Биология 4 вариант часть 1 а.

Осталось

Вариант 4:: Биология

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Скачать pdf

    Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    А Н А Л И З А Т О Р

    Рассмотрите таблицу «Методы биологии» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

    Какое будет число молекул ДНК в анафазе второго деления мейоза при образовании гамет у тритона, если число хромосом в диплоидной клетке равно 24. В ответ запишите только число.

    Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций полисахаридов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. структурная функция
    2. запасающая функция
    3. транспортная функция
    4. энергетическая функция
    5. ферментативная функция

    Установите соответствие между фазой деления митоза и её особенностями.

    У тыквы жёлтая окраска плодов А доминирует над белой а. Скрещиваются растения, имеющие генотипы Аа и АА. Какова вероятность появления растений с белыми плодами?

    Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса овогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. развитие женских половых клеток
    2. образование четырёх половых клеток из одной
    3. образуется одна половая клетка
    4. специальные клетки в яичниках делятся митозом
    5. формирование специализированных клеток из сперматид происходит в центральных рядах сперматогенного эпителия.

    Установите соответствие между приведёнными видами мутаций и их признаками.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    цифры , под которыми они указаны. К признакам Бобовых растений относятся:

    1. боковые корни расширяются в клубеньки
    2. стебли часто с шипами, встречаются побеговые колючки
    3. листья простые, некоторые виды имеют видоизменённые побеги – клубни
    4. листья перисто-сложные с крупными прилистниками, тройчатосложные,
    5. часто видоизменены в усики
    6. стебли травянистые лианы
    7. стебли часто видоизменены в луковицу, имеются корневища.

    Установите соответствие между растением и его семейством.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите правильную последовательность классификации василька лугового, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр .

    1. Астроцветные
    2. Василёк
    3. Двудольные
    4. Астровые
    5. Василёк луговой
    6. Цветковые

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. К признакам вегетативной нервной системы относятся:

    1. регуляция работы внутренних органов
    2. высший центр – кора больших полушарий
    3. регуляция работы скелетных мышц
    4. выделяется симпатический и парасимпатический отделы
    5. рефлексы медленные, не подчиняются сознанию человека
    6. через органы чувств поддерживается связь с внешней средой

    Установите соответствие между органом мочевыделительной системы и их свойствами.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Мышцы рабочего органа
    2. Вставочный нейрон
    3. Исполнительный нейрон
    4. Раздражение в рецепторе
    5. Нервный импульс
    6. Чувствительный нейрон

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пустырник обыкновенный . Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    (1) Как показывает название этого растения, оно обитает на пустырях, оврагах, придорожных полосах и других местах с нарушенным травяным покровом. (2) Стебли прямые, четырёхгранные. (3) Цветки зигоморфные , с примыкающими к ним шиловидными прицветника ; собраны в пазухах верхних листьев в многоцветковые ложные мутовки . (4) Предпочитает глинисто-песчаные, азотистые почвы. (5) Места обитания Пустырника совпадают с местами обитания растений из рода Крапива , которые по сравнению с пустырником более конкурентоспособны. (6) Пустырник сердечный распространён в Средиземноморье, Атлантической, Средней и Восточной Европе, Скандинавии, Малой Азии, Китае и других странах.

    Установите соответствие между фактором эволюции и характерным для него признаком.

    ПРИЗНАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ

    А) выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными для популяции признаками

    Б) обусловлена возникновением разнообразных факторов, препятствующих свободному скрещиванию

    В) популяции могут подвергаться различным эволюционным изменениям, постепенно превращаться в разные виды

    Г) действует в популяциях, его объектами являются фенотипы отдельных особей

    Д) могут возникать признаки, вредные для отдельной особи, но обеспечивающие выживание вида в целом

    Е) может существовать в географической или биологической форме

    1. изоляция
    2. естественный отбор

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. Общими характеристиками биогеоценоза и агроценоза являются

    1. поглощают солнечную энергию (открытые системы)
    2. устойчивые природные системы, состоящие из своего комплекса видов
    3. внутри них существуют цепи питания и действует правило экологической пирамиды.
    4. разнообразный видовой состав, пищевые цепи длинные
    5. внутри них действуют все факторы эволюции
    6. органические вещества удаляются из системы человеком

    Установите соответствие между направлением эволюции и его примерами.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность стадий заселения новых пространств. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр .

    1. формирование комплекса видов, характерных для данного типа экосистем
    2. появление травянистых растений
    3. выветривание и разрушение горных пород лишайниками
    4. появление кустарников, скрепление почвы корнями
    5. появление в экосистеме устойчивости и саморегуляции
    6. появление деревьев

    Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

    Список терминов:

  1. Проанализируйте таблицу, отражающую содержание белков, жиров и углеводов в мясе птиц на (100 г) в определённых продуктах.

