Бронзовая скульптура капитолийская волчица. Как выглядит достопримечательность? Часы работы и как добраться

Скульптура Капитолийской волчицы является одной из главных достопримечательностей Рима. Согласно древней легенде, именно волчица сыграла главную роль в легенде основания Рима. И в наши времена она считается символом Вечного города. Где увидеть статуи римской волчицы? Где хранится оригинал скульптуры? Какие римские достопримечательности связаны с Капитолийской волчицей? Расскажем вам ниже

Легенда о Ромуле и Реме

По неоспоримой легенде, в которую верит каждый римлянин, основателями города являются братья-близнецы по имени Ромул и Рем. Их мать была единственной дочерью Нумитора - славного правителя городка Альба-Лонга. Его младший брат, Амулий, жаждал заполучить власть, и поэтому решился на подлость. Он казнил сына государя, а его дочь вынудил стать жрицей-весталкой, хранительницей культа и вынужденной жить в заточении, не имея права вступать в брак.

Несмотря на это, дочь Нумитора чудесным образом забеременела от бога Марса и родила двух близнецов. Узнав такую новость, Амулий был взбешен. Он отдал приказал казнить свою племянницу, а слуге велел убить новорожденных.

Раб взял корзину с сыновьями и отнес ее на берег разливающейся реки Тибр. Он надеялся, что поднимающийся поток подхватит корзину и утопит ее. Однако вода ушла, корзинку выбросило на берег и дети остались целыми.

Согласно преданиям, младенцам удалось спастись только благодаря божественной помощи. Когда близнецы проголодались и заплакали, их услышала пробегающая мимо волчица. Она облизала младенцев и дала им напиться своего молока.

Волчица постоянно приходила к реке, чтобы заботиться о новорожденных. Это продолжалось до тех пор, пока мальчиков не нашел пастух, который принял их у себя и дал им имена - Ромул и Рем. Добрый человек и его жена не могли иметь детей, поэтому приняли появление младенцев в зарослях смоковницы у берегов Тибра как дар свыше.


Братья выросли выносливыми и мужественными воинами. Со временем справедливость восторжествовала, и они вернули трон, который принадлежал им по праву. После этого Ромул и Рем поклялись, что на холме у реки Тибр они возведут величественный город.

Храм Луперкале

В 2007 году археологи сделали находку, которая подтверждает древнюю легенду. На месте, где раньше находился дворец правителя Августа, на холме Палатин, была обнаружена пещера. В ходе сложных научных исследователей было выяснено, что это - остатки храма Луперкале, который был посвящен знаменитым братьям. Свое название он получил от латинского слова «lupa», что переводится как «волчица».

На данный момент древний храм открыт для туристов и каждый может своими глазами увидеть часть великой истории.

Статуя римской волчицы

Сейчас эта статуя считается одним из наиболее ценных памятников Рима. Первые упоминания о капитолийской волчице появились еще во времена античности. Так, о ней в своих трудах писали такие великие деятели, как Цицерон и Плиний.

Письменные сведения подтверждают находки, которые были обнаружены во время раскопок архитектурных памятников. Так, ученые нашли монеты, которые датируется 129 г до н.э. На их поверхность нанесено изображение волчицы, которая кормит двух младенцев.

Известная статуя, которая на данный момент находится в Капитолийских музеях (Musei Capitolini), изначально включала в себя только изваяние волчицы. Согласно данным исследователей, фигурки близнецов появились значительно позже. Также они выполнены в другом стиле, что подтверждает теорию о двух авторах. Ученые нашли записи, которые свидетельствуют о том, что близнецы - творение руки Антонио дель Поллайоло, известного скульптора и живописца, который выполнил эту работу по заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века.

Для того чтобы насладиться красотой статуи, следует добраться до Площади Капитолия, 1 (piazza del Campidoglio 1, Musei Capitolini). Здание расположено неподалеку от Римского форума и площади Венеции.

