Белорусские татары. В поисках утраченного

Сама Зорина выросла в семье белоруски и татарина.

– Считалось, что дети должны воспитываться в вере отца, поэтому нам при рождении давали азан (в мусульманской традиции над младенцем вскоре после рождения совершали обряд имянаречения, который можно сравнить с крещением в христианстве – Ред. ). Мой отец серьезно обратился к исламу только в 33 года. А пока мы росли, мусульманское воспитание было скорее традицией, которую особенно чтили в семье моей бабушки, – поясняет Зорина. – В мусульманской религии женщина в семье играет исключительную роль, ведь, согласно исламу, «мир лежит у ног матери»; женщина – хранительница и источник национальных традиций.

Бабушка Зорины жила в Смиловичах, местечке, где много веков мирно сосуществовали татары, белорусы и евреи:

– Когда я каждое лето приезжала к бабушке, нас всегда привлекали к труду: мыть полы руками, полоть огород, ухаживать за домашними животными, участвовать в приготовлении татарских блюд, – улыбается она. – Так я познала все прелести своей национальной принадлежности. Особое место в моем детстве занимали мусульманские праздники – Курбан Байрам и Рамадан Байрам, к которым было приурочено посещения мизара (татарского кладбища – Ред. ), являющегося для нас местом паломничества, встреч: там собираются съезды и решаются все важные вопросы.

– Татарских мизаров достаточно много по всей Беларуси – большинству из них несколько веков, и в любые годы, в том числе и самые трудные, атеистические, такие кладбища являлись центром татарской религиозной жизни. Наиболее известный из всех белорусских мизаров, Ловчицкий, находится под Новогрудком. Белорусские мусульмане, не имеющие возможности совершить хадж в Мекку и Медину, совершают умру , малое паломничество, именно туда, на могилу святого Эвлии. Интересно, что к могиле приходили также белорусы и евреи, которые, как и мусульмане, верили в силу этого места.

Несмотря на мусульманское воспитание, Зорина, как и многие наши собеседники, вспоминает, что ее бабушка соблюдала и некоторые христианские традиции:

– На Пасху бабушка всегда красила яйца, пекла татарские булки, раздавала садогу (в мусульманской татарской традиции – милостыня, – Ред. ) – конфеты, печенье, сладости. Это объяснимо: ислам – религия мира и должна приспосабливаться к тем условиям, в которых существует.

Хотя ислам и присутствовал в жизни семьи, на детей не оказывали давления – по-настоящему Зорина прониклась этой религией, только когда сама в качестве преподавателя начала читать спецкурс по истории ислама:

– Тогда я в него просто влюбилась и поняла для себя многие вещи: если раньше, несмотря на семейные традиции, ислам во многом был мне чужд, то после изучения и работы над этим спецкурсом я посмотрела на него другими глазами. Мне очевидно, что при изучении всех мировых религий в них можно найти гораздо больше схожего, чем отличающегося. Жаль, что эти вещи так редко подчеркивают, а слышим мы в основном только то, что нас разделяет.

