Чиполлино какой. Джанни Родари "Приключения Чиполлино": описание, герои, анализ произведения

Ученицы 3 класса: Гордеевой Натальи

Сочинение – рассказ

Мой любимый сказочный человечек «Чиполлино».

План

  1. Как зовут героя?
  2. Описание внешности (портрет).
  3. Где живёт герой?
  4. Любимые занятия.
  5. Характер героя.
  6. Отношение автора к герою.
  7. Моё отношение к герою.

Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Чиполлино. Я хочу рассказать вам ребята, немного о себе.

Я маленького роста, с зелёными глазами. На голове у меня пучок зелёных волос, одеваюсь я скромно, так как живу в большой семье, и у нас нет денег, чтобы одеваться богато.

Сейчас я очень много путешествую по земле, а до своего странствования жил я в деревянной хибарке, размером чуть больше ящика.

Когда кум Тыква рассказал мне о мастере Виноградинке и о его мастерстве сапожника, я заинтересовался этой работой и стал хорошим помощником.

Расскажу вам о своём характере. Стараюсь всегда быть весёлым, не падать духом. Ещё я справедливый, с чувством юмора, добрый.

Мне симпатичен этот герой тем, что он никогда не считается с мнением других, а поступает по справедливости. Доброта к другим и взаимовыручка заставляют относится к нему с ещё большим уважением.

Ученицы 3 класса: Васильевой Светланы

Сочинение

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ».

Здравствуйте, ребята! Мой любимый сказочный герой – КАРЛСОН.

Карлсон – это маленький толстенький человечек. На животе у него кнопка, за спиной моторчик с пропеллером.

Мой герой живёт в маленьком домике, на крыше. Его домик спрятан за большой дымовой трубой одного из шведских домов.

Карлсон любит летать, шалить.

Мой герой самоуверенный человечек, выдумщик, любознательный, важный, любит шалости, но боится ответственности, сластёна.

Мне этот маленький шалун очень понравился, можно сказать, я в него влюблена.

Ученицы 3 класса: Ленских Ангелины

Сочинение – рассказ о сказочном человечке.

«ЧИПОЛЛИНО»

Моего героя зовут Чиполлино. Его имя означает – луковка.

У Чиполлино голубые глаза, курносый нос и весёлая улыбка.

Он живёт на окраине города со своими братьями и с папой. Живут они бедно, но дружно.

Чиполлино любит в мастерской у мастера Виноградинки чинить обувь.

По характеру мой герой добрый, весёлый, жизнерадостный.

Я к Чиполлино отношусь с доброй душой, как сказочный герой он мне очень нравится.

Главный герой сказки «Приключения Чиполлино» — необычный мальчик, которого зовут Чиполлино. Чиполлино – луковка, и живет он в семье луковок. У него есть папа Чиполлоне, мама и много братьев. Однажды отец Чиполлино случайно наступил на ногу принцу Лимону и его за это на всю жизнь посадили в тюрьму. В тюрьме было много таких же, как Чиполлоне – простых, порядочных людей, которые чем-либо не угодили принцу Лимону.

Во время свидания с отцом Чиполлино пообещал, что обязательно освободит его из заточения. Но отец посоветовал ему отправиться в странствие, чтобы научиться уму-разуму. И мальчик-луковка отправился в путешествие. В одной маленькой деревушке он познакомился с кумом Тыквой, который всю жизнь копил кирпичи на постройку своего домика. Он уже совсем состарился, когда смог из этих кирпичей построить крохотный домик, размером не больше собачьей конуры.

В этом тесном домике он и сидел, когда к нему подошел поговорить Чиполлино. Однако их разговору помешал приезд в деревню синьора Помидора, управляющего графинь Вишен. Синьор Помидор стал кричать, что домик построен незаконно и требовал выселения кума Тыквы. Чиполлино обозвал крикливого синьора мошенником. Тот схватил мальчика-луковку за голову, но тут же залился слезами от лукового запаха. Синьор Помидор испугался и в панике уехал.

А Чиполлино остался в деревне и стал работать в сапожной мастерской мастера Виноградинки. Со временем у него появилось множество знакомых – профессор Груша, Лук Порей и семья тысяченожек. Кума Тыкву все же выселили из его домика и вместо него посадили пса Мастино. Но Чиполлино нашел выход из положения. Он предложил псу воды со снотворным, а когда тот уснул, отнес его обратно к хозяевам, в замок графинь Вишен. Кум Тыква снова мог жить в своем домике.

