Что написал ярослав мудрый. Борьба со Святополком за престол в Киеве

Ярослав Мудрый был великим Киевским князем (1015-1018, 1019-1054), ростовским князем (989-1010), Новгородским князем (1010-1034).

Ярослав родился примерно 982 года, был вторым сыном князя Владимира Святославича из династии Рюриковичей от полоцкой княжны Рогнеды.

В 10 лет Владимир отправляет сына занять ростовский княжеский стол, а в 1100 — Ярослав стал новгородским князем.

В конце правления Владимира Великого 1014, Ярослав отказался платить ежегодную дань Киеву, что составила 2000 гривен, и выступил против своего отца походом. Во время приготовления к походу, Владимир умер.

После смерти своего отца Владимира 26 ноября (день св. Георгия) 1015 Ярослав Мудрый в жестокой борьбе за киевский престол разбил войска Святополка у Любеча и занял киевский престол, но 1018 под натиском польских войск короля Болеслава й, которых взял себе в помощь Святополк, должен покинуть Киев и бежал в Новгород. После окончательной победы в битве у реки Альтой 1019 Ярослав Мудрый стал киевским Великим князем.

Стремясь объединить все русские земли под своей властью, Ярослав Владимирович вел борьбу против своего брата Мстислава Владимировича, князя Тмутараканского и Черниговского. После битвы, которую Ярослав проиграл во Лиственом у Чернигова 1024 Ярослав вынужден был отступить Мстиславу Черниговскую и все земли к востоку от Днепра, кроме Переяславщины. Впоследствии, после заключенного 1026 в Городке под Киевом мира, началось понимание и сотрудничество между братьями. Ярослав Мудрый помогал Мстиславу в борьбе зкасогамы и ясами в 1029 году, распространив свои владения до Кавказских гор; а Мстислав — в связывании и распространении государства Ярослава Мудрого к западу от Днепра. 1030 года на севере Ярослав занял земли между Чудским озером и Балтикой и там основал м. Юрьев (ныне — Тарту), в 1030 — 1031 годах войска Ярослава и Мстислава отвоевали Червенские огороды, которые 1018 захватил Болеслав 1. Тогда же Ярослав получил от королевства польского полосу земли между реками Саном и Бугом. По сведениям, содержащимся в «Повести временных лет», он в 1030 году отвоевал город Белз, а в 1031 заложил город своего имени Ярослав.

1036 — после смерти Мстислава Ярослав становится единственным обладателем Киевского государства, кроме Полоцкого княжества, которое выделено Владимиром Святым в удел рода Изяслава. 1036, по летописи, Ярослав Мудрый разгромил возле Киева печенегов и якобы, по летописи, на месте победы над ними начал строить в 1037 году Софийский собор. Хотя последние исследования Софии Киевской опровергли это утверждение летописи.
В 1038-1042 годах Ярослав вел успешные походы против литовских племен — ятвягов, против Мазовии, против прибалтицько-финских племен ямь и чудь. 1043 он подготовил под руководством своего сына Владимира и воеводы Вышаты поход на Византию, который закончился поражением, много воинов попало в плен или погибли. Чтобы охранять свое государство против нападений кочевников, Ярослав укреплял южную границу, строя города над реками Роси и Трубежем Корсунь, Канев, Переяслав; также как вторую фортификационное линию над Сулою Лубны, Лукомль, Воинь.

Последние годы жизни Ярослав провел в Вышгороде. Умер 20 февраля 1054, а между его пятью сыновьями развернулась борьба за власть. Этот период известен в историографии как Триумвират Ярославичей, с которого начался распад Киевской Руси и через полтора века она фактически перестала существовать как единое государство.

Ярослав Мудрый значение деятельности

Во время его правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могучее европейское государство. Для скрепления власти в государстве и упорядочение правовых и социальных отношений граждан в княжение Ярослава Мудрого был заключен сборник законов, так называемую Правду Ярослава, составляет древнейшую часть законов русского права — Русской Правды.

Совершено начатое Владимиром Святым расширения границ столицы Руси — Киева, насыпаны новые оборонительные валы были еще при Владимире Святом (исследования П. Раппопорта) (по одному из них проложены современную улицу Ярославов Вал), а Ярослав поставил на них только забрала.

Построено Золотые ворота, Польские ворота, Еврейские ворота, Георгиевский и Ирининский соборы, Софийский собор. Создал библиотеку Софийского собора. Во времена его правления основано города Корсунь, Гьюрг (ныне — Белая Церковь), развита Чернигов, Переяслав, Владимир-Волынский, Туров, установлено династические связи с королевскими дворами Швеции, Норвегии и Франции.

Продолжалась чеканка серебряных монет.

Ярослав Мудрый-это человек, который многое сделал ради процветания своей державы, родился он около 978 года, а умер в 1954 году. У него было тяжелое детство, отрочество и юность. А после того как он прошел этот жизненный период, его ждали междоусобицы в борьбе за Великокняжеский киевский престол, которые начались после смерти отца Ярослава Мудрого Владимира I в 1015 году, а закончились в 1019 году победой Ярослава.

При Ярославе государство жило в мире и согласие. Многие европейские государства желали мирного соседства с Русью, а некоторые правители желали добиться рук его дочерей. Процветающая страна способствовала развитию и активному строительству внутри государства. В Киеве были возведены Золотые ворота, построен Софийский собор, а помимо этого развивалось просвещение, наука и образование. Именно благодаря этой деятельности Ярослав получил прозвище «Мудрый».

При Ярославе Мудром Киев стал одним из центров православия, ведь в нем стал пребывать митрополит. Ярослав очень переживал за летописание и старался поддерживать его развитие. Помимо этого с именем Ярослава Мудрого связано развитие законодательства, при нем появился первый свод законов-«Русская правда». Это был прорыв для Руси, которая долгое время не имела свода законов, вернее «Русская правда» являлась первым сводом законов. Самым главным пунктом в первом законодательном документе было то, что отныне кровная месть была вне закона.

Ярослав Мудрый стремился приумножить авторитет Руси. Для этого он развивал письменность, науку, культуру и при этом не оставлял без внимания религию. При нем стала самостоятельно развиваться каменная архитектура, на которую повлияла архитектура Византийской империи. Трудно найти правителя того времени, который так заботился о развитии своего государства, как это делал Ярослав Мудрый.

Для 3 класса

Биография Ярослава Мудрого о главном

Ярослав Владимирович Мудрый был великим Киевским князем. Год его рождения на сегодняшний день точно неизвестен, но если верить многим источником, то родился Ярослав в 978 году.

Прозвище Мудрый Ярослав получил за безграничную тягу к просвещению, а также за то, что именно им был создан первый свод законов на Руси, который позже назывался «Русская правда». Помимо всего прочего, он был замечательным отцом, дедом и дядей большого количества правителей европейских. Для русской православной церкви Ярослав почитаем в качестве благоверного. В святцы была внесена даже дата памяти об этом великом и могущественном правителе.

Будучи юношей, Ярославу уже был присвоен титул князя Ростова. Если верить истории, то именно в этот период времени возвели славный город Ярославль.

После того как умер Вышеслав, а случилось это в 1010 году, Мудрый становится автоматически князем Новгородским.

Период правления Ярослава Мудрого носит в себе немало преданий и всевозможных легенд. Некоторые историки идеализируют этот период, а другие напротив – демонизируют.

