Что движет поведением человека. Что движет человеком в жизни

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.).

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

* мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
* мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
* стремление получить одобрение других людей;
* стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
* мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто "разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности". С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;
2. надежда на успех;
3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы - мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно - с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation - присоединение) - стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение - это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация - побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. Ученик или студент перестает учиться самостоятельно, начинает списывать или даже заказывает готовые работы, к примеру, тут diplomade.ru .

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: "Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности". Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

* вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
* материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
* социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
* лишение свободы;
* физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

* от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
* от актуализации ситуативных факторов;
* от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Несомненным приоритетом и ведущей, даже “толкающей” силой развития или стремления для каждого из нас, являются чувства. Однако для современного человека, превалирующим и определяющим фактором стоит разум. Причин этому миллионы, но главная из них в том, что жизнь стала очень дорога. В дилемме, что , разум или любовь, вопросов много. Выяснить что важнее попробуем ниже.

Разум

Великий “технический прогресс” ожесточил людей, сделав большинство категоричными потребителями и грубыми “пожирателями” чужих чувств. Теория мотивации поведения человека преподается в институтах, о ней написано большое количество книг. Однако до сих пор на ее счет нет единого мнения. Впрочем, как его сейчас нет об очень многих важных вещах.

Две составляющие нашего разума: страх и гордость, осознанные каждым человеком и служат “провокаторами” для мотивации к действию. страх перед потерями, страданиями, болью, неудачами побуждает действовать любыми способами, лишь бы избежать этого ощущения. Переживания моральных или материальных потерь, провоцируют к быстрой и долгосрочной мотивации, даже на подсознательном уровне. Неосознанно воспринимая плохие или хорошие события в жизни, у человека закладываются тормозящие или провоцирующие побуждения к действию на будущее.

Гордость, представляет собой желание или стремление быть впереди, лучше других и “выше” других. Даже неудачи и падения, не мешают действовать ради того, чтобы “ублажить” свою гордость. Не секрет, что в каждом обществе существуют свои определенные правила. Иногда они бывают негласными, иногда четко установлены для каждого. Гордость, как лучшая мотивация, вынуждает действовать вопреки правилам и устоям. В этой ситуации важно действовать, ради того чтобы обладать.

Любовь

Сердце или иными словами чувства, скорее всего можно отнести к “иррациональной” мотивации поведения для человека. Довольно часто, оправдывая свои поступки тем, что “я так хочу”, “люблю”, “мне нравится”, многие действуют импульсивно и абсолютно, не думая о последствиях. Делая что-то, просто ради радости или потому что так хочется, логике разума такие поступки порой бывают просто необъяснимы. Это может касаться всего и любимого хобби, и выбора профессии, и объекта любви, и выбора страны для путешествий и постоянного места жительства. Нам так нравится, мы так хотим, просто потому что нам это “по сердцу”.

Вот и преобладают в жизни два этих критерия, согласно которым человек может балансировать всю жизнь. Безусловную радость и чувство “полета”, этот факт доказан учеными, человек получает прежде всего от действий по сердцу, а не по разуму. “Сердечные” поступки, продиктованы необъяснимыми желаниями, зачастую вопреки нормам, ценностям и морали. Добровольно ни один из людей не станет в своей жизни постоянно поступать только по разуму. Ведь для большинства, предать свое сердце и любовь, возможно только под насильственным влиянием из вне. Ярким примером этому может стать замужество (женитьба) по родительскому приказу.

По утверждению философов и мыслителей, как древних так и современных, настоящую любовь разум никогда не победит. Речь, конечно же, не о физическом притяжении, а о той самой, истинной любви. Мотивация, когда есть место любви, не имеет значения. Ведь весь смыл в противоположной половинке, которая занимает все мысли, чувства и ради которой, хочется свернуть горы. Человек постоянно думает. Мысли не дают покоя ни днем, ни ночью. Мысли, которые силой воли можно изменить на другие, а можно ими же, довести себя до умопомрачения.