Газета "Наша Нива" (Беларусь) - 2005 - №34
Шестьсот лет на белорусской телеге
Белорусские татары живут вместе с белорусами, но отдельно. Свои улицы, своё самоуправление, свои кладбища, свой бизнес. Репортаж Андрея Скурко из города Ивье.
Перевёл с белорусского Александр Сосинович (то есть я)
Татарское присутствие в Ивье незаметно. По крайней мере, на фасаде. Парадная картинка свидетельствует, скорее, о былом присутствии евреев. Их обновлённые каменные домики цветной гирляндой тянутся от центральной площади вниз к костёлу. Одноэтажный Краков. Так расцвело Ивье, получив статус города.
На костёле - иезуитская монограмма. Присутствие Бога на этом не заканчивается: напоенные светом своды, чистый хор, в алтаре - игра белого и красного цветов. Ивьевцы пользуются этим чудом как могут. С утра в воскресенье увидишь в центре наряженную молодуху или почтенного белорусского дяденьку на велосипеде - маршрут определить несложно. На мессу собирается полгородка.
Вторая половина тоже ничего не имеет против Христа - пророка, посланного от Аллаха. Их храм стоит не на перекрёстке главных улиц, как костёл, и не рядом с площадью - между отделением милиции и заколоченной синагогой, - как небольшой православный храм. Мечеть прячется в сердце татарского квартала. Шестьсот лет белорусские татары живут вместе с нами, но отдельно. Свои улицы, своё самоуправление, свои кладбища, ещё лет десять назад были даже свои танцы.
"Татары к нам раньше не ходили! - перекрикивает грохот ивьевской дискотеки женщина, стоящая у дверей на фэйс-контроле. - У них своя площадка была! На нашу они только большой толпой драться приходили!" А теперь такого не бывает? "Теперь? Драться? И тут половина татар", - улыбается чернявый капитан милиции, кивая в сторону толпы подростков, бесящихся под хаус-музыку. "Мы тут все друзья! Особенно если напьёмся", - браво отвечают 15-16-летние ребята. Так что, и татары пьют? Парни смеются: "Их только по их праздникам на танцы не пускают". А христиан в пост? "Христиан пускают".
Муэдзин дядя Сюля
"Пить-курить - это харам. Нельзя, - говорит Сулейман Рафалович, муэдзин ивьевской мечети. - Так же, как и поклоняться изображениям, верить в других богов, кроме Аллаха единого..." Отыскать муэдзина нам помогла элегантная татарка, у которой мы спросили на улице, где живёт имам или его помощник. "Дядя Сюля!" - позвала она. Дядя Сюля вышел из зарослей гигантской теплицы. Как и все татары, муэдзин живет овощеводством. Его помидоры напоминают виноград - не размером, а количеством. Подвязанные кусты в рост человека, к каждому подведена вода, во дворе - грузовой фургон, куда помещается много-много коробок со свежими овощами. Дядя Сулейман с сыном имеют свой автономный бизнес. "Огурцы не знаю куда девать, - смеётся муэдзин. - Каждый хочет молоденьких и ровненьких. Крученных не берут совсем".
Продукция монументальных татарских парников плывёт на минские базары. "Татары богатые, потому что земельные!" - нашёптывают завистники на ивьевском базаре. Тот, кто видел руки дяди Сулеймана с несмываемым зеленоватым налётом от помидорных кустов, возразит: "Не поэтому". Коневодство и ремесло землекопа, как татарский бизнес, отмерли. Правда, у муэдзина есть буланая кобылка, и у имама лошадка.
"А, одни хлопоты с ними, - кривится дядя Сулейман. - У нас есть поговорка: если будешь иметь лошадь или будешь иметь жену, не будешь иметь покоя".
Клещук на экспорт
На государственной работе в Ивье больше всего зарабатывают дорожники в ДРСУ, работники горгаза и электросетей. Есть ещё консервный и хлебозавод. Но хлеб в старых печах получается невкусный, и люди гоняются за привозным лидским в частных магазинах.
Степан Станилко, лидер ивьевских "афганцев", тоже его продаёт. Магазин "Афганец" - на центральной площади. Станилко даже поставил памятник землякам, погибшим на советской войне в Афганистане. Памятник тот в центральном сквере похож на стену Каменецкой башни в масштабе 1:10. (О Каменецкой башне читайте здесь: ). Частный сектор в Ивье дорос до собственных ресторанов. Трактир "Старая мельница" искушает по дороге в костёл. В этом среднеевропейском ресторане можно вкусно поужинать вместе с лидским пивом за 15 тысяч белорусских рублей (3,75 евро).
Неотъемлемый атрибут государственной торговли в этих пограничных районах - конфискат. Продаётся он и в ивьевском продмаге. Тут можно приобрести "на запчасти" мотоцикл за 77 тысяч рублей (19,25 евро) или "Волгу" за четыре миллиона (1000 евро). На втором этаже продмага - книжный магазин. Из "белорусского" в нём - "Меч князя Вячки" Леонида Дайнеко и кипы фотоальбомов Анатолия Клещука со всеми цветами Беларуси. (Анатолий Клещук (в белорусском произношении Кляшчук) - известный в Беларуси журналист). Берут его обычно дети, едущие за границу. Несмотря на лукашенковские запреты, детки из Гончаров и Уртишек, Субботников и Трабов по-прежнему отдыхают летом в Италии и США. В 1986 году Ивье накрыло радиационное пятно, и с этим люди связывают рост числа раковых заболеваний.
"Но в Беларуси в сто раз лучше, чем в Литве, в тысячу, - горячится Юзеф Русакевич, учитель из Майшагалы. - Там только политики 16 тысяч евро получают. А люди бедствуют. Грузовик водки привозят, вот они и голосуют за Успаского". "Там хорошо, где нас нет, - доказывает обратное работница лидского дома культуры. - Я вот с красным дипломом окончила институт, а теперь зарабатываю 180 тысяч белорусских рублей (45 евро). Так в Литве пенсионер вдвое более получает".
Татары не жалуются. Они, насколько могут, дистанцируются от политических процессов и общественной жизни. Нет у них своих депутатов, только один стал фермером. Общиной управляет комитет из двадцати человек. Он собирает деньги на общественные нужды. Помогают и единоверцы из Польши. Той самой, где нищета, если верить Белорусскому телевидению (БТ). Овощеводство - тоже способ бегства в себя, в свою общину. "Мы за Лукашенко, - отводит в сторону глаза дядя Сулейман. - Нас жизнь научила. Шестьсот лет здесь живём. На чьей телеге ехать, того и песню петь". По крайней мере, сегодня в паспортном столе не переписывают Яхья на Иванов, а Мустаф на Степанов. По крайней мере, сегодня можно ходить в мечеть.
"По-татарски говорить мой отец учил. Пока не помер, - рассказывает муэдзин. - А потом был застойный период. И те, кто 1950, 1960 года рождения, те уже неграмотные. А сейчас уже снова учат детей. Зимой. Когда нет работы в огороде". Преподают в такой воскресной школе татарский язык и основы мусульманской веры молодые парни. "Они были в Минске на съездах, знают историю, про Мухаммада, хадисы они все знают, знают, что говорил пророк Мухаммад", - с гордостью говорит Сулейман. Молодёжь от ислама не отрекается. На Курбан-Байрам собирается полная мечеть людей.
Зефир для муллы
"Аллах ни на кого не похож, и на него никто не похож. Он сам не родился и никого не родил. Он не рождает, Он создаёт. Скажет: да будет так! И так делается. Мы почитаем и пророка Ису, ибо он послан от Аллаха, от Бога, для христиан, и Мусу, который иудеев наставлял на правильный путь, чтобы верили только в единого Аллаха, в Бога. Почитаем Ибрагима, Исмаила-праотца. Его отец делал идолы - статуи - а Ибрагим сказал, что им не надо поклоняться, надо единому Богу поклоняться. А те идолы он разбил, ибо они не дают ни вреда, ни добра. Статуи же неживые..." Проповедь дяди Сулеймана звучит просто и натурально. Проповедь искренне верующего, всю жизнь прожившего с Аллахом в душе.
Слова, идущие от сердца, в сердце и попадают. Поэтому в мечети хочется перекреститься и поклониться на Мекку. Бог один.
Храм Аллаха внутри окрашен в синий цвет. Чуть темнее неба в высоких окнах. Разуваемся в сенях, шагаем на ковры. На стенах - каллиграфическая вязь изречений из Корана, рисунки святых мест. Для всех изображений муэдзин Сулейман сделал аккуратные рамки. Возле окошка на Мекку - возвышение со ступеньками, откуда мулла произносит проповедь. На ступеньках лежат конфеты, печенье, зефир в шоколаде. В мечеть люди берут с собой угощения: устанавливают сбоку возле стены, и каждый мусульманин подходит и угощается, чем хочет. Для муллы в знак уважения отдельно кладут всего понемногу. Чтобы вместить всех, в мечети сделан "второй этаж" - галерея на струганных деревянных столбах.
В женской половине мечети стоят цветы ("вот уж женщины, всё им хочется, чтобы красиво было", - улыбается Сулейман), сложены тёплые платки. Потому что зимой мечеть не отапливается; обычное дело - молиться в кожухе и валенках.
Женщины молятся отдельно не только в мечети. И во время молитвы дома, как приказал пророк, женщина стоит сзади мужчины. Чтобы мужчиной не овладевали земные соблазны. Ещё пророк сказал: если дома не молятся, то это не дом, а могила.
Татары с евреями - братья
"Брать в жёны христианку - это халяль. Можно, - говорит муэдзин. - Если она переходит в нашу веру. Подчиняется нашим законам. Верит в Аллаха единого. Ни во многобожие, ни в идолопоклонство. Пророк позволяет мусульманину иметь до четырёх жён, если можешь их содержать". А есть ли в Ивье такие многожённые семьи? "Тут с одной женой, бывает, еле справляешься", - машет рукой наш гид.
Татарки совсем редко выходят за нетатар. Вера и кровная связь цементирует эту маленькую общину. Но вокруг - большой мир. И татарская молодёжь уже танцует вместе с белорусами на дискотеке под модную западную музыку. Ещё пара поколений - и татары растворятся в белорусском море. Или сумеют модернизироваться, сделать современной и привлекательной свою традицию, найти себе место в новых условиях. Многое здесь зависит от молодёжи.
Трое ивьевцев недавно вернулись из Турции, где обучались в религиозной школе. "Они молятся лучше, чем старики - пять раз в день", - хвалит Сулейман. Возможно, молодёжь восстановит и традицию обрезания мальчиков. Последний раз его делали в 1946 году - приезжали "два старика с седыми бородами" и обрезали всю ивьевскую детвору с татарских улиц. Тогда повезло и самому Сулейману. "Некоторые мальчики, до года, ещё не ходили. А некоторые уже большие были, по десять лет. Убегали от тех дедов, боялись", - вспоминает он. Потом кое-кто ещё возил малышей в Вильно, к евреям. "К евреям?" - удивляемся мы. "Это можно, чтобы еврей обрезал мусульманина, - объясняет муэдзин. - Потому что татары с евреями - братья".
"Обрезание - это для чистоты. Для гигиены. От него никто не умирал. Но теперь, среди русских, знаете, если установить такое... мероприятие, может быть какая-нибудь неувязка. Проблема может быть..." - говорит Сулейман.
Татары вынуждены мимикрировать в советизированном обществе, представляться такими "как все". Чтобы не притягивать внимание своим отличием. Жертвовать возможным, чтобы не провоцировать враждебности. Шестьсот лет научили их: спокойствие общества - прежде всего.
А обосновались татары в Ивье на века. На их кладбище - мизаре - где людей хоронят с 1397 года, земли выделено с запасом ещё лет на шестьсот. Под могучими соснами покоятся поколения. И на замшелых камнях, и на новых мраморных памятниках рядом с именем отца с уважением написано имя матери умершего. На свободной половине кладбища бушует картофель. Как так, чтобы земля пустовала?

Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры

Фрагменты из статьи Ибрагима Конопацкого - потомка белорусских татар


"Наўперад Божа iмя ўспамiнайма,
мiласць Яго ў нутрах сваiх уфундуем;
першы i астатнi Ён ест, Вякуiсты,
да кожнай рэчы моцны, нiхто Яму непадобны. Адзiны ест..."

Из китаба Ибрагима Хосеневича, имама Смиловичской мечети (1832 г.)

Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Здесь их родина, эту землю их предки вместе с белорусами, поляками и литовцами защищали от врагов. Потомки ордынцев носят имена татар-мусульман, хотя четыреста лет назад перешли на польский и белорусский язык. Сегодня их отличает от остальных местных жителей - религия. Ислам, сохраненный татарами в христианской среде, сохранял их в сообществе и выделял среди других народов этой земли.

Как считает ряд исследователей, в том числе и наших, белорусских (профессор А.П.Грицкевич), литовские (или белорусские) татары сложились как народность в XIV-XV вв. в период существования Золотой Орды и после ее распада, когда происходило формирование отдельных тюрко-язычных народностей под общим названием - татары. Особенность формирования литовских (белорусских) татар в том, что территорию, где исторически сконцентрировалась эта народность, занимала не только Беларусь, но и Литва (Жамойть). Самые древние поселения татар на территории современной Польши образовались в результате переселения на названные земли татар с Великого княжества Литовского. Поэтому, видимо, необходимо сохранить общее название народа - литовские татары. Этим термином уже давно пользуются историки и этнографы.

Менее употребимые, но также попадаются в разных публикациях термины "польские мусульмане", "литовские мусульмане", "белорусские мусульмане", "шляхта-магометане". В последнее время в татарской среде, возможно под влиянием казанских татар, возник еще один термин - "западные татары", что принимается в отношении к татарам Беларуси, Литвы и Польши, которые пользуются литовским, польским и белорусским языками, в отличие от крымских, сибирских, волжских татар, что разговаривают на тюркском языке. Хотя термин "западные татары" является новейшим изобретением, все-таки его можно признать более удачным, чем обозначение в зависимости от названий республик. Он сохраняет представление про единство народности. Литовские татары - заметный, самобытный народ.

Одна из характерных примет принадлежности к упоминаемой народности - славяноязычность. Литовские татары, тюрки с происхождения (антропологически они до сих пор имеют достаточно выразительные черты человека Востока), языком и бытом очень близкие к славянам. Однако при этом они понимают свою отличительность. Даже те татары, что приняли христианскую веру и уже давно переженились с христианками, помнят свое татарское происхождение, приязненно относятся к татарам, принимают участие в их культурно-просветительских делах. Появление в Белорусско-Литовском государстве татар стало итогом ее разнообразных сношений с Золотой Ордой. В 1321 г. (согласно некоторым источникам, в 1319 г.) Гедимин с помощью татарского войска получил великую победу над крестоносцами.

Мощное государство Гедиминовичей не покорилось Золотой Орде и не платило дань татарам. Задолго до Куликовской битвы (1380 г.), когда русские феодалы были верными вассалами и слугами Чингизидов, литовская династия в союзе с боярством белорусских земель бросило смелый вызов Орде. Именно Вильно на долгие десятилетия стал центром объединения восточнославянских земель. Разгром Альгердом трех орд, что господствовали в Северном Причерноморье, в битве на Синей Воде (осень 1362 г.) позволил расширить владения ВКЛ на юге до устья Днепра и Днестра, установить власть Гедиминовичей над Киевским и Волынским княжествами, Подолией, Черниговщиной и Северщиной. Альгерд за два десятилетия до Куликовской битвы осуществил первое переломное поражение Золотой Орде - с важными тактическими и стратегическими последствиями: Орда потеряла контроль над значительными территориями, что некогда составляли ядро Киевской Руси. Однако неверно было бы представлять взаимоотношения ВКЛ с Ордой, как только бесконечный период противостояния. Нет, им случалось даже создавать союзы (как в выше упоминаемом случае с Гедимином) против общих соперников. Последнему благоприятствовал и такой факт, что в самой Орде боролись за власть разные группировки, и зачастую князья ВКЛ могли рассчитывать на союз с тем или иным претендентом на трон в Сарае.

