Биографии великих людей. Как будто черная волна

Российская империя
СССР СССР

Михаи́л Алекса́ндрович Зенке́вич (9 мая , село Николаевский Городок , Саратовская губерния - 14 сентября , Москва) - русский поэт и переводчик.

Биография

Родился в семье учителей. После окончания 1-й Саратовской гимназии () два года изучал философию в университетах Йены и Берлина . С 1907 года Зенкевич живёт в Петербурге. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета ().

В советский период Зенкевич больше занимался художественным переводом (среди них «Юлий Цезарь » и «Мера за меру » Шекспира , «Война миров » Уэллса ), особенно много переводил американскую поэзию, также был соредактором известной антологии «Поэты Америки XX века». В вступил в ВКП(б) . Похоронен на Хованском кладбище .

В ранних произведениях 3енкевича, относящихся к акмеистскому периоду его творчества, преобладают тяжеловесные стихи с темами и образами доисторического бытия. Сопоставление этих образов с ничтожностью человека навлекло на него после революции упреки в пессимизме. 3енкевич сочинял стихи, в которых описывал ужасы войны и выражал надежду на приход новой жизни. Описание партийных собраний, прославление машинной техники, внедряемой в сельское хозяйство, поэмы о советских лётчиках или о величии Сталина показывают дурное влияние социалистического реализма.

Факты

Являлся ключевым свидетелем по делу о загадочной гибели своего друга, поэта Дмитрия Кедрина 18 сентября 1945 года. Зенкевич был последним из установленных лиц, кто видел Кедрина живым - в этот день они неожиданно столкнулись в центре Москвы впервые за много лет и провели время в пивном баре на улице Горького. Позже исследователи спорили, насколько случайной была эта встреча. В ходе следствия Зенкевич дал показания о неком подозрительном типе, крутившемся возле них в баре, однако истинная картина происшествия так и не была выяснена .

Напишите отзыв о статье "Зенкевич, Михаил Александрович"

Примечания

Библиография

Стихотворения

  • Дикая порфира. (1909-11 г.). [Стихи]. - СПб.: Цех поэтов, 1912. - , 105, с.
  • Четырнадцать стихотворений. - Пг.: Гиперборей, 1918. - 28, с.
  • Пашня танков. [Стихи]. - [Саратов]: тип. Проф.-техн. курсов Губполиграфотд., 1921. - 29, с.
  • Под пароходным носом. [Стихи]. - М.: Узел, . - 31 с.
  • Поздний пролёт. [Стихи]. - М.; Л.: Земля и фабрика, . - 101, с.
  • Машинная страда. [Стихи]. - М.; Л.: Огиз - ГИХЛ, 1931. - 48 с.
  • Избранные стихи. - М.: Жур.-газ. объединение, 1932. - 32 с. - (Библиотека «Огонёк»).
  • Избранные стихи. - [М.]: Сов. лит-ра, 1933. - 173 с.
  • Набор высоты. Стихи. - [М.]: Гослитиздат, 1937. - 231, с.
  • Сквозь грозы лет. Стихи / [Предисл. А. Волкова]. - М.: Гослитиздат, 1962. - 222 с.; 1 л. портр.
  • Избранное / [Вступит. статья Н. С. Тихонова; Илл.: И. Сальникова и В Сальников]. - М.: Худ. лит., 1973. - 222 с. с илл.; 1 л. портр.
  • Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары / Сост., подготовка текстов, прим., краткая биохроника С. Е. Зенкевича; Вступ. ст. Л. А. Озерова. - М.: Школа-пресс, 1994. - 688 с. - (Круг чтения: школьная программа).