Что по мнению некоторых известных философов.

Теория Платона

Двигателем развития людей и общества в целом, Планот считал стремление к познанию и выявлению истины. Мудрость, определяет все поступки и благодаря ей, возможно получить и получить истинное удовольствие. Открыть для себя вечные идеалы, значит ощутить радость познания, равной которой нет других радостей. Его теория основывается на преобладающем значении разума, морального долга и служению обществу.

Теория Фрейда

Зигмунд Фрейд выдвинул свою точку зрения по поводу того, заставляет человека действовать. Мотивация скрыта в сексуальных желаниях людей. Причем от самого рождения до самой смерти. Не реализованные до конца сексуальные желания, провоцируют агрессивность. Признание того, что многие из людей ведомы своими “низменными” инстинктами, поступают именно так, а не иначе, не подвластно разуму и логике. Непреодолимые чувства вины, смущения, тревоги побуждают действовать или бездействовать, заставляя страдать на протяжении почти всей сознательной жизни.

Значение секса в психологии человека, было столь велико, что Фрейд придумал название – либидо. Его последователи и в наше время призывают людей позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса в жизни. И якобы так можно избежать неврозов, проблем со здоровьем и в отношениях с другими людьми. Но личный опыт и наблюдения за другими подсказывает, что это не истина в последней инстанции (здесь более подробно рассмотрено такое явление как секс и влияние на здоровье). Ведущий инстинкт – это инстинкт либидо. Он провоцирует людей на поступки и побуждает к действию.

К слову сказать, в среде современных психологов, данная теория имеет довольно широкое признание. На ней основаны большинство действующих современных методик выявления отклонения в поведении супружеских пар. Изначально выясняется уровень отношений в семье касающиеся интимной жизни. Ведь неудовлетворенность сексом, провоцирует хронический застой не только в любви. Спасти отношения в паре, значит восстановить их половую жизнь. Если последнее невозможно, то отношения обречены.

Негативная мотивация

Неприятности различного характера, предвиденные неудобства или возможные трудности, вынуждают и побуждают к действию. Особенно ярким примером данной теории служит боязнь школьника получить плохую отметку за невыполненное домашнее задание. Нельзя исключить здесь и страх родительского контроля и последующим за ним наказанием. Негативная мотивация в большинстве своем относится к кратковременным. Когда наказание отменяется, тогда пропадает и стимул к действию.

  • Формы санкций, которые вызывают негативную мотивацию:
  • Наказание словом.
  • Ущемления материального плана.
  • Физическое наказание.
  • Ограничения свободы.
  • Лишения социального характера.

Игнорировать тот фактор, как негативная мотивация гораздо проще взрослому человеку. Для детей и подростков, зависящих от родителей и других людей, объективное отношение к данному вопросу дается сложнее. Особенно, при наказании действующем незамедлительно. Влияние данной мотивации сводится к нулю, если наказание или ожидание негативный последствий перестает быть актуальным.

Мотивы саморазвития

Желание реализовать себя в жизни, провоцирует процесс самоусовершенствования и развития. Многие учатся, посещают курсы, повышают квалификацию практически всю жизнь. Согласно теории А. Маслоу, полная реализация и желание доказать свою компетентность лучший ключик к мотивации. Движение к познанию нового побуждает, а страх перед неизвестностью несколько затормаживает. По мнению Маслоу, новые достижения, с положительным результатом приносят больше радости. Негативные результаты, ошибки и возможная критика, огорчают и препятствуют активной мотивации в следующий раз.

Внутреннее удовлетворение своими достижениям или результатами труда, на примере других талантливых людей актуализирует мотивацию. Обусловлено это не только известностью, например спортсменов, политиков, лауреатов всевозможных премий, но и признанием. Даже ради одного человека, другой способен “свернуть горы” или сделать невозможное. Предвкушение новых побед и связанных с этим приятных ощущений, побуждает много работать и постоянно развиваться.

