Басни сочиненные детьми. Сочиняем басни

Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?

Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:

«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»

Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.

Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.

Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.

После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.

Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.

Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.

Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.

Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых и отправлялся по своим делам, не обращая внимания на недовольные возгласы. Лишь временами он «снисходил», что бы отправить их к черту.

Однажды Муравей увидел, как в ложбине с крутыми стенами, Скарабей делает очередной шар. «Друг, но ведь ты его не сможешь достать отсюда! Не трать времени зря», - сказал Муравей.

Скарабей разозлился и начал кричать о том, что ему все под силу, ведь он не какая-то там букашка. Он так злился, что не остановился, когда шар был в два раза больше, чем он делал обычно.

На крики пришли другие муравьи.

И вот Скарабей попытался подняться с шаром один раз, второй… Наконец, он обессиленный сел на землю.

Муравей с товарищем спустились вниз, взяли не посильную для Скарабей ношу и вынесли на самый верх, после чего молча отправились домой, оставив Скарабей одного на дне оврага.

мораль

Вот так порой и с человеком бывает. Не стоит пренебрегать добрыми советами, лишенными злорадства, а чтобы не прослыть хвастуном, лучше промолчать в нужный момент, а когда придет время, доказать все на деле.

Глупая обезьяна - басня 2 для 3 класса про животных

В племени все обезьяны были сильными и агрессивными. Не проходил и дня, чтобы между ними не вспыхивали стычки из-за пустяков.

Очень потешались типичные члены группы над глупой Обезьяной, которая не начинала драку, если у нее отбирали еду. Смешным и казался и тот факт, что она по пол дня проводила на земле стуча камнем об камень.

Кода началась засуха, Обезьяна взяла палку и пару камней и ушла.

Лес начинал умирать и племя голодало. Но в один день Обезьяна вернулась с добычей, которая так нужна была всем. Больше никто не считал ее глупой.

Мораль

Не стоит презирать своих земляков. Берите самое лучшее из того, что привычно людям ваших мест, а от отрицательных черт старайтесь избавиться всеми силами.

Басня про овощи

Собрались как-то вместе Картошка, Лук, Морковь и Сельдерей.
Решили выяснить они, кто в супе всех важней.

Картошка заявила:
"Я рассыпчата, вкусна, крахмалом я богата
И я главнее всех, ребята!"

Ей лук в ответ:
"Ты не права, картошка, нет!
Пусть все и плачут от меня,
Но в супе всех полезней я,
Так как лечу,
Здоровье дать хочу!"

"Нет, нет, ребята, Вы не правы", -
Сказала возмущенная морковь, -
"И взрослые и дети будут рады
Улучшить каратином зренье вновь!"

Тут сельдерей сказал:
"А я считаю так:
Каждый из нас полезен и витаминами богат,
Но если нас соединить
И суп сварить,
То будет каждый очень рад
Полезных витаминов массу получить"

Мораль:

Сколько не спорь о важности продуктов,
А вместе и полезней и вкусней.

5 класс, 3 класс. про животных. в прозе.

Несколько интересных сочинений

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Материнская любовь заключается не только в стирке, уборке, готовке. Никто не пожалеет, не приласкает так искренне, как способна это сделать мама

  • Анализ главы Княжна Мери из романа Герой нашего времени

    Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри». Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

  • Анализ рассказа Распутина Век живи век люби

    Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь

  • Сочинение Как нужно относиться природе

    Еще с древнего времени связь между природой и человеком была очень тесна. В древние времена первобытный человек полностью был зависим от природы. Они считали божеством воду, огонь, землю, воздух, а также природные явления.

Содержимое:

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент – действующие лица, декорации и сами действия – способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

Шаги

  1. 1 Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, поэтому перед тем, как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.
    • Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
      • "Блоха и Человек".
      • "Собачья дружба".
      • "Кукушка и Петух ".
      • "Лев, Медведь и Лиса".
      • "Крестьянин и Работник".
    • Вы можете познакомиться с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.
  2. 2 Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.
    • Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц", с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
  3. 3 Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.
    • Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.
    • Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.
    • В басне "Черепаха и заяц" главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.
  4. 4 Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами отличается он от природы.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц", медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.
    • Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите два персонажа с противоположными чертами характера.
    • Некоторые из наиболее распространенных архетипов:
      • Лев: сила, гордость
      • Волк: нечестность, алчность, хищничество
      • Осел: невежество
      • Муха: мудрость
      • Лиса: ум, хитрость
      • Ястреб: предприимчивость, абсолютизм
      • Курица: тщеславие
      • Ягненок: невинность, застенчивость
  5. 5 Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна людям.
    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне "Черепаха и Заяц", местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге), и связана с персонажами басни (лесные животные).
  6. 6 Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.
    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц" конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

