Биография макаренко.

(1888-1939) советский педагог и писатель

Для современного читателя имя Макаренко Антона Семеновича, связано с определенным периодом нашей истории - тридцатыми годами, когда организовывались первые советские колонии для малолетних преступников. Именно тогда и были написаны основные книги Макаренко.

Он родился в семье мастера-железнодорожника в украинском городке Белополье, неподалеку от Харькова. После школы Антон поступил в одногодичную учительскую семинарию в Кременчуге, а после ее окончания в 1905 году начал работать учителем начальных классов в железнодорожных школах. Там ему приходилось преподавать практически все предметы, а также заниматься воспитанием учеников, поскольку иногда случалось, что в одном классе оказывались учащиеся разного возраста, требовавшие индивидуального подхода.

Девятилетняя работа учителем оказалась хорошей школой, о которой Антон Макаренко с благодарностью вспоминал всю жизнь. Однако он вскоре понял, что имеющихся у него знаний недостаточно, и поступил в Полтавский учительский институт. Там он проучился три года и в 1917 году, когда начались революционные события, вновь стал преподавать.

После Октябрьской революции, Антон Макаренко стал директором школы в городке Крюков на Днепре, а через год перебрался в Полтаву, где также стал заведовать школой. В 1920 году его судьба резко меняется. Началась борьба с детской беспризорностью, и Макаренко получил задание организовать колонию для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Она находилась в деревне Куряж, неподалеку от Полтавы.

Поскольку среди направленных в колонию подростков было много правонарушителей, а также уголовных преступников, Антону Макаренко пришлось разработать систему достаточно жесткого казарменного воспитания. Она основывалась на принципах коллективной педагогики. Единственным инструментом воздействия он считал воспитание коллективного начала, которое и являлось основным средством подавления личности. Этот принцип в середине двадцатых годов подвергся жестокой критике со стороны специалистов-педологов.

Литературной работой Антон Семенович занялся в начале века. Но в то время он практически писал для себя, только в начале двадцатых годов прислал один из своих очерков Максиму Горькому , который приветствовал педагогические изыскания Антона Макаренко, но весьма прохладно отозвался о его литературных способностях. Тем не менее Макаренко продолжал писать и в 1932 году выпустил свою первую книгу - сборник очерков «Марш тридцатого года». Он рассказал в нем историю перевоспитания нескольких беспризорников, а также описал свою систему воспитания.

Книга была послана Горькому в Италию, и после его благожелательного отзыва, Макаренко создал свое основное произведение - «Педагогическую поэму». По форме это автобиографический роман, в котором главный герой занимается перевоспитанием беспризорников. Книга Антона Семеновича Макаренко соединяет черты литературного произведения и научного труда.

Любопытно, что начиная с первого издания она выходила с большими цензурными сокращениями, поскольку издатели старались смягчить жесткую систему воспитания, предлагаемую Макаренко.

Критика со стороны специалистов-педологов привела к тому, что в 1927 году он был отстранен от руководства колонией, однако благодаря контакту с ОГПУ переехал в Харьков, где организовал коммуну им. Ф. Дзержинского, в которой продолжал развивать свою систему воспитания.

Важно заметить, что во время путешествия по СССР в 1928 году Горький посетил колонию Антона Макаренко, а также открытую им к тому времени Полтавскую колонию беспризорников. Писатель пришел в восторг и стал решительным сторонником его педагогических методов.

К тому времени необходимость в этой системе оказалась настолько насущной, что власти практически закрывали глаза на то, что предлагаемая Макаренко теория и практика воспитания - не что иное, как развитие взглядов Троцкого , в свое время раскритикованных еще В. И. Лениным.

Антон Семенович Макаренко соблюдал внешние приличия и говорил о том, что нужно перевоспитывать через труд, поэтому в колонии было организовано производство, в частности, выпускались фотоаппараты ФЭД.