Внешняя (экстринсивная мотивация)

Речь идет о факторах, не связанных напрямую с определенной деятельностью. Они в первую очередь, предопределяются как мотивы влияющие на внешнее содержание, а не на сам процесс. Самые основные из них:

  • Чувство ответственности и долга перед обществом, родственниками, коллегами и иными людьми.
  • Желание быть признанным и одобренным.
  • Стремление самоусовершенствованию и саморазвитию.
  • Престижная мотивация, то есть мотив получить желаемое социальное положение.
  • Мотив избежать неприятностей или не желаемого хода событий, страх получить негативный результат в процессе своих поступков.

Итак, что касается этой мотивации, то содержание самой деятельности значения не имеет и интереса, не вызывает. Первым и ведущим планом выступает аспект, внешней привлекательности. А именно, материального благополучия, славы, престижа, признания в определенных кругах. Проще говоря, важна оценка деятельности, поведения, поступков со стороны ближайшего окружения. Очень важно индивиду это слышать и понимать. Чем чаще, тем лучше.

В итоге, хочется отметить то, что эффективной и результативной, деятельность будет только в случае, если она продиктована, несколькими мотивами сразу. Чем больше мотивов, тем активнее человек и тем активнее побуждающая сила. Именно данная закономерность способствует динамичному и стремлению каждого индивида действовать и жить. “Тормозящий” результат и отказ активно действовать преследует людей у которых любая мотивация отсутствует. Даже один мотив вынуждает к чему-то стремиться. В обратном случае, жизнь вообще может потерять какой-либо смысл.

В современном мире мы все чаще и чаще сталкиваемся с безучастностью людей. То и дело нам встречаются люди, которые считают: «Меня это не касается…. Все люди действуют мне на нервы…По большому счету мне на всех наплевать…. Мне никто не нужен…и т.д.».
Молодежь, пожилые люди, удачливые и не очень, состоятельные и нищие у всех одна проблема – они ничему не дают себя затронуть. Безразличие как чума опутывает общество. Насколько быстро растут материальные блага в обществе, настолько быстро растет утомляемость от жизни. Почему же так происходит и как с этим справиться, как сказать Жизни – ДА.
В настоящее время Россия занимает первое место по количеству психических заболеваний. Все больше людей не могут адаптироваться в современном мире. Все больше и больше людей теряют смысл жизни. Все чаще их посещают такие мысли как «для чего нужно выносить боль и страдания, бороться с трудностями, если все кончено и меня больше ничего не ждет?», «как эта жизнь может иметь смысл, если меня тошнит от этого мира, от людей, отвратительных в своей жестокости, жадности, корыстолюбии?».
Это все происходит, когда нарушены фундаментальные мотивации, которые можно объединить в четыре вопроса:
1. Вопрос Бытия-в-мире,
2. Вопрос ценности жизни,
3. Вопрос оправдания Собственного,
4. Вопрос смысла экзистенции.
Бытие-в-мире
Решиться, чтобы жить в этом мире – есть основа всего бытия. Первое, что движет человеком – это желание мочь-быть-здесь, в-этом-мире. Если это не обеспечивается, то и все остальное тоже. Скромное «Я есть!» - это начало всего. «Я есть! При любых жизненных обстоятельствах – Я есть!». Это основа нашей жизни, которую мы должны познать, прочувствовать, принять. Без этого контакта с «основой бытия» жизнь пронизана страхом. Займи свою территорию, создай свое пространство, будь полностью здесь, заполни свое пространство, которое ты получил в этом мире. Где бы ты ни был, будь там полностью и твоя связь с жизнью будет крепнуть. Но если ты сам не занимаешь свою территорию, то тем самым выбираешь участь квартиранта в своей жизни.
Тот, кто сам не может принять свои сильные и слабые стороны, кто отвергает свои жизненные условия, тот все сильнее будет стремиться к тому, чтобы быть принятым другими. Они должны сделать для него то, чего не может он сам: принять его. Однако для окружающих это чрезмерное требование – и подобных людей так и воспринимают, как предъявляющих к другим чрезмерные требования, которые в принципе не выполнимы.

