Борис акунин мф читать краткое содержание. Приключения Эраста Фандорина: Азазель (Борис Акунин)

«Азазель» (конспирологический детектив) - книга Бориса Акунина , первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Петровиче Фандорине .

Сюжет

Эрасту Фандорину всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Но самое главное - он прирождённый сыщик. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении письмоводителем, но по долгу службы сталкивается с запутанным делом. Он принимается за расследование. Странное самоубийство студента - наследника крупного состояния приводит Фандорина к некой крупной подпольной организации, в которой замешаны весьма влиятельные лица. В ходе расследования Эраст столкнётся с опасными противниками, несколько раз будет на волосок от смерти, успеет влюбиться и навсегда потерять свою любовь.

Экранизации

«Азазель»

«Зимняя королева»

Напишите отзыв о статье "Азазель (роман Акунина)"

Примечания

Ссылки

  • . Борис Акунин. полное интерактивное собрание сочинений. Проверено 13 января 2016.
  • . Захаров . Проверено 13 января 2016.

Отрывок, характеризующий Азазель (роман Акунина)

– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.

Средь бела дня в общественном парке застрелился молодой человек. Был он из богатой семьи, полон сил, энергии и совсем не понятно, зачем вдруг решил умереть. Ответить на этот вопрос попытается Эраст Фандорин, начинающий сыщик из Москвы. Это будет его первое и, как окажется, очень серьезное дело мирового масштаба.

Желая узнать больше о погибшем Петре Кокорине, типичном представителе золотой молодежи, Фандорин знакомится с невероятной красавицей. Ее зовут Амалия Бежецкая. В доме Амалии собираются разные мужчины, среди которых некто Ипполит Зуров и студент Ахтырцев. Ахтырцев назначен душеприказчиком в завещании Кокорина. Согласно завещанию все немалые средства Кокорина переходят в фонд англичанки Маргареты Эстер, владелицы экстернатов для детей-сирот по всему миру. После визита в дом Амалии, Эраст с Ахтырцевым идут в ресторан, где первого тяжело ранят, а студента убивают. Впервые в книге появляется имя «Азазель».

В Москву прибывает Иван Францевич Бриллинг, следователь из Петербурга. Фандорина выписывают из больницы, он начинает работать под руководством Бриллинга. Очень быстро становится понятно, что Бежецкая имеет прямое отношение к смертям двух молодых людей. К тому же, сразу после убийства Ахтырцева, дама исчезает из Москвы. Через Зурова Эраст выходит на ее след и отправляется в Лондон.

Наблюдение за красавицей становится для сыщика смертельно опасным. Ему удается выкрасть портфель, в котором Бежецкая хранит зашифрованные письма с именами влиятельных и известных людей со всего мира. Обнаружив пропажу. Бежецкая дает указание своми людям убить Фандорина и забрать портфель. От смерти Эраста спасает Ипполит Зуров, который, терзаемый ревностью к Амалии, тоже прибыл в Лондон и следит за ней. Портфель с документами Бежецкая отправляет в Россию почтой. Забрать его должен надежный человек.

Вернувшись на родину, следователь первым делом рассказывает все Бриллингу. Они вместе вычисляют получателя портфеля. Им оказывается Каннингем, директор московского экстерната леди Эстер. Задержание директора оборачивается трагедией. Бриллинг убивает Каннингема и пытается убить Эраста. В итоге погибает сам, Фандорин чудом остается жив. Выясняется, что леди Эстер уже много лет упорно внедряет своих воспитанников в структуру власти. Ее цель – изменить мир в лучшую сторону, и даже многочисленные смерти на пути к этой цели, она считает оправданными. Чтобы защитить своих «азазелей», англичанка взрывает себя и весь свой архив.

Фандорина преставляют к награде. Он женится. На свадьбу получает в подарок шкатулку, в которой находится бомба. Молодая жена Эраста погибает.

Чему же учит эта книга? Какой бы ни была благородной цель, к ней нельзя идти по крови. Ангел Азазель на самом деле несет не просвещение и свободу, а смерть, порок и предательство.

Как появились у Фандорина его знаменитые нефритовые четки? Почему на портрете он изображен студентом Института инженеров железнодорожных путей? Как завязалось знакомство с Ангелиной Крашенинниковой? И почему Эраста Петровича нарекли Эрастом? Тайны похождений Фандорина в перерывах между основными романами знаменитого цикла открывает на страницах своей книги писатель Борис Акунин.

Стиль Бориса Акунина

Книги Григория Шалвовича Чхартишвили (настоящее имя Бориса Акунина) всегда пользуются успехом, что неудивительно, ведь они не обременены каким-то одним жанром или тематикой. И, несмотря на то что манера повествования каждый раз новая, их объединяет то, что они все написаны одним добротным литературным языком, успевшим стать визитной карточкой писателя.

