Цезарь делал несколько дел. Почему делать несколько дел одновременно — вредно? Мультизадачность: научный подход

Современная жизнь накладывает на человека всё больше ответственности, одновременно, занимая всё больше его ресурсов. В связи с этим многим людям приходится делать несколько дел одновременно, иначе – не успеть.

Можно ли продуктивно делать несколько дел одновременно? Как показывает практика, многие люди живут в таком ритме: одновременно проверяют почту, разговаривают, решают проблемы. Плюс к этому – перекусывают.

Такой режим жизни называют многозадачностью – решением многих задач в один период времени.

Работа над одной проблемой в один период времени называют однозадачностью.

Вроде бы многозадачность намного превосходит однозадачность по своей эффективности. Правда?

К сожалению, всё с точностью до наоборот.

Какие бы дела не включала в себя многозадачность, помимо чисто физического участия, такой режим работы всегда серьезно повышает требования как к мозгу человека, так и к эмоциональной сфере в целом.

При этом, что при многозадачности, что при однозадачности человек не может выйти за пределы своих собственных ресурсов.

Но если при однозадачности все силы организма, грубо говоря, направлены на решение одной конкретной проблемы с максимально эффективностью, то при многозадачности эти же силы рассеяны на многих участках.

В связи с этим, если человек делает много дел одновременно (пусть даже это набор из крайне простых действий), то это негативно сказывается на продуктивности его работы:

  • Мозгу сложно сортировать и отсеивать информацию;
  • Память человека в таких условиях работает с невысоким КПД;
  • Мыслительные процессы, в связи с разбросанностью внимания, нарушаются;
  • Сама концентрация внимания падает;
  • Человеку сложно доводить начатое дело до конца;
  • Процент креативных, творческих решений невысок.

Получается, что даже введение простого действия одновременно с основной работой способно серьезно уменьшить вероятность быстрого положительного результата.

Что будет, если заниматься только одним делом в один промежуток времени

Последовательное выполнение задач, в отличие от многозадачности, является эффективным видом работы.

При однозадачности все мыслительные процессы подчинены лишь одному: максимально точно, эффективно и быстро прийти к завершению работы.

При этом мозг такого человека намного дольше сохраняет концентрацию внимания и способен работать без потери скорости и эффективности. А творческие способности человека подчинены одной задаче – поиску наиболее правильного решения проблемы.

Вспомните, как часто мы что-то делаем, одновременно вслушиваясь в любимые композиции, разговаривая с кем-то на отстраненные темы или периодически кидая взгляд на экран телевизора.

Научившись этого избегать (избегать даже такой многозадачности), мы можем поднять продуктивность и эффективность своей работы на качественно новый уровень.

Человек зачастую делает сразу два дела одновременно. Студенты совмещают конспектирование лекций с чтением книг или светскими беседами со своими соседями по парте, домашние хозяйки могут готовить еду или убираться в квартире и при этом разговаривать по телефону, автолюбители успешно совмещают вождение автомобиля с разговором по мобильному (причем зачастую в нарушение правил — без использования гарнитуры Hands Free). Но попытка добавить к этим двум делам еще и третье не удастся: как показали французские ученые в своей статье в новом номере журнала Science , мозг будет блокировать это действие.

Конечно, представительницы прекрасного пола могут возразить, что одновременно с разговором по телефону с подругой и помешиванием супа они могут еще, скажем, причесываться.

Но в данном случае это действие будет произведено на автоматическом уровне, ведь оно не будет требовать сложной работы мозга в отличие от, скажем, создания красивой стильной прически. Так же и разговаривающие за рулем по мобильному телефону водители могут при этом курить, но и этот процесс будет происходить «на автомате», а процесс стряхивания пепла или тушения бычка неминуемо попадет или на паузу в разговоре, или на остановку на светофоре, но никак не на перестроение или другой сложный маневр.

Алгоритм того, как мозг человека воспринимает одновременное выполнение сложных задач, Сильвен Шаррон и Этьен Кошлен из Национального института Франции по вопросам охраны здоровья и медицинским исследованиям в Париже экспериментально установили на примере 32 молодых людей — 16 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 32 лет.

В ходе эксперимента его участники, чей мозг подвергался сканированию методом магнито-резонансной томографии (МРТ), выполняли умственные задачи по сравнению букв. Первая задача заключалась в том, что участникам эксперимента по очереди демонстрировались буквы из слова tablet. Для получения награды испытуемые должны были правильно ответить на вопрос, были ли показаны две предыдущие буквы в том порядке, в каком они находятся в слове. Вторая задача состояла в том, что участники эксперимента должны были отметить, какими были две последние показанные буквы, строчными или прописными.