Стремление к ценности жизни
Это вторая фундаментальная мотивация. Нам мало просто жить, нам нужна жизнь уютная и хорошая. Поэтому мы ищем то, что сделает жизнь достойной того, чтобы ее проживать. Каждый хочет, чтобы в его доме были вещи и люди, которые он может любить. Чтобы почувствовать ценность жизни, человеку нужны другие люди, которые могут сказать: «как хорошо, что ты есть!». Мы мотивированы проживать свою жизнь как ценность, и хотим, чтобы это чувствовали и другие. Отношения между людьми являются такими же основополагающими факторами жизни, как и свое жизненное пространство. Обращенное к нам извне теплое чувство важно и согревает нашу жизнь. Однако его недостаточно, чтобы развить собственную любовь по отношению к жизни. «Да-жизни» мы должны произнести сами. Это является важнейшей задачей для человека дойти до глубины жизни и измерить ее ценность.
Вопрос: «Хорошо ли, что я есть?» - относится к фундаментальной ценности жизни. Если я люблю жизнь, могу сказать жизни «Да», тогда и опыт и страдания станут ценными.

Иметь право на свою собственную жизнь
У кого есть жизненное пространство и жизненная ценность это уже хорошо и прочно. Но еще отсутствует особая личностная нотка. Мы глубоко нуждаемся в том, чтобы уважать себя. Это уровень ответственности и стремления чувствовать себя оправданным перед лицом себя и других. Человек хочет быть самим собой, для этого он должен уметь отстаивать себя в том, какой он есть и что он делает. Поэтому нас так задевает, когда нас высмеивают или задевают. Желание защитить право быть собой является мотивационной силой имеющей разные проявления. Типичными является наше стремление оправдаться, когда нам кажется, что мы не соответствуем чьим-то ожиданиям. Здесь свои корни имеет и такое понятие, как совесть и проистекают все моральные ценности, чувство справедливости и достоинства.
Отсюда происходит и наши стремления к достижениям. Ведь, того, кто достигает большего, больше уважают. Символы статуса – это показ достижений. Уважать достижения и почитать людей, которые их имеют важно и нужно. Критичным это становится тогда, когда ценность и достоинство человека ставятся в зависимость от его полезности. Критичным это становится тогда, когда присутствует чувство, что право на существование нужно купить через достижения. Критичным это становится тогда, когда человек работает, ориентируясь только на то, чтобы быть нужным.
Но если человек чувствует внутреннее согласие в отношении того, что он делает, и может отказаться от того, что считает неправильным, тогда его стремление «быть собой» находит исполнение. Это также должно ему нравиться, то как он действует. Сказать «Да-себе» и оставаться верным себе, тогда жизнь становится подлинной.

Смысл
Зрелость и душевное здоровье человека зависят от того, насколько он может проживать исполнение фундаментальных мотиваций в отношениях с самим собой и с миром. Мочь-быть-здесь, иметь ценность и иметь право быть самим собой, - эти уровни бытия делают человека готовым и открытым для четвертой фундаментальной мотивации – он может расслышать зов мира в отношении смысла. Тогда он может развиваться для будущего, чтобы ответить себе на вопрос: «Что я должен делать?». Это переживание глубокой наполненности жизни, удовлетворения от своих ценностей. Это то, что противостоит глубокому разочарованию жизнью и ощущению бессмысленности.

