Что изучает анатомия кратко. Что изучают анатомия и физиология человека

/. По­ня­тие и ме­тод ана­то­мии

2. Связь ана­то­мии с дру­ги­ми нау­ка­ми

3. Дис­ци­п­ли­ны, вхо­дя­щие в со­став ана­то­мии

4. Струк­ту­ра сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии

5. Ос­нов­ные тер­ми­ны

1. Ана­то­мия че­ло­ве­ка - нау­ка, изу­чаю­щая строе­ние и фор­му че­ло­ве­че­ско­го те­ла и его ор­га­нов в свя­зи с их функ­ци­ей и раз­ви­ти­ем.

Она ис­сле­ду­ет ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных, ис­поль­зуя срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский ме­тод.

2. С ана­то­ми­ей тес­но свя­за­ны дру­гие мор­фо­ло­ги­че­ские пау­ки:

ци­то­ло­гия;

гис­то­ло­гия - нау­ка о тка­нях;

эм­брио­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток, оп­ло­до­тво­ре­ние, за­ро­ды­ше­вое раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

3. Ана­то­мия че­ло­ве­ка вклю­ча­ет сле­дую­щие ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны:

нор­маль­ную ана­то­мию, изу­чаю­щую строе­ние здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и его ор­га­ны;

па­то­ло­ги­че­скую ана­то­мию - мор­фо­ло­гию боль­но­го че­ло­ве­ка;

то­по­гра­фи­че­скую ана­то­мию - нау­ку о ме­сто­на­хо­ж­де­нии лю­бо­го ор­га­на в че­ло­ве­че­ском те­ле;

ди­на­ми­че­скую ана­то­мию, изу­чаю­щую дви­га­тель­ный ап­па­рат с функ­цио­наль­ных по­зи­ций, что име­ет зна­че­ние для пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

4. В со­став сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии вхо­дят :

ос­тео­ло­гия - уче­ние о кос­тях, со­став­ляю­щих ске­лет;

арт­ро-син­дес­мо­ло­гия - о со­еди­не­нии кос­тей и сус­та­вов;

мио­ло­гия - о мыш­цах ске­ле­та;

спланх­но­ло­гия - о внут­рен­но­стях;

ан­гио­ло­гия - о со­су­ди­стой сис­те­ме;

кар­дио­ло­гия - о серд­це;

нев­ро­ло­гия - о нерв­ной сис­те­ме;

эн­док­ри­но­ло­гия - об ор­га­нах внут­рен­ней сек­ре­ции;

эс­те­зио­ло­гия - об ор­га­нах чувств.

5. Че­ло­век {Homo sapiens) от­но­сит­ся к ти­пу хор­до­вых {Chordata), под­ти­пу по­зво­ноч­ных {Vertebrata), клас­су мле­ко­пи­таю­щих {Mammalia), и вме­сте с выс­ши­ми обезь­я­на­ми со­став­ля­ет от­ряд при­ма­тов {Primates),

Те­ло че­ло­ве­ка по­строе­но по ти­пу дву­бо­ко­вой сим­мет­рии - де­лит­ся сре­дин­ной плос­ко­стью на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны. Ос­нов­ные тер­ми­ны, ис­поль­зуе­мые при рас­смот­ре­нии раз­лич­ных ор­га­нов те­ла че­ло­ве­ку .

Плос­кость, де­ля­щая те­ло в вер­ти­каль­ном на­прав­ле­нии на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны, на­зы­ва­ет­ся сре­дин­ной;

Плос­ко­сти, па­рал­лель­ные сре­дин­ной - са­гит­таль­ны­ми;

Плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ная сре­дин­ной, - фрон­таль­ной;

по­пе­реч­ные {го­ри­зон­таль­ные) плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ны сре­дин­ной и фрон­таль­ной плос­ко­стям;



Тер­мин "ме­ди­аль­но" обо­зна­ча­ет часть те­ла бли­же к сре­дин­ной плос­ко­сти;

"ла­те­раль­но" - даль­ше от нее.


Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome - рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros - большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros - малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos - ткань) - учение о тканях и цитология (от греч. kytos - клетка) - наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины - правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta - стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый - dexter) от левой (левый - sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний - ante-, rior) от задней (задний - pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons - лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний- inferior) от вышележащих (верхний - superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная - могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный - verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный - longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный - transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный - sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris - сосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, - от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, - вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :

Клетка;
- Ткань;
- Орган;
- Система.

