Что нужно чтобы стать военным пилотом. Старт в профессию пилота: советы абитуриентам и адреса учебных заведений

В былые добрые времена многие мальчишки, да и девчонки, мечтали стать летчиками. К этой плеяде относился и автор данной статьи. Но в далекие тридцатые-сороковые годы, когда IX съезд ВЛКСМ провозгласил лозунг «Комсомолец на самолет!», молодые ребята видели в профессии летчика лишь чарующую романтику, ни с чем не сравнимый престиж человека неба. О других сторонах этой очень сложной, с высокой степенью риска профессии как-то не было принято говорить.


В настоящее время многие молодые люди тоже хотят стать военными летчиками. Считаю, что ребятам, которые мечтают связать свою судьбу с профессией летчика, полезно будет знать мнение человека, который посвятил летной работе практически всю свою жизнь - от школьника до полковника, военного летчика первого класса.

В этой статье я попытаюсь изложить свой взгляд, свое видение профессии летчика, то есть как бы со стороны посмотреть на свой долголетний «авиационный» путь и сделать вывод: правильно ли я поступил после окончания средней школы, что выбрал профессию летчика.

Сразу хочу оговориться: я летчик истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.

Сам процесс становления летчика можно сравнить с бегом на длинную дистанцию по сильно пересеченной местности с большим количеством различного рода препятствий. Чтобы «не сойти» с дистанции, молодой человек, который твердо решил стать военным летчиком, прежде всего должен иметь огромное желание летать. Поступать в летное училище не по зову сердца, а «за компанию» со своими друзьями ни в коем случае нельзя. Такой «соискатель» профессии летчика, даже если и проскочит всеми правдами и неправдами в летное училище, будет учиться без всякого желания. Теоретические занятия для него будут казаться пыткой. А, как известно, без глубоких знаний по всем теоретическим дисциплинам учебной программы хорошим летчиком стать нельзя. Кроме того, не всегда прекрасные бытовые условия летного училища и строгая воинская дисциплина могут ассоциироваться у такого «соискателя» с нарушениям «прав человека».

Прославленный советский летчик М. М. Громов, говоря о летной профессии, подчеркивал, что профессиональное воспитание человека следует начинать до овладения профессией, а воспитание осознанности выбора доводить до убеждения, а затем до уровня веры с последующим формированием отношения к авиации как к своему идеалу.

Нельзя не согласиться со столь глубоким высказыванием знаменитого пилота.

Я убежден, что именно в детстве мечта стать летчиком наиболее надежно «поселяется» в душе молодого человека. И с этого момента вся его последующая жизнь, дела и поступки подчинены этой мечте. Она станет своего рода программой жизни будущего летчика, его путеводной звездой. Молодой человек начинает с жадностью ловить всю информацию об авиации. Книги, журналы, кинофильмы, рассказы бывалых летчиков, посещение музеев, авиационных выставок - все это весьма благотворно сказывается на морально-психологической подготовке юноши к его будущей профессии. Сам того не замечая, он начинает более серьезно относиться к учебе. У него появляется тяга к совершенствованию физической культуры, он навсегда расстается с вредными для человека привычками.

Когда кончаются школьные годы, у молодого человека, который носит в душе мечту стать летчиком, нет проблемы куда пойти учиться. Можно смело сказать, что он уже морально подготовлен поступить в летное училище. Остается только узнать, когда там начинаются вступительные экзамены и условия приема.

В любом летном училище на экзаменах приемная комиссия прежде всего проверяет уровень знаний абитуриента по основным общеобразовательным дисциплинам. При этом, члены комиссии выявляют истинные знания у поступающего, которые зачастую далеко не соответствуют тем оценкам, которые значатся в аттестате об окончании средней школы. Поэтому экзаменаторы смотрят на аттестат зрелости, как на любой другой документ, который должен быть «в наличии».

На вступительных экзаменах в летное училище особое внимание уделяется экзамену по физической подготовке. Дело в том, что авиация, на протяжении всей , никогда не уважала хилых, бледнолицых, слабо развитых в физическом отношении людей.

Несведущему человеку часто кажется, что летчики в воздухе выполняют всякие там выкрутасы (перевороты, петли, полупетли, бочки, пикирование, горки и т. п.) ради развлечения, как бы от нечего делать. На самом же деле, выполняя каждую из перечисленных фигур пилотажа, летчик испытывает на себе пяти-шестикратные перегрузки в течение длительного времени, а отсюда следует, что слабо подготовленному в физическом отношении человеку в воздухе делать нечего.