Однако жители деревни понимали, что синьор Помидор может снова отобрать домик. Они решили спрятать маленький домик в лесу, у кума Черники. Чиполлино с друзьями отвез домик на тачке в лес. Когда синьор Помидор узнал об исчезновении домика, он пожаловался принцу Лимону и тот прислал в деревню полицейских Лимончиков. Те арестовали всех жителей деревни и заперли их в подземелье замка. Чиполлино удалось избежать ареста.

У владелиц замка, графинь Вишен жил племянник Вишенка. Его воспитывали в строгости, и все время заставляли учить уроки. В деревенскую школу ему ходить не разрешали, а учил его домашний учитель, синьор Петрушка, который развесил по всему парку запрещающие объявления для Вишенки. Гуляя по парку, Вишенка встретил Чиполлино и его подружку Редиску, которые пришли узнать о судьбе арестованных жителей деревни. Вишенка быстро подружился с деревенскими ребятами, но тут их увидел синьор Помидор, и Чиполлино с Редиской пришлось убежать.

Ночью Чиполлино вернулся к замку, чтобы поговорить со служанкой Земляничкой об арестованных, но его схватил пес Мастино, и Чиполлино тоже оказался в тюрьме, в отдельной камере. Однако с помощью Крота мальчик-луковка сумел перебраться к своим арестованным друзьям через подземный ход, а синьор Помидор с удивлением обнаружил, что Чиполлино исчез.

От служанки Землянички мальчик Вишенка узнал, что Чиполлино и его друзья находятся в тюрьме замка. Он сумел выкрасть у синьора Помидора ключи от камеры и с помощью Землянички освободил всех жителей деревни и Чиполлино, которые убежали в лес.

Далее произошло множество событий, в том и числе была и попытка захвата замка графинь Вишенок. Чиполлино вновь попал в плен, и на этот раз его отправили в городскую тюрьму. Здесь он встретился со своим отцом, который очень постарел за время заключения.

И опять Чиполлино помог его друг Крот. Он привел с собой других кротов и те вырыли большой подземный ход, через который сбежали все арестанты, сидевшие в тюрьме. Чиполлино с отцом тоже оказались на свободе. Сбежавшие арестанты устроили восстание и прогнали принца Лимона. Вместе с ним бежали и графини Вишни. А в их замке устроили Дворец детей, в котором было не только много разных развлечений, но и школа, в которую с радостью пошли учиться и сам Чиполлино и его друзья.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Приключения Чиполлино» состоит в том, что нельзя мириться с несправедливостью, с ней надо бороться. Чиполлино понял это и сначала помог куму Тыкве освободить его маленький домик. Потом с помощью Чиполлино был изгнан принц Лимон, несправедливо управлявший страной. Сказка учит быть смелым, решительным и не бояться трудностей.

В сказке мне понравился главный герой, Чиполлино. Он сумел сдержать слово, данное отцу, и освободил его из несправедливого плена. Чиполлино приобрел множество друзей во время своих приключений, и вместе с друзьями он начал строить новую жизнь, основанную на справедливости.

Какие пословицы подходят к сказке «Приключения Чиполлино»?

Несправедливость человека поражает его самого.
Сила дружбы в справедливости.
Дружба заботой да подмогой крепка.

(Иллюстрации изд."Детгиз", 1960 г., художник Е.Галея )

История создания

«Приключения Чиполлино» были созданы Джанни Родари в 1951 году. Сказка стала пользоваться большой популярностью у советских читателей, которые с ней познакомились в 1953 году, когда вышел русский перевод произведения. Говорят, что творение итальянского писателя-коммуниста получило известность в СССР благодаря стараниям Самуила Маршака, который всячески покровительствовал Джанни Родари. Ведь именно ему принадлежат и переводы стихов Родари. Так и в этом случае: «Приключения Чиполлино» на русском языке вышла под редакцией все того же Маршака.