    Птица Белки Жиры Углеводы Ккал

    Филе индейки

    Куриное филе

    Куриные крылья

    Куриное бедро

    Куриное сердце

ГИА, 2015, Вариант №4

А1.Создателем эволюционного учения был

1.И.И.Мечников 2.Л.Пастер 3.Ч.Дарвин 4.И.П.Павлов

А2.Одна кольцевая молекула ДНК содержится в клетке

1.кожицы листа 2.стрептококка 3.лейкоцита человека 4.печени кошки

А3.Бактерии, наиболее полезные для человека

1.молочнокислые 2.стрептококки 3.туберкулёзные палочки 4.пневмония

А4.Из одной клетки состоят

1.хлорелла и ряска 2.вирус ВИЧ и гриб мукор

3.бактерия сенной палочки и яйцо страуса 4.яйцеклетка и эндосперм семени

А5.Клеточный сок обычно заполняет

1.молодые вакуоли клеток растений 2.ядро клетки животных

3.межклеточное вещество 4.цитоплазму крови

А6.Малярийный плазмодий относится к типу

1.жгутиковых 2.споровиков 3.саркодовых 4.инфузории

А7.Дизентерийную амёбу, инфузорию-трубача и эвглену относят к одному подцарству потому, что у них

1.общий тип строения 2.сходный тип питания 3.образуются споры 4.общая среда обитания

А8.Фактором социальной эволюции человека стало возникновение

1.коры мозга 2.речи 3.заботы о потомстве 4.прямохождения

А9.Наиболее продолжительным в жизненном цикле клетки является стадия

1.образование веретена деления 2.деления ядра

3.интерфазы 4.спирализации хромосом

А10.Импульсоы от органа в ЦНС проводят

1.чувствительные нейроны 2.двигательные нейроны 3.вставочные нервы 4.рецепторы

А11.Какой цифрой обозначена на рисунке часть кости, обеспечивающая её рост в толщину?

А12.Форменные элементы крови не образуются и не разрушаются

1.печени 2.красном костном мозге 3.селезёнке 4.в жёлтом костном мозге

А13.В правое предсердие впадают

1.лёгочные вены 2.верхняя и нижняя полые вены

3.венечные (коронарные) сосуды 4.лёгочные артерии

А14.Продуктами распада жиров являются

1.глюкоза 2.глицерин и жирные кислоты 3.нуклеотиды 4.аминокислоты

А15.В настоящее время первичными источниками питания на Земле являются

1.белки 2.жиры 3.углеводы 4.нуклеиновые кислоты

А16.При удалении затылочной зоны коры головного мозга у собаки нарушится условно-рефлекторная деятельность, связанная с работой

1.слухового анализатора 2.зрительного 3.обонятельного 4.вкусового

А17.Если вы не найдёте своей вещи на привычном месте, то первой мгновенной реакцией будет

1.безусловно-рефлекторная реакция 2.условно-рефлекторная реакция

3.инстинктивная реакция 4.сначала инстинктивная, а потом условно-рефлекторная реакция

А18.При такой травме оказывается первая помощь, показанная на рисунках а и б?

1.привывихе

2.при ушибе

3.при растяжении

4.при переломе

А19.Определите по рисунку, из каких сосудов происходит кровотечение у раненого

1
.из крупной вены

2.из мелкой вены

3.из артерии

4.из капилляров

А20.Почвенные бактерии в биоценозах выполняют ту же функцию, что и

1.растения-хищники 2.некоторые грибы 3.гусеницы бабочек 4.животные хищники

А21.К консументам второго порядка из перечисленных животных относят

1.личинку майского жука 2.мышь 3.сову ушастую 4.волка

А22.На гистограмме показано количество слюны в миллилитрах, выделяемое околоушной железой коровы при съедании 200г корма. Один и тот же корм были разной степени влажности. В каом случае корм был наиболее влажным

1)1

2)2

3)3

4)4

А23.Между биологическими объектами и их классификацией существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице

1)большая берцовая кость 2.плечевая кость 3.локоть 4.лучевая кость

А24.Верны ли следующие суждения о растениях?

А.Среди растений не встречаются организмы, способные к гетеротрофному питанию

Б) В клетках зелёных растений запасным веществом является гликоген

1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверн ы

Часть2

При выполнении задания В1. Выберите три правильных ответа. Запишите цифры по возрастанию.

В1 Из приведённого списка выберите признаки, по которым можно определить класс растения(однодольные или двудольные)

1.строение почки 2.срок жизни 3.тип жилкования листа 4.строение семени

5.сложность строения листа 6.строение корневой системы

В2. Установите соответствие между растением и способом распространения семян. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры ответов.