При этом правильное выполнение задач поощрялось денежным вознаграждением.

Результаты МРТ показали, что при выполнении только одной задачи у человека происходит активная работа обоих полушарий головного мозга. Когда добавлялась вторая задача, то мозг разделял обязанности между двумя полушариями: левое полушарие отвечало за одну задачу, а правое независимо решало другую.

В случае появления третьей нетривиальной задачи, она игнорируется префронтальной корой головного мозга.

Так, ни один из участников эксперимента, когда к предложенным двум задачами добавилась еще одна, заключавшаяся в определении цвета демонстрируемых букв, не смог выполнять все три задания одновременно.

«Решение трех задач ограничено тем, что мозг человека состоит только из двух полушарий, поэтому оно представляет собой проблему», — утверждает один из авторов работы, Этьен Кошлен.

В своей статье в Science Шаррон и Кошлен пишут, что установленное ими разделение двух задач по двум разным полушариям мозга «может прояснить некоторые имеющиеся ограничения в способности человека принимать решение или высказывать свою точку зрения».

Отдельное внимание стоит обратить на то, что все результаты, полученные учеными в ходе данного исследования, являются одинаковыми как для мужчин, так и для женщин.

Поэтому работа Шаррона и Кошлена опровергает распространенное мнение, что представительницы прекрасного пола могут быть как Юлий Цезарь и одновременно делать сразу несколько дел, в частности упоминавшиеся выше. Впрочем, способность этого римского императора одновременно делать сразу много дел теперь тоже поставлена под сомнение.

ЛЮБОВНЫЕ ТАЙНЫ ВЛАСТИТЕЛЕЙ МИРА

“Ищите женщину”, - говорят французы. “Любовь, что движет солнце и светила”, - писал великий Данте о главной движущей силе мировой истории. В самом деле, почти все, что мы знаем о прошлом человечества, так или иначе завязано на любовных драмах. Не будь любовной составляющей в истории цивилизации, мы были бы совсем другими сегодня. К сожалению, история учит только тому, что она никого и ничему не учит. Тем не менее знать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее, нам всем необходимо. Именно поэтому “Мир новостей” предлагает читателям цикл эксклюзивных исторических материалов, объединенных общей темой: “Любовные тайны властителей мира”.

Что мы знаем о великом римском полководце Юлии Цезаре?

“Пришел, увидел, победил” - это об одной из его войн. “Жребий брошен” - это о переходе через речку Рубикон, что послужило началу кровопролитной гражданской войны в Римской республике.

А еще мы по школе знаем восклицание: “...и ты, Брут?!” Это о ноже в спину Цезаря со стороны обласканного им парня (кстати, сына его роковой любовницы!).

И конечно же мы помним самый раскрученный и красочный сюжет всех времен и народов - Цезарь и Клеопатра. Баллады, фильмы, пьесы, поэмы, сплетни - чего только не было пущено в массы за истекшие две тысячи лет на тему роковой любви египетской царицы и диктатора Рима!

А уж произведений на тему злодейского убийства Юлия Цезаря и не счесть...

Но в жизни этого деятеля были очень интригующие и малоизвестные моменты, которые оказали огромное влияние на его становление как величайшей исторической личности.

Почему, кстати, величайшей? Да потому, что без диктаторства Цезаря не пал бы республиканский Рим и не было бы могущественной Римской империи - прародительницы современной культуры и цивилизации. Без него не было бы многого - от юстиции и юлианского календаря до образцов военной стратегии, которую изучают до сих пор.

И если говорить о том, что же сначала Цезаря возвеличило, а потом и погубило - о его роковых страстях, - то надо начинать конечно же с его юности.

МОЛОДОЙ ЦЕЗАРЬ: ПОИСК ОРИЕНТАЦИИ?

Скандалы сексуального характера сопровождали Юлия всю жизнь. Как только он стал добиваться успехов на военном и гражданском поприще, в римское общество был ловко вброшен слух о гомосексуальной связи Цезаря с царем Вифинии (совр. территория Турции) Никомедом. История достоверно знает только одно: да, старому царю Никомеду и его супруге очень понравился молодой патриций Юлий, они подолгу принимали его у себя во дворце, делали дорогие подарки. Но, как говорится, с факелом над ложем никто не стоял. Тем не менее многие политики того времени использовали этот момент, чтобы унизить и оболгать набирающего силу соперника.

