Библиотека школьная. Моя профессия – школьный библиотекарь

«Велика ведь бывает польза от учения книжного -

книги наставляют и научают нас пути покаяния,

ибо мудрость обретаем и воздержание

в словах книжных. Это – реки, напояющее

вселенную, это источники мудрости, в книгах

ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали

утешаемся; они – узда воздержания…

Если поищешь в книгах мудрости прилежно,

то найдешь великую пользу для души своей»

«Повесть временных лет»

Все когда-то происходит в первый раз. Для человека это первый вздох, первый взгляд, первый шаг. Первый лучик солнца и первый дождь!

Смеющиеся мамины глаза – взгляд первого любящего тебя человека. Первая учительница, образ которой запоминается на всю жизнь.

А помнит ли кто-нибудь своего первого библиотекаря? Остается ли человек, открывающий всем дверь в великое книжное царство, в памяти детей?

Я не помню, как выглядела та волшебница, которая приняла меня, маленькую шестилетнюю девочку, в стенах своей библиотеки. Не помню ее возраста, цвета глаз, тембра голоса.

Но на всю жизнь я запомнила первую книгу, которую я взяла в библиотеке. Запомнила свой легкий страх, несмотря на то, что рядом стоял старший брат, который и привел меня сюда. И запомнила ту доброту, с которой, понимая мое состояние, меня приняла мой первый библиотекарь.

Любовь к книгам, однажды возникнув, не отпускает меня до сих пор, даря порой необычные ситуации. То, что в школьный период изучалось на уроках литературы нехотя, в каникулы проглатывалось с восторгом и упоением. Жизнь порой вносит свои коррективы в наши планы. Вдруг происходит то, что не задумывалось.

Так случилось и со мной. Имея высшее техническое за плечами и опыт работы на крупном предприятии , я ушла работать в школу. Может быть, это случай, но для меня он стал счастливым. Ведь чтение – это удивление, восхищение, восторг! Это радость и озарение, это магия и мастерство, это творчество и реализация себя!

У меня появилась возможность работать с детьми, а увлечь конкретного ребенка чтением – это маленькое доброе дело, это как тот первый шажок, который малыш делает вместе с родителями. И если у ребенка нечитающая семья, то «мамой», которая учит «ходить», становится школьный библиотекарь, потому что библиотека – это не только место, где собраны лучшие книги, но и человек, который может о них рассказать.

Я – школьный библиотекарь. Все приходится постигать в ходе работы: курсы, семинары, общение с коллегами . Самый близкий друг и высокий профессионал – любимое издание журнал «Школьная библиотека». Своей первостепенной задачей вижу восстановление статуса Родины как самой читающей страны в мире.

Многие учителя и родители по своему опыту знают о том, что заставить ребенка читать книги невозможно. А вот вызвать интерес к книге – это другое дело. Только тот ребенок будет читать, который получает от этого удовольствие, которому чтение не в тягость, а в радость.

Дети и молодежь – будущее страны. Они и сильны и слабы. Они – творцы, детская фантазия и творческий потенциал безграничны. Но детская психика подвергается атаке средств массовой информации , грозящей тем, что дети могут превратиться из творцов в потребителей. Чтобы не пропала эта магия чтения, чтобы литературные образы пленяли воображение, будили фантазию, и надо работать. Работать и отстаивать своего читателя.

Я сталкиваюсь с тем, что дети перестают «владеть словом». Стараюсь объяснить, что с этим даром не только рождаются, его можно и нужно развивать всю жизнь.

Отсутствие благодатного читательского труда не только нарушает равновесие в понимании «плохого» и «хорошего» в жизни, но и подтачивает духовное здоровье нации, без которого немыслимо здоровье физическое и которое, на мой взгляд, формируется именно в скромном помещении школьной библиотеки.

Привычка к чтению, заложенная в детстве, должна в будущем стать одной из самых необходимых, залогом внутреннего комфорта.

Четко это осознавая, стараюсь в своей работе применять разнообразные методики проведения библиотечных мероприятий, главная цель которых – воспитание

ребенка-читателя. Как интересно проходят «Уроки фантазии», где литературные или сказочные герои обретают новое воплощение в поделках и рисунках! А когда после очередной читательской конференции или книжного обзора на перемене весь класс идет, нет, не идет, бежит, летит, лишь бы успеть первому взять книгу, представленную сегодня, понимаешь, что огонек интереса к чтению не угаснет никогда. И, когда в конце года награждаю лучших читателей школьной библиотеки, вижу, как легкие искры зависти мелькают в глазах остальных и знаю, в следующем году придут и они и попросят, а то и потребуют: «Подскажите, найдите, дайте!»