4. Для того чтобы понять чувства, нужно обратиться к структуре феноменологического восприятия. Благодаря феноменологии мы знаем, что можно обнаружить два типа чувств : чувства-индикаторы, или эмоции в узком смысле (Fuhlen) , и чутье (Schpuren) , или интуицию. Первый тип чувств отражает настроения, самочувствие, историю и биографию самого человека. Они также ассоциативно сопровождают прежний травмирующий опыт. Второй тип чувств не имеет отношения к состоянию воспринимающего человека, а относится к сущностным характеристикам того, что воспринимается – к объекту познания. Проблема в том, чтобы не перепутать эмоции с интуицией. Для этого при подготовке психотерапевта огромное значение уделяют самопознанию, опыту исследования собственных проблем и типичных чувств. Открытость к себе, знание себя и принятие себя важны для любого человека.

5. Чувства позволяют воспринять экзистенциальную ситуацию в ее значимости для человеческой жизни. Человек воспринимает ситуацию контактно, «ощупывает своей собственной жизнью». При этом, возможно без осознавания, он получает точную информацию о том, что данная ситуация значит для его витальности. Эту информацию дает первичное чувство (оживления, возбуждения, радости или холода, торможения) и первичный импульс (спонтанное движение к или от объекта восприятия). Первичное чувство и импульс образуют первичную эмоцию, которая является показателем «нравится» или «не нравится». Первичная эмоция появляется не сама по себе, а как функция фундаментального отношения .

6. Фундаментальное отношение к жизни обозначает глубинную, часто не осознаваемую позицию человека в отношении факта собственной жизни и, по сути, является ответом на вопрос: «Это хорошо, что я живу?» Подобный вопрос становится актуальным на фоне тяжелых жизненных испытаний, ухудшения качества жизни, когда теплая, радостная сторона жизни не может более проживаться (в депрессии, в процессе страдания, переживания потерь). В рамках фундаментального отношения выделяются три типа отношения к жизни: позитивное («Несмотря ни на что сказать жизни „да“»), негативное («Я не хочу проживать такую жизнь. Лучше бы меня не было») и неопределенное («Я пока не знаю, стоит ли продолжать жить, если жизнь такова»). Позитивное фундаментальное отношение приводит к тому, что здоровая витальность, жизненность, определяет качество переживания: все то, что усиливает во мне чувство «Я живой (я оживаю), молодой (помолодевший), подвижный, здоровый», воспринимается как благо – радостно, позитивно. Все то, что уменьшает этот тип переживаний, – не нравится. Полюса этой системы меняются на 180 градусов при смене фундаментального отношения с позитивного на негативное. Тогда первичные эмоции у здорового человека и пациента-невротика будут противоположными. Например: веселая музыка, праздник, солнечный день, детский смех и т. д. вызывают у невротика отрицательные чувства, а полумрак, разговоры о болезнях и смерти, темная сторона жизни становятся привлекательными. Терапия депрессий должна непременно выходить на работу с фундаментальным отношением.

7. Первичная эмоция – лишь первый этап эмоционального восприятия. В своем феноменологическом содержании первичная эмоция, стоящая на страже витальности, встречается с самостью – ценностями личности. В тончайшем процессе интеграции первичной эмоции с актуальным соотношением ценностей личности как бы расширяется контекст чувствования. Первое впечатление помещается на горизонт ценностей и смыслов личности. Эту работу выполняет совесть – орган восприятия того, что в данной ситуации есть правильное (=то есть то, что соответствует мне в моей сущности). Первичная эмоция относится к контактным, сопровождающим чувствам, а возникающая в результате этой встречи интегрированная эмоция – это интуитивное чутье, она отражает суть ситуации для меня.

8. Интегрированная эмоция обладает побудительной силой, создает предпосылки для того, чтобы решение имело силу побудительного мотива, готовности действовать в соответствии с ним, то есть для поступка.