Правда, с 1937 года он уходит с педагогической работы «переезжает в Москву. Там он целиком посвящает себя литературе и в том же году выпускает «Книгу для родителей», в которой предлагает ввести разработанную им систему семейного воспитания. Она основывалась на жестком контроле, а сама семья рассматривалась как одна из форм коллектива. Другие отношения не признавались. Примечательно, что книга Макаренко явилась одним из средств обоснования широко применявшегося в те годы принципа обоюдной ответственности детей и родителей.

В последующие годы Макаренко опубликовал еще одну повесть - «Флаги на башнях» (1938), в которой рассказал о жизни своих воспитанников уже в юношеском возрасте, а также после их выхода из колонии. В отличие от «Педагогической поэмы», в этой книге Антон Макаренко дал сильно идеализированное изображение своих воспитанников.

Последние три года своей жизни он тяжело болел туберкулезом, но продолжал работать до последнего дня: выступал с лекциями, публицистическими статьями в газетах, писал киносценарии по своим произведениям. Последнее из них - автобиографический роман «Пути поколения», в котором он рассказал о своем детстве и юности, - осталось незавершенным.

Еще до Великой Отечественной войны, произведения Антона Макаренко были переведены на немецкий язык, а в начале восьмидесятых годов в Западной Германии было опубликовано полное собрание сочинений писателя без цензурных изъятий и купюр.

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Макаренко один из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Макаренко является один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё - осознанно забыть, стереть, не принимать.

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся.

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «не продаваемую» книгу.

Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми.

Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.


С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.

Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму, у того вопросов нет - там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четка и двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет:

«Дорогой Алексей Максимович… мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

«Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю. Правление Союза Советских писателей БССР»

  • Tags: ,

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому , но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Смерть

Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.

Род деятельности:

писатель, педагог

Годы творчества: Направление:

педагогика, художественная литература

Язык произведений: Награды: www.makarenko.edu.ru в Викитеке.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта , Белополье , Сумский уезд, Харьковская губерния , Российская империя - 1 апреля , станция Голицыно , Московская область) - советский педагог и писатель.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи , Георг Кершенштейнер , Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Биография

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895-1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва , получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А.С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата). После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его младшего брата Виталия в 1970 г. разыскали западноевропейские макаренковеды Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания .

  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
  • В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).
  • В окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы ().
  • В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская .
  • -1917 годах - учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» - «Кризис современной педагогики».
  • В был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
  • В - был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького , в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом ; заведовал ею ( -), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Почтовая марка СССР с изображением А. С. Макаренко

Происхождение Макаренко

Один из ведущих зарубежных макаренковедов проф. Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко». , где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича.

В то же время указывается, что по тактическим соображениям (в целях уменьшить для некоторых чиновников число поводов для разгона колонии им. М. Горького) он с определённого года перестаёт указывать в графе национальность слово «русский» (как это ещё было в Крюкове), а начинает писать «украинец» .

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.

Правление Союза Советских писателей БССР

Семья

  • Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .
  • Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын - Лев Михайлович Салько .
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева , советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Литературное творчество

Прижизненная оценка деятельности А.С.Макаренко.

Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона , А. Барбюса , Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Гали, А. Зегерс , Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький , для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф.Э.Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В.И.Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о "гремевшей" в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под рук. М.С.Погребинского (Погребинский М.С. Фабрика людей), на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм "Путёвка в жизнь ". В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны . В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы "Педагогической поэмы", а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого . Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького... продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф.Э.Дзержинского) уже в составе НКВД (А.С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., т.е. в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л.С.Ахматова, как троцкистов.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

  • Во-первых, его достижениям зачастую не верили ("мальчики в сладком сиропе" - характерный отзыв о книге "Флаги на башнях", т.е. "сказка, такого не бывает").
  • Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми ("Система Макаренко есть система не советская" - это уже оценка чиновников, приведённая в "Педагогической поэме").
  • В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и т.п. Именно на основе сообщений от подобных "доброжелателей" Н.К.Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в "Комсомольской правде"), что имело целый ряд печальных, а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенном из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С.А. и Г.К. Калабалиных).

Поэтому не удивительно, что произведения А.С.Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики к Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников.

Макаренковедение

Первая советская канд. диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга (Козлов И.Ф. Педагогическая система А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1987 г. 159 с.)