Княжение в Новгороде носило статус повыше, нежели период правления в Ростове. Но, так или иначе, он тоже находился в подчинении князя киевского, Владимира І – своего отца, которому каждый год выплачивал 2/3 дани собранные с земель Новосибирска. Сумма составляла всего 2000 гривен, а остальная 1000 – оставались в казне на содержание дружины княжеской и самого Ярослава.

Наверняка именно этот факт и подтолкнул Ярослава взбунтоваться против своего отца и отказаться платить ему довольно большую дань. Это событие пришлось на 1014 год. Весь Новгород поддержал своего правителя, а Владимир тем временем приступил к подготовке к походу, чтобы поскорее усмирить бунтарей. Но на то время он уже был весьма почтенного возраста. Совсем скоро Владимир заболевает и скоропалительно умирает. Ему так и не удалось наказать собственного сына.

На место отца приходит старший брат Ярослава – Святополк Окаянный. Для обеспечения всей власти в собственных руках, он убивает троих братьев: Глеба, Святослава и Бориса, которого так любили все киевляне. Такая же участь ждала и Ярослава, но тот не сдался и победил Святополка в кровавой битве, которая произошла между ними под Любечем. Только в 1016 году Мудрому удалось войти в Киев, который после они поделили по Днепру. В 1019 году Святополк погибает и Ярослав становится единственным и полноправным правителем Киевской Руси.

Самой большой заслугой князя становится неоспоримая победа над печенегами. Данное событие пришлось на 1036 год.

Вот и настало «Золотое время» Ярослава. На месте одержания победы над печенегами, возводиться Софийский собор. После чего появляются знаменитые Золотые ворота, над которыми, словно на глазах выросла церковь Благовещения.

Для 3 класса для детей

Интересные факты и даты из жизни

Яро-слав I, в Кре-ще-нии Ге-ор-гий (Юрий), Вла-ди-ми-ро-вич, Муд-рый (ок. 978-989 - 1054), бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Ки-ев-ский. Па-мять 4 мар-та (20 фев-ра-ля) в день кон-чи-ны.

По раз-ным дан-ным ро-дил-ся меж-ду 978 и 989 го-да-ми, был вто-рым сы-ном рав-ноап-о-столь-но-го Вла-ди-ми-ра от по-лоц-кой княж-ны Ро-г-не-ды. По неко-то-рым све-де-ни-ям, в дет-стве он стра-дал от па-ра-ли-ча ног, ко-то-рый про-шёл в 988 го-ду, но оста-лась хро-мо-та.

Кня-же-ние при жиз-ни свя-то-го Вла-ди-ми-ра

Еще при сво-ей жиз-ни про-из-ве-дя пер-вый раз-дел зе-мель меж-ду сы-но-вья-ми, свя-той Вла-ди-мир по-са-дил де-вя-ти-лет-не-го Яро-сла-ва в Ро-сто-ве. В 1011 го-ду, ко-гда Яро-слав кре-стил Вол-гу, язы-че-ские жи-те-ли уро-чи-ща Мед-ве-жий угол вы-пу-сти-ли про-тив него «Свя-тую Мед-ве-ди-цу», но князь, во-ору-жен-ный се-ки-рой, одо-лел зве-ря.

В 1012 го-ду, по смер-ти стар-ше-го сы-на Вы-ше-сла-ва, свя-той Вла-ди-мир пе-ре-вел Яро-сла-ва на кня-же-ние в Нов-го-род, ми-но-вав стар-ше-го, Свя-то-пол-ка, ко-то-рый был то-гда под гне-вом от-ца. Став кня-зем Нов-го-род-ским, Яро-слав хо-тел по-рвать за-ви-си-мость от Ки-е-ва и стать неза-ви-си-мым го-су-да-рем об-шир-ной Нов-го-род-ской об-ла-сти. Он от-ка-зал-ся в 1014 го-ду пла-тить от-цу еже-год-ную дань в 2000 гри-вен, как де-ла-ли все по-сад-ни-ки нов-го-род-ские. Его же-ла-ние сов-па-да-ло и со стрем-ле-ни-ем нов-го-род-цев, ко-то-рые тя-го-ти-лись на-ла-га-е-мой на них да-нью. Яро-слав был недо-во-лен еще и тем, что отец ока-зы-вал пред-по-чте-ние млад-ше-му его бра-ту, Бо-ри-су. Раз-гне-вав-шись на Яро-сла-ва, Вла-ди-мир го-то-вил-ся лич-но ид-ти про-тив него, но вско-ре за-бо-лел и умер. Яро-слав же тем вре-ме-нем на-нял дру-жи-ну ва-ря-гов для пред-сто-я-щей борь-бы.

Меж-до-усоб-ные вой-ны

Ве-ли-ко-кня-же-ским сто-лом за-вла-дел стар-ший в ро-де Свя-то-полк Ока-ян-ный, ко-то-рый, же-лая сде-лать-ся еди-но-дер-жав-ным пра-ви-те-лем всей Ру-си, умерт-вил через на-ем-ных убийц трех бра-тьев - стра-сто-терп-цев Бо-ри-са и Гле-ба, а так-же Свя-то-сла-ва. Та-кая же опас-ность гро-зи-ла и Яро-сла-ву, но он, пре-ду-пре-жден-ный сест-рой Пред-сла-вой, сам по-шел на Ки-ев. Преж-де это-го Яро-слав был в ссо-ре с нов-го-род-ца-ми за то что ча-сто под-дер-жи-вал ва-ряж-скую дру-жи-ну в ее кро-ва-вых стыч-ках с на-се-ле-ни-ем го-ро-да, но те-перь нов-го-род-цы лег-ко со-гла-си-лись ид-ти вме-сте с ним про-тив бра-та. Со-брав ты-сяч 40 нов-го-род-цев и несколь-ко ты-сяч ва-ряж-ских на-ем-ни-ков, Яро-слав дви-нул-ся про-тив Свя-то-пол-ка, при-звав-ше-го се-бе на по-мощь пе-че-не-гов. Яро-слав одо-лел Свя-то-пол-ка в ярост-ной се-че под Лю-бе-чем, всту-пил в Ки-ев, и за-нял ве-ли-ко-кня-же-ский стол в 1016 го-ду, по-сле че-го щед-ро на-гра-дил нов-го-род-цев и от-пу-стил их до-мой. Бе-жав-ший Свя-то-полк воз-вра-тил-ся с пол-ка-ми сво-е-го те-стя, поль-ско-го ко-ро-ля Бо-ле-сла-ва Храб-ро-го, а так-же с дру-жи-на-ми нем-цев, вен-гров и пе-че-не-гов. В 1017 или 1018 го-ду Яро-слав был раз-бит на бе-ре-гах Бу-га и бе-жал в Нов-го-род. Он го-тов был от-плыть в Скан-ди-на-вию, но нов-го-род-цы по-ру-би-ли кня-же-ские ла-дьи и скло-ни-ли Яро-сла-ва про-дол-жить борь-бу. С но-вым боль-шим вой-ском он раз-бил на-го-ло-ву Свя-то-пол-ка и его со-юз-ни-ков-пе-че-не-гов на ре-ке Аль-те в 1019 го-ду, на том же ме-сте, где был пре-да-тель-ски убит его брат свя-той Бо-рис. Свя-то-полк бе-жал в Поль-шу и по до-ро-ге умер, а Яро-слав в том же го-ду стал ве-ли-ким кня-зем Ки-ев-ским. Те-перь он проч-но утвер-дил-ся в Ки-е-ве и, по вы-ра-же-нию ле-то-пис-ца, «утер по-та со сво-ею дру-жи-ной».