Переводы

  • Гюго В. Май 1871 года. [Стихи] / Пер. Мих. Зенкевича. - М.: Красная новь, 1923. - 22 с.
  • Фрейлиграт Ф. Вопреки всему. Избранные стихотворения / Пер., вступ. ст. и прим. М. Зенкевич. - [М.]: Гос. изд., . - 12, с.
  • Поэты Америки. XX век. Антология / [Пер. М. Зенкевича и И. Кашкина]. - М.: Гослитиздат, 1939. - 288 с.
  • Из американских поэтов. [Переводы]. - М.: Гослитиздат, 1946. - 136 с.
  • Негош П. Горный венец. [Поэма] / Пер. с серб. [и вступит. статья] М. Зенкевича. - [М.: Гослитиздат], 1948. - 175 с.
  • Поэты XX века. Стихи зарубежных поэтов в переводе М. Зенкевича / [Предисл. Н. Тихонова]. - М.: Прогресс, 1965. - 160 с. - (Мастера поэтич. перевода).
  • Американские поэты в переводе М. А. Зенкевича / [Справки об авт. Е. Осеневой]. - М.: Худ. лит., 1969. - 285 с.

Проза

  • Братья Райт. - М.: Жур.-газ. объединение, 1933. - 197, с. - (Жизнь замечательных людей).
  • Эльга: Беллетрист. мемуары. - М.: Кор-инф, 1991. - 208 с.; портр. - (Прил. к журн. «Лепта»).

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Зенкевич, Михаил Александрович

«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.

Зенкевич Михаил Александрович , русский советский поэт, переводчик.

Окончил юридический факультет Петербургского университета.

Был одним из «шести первых акмеистов», участником «Цеха поэтов».

Один из основателей советской школы поэтического перевода (переводил из Ф. Фрейлиграта, В. Гюго, У. Уитмена, У. Шекспира, современных поэтов Европы и США).

ЗЕНКЕВИЧ, Михаил Александрович - русский советский поэт, переводчик. Член Коммунистической партии с 1947. В 1915 окончил юридический факультет Петроградского университета. В годы гражданской войны ушёл добровольцем в Красную Армию. Первые стихи Зенкевича появились в нелегальных изданиях, конфискованных охранкой (1906). Позднее увлёкся акмеизмом, став участником «Цеха поэтов», который издал его первый сборник «Дикая порфира» (1912). Изобразительная сила этих стихов, их необычная тематика (Зенкевич обратился к доисторическим эпохам Земли) сочетались с пессимистической окраской описываемого, ощущением суетности жизни, бессилия человека. Революцию Зенкевич воспринял как очистительную, стихийную силу. В 1921 вышли антимилитаристские стихи Зенкевича «Пашня танков», в 1925 - цикл стихов «Пять декабристов», откликом на современность явились поэма «Машинная страда» (1931), сборник «Набор высоты» (1937) и др. Одно из лучших произведений послевоенного времени - стихотворение (1955), сочувственно отмеченное критикой. Зенкевич - один из основателей советской школы поэтического перевода, популяризатор лучших образцов зарубежной поэзии (переводы из Ф. Фрейлиграта, В. Гюго, У. Уитмена, У. Шекспира, П. Негоша, Ф. Прешерна, современных поэтов Европы и США).

Соч.: Поэты Америки. XX век. Антология (Совм. с И. Кашкиным), М., 1939; Из амер. поэтов, М., 1946; Антология болг. поэзии, М., 1956; Поэты Югославии, М., 1957; Сквозь грозы лет. [Предисл. А. Волкова], М., 1962.

Лит.: Гумилёв Н. С. , Письма о рус. поэзии, П., 1923, с. 143-44, 151; Березин Л., О стихах М. Зенкевича, «Новый мир», 1929, № 5; Старцев А., «Поэты Америки», «Лит. обозрение», 1939, № 23; Перцов В., Одно стихотворение, «Лит. газета», 1956, 3 апр., № 40; Михайлов И., Дорога исканий, «Нева», 1964, № 3.

