Буквы о — е после шипящих в окончаниях прилагательные. О, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

§ 1 Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных

В этом уроке рассмотрим правило о том, при каких условиях в окончаниях прилагательных пишется гласная о, а при каких - е, и поучимся применять это новое правило.

Какие гласные напишем в окончаниях прилагательных хорош..гои больш..го? В прилагательном хорош..гоокончание безударное. В прилагательном больш..гоокончание ударное. Основы каждого слова оканчиваются на шипящий ш. Это как раз те условия, когда действует правило.

В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е.

Применим это правило к нашим прилагательным: хорош..гонапишем Е, потому что. после шипящего гласная без ударения, а в прилагательном больш..го - О, так как после шипящего гласная под ударением:

В пословицах:

В окончаниях выделенных прилагательных большому, чужойв соответствии с правилом после шипящего под ударением пишется о, а в прилагательном колючем без ударения -е.

§ 2 Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

При этих же самых условиях пишутся гласные -о, -ев окончаниях существительных после шипящих и ц:

Поэтому правило можно сформулировать сразу для двух частей речи:

В окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения - е.

Рассмотрим прилагательные:

Можно ли применить к этим прилагательным наше правило? Нет, нельзя: не соблюдаются все условия, потому что в словах: ш..коладный, ш..лковый, ч..рный гласный хоть и стоит после шипящего, но находится в корне слова. Для такого случая применяем другое правило, правило правописания букв о, ё после шипящих в корне слова.

§ 3 Запоминалка

Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:

Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

Дата: 07.08.2013 Тема:

Жить в чужом городе, начать большое дело, беседовать с лучшей подругой, добиться хорошего урожая, подходить к ближайшему селу, заблудиться в дремучем лесу, организовать могучее движение.

1. У большого соснового пня жарко полыхает костер, синий, пахучий стелется дым. (С.-М.) 2. На чужой стороне и весна не красна. (Посл.) 3. Полились золотые потоки молодого горячего света. (Тютч.) 4. Над алыми цветами пахучего шиповника кружились золотые жуки. (А. И. Т.) 5. Небо молнией летучей опоясалось кругом. (Тютч.) 6. Был закат весь в зловещем пожаре (Ф. Сухов.) 7. Послышалось могучее шипение, топот, треск ломающихся глыб. (Сераф.) 8. По шаткой скрипучей лестнице мальчик поднялся на чердак. (Наг.) 9. Тихие долины полны свежей мглой. (Л.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова с о - е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных в одну колонку, с е - о после шипящих в корне в другую.

1. Большой талант требует большого трудолюбия. (П. Чайковский.) 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами. (Ч.) 3. Потом он тяжелым, мягким движением всего своего большого туловища скинул с плеча шатун и на вытянутых руках отнес в сторону. (Каг.) 4. Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом Дачей. (Гайд.) 5. Через шорох ветра к трескотне птиц примешался далекий чужой шум. (Гайд.) 6. Показалось на розовом всплеске воды белое брюхо малой щуки и черная голова схватившей ее большой. (Пришв.) 7. Душой весны природа ожила (Тютч.) 8. Чу! За белой, дымной тучей глухо прокатился гром… (Тютч.) 9. Мы с шумом И шепотом выбежали из чулана. (Л. Т.) 10. Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено. (С. М.)

Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Базовый учебник:

Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных »;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Л : воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

М\П : принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование : мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку

Ход урока:

1.Оргмомент. (Проверка готовности к уроку . Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь.

Посмотрите, всё ли необходимое для урока есть у вас на партах.

-Начинаем наш урок!

- Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И веселый, и счастливый.

Про кого так можно сказать? (Мы можем так сказать о наших друзьях, родных, одноклассниках, о наших гостях на уроке и т. д.)

Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать вежливые, старательные, внимательные и талантливые ученики. Потому что только такие ученики помогут товарищам, учителю, но и, конечно же, русскому языку. И именно сегодня вы будете оценивать себя сами по критериям, которые вы видите у себя на парте. Оценка на полях, напротив задания.

задания

итоговая

без ошибок

14-15 б

«5»

1 -2 ошибки

11 – 13б

«4»

3 - 5 ошибок

8-10б

«3»

более 5 ошибок

менее 8б

«2»

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок ?

О чем мы будем говорить? Вывод учителя: мы будем говорить о прилагательном и познакомимся ещё с одним грамматическим правилом. А с каким, я думаю, догадаетесь, выполнив следующее задание.