В 1021 го-ду пле-мян-ник Яро-сла-ва, князь Бря-чи-слав Изя-с-ла-вич По-лоц-кий, объ-явил при-тя-за-ния на часть Нов-го-род-ских об-ла-стей. По-лу-чив от-каз, он на-пал на Нов-го-род, взял и раз-гра-бил его. Услы-шав о при-бли-же-нии Яро-сла-ва, Бря-чи-слав ушел из Нов-го-ро-да со мно-же-ством плен-ни-ков и за-лож-ни-ков. Яро-слав на-гнал его в Псков-ской об-ла-сти, на ре-ке Су-до-ме, раз-бил его и осво-бо-дил плен-ных нов-го-род-цев. По-сле этой по-бе-ды Яро-слав за-клю-чил с Бря-чи-сла-вом мир, усту-пив ему Ви-теб-скую во-лость с го-ро-да-ми Ви-тебск и Усвят. Ед-ва окон-чив эту вой-ну, Яро-слав дол-жен был на-чать бо-лее труд-ную борь-бу со сво-им млад-шим бра-том Мсти-сла-вом Тму-та-ра-кан-ским, ко-то-рый тре-бо-вал от него раз-де-ла рус-ских зе-мель по-ров-ну, и по-до-шел с вой-ском к Ки-е-ву в 1024. Яро-слав в то вре-мя был в Нов-го-ро-де и на се-ве-ре, в Суз-даль-ской зем-ле, где был го-лод и силь-ный мя-теж, вы-зван-ный волх-ва-ми. В Нов-го-ро-де Яро-слав со-брал про-тив Мсти-сла-ва боль-шое вой-ско и при-звал на-ем-ных ва-ря-гов под на-чаль-ством знат-но-го ви-тя-зя Яку-на Сле-по-го. Вой-ско Яро-сла-ва встре-ти-лось с ра-тью Мсти-сла-ва у ме-стеч-ка Лист-ве-на, близ Чер-ни-го-ва, и в же-сто-кой се-че бы-ло раз-би-то. Яро-слав сно-ва уда-лил-ся в свой вер-ный Нов-го-род. Мсти-слав по-слал ему ска-зать, что при-зна-ет его стар-шин-ство и не до-би-ва-ет-ся Ки-е-ва, но Яро-слав не до-ве-рял бра-ту и во-ро-тил-ся, лишь со-брав на се-ве-ре силь-ную рать. То-гда, в 1025 го-ду, он за-клю-чил с бра-том мир у Го-род-ца (ве-ро-ят-но, близ Ки-е-ва), по ко-то-ро-му зем-ля Рус-ская бы-ла раз-де-ле-на на две ча-сти по Дне-пру: об-ла-сти по во-сточ-ную сто-ро-ну Дне-пра ото-шли к Мсти-сла-ву, а по за-пад-ную - к Яро-сла-ву.

В 1035 го-ду Мсти-слав умер и Яро-слав стал еди-но-власт-но пра-вить Рус-ской зем-лей - «был са-мо-власт-цем», по вы-ра-же-нию ле-то-пис-ца. В том же го-ду Я. по-са-дил в «по-руб» (тем-ни-цу) бра-та сво-е-го, кня-зя Су-ди-сла-ва Псков-ско-го, окле-ве-тан-но-го, по сло-вам ле-то-пи-сей, пе-ред стар-шим бра-том. В ру-ках Яро-сла-ва бы-ли со-еди-не-ны те-перь все Рус-ские об-ла-сти, за ис-клю-че-ни-ем По-лоц-ко-го кня-же-ства.

Внеш-ние от-но-ше-ния

Яро-сла-ву при-шлось еще со-вер-шать мно-го по-хо-дов про-тив внеш-них вра-гов - по-чти все его кня-же-ние на-пол-не-но вой-на-ми. В 1017 го-ду он успеш-но от-ра-зил на-па-де-ние пе-че-не-гов на Ки-ев и за-тем бо-рол-ся с ни-ми как с со-юз-ни-ка-ми Свя-то-пол-ка Ока-ян-но-го. В 1036 го-ду ле-то-пи-си от-ме-ча-ют оса-ду Ки-е-ва пе-че-не-га-ми в от-сут-ствие Яро-сла-ва, от-лу-чив-ше-го-ся в Нов-го-род. По-лу-чив об этом из-ве-стие, он по-спе-шил на по-мощь и на-го-ло-ву раз-бил пе-че-не-гов под са-мы-ми сте-на-ми Ки-е-ва. По-сле это-го по-ра-же-ния на-па-де-ния пе-че-не-гов на Русь пре-кра-ти-лись. Из-вест-ны по-хо-ды Яро-сла-ва на се-вер про-тив фин-нов. В 1030 го-ду он хо-дил на чудь и утвер-дил свою власть на бе-ре-гах Чуд-ско-го озе-ра, где по-стро-ил го-род и на-звал его Юрье-вым в честь сво-е-го свя-то-го по-кро-ви-те-ля. В 1042 го-ду Яро-слав от-пра-вил сы-на Вла-ди-ми-ра в по-ход на ямь. По-ход был уда-чен, но дру-жи-на Вла-ди-ми-ра вер-ну-лась по-чти без ко-ней вслед-ствие па-де-жа. Есть из-ве-стие о по-хо-де рус-ских при Яро-сла-ве к Ураль-ско-му хреб-ту под пред-во-ди-тель-ством Уле-ба в 1032 го-ду. На за-пад-ных гра-ни-цах Яро-слав вел вой-ны с Лит-вой и ят-вя-га-ми, для пре-кра-ще-ния их на-бе-гов, и с Поль-шей. В 1022 го-ду Яро-слав хо-дил оса-ждать Брест; в 1030 го-ду он взял Бельз (в се-ве-ро-во-сточ-ной Га-ли-ции); в сле-ду-ю-щем го-ду с бра-том Мсти-сла-вом воз-вра-тил в со-став Ру-си чер-вен-ские го-ро-да и при-вел мно-го поль-ских плен-ни-ков, ко-то-рых рас-се-лил по ре-ке Ро-си в го-род-ках для за-щи-ты зе-мель от степ-ных ко-чев-ни-ков. Он, на-ко-нец, от-во-е-вал Брест в 1044 го-ду. Несколь-ко раз Яро-слав хо-дил в Поль-шу на по-мощь ко-ро-лю Ка-зи-ми-ру для усми-ре-ния вос-став-шей Ма-зо-вии; по-след-ний по-ход был в 1047 го-ду. Кня-же-ние Яро-сла-ва так-же озна-ме-но-ва-лось по-след-ним враж-деб-ным столк-но-ве-ни-ем Ру-си с гре-ка-ми. Один из рус-ских куп-цов был убит в ссо-ре с гре-че-ски-ми, по-сле че-го, не по-лу-чая удо-вле-тво-ре-ния за оби-ду, Яро-слав по-слал к Ви-зан-тии боль-шой флот в 1043 го-ду под на-чаль-ством стар-ше-го сы-на Вла-ди-ми-ра Нов-го-род-ско-го и во-е-во-ды Вы-ша-ты. Бу-ря рас-се-я-ла рус-ские ко-раб-ли. Вла-ди-мир ис-тре-бил по-слан-ный для его пре-сле-до-ва-ния гре-че-ский флот, но Вы-ша-та был окру-жен и взят в плен при Варне. В 1046 го-ду был за-клю-чен мир; плен-ные с обе-их сто-рон воз-вра-ще-ны и дру-же-ствен-ные от-но-ше-ния скреп-ле-ны бра-ком лю-би-мо-го сы-на Яро-сла-ва, Все-во-ло-да, с ви-зан-тий-ской ца-рев-ной.

