Чему учит произведение бунина детство. Анализ стихотворения "Детство"

Детство Иван Бунин провел в родовом поместье Озерки среди роскошной природы. Мальчик любил убегать в лес или поле, наслаждаясь необъятными просторами. Этот счастливый период своей жизни поэт воспроизвел в стихотворении «Детство», написанном в 1895 году. «Детство» относится к автобиографической лирике, автор говорит о том, что воспоминания возвращают его в десятилетний возраст.

Тема произведения – счастливое детство среди природы. Поэт показывает, как воспоминания о детстве могут согреть сердце взрослого человека, сделать его хоть на некоторое время чуточку счастливее.

Единственный образ в стихотворении «Детство» - лирический герой, но он не так прост, как может показаться с первого взгляда. Лирический герой представлен в двух ипостасях – взрослого мужчины и десятилетнего мальчишки. За взрослым Буниным мы можем понаблюдать в первой строфе, а мальчишка появляется во второй. Оба образа существуют неотрывно от природы, более того природа – это то, что «сцепляет» в единое целое содержание и композицию произведения.

Пейзажи – сильная сторона Бунина-поэта, но этот кажется особенным. Автор наполняет каждую строку любовью к родной природе. Уже в начале «Детства» поэт начинает рассказ о прелестях утреннего бора, который купается в лучиках солнца, напоминая «солнечные палаты». Именно приветливый бор и корявая сосна подталкивают лирического героя к приятным воспоминаниям, заставляет почувствовать себя десятилетним мальчишкой. В этот момент он чувствует, насколько человек мал в сравнении с природой: «И чувствую: мне только десять лет, // а ствол – гигант, тяжелый, величавый». В третьей строфе образ мальчишки тесно сплетается с образом мужчины и уже сложно определить от чьего имени продолжается рассказ.

Образ сосны, который занимает центральное место в пейзаже, является символическим. В русской культуре он воспринимается как символ жизненной силы, бессмертия. Символическое значение усиливает идейное звучание произведения, ведь детство – период, когда человек полон сил для познания окружающего мира.

Для того чтобы передать свое отношение к природе и детству И Бунин в каждую строфу добавляет яркое художественное средство: метафору («солнечные палаты», «…пахнет… сухость солнечного лета»), сравнение («песок, как шелк»), эпитеты («кора груба, морщиниста, красна). Особую роль в произведении играют цвета и ароматы. Цветовая гамма солнечная, яркая, блестящая, запахи смолистые, сухие, знойные, характерные для летнего бора. Бунину удается передать и тактильные ощущения (грубая, морщинистая, теплая кора сосны). Автор делает все, чтобы читатель тоже смог испытать те же приятные ощущения, что и маленький мальчик.

Произведение «Детство» состоит из трех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, строки равностопные (по 5 стоп в каждой). Чтобы передать детский восторг автор позволяет себе разбавлять спокойный ритм рассказа короткими восклицательными предложениями. Простое, правильное строение обеспечивает плавность ритма, выражая наслаждение, с которым автор предается воспоминанием.

Ответы к школьным учебникам

Стихотворение вызывает чувства счастья, радости, на­слаждения.

2. Почему поэт называет лес «солнечными пала­тами»?

Палаты - это большие светлые комнаты в царском дворце или в домах богатых дворян, бояр. Сосновый бор сравнивается с палатами, потому что в бору много сол­нечного света. Стволы сосен высокие, прямые. В сосно­вом бору нет бурелома, и солнечный свет легко прохо­дит. Кроны сосен находятся зысоко, и кажется, что «палаты» высокие.

3. Как описал поэт сосну? Прочитайте. Какие чувства испытывает поэт при встрече с сосной?

«Кора груба, морщиниста, красна, но так тепла, так солн­цем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света». Поэт чувствует себя ма­леньким ребёнком в сравнении с «величавым гигантом».

4. Какие слова помогают поэту передать красоту бора, прогретого солнцем? Найдите и прочитайте.

Красоту бора помогают передать эпитеты и метафоры: становится «сладостней в бору», «сухой смолистый аро­мат», «солнечные палаты», «повсюду блеск, яркий свет», «песок - как шёлк» и др.

5. Сколько строф в этом стихотворении? Какие строки созвучны в строфе?

В стихотворении 3 строфы. Созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. Такая рифма называется перекрёстной.

6. В стихотворении есть сравнения. Зачем поэт использует их?

Сравнение - один из поэтических приёмов. Поэт ис­пользует сравнения, чтобы сделать стихотворение более выразительным, передать" скрытый смысл или эмоции, сделать само звучание стихотворения более интересным.

Анализ стихотворения "Детство"

Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени. Что может быть чудеснее такого путешествия?«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он – только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира. «Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости. Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку. Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом. Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен. Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы. И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето – самая лучшая пора.

Читать стих «Детство» Бунина Ивана Алексеевича - словно погрузиться в ту прекрасную пору, когда все казалось большим и прекрасным; вновь ощутить счастье от запаха свежих листьев и дуновения ветра. Свои юные годы поэт провел в родовом поместье. Мальчишеские воспоминания о красоте русской природы навсегда остались в сердце Бунина. И уже став взрослым, он нередко возвращался к ним, лелея память о прекрасных днях, полных запаха сосен и солнечных лучей. Это произведение он написал в 1895 году. В нем он попытался передать ту эмоцию, которую сохранил в своей душе.

Текст стихотворения Бунина «Детство» – олицетворение любви поэта к природе. Это трепетное чувство он пронес через всю свою жизнь. Автор вспоминает, как сладостно было скрываться в бору от жары. И правда, что может быть лучше ощущения спасительной тени в знойный летний день? А как прекрасно было «бродить по солнечным палатам», представляя, что этот лес принадлежит только тебе. Эти воспоминания поглощают автора, напевая знакомые мотивы из детства.

Стихотворение наполнено ощущением невыносимого счастья и спокойствия. Только в юности можно ощутить такую беззаботность и легкость. Только ребенок способен полностью отдаться радости внутри, прислонившись к теплой сосновой коре, ощутив на себе, как её обласкали яркие солнечные лучи. Стихотворение несомненно стоит учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Детство"

Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени. Что может быть чудеснее такого путешествия?

«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он - только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира.

«Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости. Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку. Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом.

Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен. Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы. И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето - самая лучшая пора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!