«Битва за Англию. Битва за Англию

После разгрома Франции Англия осталась одна лицом к лицу с Германией. В это время в английской внутренней политике произошли важные перемены. На смену Н. Чемберлену пришел лидер консерваторов У. Черчилль, который заявил, что «мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило».
Новое правительство Англии признало Ш. де Голля главой движения «Свободная Франция», выступавшего за продолжение борьбы с Германией. С де Голлем было подписано соглашение, по которому он получал военную и финансовую поддержку от Англии.
Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова (даже на стадии штабной разработки). Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточно, чтобы «поставить на колени Англию». В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. 13 августа 1940 г. Геринг объявил «орлиным днем». Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны.
Началась «битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составили 1 200 бомбардировщиков и 1 ООО истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1 800 зенитных орудий. Действия немецкой авиации стратегически приносили мало пользы: это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок. Страдало мирное население. С 7 сентября по 3 ноября Лондон испытал «блиц», за время которого на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков в день. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 тонн бомб на г. Ковентри, основательно его разрушив. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ко-вентрированы».

В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам. На Берлин за 1940 г. было сброшено 14,6 тыс. тонн бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок от 30 октября 1940 г. гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Открылась новая страница воздушной войны - «бомбардировки по площадям», т.е. подрыв морального духа немецкого населения.
В Англии немецкие бомбардировки различной интенсивности продолжались до июня 1944 г. и привели к гибели более 60 тыс. человек. «Поставить на колени» Великобританию, как предполагал Геринг, не удалось.
Во время «битвы за Англию» итальянские войска захватили Британскую Самали, часть Кении и Судан. В сентябре 1940 г. проникли в Египет, однако были разбиты англичанами.
Перед нападением на СССР немецкое командование осуществило Балканскую операцию, в результате которой Югославия, Греция и остров Крит были оккупированы. На Дальнем Востоке Япония заняла северные районы Китая и южную часть французского Индокитая.
Таким образом, перед началом восточной кампании гитлеровская Германия и ее союзники захватили многие страны Европы, часть Северной Африки и Дальнего Востока. Экономика, вооружение и людские ресурсы покоренных стран были направлены на укрепление вермахта.

Битва за Англию 1940-41

под таким названием вошло в историю 2-й мировой войны 1939-45 воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции «Морской лев » против Англии, а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на С.-З. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на С.-В. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолётов, в том числе 1600 бомбардировщиков. Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолёта, в том числе 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налёты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолёто-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолёто-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолётов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолёто-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налёт 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолёта (англичане потеряли 642 самолёта). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутхемптон, Ливерпул, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен г. Ковентри. В дальнейшем налёты стали слабее, за исключением отдельных (например, налёт 685 самолётов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налётов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т.к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжёлые потери. Немаловажное значение имело то, что немецко-фашистское командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Лит.: Вторая мировая война, М., 1958; Ричардс Р. и Сондерс Х., Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне. 1939-1945, пер. с англ., М., 1963.

И. Е. Зайцев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Битва за Англию 1940-41" в других словарях:

    Битва за Британию 1940 г - Битва за Британию - принятое в исторической литературе название периода интенсивных воздушных ударов немецкой авиации по Британии и действий английских средств ПВО по их отражению во Второй мировой войне. Основная цель воздушных ударов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Британию (1940-1941) - В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain). Битвой за Британию (в России принято название Битва за Англию) в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Англию - (Britain, battle of) (авг. окт. 1940 г.), серия возд. сражений ВВС Великобритании и Германии над терр. Британских о вов. Оккупировав Францию, Германия начала бомбардировки англ, судов береговой обороны, провоцируя вылеты англ, истребительной… … Всемирная история

    Во время 2 й мировой войны воздушная борьба над Британскими о вами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции Великобритании и этим обеспечить себе тыл в готовившейся… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БИТВА ЗА АНГЛИЮ», во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) воздушная борьба над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции… … Энциклопедический словарь

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    - (Britain, Battle of) 2 я мировая война 10 июля 1940 нем. самолеты начали бомбить суда в Ла Манше, в рамках подготовки к операции Морской Лев, запланированному вторжению на Британские о ва силами до 20 дивизий. Ранее в июле Гитлер отдал приказ о… … Энциклопедия битв мировой истории

    Битва за Англию - Под таким названием вошло в историю 2 й мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Линейный крейсер "Михаил Фрунзе" , Коваленко Владимир Эдуардович. Книга в жанре альтернативной истории, повествующая о действиях линейного крейсера "Михаил Фрунзе" в Эгейском море в 1940 году. Еще гремит" Битва за Англию", но Германия ее уже проиграла.…

Британским летчикам противостояли опытные пилоты Люфтваффе с опытом боев над Испанией, Польшей, Францией. Среди них - два самых знаменитых немецких аса - Вернер Мольдерс, сбивший к ноябрю 1940 года 47 самолетов, и Адольф Галланд.