Детище автора

Эраст Петрович Фандорин, без сомнения, - любимое детище Акунина. Это чувствуется сразу, с первых страниц. Книги о брюнете с седоватыми висками и легким заиканием, а также его верном напарнике и друге Масе, читаются и перечитываются бесчисленное множество раз аудиторией всех возрастов. И чтобы поклонники не скучали, автор постарался на славу, решив написать по роману на каждый существующий литературный жанр, успешно справившись с задачей.

Борис Акунин, «Нефритовые четки»

Сборник посвящен таким признанным классикам мировой детективной литературы, как Саньютэй Энтё, Эдгар Аллан По, Жорж Сименон, Роберт Гулик, Артур Конан Дойль, Патриция Хайсмит, Агата Кристи, Вашингтон Ирвинг, Умберто Эко, Морис Леблан. Книга состоит из десяти самостоятельных историй, адаптированных под стиль вышеперечисленных мастеров жанра, но, несмотря на это, имеющих свой собственный, узнаваемый стиль. Умение жонглировать событиями и блестяще прописывать и мужские, и женские характеры с успехом применяет в книге мистификатор и экспериментатор Борис Акунин.

"Нефритовые четки". Содержание книги

Сборник состоит из десяти отдельных историй.

"Сигумо "

Йокогама. Эраст Фандорин - вице-консул в Японии. При весьма загадочных обстоятельствах в чертогах буддийского монастыря умер отшельник, в недавнем прошлом - дипломат и сослуживец Эраста Петровича, российский дворянин. Несмотря на мистицизм, Фандорин начал собственное расследование, так как он уверен, что у трагического события есть прагматичное объяснение...

"Table Talk 1882 года "

Действие происходит в московском салоне. Шесть лет назад была похищена одна из сестер-близняшек. Дело оказалось не по зубам полиции и богатому отцу-князю, не пожалевшему ни средств, ни сил. Кроме, конечно же, Эраста Петровича, решившего загадку, не покидая пределов комнаты.

"Из жизни щепок "

Москва. Владелец одной из крупных железнодорожных компаний убит вместе с секретарем и ночным уборщиком. Сыщик из Петербурга уверен в виновности старшего сына владельца компании Сергея. Сам же Сергей убежден, что это происки компании-конкурента с целью перехватить выгодный подряд. По просьбе князя Долгорукова Фандорин отправляется на поиски убийцы. В ходе расследования выясняется, что настоящей целью был не миллионер.

"Нефритовые четки "

Московский губернатор устроил прием, на котором Фандорин узнает о загадочной истории - двойном ограблении ювелирного магазина. Учинив погром, преступники взяли пару дешевых вещиц. Последний налет был кровожадным - хозяина умертвили с помощью топора. В этом рассказе отвечает на один из самых задаваемых вопросов Борис Акунин: нефритовые четки откуда появились у Фандорина?

"Скарпея Баскаковых "

Пахринский уезд. Род Баскаковых неожиданно прервался. Местные жители уверены: во всем виновна волшебная змея Скарапея. Есть свидетели, видевшие гигантское существо. В Москву приходят жалобы от местных властей на церковнослужителей за разжигание суеверий и от церковников - на безбожие местного руководства. Для прояснения нюансов Фандорин отправляет туда своего ассистента - Анисия Тюльпанова.

"Одна десятая процента "

Во время охоты по воле случая был застрелен князь Боровской - напарник Афанасий Кулебякин, накануне выпив лишнего, неудачно прицелился. Но в полицию обратился свидетель, утверждающий, что выстрел был намеренным. Однако отсутствует мотив - Кулебякин и Боровской познакомились накануне. Фандорин, отвечая на просьбу о помощи, обнаруживает, что у Афанасия железное алиби. Дело проясняется совершенно случайно.

"Чаепитие в Бристоле "

Эраст Петрович, почти не имея средств, проживает в Бристоле. На пару с мисс Палмер, у которой снимает квартиру, они пытаются вернуть сокровища знатной английской семье. Получив награду за раскрытие дела, Эраст Петрович открывает для себя, что частный сыск может быть весьма прибыльным занятием.

"Долина Мечты "

Будучи вольнослушателем Массачусетского института, Фандорин снискал славу частного детектива. По просьбе агентства Пинкертона он отправляется на помощь американскому миллионеру с целью закупки земельного участка.

"Пред концом света "

Объявлена Всероссийская перепись населения. В селе Богомилово Архангельской губернии главенствуют староверческие обычаи, и в связи с этим замечены случаи суицида путем семейного самозакапывания в так называемых "минах". Эраст Петрович намерен предотвратить надвигающуюся беду, которая чревата последствиями для всей империи.

"Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых "

Мишель Дез Эссар доведен до отчаянья: злоумышленник угрожает взорвать фамильный дом, если хозяин не внесет огромную сумму денег. Положение усложнено тем, что у Дез Эссара есть молодая дочь, которая, неудачно упав, сломала позвоночник. Доктор до своего приезда запретил ее куда-либо транспортировать. Однако в срок, указанный преступником, доктор не успевает приехать. Несчастный отец вынужден обратиться к двум знаменитым сыщикам - Шерлоку Холмсу и Эрасту Фандорину, которые принимают вызов самого Арсена Люпена. История написана в жанре иронического детектива. Стоит отметить, что дело сыщики распутывают каждый по-своему. Кто же из трех мудрецов одержит победу? Интересно, что повествование ведется от двух лиц: доктора Джона Хемиша Уотсона и, соответственно, Масахиро Сибаты (Масы).

Заключение

И в завершение нельзя не обратить внимание на один существенный минус, касающийся, пожалуй, не только сборника "Нефритовые четки" - книга, несмотря на внушительный объем (более пятисот страниц), к сожалению, прочитывается слишком быстро. Что, впрочем, не помешает перечитать ее еще не один раз, открывая при этом что-то новое...

В произведении Бориса Акунина (Григорий Чхартишвили) «Азазель» читатель знакомится с еще совсем молодым сыщиком Эрастом Фандориным. По замыслу автора главного героя будет ждать множество таинственных расследований и опасных приключений в последующих романах. Фандорин там выступает как уже состоявшийся и известный мастер сыска, а пока он совсем молод и впервые сталкивается с опасным миром расследования преступлений.

Полюбившийся читателю и зрителю персонаж

О первом запутанном деле Эраста Фандорина повествуется в историческом детективе «Азазель». Книга, краткое содержание которой будет приведено ниже, сразу полюбилась миллионам читателей. Они с нетерпением ждали продолжения удивительной истории сыщика Фандорина. Невероятно сложные преступления, описанные в романах, посвященных детективу Эрасту Фандорину, и особенные методы их расследования заставляли читателя целиком погрузиться в мир, созданный автором. В 2002 году «Азазель» - роман о первом расследовании молодого детектива - был экранизирован, и персонаж Эраст Фандорин обзавелся еще большим количеством поклонников. Поэтому к моменту выхода на большой экран в 2005 году "Турецкого гамбита" и "Статского советника" зрители уже знали, что их ждет встреча с любимым героем и его невероятными приключениями.

Знакомство с Эрастом Фандориным

«Азазель» - роман, события которого переносят читателя в Москву 1876 года, где происходит первая встреча с главным героем серии, посвященной приключениям сыщика Эраста Фандорина. Оставшись сиротой, юный Фандорин вынужден, несмотря на прекрасное образование и благородное происхождение, самостоятельно зарабатывать на жизнь. Трудится молодой человек письмоводителем в московском сыскном управлении. Вопреки ожиданиям невероятных приключений и запутанных случаев, связанных со службой в полиции, юноше приходится сталкиваться с преступлениями на бытовой почве, а потом еще целыми днями выводить каллиграфическим почерком отчеты для господина обер-полицмейстера.

В ожидании настоящего дела

Его наставник, следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин, по-отечески заботится о молодом человеке, посмеиваясь в душе над его желанием стать знаменитым детективом. Да и откуда в Москве взяться делам, расследованием которых мечтает заниматься Фандорин? То ли дело Петербург, там и преступления помасштабней, и сыскные пообразованней, и расследования ведутся с применением передовых технологий. Возможно, мечта Эраста Петровича стать выдающимся детективом так и не осуществилась бы, но «Азазель» - роман не только о самом первом, но и, пожалуй, о самом решающем деле в жизни сыщика Эраста Фандорина. Судьба подбросила герою расследование простого, на первый взгляд, самоубийства нетрезвого и взбалмошного молодого человека. Изучение обстоятельств дела потянуло за собой череду ужасных тайн и опасных приключений.

Становление героя

В процессе расследования дела, ниточки которого ведут к Эраст Фандорин встречается с маститым столичным сыщиком Брилингом. Этот экстравагантный, интересный и образованный человек, назначенный питерским начальством возглавлять расследование запутанного преступления, повлиял на становление Фандорина, как детектива. Эраст с восхищением наблюдает за манерами и методами шефа и старается во всем ему следовать.

Для того чтобы понять, как меняется и учится на своих ошибках герой, превращаясь из неопытного полицейского чиновника в именитого детектива, конечно, стоит прочитать «Азазель». Роман, краткое содержание которого вы сейчас читаете, невероятно интересен.