Мой одиннацатилетний сын – ученик нашей же школы – как модель, а моя семья – как маленький рабочий полигон. По вечерам не перестаю читать ему вслух, замечаю, что понравилось, где засмеялся, где задумался. Начал писать комиксы, оформлять их, затем сценарии. Понимаю, что так творить может практически каждый ученик и стараюсь использовать свой личный опыт в школьной работе. Успех одного отзывается во многих.

Ребенок многообразен, красив, многоцветен! А школьная библиотека – это огонек надежды и поддержки, это книжное царство, двери которого распахнуты для всех.

Моя профессия – школьный библиотекарь. Несмотря на множество увлечений, не променяю ее на любую другую. Почему я так много рассуждала о поддержке детского чтения? Потому, что это и есть моя главная работа и главное увлечение.

Помнит ли кто-нибудь своего первого библиотекаря? Запомнит ли кто-нибудь меня? Пусть не цвет глаз, не возраст, не тембр голоса. Пусть в памяти останется радость и волнение, и первая книга, взятая в школьной библиотеке.

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Школьная библиотека

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.


Моя профессия - школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день - воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

Положение о библиотеке ОУ;

Правила пользования библиотекой ОУ;

Должностные инструкции работников библиотеки;

Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

Книга суммарного учета основного фонда;

Инвентарные книги;

Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

Книга суммарного учета учебников;

Журнал выдачи учебников по классам;

Дневник работы школьной библиотеки;

Папка с копиями накладных и счетов;

Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. К сожалению, эта многофункциональность школьной библиотеки и ее роль в жизни школы пока не совсем понимается администрацией всех уровней, педагогами, а иногда и самими библиотекарями. В настоящее время самая большая сеть библиотек России (около 67 тыс.) находится в кризисе. Особая острота сегодняшней ситуации определяется прежде всего сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Журнал "Школьная библиотека", одной из задач которого является привлечение внимания к нуждам школьных библиотек, изменение отношения к ней и педагогической, и библиотечной общественности, в своем первом номере опубликовал анкету, цель анкеты - проанализировать реальную ситуацию и проблемы современной школьной библиотеки. Инициированное журналом "Школьная библиотека" исследование позволило фактически впервые получить достаточно объемную и разнообразную информацию о проблемах сегодняшней школьной библиотеки, о структуре деятельности школьного библиотекаря и его информационных потребностях. Специально разработанную анкету заполнили 520 респондентов из 37 российских регионов - Москвы,
С.-Петербурга, областных центров, больших и малых городов, сел, поселков. Анализ полученных данных показывает, что поставленные в анкете вопросы задели самые "болевые" точки. Об этом3 свидетельствуют, в частности, подробные ответы библиотекарей на открытые вопросы, дающие возможность высказать различные точки зрения и предложения. Центральной проблемой школьного библиотекаря и библиотеки является проблема финансовая. Прежде всего, она сказывается на комплектовании - нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания. Подавляющее большинство опрошенных указали на недостаточность или полное отсутствие в фонде новинок; они ощущают острую нехватку справочной, научно-познавательной, методической литературы. Особенно тяжелое положение в сельских школах. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что пополнение фонда происходит в основном не за счет официальных источников комплектования (бюджета), а за счет родителей, которые сдают деньги на учебники. Учащиеся, выпускники, педагоги дарят книги - причем, судя по ответам, чаще всего не новые, что увеличивает устаревшую часть фонда. Иногда литературу передают публичные библиотеки или библиотеки других учебных заведений. И все равно - это не решение проблемы. Более половины опрошенных отметили проблемы с помещением и оснащением библиотек. Имеющееся оборудование в анкетах называют допотопным. Особенно удручает библиотекарей отсутствие библиотечной техники и канцелярских товаров. Все эти проблемы также связаны с отсутствием финансирования. Однако нищета библиотек школ, по мнению респондентов, связана не только с недостаточным финансированием, но и отношением администрации к библиотеке. На вопрос, поддерживает ли она библиотеку, положительно ответили немногим более 40 % опрошенных. Примерно столько же отметили отсутствие такой поддержки, а более 2 % считают, что администрация препятствует работе. Проблемы роли и места библиотеки в школе, ее статуса и престижа являются очень значимыми для школьного библиотекаря. Те респонденты, которые считают, что школьная администрация им помогает, достаточно часто подчеркивают значимость моральной, психологической поддержки. А многие из тех, кто отрицает помощь администрации, ссылаются на неуважение к библиотеке и к ним лично, на непонимание сущности и задач школьной библиотеки, неверную оценку ее работы, непрофессиональное вмешательство, навязывание чуждых форм и методов. В ситуации, когда решение финансовых проблем затруднено, проблемы роли школьной библиотеки, статуса и престижа библиотекаря становятся особенно значимыми. Этот аспект заслуживает особого внимания органов управления образованием и педагогов. Обиду и недоумение библиотекарей вызывает то, что они официально не относятся к педагогическим работникам, многие (55 %) отметили и низкий уровень заработной платы. Можно также отметить, что зачастую школьные библиотеки вообще остаются полностью или почти без поддержки. Каждая вторая из респонденток либо оставила без ответа вопрос о том, кто помогает библиотеке, либо ответила отрицательно. Около 30% опрошенных назвали своими помощниками родителей учащихся, поддержка которых заключается в приобретении учебников. Учащиеся, по словам 15 % ответивших, дарят книги, помогают в работе библиотеки. Преподавателей как своих помощников отметили только 13 %, однако звучали и противоположные мнения, свидетельствующие о непонимании и даже конфликтах. О помощи методистов, специалистов органов управления образованием упомянули немногим более 12 %. Еще реже отмечалась поддержка со стороны публичных библиотек; в основном упоминались детские библиотеки. 7 % назвали спонсоров или шефов, 2 % ощутили поддержку местных властей. Основное место в структуре деятельности школьного библиотекаря занимает, с одной стороны, работа с читателями-учащимися, с другой - работа с учебниками. Работа с учащимися включает в себя непосредственное обслуживание, выполнение справок, подбор материалов для докладов и рефератов, консультации, проведение библиотечных уроков и, конечно, обширная и разнообразная массовая работа, занимающая львиную долю времени библиотекаря, остающегося от работы с учебниками. Она состоит не только из собственно профессиональных операций, что является обязанностью каждого библиотекаря, но и из поиска и сбора денег, составления денежных и других документов, а также из "разъяснительной работы" с родителями, за счет которых и происходит чаще всего покупка учебников. Из собственно профессиональных проблем 40 % опрошенных указали на отсутствие информации о литературе, о работе коллег. Более чем для половины библиотекарей проблемой является рутинность работы, текучка, отсутствие времени и сил на реализацию творческих планов и проектов. Итак, исследование еще раз подтвердило на репрезентативном материале наличие наиболее острых проблем современной школьной библиотеки: это и проблемы положения библиотеки в школе, отношения к ней со стороны администрации и педагогического коллектива, и проблемы комплектования, и технического оснащения, и структуры деятельности школьного библиотекаря. Необходимо обратить внимание на бедственное положение самой большой сети библиотек, формировать общественное мнение и тем самым влиять и на власти, и на органы управления образованием. Хотелось бы призвать книгоиздателей и книгораспространителей также оказать влияние на улучшение положения дел с комплектованием школьных библиотек. Ведь это огромный рынок. Видимо, настало время подумать о программах помощи школьным библиотекам по типу хорошо зарекомендовавшего себя мегапроекта "Пушкинская библиотека" или внедряемого сейчас проекта помощи сельским библиотекам. Мы уверены, что все вложения в создание крепкой современной школьной библиотеки окупятся сторицей. В настоящее время важно также консолидировать школьных библиотекарей. И важнейшим шагом здесь станет создание Ассоциации школьных библиотек, их внедрение в профессиональную отечественную и зарубежную среду. Мы призываем всех, кому небезразличны проблемы образования, библиотечного и книжного дела, объединиться в целях оказания помощи школьным библиотекам, превращения их в сильный информационный, воспитательный центр школы. Недаром раньше говорили: "Дайте мне библиотеку, и я создам вокруг нее университет". В школьную библиотеку должны прийти современные информационные технологии, без этого она останется на обочине развития общества, превратится в склад старой, никому не нужной литературы.