Хо-тя ему при-хо-ди-лось по-чти по-сто-ян-но ве-сти вой-ну, по сло-вам ле-то-пис-ца, во-е-вать он не лю-бил. Во внеш-ней по-ли-ти-ке Яро-слав, как и его отец, боль-ше на-де-ял-ся на ди-пло-ма-тию и вза-и-мо-вы-год-ные от-но-ше-ния, чем на ору-жие. Его вре-мя бы-ло эпо-хой де-я-тель-ных сно-ше-ний с го-су-дар-ства-ми За-па-да. Яро-слав был в род-ствен-ных свя-зях с нор-ман-на-ми: сам он был же-нат на швед-ской прин-цес-се Ин-ги-гер-де, в кре-ще-нии Ирине, а нор-веж-ский принц Га-ральд Сме-лый по-лу-чил ру-ку его до-че-ри Ели-са-ве-ты. Чет-ве-ро сы-но-вей Яро-сла-ва, сре-ди них Все-во-лод, Свя-то-слав и Изя-с-лав, так-же бы-ли же-на-ты на ино-стран-ных прин-цес-сах. Ино-зем-ные кня-зья, та-кие как Олаф Свя-той, Маг-нус Доб-рый, Га-ральд Сме-лый, и знат-ные нор-ман-ны на-хо-ди-ли при-ют и за-щи-ту у Яр-о-сла-ва, а ва-ряж-ские тор-гов-цы поль-зу-ют-ся его осо-бым по-кро-ви-тель-ством. Сест-ра Яро-сла-ва Доб-ро-гре-ва-Ма-рия бы-ла за-му-жем за Ка-зи-ми-ром Поль-ским, вто-рая дочь его, Ан-на - за Ген-ри-хом I Фран-цуз-ским, тре-тья, Ана-ста-сия - за Ан-дре-ем I Вен-гер-ским. Есть из-ве-стия ино-стран-ных ле-то-пис-цев о род-ствен-ных свя-зях с ан-глий-ски-ми ко-ро-ля-ми и о пре-бы-ва-нии при дво-ре Яро-сла-ва двух ан-глий-ских прин-цев, ис-кав-ших убе-жи-ща.

Внут-рен-нее управ-ле-ние

Зна-че-ние Яро-сла-ва в рус-ской ис-то-рии ос-но-вы-ва-ет-ся глав-ным об-ра-зом на его тру-дах по внут-рен-не-му устрой-ству зем-ли Рус-ской. Яро-слав был кня-зем-«на-ряд-ни-ком» зем-ли, ее бла-го-устро-и-те-лем. По-доб-но от-цу, он за-се-лял степ-ные про-стран-ства, по-стро-ил но-вые го-ро-да, такие как Юрьев (ныне Тар-ту) и Яро-славль, про-дол-жал по-ли-ти-ку пред-ше-ствен-ни-ков по охране гра-ниц и тор-го-вых пу-тей от ко-чев-ни-ков и по за-щи-те ин-те-ре-сов рус-ской тор-гов-ли в Ви-зан-тии. Он ого-ро-дил острож-ка-ми юж-ную гра-ни-цу Ру-си со сте-пью и в 1032 го-ду на-чал ста-вить здесь го-ро-да - Юрьев (ныне Бе-лая Цер-ковь), Тор-ческ, Кор-сунь, Тре-поль и дру-гие.

Сто-ли-ца Яро-сла-ва, Ки-ев, за-пад-ным ино-стран-цам ка-за-лась со-пер-ни-ком Кон-стан-ти-но-по-ля; ее ожив-лен-ность, вы-зван-ная ин-тен-сив-ной для то-го вре-ме-ни тор-го-вой де-я-тель-но-стью, изум-ля-ла пи-са-те-лей-ино-стран-цев XI ве-ка - по-ка-за-тель-но, что сын Яро-сла-ва, Все-во-лод, не вы-ез-жая из Ки-е-ва, вы-учил пять язы-ков. Укра-шая Ки-ев мно-ги-ми но-вы-ми по-строй-ка-ми, он об-вел его и но-вы-ми ка-мен-ны-ми сте-на-ми («го-род Яро-сла-ва»), устро-ив в них зна-ме-ни-тые Зо-ло-тые во-ро-та, а над ни-ми - цер-ковь в честь Бла-го-ве-ще-ния. Яро-слав ос-но-вал в Ки-е-ве на ме-сте сво-ей по-бе-ды над пе-че-не-га-ми храм свя-той Со-фии, ве-ли-ко-леп-но укра-сив его фрес-ка-ми и мо-за-и-кой, а так-же по-стро-ил тут мо-на-стырь свя-то-го Ге-ор-гия и мо-на-стырь свя-той Ири-ны (в честь Ан-ге-ла сво-ей су-пру-ги). Про-об-ра-за-ми этих по-стро-ек бы-ли ар-хи-тек-тур-ные со-ору-же-ния Кон-стан-ти-но-по-ля и Иеру-са-ли-ма. За-вер-ше-ние стро-и-тель-ства сов-па-ло с со-зда-ни-ем ве-ли-ко-го па-мят-ни-ка древ-не-рус-ской ли-те-ра-ту-ры, «Сло-ва о За-коне и Бла-го-да-ти», ко-то-рое бы-ло про-из-не-се-но бу-ду-щим свя-ти-те-лем 25 мар-та 1038 го-да. То-гда же бы-ла на-пи-са-на пер-вая рус-ская ле-то-пись - т. н. «Древ-ней-ший свод».

Стерж-нем внут-рен-ней де-я-тель-но-сти свя-то-го кня-зя бы-ло со-дей-ствие рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства на Ру-си, раз-ви-тию необ-хо-ди-мо-го для этой це-ли про-све-ще-ния и под-го-тов-ки свя-щен-но-слу-жи-те-лей из рус-ских. Как в Ки-е-ве, так и в дру-гих го-ро-дах Яро-слав не ща-дил средств на цер-ков-ное бла-го-ле-пие, при-гла-шая для это-го гре-че-ских ма-сте-ров. При Яро-сла-ве при-е-ха-ли на Русь из Ви-зан-тии цер-ков-ные пев-цы, на-учив-шие рус-ских ось-мо-глас-но-му пе-нию. Ле-то-пи-сец от-ме-тил, что при Яро-сла-ве хри-сти-ан-ская ве-ра ста-ла «пло-дить-ся и рас-ши-рять-ся, и чер-но-риз-цы ста-ли мно-жить-ся, и мо-на-сты-ри по-яв-лять-ся». Ко-гда в кон-це его кня-же-ния на-до бы-ло по-ста-вить но-во-го мит-ро-по-ли-та на Ки-ев-скую мит-ро-по-лию, Яро-слав в 1051 го-ду ве-лел со-бо-ру рус-ских епи-ско-пов по-ста-вить мит-ро-по-ли-том свя-ти-те-ля Ила-ри-о-на, пер-во-го ар-хи-пас-ты-ря Рус-ской мит-ро-по-лии ро-дом из рус-ских.