Б. Л. Комановский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

ЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович - современный поэт. Продолжая традиции акмеистов, Зенкевич является вместе с тем одним из немногих представителей русской «научной поэзии». В творчестве его легко различаются два периода. В первый из них природа, взятая космически (геологические и палеонтологические картины), противопоставлена человеку, ничтожному и бессильному. Нарочитое выпячивание «плоти», тяжёлой и прожорливой, придаёт его поэзии пессимистический оттенок, приводит Зенкевича к характерному для буржуазной интеллигенции сознанию бренности и непрочности всего живого: «…Застывшая земля замкнёт круг ежедневного вращенья», «…твари - мы плодимся и ползём, как в падали бациллы разложенья». Картина этого разложения дана в тонах крайнего натурализма: «Помои красные меж челюстей разжатых спустивши, вывалят из живота мешок, и бабы бережно в корытах и ушатах стирают, как бельё, пахучий ком кишёк».

Война и революция резко изменили отношение Зенкевича к действительности. Рисуя картину гибели людей в конвульсиях кровавой схватки войны, Зенкевич надеется на то, что эта катастрофа - только пашня «для лучезарной жатвы будущего». После разрушительного вихря он призывает творить, выковывать новое, потому что «мы должны быть не рабы времён и пространств, а повелители». Зенкевич принял революцию как стихийную силу, которая сделала «прививку бессмертия в солнечном теле». «Нет, всё готов снести я молча и только об одном молил, чтоб вечно к жизни голод волчий во мне неутолённый выл».

Акмеизм делал упор на фактуру вещей, пытаясь через них преломить мир. «Вещником» являлся и Зенкевич в своей научной поэзии. Так же воспринята им и Октябрьская революция, на службу которой он искренно хочет поставить свою поэзию, отягощённую и по сей день творческим методом акмеизма.

Библиография: I. Дикая порфира, Стихи, изд. «Цех поэтов», СПБ., 1912; Четырнадцать стихотворений, изд. «Гиперборей», П., 1918; Лирика, 1921; Пашня танков, Поэма, Саратов, 1921; В. Гюго, «Май 1871 года», Стихи (перевод), изд. «Красная новь», М., 1923; Ф. Фрейлиграт, «Вопреки всему», Избр. стихотв. (перевод), изд., вступит. статья и примеч., Гиз, М., 1924; Под пароходным носом, Стихи, изд. «Узел», М., 1926; Поздний пролёт, «ЗИФ», М., 1928. Стихи Зенкевича печатались в журналах: «Образование», «Современный мир», «Аполлон», «Новый журнал для всех», «Гиперборей», «Молодая гвардия», «Новый мир» и др.

II. Иванов Вяч. , Marginalia, Труды и дни, ч. 4-5, М., 1912; Гумилёв Н. , Письма о русской поэзии, П., 1923; Усов Д., М. Зенкевич, «Саррабис», Саратов, 1921.

III. Дынник В., Трансокеанская тоска (в ст. «Право на песню»), «Красная новь», 1926, XII; Березин Л., Стихи М. Зенкевича, «Новый мир», 1929, V; Писатели современной эпохи, т. I, под ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

Г. Васютинский

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Михаил ЗЕНКЕВИЧ (1891 — 1973)