Юлия Цезаря в речах называли “царевой подстилкой” и “царицыным разлучником”.

Доходило до еще больших грубостей. Цезарь, мол, - это “злачное место Никомеда” и “вифинское блудилище”. Один из главных противников Цезаря (некто Бибул) называет его вообще “вифинской царицей”. Но больше всего фантазия разыгралась у величайшего оратора и публициста Цицерона. Тот тоже с факелом не стоял над Цезарем и Никомедом, зато красочно описывал в некоторых своих письмах, дескать, ...царские служители отвели Цезаря в опочивальню, он в пурпурном одеянии возлег на золотом ложе, и растлен был в Вифинии цвет юности этого потомка Венеры...

(Кстати, заметим: Юлий Цезарь вел свой род от Юла, одного из сыновей богини Венеры, и поэтому считал себя достойным царства.)

Дошло вообще до гротеска. Когда Цезарь покорил Галлию, то во время триумфа его воины распевали:

Галлов Цезарь покоряет,
Никомед же - Цезаря:
Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию, -
Никомед не торжествует,
покоривший Цезаря.

В общем, при всем своем мужестве и уме Цезарь не мог просто так отмахнуться от обвинений в мужеложстве (хотя, по большому счету, в Риме это не считалось аморальным).

Для набирающего вес политика, как и сегодня, это могло оказаться фатальным. А ведь тогда Рим был еще республикой, и управленцев римляне выбирали почти что честным голосованием!

В общем, Юлий решил показать Риму, что он точно выбрал свою сексуальную ориентацию, что его никто не собьет с правильного пути и что он большой поклонник женского пола.

Конечно же Цезарь, как и положено аристократу, для начала выгодно женился на патрицианке Корнелии Цинниле. Но через некоторое время он становится вдовцом - Корнелия умирает при родах.

Второй женой Цезаря становится Помпея Сулла - внучка знаменитого кровавого диктатора Суллы (68 до н.э. - 62 до н.э.).

РАЗГУЛ ВЛАСТИ И СЕКСУАЛЬНЫХ ПОДВИГОВ

Третьей женой Цезаря стала Кальпурния - дочь одного из влиятельных римских консулов. Брак был заключен по политическому расчету. Цезарь уверенно шел вверх. Сам он сумел ловко устроить другой важный брак - своей единственной дочери с могущественным полководцем Рима Гнеем Помпеем.

Потом он организовал с зятем Помпеем и полководцем Марком Крассом трумвират негласных правителей Рима.

И вот теперь-то Цезарь мог без особых опасений предаться сексуальной распущенности.

Античные историки пишут, что “он был любовником многих знатных женщин”. Он не побоялся включить в свой гарем даже жен своих могущественных товарищей по триумвирату - Тертуллу, жену Красса, и Муцию, жену Помпея. Помимо этого не обошел он вниманием и иных жен видных патрициев - Постумию, Лоллию...

Но самой главной, более того, роковой любовницей Цезаря стала знатная римлянка Сервилия. Она была матерью того самого знаменитого, из поговорки, Брута. Сегодня трудно доподлинно утверждать, что лжива легенда, будто Брут был сыном самого Цезаря. У Сервилии был свой законный муж, однако родить она могла и от Цезаря.

Ведь предательство Брута, который в числе двух десятков заговорщиков вонзил в Цезаря кинжал, может быть мотивировано не только политически. Брут мог затаить на Юлия обиду за то, что Цезарь плохо обошелся в итоге с его матерью Сервилией, бросил ее и не признавал свое отцовство.

Да и сама Сервилия, обиженная на Цезаря, участвовала в заговоре и вполне могла направлять кинжал своего сына в сердце бывшего любовника.

Но поначалу Юлий Цезарь воспылал к Сервилии неподдельной сексуальной страстью, хотя она и была женщиной очень дурного и злобного характера. Цезарь купил для нее уникальную жемчужину, стоившую 6 миллионов сестерциев, а в гражданскую войну, не считая других подарков, он продал ей с аукциона богатейшие поместья за бесценок.

ВТОРАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РОКОВАЯ СТРАСТЬ ЦЕЗАРЯ

Во время своих военных походов великий полководец конечно же давал волю своей половой распущенности. В провинциях он никогда не оставлял в покое чужих жен. Его легионеры, любя Цезаря, тем не менее могли петь сначала гнусную песенку о Никомеде, а потом еще более актуальную:

Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.

Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии.