Известные копии

Капитолийская волчица вдохновила множество скульпторов на воспроизведение великого творения. Так, ее памятники находятся в таких местах:

1. У Капитолия. Статуя расположена сбоку здания, радом с серией. Волчица расположена на большой колонне, которая позволяет каждому желающему увидеть это произведение искусства.

2. В городе Пиза, Италия. Памятник находится возле знаменитой башни, у Пизанского собора.

3. В нескольких городах США, включая Нью-Йорк. Копии статуи в эти города были высланы итальянским правителем Муссолини, который придавал им особое значение.

4. В Париже, Франция. Волчица находится в Сеговии, недалеко от Латинского квартала.

В Италии знаменитая волчица является не только произведением искусства и древним памятником. Она - символ божественного происхождения великого рода, положившего начало Риму, который называют «вечным городом».

Увидеть знаменитую Капитолийскую волчицу вы можете на наших и экскурсиях по Риму

Готова предложить своим гостям немало возможностей для проведения полноценного отпуска, чего стоит только обзорная экскурсия по Риму, которая позволит познакомиться с его великолепной архитектурой.

Колизей

Немало интересного можно узнать от гидов (имеют археологическое и историческое образование), присоединившись к экскурсии - они организуются каждые 30 минут (языки – основные европейские; стоимость – 4,5 евро). Стоит отметить, что туристам удастся поприсутствовать на различных выступлениях и концертах (Колизей используется в качестве декораций – он представляет собой эллипс с ареной в центре).

Адрес: Piazza del Colosseo, 1 (можно доехать на автобусах № 85, 87, 75, 60, 175); сайт: www.the-colosseum.net

Пантеон

В античное время здесь поклонялись Нептуну, Венере и другим римским богам, а также приносили в жертву животных в процессе проведения церемоний. Сегодня же Пантеон – “хранилище” останков итальянских королей. Стоит отметить, что эта достопримечательность – не только место, где можно устроить свадебную фото-сессию: для желающих тут проводятся обряды венчания.

Полезная информация: адрес: Piazza della Rotonda, сайт: www.pantheonroma.com

Площадь Навона

Несмотря на то, что раньше площадь овальной формы была местом расположения рынка, сегодня здесь ведется торговля только на рождественских праздниках. Туристы устремляются сюда, чтобы полюбоваться Фонтаном 4 рек (украшен скульптурными изображениями таких крупных рек, как Дунай, Ганг, Да-Плата, Нил), церковью Святой Агнессы (является “хранилищем” головы Агнессы и праха папы Иннокентия X) и другими объектами, а также поприсутствовать на выступлениях уличных музыкантов.

Фонтан Треви

У фонтана можно сделать фото на фоне фигуры Нептуна, восседающего на колеснице-раковине (рекомендуется осуществить задуманное вечером, когда вода подсвечивается лампочками). А по сложившейся традиции, в воду можно бросить монету, став при этом спиной к фонтану.

Адрес: Piazza di Trevi

Холмы Рима

Символами являются и его холмы, среди которых выделяются следующие:

  • Капитолийский холм: поднявшиеся на холм по любой из 3 лестниц смогут посетить храмы и музеи, а также полюбоваться достопримечательностями с высоты, стоя на обзорной площадке. Адрес: Piazza del Campidoglio.
  • Холм Палатин: согласно легенде, на этом холме в пещере Lupercal (украшением подземного помещения является мозаика) волчица вскормила Ромула и Рема. Сегодня холм интересен возможностью полюбоваться с высоты цирком Массимо и Римским форумом. Адрес: Via di San Gregorio.

Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

Легенда основания Рима

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Скульптура римской волчицы

Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

Грот волчицы в Риме

В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.

Адрес: Италия, Рим, Капитолийские музеи
Высота: 75 см
Датируется: V веком до н.э., по другим сведениям XI-XIII веком н. э.

Статуя волчицы, вскармливающей своим молоком двух младенцев Ромула и Рема, пожалуй, на сегодняшний день самая известная в мире скульптура, история которой скрыта за плотной завесой тайны. Капитолийская волчица оставила после ее исследований различными учеными больше вопросов, нежели ответов на них.