Михаил Александрович Зенкевич родился 9 (21) мая 1891 г. в семье преподавателя земледельческого училища, в с. Николаевский Городок Саратовской губернии. После окон-чания саратовской гимназии поступил на юридический фа-культет Петербургского университета, который окончил в 1915 г. Кроме того получил философское образова-ние в Венском университете. Во время учебы в Вене в 1900-х гг. близко сошелся с будущим историком и филосо-фом Г. П. Федотовым, который в те годы исповедовал соци-ал-демократические идеи. Влияние российских социал-демо-кратов во многом определило мировоззрение молодого Зен-кевича, нашло отражение в его поэтических произведени-ях. Не случайно его первые стихи «Казнь» и «Потемкин» посвящены двум драма тическим эпизодам первой русской революции, взволновавшим всю прогрессивную обществен-ность России: казни лейтенанта П. П. Шмидта и восстанию на броненосце «Потемкин». В 1909 г. Зенкевич встречается с Н. С. Гумилевым, и вскоре его стихи появляются на стра-ницах журнала «Аполлон». Творческие поиски и идейно-эстетические принципы будущего главы акмеистов близ-ки Зенкевичу. В 1911г. Зенкевич входит в группу «Цех поэтов» и становится одним из самых активных пропаган-дистов нового течения. Одним из первых сборников, выпу-щенных «Цехом поэтов», становится сборник Михаила Зен-кевича «Дикая порфира» (СПб., 1912). Кроме Гумилева большое влияние на формирование творческой индивиду-альности молодого поэта оказал В. Брюсов, его «державинская торжественность и бодлеровский пафос» (Г. Чулков). Уже в «Цехе поэтов» Зенкевич сближается с Владимиром Нарбутом, и вплоть до смерти последнего они остаются друзьями и творческими единомышленниками — «левым флангом акмеизма», по выражению самого Зенкевича. «Намагниченный Нарбут» (В. Б. Шкловский) увлек Зенке-вича поэтикой натурализма. Откровенный физиологизм при-сущ его стихам «Посаженный на кол» и «Смерть лося». По замыслу Зенкевича, эти два стихотворения должны были войти в сборник «Под мясной багряницей». Но на-чавшаяся первая мировая война помешала осуществлению замысла. Более актуальной для Зенкевича становится тема Родины — России (сборник «Четырнадцать стихотворе-ний», Пг., 1918).

Поэзия Зенкевича 1911 —1918 гг. вызывала противоречи-вые суждения литературных критиков. В. Брюсов весьма прохладно откликнулся на поэтические новации «левофлан-говцев», а вот Г. П. Федотов дал поэзии своего венского друга весьма высокую оценку: «Главной большой темой по-эта является материя...косность ее, груз веков, лежащих на всем мире и давящих наше сознание каждую минуту... Он счастливо сумел ввести в поэзию элемент научности, чего не мог, между прочим, сделать В. Брюсов».

После революции Зенкевич участвует в гражданской вой-не на стороне Красной Армии. События первой мировой и гражданской войн косвенно способствовали появлению но-вой темы в творчестве Зенкевича — темы машины, ее враж-дебной человеку «физиологии», одновременно механической, бездушной и поистине демонической.

В 1918—1922 гг. популярность поэзии Зенкевича дости-гает своего апогея, у него появляется множество подражате-лей в разных городах России. Многие определяют его как своего рода предтечу имажинистов.

После расстрела Н. С. Гумилева Зенкевич переводит десять стихотворений А. Шенье и посвящает их памяти сво-его погибшего друга. В собственном творчестве Зенкевича после этого происходит определенный перелом: все боль-ше и больше он уделяет внимание литературному перево-ду, критике, все меньше печатает своих собственных стихо-творений. Интенсивная творческая работа и публикация сразу многих книг во второй половине 1920 —начале 1930-х гг. кажутся бурным монологом поэта перед долгим периодом молчания, длившимся более тридцати лет. Последний сбор-ник его произведений — «Набор высоты» вышел в Моск-ве в 1937 г.

Михаил Александрович Зенкевич прожил долгую жизнь, ему было суждено пережить всех своих друзей-акмеистов, многие из которых погибли в годы сталинских репрессий. Особенно тяжело пережил он арест и гибель своего творчес-кого единомышленника Владимира Нарбута. За несколько лет до смерти Зенкевич написал о нем очерк «Владимир Нар-бут». Скончался М. А. Зенкевич 16 сентября 1973 г. в Москве.

1. Становление поэта.
2. «Дикая порфира».
3. Позднее творчество.