Десятилетия спустя после Битвы за Англию Галланд сказал, что атаки Люфтваффе разбились о мужество и мастерство британских летчиков. Собственно, и главнокомандующий немецкой авиацией Геринг через несколько лет после Битвы за Англию, когда бомбардировки городов Германии стали повседневным явлением, приводил в пример своим летчикам британцев.

Острая, особенно летом 1940 года, нехватка пилотов заставляла английских летчиков совершать иногда до четырех вылетов в день. Командир эскадрильи «Тигр» Адольф Малан – южноафриканец, один из лучших британских асов Второй мировой войны, сбил в Битве шесть самолетов, всего на его счету 32 самолета противника. Ему принадлежит крылатая фраза: «Тяжело поврежденный вражеский бомбардировщик, вернувшийся домой с убитыми и умирающими – что может быть хуже для морального духа Люфтваффе?».

Дуглас Бадер – знаменитый безногий ас, командир прославленного «Большого Авиакрыла», одержавший к осени 1941 года 23 победы, был сбит над Францией пилотами эскадрильи Адольфа Галланда. Немцы были поражены тем, что летчик с протезами вместо ног мог управлять "Спитфайром" , и, связавшись с Королевскими ВВС, организовали доставку новых протезов Бадеру. В числе немногих летчиков-истребителей, участников Битвы за Англию, переживших Вторую мировую войну, Бадер принял участие в специальном параде, посвященном пятилетнему юбилею битвы.

Сержант Рэй Холмс совершил первый таран немецкого бомбардировщика над Лондоном, сумел выпрыгнуть с парашютом и вернулся в строй.

Среди более чем трех тысяч летчиков, участвовавших в Битве, было более 2500 британцев, 147 поляков, 101 новозеландец, 94 канадца, 87 чехов, бельгийцы, южноафриканцы, австралийцы, французы, ирландцы, американцы. Поначалу командование ВВС не хотело давать самолеты полякам, французам, чехам, голландцам, считая, что их моральный дух подорван поражением их стран. Но к августу 1940 года в рядах королевских ВВС уже было немало иностранцев.

Самое большое количество воздушных побед во время Битвы (17) принадлежит чеху Йозефу Франтишеку. Бежав из Чехословакии после оккупации ее Гитлером, он воевал в составе польских ВВС, затем, после оккупации Польши, присоединился к французам и летом 1940 года записался в Первую польскую эскадрилью британских ВВС. Франтишек погиб в октябре 1940 года.

Среди польских летчиков был сбивший восемь вражеских самолетов сержант Шапошников – вероятно, русский, которых было немало среди офицеров польской армии. Еще один русский, воевавший в небе над Англией - князь Эмиль Голицин, которому принадлежит победа в воздушном поединке на самой большой, за всю войну, высоте.

Еще один поляк, сражавшийся в рядах Королевских ВВС – Витольд Урбанович, попавший в Англию из Франции в июне 1940 года. На его счету 14 сбитых самолетов за лето-осень 1940 года. С 1942 года он воевал в составе американских ВВС на Тихом океане. Он - один из немногих асов, удостоенный высших военных наград трех стран – Польши, Великобритании и США.

Воздушные бои отличались исключительным упорством. Британские летчики часто атаковали вражеские бомбардировщики с близкого расстояния, стараясь стрелять наверняка. 18 августа "Харрикейн" сержанта Хэрри Ньютона зашел в хвост бомбардировщику "Дорнье", но был подбит пулеметным огнем. Самолет загорелся, в огне была кабина, комбинезон и перчатки летчика. Однако Ньютон сумел сбить бомбардировщик, набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом.

Из воспоминаний командира эскадрильи Стэнфорда Така, сбившего в Битве за Англию пять самолетов Люфтваффе: «Два "Юнкерса-88", уходящие над проливом на юго-юго-восток на высоте около 5 км, увидели меня и резко снизились почти до уровня моря… Я обогнал их, развернулся и в лобовой атаке обстрелял один из них… Уже набирая высоту, я увидел, как вражеский самолет упал, подняв огромный столб воды. У моего самолета были повреждены крылья, и было несколько пробоин в лобовом стекле.

Я вновь пошел в лобовую атаку, открыл огонь и сразу же увидел вспышку огня в районе кабины "Юнкерса". Он упал в море прямо подо мной, и хвост моего самолета подняло так, что я едва не задел носом воду. Мне удалось набрать высоту, но мой "Спитфайр" был сильно поврежден. Мне удалось пролететь 30-40 миль до побережья, но самолет уже дымился. Я выпрыгнул с парашютом на высоте 250 метров. Самолет упал на лес в полутора милях от меня…».

Летчики Королевских ВВС, выбрасывавшиеся с парашютами из сбитых самолетов, приземлялись на своей территории и быстро возвращались в строй. Летчики Люфтваффе, напротив, часто попадали в плен, поэтому потери немцев в летном составе превысили потери британцев почти в 5 раз.

В Битве за Англию Люфтваффе лишилось 1598 самолетов, в том числе – более 800 истребителей. В иные дни немцы теряли более 40 самолетов - такие потери Германия просто не могла себе позволить. Королевские ВВС потеряли 902 истребителя.