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помигают 12 систем :

Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
- Мышечная или двигательная (мышцы);
- Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
- Эндокринная (регуляция гормонального фона);
- Кровообращения (отвечает за питание клеток);
- Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
- Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
- Дыхательная (легкие человека);
- Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
- Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
- Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
- Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей :

Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.

Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.

Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека :

Череп;
- Нижняя челюсть;
- Ключица;
- Лопатка;
- Грудина;
- Ребро;
- Плечевая;
- Позвоночный столб;
- Локтевая;
- Лучевая;
- Кости пясти;
- Фаланги пальцев кисти;
- Таз;
- Крестец;
- Бедренная;
- Коленная чашечка;
- Большая берцовая;
- Малая берцовая;
- Кости предплюсны;
- Кости плюсны;
- Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают :

Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
- Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из :

Плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
- предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги делится на три отдела :

Бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
- голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
- стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости :

Лопатка;
- ключица.

Скелет тазового пояса состоит из :

Парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют :

Запястья;
- пястья;
- фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :

Шейный отдел состоит из 7 позвонков;
- грудной отдел состоит из 12 позвонков;
- поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
- крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
- копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы - это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения.
Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц - это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов :

Скелетные (поперечно-полосатые);
- Гладкие;
- Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это :

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца - это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.

Нервная ткань имеет три типа :

Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

Модно выделить несколько основных нервных окончаний :

Головной мозг;
- Черепно-мозговой нерв;
- Нерв, идущий к руке;
- Спинномозговой нерв;
- Спинной мозг;
- Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма.
Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.

Выделяют главные части эндокринной системы :

Гипофиз;
- Эпифиз;
- Щитовидная железа;
- Тимус (вилочковая железа);
- Надпочечник;
- Поджелудочная железа;
- Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
- Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена :

Сердцем;
- Кровеносными сосудами;
- Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения :

Яремная вена;
- Подключичная вена;
- Аорта;
- Легочная артерия;
- Бедренная вена;
- Сонная артерия;
- Верхняя полая вена;
- Подключичная артерия;
- Легочная вена;
- Нижняя полая вена;
- Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.

Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :

Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
- Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;\
- Вилочковая железа;
- Грудной проток;
- Селезенка – своего рода кровяное депо;
- Лимфатические узлы;
- Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.

Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :

Заглатывание;
- Переваривание;
- Всасывание;
- Выведение отходов.

Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.

Дыхательная система

Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы.
Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

Мужская половая система состоит из следующих органов :

Семявыводящий проток;
- Уретра;
- Яичко;
- Придаток яичка;
- Половой член.

Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :

Матка;
- Фаллопиева труба;
- Яичник;
- Шейка матки;
- Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

Мочевыделительная система состоит из следующих органов :

2 почки;
- 2 мочеточника;
- Мочевой пузырь;
- Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия.
Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.

«Предмет и задачи анатомии»

Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.

Методы изучения анатомии:

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.

Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

    Молекулярный.

    Клеточный.

    Тканевый.

    Органный.

    Системный.

    Организменный.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек появился на земле в результате сложного и длительного историческо-эволюционного процесса. В его строении имеются черты сходства с животными формами, стоящими на разных уровнях своего развития. Но человек является высшей ступенью живых организмов, он способен производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Под влиянием социальных факторов получило развитие абстрактное мышление, что позволило соотнести его к виду - человек мыслящий.

С древнейших времен человека интересовало строение и жизнь различных животных населяющих землю. Животные обладают особыми специфическими качествами отличающие живые организмы от неживой природы. Изучением живых организмов, в том числе и человека, во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Как одна из ветвей биологии сформировалась наука, изучающая строение и форму организмов, органов, систем органов и образующих их тканей, которая получила название анатомия.

Параллельно развивалась наука физиология - о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных органов, систем, тканей во взаимодействии с окружающей средой, а также поведенческих реакциях в различных условиях и на разных стадиях развития и роста.

В тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией находиться гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Изучив строение тела, физиологию и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, разработаны и разрабатываются критерии здорового физического развития и правильной организации труда и отдыха.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!