2. Актуализация знаний: (4-5 мин).

Из группы слов с карточки № 1 выберите слова с пропущенными буквами. При ответе сформулируйте правило написания орфограммы:

1 ряд: в суффиксах существительных;

2 ряд: в корне слова;

3 ряд: в окончаниях существительных .

Карточка № 1

Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..м, реч..нька, пищ..й, ож..груки.

в суффиксе сущ.

в окончании сущ.

решётка, крыжовник, жёлудь, шорох, ожог руки

собачонка, дружок, бельчонок, девчонка, реченька

улицей, врачом, плечом, полотенцем, пищей

- Проверим. Зачитайте свои слова. (сообщение ученика со словами своей группы, объясняя правописание; второй учащийся формулирует правило написания).

Какие слова не вошли ни в какую группу? Назовите их.

больш.. го колюч.. го пищ.. вой свинц.. вый еж.. вый

3.Постановка проблемы (4-5мин.)

Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?

В какой части слов находятся орфограммы?

После каких согласных стоят гласные?

Есть ли разница в произношении данных слов?

Какова тема нашего урока:

« Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» .

Откроем тетради и запишем: число, классная работа и тема урока.

Сформулируйте цель нашего урока? Вам помогут опорные слова:

1.Познакомиться (правилом правописания гласных О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. )

2.Учиться правильно писать (прилагательные на данное правило).

4.Открытие нового знания . (5-6мин.)

- А вот от чего зависит выбор букв о,ё, вы можете узнать или подтвердить свои догадки, быстро решив кроссворд. Кто первый назовёт помощника, тому и представится право вставить нужные буквы в прилагательных. Работаем в парах.

Карточка – подсказка

Р, р

н, нн

Вывод учащихся: выбор букв зависит от ударения.

Обратимся к справочному материалу: стр.28 в учебнике. Прочитайте правило, запомните и воспроизведите его. (Учащиеся говорят правило, на доске в прилагательных обозначают орфограмм, проговаривая условия написания).

- Запись на доске слов: больш.. го колюч.. го пищ.. вой свинц.. вый еж.. вый .

- - Какой была наша первая задача?

Справились мы с ней?

- Чтобы легче было работать с орфограммой, вам необходимо составить памятку, уяснив порядок обозначения орфограммы. Работаем в парах.

Возьмите лист №2 и в правильном порядке наклейте полоски.

Что получилось? (показать 3-4 учащимся памятку, сверив со слайдом)

После шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е.

Физминутка

Ребята, а вы никогда не задумывались: какая из букв больше дружит с шипящими? Вот какие интересные факты мы узнали с Паулиной (1 мин.).

Оценка выступающему.

Щипящие «дружат» с буквой Ё

Буква Ё , как известно, появилась в русском языке в конце 18 века по инициативе княгини Екатерины Дашковой. Распространение получила в стихах Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Но в русский алфавит буква Ё официально попала только в 20-м веке…

Думается, о «трудной судьбе» седьмой (!) буквы русского алфавита можно говорить много. Но цель моего сообщения касается только одной стороны «жизни» буквы Ё в русском языке.

Затруднения вызваны обыкновенной путаницей правил. Конечно, нужно обратиться к учебнику и хорошенько выучить правила. Это основа основ. Но можно ещё и понаблюдать над тем, какой логике подчиняются все «мелкие» правила, касающиеся написания букв О и Ё после шипящих и Ц под ударением. Какая буква чаще встречается после щипящих?

Давайте внимательно рассмотрим таблицу на слайде , а потом сделаем вывод.

Часть речи

Корень

Суффикс

Окончание

Имя существительное

Имя прилагательное

Причастие

Деепричастие

Отглагольное существительное

Отглагольное прилагательное

Как видим, шипящие и Ц, действительно, «дружат» с буквой Ё:

    Ё пишется в корнях любой части речи (кроме исключений);

    Ё пишется в любой морфеме глагола и в словах тех частей речи, которые образованы от глагола.

Получается, что случаев употребления «Ё» больше, чем случаев употребления «О».

5.Первичное закрепление. (4-5мин.)

- Итак, мы усвоили правило написания о,ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Что нам предстоит дальше: научиться применять правило написания О,Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Из упр.363, на стр.29 выпишите только прилагательные, сгруппировав в столбик: с буквой о в суффиксе и окончании, с буквой Ё в суффиксе и окончании прилагательных. Используя памятку, выделите орфограмму в записанных словах.(4 мин.)