На пороге XIV-XV столетий Золотую Орду ослабляли многочисленные династические распри. Это стало одной из причин появления значительного количества татарских переселенцев в Беларуси. После смерти Мамая могущественный владетель Средней Азии Тимур назначил владелем Золотой орды Тохтамыша. Сначала тот достаточно мирно сосуществовал с Дмитрием Донским, который победил на Куликовом поле соперника Тохтамыша - темника Мамая. Однако конфликт между Русью и Ордой не угас, и в 1382 г. Тохтамыш захватил и сжег Москву.

Непомерное его возвышение разгневало Тимура, и 14 марта 1395 г. войска Тимура разбили Тохтамыша. Как пишет арабский историк Шереф ад Дин Йеди в своей "Книге побед": "...Тохтамыш бросил ханство, дом, все, что имел, и, спасая свою жизнь, с несколькими людьми удрал в сторону Булара (Польши), в лесную местность". Войска Тимура дошли до граничных земель Руси и опустошили все улусы верных Тохтамышу царевичей и эмиров. Далее судьба Тохтамыша уже известна с западных, литовских, польских и других источников. Несмотря на поражение, он не отказался от ханского титула (Тимур посадил на трон Тимур-Кутлуга), искал союзников. Заинтересованным и надежным союзником мог стать великий князь ВКЛ Витовт. Тохтамыш был дружелюбно принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лиде (Беларусь). Здесь он жил в усадьбе, которую в народе долго называли Тохтамышовым двором. Витовт сразу оценил новые возможности, возникшие с появлением в его государстве бывшего ордынского владыки, который искал помощи, чтобы вернуть себе ханский титул. В 1397 и 1398 годах Витовт сделал два похода на Дон и Крым. В них участвовал и Тохтамыш с дружиной.

Возможно, у последнего была цель пополнить свое немногочисленное войско татарами: влиятельный в Крыму татарский род Ширинов приязненно относился к Тохтамышу и не подчинялся ставленнику Тимура - Тимуру-Кутлугу. С этих походов Витовт вернулся в Вильно со значительным количеством татар - с семьями, скотом, домашней утварью. Позже некоторые историки, в том числе Ян Длугаш (Польша), переселенных татар назвали военнопленными. В 1397 году, как пишет Ян Длугаш: "Витовт двинулся против татар... прошел Дон... в окрестностях Волги разгромил татар с названием Орда и много татар с женами и детьми и стадами скота взял в плен и привел в Литву. Половину их он отослал в честь победы королю Владиславу, польским бискупам, аббатам и панам, а половину оставил себе. В Польше пленных окрестили, и в результате смешанных браков татары стали одним народом с поляками. Иначе было в Литве, где Витовт поселил татар в деревнях, и они своими обычаями живут и сохраняют свою веру". Данные о победном походе Витовта на Волгу и в Крым предлагает только Ян Длугаш, который родился после упоминаемых событий.

Нигде больше про это не упоминается. Так как на самом деле татары с Крыма пришли в белорусско-Литовское государство потому, что Тохтамыша, который участвовал в этом походе, они все еще считали ханом Золотой Орды, чингизидом. Вот за ним - за своим законным правителем - и пошли татары с семьями и собственностью в новые места, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Согласно татарской традиции, литовские (белорусские) татары сами себя никогда не считали военнопленными Витовта, поэтому и охотно служили своему белому хану - Витовту, которого называли Ваттад - опорой ислама на западе. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после поселения татар на новых землях, если возникала необходимость, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках.

Точно известно с письменных источников, кто и когда был ханом в Крыму, кто военоначальником, судьей... А поэтому совсем не сложно обнаружить выдумку некоторых летописцев про хана Койдана (поселок Койданово, Беларусь) или хана, похороненного возле Телехан (Брестская обл.). Согласно хронике М. Бельского, князь Витовт раздал татарам некоторые деревни возле реки Ваки, освободив их от всех податей. Обязал только ездить на войну. "Но - сообщает Бельский - они "...говорят, что по доброй воле пришли ему на помощь против Пруссии". Про то же говорят и другие авторы хроник - Крамер, Меховский, Стрийковский. Как показывает последний, сами татары считали, что Витовт не привел их силой, а пригласил воевать против крестоносцев.

Про добровольный приход татар в Литву вспоминается и в одном прошении на имя Жигимонта Августа в 1563 г. Анонимный автор "Рисале-татары-Лех" (сочинение о татарах в Польше) пишет: "утверждение, что татары были поселены как военнопленные, неправильное, так как если бы татары были военнопленными, то давно уже должны были бы стать неверными, однако же, остаются мусульманами". На самом деле, вряд ли есть основания для сомнения, что приведенные Тохтамышем и Витовтом группы служилых татар в 1397-1398 годах и поселенные, по свидетельству Стрийковского и других авторов на берегах р. Вака, а также в Сорока Татарах, Лидском, Трокском, Ашмянском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах, возле Черкасс и Канева, не были свободными. Во главе их стояли приближенные к Тохтамышу татарские феодалы, которые пользовались доверием Витовта. Таким образом, началу татарского сообщества на Беларуси положили добровольные поселенцы.

После, до начала XVI столетия, татарская "диаспора" пополнялась преимущественно за счет эмигрантов с Орды. Наконец, добровольные поселенцы вынуждены составить преимущественное большинство белорусских татар... Витовт готовился к решающей битве с ханом Тимуром-Кутлугом. Собрав великие силы, приманив на свою сторону часть польских и немецких рыцарей и получив поддержку папы римского, который благословил христианское воинство на крестовый поход против неверных, великий князь был уверен в победе.

Согласно русской летописи, перед битвой он говорил: "...посадим во Орде на царство его царя Тохтамыша... и то всё будет наше и царь наш, и мы не только Литовскую землю и Польскую владети имати... но и всеми вместе княжени русскими". 12 августа 1399 г. произошла битва возле р. Ворксла (левый приток Днепра, 350 км на юго-восток от Киева). Войско Витовта было вдребезги разбито. Погибло много князей, в том числе герои куликовской битвы - Дмитрий Баброк, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедеминовичи и Рюриковичи. Витовту посчастливилось убежать "в малой дружине... коней переменяючы". Убежал и Тохтамыш. Он очутился в Сибири, пробовал самостоятельно завладеть ханским титулом, но, в конце концов, был убит. После поражения на Ворскле контакты Витовта с Ордой сохранялись, и потомки Тохтамыша по-прежнему видели в ВКЛ возможного союзника в борьбе за восстановление своей власти над "улусом Джучи" (как тогда было принято называть Золотую Орду).