После завоевания Галлии - страны будущих французов - Цезарь был вынужден вступить в борьбу за единоличную власть над Римом с Гнеем Помпеем, которого в итоге разгромил.

В те годы среди его любовниц были даже царицы - например, мавританка Эвноя, жена Богуда: и ему, и ей он делал многочисленные подарки.

Однако в последние годы жизни больше всех Цезарь полюбил египетскую царицу Клеопатру. История их отношений хорошо известна. Он осыпал ее дарами (а она - его), они пировали до рассвета, на ее корабле с богатыми покоями он готов был проплыть через весь Египет до самой Эфиопии.

Но страсть к Клеопатре стала для Цезаря роковой именно тогда, когда он пригласил ее в Рим, а затем отпустил с великими почестями и богатыми дарами, позволив ей назвать сына его именем.

Тогда в Риме стали распространяться злые слухи: мол, Цезарь хочет стать царем, Клеопатру (чужестранку!) сделать царицей, а для продолжения династии у них уже и готовый наследник есть по имени Цезарион...

Увы, часто больше правды именно слухи влияют на общество. Покушение на Цезаря и его преждевременная смерть стали итогом как его роковых страстей, так и его политических ошибок.

Интересно, кстати, что даже во время великой любви с Клеопатрой Цезарь, уже провозглашенный диктатором Рима, не оставлял своей привычки к половой распущенности.

Народный трибун Гельвий Цинна признавался, что у него по приказу Юлия был подготовлен законопроект. По этому закону Цезарю позволялось брать жен сколько угодно и каких угодно для рождения наследников. А патриций Курион в одной из своих речей назвал Цезаря “мужем всех жен и женой всех мужей”.

И эта фраза вошла в историю вслед за самим великим Юлием.


Цезарь Гай Юлий (Gaius Julius Caesar) (ок. 100 - 44 до н.э.) - Римский патриций, военачальник и государственный деятель. Принадлежал к знаменитому римскому роду Юлиев. Был участником знаменитого триумвирата между ним, Помпеем и Крассом, превратившего республику в частное владение этого трио. После победы над Помпеем - единоличный диктатор Рима. Является одной из самых ярких фигур античной истории. Был хорошим оратором и замечательным писателем - его записки о галльской кампании и о войне с Помпеем до сих пор служат образцом латинской прозы. Юлий Цезарь прослыл большим женолюбом - одной из его любовниц была Клеопатра. При рождении Юлия его матери была сделана операция, которую позже стали называть кесаревым (цезаревым) сечением. “Цезарь” стал официальным титулом римских императоров, от которого затем произошли титулы “кайзер” в Германии и “царь” в России. Личную жизнь Цезаря описывали многие авторы, но наиболее красочное описание дают Светоний в “Жизни двенадцати цезарей” и Плутарх в “Жизнеописаниях”. Убийство Цезаря Брутом легло в основу сюжета пьесы Шекспира “Юлий Цезарь”.

Подготовил Евгений Александров

В начало

Бюст Юлия Цезаря из коллекции Британского музея. Фотография Роджера Фентона, сделанная по заказу Британского музея. Ориентировочно 1856 год Royal Photographic Society

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы. В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius), — их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius), и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero — Горошина, Naso — Носатый). Что значило слово Caesar — неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo, «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя — кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 — «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich»). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться — не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание — результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G — это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё, только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё, как известно, популяризовал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий — вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы — в III веке до н. э.

Большая буква C, обозначающая звук [g], часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG, сокращении от Augustus), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С. То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю — это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый — так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.

Тускуланский портрет из Музея древностей Турина. Датируется 50–40 годами до н.э. © Gautier Poupeau / Wikimedia Commons

Копия с тускуланского портрета. I век до н. э. - I век н. э. © J. Paul Getty Trust

Копия с римского оригинала I века н. э. Италия, XVI век © Государственный Эрмитаж

Второй распространенный тип портретов Цезаря — так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.

Бюст Кьярамонти. 30-20 годы до н.э. ancientrome.ru

Знаменитый «Зеленый Цезарь» хранится в Берлинском античном собрании.

«Зеленый Цезарь» из экспозиции Старого музея. I век до н. э. Louis le Grand / Wikipedia Commons

Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Бюст Юлия Цезаря из Арля. Ориентировочно 46 год до н. э. IRPA / Musée Arles Antique / Wikipedia Commons

Хорошую подборку скульптурных портретов Цезаря можно также посмотреть вот .

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров — Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция — дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.