9. Переживание чувства экзистенциальной исполненности, дающего наиболее глубокое ощущение связи с жизнью, переживание смысла на эмоциональном уровне отличается от эмоций, сопровождающих простое удовлетворение потребности. Экзистенциальную исполненность невозможно «сделать», она может быть пережита, если человеку удалось внести в жизнь то, по отношению к чему он пережил внутреннее Да, внутреннее согласие. Оно также возникает, когда человек просто переживает ценное или когда первичный импульс от ситуации получает интуитивное персональное Нет , тогда исполненность может возникнуть на другом основании – как следствие занятия позиции по отношению к первичной эмоции (эти три формы экзистенциальной исполненности описаны Франклом как три дороги к смыслу: ценности созидания, переживания и позиции).

10. Психодинамика (= защитные механизмы личности) выполняет, в общем, дружественную организму функцию: предостерегает человека от непосильных для него задач (через копинговые реакции или временную потерю внимания к персональному аспекту ситуации). В персонально-экзистенциальном аспекте психодинамика вносит в поле работы совести (как бы предлагая для анализа) такие факторы, как актуальное самочувствие, состояние здоровья, сила, наличие или отсутствие мужества перед лицом стоящей задачи. Психодинамика предостерегает от задач, до которых человек пока не дорос. По от ношению к ней, однако, Person может занять позицию (сказать «Нет») и принять решение в пользу преодоления. Или же переживание экзистенциальной важности ценности может превратить психодинамику в союзницу духовного измерения, стать источником его силы.

11. Значение теории эмоций А. Лэнгле для психотерапии состоит в том, что открывает содержательную тематическую структуру для понимания эмоциональности человека, причем как здорового, так и больного. Клинический экзистенциальный анализ дает феноменологическое описание образцов переживаний больных с различной нозологией. Описания болезненных форм эмоциональности, так же как и описания общечеловеческих чувств – страх, тревога, неуверенность, покой, доверие, мужество (1-я фундаментальная мотивация); печаль, радость (2-я фундаментальная мотивация); обида, зависть и ревность, вина, раскаяние, оправ данность (3-я фундаментальная мотивация); разочарование, цинизм (4-я фундаментальная мотивация), даны на таком уровне глубины понимания человеческой экзистенции, который исключает психологическое исследовательское высокомерие, но оставляет хорошие шансы для истинного персонального диалога с Другим.

Научный редактор кандидат психологических наук С. Кривцова

Благодарность

Эта и две предыдущие книги А. Лэнгле, изданные в России, не увидели бы свет, если бы не высокопрофессиональная и осмысленная редакторская работа канд. психол. наук О. В. Сафуановой.

Что движет человеком?

Экзистенциальная мотивация Person

Темой этой статьи является человеческая мотивация. В ней речь идет о том, что движет нами в нашем Бытии людьми. При этом имеются в виду не базовые потребности и телесные влечения. О них известно из самых разных учений о мотивациях. Многое влечет, прельщает, увлекает человека и приводит его в движение. Тело и душа, окружающие люди, общество настаивают на своих правах. У нас есть потребности, мы чувствуем влечения, у нас возникают и боль, и желания, и страхи, мы также осознаем свои обязанности перед обществом. Голод, жажда, сон, сексуальность – тоже важные факторы, которые ежедневно подвигают нас на действия, и в случае если мы не учитываем эти силы, они могут обрушиться на нас всей своей древней инстинктивной мощью.

Однако если мы будем заботиться только об удовлетворении потребностей, то никогда не переживем исполнения . Потребности регулируют предпосылки для витального выживания, и все же не они являются тем, ради чего мы живем. Венский психиатр Виктор Франкл внес существенный вклад в этот вопрос, разработав концепцию смысла и способствовав тому, что бы она принесла свои плоды в психотерапии, а в особенности в консультировании и психологической профилактике.

Что движет человеком? История вопроса.