ежовый лицевой

пунцовый пищевой

образцовый свежего
чужой ключевой

большой хорошего

дрожжевой

кольцевой

биржевой

Ответ одного ученика с комментарием.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)

Правило усвоено хорошо: мы видим орфограмму, правильно группируем слова. Это заметно по ответу. А вот умеем ли мы образовывать прилагательные от существительных с изученной орфограммой, мы сейчас посмотрим.

- Продолжаем работу, выполняя задание в паре. Возьмите карточку № 3.

Задание

- Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.

Образец: зал для танцев – танцевальный зал

    Платье из ситца - …

    Медведь из плюша - …

    Вода из ключа - …

    Заросли из камыша - …

    Клык моржа - …

    Пуля из свинца - …

2. - Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

Усвоили правило написания?

Умеем применять правило?

Повторите мне ещё раз!

А теперь каждый испробует свои силы самостоятельно.

1. Возьмите карточку № 4 и «Найдите ошибку”.

Карточка № 4

Какие сочетания написаны верно? Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? (2 мин.)

    Плюшевый мишка

    песцовый воротник

    ежёвые рукавицы

    ситцевая занавеска

    свинцовая пуля

    моржовый клык

    ландышовый запах

    камышовые заросли

    глянцовая бумага

Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик.

2. А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать словосочетания гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило.

Раздаточный материал (карточка-тест № 5)

Карточка-тест № 5

Задание: зашифруйте словосочетания гласными вместо точек.

1) Песц..вый воротник, оранж…вая люстра, саранч…вый набег,

2) Камыш..вые заросли, вещ…вой рынок, больш..го размера,

3) пунц…вые розы, маленькая реч..нка, беседовать с врач..м,

4) замш…вый перчатки, ключ…вая вода, кумач..вая косынка.

Ответ:1)о е о

Проверка учителем. Если успеем, то проверим в паре (взаимопроверка). Оцените (№5).

Поднимите руки, у кого получилась цифра «4». Молодцы!

9. Итог урока. Рефлексия (2-3мин.)

1.Что открыли для себя?

2.Чему научились?

3. Что было трудно?

4.Самооценивание, ученики подсчитывают средний балл полученных на уроке оценок. Поставьте оценку за урок.

10 . Домашнее задание (1-2 мин.)

Если у кого-то не получилось, не переживайте. Доработать предлагаю дома.

§ 63 правило, упр.362 по заданию.

11. Рефлексия (1мин.)

Карточка №6

Завершите предложение, подчеркнув слово в скобках:

1) На уроке я работал …(активно/пассивно) .

2) Своей работой на уроке я … (доволен/недоволен).

3) Урок для меня показался …(коротким/длинным).

4) За урок я … (устал/не устал).

5) Домашнее задание мне кажется … (лёгким/трудным).

Правописание падежных окончаний прилагательных можно проверять постановкой вопроса какой? , так как окончания вопросительного слова и окончания прилагательных совпадают. Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода, где под ударением пишется окончание -ой (молодо́й человек, полево́й цветок), а без ударения пишется -ый или -ий (ста́рый воин,си́ний платок).

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется -ая или -яя: новая синяя кофта (какая кофта?), а в среднем роде пишется -ое или -ее : новое синее пальто (какое пальто?).

Во множественном числе всех трёх родов пишется окончание -ые или -ие : новые синие платки, платья, кофты (какие? ).

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), а в предложном - -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ): любовались новым синим костюмом (платьем), говорили о новом синем костюме (платье) .

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), а в творительном - -ой или -ей (-ою или -ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ): купили новую синюю кофту, любуемся новой (-ою ) синей (-ею ) кофтой .

После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется о, без ударения пишется е , например: чужо́ го, большо́ го, чужо́ му, большо́ му; ры́же го, бо́льше го, ры́же му, бо́льшем у (ср. с существительными).

После шипящих в именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́в ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый), а без ударения - суффикс -ев- (плю́шев ый, ключев а́я вода).

    Примечание. Следует запомнить написание слова дешё́в ый (ср. деше́вле).

В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́ (о окончание), смешо́ н (о беглое в суффиксе).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь : лись его, лись ему, лись и и т. д.

Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффикса -еньк-: синеньк ий, толстеньк ий ; после г, к, х возможны и -оньк- , и -еньк-: лёгоньк ий и лёгеньк ий, широконьк ий и широкеньк ий, тихоньк ий и тихеньк ий .