В 50- х годах 20 века в СССР среди детей и взрослых пользовался популярностью журнал «Веселые картинки». Главными его героями были Незнайка, Буратино и другие герои известных на то время советских сказок. Вскоре в их ряды успешно «влился» и Чиполлино. А спустя пять лет на экраны вышел и мультфильм с одноименным названием, который не утратил своей актуальности и сегодня. Образы героев удачно обыгрались режиссером Борисом Дежкиным.

В 1973 году появилась экранная версия кинофильма «Приключения Чиполлино». Джанни Родари тут также нашлась роль: его самого, писателя-сказочника. Кстати, многие десятилетия сказка входила в обязательную программу изучения для школьников.

Описание произведения. Главные герои

Направление произведения — социальная сказка, в которой поднимается целый ряд проблем. Состоит из 29 глав, эпилога и «Песен» героев.

Основной сюжет

Чиполлино, ключевой герой произведения, разгневал грозного сеньора Помидора. Отец мальчика случайно наступает на ногу господина Лимона. И тут же попадает в тюрьму. Перед Чиполлино стоит задача: выручить отца. Ему на помощь приходят друзья.

В это же время в городке назревают новые проблемы: сеньор Помидор решает разрушить дом Тыквы, который, как оказывается, построен на господской территории. Чиполлино с приятелями помогает жителям побороть чванливых графинь Вишенок, злого господина Лимона и противного сеньора Помидора.

Психологическая характеристика главных героев, личность, характер, их место в произведении

В «Приключениях Чиполлино» заняты следующие герои:

  • Чиполлино — мальчик-луковка. Смелый, добрый, харизматичный.
  • Чиполлоне — отец Чиполлино. Арестован: он совершил «покушение» на правителя страны, принца Лимона, наступив тому на мозоль.
  • Принц Лимон — злой правитель «фруктово-овощной» страны.
  • Графини Вишенки — противные тетушки, хозяйки деревни, где обитают друзья Чиполлино.
  • Сеньор Помидор — враг Чиполлино. В сказке это домоуправитель графинь Вишенок.
  • Граф Вишенка — племянник графинь Вишенок, который поддерживает Чиполлино.
  • Земляничка — служанка в доме графинь Вишенок, подруга Чиполлино.
  • Тыква — старик, проживающий в малюсеньком домике. Друг Чиполлино.

Также в сказке присутствует множество других героев: подружка Редиска, адвокат Горошек, скрипач Профессор Груша, огородник Лук Порей, тряпичник Фасоль, обжора Барон Апельсин, шантажист Герцог Мандарин, обитатели зоопарка и жители деревни.

Анализ произведения

«Приключения Чиполлино» — это сказка-аллегория, где автор попытался показать социальную несправедливость. В образах графинь Вишенок, сеньора Помидора, принца Лимона высмеяны итальянские крупные землевладельцы, а под образами Чиполлино и его друзей показан простой народ.

Сам Чиполлино — это воплощение лидера, за которым могут пойти другие. При поддержке друзей и единомышленников появляется возможность изменить существующий порядок, который не устраивает население. Даже среди противоположного лагеря можно найти друзей, поддерживающих самоуважение и интересы обычных людей. В произведении таким героем изображен Вишенка — представитель богачей, поддерживающий простой народ.

«Приключения Чиполлино» — это сказка не только для детей. Скорее даже для подростков и взрослых. Она учит: нельзя терпеть несправедливость и верить сказочным обещаниям. Даже в современном обществе есть разделение на социальные слои. Но человечность, взаимопомощь, справедливость, добро, возможность с достоинством выходить из любых ситуаций — существует вне времени.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа: Портретная галерея персонажей и героев сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино» Выполнила: Захарченко Валерия 3 «В» класс. Классный руководитель: Бороздина Ю.А.

2 слайд

Описание слайда:

Цель: На примере положительных героев воспитывать чувство дружбы, желание делать добро, умение приходить на помощь и противостоять злу. Задача: Сравнить характер, нрав положительных и отрицательных героев. Гипотеза: Положительные и отрицательные герои наделены разным характером.

3 слайд

Описание слайда:

Что такое характер. Одинаковых людей не бывает. Характер как цветочный букет состоит из множества черт положительных и отрицательных: доброта, трудолюбие, честность, грубость, жадность, лживость. Одни безразлично относятся к страданиям ближних, а другие всех защищают. Одни храбро вступают в борьбу со злом, а другие всего боятся.