А)ткань образована мелкими, делящимися клетками

Б) клетка ткани вытянута в длину

В) ткань расположена в конусах нарастания стебля и корня

Г)ткань пронизывает древесину

Д)клетки ткани могут иметь перегородки с отверстиями

Е)клетки ткани живые, постоянно делятся

1.образовательная

2.проводящая

В3.Проклассифицируйте Ландыш майский , расставив названия систематических групп в правильной последовательности

Надцарство _________________ 1.лилейные

Царство__________________ 2.ландыш майский

Отдел_________________ 3.однодольные

Семейство_____________ 4.покрытосеменные

Класс________________ 5.ландыш

Род_________________ 6.эукариоты

Вид________________ 7.растения

В4.Вставьте в текст «Цветковые растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.. Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу

Цветковые растения

Все цветковые растения относятся к классу _________(А), которые включают два класса. Растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев, относятся к классу____(Б). Растения с мочковатой корневой системой и дуговым жилкованием листьев относят к классу _____(В). Отличительная особенность всех растений этого отдела – наличие у них ____(Г), развивающихся из ______(Д) цветков.

Цветковые растения занимают господствующее положение в растительном мире, т.к. у них хорошо развиты приспособления к опылению, распространению плодов и семян, в том числе с помощью животных

Перечень терминов: 1.плод 2.покрытосеменные 3.однодольные 4.двудольные 5.двудомные 6.завязи 7.оплодотворение 8 соцветия

5.Рассмотрите фотографию листа черёмухи. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по предложенному плану. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.


А.Тип листа:

1) простой

2) сложный

Б) Жилкование:

1)параллельное

2)пальчатое

3)сетчатое

4)дуговое

В).Форма одной листовой пластинки Г)Тип листа по соотношению длины, ширины и

р
асположению наиболее широкой части (рассматривать одну листовую пластинку)

Д. Форма края листа

В6.Какие признаки можно обнаружить используя приведённый рисунок веха ядовитого обыкновенного? Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.


1.корневище сильно вздутое

2.листья дважды или трижды перисто-рассечённые

3.растёт по берегам водоёмов, болотам

4.соцветия зонтик

5.очень ядовито

6.на территории нашей страны распространён один вид

Часть 3.

Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер варианта. Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к нему.

С1.Какие простейшие рефлексы существуют у кишечнополостных животных.

Прочитайте текст «Кокосовая пальма» ( Cocos nucira ) и выполните задание С2.

В числе самых распространённых в мире пальм – кокосовая (Cocos nucira ). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гама, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число десяти важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используются для получения масла, жмыха. Масло - пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а оставшийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде, служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, а это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель могут волны океана нести орех к новым островам, и за это время скорлупа не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть с собой запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20-25 м в высоту и до полуметра в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5м и ширины до полутора метров. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

С2. Пользуясь текстом «Кокосовая пальма» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:

1.Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?

2.Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?

3.Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

Рассмотрите таблицы 1,2 и выполните задания С3 и С4.

Таблица 1. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Энергетическая

ценность (ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

Чикен Фреш МакМаффин(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

Омлет с ветчиной

350

Салат овощной

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

Картофель по- деревенски

315

Маленькая порция картофеля фри

225

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

Вафельный рожок

135

«Кока-кола»

170

Апельсиновый сок

225

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

Таблица 2 Энергозатраты при разных видах физической ценности

С3.Станислав Вавринка и Рафаэль Нодаль провели 4 часа в финальном матче по теннису на открытом чемпионате Австралии. Вообразите, что восстанавливать свои энергозатраты они пришли в Мак Дональд. Предложите спортсменам оптимальное по калорийности и максимальное по соотношению углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать свои затраты от матча. При выборе учтите, что Ваврика большой любитель мороженного, а Ноэль всегда заказывает кока-колу. В ответе укажите энергозатраты теннисистов, рекомендуемые блюда, их калорийность и количество углеводов в них. Учтите обоих спортсменов.

Ответы к ГИА, 2015, вариант №4

С1.Благодаря наличию диффузной нервной системы у кишечнополостных животных формируются простейшие рефлексы:

1.защитный

2.охотничий или пищедобывающий - 2 балла

С2.

1.в плоде находится одно семя

2.в плоде содержится запас воды

3.остатки оснований листовых черешков создают ступеньки – опоры для сборщиков

С3.

1.энергозатарты 1800ккал

3.калорийность 1840 для Вавринки и 1855 для нодаля

4.углеводов 164 для Вавринки и 192 для Нодаля

Не исключаются и другие наборы продуктов близкие по калорийности и содержанию углеводов – 2балла

С4. Следующие аргументы:

1.желательно принимать пищу 4 раза в день в одно и тоже время с промежутками 3-4 часа

2.пища должна быть разнообразной по своему химическому составу

3.калорийность пищи должна соответствовать энергетическим затратам человека

C1. Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора.
С2. 1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходным условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга
С3. 1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный непарный лепесток парус, парные лепестки весла и сросшиеся лепестки — лодочка; 2) корневая система стержневого типа; 3) плод боб, а не стручок
С4. 1) корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовые вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2) у некоторые растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3) листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
С5. 1) генотипы родителей: кошка — ХBХB , кот— ХbУ;
2) генотипы котят: черепаховые — ХbХB, черный — ХBУ;
3) пол котят: самка черепаховая, самец черным.
С6. 1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30
аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;
2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;
3)количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, равно 30х3=90



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!