В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, что означает недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами. Поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Прежде всего, это были воины Джелал-эд-Дина, а также татары, которые с семьями жили на землях, выделенных Витовтом.

Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч. Они означают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина. Польский историк Ян Длугаш дает другую цифру - 300 человек - возможно, с целью доказать "рыцарскость" поляков, которые в войне с христианским орденом не пользовались помощью татар-мусульман. Некоторые исследователи осторожно считают, что в этой битве участвовало "несколько тысяч татарских воинов". Витовт сдержал свое слово - и помог после Грюнвальдской битвы Джелал эд-Дину стать владыкой Золотой Орды. Правда, последний продержался на троне не долго, всего несколько месяцев.

Политику Витовта, целью которого было укрепление границ Великого княжества Литовского, приобретая союзников, в том числе и с золотой Орды (в первую очередь для борьбы с московскими князьями) продолжали его последователи. В XV в. Между ВКЛ и татарскими ханствами имели место интенсивные сношения. В этот период Литва практически не вела войн с татарами. Однако в последней четверти XV в. Изменилась ситуация на южных рубежах ВКЛ. После смерти крымского хана Хаджи Гирея его сын Нур Давлет пробовал захватить власть, однако потерпел поражение в борьбе со своим братом Менгли Гиреем и вынужден был искать пристанища, вместе с другим братом - Айдаром, в Литве. Менгли Гирей, который боролся с союзниками Литвы ханом Золотой Орды Ахметом, отказался от литовской ориентации и пошел на союз с Москвой. Уже в 1503 и 1506 годах войска крымского хана предпринимают набеги на Клецк и Минск, а в 1508 году опустошают Волынь.

И далее, несмотря на череду примирений с ВКЛ, крымские татары предпринимают нападения на земли ВКЛ. Наиболее разрушительными были татарские набеги в 1508, 1510, 1521 и 1527 годах. Ради справедливости необходимо заметить, что крымским ханам сохранять мир с Литвой и Польшей было непросто. Во-первых, отдельные орды не подчинялись центральной власти и по собственной инициативе нападали на ВКЛ и Польшу. Во-вторых, часто эти походы были ответом на подобные набеги запорожцев, что считались под властью польского короля. Запорожцы, как известно, часто доходили до столицы Атаманской империи - Стамбула. Что давало поводы для безостановочных конфликтов Польши и Литвы, с одной стороны, Турции и Крыма - с другой.

От этих набегов в Литве и Польше остались пленные татары, которые были размещены согласно обычаю, как поселенцы в городах и местечках Беларуси, а также на Волыни. Не подлегает сомнению, что в литовско-польских владениях, включающих сюда Волынь и Подолье, количество вольных поселенцев-татар до этого времени была уже значительной. Поэтому взятая профессором А.Мухлинским с одной книги 1616 года цифра - 100 тысяч человек - не должна казаться излишне преувеличенной для определения общего количества татар на землях Польши и Литвы. Непосредственно в самой Беларуси количество татарских поселенцев определяется 20-25 тысячами человек. Все это великое сообщество отмечено подвижностью и чувством независимости, базирующимся и на законах, благоприятствующих поселенцам, и на умении отстоять, если надо, себя. С этих же причин здесь как обычай и пленные татары получали личную свободу и землю, с одним только обязательством - нести королевскую службу.

После унии Литвы с Польшей (1569 г.) расселению татар на землях Беларуси и Литвы содействовали Казимир Ягелончик, Александр и Жигимонт _. Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев - крымских татар и нагайцев, которые во время грабительских нападений достигали белорусских деревень и городов. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий , Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества.

Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. Большинство поселенцев, однако, были обыкновенными земледельцами. Местечковые и городские татары занимались извозом, огородничеством, скорняжным, кожевенным и портняжным делом, делали посуду. Они заселяли как обычно окраины и предместья. В Минске татарская слобода возникла в XVI столетии. В 1599 г. здесь была построена деревянная мечеть (раньше каменные мечети возводить запрещалось). В начале ХХ столетия она была заменена каменной.

Перед Первой мировой войной (1914-1918 гг.) на территории Северно-Западного края России жило около 14 тысяч татар-мусульман. Ислам был единой опорой и охраной их культуры от ассимиляции. Татары-мусульмане, живя по соседству со сторонниками других вероисповедований, сумели сберечь свою веру, свои обычаи, свою культуру. Этому более всего благоприятствовали сохранение мусульманской общины да существование мечети. После Первой мировой войны часть литовских (белорусских) татар осталась на территории России, куда в 1915 г. они были эвакуированы (преимущественно в Казанскую, Уфимскую и Таврическую губернии). Большая часть татар (около 6 тысяч) оказалась в пределах возрожденной Речи Посполитой, еще часть (примерно 1,5 тыс.) - в Литве, остальные - в Советской Беларуси. В 1925 г. татары-мусульмане в Вильно образовали муфтият, провозгласили автокефалию исламских джамиатов (парафий) в Польше. До этого момента духовную жизнь татар Беларуси, Литвы и Польши курировал муфтий Таврической губернии с Симферополя (в Крыму).

В Польше в межвоенный период (1918-1939 гг.) велась большая работа по возрождению культуры татарского народа. Было создано Мусульманское религиозное объединение (1925 г.), Культурно-просветительское объединение татар Польши (1926 г.). Издавался "Татарский ежегодник", журналы "Татарская жизнь", "Исламский обзор", мусульманские календари, учебники для татарских детей, отдельные суры с Корана на арабском и польском языках. Печатались многочисленные статьи про татар в польских научных и научно-популярных изданиях. Большим событием в жизни татар стало издание "Гербовника татарских семей в Польше" , составленного в 1929 г. Станиславом Дзедулевичем. В местах компактного проживания татар-мусульман татарские дети изучали ислам в школах, для чего в расписании общеобразовательных школ были предусмотрены уроки. Наиболее прилежные и способные татарские юноши отправлялись на учебу в мусульманские страны (Боснию, Египет). Национально-культурное возрождение татар в Польше поддерживалось государственными и научными учреждениями этой страны. Ежегодно на нужды татар-мусульман польское государство выделяло около 57 тыс. злотых.