В настоящий момент любой гость Рима может увидеть статую, отлитую из бронзы, в Капитолийском музее, который находится на знаменитой Капитолийской площади во дворце, носящем название Палаццо деи Консерватори. Высота волчицы 75 сантиметров и это говорит о том, что неизвестный скульптор выполнил ее практически в натуральную величину .

Ромул и Рем, как известно из преданий, стали основателями «вечного города». Именно они питаются молоком Капитолийской волчицы и являются детьми бога плодородия Марса. Бог Марс изначально даровал людям урожай и разгневавшись, уничтожал его. Лишь спустя века Марс стал считаться богом войны. Многим, кто не знаком с историей, наверняка будет интересно узнать, что первый весенний месяц март, назван в его честь. Весталка Рея Сильвия, принявшая под давлением брата, своего отца обет безбрачия, буквально четыре года спустя после церемонии, родила на свет двух близнецов. Амулий не желал мириться с появлением на свет еще одних наследников престола и приказал бросить в реку Ромула и Рема. Этих двух близнецов прибило к берегу, где их и вскормила Капитолийская волчица. Если углубляться более подробно в эту легенду, можно зайти в тупик, ведь версии о появлении на свет Ромула и Рема, впрочем, как и самой статуи Капитолийской волчицы, сильно расходятся.

История возникновения статуи Капитолийской волчицы

Уже говоря о времени, когда была создана волчица, вскармливающая двух близнецов, довольно сложно прийти к определенному выводу. Стиль самой статуи наталкивает ученых на мысль, что Капитолийская волчица была отлита из бронзы еще в V веке до нашей эры (дата спорна, по другим сведениям XI-XIII веке н. э.) этрусками . В античные времена статуя была перевезена в Рим и означала неразрывную связь древних римлян, этрусков и сабинов. Как уже говорилось выше, статуя, на которую ежедневно приходят посмотреть тысячи туристов, выставлена на Капитолийском холме, и практически любой гид будет уверять свою группу в том, что она находится в настоящий момент там же, где ее установили этруски.

Звучит такое утверждение довольно странно, хотя бы потому, что не могли этруски самостоятельно зайти в Рим и установить статую там, где они бы этого пожелали. По мнению некоторых ученых здесь кроется ответ на один очень важный вопрос: кто же, если отбросить в сторону легенду, основал Рим? Этруски. Да-да, ставший в будущем «вечным» город, столицу величайшей Римской Империи, основали этруски. В подтверждение этой версии говорят находки многочисленных археологических экспедиций, которым удалось найти на Палатинском холме множество доказательств того, что на территории современного Рима жили этруски. При чем же тогда Капитолийская волчица, и что она собой символизирует? И каким образом в V веке до нашей эры удалось отлить цельную скульптуру из бронзы? Технологии, по которой можно изготовить, пусть и небольшую волчицу, на тот период не существовало. Если бы Капитолийская волчица была отлита из бронзы по частям, все вопросы отпали бы сами собой, однако это не так. Поэтому эта версия была опровергнута в 2006 году Анной Марией Карруба, которая занималась не только исследованием, но и реставрацией волчицы. Она доказала, что волчица не могла быть отлита раньше VIII века нашей (!) эры.