4 слайд

Описание слайда:

Чиполлино – главный герой, очень добродушный, непоседливый, не капризный. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда защищает слабых. Чиполлино - очень правдив. Он из простой семьи, наделенный лучшими из человеческих качеств. Чиполлино помогает жителям своей страны освободиться от власти жестокого принца. Он отважный и умеет находить друзей – ловкую, бесстрашную и находчивую девочку Редиску, доброго и умного мальчика Вишенку.

5 слайд

Описание слайда:

Граф Вишенка, племянник графинь Вишен. Он был круглым сиротой и жил у своих богатых родственниц, которые не сильно жаловали мальчугана. Мальчик страдал от недостатка внимания, любви и ласки. Вишенка скромный тихий мальчик, но в решающий момент мог совершить поступок достойный мужчины, несмотря на застенчивость. Очень помог Чиполлино в борьбе за справедливость.

6 слайд

Описание слайда:

Сеньор Помидор – управитель замка графинь Вишенок. Помидор – ярко красного цвета, всегда недовольный, часто сердится. Отзывается о положительных героях исключительно плохо и постоянно их бранит. Очень жадный и жестокий. Помидор угодливый по отношению к графиням Вишенкам и принцу Лимону, которые богаче и занимают более высокое положение в обществе. Он готов пойти на что угодно, чтобы угодить им.

7 слайд

Описание слайда:

Князь Лимон – толстяк желтого цвета, правитель страны, высокомерный надменный богач, ненавидит бедных… Лимон – жестокий и лживый, чужие страдания доставляют ему удовольствие. Князь любил издеваться над животными. Он даже устраивал лошадиные бега, хлестал бедных зверей, чтобы дать волю своей злобе. Его слова хорошо показывают нам, какой у него характер: « От друзей пусть хранит меня Бог, а о врагах позабочусь я сам. Князья не придают значения дружбе и не стремятся обзаводиться друзьями».

8 слайд

Описание слайда:

Заключение: Читая эту сказку, мы испытываем разные эмоции: сочувствие, возмущение, восторг. Видим, какие разные характеры у персонажей. На примере положительных героев, их поступков мы учимся сопереживать, дружить, не оставлять в беде, быть смелыми, верить в лучшее! Отрицательные герои предостерегают нас от дурных поступков, от трусости и зла.

  • Орг.момент.(Прозвенел звонок – начинаем наш урок)
  • Мотивация к учебной деятельности
  • .

    На уроках литературного чтения мы много путешествовали. И сегодня мы отправимся в волшебное место. А куда – узнаете, прочитав слово по направлению стрелки (в группах )

    У вас есть желание посетить библиотеку? Почему я назвала ее – волшебным местом?

    Приглашаю вас отправиться за чудесами. Закройте глаза.

    Кто вас встречает в библиотеке? Домовенок- наш помощник, тоже любит показывать чудеса.

    3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

    А) А может кто-то не хочет посетить библиотеку?

    Зачем нужны книги? Домовенок приготовил вам сказочное испытание.

    Составь пословицу. (В группах)

    Прочел хорошую книгу – с другом подружился.

    3 кадр .

    Как понимаете? Назовите свои любимые книги?

    Б) В библиотеке много книг, нам интересны произведения о сказочных человечках. В разделе “Сказочные человечки” мы познакомились с ними.

    Дорогой доброй сказки
    Идем мы безопаски.
    И встретят нас герои
    Красавицы и тролли,
    Винни-Пух и Буратино,
    Веселый Чиполлино.

    А в каких произведениях они встречались?

    Соедините стрелками (индивидуальная работа )

    4 кадр.

    Проверьте себя. Поставьте оценки.

    Почему именно эти произведения взяты для повторения?

    (мы читали их в разделе “Волшебные человечки”)

    В) Мы знаем сказки на зубок.

    Ведь с детства их читаем.

    Но что-то новое, дружок,

    Сейчас о них узнаем.

    Какие виды работ мы используем при работе над произведением?

    Что самое сложное? Какого знания мне не хватает?

    2. Пересказывать

    3 Анализировать

    4.Составить рассказ о герое

    (трудно составлять рассказ о герое)

    Г) Наша цель урока – учиться составлять рассказ о герое.

    4. Выявление места и причин затруднения

    А) В нашей библиотеке мы какую книгу возьмем? С каким произведением мы знакомимся?