Возрождение мусульманской веры и татарской культуры в Польше было прервано Второй мировой войной. Много татар погибло на фронтах, а после войны многие из них были отправлены тоталитарным режимом в Сибирь. Татарам, которые жили в Советской Беларуси, запрещалось переписываться с родственниками в Польше или Литве. Преследовались имамы (мулы), учителя мусульманской религии, все, кто сберег священные книги - Кораны, Хамаилы, аль-Китабы. Дети верующих, особенно имамов, не могли занимать хоть какой значимый пост, даже если отлично учились и имели хорошее образование. Русскоязычное население подозрительно смотрело на татар, которые разговаривали по-белорусски - на родном языке татар. Многие татары-мусульмане, боясь, что их может постигнуть судьба крымских татар, чтобы не попасть в Сибирь, сами оставили родные места - как бывшие граждане Польши они получили возможность выехать на запад, а уже оттуда некоторые переселились в США (там еще до Первой мировой войны поселились белорусские татары), Австралию и другие страны.

Мусульманская культура татар Беларуси, Литвы и Польши, сберегаемая на протяжении многих столетий, за годы Советской власти пришла к упадку. Закрывались, разрушались центры культуры татар-мусульман - мечети, забывались традиции. После Второй мировой войны на территории Польши сохранились две мечети - в Крушинянах и Багониках. Недавно в Гданьске на средства на средства мусульман с Ближнего Востока построена красивая мусульманская мечеть. На Литве сохранены четыре мечети - в деревнях Сорок Татар, Немеж, Рейжи. В Каунасе с помощью государства в 1930 г. построена красивая каменная мечеть на память татар-мусульман, что мужественно обороняли свою новую родину - Великое княжество Литовское. С 19 мечетей, которые были на территории Беларуси перед Второй мировой войной, осталась только одна - в г.п. Ивье Гродненской области. Последней, уже в 60-х годах, была уничтожена минская мечеть - единственная каменная мечеть на Беларуси, что стояла на Татарском конце города на месте прежней деревянной (XVI ст.).

Примерно в это же время были уничтожены мизар (татарское кладбище) и татарские огороды. Исчезли и улицы Малая татарская и Большая татарская - их переименовали в Дмитрова и Парковую магистраль. В статье "Прости татарская мечеть" ("Знамя юности", 1991, 27 марта) журналист Александр Чуланов писал: "В Тракае, в краеведческом музее, есть экспозиция, которая рассказывает об истории, культуре караимов. Судьба этого народа подобна судьбе наших татар. Караимы и сегодня живут в Тракае, Вильнюсе. У нас же постарались уничтожить даже намек на их национальное отличие". Такая же грустная судьба постигла и татарские мизары (кладбище). Трудно сказать, сколько их уцелела сегодня. О моральности живых, как известно, можно судить по отношению к умершим. А положение кладбищ в той или иной степени определяет и положение общества. Из подсчетов С.Кричанского, в 1938 г. только на территории трех воеводств - Виленского, Новогрудского и Белостокского - находилось 68 мизарей. "Мусульманский календарь" за 1939 г. давал цифру 71. Наибольшее количество их попадало на Новогрудское воеводство - 47.

Уже тогда исчезло много старых мизерей, и только кое-где уцелелые могилы свидетельствуют об их былом существовании. Одной из причин полного уничтожения была война. Немцы делали из каменных надгробий бетонные укрепления. Они еще и сегодня сохраняются в некоторых местностях (например, в Ластае, что около Ашмян в Беларуси). Позже надгробные памятники в ряде районов республики забирали на строительство дорог, фундаменты колхозных животноводческих ферм. Само святое место занимали под выпас скота либо запахивалось (Синявский мизар около Клецка). Согласно сведений члена Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб", учителя со Сморгонщины В.Прихача, во время строительства к олимпийским играм 1980 г. шоссе Минск-Вильнюс многие "преграды" на пути были разрушены и навсегда ликвидированы как "мелочи".

Среди таких "мелочей" и татарские кладбища, к примеру, возле деревни Гамзичи. "Могу заметить и то - пишет В.Прихач в редакцию квартальника "Байрам", - что за последние годы в тех местах произошло пять дорожных аварий с жертвами, что породило у местных жителей чувство фатальной ответственности за содеянное бездумным начальством". Уничтожен мизар в Копыле. Теперь выпивохи с недалекой забегаловки приходят сюда "отдохнуть". В Минске на месте мизара разбили сквер, где теперь выгуливают собак. Сохранилась только одна могилка - Х.М.Александровича - активного участника минского антифашистского подполья.

Но и во имя ее сохранения потомкам покойника пришлось приложить много усилий. А список разрушений и запустения можно продолжать и продолжать... Не будет никакого преувеличения, если мы скажем, что тоталитарное правление в СССР привело к упадку татарского меньшинства в Беларуси, поставило его на грань исчезновения. За послевоенные годы резко сократилось татарское население в местах их прежнего компактного проживания. Когда, например, в г.п. Видзы Браславского района Витебской области в 1938 г. жило 760 татар, то сегодня их насчитывается менее 50 человек, в г. Слониме было 413 человек, теперь - только 96, в г. Новогрудке соответственно 766 и 316. В деревне Давбучки Сморгонского района жило 408 человек. Теперь там остался только один татарин (Радкевич Александр Адамович).

Давбучская мечеть, построенная еще в 1558 г. (одна из самых древних деревянных мечетей в Восточной Европе), разрушилась. В 1991 г. остатки мечети были перевезены под Минск в музей деревянного зодчества с целью восстановления. Урбанизация Беларуси привела к резкому сокращению татарской семьи. Наблюдается общая тенденция снижения естественного прироста, вызванная, с одной стороны, снижением рождаемости, с другой - высокой смертностью среди белорусских татар (особенно в регионах, загрязненных радионуклидами, - г.п. Ивье и др.). Все это следствие политики, проводимой в прежние годы, которая по замыслу руководителей советского государства, должна была привести к образованию единого сообщества - "советского народа". Но время меняется. Беларусь устанавливает свою государственность. Принят ряд законов, в том числе и о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедования и религиозных организациях, которые образовали так необходимую правовую основу национально-культурного возрождения белорусских татар.

