурирует в повествованиии.
  • C 13 по 24 октября 2003 года укороченная аудиоверсия книги выходила в программе «Книга на ночь» (Book at Bedtime) на радио BBC Radio 4 отрывками по 10-15 минут.
  • Гебхардт, пытавшийся в конце книги провести эксперимент над Эрастом Петровичем, - так же звали одного из главных обвиняемых в проведении экспериментов над людьми во время Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе над врачами.

«Азазель» (конспирологический детектив) - книга Бориса Акунина , первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Петровиче Фандорине .

Сюжет

Эрасту Фандорину всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Но самое главное - он прирождённый сыщик. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении письмоводителем, но по долгу службы сталкивается с запутанным делом. Он принимается за расследование. Странное самоубийство студента - наследника крупного состояния приводит Фандорина к некой крупной подпольной организации, в которой замешаны весьма влиятельные лица. В ходе расследования Эраст столкнётся с опасными противниками, несколько раз будет на волосок от смерти, успеет влюбиться и навсегда потерять свою любовь.

Экранизации

«Азазель»

«Зимняя королева»

Напишите отзыв о статье "Азазель (роман Акунина)"

Примечания

Ссылки

  • . Борис Акунин. полное интерактивное собрание сочинений. Проверено 13 января 2016.
  • . Захаров . Проверено 13 января 2016.

Отрывок, характеризующий Азазель (роман Акунина)

– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.

Романы Бориса Акунина называют "глянцевыми".
" Глянцевая" словесность очень высокого уровня, ювелирный сюжет, тончайшая стилизация, богатый культурный слой, сильные эмоции,"- вот лишь только один из отзывов периодической печати.
" Азазель" не является исключением из этого правила. Как и все романы Акунина, - это детектив. Современный читатель тонет в море детективов. Но Акунин нетипичен. Его детективные сюжеты уходят в далекое прошлое, в 19 век. Композиция его романов нестандартна. Если в обычном детективе читатель узнает разгадку в конце произведения, то Акунин делает это по- своему. Он периодически, почти в каждой главе, дает разгадку событий, но из это разгадки тут же возникает новая загадка, и действие начинается как бы сначала.
Другой особенностью классических детективов писателя является то, что в основе каждого его романа лежит не банальное преступление, а глобальная проблема, в которую втянуты, как правило, все герои. В романе " Азазель" таковой является идея мирового господства. Сама по себе она не нова для читателя, но Акунин представляет новый ее вариант.
Англичанка леди Эстер, безобидная интеллигентная старушка, занимается благотворительностью, открывает по всему миру сеть "эстернатов". Очаровательная старушка оказывается на самом деле одержимой идеей мирового господства, которую она пытается воплотить в жизнь с помощью талантливых людей, "открываемых" ею в детстве- с 14 лет- пестует, воспитывает в нужном духе и затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. Это было бы еще не так страшно...если бы она не убирала со своего пути всех лишних, "ненужных"...Имя организации и операции- " Азазель". Что это... или кто это?
По теории леди Эстер, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, появляющиеся среди людей время от времени. Благодаря каждому из них, человечество делало скачок вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей- понятие закона. Христос дал людям нравственный закон.
Азазель леди Эстер - это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой из " Книги Еноха". " Он проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах". По мнению леди Эстер, Азазель - одна из самых ценных человеческих личностей, потому что он научил человека чувству собственного достоинства. Благодаря ему, мужчина может заниматься ремеслами и защищать свой дом, а женщина из плодоносящей безропотной самки превратилась в равноправное человеческое существо, обладающее свободой выбора - быть матерью или амазонкой... жить ради семьи или ради всего человечества. " Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит, как надо играть, чтобы выиграть."
Как нам кажется, через образ своей героини автор проводит одну из собственных идей. Она заключается в том, что нет бесталанных детей.
Мысль не новая. Новое в ней то, что, по мнению леди Эстер, некоторые таланты уже не нужны (они нужны были в прошлом), а другие- еще не нужны- они пригодятся только в будущем. Например, дар угадывать воду под землей нужен был в первобытном обществе. Родись в то далекое время Шопенгауэр или Дарвин, они были бы в племени на положении дурачков.
Герои романа Акунина, и образованные, и непросвещенные люди, оказываются так или иначе втянутыми... или притянутыми к этой теории. Все персонажи романа - это уже сложившиеся люди. Характеры даны не в развитии, а в действии. Нет и того, что мы называем психологизмом. На каждый характер даны несколько приемов - портрет, поступки, речь. Но самое интересное в том, что персонаж обычно оказывается не тем, что изображено внешне. Эраст Фандорин - скромный, застенчивый, заурядный юноша - оказывается прекрасным сыщиком, смелым, находчивым человеком. Блестящий, вышколенный, умный шеф полиции Бриллинг - один из азазелей, питомец леди Эстер. Гусар граф Зуров, картежник и бретер, в результате оказывается спасителем Фандорина. Это и принцип детектива, и принцип жизни. Человек всегда сложнее, чем он кажется на первый взгляд.
Романы Акунина хочется назвать (при том количестве трупов, которые в них есть) эстетическими. Безупречный классический стиль, отсутствие жаргона, ненормативной лексики, легкость и изящество повествования, закругленность интриги заставляют читателя, начав чтение, не отрываться до конца.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!