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» - исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета . Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено. Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды проф. Гётца Хиллига (ФРГ), иностр. члена РАО РФ и АПН Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 2002 г. ММА возглавляет к.ф.н. Кораблёва Т.Ф.

Цитаты Макаренко

«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы (1) у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т.д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием. (2) добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), т. е. безделье также не поощрялось.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

«Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство»

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно - не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

«С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое» .

«Книги - это переплетённые люди».

Последователи

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903-1972) и его супругу Галину Константиновну (1908-1999, в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915-1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич , более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928-2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А.А. Католикова, А.А. Захаренко, А.С. Гуревича, В.М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий . Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с "трудными" подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин , вполне сознательно использовали опыт и подходы А.С.Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.

Воспитанники Макаренко - орденоносцы и герои ВОВ

  • Цымбал, Василий Тимофеевич [янв. 1916 - 1.11.1943] - герой Советского Союза.
  • и другие...

События, связанные с именем А. С. Макаренко

Произведения

  • «Мажор» (1932; пьеса)
  • «ФД-1» (1932; очерк)
  • «Педагогическая поэма» (1925-1935).
  • «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
  • «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети в 2010 г. по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко (pdf))
  • «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
  • «Честь» (1937-1938; повесть)
  • «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.)

Фильмография

  • Флаги на башнях (1958)
  • Фильмография на сайте, посвящённом жизни и творчеству А. С. Макаренко

Память

Могила А. С. Макаренко на Новодевичьем кладбище

Медаль А. С. Макаренко

Учебные заведения

  • Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване , р. Куба)
  • Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» Нижегородского ГПУ
  • Лаборатория "Педагогика А.С. Макаренко"
  • Киевский профессионально-педагогический колледж им. А. С. Макаренко (г. Киев , Украина)
  • Новосибирский педагогический колледж №1 им. А. С. Макаренко
  • Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку , Азербайджан)
  • Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы , Украина)
  • УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
  • Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка Волгоградской область)
  • Школа № 3 им. А. С. Макаренко (г. Фролово , Волгоградская область)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (г. Ханка Хорезмской области Узбекистан)
  • Арзамас , Нижегородская область)
  • Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск , респ. Удмуртия)
  • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Талдыкорган , Казахстан)
  • Школа № 100 им. А. С. Макаренко, (г. Харьков , Украина)
  • Никитовская школа им. А. С. Макаренко (с. Никитиовка, Белгородская область)
  • Schule mit Ausgleichsklassen A.S. Makarenko (г. Магдебург , Германия)

Улицы

  • Улица Макаренко (город Белгород)
  • Улица Макаренко (Богородицк)
  • Улица Макаренко город Братск
  • Улица Макаренко (Дубна)
  • Улица Макаренко (Жирновск)
  • Улица Макаренко (Киев)
  • Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
  • Улица Макаренко (в г. Находка , Приморский край)
  • Улица Макаренко (Новочеркасск)
  • Улица Макаренко (Одесса , Украина)
  • Улица Макаренко (Пермь)
  • Улица Макаренко (Северодвинск)
  • Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области)
  • Проезд Макаренко (г. Сургут Тюменской области)
  • Улица Макаренко (Тула)

Прочее

  • Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • Педагогический музей А. С. Макаренко , Москва.
  • Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»

(учреждена в 1964 году)

  • Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
  • Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Ковалевка
  • Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected]
  • Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
  • Музей А.С. Макаренко в Москве http://cvr-makarenko.mskzapad.ru/about/tour/
  • Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
  • Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
  • Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
  • Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на
  • Библиотека им. А. С. Макаренко Евпатория

См. также

Примечания

  1. цит. по Кораблёва Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко. Автореф. канд. дис. … канд. филос. наук. М., 2000 г. С. 3.
  2. Макаренко В. С. Мой брат Антон Семёнович", Марбург, 1985 г., с. 79
  3. Гётц Хиллиг . К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко
  4. Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко . Челябинск, 1994 г.

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу - собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является - один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё - осознанно забыть, стереть, не принимать…

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем.

Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду.

В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.


С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики.


Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!