Этот процесс начался в конце 80-х годов. В 1989 г. одновременно в Минске и Гродно были созданы первые татарские общественно-культурные общества, которые летом 1991 г. объединились и образовали Белорусское общество татар-мусульман "Аль-Китаб". Позже, зимой 1994 г. была создана еще одна организация - Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. Именно эти организации начали координировать и направлять деятельность 26 вновь созданных татарско-мусульманских общин в Беларуси (Минск, Гродно, Новогрудок, Ивье, Сандиковщизна, Острино, Лида, Клецк, Слоним, Смиловичи, Ляховичи, Мир, Витебск, Видзы, Брест, Могилев, Ашмяны, Узда, Докшицы, Скидель, Глыбокое, Мядель, Гомель, Барановичи, Молодечно, Орша). Первые шаги на пути возрождения уже сделаны.

В 1991 г. усилиями активистов Объединения "Аль-Китаб" и благодаря помощи студентов с мусульманских стран, что обучаются в белорусских вузах, созданы и действуют воскресные школы в некоторых городах и поселках республики. В том же (1991) году начался выпуск на белорусском языке первого печатного издания белорусских татар - квартального журнала "Байрам" (вышло 30 номеров). На страницах "Байрама" размещается информация об Исламе и мусульманах, печатаются статьи по истории белорусских татар и анализируются наиболее важные события в мусульманских странах. С 1994 до 1996 г. выходил ежемесячный мусульманский журнал под разными названиями - "Аль-Джихад", "Аль-Ислам", "Рамазан", "Жизнь".

С 1997 г. началось издание ежемесячной газеты "Жизнь" (на русском языке). Под управлением главного редактора квартальника "Байрам" покойного Якуба Якубовского (умер в 1998 г.) началась работа над уникальным изданием - энциклопедическим справочником "Татары Беларуси, Литвы и Польши". Рукопись (около 3 тысяч статей) планируется подготовить на семи языках народов мира. На сегодняшний день подготовлено более 500 статей. В 1993-1998 гг. в Минске прошли 4 международные научно-практические конференции, посвященные проблемам изучения и сохранения богатого наследия татарского народа в Беларуси. В них приняли участие более 150 ученых с разных стран мира. На конференциях были приняты рекомендации по организации дальнейших исследований истории, культуры, мусульманской религии татар Беларуси, Литвы и Польши.

Одной из наиважнейших задач в деятельности Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб" была и остается большая работа по восстановлению и строительству мусульманских мечетей, культурных центров, школ, музеев, библиотек и других учреждений, жизненно необходимых мусульманам. Хорошо понимая масштабы определенных планов и трудностей их осуществления, татары-мусульмане Беларуси, тем не менее, с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь на помощь Всевышнего Аллаха, сородичей и единоверцев с исламских стран мира. С этой надеждой съезды мусульман Беларуси, что происходили в разные годы, обращались с просьбой к народам исламских стран оказать помощь и содействие мусульманам нашей страны. И эти призывы, слава Аллаху, были услышаны. Благодаря помощи мусульман с арабских стран, построена новая мечеть в г.п. Смиловичи возле Минска. Деньги на строительство мечети пожертвовала сестра Нурия с Кувейта, а также местные мусульмане.

Открытие мечети в г.п. Смиловичи произошло 12 октября 1996 г. В июле 1994 г. была реконструирована мечеть в г. Слониме Гродненской области. В восстановлении Слонимской мечети активное участие принимали представители с арабских стран и Турции. В 1997 г. была восстановлена еще одна мечеть - в г. Новогрудке Гродненской области. Торжественное открытие ее произошло 11 июля 1997 г. И, наконец, 29 мая 1999 г. открылись двери мечети в г.п. Видзы Витебской области. Однако, не смотря на определенные успехи, остаются многие нерешенные проблемы. И самая злободневная - строительство новой мечети и культурного центра в Минске. Строить мечеть планируется в исторической части города на перекрестке улиц Грибоедова и Тарской (бывшей Вилейской). Спонсором минской мечети выступила известная в мире благотворительная организация из Саудовской Аравии - "Rabbita".

Символическая установка камня в фундамент новой мечети произошло в ноябре 1997 г., когда отмечалось 600-летие татарского осадничества на белорусских землях. В планах работы организаций татар-мусульман Беларуси - восстановление и других наших святынь. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь и Белорусское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" неоднократно обращались к мусульманам Беларуси и мусульманам мира с просьбой оказать помощь в восстановлении самых древних мечетей в Восточной Европе, которые находятся в деревнях Давбучки и Ловчицы Гродненской области.

Белорусские татары живут в мире и согласии со всеми жителями страны. В своих молитвах они просят у Всевышнего Аллаха пощады и милосердности к земле, на которой они живут и которая стала им Родиной, к людям, которых татары считают братьями своими.

Литература

1. А. Мухлинский. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. Спб., 1857, с. 40.

2. Архив Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Дело 18019-с, листы 173, 185.

В татарской слободе города Ивье (ее еще называют Муровщизной) прошло мое детство. И хотя татары уже давно не селятся обособленно, но так получается, что большая их часть живет именно в этом районе. Который, впрочем, сейчас ничем не отличается от других уголков города. Сразу не скажешь, где живут татары, а где - белорусы. И если меня, почти здешнюю, высокий минарет местной мечети ничуть не удивляет, то у нашего фотографа такое соседство традиционных белорусских хат и мусульманского храма вызывает искреннее недоумение. Кстати, во времена СССР мечеть в Ивье была единственным работающим мусульманским храмом.

Ивье находится примерно на половине пути из Минска в Гродно . Если свернуть с трассы М6, то еще километров 6 - 8 - и мы на месте.

О том, что Ивье - город необычный, понять можно уже на въезде. Почти в каждом огороде - огромные теплицы, где в сезон местные жители выращивают помидоры. А начиная примерно с февраля - салат, лук, редиску. Еще лет 20 назад такие теплицы можно было увидеть только у татар, сейчас же и белорусы переняли премудрости огородного дела у своих мусульманских соседей.


Татары на белорусских землях появились чуть более 600 лет назад. Нет, они не пришли к нам с войной и потом остались. В 1397 году великий князь Витовт пригласил умелых татарских воинов охранять границы Великого княжества Литовского. И так хорошо они служили, что правители щедро наделяли их шляхетскими титулами и дарили землю. Татары же до сих пор в своих молитвах именуют князя, пригласившего их на свои земли, Витовтом сильным или Витовтом-заступником.