Чтобы при-вить в на-род на-ча-ла хри-сти-ан-ской ве-ры, Яро-слав ве-лел пе-ре-во-дить ру-ко-пис-ные кни-ги с гре-че-ско-го на сла-вян-ский и мно-го сам их по-ку-пал. Со-би-рая по-всю-ду кни-го-пис-цев и пе-ре-вод-чи-ков, он умно-жил ко-ли-че-ство книг на Ру-си и по-сте-пен-но ввел их в по-все-мест-ное упо-треб-ле-ние. Все эти ру-ко-пи-си Яро-слав по-ло-жил в биб-лио-те-ку по-стро-ен-но-го им Со-фий-ского со-бо-ра для об-ще-го поль-зо-ва-ния. Для рас-про-стра-не-ния гра-мо-ты Яро-слав ве-лел ду-хо-вен-ству обу-чать де-тей, а в Нов-го-ро-де, по позд-ней-шим ле-то-пис-ным дан-ным, устро-ил учи-ли-ще на 300 маль-чи-ков.

На-ко-нец, наи-бо-лее зна-ме-ни-тым Яро-слав остал-ся как за-ко-но-да-тель. Уже в Нов-го-ро-де, ко-гда он был на-зна-чен ту-да на-мест-ни-ком, его на-зы-ва-ли Пра-во-суд - имен-но там и на-ча-лась раз-ра-бот-ка пи-са-ных за-ко-нов Ру-си. Яро-сла-ву при-пи-сы-ва-ет-ся древ-ней-ший рус-ский па-мят-ник пра-ва - «Рус-ская Прав-да» (так-же име-ну-е-мый «Устав» или «Суд Яро-славль»), яв-ля-ю-щий-ся сбор-ни-ком дей-ство-вав-ших за-ко-нов и обы-ча-ев, уст-ном «За-коне рус-ском», ко-то-рый упо-ми-нал-ся еще в до-го-во-рах Ру-си с Ви-зан-ти-ей. "Рус-ская Прав-да" бы-ла да-на Нов-го-ро-ду в 1016 го-ду и яви-лась пер-вым пись-мен-ным ко-дек-сом за-ко-нов - уго-лов-ным, граж-дан-ским и адми-ни-стра-тив-ным. Ка-сал-ся он преж-де все-го во-про-сов охра-ны об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка. При Яро-сла-ве по-явил-ся и Цер-ков-ный Устав, или Корм-чая кни-га, со-став-лен-ная на ос-но-ве ви-зан-тий-ско-го Но-мо-ка-но-на. В нем впер-вые бы-ли раз-гра-ни-че-ны по-ня-тия гре-ха и пре-ступ-ле-ния: вся-кое пре-ступ-ле-ние есть грех, но не вся-кий грех - пре-ступ-ле-ние.

Ха-рак-тер и кон-чи-на

По от-зы-ву ле-то-пи-си, ве-ли-кий князь «был хро-мо-ног, но ум у него был доб-рый и на ра-ти был храбр». Опи-сы-вая его ха-рак-тер, ле-то-пи-сец го-во-рит об уме, бла-го-ра-зу-мии, со-стра-да-нии к неиму-щим, храб-ро-сти. Нрав Яро-сла-ва был стро-гим, а жизнь скром-ной, в от-ли-чие от его от-ца, лю-бив-ше-го ве-се-лые пи-ры. Совре-мен-ни-ки от-ме-ча-ли, что Яро-слав был сам на-чи-тан-ным в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах че-ло-ве-ком и вла-дел боль-шой лич-ной биб-лио-те-кой. Он, по сло-вам ле-то-пис-ца, счи-тал кни-ги «ре-ка-ми, спо-соб-ны-ми на-по-ить муд-ро-стью». Бла-го-вер-но-го кня-зя от-ли-ча-ло усер-дие в ве-ре. По од-но-му из пре-да-ний, он ве-лел вы-рыть ко-сти кня-зей Яро-пол-ка и Оле-га и, окре-стив их, по-хо-ро-нил в Ки-ев-ской церк-ви Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, на-де-ясь этим из-ба-вить ду-ши их от веч-ной му-ки и по-ги-бе-ли.

Скон-чал-ся бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Яро-слав Муд-рый 20 фев-ра-ля 1054 го-да в сво-ей за-го-род-ной ре-зи-ден-ции Вы-ш-го-ро-де, под Ки-е-вом. По-хо-ро-ни-ли его в мра-мор-ном гро-бу в за-ло-жен-ном им Ки-ев-ском Со-фий-ском со-бо-ре. Один из под-дан-ных кня-зя про-ца-ра-пал на стене хра-ма над-пись: «В ле-то 6562 ме-ся-ца фев-ра-ля 20-го успе-ние ца-ря на-ше-го…». Раз-де-лив по се-бе зем-ли меж-ду сы-но-вья-ми и пе-ре-дав ки-ев-ский пре-стол стар-ше-му сы-ну Изя-с-ла-ву, он оста-вил им та-кое за-ве-ща-ние:

«Вот я от-хо-жу от се-го све-та, де-ти мои. Лю-би-те друг дру-га, ибо вы бра-тья род-ные, от од-но-го от-ца и од-ной ма-те-ри. Ес-ли бу-де-те жить в люб-ви меж-ду со-бой, то Бог бу-дет с ва-ми. Он по-ко-рит вам всех вра-гов, и бу-де-те жить в ми-ре. Ес-ли же ста-не-те нена-ви-деть друг дру-га, ссо-рить-ся, то и са-ми по-гиб-не-те, и по-гу-би-те зем-лю от-цов и де-дов ва-ших, ко-то-рую они при-об-ре-ли тру-дом сво-им ве-ли-ким».

Па-мять, оцен-ки и по-чи-та-ние

Кня-же-ние Яро-сла-ва озна-ме-но-ва-лось рас-цве-том столь-но-го гра-да Ки-е-ва и укреп-ле-ни-ем эко-но-ми-че-ских и куль-тур-ных свя-зей меж-ду от-дель-ны-ми ча-стя-ми го-су-дар-ства. Это бы-ла эпо-ха выс-ше-го про-цве-та-ния Ки-ев-ской Ру-си. Сво-ей де-я-тель-но-стью Яро-слав так воз-вы-сил-ся, что со вре-ме-нем за ним за-кре-пи-лось про-зва-ние «Муд-ро-го». Имя бла-го-вер-но-го ве-ли-ко-го кня-зя Яро-сла-ва бы-ло вне-се-но в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви по бла-го-сло-ве-нию пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си Алек-сия II 8 де-каб-ря 2005 го-да.

Се-мья

Отец: св. рав-но-ап. Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич (ок. 960-1015), вел. кн. Ки-ев-ский.

Мать: Ро-г-не-да Ро-гво-ло-дов-на, в Кре-ще-нии Ана-ста-сия, кн. По-лоц-кая.

Же-на: прп. Ин-ги-гер-да Ола-фов-на, в Кре-ще-нии Ири-на, в ино-че-стве Ан-на, бл-гв. прин-цес-са Швед-ская.

Де-ти:

Илья († 1020), кн. Нов-го-род-ский 1015-1020.

св. бл-гв. Вла-ди-мир (1020-1052), кн. Нов-го-род-ский 1043-1052.

Изя-с-лав (1024-1078).

Свя-то-слав (1027-1076), кн. Чер-ни-гов-ский.

Все-во-лод (1030-1093).

Вя-че-слав (1036-1057), кн. Смо-лен-ский.

Игорь (1036-1060), кн. Вла-ди-ми-ро-Во-лын-ский.