Поэт предельной крепости, удивительный метафорист...
Б. Л. Пастернак

Среди многих литераторов, вошедших в «Цех поэтов», созданный Н. С. Гумилевым в 1911—1912 годах, акмеистами называли себя шестеро: сам Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич и С. М. Городецкий. Увы, мало кто знает творчество последних трех из них так же хорошо, как первых. Тем не менее оно очень значимо для русской поэзии. Также мало кому известно, что Зенкевич, или «пятый акмеист», как называет его Л. А. Озеров, был последним представителем серебряного века русской поэзии. Он завершил целую эпоху русской поэзии и, несомненно, заслуживает нашего пристального внимания. М. А. Зенкевич, поэт, переводчик, прозаик, родился в Саратовской губернии в 1891 году в семье преподавателей. В 1903 году семья переехала в Могилевскую губернию — отец Зенкевича был объявлен неблагонадежным и переведен туда на службу. Год спустя выпускник Саратовской гимназии Зенкевич удостоился первой публикации стихов в саратовском журнале «Жизнь и школа» и уехал в Германию, где в течение двух лет изучал философию, а затем переехал в Петербург. В 1908 году стихи Зенкевича начали печатать такие петербургские журналы, как «Весна», «Современный мир», «Образование», «Заветы». В 1909 году знакомство с Гумилевым открыло Зенкевичу путь в журнал «Аполлон». Михаил Александрович активно проявлял себя в «Цехе поэтов».

Его первый поэтический сборник «Дикая порфира», вышедший в 1912 году, был полностью акмеистическим. В нем, как замечал Городецкий, автор «увидел нерасторжимое единство земли и человека», его Адам пришел «в русскую современность» (акмеизм первоначально был назван адамизмом). Эта книга была живой иллюстрацией принципов акмеизма: первоначальные стихии, древние "животные, исторические эпохи были предметом изображения, а временем действия оставались родные поэту волжские места. Немало рецензий и отзывов вызвала его книга. Вот как отзывался о ней В. В. Гиппиус: «...значительно и ново прежде всего его ощущение мира, проникновение в то, что Баратынский называл "дикой порфирой" природы, а В. С. Соловьев — "грубою корою вещества"». О Зенкевиче заговорили как о человеке большого поэтического дарования, его «Дикая порфира» стала образцом для многих его последователей — И. Л. Сельвинского, Э. Г. Багрицкого. Гумилев называл его «вольным охотником, не желающим знать ничего, кроме земли» и говорил, что такая книга — «прекрасное начало для поэта». Это была полноценная поэтическая программа, определившая систему образов и творческий метод поэта. Позже Зенкевич окончил юридический факультет Петербургского университета. После революции Зенкевич уехал в Саратов и работал в отделе искусств газеты «Саратовские известия». Второй сборник «Четырнадцать стихотворений» вышел в 1918 году С 1919 по 1922 год Зенкевич служил в Красной Армии, продолжая писать стихи. В 1921 году появился новый сборник военных стихов «Пашня танков», были также подготовлены два сборника — «Лирика» и «Порфибагр» (интересное название было продиктовано тем, что в книгу вошли «Дикая порфира» и «Под мясной багряницей»), но их не издали. Живя в Саратове, ненадолго приезжая в Москву и Петербург, Михаил Александрович так же активно, как и раньше, участвует в литературной жизни, создает драму «Альтиметр» («трагорельеф в прозостихе»), заведует провинциальным отделением РОСТА, встречается с товарищами по поэтическому цеху — А. А. Ахматовой, М. Л. Лозинским, Ф. К. Сологубом. Он пишет беллетристические мемуары «Мужицкий сфинкс» (1921 — 1928), которые впервые были опубликованы лишь в 1991 году — агитпроп требовал, чтобы поэт оставил «деревенские» главы и удалил «акмеистические», «петербуржские», «урбанистические». Конечно, на это автор не согласился. Зенкевича всегда интересовали и другие литературные течения. Влияние современников, например В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака, явно прослеживается в его стихах.