Поэтому каждый абитуриент при поступлении в летное училище проходит строгую медицинскую комиссию, в задачу которой входит проверка состояния здоровья молодого человека, как говорится, по всем швам. Врачи проверяют: сердце, легкие, зрение, слух, нервную систему, силу рук, быстроту реакции, время адаптации при переходе от дневного освещения к полной темноте, состояние вестибулярного аппарата, глубину зрения и т. д.

Короче говоря, тот абитуриент, который успешно проходит медицинскую комиссию, может считать себя поступившим в летное училище на 50 процентов.

Но бывают случаи (я свидетель одного из них), когда абитуриент прошел все комиссии, успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в училище. Теоретический курс училищной программы тоже прошел без затруднений. Но когда начались вывозные полеты на самолете Як-18, курсант, как говорят, забуксовал. Причина: он при выполнении посадки не мог определить момент выравнивания самолета на установленной высоте и выравнивал машину значительно выше, чем положено по инструкции. Эта серьезная ошибка курсанта (если бы он летел без инструктора) могла привести к потере скорости самолета, грубейшей посадке и даже поломке шасси.

Инструктор долго и упорно стремился научить своего подопечного правильно подводить самолет к земле, но тщетно. Курсант, как говорят в авиации, «боялся» земли. Значит, у него был какой-то глубоко спрятанный дефект зрения, который не смогла выявить даже медицинская комиссия. Этот дефект отрицательно влиял на так называемый глубинный глазомер, и курсант не мог правильно определить высоту выравнивания самолета на посадке.

Командованию училища жаль было отчислять крепкого краснощекого курсанта, но и выпускать его в самостоятельный полет было опасно. Вскоре он расстался с авиацией раз и навсегда.

Трудно сказать, знал ли этот молодой человек дефект своего зрения. Если не знал, то его винить нельзя. Но если знал и скрывал, стремился любой ценой стать летчиком, то шел явно по неверному пути.

Добиваться осуществления своей заветной мечты нужно, но только честным путем. Другие пути исключаются.

Итак, после сдачи вступительных экзаменов и прохождения различных комиссий, вчерашние выпускники общеобразовательных школ становятся курсантами летных училищ. Они прощаются с гражданской «Вольницей» и начинают новую жизнь по армейским законам.

Обучение будущих военных бойцов начинается с теоретической подготовки. Все дисциплины обширной учебной программы изучаются в строгой логической последовательности. Занятия ведут, как правило, высокоподготовленные преподаватели. Основными дисциплинами учебной программы являются: теория полета, авиационная техника, самолетовождение, теория воздушной стрельбы, метеорология и др.

В процессе теоретической подготовки курсанты сдают зачеты и экзамены по всем изучаемым дисциплинам. Помимо изучения чисто «авиационных» дисциплин, курсанты летного училища получают полную общевойсковую подготовку: досконально изучают воинские уставы, регулярно занимаются строевой подготовкой (будущий летчик-офицер должен иметь прекрасную строевую выправку). Другими словами, для курсанта летного училища первый курс является самым трудным, но в то же время и самым интересным. Каждый день - все новое. Процесс обучения настолько насыщен, что курсанту, как говорится, «некогда в небо глянуть».

Именно на этом этапе проверяется глубина и серьезность «влюбленности» курсанта в авиацию. Если его не страшат любые трудности в достижении своей мечты стать военным летчиком - значит, он на верном пути у цели.

После прохождения курса теоретической подготовки курсанты сдают экзамены и приступают к выполнению летной программы. Наступает весьма важный период для командования и инструкторского состава училища: научить курсантов, которые, возможно, никогда не поднимались в небо, самостоятельно летать.

Программа летной подготовки начинается с вывозных полетов, которым предшествует тщательная наземная подготовка. В ходе наземной подготовки курсанты изучают район предстоящих полетов по карте, а затем их сажают в транспортный самолет и облетывают район с той целью, чтобы курсанты с воздуха сами посмотрели наиболее характерные наземные ориентиры, населенные пункты, месторасположение стрелкового полигона и пилотажных зон. В ходе наземной и предварительной подготовки большое значение уделяется тренажам в кабине учебно-тренировочного самолета, на котором предстоит летать.