Ан-на, ко-роле-ва Фран-цуз-ская, же-на Ген-ри-ха I Ка-пе-та.

Ана-ста-сия, ко-роле-ва Вен-гер-ская, же-на Ан-дрея I.

Ели-за-ве-та, ко-роле-ва Нор-веж-ская, же-на Га-раль-да Сме-ло-го.

Молитвы

Тропарь благоверному князю Ярославу Мудрому

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак благоверному князю Ярославу Мудрому

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

Молитва благоверному князю Ярославу Мудрому

О, святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому благоверному князю Ярославу Мудрому

Кондак 1

Избранный от Предвечнаго Царя Небеснаго и Церкви Зиждителя, данный стране нашей ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святый княже Ярославе, приими похвальная пения любовию чтущих святую память твою и моли Христа Бога сохранитися неврежденным нам от враг видимых и невидимых, да со умилением вопием ти:

Икос 1

Ангельское житие возлюбив от юности и ко исканию единаго на потребу направив помыслы твоя, княже Ярославе, дивный образ был еси добродетелей христианских и совершенства духовнаго; темже и возвеличен был еси на земли пред братиею твоею и на небеси прославлен еси от Господа. Мы же, благодаряще Творца и Спаса нашего, славословим тя, яко великаго избранника Божия, со умилением зовуще:

Радуйся, земли Русския княже богоизбранный.

Радуйся, пречестная отрасль равноапостольнаго князя Владимира.

Радуйся, благовеpия пpедков наследниче.

Радуйся, мудрости Соломоновы подражателю.

Радyйся, всем житием своим Богy послyживый.

Радуйся, всех концев земли Русския покpовителю.

Радуйся, заповедей Хpистовых веpный исполнителю.

Радyйся, дивный хранителю, от Бога всем нам дарованный.

Радуйся, святый благоверный великий княже Ярославе.

Кондак 2

Видевше еще отрок сый, прехвальне Ярославе, отца твоего от злых дел к благим деяниям изшедшаго и Светом Христовым озареннаго, купно с братиями твоими святое крещение восприял еси и сердцем твоим богопросвещенным благодарственно воспел еси Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, угодниче Христов, духовным ведением Милосердный Господь озари, яко ты, житие богоугодное возлюбив и благочестивым родителем твоим внимающе, в страсе Божии, молитве и добродетелех возрастал еси. Сего ради, Господь, видя верность твою в малом, над многими тя постави, мы же с любовию взываем ти сице:

Радуйся, в истинах христианских измлада наставленный.

Радуйся, от юности Господа всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, во испытаниих многих Богом дивно хранимый.

Радуйся, подвиги мужества, яко добрый воин, во брани явивый.

Радуйся, водительству Духа Святаго издетска прилежавый.

Радуйся, добродетелем преславных предков твоих подражавый.

Радуйся, благодатныя дары Всесвятаго Утешителя Духа стяжавый.

Радуйся, и нас даром мудрости обогащающий.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляемый, блаженне Ярославе, в кротости и в смирении души твоея возрастал еси, уготовляя себе на служение княжеское, и о помощи небесней молился еси, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея страх Божий в сердце твоем, благоверный княже Ярославе, послушание явил еси отцу твоему Владимиру и, по воли его, от великаго Киева в пределы земли Ростовския княжити прешел еси, идеже жителей в вере в Бога истиннаго утвердил еси и храм великаго пророка Илии тамо воздвигл еси, сим показуяй велию любовь твою ко Господу и святым Его, и подвизаяй нас хвалебно взывати к тебе:

Радуйся, лампадо веры Православныя неугасимая.

Радуйся, к ближним своим любы преизобильная.

Радуйся, неутешных в скорбех утешение.

Радуйся, блаженный храмоздателю.

Радуйся, благолепия церковнаго любителю.

Радуйся, зло творящих вразумление.

Радуйся, Правды Христовы ревнителю.

Радуйся, Отечества Небеснаго любителю.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 4

Буря вражды братоубийственныя сотрясе землю Русскую, егда Святополк Окаянный, властолюбием ослепленный, повеле убити братий твоих возлюбленных Бориса и Глеба; ты же, блаженне Ярославле, скорбя о смерти их, на Господа упование и надежду возложил еси и Его силою правду на Руси утвердил еси, воспевая выну: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о премногих скорбех, претерпенных тобою, святый благоверный княже Ярославе, от Святополка Окаяннаго, величаем выну укрепившаго тя Господа, сохраньшаго тя, егда понужден быв пределы Киевския покинути и преселитися в пределы Новгородския, из нихже с вои своими паки в землю отеческую пришедши, правду Божию утвердил еси. Мы же, вере и мужеству твоему подражая, взываем сице:

Радуйся, пресельник в земли твоей бывый.

Радуйся, горняго града выну усердно взыскавый.

Радуйся, мудрый странниче, на путь спасения стопы твоя направивый.

Радуйся, Божий избранниче, скорби многия претерпевый.

Радуйся, кротко и мирно в Великий Новград княжити возвративыйся.

Радуйся, богоугодно и праведно тамо княживый.

Радуйся, иго Христово всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, всем сердцем его приявый.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 5

Боготечною звездою воссиял еси делы твоими богоугодными, княже Ярославе, и ныне предстоиши престолу Вседержителя; сего ради молим тя: купно со святыми сродники твоими сотвори молитву Царю царствующих да, вашего ради соборнаго предстательства, пробавит милосердие Свое народам словенским, и утвердит ны в вере Православней, вопиющих Ему ныне: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше житие твое праведное, людие русстии славляху тя, своего правителя милостиваго, благоверне Ярославе; ты же похвалы человеческия ни во чтоже вменяя, гордынею неуязвлен пребыл еси, показуя всем образ истиннаго смирения, емуже поучаяся, с любовию вопием ти таковая:

Радуйся, исполнителю правды евангельския.

Радуйся, образе нищеты духовныя.

Радуйся, добродетелей пребогатое сокровище.

Радуйся, благочестивых великая славо.

Радуйся, вдов и сирот питателю.

Радуйся, скорбных сердец утешителю.

Радуйся, яко послужил еси Господеви всяким благоyгождением.

Радуйся, яко за нас ходатайствуеши пред Ним своим заступлением.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 6

Проповедником добродетелей христианских явился еси, преблаженне княже Ярославе: ты бо, ревнуя о благочестии не словом токмо, но всем житием своим, церкви возводил и украшал еси, людем был еси милостивый заступник и попечитель. Сего ради и мы, грешнии, надеющиися на твое милосердное о нас попечение, усердно прибегаем к твоему заступлению, взывающе благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в стране нашей светом добрых дел твоих, святый Ярославе, и на свещнице Церкве Православныя поставлен был еси, да светиши Отечеству твоему земному и приводиши к Солнцу Правды люди русския, со упованием таковыя похвалы тебе возносящия:

Радуйся, верный Христов последователю.

Радуйся, Отечествия Небеснаго усердный взыскателю.

Радуйся, руце твои на рало Господне возложивый.

Радуйся, вспять лица твоего николиже обративый.

Радуйся, Евангелия Царствия Божия проповедниче благогласный.

Радуйся, богомудрыми твоими словесы многи в разуме просвещаяй.

Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю вечнаго спасения.