В суффиксе -ан- , -ян- , образующем прилагательные от существительных, пишется одно н: кожан ый, песчан ый, серебрян ый, за исключением трёх слов: деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый .

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имён существительных с основой на н , пишется два н: каменн ый, сонн ый, длинн ый .

    Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юн ый, свин ой и т. п. (они не имеют суффикса -н- ).

В суффиксе -ин- , образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н : гусин ый, воробьин ый, ослин ый .

    Примечание. Одно н пишется в существительном гостин ая , которое раньше было прилагательным: гостиная комната .

В суффиксе -онн- , образующем прилагательные от иноязычных слов , пишется два н: дивизионн ый, революционн ый, конституционн ый .

В суффиксе -енн- , образующем прилагательные от существительных, пишется два н: производственн ый, торжественн ый, родственн ый, соломенн ый, клюквенн ый .

    Примечание 1 . Прилагательное ветрен ый пишется с одним н . Прилагательные с приставками, образованные от слова ветер , пишутся с двумя н: без ветренн ый, за ветренн ый, под ветренн ый и т. п. Следует различать прилагательные ветрен ый (с суффиксом -ен- ) и ветрян ой (с суффиксом -ян- ). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением «с ветром»: ветрен ая погода (погода с ветром), ветрен ое лето (лето с ветром), а также употреблённых в переносном значении: ветрен ая девушка, ветрен ое поведение. Эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена . Суффикс -ян- употребляется в прилагательных со значением «приводимый в движение ветром»: ветрян ая мельница, ветрян ой двигатель. Эти прилагательные не имеют краткой формы . С суффиксом -ян- пишется также название болезни: ветрян ая оспа (ветрянка).

    Примечание 2 . В первой основе сложных прилагательных пишется два н , если она образована от прилагательного с двумя н: машинн о-тракторная станция (станция машинн ая и тракторная), вагонн о-паровозный парк (парк вагонн ый и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н , то в ней пишется одно н: машин остроительный завод (завод по строительству машин), вагон оремонтный завод (завод по ремонту вагонов).

    Примечание 3 . Существительные на -ник --ница и -ость , образованные от прилагательных с двумя н , пишутся тоже с двумя н: утренн ий-утренн ик; общественн ый-общественн ик-общественн ица-общественн ость; революционн ый-революционн ость; производственн ый-производственн ик; ценн ый-ценн ость , а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: коноплян ый - коноплян ик, песчан ый - песчан ик, юн ый - юн ость .

    Примечание 4 . С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник -ница от существительных с основой на н: дружин а - дружинн ик-дружинн ица, мошн а - мошенн ик-мошенн ица .

Полные прилагательные, имеющие два н , сохраняют их в краткой форме: ценн ая вещь - вещь ценн а .

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется после л (село - сельск ий) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь, рь: декабрьск ий, ноябрьск ий, июньск ий, июльск ий (исключение: слово январск ий ).

В остальных случаях после н и р перед суффиксом -ск- буква ь не пишется: конь - конск ий, богатырь - богатырск ий .

Чтобы различать суффиксы -к- и -ск- , надо помнить , что с суффиксом -к- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низк ий - низок, узк ий - узок), а с суффиксом -ск- - относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французск ий, киргизск ий, черкесск ий).

    Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к- , причём звуки к и ч заменяются звуком ц: казак - казацк ий, ткач -ткацк ий, немец -немецк ий . Но в некоторых, преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек -узбекск ий, Углич -угличск ий, также Пфальц -пфальцск ий .

Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный -спокоен , знойный -зноен , кроме достойный - достоин .

    Примечание. Краткая форма причастия удостоенный от глагола удостоить пишется по общему правилу: удостоен .

Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных имён при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ын- (Далев словарь, Иванов о детство, Лизин а кукла, Жучкин ы щенята и т. п.) за исключением фразеологических сочетаний, употребляющихся в переносном смысле , в которых потерялась связь с собственным именем (адамов о яблоко, базедов а болезнь, сизиф ов труд, прокру́ стово ложе и т. п.).

Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имён людей , если в составе прилагательных имеется суффикс -ск- (т ургеневск ие «Записки охотника», п ушкинск ий стиль, л ермонтовск ая проза и т. п.).

    Примечание. С прописной буквы пишутся прилагательные с суффиксом -ск- , если они входят в состав названий, имеющих значения «имени, памяти» , например: Л омоносовск ие чтения, Л енинск ая премия.