Со временем татары настолько сжились со своими соседями, что даже татарские фамилии стали звучать сначала на польский, а потом на белорусский лад: Абрамовичи, Адамовичи, Богдановичи, Вороновичи, Гембицкие, Ждановичи, Казакевичи, Радкевичи , Радлинские, Щуцкие, Якубовские, Ясинские… Да и внешне не всегда можно определить, что перед тобой представитель татарского народа - смешанные браки в Ивье не редкость. Вот стоит перед тобой такой типичный белорус. А он Мустафа!

И живет этот Мустафа в простом сельском доме. Быт, по большому счету, уже с XIX века ничем не отличался от быта белорусского селянина. В этом мы смогли убедиться, придя в гости к татарской семье Шабановичей.


НИКАХ, АЗАНИВАНИЕ ДЕТЕЙ - ПРИВЫЧНЫЕ ОБРЯДЫ

Якуб Мустафович Шабанович - один из старейшин местной общины, в свое время был и председателем местного колхоза, и трактористом, и рабочим, и вместе с отцом кожевничал.


Простой добротный деревянный дом, сени, обычная печка, привычный телевизор. «Красный угол» в комнате, где вместо христианских икон - изображенные на листах бумаги суры из Корана.

Имена у нас простые - Яков, Мустафа, Аминя, Айша, Алия, Ибрагим, - улыбается Якуб Мустафович и проводит нас по дому. Его жена Аминя Якубовна идет следом.

А как вы познакомились? - спрашиваю, рассматривая старые фотографии.

А мы не знакомились. Родители сговорились - и все.

Почему так? Приданое было большое? - удивляемся мы.

Ну, какое там приданое: одежду свою принесла - и все. После войны очень болела мама, надо было работать, а мы с братьями не справлялись.

Так вам выбрали помощницу?

И помощницу, и спутницу жизни. Так и привыкали друг к другу, обживались вместе уже.

А свадьбу как играли?

Дома. Родственники собрались. Простая деревенская свадьба.

Оказывается, татарская свадьба мало чем отличается от привычной белорусской. Однако вместо венчания главным религиозным обрядом становится никах - в переводе с арабского «договор». Этот обряд проводится в мечети: мулла наставляет молодых перед совместной жизнью, благословляет их и подписывает свидетельство о браке, которое сейчас уже не имеет юридической силы, но, как и венчание, очень важно для верующих людей.

Якуб Мустафович и Аминя Якубовна прожили вместе больше 50 лет, вырастив троих детей. Кроме воспитания своих собственных сыновей Якуб Мустафович участвовал в судьбе многих татарских детей в Ивье, ведь старейшины, которые знают молитвы на арабском, обязательно принимают участие в азанивании детей. Выглядит обряд достаточно просто: над младенцем читают определенные молитвы. Все действо происходит дома во время очередного будничного купания новорожденного. Иногда при азанивании ребенку дают второе имя, а община собирается на подарок, потому что в жизни маленького мусульманина наступает очень важный период.

Подрастая, татарские дети в Ивье ходят в обычные детские сады, вместе с другими учатся в обычной средней школе и в гимназии. Хотя еще до войны, как рассказывает Якуб Мустафович, в Ивье была отдельная мусульманская школа, где детей учили основам Корана и арабскому языку.

Может быть, из-за отсутствия специализированных учебных заведений, ивьевские татары практически не знают татарского языка. И только единицы хорошо знают более сложный арабский, на котором в основном издается духовная литература.

ТАТАРЫ СЛАВЯТСЯ СВОИМИ СЛАДОСТЯМИ, А ХИДЖАБ НОСИТЬ НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ

Один из таких знатоков - имам Ивьевской мечети Адам Радецкий, который стал недавно духовным лидером местной общины. Для имама служение в мечети - своеобразная общественная нагрузка, потому что денег за это он не получает.


Сейчас у нас идет священный месяц Рамадан, чрезвычайно важный период для каждого мусульманина, когда соблюдается строгий пост. Он отличается от похожего христианского поста тем, что есть и пить можно только после захода солнца. Конечно, летом очень сложно соблюдать все правила, но у нас в общине есть люди, которые полностью держат пост. Наш молитвенный день - это пятница, тогда обычно в мечети собирается порядка 50 - 60 человек, а когда проходят большие праздники, а это происходит раза три в год, то в мечети буквально негде яблоку упасть.


Скажите, а татарские женщины должны ходить в хиджабах?

Нет, у нас же не мусульманская страна. Кто как хочет, так и ходит. Есть несколько семей, которые придерживаются более строгих правил, там женщины ходят в платках и длинных юбках.

Праздники татары отмечают всей общиной. По традиции среди местных раздается мясо, а для самых старых, а значит, уважаемых людей, община подготавливает своеобразный сухой паек, в который входит крупа, сладости, в том числе и традиционные для татар.

Национальные татарские блюда готовят тут в большей степени на праздники - курбан-байрам, ураза-байрам, сабантуи. Тогда ивьевские татары готовят и традиционные открытые пироги, и мясные наваристые супы, и так называемый перекочевник - тесто раскатывается тонко-тонко и соединяется с мясной или сладкой начинкой. А в повседневной жизни готовят пельмени. Но не такие, какие мы привыкли видеть, а большие, похожие на манты, с говядиной или бараниной.

Моя татарская подруга с удовольствием рассказывает о том, что главные и самые яркие воспоминания у нее связаны именно с большими «посиделками» общины. Тогда она готова была отдать все, что угодно, за традиционный для татар десерт - гальму . Вкуснейшую гальму из своего детства помню и я. Хотя, на первый взгляд, рецепт прост - мука, мед и масло. Все это варится, остужается, затем нарезается ромбиками и раздается в общине и соседям.

А почему ты сама сейчас не делаешь эти сладости? - спрашиваю у подруги.

Не знаю, наверное, потому, что национальные традиции так и остались для нашего поколения где-то в детстве, - говорит она и мечтательно продолжает: - Я бы хотела съездить в Стамбул , где по-настоящему смешано много культур, Запад и Восток, посмотреть, как живут там вместе люди разных национальностей.

А мне подумалось - зачем куда -то ехать? Ведь белорусское Ивье - само по себе маленький Стамбул…

КСТАТИ

Столетия назад центрами татарской культуры на территории Великого княжества Литовского были Тракай и Ивье. Сейчас на территории бывшего ВКЛ живут около 25 тысяч татар. 10 тысяч раскиданы по Беларуси . Община в Ивье насчитывает около 800 человек.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!