Радуйся, вразумителю грешных ко исправлению.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 7

Хотяй прославити Божественнаго Искупителя нашего и Его Пречистую Матерь, повелел еси, всемудре Ярославе, воздвигнути в стольном граде Киеве Врата Златыя, ихже венчал еси храмом Благовещения Пресвятыя Богородицы, да всякий пребывающий во граде сем, под благодатным покровом Царицы Небесе и земли пребывает и радости духовныя о сем да исполняется, непрестанно воспевая: Аллилуиа.

Икос 7

Новый Иустиниан великий воистину явился еси, богомудре княже Ярославе, яко храм великий и преславный в честь Святыя Софии - Ипостасныя Премудрости Божия создал еси, и законам справедливым и судам милосердным основание в державе твоей положил еси, благочестие христианское и научение книжное насаждая. Сего ради молим тя: настави всех нас, чтущих святую память твою, быти наследниками дел благих твоих и добродетелем твоим богоугодным последовати, воспевающих ти похвалы сия:

Радуйся, душеполезных знаний преизобильное излияние.

Радуйся, душевреднаго мрака светлое озарение.

Радуйся, неверных смыслов милостивое просвещение.

Радуйся, неправо мудрствующих внезапное низвержение.

Радуйся, верных незыблемое уверение.

Радуйся, отъемлющий духовное помрачение.

Радуйся, миром и любовию души наши наполняющий.

Радуйся, наветов вpажиих мyдpый pазоpителю.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 8

Странника и пришельца себе на земли быти помышляя, блаженне Ярославе, не ведал еси покоя в трудех твоих, люди твоя во благочестии утверждая и державу твою миром ограждая; сего ради, ныне в лике святых благоверных князей пребываеши, веселяся купно с ними и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею Господеви послуживши и всем житием своим Ему благоугодив, прославился еси благочестием, великий княже, и, ко блаженному успению достигши, в мире дух свой Богу предал еси. Мы же, поминающе праведное житие твое и блаженное упокоение, вопием ти:

Радуйся, храмы Божиими грады многия украсивый.

Радуйся, величию земли Русския тем послуживый.

Радуйся, во всем житии твоем вере Христовой поревновавый.

Радуйся, крепость державы твоея тем созидавый.

Радуйся, в народоправлении велию мудрость проявивый.

Радуйся, о благе народа своего усердно пекийся.

Радуйся, общаго мира в пределех страны твоея устроителю.

Радуйся, людем твоим помощниче богодарованный.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 9

Весь еси в вышних, богоблаженне княже Ярославе, во обителех райских водворившися, обаче и нас, тебе тепле почитающих, не оставляеши, наставляя к разуму Божественному и деланию усердному заповедей Христовых. и всякия благополезныя прошения наша исполняеши, подвизая нас Отцу Небесному благодарственно воспевати: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя и риторы искусныя не возмогут по достоянию воспети подвиги твоя, недоумеют бо изрещи достойныя тебе похвалы, княже праведный. Мы же, во всех трудех и подвизех благодать Божию в тебе видяще и, на предстательство твое уповая, взываем ти сице:

Радуйся, лучу светозарнаго солнца Христа, земли Русстей сияющий.

Радуйся, в молитвах о нас ко Господу неумолкающий.

Радуйся, за отечество твое пред Господем милостивый печальниче.

Радуйся, христоподражательнаго жития на земли наставниче.

Радуйся, столпе правоверия Божия непоколебимый.

Радуйся, истины поборниче непреодолимый.

Радуйся, утешение скорбящих и крепкая оградо обидимым.

Радуйся, защищение твердое и отрадо всем ненавидимым.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 10

Спасительная наставления сыновом и народу твоему оставил еси, богомудрый княже, глаголя: «Любите друг друга; аще будете жити в любви между собою, то Бог пребудет с вами и покорит вам враги ваша». Сия убо поминаюше, просим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы возможем в любви со всеми пребывати и спасения вечнаго достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго верный раб и изрядный угодник был еси, благоверный великий княже Ярославе; сего ради благоразумия крилами украшаем, легко прелетел еси вся сети вражия. Мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, с любовию и усердием сице тебе поем:

Радуйся, великий угодниче Божий, жизнь земную свято и праведно скончавый.

Радуйся, пришедый от скорбей многих в покой вечный.

Радуйся, увенчанный от Христа венцем нетленныя славы.

Радуйся, и по смерти заступлением твоим нас не оставляяй.

Радуйся, заповеди Господни творити нас научаяй.

Радуйся, окамененныя сердца во источницы милования обращаяй.

Радуйся, отступивших от правыя веры на путь спасения возвращаяй.

Радуйся, блуждающих по морю жития сего мудре окормляяй.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 11

Пение молебное приими от нас, святый благоверный княже Ярославе, и молитву твою вознеси о нас, чтущих святую память твою, ко Престолу Вседержителя, да радующеся о твоем прославлении на небеси и на земли, и о твоем всегдашнем предстательстве, благодарственно вопием святых Святейшему Отцу Небесному: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, лучами христианских добродетелей сияющее, явился еси, небо церковное украшая, богомудре Ярославе, и всем, блуждающим во тьме неверия, сомнения, маловерия и нечестия, луч надежды на спасение подаваяй и к Солнцу Правды Христу Иисусу путеводяй, да во свете заповедей Его со всеми верными шествуя, радостно тебе воспоют:

Радуйся, душевными твоими очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем шествовавый.

Радуйся, во вся дни живота твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый.

Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый.

Радуйся, от Господа на небеси венец нетленный приявый.

Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.

Радуйся, яко предстательством твоим благодатную помощь обретаем.

Радуйся, яко тебе призывающия скоро предваряеши.

Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 12

Благодатию Божиею в непрестанном творении заповедей Христовых обогативыйся, по отшествии же твоем от земных наипаче к трисолнечному престолу Пресвятыя Троицы приближися, но и от народа твоего духом любве твоея не отступивый; сего ради молим тя: пролей теплую твою молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей и расколов и вся чада ея да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще добpодетели и чyдеса твоя, благоверный княже, купно же велия твоя труды и подвиги, во благоустроение державы нашея тобою подъятыя, усердно благодарим и восхваляем тя, с любовию зовуще:

Радуйся, великий княже Ярославе, Престолу Царя Небеснаго предстояй.

Радуйся, хвалу немолчную Пресвятей Троице возносяй.

Радуйся, жизнь вечную в Царствии Небеснем получивый.

Радуйся, яко дивный образ любве Отца Небеснаго в себе явивый.

Радуйся, безпомощным скорый помощниче.

Радуйся, о спасении грешных теплый молитвенниче.

Радуйся, яко молитвам твоим Господь благоутробно внемлет.

Радyйся, yгодников Божиих сонаследниче.

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 13

О преславный угодниче Христов, великий княже Ярославе, вонми гласу моления нашего и ходатайством твоим испроси нам от Господа в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от ересей и расколов сохранение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение и в час смертный твердое спасения упование, да сподобимся Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Будущий великий князь киевский Ярослав Мудрый был рождён в семье Владимира Святославича и Рогнеды, полоцкой княжны. Он начал княжить уже в 987 году, когда ему были переданы для правления Ростовские земли. Однако, после кончины старшего сына Вышеслава Ярослав становится Новгородским правителем. Кончина киевского князя Владимира дала начало жестокой борьбе между его детьми за обретение отцовской власти. При этом, престол захватывает Святополком Окаянным, убившим ради этого двух своих братьев Глеба и Бориса, которые княжили в Смоленских и Ростовских землях. Остановить Святополка было суждено Ярославу, который одержав победу, стал великим князем.