Капитолийская волчица: версии современных ученых

Как видно вопросов действительно больше, чем ответов на них. Опираясь на труды римских летописцев, можно точно утверждать лишь одно: статуя волчицы ранее стояла в Латеранском дворце. В месте, которое монах Бенедикт называет судилищем . Он упоминает в своих трудах о судах и казнях возле «матери Рима» - так он, видимо, называл Капитолийскую волчицу. Исследуя все документы, можно заметить, что в них говорится только о волчице, которая, к слову, мало чем напоминает агрессивное животное, она больше похожа на обычную собаку. Ни единого упоминания о Ромуле и Реме, которые сосут ее молоко.… Оказывается, два младенца были изготовлены уже в 15-м веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Известно даже имя скульптора, выполнившего совершенно в другом стиле близнецов: по документам, дошедшим до наших дней, его звали Антонио дель Поллайоло. Такая красивая легенда о Ромуле и Реме, чем дальше углубляешься в историю, рушится буквально на глазах. С этим уже не может поспорить ни один ученый, все результаты исследований близнецов говорят о том, что они были отлиты в 15-м веке и не столетием раньше. Скорее всего, именно тогда и была отлита Капитолийская волчица. Правда, словосочетание: «скорее всего» - так и останется главным в любом труде историка, археолога или скульптора.

Уже в конце ноября 2007 года был исследован грот, который был назван храмом волчицы. Археологам, увы, не удалось пробраться в него, но фото, сделанные камерой, закрепленной на специальном зонде, подтверждают, что именно в этом гроте преклонялись перед детьми Марса Ромулом и Ремом. Также там почитали и их кормилицу - злобную хищницу, сжалившуюся над несчастными близнецами.

Храм под названием «луперкале» - это овальный грот, стены которого украшены мрамором и уже частично разрушенной мозаикой. Сам храм, где древние римляне, жившие еще до нашей эры, поклонялись волчице и младенцам, основавшим Рим, был сделан в форме овала. Увы, ни одного слова от историков и археологов, почему именно этот храм был посвящен волчице, Ромулу и Рему не прозвучало. Главное, по мнению итальянского министра, в 2007 году было доказано, что миф имеет под собой твердую почву, а доводы Анны Марии Карруба не имеют ничего общего с действительностью. Еще бы, на легенда о Ромуле и Реме, рожденных от бога Марса - постулат, на который опирается вся история Рима. Разрушить ее, значит доказать, что великий Рим, который основали полубоги, не так уж и велик.

«Миф, наконец-то, не просто получил еще одно подтверждение, он стал реальностью», - сказал в своей пламенной речи министр Италии в ноябре 2007 года. Сразу после открытия храма луперкале некоторые языковеды попытались выдвинуть еще одну версию, которая не противоречила тому, что братья Ромул и Рем основали Рим. Просто они попытались доказать, что слово «лупа» можно трактовать не только, как волчицу, но и как распутную женщину, отдававшую свое тело для услады любому встречному. Выкормила Ромула и Рема Капитолийская волчица или гетера - уже не столь важно, главное, братья существовали и основали Рим .

В этом материале практически все внимание уделено истории, которую, увы, до сих пор, чтобы не говорил о ней министр Италии , большинство считает красивой и яркой легендой. А как же может быть иначе? Ведь доказать в каком году и кем именно была отлита Капитолийская волчица, наверное, уже вряд ли удастся.

Капитолийская волчица и младенцы

Все , согласно знаменитому высказыванию, ведут в Рим. Этот город ежегодно посещают миллионы туристов, большая часть из которых, несомненно, желает увидеть волчицу, вскармливающую своим молоком Ромула и Рема. Справедливости ради, стоит сказать, что эта скульптура - просто символ и не вызывает такой восторг у гостей столицы Италии, как

итал.- Lupa Capitolina , англ.- Capitoline wolf

Мифологические источники

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс , от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором , Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул . Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул , явившись во сне римлянину Прокулу Юлию , успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом ), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так - персидский царь Кир Старший (Куруш ) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы - изображения младенцев - основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)

По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна , одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие - архаической греческой работой, некоторые - средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte ). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, ) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в –е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини . Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в г. была установлена в Эден-Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья - в Нью-Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы - один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры . Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя» . В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема , сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века :

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя , глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.» «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба, которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.» Г.В. Носовский в своём ответе сообщил: «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно. Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область. Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение. Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах» ,- СПб, –
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве» ,- М.: Ладомир, , 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3-х томах» ,- М.: Ладомир, , 702+811+798 с.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!