О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова

– Татьяна Дмитриевна, чем в условиях современной школы должна стать библиотека? Функции, задачи, оснащенность?
– Сегодня нашим сообществом активно обсуждается новая концептуально осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы будущего.

Мы сторонники складывающейся в мировой теории и практике школьного библиотековедения — философии школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы.

Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке — это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

– Каковы главные проблемы школьных библиотек?
– Сегодня имеют место две революции. В обучении — это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. В кризисе кадров – это разрушенная система непрерывного образования школьных библиотекарей. Сегодня система подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.

Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

– Как введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек?
– В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас — реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

– Каким образом происходит отбор информационных ресурсов для школьных библиотек?
– Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное сегодня — научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с информацией. В прошлом году самые «продвинутые» школьные библиотекари обучались работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга инновационными практиками.

Наша ассоциация ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились представители органов управления образованием, директора и учителя школ, специалисты по детскому чтению.

Наряду с проведением вебинаров наша ассоциация ведет разработку и подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе по основам информационного мировоззрения и формированию информационной культуры личности учащихся и педагогов.

Предпосылки для прорыва в этом вопросе во многом были подготовлены Кемеровской научной школой. Кемеровским государственным университетом культуры и искусств разработаны уникальные проекты и программы по формированию информационной культуры учителей и учащихся, которые становятся эффективным инструментом для повышения квалификации школьных библиотекарей при переходе к их новому педагогическому статусу.

– Как меняется роль библиотекаря в организации информационного пространства школы?
– Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера – человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

В связи с возрастающей ролью школьных библиотекарей совершенно по-другому там стала строиться и система их профессиональной подготовки и переподготовки. Сейчас разрабатывается алгоритм образовательных решений для школьных библиотекарей, которые позволят практикам очень быстро в режиме интенсива дистанционно через кредитную систему получить диплом государственного образца (это может быть диплом на 500 часов с правом работы по профессии и другие варианты). Все представители вузов культуры пошли нам на встречу, я думаю, что и педагогические вузы сейчас втянутся. Но это наисерьезнейшая проблема, решать которую придется несколько лет совместно с органами управления образованием начиная с федерального уровня и нашему профессиональному сообществу. В США, Канаде, Южной Корее, Великобритании идет сплошная переподготовка специалистов школьных библиотек и стандарт этой переподготовки заказывают как раз профессиональные организации. Я думаю, что мы тоже по этому пути пойдем. Главная наша задача, чтобы не пострадали наши практики, которые имеют великолепный инновационный опыт.

Ваши рекомендации, относящиеся к повышению значимости школьной библиотеки в инфраструктуре школы?
– Практически во всех школьных библиотеках нашей страны, а я проехала не мало городов и сел, видела высокий творческий потенциал специалистов. Поэтому мы настаиваем на изменении имиджа профессии школьного библиотекаря в обществе, что это не обслуживающая, а именно креативная функция. Школьная библиотека — это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

Наша задача – изменить отношение общественности к профессии. Мы будем развивать отношения с различными родительскими ассоциациями. В новом стандарте акценты сделаны на управляющие родительские комитеты. Это то, что я видела за рубежом. Ведь многие библиотеки в школах там сильны благодаря акцентам расставленными управляющими комитетами, они понимают, что это мозг школы и поэтому деньги негосударственные идут в библиотеки. Нам надо пройти по пути возрастания ответственности социума.

Мы готовимся к октябрю, когда проходит международный месячник школьных библиотек. Мы планируем в рамках этого месячника провести большое количество акций и мероприятий, особенно в регионах. Мы сейчас готовим методические рекомендации нашим коллегам для проведения мероприятий, связанных с поддержкой чтения. 50% российских семей не имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смыслообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря – развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

– Существуют ли государственные проекты по поддержке школьных библиотек? Какие регионы в каких проектах участвуют? Что планируется сделать для развития школьных библиотек на государственном уровне?
– В Федеральных органах нам часто говорят, что наша тема субъектовая. Но я считаю, что тему, которую на федеральном уровне привели к системному кризису, особенно это касается фондов, необходимо выводить из кризиса на федеральном уровне, а потом передавать ее в субъекты. За последние 15 лет было только две программы, когда из федерального бюджета были выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.

Три года назад мы провели в Государственной Думе Парламентские слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект «Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции развития школьных библиотек и плана ее реализации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!