Князь взял в жёны Ингигерду, которая приходилась дочерью конунга шведов.

В период правления этого великого князя (1019-1054 годы) Киевская Русь достигла своего наибольшего расцвета, став одним из самых мощных в Европе. Вся политическая и военная деятельность Ярослава Мудрого была полностью направлена на укрепление стольного города и обширных владений. Именно в период данного правителя началось активное возведение городов.

Благодаря стратегическому уму и ведению мудрой внешней политики киевский князь смог значительно поднять авторитет государства. Весьма удачлив был Ярослав и делах военных. Например, очень успешными считаются военные походы на Польшу, Литовское княжество, а также на территории, принадлежавшие финским народам. Однако, самой запоминающейся значимой победа было поражение печенегов в 1036 году.

Кроме того, в эпоху правления этого мудрого князя Киевская Русь в последний раз столкнулась с Византией, вступив с ней в военный конфликт и подписав после мирный договор, который был подкреплён династическим браком. Необходимо отметить, что Ярослав Мудрый довольно часто использовал этот политический приём (династические браки) для закрепления результатов своей внешней политики.

Реформы киевского князя смогли охватить каждую сферу общественной жизни. Ярослав Мудрый активно развивал на Руси идеи просвещения, а большая часть его внутренней политики была направлена на повышение грамотности и образованности народа. Он основал училище в котором мальчиков обучали церковному делу. К слову, именно в период правления Ярослава в Киевской Руси появляется свой митрополит.

И, конечно же, стоит отметить наставническую литературную деятельность князя, который оставил после себя очень важные литературные и юридические памятки.

Правитель Ярослав является одним из наиболее почитаемых князей Киевской Руси. Это довольно яркая личность, воспоминания о которой сохранились в летописях.

Во время правления князя Киевская Русь укрепила свои позиции на политической карте мира, вступила в период расцвета. В характеристику Ярослава Мудрого включены такие черты, как решительность, справедливость, храбрость, любовь к науке, глубокая религиозность и сильная воля.

Биография

Князь Ярослав родился в 978 году (именно эта дата указана во многих источниках) в семье Владимира, принадлежащего к роду Рюриковичей, и Рогнеды – полоцкой княжны. Четырёх братьев Ярослава князь Владимир назначил правителями разных городов Руси. В девять лет Ярослав стал князем Ростова , в правлении ему помогал воевода Будый. Когда князь начал управлять Новгородом, воевода стал его ближайшим соратником. Две третьих собранной с Новгорода дани князь отправлял своему отцу в Киев. Именно это привело к бунту сына, которого поддержали жители Новгорода. Князь Владимир не успел наказать его за восстание, так как скончался при подготовке дружины для усмирения бунтарей.

Правление наследника началось с войны за престол. Первым его занял сын Владимира – Святополк, который уничтожил трёх младших братьев. Правитель Новгорода сумел победить старшего брата в Любечской битве, после чего братья поделили Киев по Днепру. Полную власть над Киевским престолом Ярослав получил в 1019 году после смерти Святополка.

Начало «золотого» времени Киевской Руси

Описание правления Ярослава Мудрого кратко можно найти в летописях . Началось оно с победы над печенегами. Они напали на Киев в то время, когда князь отлучился в Новгород для постройки нового храма. Но опасность заставила правителя вернуться и отбить Киев у нападающих. С этого времени набеги печенег на столицу на некоторое время прекратились.

После боя князь начал укреплять власть и принялся за застройку города. Он возвёл Софийский собор, фреска и мозаики которого поражают ценителей искусства до сегодняшнего дня. В Киеве появились Золотые ворота, над которыми возвысилась церковь Благовещения. Вокруг города возвели каменные ворота, сама Киевская Русь стала одним из самых сильных европейских государств.

Внешняя политика

Во внешней политике князь ориентировался на укрепление международного положения государства . В перечне его военных походов указаны победы над финским народом, княжеством Литовским, Польшей. Именно Ярослав окончил вражду между Киевской Русью и Византией, подписал мирный договор. Брак между сыном князя Всеволодом и принцессой Анной закрепил перемирие.

Авторитет княжества подкреплялся династическими браками. Трёх своих дочерей князь выдал замуж за правителей других государств: Анна стала женой короля Франции, Анастасия заняла венгерский престол рядом с королём Андреем, принц Норвегии Гаральд женился на Анастасии. Трое из шести сыновей Ярослава стали мужьями принцесс Германии.

Внутренняя политика

В годы правления Ярослава Мудрого активно просвещался народ . Князь построил церковную школу для мальчиков, заботился о переписи и переводе греческих книг. Он прервал зависимость Русской православной церкви от Византии путём назначения русского митрополита Иллариона.

Активно строились новые церкви, развивалось искусство архитектуры, живописи, росписи храмов. Многие русские монастыри появились именно благодаря князю Ярославу. Он восстановил выплату десятины – десятую часть дохода подданные отдавали на развитие церкви и постройку новых храмов.

Правитель очень любил читать и пытался привить любовь к чтению у своих подданных. Во время его княжения была собрана библиотека, состоящая из книг и документов. Именно за любовь к книгам и религии князь получил прозвище Мудрый. Князь издал первый свод законов на Киевской Руси – «Русская правда» , а также свод церковных канонов «Номоканон». В этих документах князь справедливо определял наказание за преступления, совершаемые в княжестве. Он отменил смертную казнь, заменив её штрафами.

Личная жизнь князя

Большое влияние на владельца киевского престола имела его супруга – Ингигерда, после крещения получившая имя Ирины. Город Санкт-Петербург был построен на землях, которые она получила в наследство от своего отца. Ирина возвела в Киеве первый монастырь для женщин. Супруга полностью приняла веру своего мужа, разделяла его политические взгляды и делала многое для уже существующих и строящихся храмов.

О взаимоотношениях между супругами известно немногое, но в браке появились три дочери и шестеро сыновей. По историческому портрету Ярослава Мудрого сложно назвать красавцем: крупные глаза, резкая черта рта и выступающий нос не добавляли привлекательности, но Ирина была предана своему супругу. Князь был хромым, но в Киевской Руси физические изъяны были признаком незаурядного ума. Мудрым князя стали называть после его смерти, а при жизни он получил прозвище «Хромец».

В источниках указаны разные имена супруги правителя – Ирина и Анна. Некоторые учёные объясняют это тем, что в преклонном возрасте Ирина постриглась в монахини и приняла имя Анна. В пятнадцатом веке Анна была причислена к лику святых, сегодня она является покровительницей современного Новгорода.

Итоги правления и реформы

К итогам правления Ярослава Мудрого относят такие итоги внутренней и внешней политики:

  • полное утверждение христианства как государственной религии;
  • создание законодательной системы;
  • введение просвещённости среди простого народа;
  • укрепление власти князей;
  • создание новых и укрепление существующих связей Киевской Руси с государствами запада;
  • укрепление международного авторитета княжества.

Деятельность Ярослава Мудрого принесла множество позитивных результатов для великого княжества. К главным реформам Ярослава Мудрого относятся:

Свои последние годы правитель проводил в Вышгороде. Смерть наступила во время праздника Православия, правитель скончался на руках своего сына Всеволода в возрасте семидесяти шести лет.

В двадцатом веке саркофаг с останками князя трижды вскрывали, вследствие чего сейчас неизвестно настоящее место их пребывания. Считается, что гробница с его скелетом была перевезена в США во время наступления нацистских войск. В двадцать первом веке князя Ярослава причислили к лику святых.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!