А самолетам-ветеранам Битвы пришлось воевать и на Восточном фронте. Уже через несколько недель после нападения Германии на СССР на север России прилетело 151-е авиакрыло Королевских ВВС, чтобы передать советским союзникам свои "Харрикейны".

Битва за Англию - под таким названием вошло в историю Второй мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но успеха не достиг. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву №16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии, а 1 августа директиву №17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на сев.-зап. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на сев.-вост. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолетов, в т. ч. 1600 бомбардировщиков.

Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолета, в т. ч. 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налет 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутгемптон, Ливерпуль, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен город Ковентри. В дальнейшем налеты стали слабее, за исключением отдельных (например, налет 685 самолетов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налетов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т. к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжелые потери. Немаловажное значение имело то, что немецкое командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Гитлер вынес два урока. Во-первых, что Россию можно победить в войне. Во-вторых, война на Западе Германией была проиграна преимущественно из-за Англии, значит, нужно избежать войны с последней. Гитлер рассчитывал на английский нейтралитет, но он помнил, что гонка морских вооружений вынудила Великобританию к войне. Гитлер поэто-му считал, что умнее и дальновиднее не допускать гонки морских вооруже-ний, планомерно решать задачу по расширению «жизненного пространства » на востоке России. В 1935 г. Гитлер заключил с Великобританией договор по флотам, в котором отказывался от гонки вооружений на море. Однако англичане всё же воспротивились завоеванию СССР Германией, опасаясь, что Германия станет самым сильным государством в мире.

19 июля 1940 г. Гитлер выступил в рейхстаге с очередными «мирными предложениями» для Великобритании. После этого выступления Гитлера Министерство иностранных дел Германии через свои дипломатические представительства в Ватикане, Стокгольме и Ва-шингтоне направило правительству Черчилля секретные послания с предложением начать переговоры о мирном урегулировании. Вечером 22 июля, выступая по лондонскому радио, министр ино-странных дел Великобритании Антони Иден решительно отверг «мирный» зондаж фюрера.

После неудачной попытки примирения с англичанами Гитлер на-чал готовиться к битве за Англию. Немцы приступили к осуществле-нию операции «Адлер» — массированным бомбардировкам англий-ских городов. В битве за Англию использовались такие средства, как подводная война и воздушная блокада британских островов .

В небе над Великобританией немецкая авиация встретила ре-шительный отпор. Англичанам удалось выиграть воздушные бои благодаря хорошей организации, героизму лётчиков, а также естест-венным преимуществам (расстояние ограничивало возможности немецкой авиации).

Воздушная война за Англию достигла апогея в сентябре 1940 г., а затем активность немцев снизилась. Немцы не имели ясного пред-ставления о том, что делать: они то, разрушая транспортные узлы и порты, пытались разрушить британские коммуникации, то, бом-бя центры городов мощными фугасами, пробовали сломить дух англичан.

В результате неудачи операции «Адлер» Гитлер отказался от де-санта на британские острова — без господства в воздухе не было ни-каких шансов на успех. Поражение в воздушной битве за Англию по-казало, что победа на Западе не была для Гитлера полноценной, и он не мог обратить против СССР все наличные силы, поскольку цепкий и упорный противник, поддерживаемый США, находился у него в тылу.

Закон о ленд-лизе

Английскую решительность к борьбе с Германией подкрепляли американские военные поставки: после поражения на континенте Англия и США заключили соглашение о поставках оружия и в ре-зультате половина американского производства самолётов шла в Великобританию.

11 марта 1941 г. американский Конгресс принял закон о ленд-лизе , который разрешал президенту «продавать, перебрасывать, разменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или предоставлять другими способами» материальные средства любой стране, оборо-ну которой он считал жизненно важной для интересов Америки. Для Черчилля ленд-лиз был важен тем, что он позволял втянуть США в конфликт с Гитлером, который прекрасно был осведомлён об американской помощи его врагам. Материал с сайта

Бомбардировки Ковентри

Территория Англии подвергалась систематическим бомбардировкам. Печаль-но известна судьба старинного английского города Ковентри. 14 ноября 1940 г. в ходе битвы за Англию немецкая авиация совершила массированный налёт на город. Исторический центр города подвергся значительным разрушениям и пожарам, однако огненного смерча удалось избежать.

Благодаря осветительным ракетам, сбрасываемым на парашютах, назем-ные цели были хорошо видны, и непрерывная бомбардировка Ковентри про-должалась в течение 11 часов. Некоторые бомбы были нацелены на промыш-ленные объекты, расположенные в окрестностях города, однако другие сбрасы-вались на центр города, создавая разрушающую стену огня.

В следующем году были совершены новые налёты на Ковентри, особенно разрушительными были налёты 8 и 10 апреля 1941 г.

Всего немцы бомбили Ковентри 41 раз, по-следняя бомбардировка была совершена в августе 1942 г. К концу войны в ре-зультате налётов в Ковентри погибли 1236



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!