Любой человек знает ответ на этот вопрос. Ссылаясь на общепринятые утверждения психологов, он ответит, что человеком двигает жажда власти, жажда секса и жажда публичного признания. Кто-то добавит, что им должно двигать желание совершенствоваться.
И любой читатель со ссылкой на поэта скажет, что любовь и голод правит миром. Уточним это выражение. Оно принадлежит немецкому поэту Фридриху Шиллеру
(1759-1805) и звучит так:
«Природа неотступно
Сама крепит взаимосвязь,
На мудрецов не положась.
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!»
Стихотворение «Философы» (Перевод Л. Гинзбурга).

Для справки.
В возрасте 32 лет Шиллер заболел туберкулезом. В результате болезни у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением легких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулеза.

Вопрос: а почему такая фраза не пришла на ум женщине? Ведь кому, как не ей,
присущ инстинкт безусловной материнской любви, а также забота о воспитании детей? Да и интуиция у женщины развита сильнее. Странно, не так ли?

Но продолжу. Мыслящий читатель будет перечислять мотивы, то есть побуждения к действию. С какой целью? Чтобы все разложить по «полочкам». Ведь человеческому уму свойственно идентифицировать себя в окружающем мире, поэтому он старается классифицировать вещи и явления. И в этом как раз и есть его главное заблуждение. Почему заблуждение? Потому что утвердив какую-либо точку зрения, в силу консервативности, он будет отстаивать ее, пусть даже она будет неверной.
Впрочем, перечислю основные виды мотивов, которые классифицировал человеческий ум. Это: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, внешние мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и ряд других.

Но так ли истинна такая классификация? И каким образом она возникла?
Обратимся к истории вопроса. Авторство термина «мотивация» принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860). Он увлекался мистикой и идеями буддизма. Из книг у Шопенгауэра, по свидетельствам современников, наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь. Безусловно, он был подвержен влиянию этих древнеиндийских философских трактатов.

Вот прямое указание. По словам Шопенгауэра «воля присуща не только человеку, но и животным, растениям. Ведь есть же у них сила, заставляющая их жить, развиваться. Эта сила и есть воля. Все реальное - смертно, преходяще. Только воля бессмертна. Поэтому она - подлинная реальность. Все в мире ею объясняется».

Для справки.
Весной 1823 года (в возрасте 37 лет) Шопенгауэр проезжал через Тироль в Мюнхен из Италии. Здесь он перенес тяжелую болезнь, вследствие чего почти оглох на одно ухо. Другими словами, полжизни он тяжело болел. Да еще был одинок. Какое у него было отношение к жизни?

Посмотрим, что представляют собой Упанишады. Это священные писания индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.

В индуизме тексты шрути считаются апаурушея - богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции индуизма, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времен появления вселенной, и затем, в начале настоящей эпохи Кали-юги, было поделено на четыре Веды и кодифицировано. Литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части.

Не буду углубляться в древнеиндийскую литературу, чтобы не потерять нить повествования. Но уже этой ссылки достаточно для того, чтобы в целом познать мировоззрение Шопенгауэра.

Замечу, что его взгляды его взгляды на человеческую мотивацию и желания, оказали влияние на многих известных мыслителей. В их числе Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Людвиг Вингенштейн, Эрвин Шредингер (лауреат Нобелевской премии), Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии), Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг и другие.

Безусловно, все названные люди являются мировыми авторитетами в области человеческой психологии. Но не будем забывать, что они, как и мы, являются людьми, сотканными из одной ткани мироздания.

Сам Шопенгауэр был старым холостяком. Очень ценил свою внутреннюю и душевную свободу. Свое здоровье ставил на первое место. Он был резок в суждениях, крайне честолюбив и мнителен. Кроме того, он отличался крайней подозрительностью и недоверием к людям. Был подвержен различным страхам.
Соответственно, и в его главном труде «Мир как воля и представление» звучит мотив страха перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх.

Шопенгауэр считал, что никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует неискоренимое зло, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни».