    Дж.Родари “Приключения Чиполлино”

    Прежде чем говорить о героях, вспомним об авторе?

    Б) - Чтобы выйти из затруднения, давайте вспомним героев сказки: (с.21 в “Рабочей тетради”)

    Какие слова связаны друг с другом?

    Самопроверка: 7 кадр

    В) Мы не можем выполнить это задание, потому что не знаем план рассказа о герое

    5. Построение проекта выхода из затруднения

    А) Что может помочь?

    Каким вы себе представляете героя, его черты характера ?

    (работа в группах)

    С. 21 (“Рабочая тетрадь”) Выбери нужное .

    1 группа : Каким тебе представляется Чиполлино?

    (веселый, с чувством юмора, справедливый,добрый, злой, насмешливый)

    9 кадр.

    2 группа. - Кум Тыква?

    (Добрый, рачительный, злой, упорный, смелый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый)

    Значение какого слова непонятно? Что оно может обозначать?

    3 группа. - Пес Мастино?(добрый, мужественный, грубый, глупый, решительный, злой, услужливый)

    4 группа. - Синьор Помидор? (добрый, решительный, смелый, грубый, невоспитанный, бессердечный, коварный)

    13 кадр. Значение какого слова не знаете?

    Проверка: представитель каждой группы озвучивает выбранные черты характера своего героя.

    Б) Поступки героев:

    Дома вы приготовили чтение по ролям:

    С.153 – поступки характеризуют Помидора и Мастино

    С. 156 – (Чиполлино и Мастино)

    Оценивание чтения:

    1.Чье чтение было более удачным?

    2. Понравилось? Почему?

    Узнаем из фрагментов М\фильма (2 фрагмента по 1 мин) 13 кадр

    Физминутка: Какой герой вам больше всего нравится?(веселый, энергичный, с чувством юмора)

    Упражнения под песенку Чиполлино.

    6. Реализация построенного проекта: (самостоятельная работа)

    Каждая группа коллективно составляет

    План рассказа о герое:

  • Как зовут героя?(Мне показался интересным….
  • Описание внешности.(лицо,одежду, внешность)
  • Характер и поступки.
  • Речь.
  • Положительный, отрицательный, герой-помощник или нейтральный герой
  • С кем дружит (не дружит)?
  • Как автор относится к герою
  • Как ты относишься к герою? Почему?
  • 1 группа: Чиполлино

    2 гр. : кум Тыква

    3 гр.: Синьор Помидор

    4гр.: пес Мастино

    7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

    А) Познакомить с планом характеристики на героя.

    Б) Сравнить с образцом (на экране)

    В) Дать характеристику вашему герою.

    Оценивание: Чей рассказ наиболее полный?

    Чей понравился?

    Г) Составьте синквейн на своего героя.

    3.Что делает?

    4. Фраза, характеризующая героя.

    5.Слово-обобщение

    1.Чиполлино Тыква

    2.веселый,справедливый добрый, несчастный

    3.спасает, работает собирает, строит, страдает

    4.защитник бедных беззащитный страдалец

    5.сказочный герой литературный герой

    1 . Помидор Мастино

    2. коварный, бессердечный злой, глупый

    3. выгонял, приказывал лаял, бегал, охранял

    4. сердитый слуга

    5. злодей прислужник

    8) Включение в систему знаний:

    Где может быть использована данная характеристика?

    Где пригодятся эти знания?

    9.Рефлексия учебной деятельности

    А)- Закончилось наше путешествие в библиотеку.

    Встреча с книгой, что с другом,
    Для всех, словно праздник.
    Сказки учат детей
    Всем премудростям жизни

    Чему учит эта сказка?

    И как правду от лжи
    От лжи все должны отличать
    Как бороться с врагом
    И как зло побеждать.

    Б)- Какой этап учебной деятельности вам больше всего понравился?

    В любом произведении какие бывают герои?(положительные отрицательные, нейтральные)

    Заполните корзину:

    Если урок понравился – то положительные герои

    Если не понравился – то отрицательные герои

    Если ни хорошо, ни плохо – то нейтральные

    8. Оценки. Д\з

    А) Оценка работы групп

    Б) д\з.Составить рассказ о любимом герое сказки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!