Часть 2 Написание басни

  1. 1 Составьте план. После того как вы наметили основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.
    • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
  2. 2 Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.
    • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
    • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
    • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
    • Например, в басне "Черепаха и Заяц", события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
  3. 3 Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа, читатель сам поймет это из вашего диалога.
    • Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.
    • Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый, с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: "Я никогда еще не был побежден, - сказал заяц, - когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной". Черепаха тихо сказала: "Я принимаю ваш вызов". "Это хорошая шутка, - сказал заяц, - я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу". Черепаха возразила спокойным голосом: "Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, - ответила черепаха, - начнем гонку?"
  4. 4 Напишите разрешение конфликта. После того как вы описали персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.
    • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта, и его разрешением.
    • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
    • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце, разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
  5. 5 Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.
    • В баснях, мораль, как правило, излагается в одном, содержательном предложении.
    • Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.
    • Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.
  6. 6 Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
    • Как правило, лучше всего придумать название, после того как вы напишите басню или, по крайней мере, продумаете ее сюжет. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
    • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, "Черепаха и Заяц"), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: "Потерпевший кораблекрушение" или " Трус, отыскавший золотого льва".

Часть 3 Редактирование басни

  1. 1 Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца, и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

Зиновкина Анастасия
Глупая Мушка
На поляне сидела Лягушка,
А вокруг неё кружилась Мушка.
- Ой, мне что-то язык укололо! -
Запричитала Лягушка Лола, -
Посмотри-ка ты, милая Мушка,
Не останусь в долгу я, подружка.
Мушка к Лоле в рот залетела -
Ну, а та её быстренько съела.


Аликин Михаил
Не зная броду, не суйся в воду

Петух Петя и заяц Степан пошли к белочке на день рождения. Петя - важный такой: в красных лаковых сапогах - идёт, вышагивает. Сам себе нравится.
Д ошли друзья до ручья. Мостик через ручей поодаль в стороне, до него ещё идти надо. Заюшка пошёл к мостику, а петушок возмутился: "Вот ещё! Буду я ходить туда-сюда, сапоги топтать! Я здесь перейду ручей, тут мелко"
Шагнул Петя в воду и провалился. Унесло его красные сапоги течением. И сам весь промок. А Степан сказал своему другу: "Не зная броду, не лезь в воду"

Сивков Максим

Кто спит весною - плачет зимою

Жил в лесу Бельчонок. Всю весну и лето он спал, прыгал по веткам и веселился. Бельчонок не ухаживал за грибочками, за ягодами, за шишками и орехами. он ничего не запасал себе на зиму. А когда пришла зима, ему стало голодно, но было уже поздно. Он заплакал. Кто спит весною - плачет зимою.

Карпенко Виктория

Ум хорошо, а два лучше

Однажды Заяц решал задачу. Два дня решал, да не решил. На следующий день опять решает. Подходит к нему Белка и говорит: "Заяц, давай я тебе помогу". "Помоги!" - отвечает Заяц. И вместе они решили задачу.
Так и бывает: ум хорошо, а два лучше.

Приймаченко Валентина

Жадность - всякому горю начало

Увидела Мышка на дороге большую кучу зёрнышек. И давай одно за другим уплетать за обе щёки. Мимо летел Воробышек, клюнул зёрнышко и вспорхнул вверх. Потом воробышек ещё одним зёрнышком угостился. Мышке не понравилось, что Воробушек клюёт зерно. И стала она торопливо зёрна уплетать, чтобы ей больше досталось. Вдруг Мышка остановилась, упала на землю держась за брюшко.
Воробышек подлетел к ней, а Мышка жалуется: "Брюшко болит, в горле пересохло".
А Воробышек ей отвечает: "Жадность - всякому горю начало".

Гущин Артём

Заяц и Енот

Однажды Енот решил найти себе новый дом. Ходил, ходил, так ничего и не нашёл. Пошёл он к Зайцу. Пустил его Косой. "В тесноте, да не в обиде" - сказал он.
Улёгся Енот на печи, пригрел свои бока, так хорошо ему ещё не было. А Заяц тем временем кашу сварил и зовёт гостя за стол. А Енота так лень атаковала, что он попросил принести кашу ему на печь.
Длилось это три дня. Заяц был трудолюбивый и не любил ленивых. Не выдержал он и выгнал Енота приговаривая: "Тебе проглотить-то хочется, а прожевать лень!"