Аверс дена-рия Мар-ка Мет-тия с изображением Юлия Цезаря. 44 год до н. э. Museum of Fine Arts / Bridgeman Images / Fotodom

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях — морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета — особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки — дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества — что, бесспорно, редкая находка — узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью». Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо — человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Бюст мужчины (псевдо-Вителлий). Копия с более ранней скульптуры. XVI век © Wikimedia Commons

Денарий императора Вителлия. 69 год © Wikimedia Commons

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения — представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно-европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже... еще большее число писцов». Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» — если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично»).


Юлий Цезарь диктует свои изречения. Картина Пеладжо Паладжи. XIX век Palazzo del Quirinale / Bridgeman Images

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы», за что подвергался нареканиям, — и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела, — говорил, по словам Меневаля, Наполеон, — я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики». Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус-трек. Где был убит Юлий Цезарь?


Смерть Юлия Цезаря. Картина Жана Леона Жерома. 1859-1867 годы Walters Art Museum

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия — то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Источники

  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий.
  • Кай Плиний Секунд. Естественная история.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь.
  • Balsdon J. P. V. D. Julius Caesar and Rome.
  • Goldsworthy A. Caesar: Life of a Colossus.

    New Haven; London, 2008.

  • A Companion to Julius Caesar.

Канадские психологи исследовали процесс решения человеческим мозгом двух задач одновременно. И выяснили, что на самом деле мозг очень быстро переключается с одной задачи на другую, а не решает их параллельно. При этом скорость такого переключения можно повысить тренировкой.

Исследователи использовали томограф для наблюдения за активностью мозга и определили, что ключевую роль в совмещении двух дел сразу играет префронтальная кора. Она не может обеспечивать по-настоящему параллельные действия, но зато может последовательно решать две разные задачи.

Что делали?

Группе из семерых испытуемых предложили решить две задачи. В первой, нажимая на одну из двух кнопок, надо было сортировать изображения, которые появлялись на экране. Во второй сортировать надо было уже звуки – и не нажимая на кнопку, а произнося ответ вслух.

Еще в начале эксперимента психологи увидели закономерную картину. В отдельности с любой из задач испытуемые справлялись достаточно быстро, но попытка одновременно решить их обе приводила к резкому ухудшению результатов. Тренировки на протяжении двух недель в решении одновременно обеих задач существенно повысили не только скорость решения каждой задачи в отдельности, но и их одновременное выполнение. Хотя, как показал дальнейший анализ результатов эксперимента, мозг так и не смог стать по-настоящему многозадачным.

Как именно?

То, что с помощью тренировки можно ускорить решение двух параллельных задач, – сам по себе факт неновый, а потому с научной точки зрения малоинтересный. Ученых интересовала не только способность научиться решать несколько разных задач одновременно, но и то, каким образом в процессе такой тренировки меняется мозг.

Ученые предполагали, что многозадачность может быть обеспечена несколькими путями. Например, в процессе обучения какой-то задаче мозг может переключиться с префронтальной коры на другие структуры: в таком случае сортировку картинок или звуков испытуемые делали бы автоматически, без сознательного участия. Аналогичного эффекта можно достичь и выделением под задачу отдельных групп клеток, которые не заняты ничем больше: участок коры мозга отвечал бы за свое задание.

Однако большая часть возможных объяснений была признана учеными несостоятельной в ходе обработки результатов эксперимента. Многозадачность на самом деле оказалась связана не с появлением отдельных специализированных областей, а с ускорением работы префронтальной коры.

Можно ли стать многозадачным?

Исследователям, описавшим свой эксперимент в журнале Neuron, удалось показать, что, когда мозг решает две задачи одновременно, он постоянно переключается с одной на другую. Эти переключения требуют определенного времени, которое можно сократить путем тренировки – впрочем, не до сколь угодно малой величины. Кроме того, успешность тренировки во многом зависит и от сложности задания. Рене Маруа, один из исследователей, отметил, что требующие сложных логических операций задания решаются участками мозга, не задействованными в решении простых задач.

Выяснение того, как именно человеческий мозг приспосабливается к выполнению нескольких задач сразу, важно не только для понимания принципов работы мозга в целом. Говорящий по сотовому телефону водитель или оператор станка, которого отвлекли вопросом, оказываются в схожих условиях. А авиадиспетчерам и вовсе приходится постоянно решать сразу несколько задач, причем ошибка может привести к катастрофе. Если психологи узнают, как именно мозг справляется с подобными ситуациями, можно будет выработать рекомендации для группы риска.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!