В 1925—1937 годах он занимается переводами — участвует в антологии «Молодая Германия» (1926), «Антологии новой английской поэзии» (1937), в создании книг «Песни Первой французской революции» (1934), «Кабардинский фольклор» (1936). Многие поэты, которые не эмигрировали по каким-то причинам, занимаются в это время переводами. Авторские произведения Зенкевича не публикуют из-за близости к опальным акмеистам. Он считал творчество свободным актом, никогда не писал по необходимости, заставляя себя. В это время выходят его книги «Под пароходным носом» (1926), «Поздний пролет» (1928), «Машинная страда» (1931), «Избранные стихи» (1932, 1933), «Братья Райт» (1933), «Набор высоты» (1937). Все меньше пишет он стихов, но его переводы современной и классической поэзии — В. Гюго, У. Уитмена, У. Шекспира — становятся образцом совершенства. Основным направлением его творчества становятся переводы современной и классической американской поэзии, доселе неизвестной русскому читателю.

Во время Великой Отечественной войны поэт, не годный к военной службе, постоянно выезжал в армию читать свои стихи, создал поэму «К Сталинграду от Танненберга» (1943).

Зенкевич прожил восемьдесят семь лет, пережив всех своих товарищей по «Цеху поэтов», став свидетелем конца всех литературных групп серебряного века, чудом избежал репрессий, стал жертвой цензуры. После огромного перерыва вышли две книги «Сквозь грозы лет» (1962) и «Избранное» (1973). Большая часть его творчества так и не была опубликована при жизни. Умер Михаил Александрович в Москве 14 сентября 1973 году. Его считал своим учителем Э. Г. Багрицкий, Зенкевич оказал влияние на таких поэтов, как М. Бажан, Л. А. Лавров, Я. А. Хелемский, А. С. Сергеев, М. И. Синельников, Л. А. Озеров.

(1973-09-14 ) (87 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя СССР

Род деятельности:

поэт, переводчик

Направление: Язык произведений: в Викитеке.

Михаи́л Алекса́ндрович Зенке́вич (9 (21) мая , село Николаевский Городок Саратовской губернии - 14 сентября , Москва) - русский поэт и переводчик.

Биография

Родился в семье учителей. После окончания 1-й Саратовской гимназии () два года изучал философию в университетах Йены и Берлина . С 1907 года Зенкевич живет в Петербурге. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета ().

В советский период Зенкевич больше занимался художественным переводом (среди них «Юлий Цезарь » и «Мера за меру » Шекспира , «Война миров » Уэллса ), особенно много переводил американскую поэзию, также был соредактором известной антологии «Поэты Америки XX века». В вступил в ВКП(б) .

В ранних произведениях 3енкевича, относящихся к акмеистскому периоду его творчества, преобладают тяжеловесные стихи с темами и образами доисторического бытия. Сопоставление этих образов с ничтожностью человека навлекло на него после революции упреки в пессимизме. 3енкевич сочинял стихи, в которых описывал ужасы войны и выражал надежду на приход новой жизни. Описание партийных собраний, прославление машинной техники, внедряемой в сельское хозяйство, поэмы о советских лётчиках или о величии Сталина показывают дурное влияние социалистического реализма.

Являлся ключевым свидетелем по делу о загадочной гибели своего друга, поэта Дмитрия Кедрина 18 сентября 1945 года. Зенкевич был последним из установленных лиц, кто видел Кедрина живым - в этот день они неожиданно столкнулись в центре Москвы впервые за много лет и провели время в пивном баре на улице Горького. В ходе следствия Зенкевич дал показания о неком подозрительном типе, крутившемся возле них в баре, однако истинная картина происшествия так и не была выяснена .