И откуда же Шопенгауэр почерпнул знание о страданиях? Конечно, из буддизма.
Вот его главные постулаты. Жизнь состоит из страданий, страдания доставляют неудовлетворенные желания, чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания. Достигнуть этого можно на так называемом восьмеричном пути.

Об этом же говорит древнеиндийский философ йоги Патанджали (2 в. до н.э.). Читаем его сутры.
«15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено».

Но признание того, что написано в Упанишадах и прочих древнеиндийских трактатах не может являться основой для единственного и неоспоримого утверждения о мотивации! Не следует забывать, что Индия располагается в экваториальной зоне, а люди, проживающие там, имеют иную нейрогуморальную конструкцию и цвет кожи, нежели люди, проживающие на Севере. Соответственно, у них другой образ жизни и культура, которые нельзя слепо переносить на европейскую почву.
И еще одно немаловажное обстоятельство. Не следует забывать о существующей кастовости в Индии. И Упанишиды были написаны не простыми крестьянами, а представителями «чистой» породы – брахманами. Они исторически были жрецами, учителями, монахами, учеными. Другими словами, представляли правящий класс.
Что из этого следует? Только одно – учение о страданиях имело целью сохранения свеого господствующего положения.

Но вот Шопенгауэр ввел в обиход термин «мотивация» и понеслось. С раннего возраста человека начинают одомашнивать по программам, которые придуманы давным-давно, под воздействием неизвестно чего. Ни во времена Шопенгауэра, ни тем более сегодня ведь никто не сможет реально передать дух Упанишад! (YIII в. До н.э.)

Но раз ты вступил в этот мир, то и живи по тем правилам, которые мир тебе предлагает. Человеку все время подсовывает инструкцию по эксплуатации жизни. Он рождается в семье, живущей по определенным правилам в определенном классе общества. Далее он проходит стадии обучения. Это ведь не что иное, как изучение некой инструкции. Он воспитывается в определенной социальной среде. Из нее он извлекает уроки жизни, или правила поведения, нормы морали и т.п. И так во всем.

Вся жизнь – это непрерывное изучение инструкций по эксплуатации чего-либо или кого-либо. Соответственно, у человека просто не остается времени для того, чтобы отказаться от изучения инструкций. И значит, он все время находится в рамках определенных шаблонов, штампов и пр. А шаблон сужает мировоззрение.

Человек не может уделить времени изучению главной инструкции – инструкции по эксплуатации своего организма. Ему не надо думать о себе. Человеку не дают думать о себе. Существуют многочисленные отрасли знаний, предназначенные для объяснения нам главной инструкции. Вряд ли это логично. Вряд ли кто-то из нас давал кому-то право осуждать наше незнание этой инструкции. Когда говорят, что так сложилось, что такова традиция, это не вполне справедливо. Это означает монополию на знания. А монополия приводит к повышению уровня собственной исключительности.

Вот и все.
Спрашивается, а причем тут Шопенгауэр?
Он ввел в культурную жизнь Европы индийское религиозно-философское мировоззрение. Как все переплелось в этом мире? И когда человек идет молиться своему –Б-гу, какому Б-гу он поклоняется?

Вместо заключения.
Можно вспомнить и Канта (1724-1804) родоначальника немецкой классической философии с его «Критикой чистого разума». Он жил скучно и монотонно. В дестве сильно болел и вынужден был всю жизнь придерживаться строго режима. Никогда не был женат, никогда не выезжал за пределы Кенигсберга. Его любимое выражение «жить стоит главным образом для того, чтобы работать».
Оставленное Кантом наследие стало отправной точкой процессам, которые впоследствии изменили весь мир. Его критическая философия - основа естественнонаучного материализма. Правда, в зрелом возрасте он пришел к выводу, что механистического представления для объяснения процессов жизни недостаточно. Но его теория, как и «мотивация» Шопенгауэра уже стала жить независимой жизнью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!