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите суффикс и окончание в существительных и прилагательных. Сопоставьте написание о – е в значимых частях слов после шипящих и ц. Сделайте вывод. Сверьте свое суждение с правилом, данным ниже.

– В суффиксах и окончаниях прилагательных, так же, как и существительных, после шипящих и ц под ударением пишется о, а в безударном положении – е (образцовый, чужого, кольцевая, дремучего).

175. I. Составьте предложения из данных слов, ставя прилагательные и существительные в нужном падеже. Составленные предложения запишите.

1. Нельзя, свежий, жить, воздух, без. 2. По, облачко, голубое, небольшое, плыло, небо. 3. Зима, снег, чистейший, белейший, в, роща, с разбега, отряхнула. 4. Тучи, над, черные, город, нависли, свинцовые. 5. Отец, я, ежовые, рукавицы, в, держал.

II. Обозначьте графически значимые части слова в прилагательных. Объясните их написание.

176. I. Запишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы и распределяя их в два столбика: 1) с о после шипящих и ц; 2) с е после этих же согласных в значимых частях слова. Графически обозначьте орфограммы.

Еж..вый, лиц..вой, холщ..вый, пищ..вой, пунц..вый, хорошего, свеж..го, чуж..й, камыш..вый, плюш..вый, свинц..вый, песц..вый, морж..вый, глянц..вый, стержн..вой, кольц..вой, пыльц..вой, малыш..вый, корн..вой, груш..вый, зародышевый, поч..чный, ландыш..вый, торц..вый.

II. Какие слова вы не выписали? Почему?

III. Составьте и запишите с данными словами (по выбору) четыре – пять словосочетаний “прилагательное + существительное”. Обозначьте в них главное слово.

177. I. Запишите прилагательные в два столбика: 1) с пропущенной буквой в суффиксе; 2) в окончании. Вставьте пропущенные буквы о или е. Помните об ударении.

Холщ..вый, больш..го, тишайш..го, парч..вый, глянц..вый, беж..вый, хорошего, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой, ситц..вый, гремуч..го, свинц..вый, горяч..го, лучш..го, ближн..го, образц..вый, вещ..вой.

II. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными прилагательными (по выбору). Подчеркните прилагательные как члены предложения.

III. Выделенные слова разберите по составу.

178. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенную букву в выделенном слове, объясните правописание, обозначив орфограмму.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Сквозь стекля(н, нн)ую дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная. Через

Решетчатые окна было видно стари(н, нн)ое черное фортепьяно да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева – больше в ней не было ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это вблизи дома, где еще стояли тополя, сосны и старые липы. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок.

Сад, все больше редевший и переходивший уже в настоящий луг, спускался к реке, поросшей камыш..выми и ивняковыми растениями. Около маленькой плотины был плес, сердито шумела небольшая мельница с солом(н, нн)ою крышей, неистово квакали лягушки, а по вечерам пели соловьи.

(По А. Чехову)

II. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания прилагательных с пропущенными буквами.

III. Найдите простое предложение с вводным сочетанием слов. Какое значение придает вводное сочетание предложению? Прочитайте предложение без вводного сочетания. Изменился ли смысл предложения?

179. I. Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина “Уголок заросшего сада”. Подберите образные языковые средства, которые помогут вам рассказать о колорите картины. Составьте и запишите описание картины, используя образные языковые средства. Обратите внимание на структурные части описания: вступление, основная часть (общий вид, детали), вывод.

И. Шишкин. Уголок заросшего сада

II. Обсудите с соседом по парте ваши описания: удачно ли подобраны прилагательные для описания, помогают ли они создать представление о колорите картины.

180. I. Прочитайте прилагательные, определите их разряд по значению. Запишите прилагательные в три столбика, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Докажите правильность их написания. При затруднении обращайтесь к теоретическому материалу параграфов 28-30.

Камыш..вый, оранж..вый, багря(н, нн)ый, холщ..вый, рез..ий, матро(е, сс)кий, январ(?)ский, журавли(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, хорош..й, пригож..й, ра(н, нн)ий, лимо(н, нн)ый, ткац..ий, (не)большой, (не)настный; (не)высокий, а низкий; деревя(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый, отечестве(н, нн)ый, дисциплинирова (н, нн)ый.

II. Составьте два-три предложения с данными словами. Сделайте синтаксический разбор одного из них.

III. Сделайте фонетический и морфологический разбор выделенных слов.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!