Библиография

Стихотворения

  • Дикая порфира. (1909-11 г.). [Стихи]. Спб.: Цех поэтов, 1912. - , 105, с.
  • Четырнадцать стихотворений. Пг.: Гиперборей, 1918. - 28, с.
  • Пашня танков. [Стихи]. [Саратов]: тип. Проф.-техн. курсов Губполиграфотд., 1921. - 29, с.
  • Под пароходным носом. [Стихи]. М.: Узел, . - 31 с.
  • Поздний пролёт. [Стихи]. М.-Л.: Земля и фабрика, . - 101, с.
  • Машинная страда. [Стихи]. М.-Л.: Огиз - ГИХЛ, 1931. - 48 с.
  • Избранные стихи. М.: Жур.-газ. объединение, 1932. - 32 с. - (Библиотека «Огонёк»).
  • Избранные стихи. [М.]: Сов. лит-ра, 1933. - 173 с.
  • Набор высоты. Стихи. [М.]: Гослитиздат, 1937. - 231, с.
  • Сквозь грозы лет. Стихи / [Предисл. А. Волкова]. М.: Гослитиздат, 1962. - 222 с.; 1 л. портр.
  • Избранное / [Вступит. статья Н. С. Тихонова; Илл.: И. Сальникова и В Сальников]. М.: Худ. лит., 1973. - 222 с. с илл.; 1 л. портр.
  • Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары / Сост., подготовка текстов, прим., краткая биохроника С. Е. Зенкевича; Вступ. ст. Л. А. Озерова. М.: Школа-пресс, 1994. - 688 с. - (Круг чтения: школьная программа).

Переводы

  • Гюго В. Май 1871 года. [Стихи]. Пер. Мих. Зенкевича. М.: Красная новь, 1923. - 22 с.
  • Фрейлиграт Ф. Вопреки всему. Избранные стихотворения. Пер., вступ. ст. и прим. М. Зенкевич. [М.]: Гос. изд., . - 12, с.
  • Поэты Америки. XX век. Антология / [Пер. М. Зенкевича и И. Кашкина]. М.: Гослитиздат, 1939. - 288 с.
  • Из американских поэтов. [Переводы]. М.: Гослитиздат, 1946. - 136 с.
  • Негош П. Горный венец. [Поэма]. Пер. с серб. [и вступит. статья] М. Зенкевича. [М.: Гослитиздат], 1948. - 175 с.
  • Поэты XX века. Стихи зарубежных поэтов в переводе М. Зенкевича / [Предисл. Н. Тихонова]. М.: Прогресс, 1965. - 160 с. - (Мастера поэтич. перевода).
  • Американские поэты в переводе М. А. Зенкевича / [Справки об авт. Е. Осеневой]. М.: Худ. лит., 1969. - 285 с.

Проза

  • Братья Райт. М.: Жур.-газ. объединение, 1933. - 197, с. - (Жизнь замечательных людей).
  • Эльга: Беллетрист. мемуары. М.: Кор-инф, 1991. - 208 с.; портр. - (Прил. к журн. «Лепта»).

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Примечания

Ссылки

  • (англ.) 5 короткиx стихов в английском переводе

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 21 мая
  • Родившиеся в 1886 году
  • Родившиеся в Саратовской губернии
  • Умершие 14 сентября
  • Умершие в 1973 году
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Переводчики России
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Умершие в Москве
  • Акмеизм
  • Переводчики СССР
  • Выпускники юридического факультета Санкт-Петербургского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зенкевич, Михаил Александрович" в других словарях:

    - (1891 1973) русский поэт, переводчик. Сборник Дикая порфира (1912) в духе акмеизма. Стихи на современные темы (сборники Набор высоты, 1937; Сквозь грозы лет, 1962). Переводы произведений В. Гюго, У. Уитмена, У. Шекспира и др … Большой Энциклопедический словарь

    - [р.9(21).5.1891, с. Николаевский Городок, ныне Саратовская область], русский советский поэт, переводчик. Член КПСС с 1947. Автор сборника стихов «Дикая порфира» (1912), поэмы «Машинная страда» (1931), сборника «Набор высоты» (1937) и др. Один из… … Большая советская энциклопедия

    - (1891 1973), русский поэт, переводчик. В раннем творчестве акмеист (сборник «Дикая порфира», 1912). Стихи на темы современности, лирика (сборники «Набор высоты», 1937, «Сквозь грозы лет», 1962). Переводил В. Гюго, У. Уитмена, У. Шекспира и др. * … Энциклопедический словарь

    Современный поэт. Продолжая традиции акмеистов (см.), З. является вместе с тем одним из немногих представителей русской "научной поэзии". В творчестве его легко различаются два периода. В первый из них природа, взятая космически … Большая биографическая энциклопедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!