Лямов Максим

Волк и Заяц

В солнечный день гулял Заяц по лесу. Вдруг из-за кустов вышел Волк. Заяц хотел бежать, но Волк его остановил и говорит:
- Хватит, Заяц, от меня бегать, давай дружить.Приходи ко мне в гости, угощу тебя сладкой морковкой да капустой.
Согласился Заяц. Пришёл он к Волку. Стол накрыт, много вкусностей, а морковки с капустой нет.
Спрашивает Заяц Волка:
- А где морковка с капустой?
Отвечает Волк:
- Закрутился я, забыл достать, помоги, Заяц, полезай-ка в подпол.
Заяц сгласился. Закрыл Волк крышку подпола и сказал:
- Будешь, Заяц, моим ужином.
Глупость - не порок, а несчастье.

Бучкин Дмитрий

Жадный Заяц

Один Заяц пришёл в гости на день рождения к своим друзьям. Там в огороде он увидел целую грядку сочной капусты. Хозяева предложили ему немного угоститься. Заяц с радостью согласился и подошёл к грядке. Капуста оказалась такой вкусной, что Заяц закрыл глаза от удовольствия и не заметил, что грядка опустела.
Но самое страшное случилось потом. Сначала он весь аокраснел, потом посинел, потом позеленел и, наконец, покрылся большими красными волдырями, которые жутко чесались и зудели.
Его увезли в лесную больницу. Позже врач сказал Зайцу, что из-за переедания у него появилась аллергия на капусту, и больше её есть будет нельзя. Вот к чему приводит порой жадность!

Зайчонку мама говорила строго:
Бери мобильный телефон в дорогу!
Однажды не включил он телефон;
Переживала мама – недоступен он.

Сорока тут над зайцем пролетала,
Увидела его, запричитала:
«Домой советую не возвращаться,
Мать уши оторвёт – заставил волноваться!»

Зайчонок испугался, виноват,
Но он пошёл домой, где любят и простят.

Мораль такая в этой басне,
Что в ситуации опасной
Если с тобой приключилась беда,
Дома тебе помогут всегда!

Басня 2

Зайчонок праздник отмечал
И всех друзей своих позвал.

Торопился Ёжик в гости,
Был на речке скользким мостик.

Поскользнулся Еж, упал
Весь подарок поломал.

И заплакал очень жалко:
«Как приду я без подарка?»

Белка к Зайчику бежала,
Ёжику она сказала:

«Ты не плачь, пойдём-ка, ну же!
Ведь не за подарки дружат!»

Басня 3 «Интернет и воробей»

Учился в школе воробьев
Воробышек-воришка.
Вдруг задали ему стишок
Придумать, не из книжки.

Воробышек не унывал,
Про Интернет он узнавал.
Дождался темноты-то
И - к форточке открытой!

Из Интернета своровал,
Назавтра в школе показал.
Но вот беда: на плагиат
Нюх у учИтеля, ребят!

Басня 4

Как-то по лесу шла Черепашка,
Видит - навстречу идёт Чебурашка.
«Здравствуй»,- он вежливо ей говорит.
Не отвечает она, а молчит.
«Ай-яй, невежливо ты поступаешь,-
Дятел кричит ей,- что не отвечаешь».

В басне такая мораль: будь добрей,
Ведь у приветливых больше друзей!

Басня 5 «Котёнок и котлета»

Щенок котёнку как-то раз принёс котлету,
«Ты спрячь её»,- он друга попросил.
По-честному котёнок попытался
Не съесть её, затратил много сил.

Котлета изумительно так пахла,
Что грозный кот её пытался взять.
В место надёжное её котёнок спрятал
И честно другу смог он рассказать.

Мораль мы басни попытаемся понять:
Имущество своё ты сам и должен охранять!

Басня 6 «Маша и сундук»

Маша на чердак пошла, ключ от сундука нашла.
В самом пыльном уголке пыль была на сундуке.
А на пыли надпись: "Знай, ты сундук не открывай».
Отперла, не зная, Маша, что сундук снов полон страшных.
Бедной Маше до утра снились жуткие дела.
Маша бабушку спросила: "Что же делать с этой силой?"
Бабушка сказала: "Киска, спрячь в сундук мультфильмов диски."
Жалко мультик было Маше; нет зато кошмаров страшных:
Интересные вполне видит мультики во сне.
Мораль такая в басне этой: "Маша, уважай запреты!"

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!