В последующих произведениях читатель встречает Фандорина уже в совершенно другом образе. Ведь русский сыщик, популярность которого критики будут сравнивать со знаменитым Шерлоком Холмсом, станет таким не сразу. Вначале ему предстоит пережить события, произошедшие при раскрытии заговора под кодовым названием «Азазель». Роман описывает их не только как опасные и увлекательные приключения юного героя, но и как череду трагических обстоятельств, навсегда изменивших его жизнь. Цена успеха станет слишком высокой для Фандорина, и в конце романа читатель впервые увидит его в образе, который станет визитной карточкой этого детектива в последующем.

«Азазель» (книга): отзывы

Читатели отмечают необычный для современности писательский стиль Бориса Акунина. Его произведения оставляют впечатление, что читаешь классика девятнадцатого столетия. Детали происходящего, используемые для описания, обороты речи - все говорит в пользу прекрасного заблуждения. Отмечается захватывающий сюжет "Азазель", роман отзывы имеет восторженные, хотя многие расстроены трагическим поворотом событий в конце произведения. Но разве без такого итога персонаж смог бы получить ту таинственную и магнетическую притягательность, за которую его так любит читатель?

Экранизация «Азазель» (режиссер Александр Адабашьян)

Как уже упоминалось выше, в 2002 году роман был экранизирован. Вопреки скептически настроенным критикам, создателям фильма и исполнителям главных ролей удалось передать атмосферу времени, характер героев и таинственность событий, описанных в произведении. Роль начинающего сыщика Фандорина исполнил молодой актер Илья Носков. И хоть язвительная пресса отмечала, что он потерялся на фоне Сергея Безрукова, который блестяще исполнил харизматичного Брилинга, те, кто читали роман заметят, что и сам главный герой поначалу не обладал некоторыми чертами характера, ставшими ему свойственными впоследствии. Ведь именно Бриллинг оказал значительное влияние на Фандорина, поэтому, можно сказать, что Илья Носков вполне соответствовал образу молодого Эраста Петровича.

В фильме также снимались такие выдающиеся отечественные актеры, как Марина Неёлова, Олег Басилашвили, Марина Александрова.

15 марта 1878 года на улице де Гренель в Париже совершено страшное убийство. Убит лорд Литтлби, семь его слуг и двое детей. Преступник не взял из дома ничего, кроме статуэтки бога Шивы и цветного платка. Расследование приводит комиссара полиции Гюстава Гоша на роскошный корабль « », следующий из Бристоля в Калькутту. Убийца на корабле, уверен французский сыщик, но кто это? Среди подозреваемых, каждый из которых прячет свою тайну, — английский аристократ, офицер японской армии, беременная жена швейцарского банковского служащего, чопорная английская дама и молодой русский дипломат с седыми висками…(Это и есть ) Сначала комиссар подозревает японца, и даже выстраивает обвинительную версию, пользуясь молчаливостью сына Востока, который не пытается оправдаться, но того своими умозаключениями спасает Фандорин.

Тем временем происходит еще одно убийство — убит ученый-индиолог, пытавшийся довести до всех собравшихся тайну платка (а именно платок, выясняется, был истинной целью грабителя). Затем обвиняемым становится первый помощник капитана судна Ренье, которые в ночи ведет корабль прямо на рифы. Того удается вовремя обезвредить, и Ренье дает показания, изобличающие себя. Комиссар Гош теряет рассудок, уловив возможность завладеть сокровищами индийского раджи («оклад полицейского за 300 тысяч лет») и убивает Ренье прямо в «камере», отобрав у того платок, являющийся ключом к кладу. Фандорин выявляет истинного вдохновителя преступления в Париже и попытки массового убийства в Индийском океане — это мадам Клебер (она же — известная мошенница и убийца Мари Санфон, выдающая себя за беременную жену банкира), а Ренье является лишь ее безвольным сообщником. Той удается отозвать комиссара Гоша на приватную беседу в каюту, где она отбирает у него пистолет и пытками заставляет его отдать ей платок, отобранный им чуть ранее у первого помощника, а затем убивает.

Мадам Клебер сочиняет версию, что Гюстав Гош пытался на нее напасть, и она убила его в состоянии необходимой обороны. Фандорин находит платок под ковром каюты, где произошло последнее убийство, и кладет его на стол, откуда его под конец разоблачительной речи сквозняк выносит в иллюминатор. Ключ к сокровищу безвозвратно утерян. Обезумевшая Клебер-Сафон пытается убить Фандорина, но того от первой пули спасает новоприобретенный друг-японец, а от второй — падение подаренных накануне напольных часов.

Увлекательное о книге:

Данное произведение написал в жанре «герметичный детектив». Первое произведение подобного жанра — это «Убийство в восточном экспрессе» Агаты Кристи (1934). - Структура книги оригинальна тем, что главный положительный герой, который «ведет» нас за собой с первых страниц, в последней трети повествования становится отрицательным, и затем сразу погибает.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!