В это же время курсантов распределяют по летным группам (5-6 человек) и представляют инструктора, который будет их учить летать в течение всей вывозной программы.

И вот наступает долгожданный первый день полетов. Рано утром курсанты прибывают строем на аэродром уже в летном обмундировании. Радостные лица, улыбки, шутки. Еще бы! Ведь этот день знаменует начало осуществления заветной мечты стать летчиком.

За полчаса до начала полетов курсанты выстраиваются перед самолетами по своим летным группам во главе с инструктором. После необходимых указаний руководителя полетов следует очень приятная для любого летчика команда: «По самолетам!».

Первый полет с инструктором курсант запоминает на всю жизнь, несмотря на то, что управление самолетом полностью осуществляет инструктор с задней кабины. В последующих полетах учитель постепенно начинает «приобщать» к управлению самолетом ученика. В полете инструктор не только показывает, как и что нужно делать, но и объясняет, почему именно так нужно делать. Таким образом, курсант от полета к полету все больше и больше получает навыков управления самолетом.

После выполнения 40-45 полетов большинство курсантов бывает готово к самостоятельным полетам. И вот наступает день, когда инструктор в полете совершенно не вмешивается в управление машиной. Курсант сам взлетает, выполняет полет по кругу и производит посадку. Но инструктор в таком полете не просто сидит «сложа руки», а тщательно следит за всеми действиями обучаемого и готов в любую секунду вмешаться в управление машиной, если курсант допустит грубую ошибку. Но если таковой (таковых) нет, то инструктор после полета докладывает вышестоящему командиру, что курсант готов выполнить контрольный полет на допуск к самостоятельному вылету.

Выпустить в первый самостоятельный полет курсанта имеют право командир полка или командир эскадрильи. В день получения допуска к самостоятельному полету курсант чувствует себя на «седьмом небе». В этот исторический для курсанта полет всегда провожает инструктор. И я не ошибусь, если скажу, что нет такого курсанта, у которого бы не «ёкнуло» сердце в эти короткие минуты последних инструкторских указаний. В свою очередь инструктор, выпуская своего «питомца» в первый самостоятельный полет, волнуется не меньше курсанта. Учитель успокаивается только тогда, когда его ученик, заканчивая полет, благополучно произведет посадку.

Первый самостоятельный полет для курсанта - это целое событие. Его душевное состояние можно понять. Ведь молодой человек первый раз в жизни сам поднимает крылатую машину в воздух! В этот момент курсанта охватывает ни с чем не сравнимое чувство гордости за выбранную профессию.

В день самостоятельного вылета ему дают лишь один полет. Это делается для того, чтобы только что родившийся летчик в спокойной обстановке смог проанализировать каждый момент своего вылета и выявить причины допущенных в полете ошибок.

В последующих полетах курсант постепенно врастает в свою «самостоятельность», обретает уверенность в своих действиях. Летная программа в училище построена по принципу: обучение курсантов должно идти от простого к сложному.

Выполнив установленное количество самостоятельных полетов по кругу, курсант выполняет контрольный полет в пилотажную зону со своим инструктором, который показывает ему, как нужно выполнять фигуры простого пилотажа. После контрольного полета курсант самостоятельно выполняет полеты в зону и последовательно учится выполнять ту или иную фигуру. С каждым очередным полетом задания усложняются. После обработки пилотажа в зоне следуют полеты по маршруту и полеты на стрелковый полигон.

В процессе выполнения летной программы курсанта систематически контролируют (кроме инструктора) командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи, а иногда и командир полка. Постоянный контроль вышестоящих командиров благотворно влияет на летную подготовку курсантов.

Быстро летят годы обучения в училище. Курсантам кажется, что не так давно они сдавали вступительные экзамены, а уже подошло время готовиться к выпускным.

В летных училищах курсант сдает выпускные экзамены не только по теоретическим дисциплинам, но и по летной подготовке, когда он в реальном полете должен показать свое умение выполнять комплекс фигур по заданию экзаменатора. Экзамен принимает член государственной экзаменационной комиссии. Курсант, находясь в передней кабине учебно-тренировочного самолета, должен показать экзаменатору качество своей летной подготовки, которую он получил в училище. Проверяющий главное внимание обращает на выполнение взлета, выполнение комплекса фигур в пилотажной зоне, ведение визуальной ориентировки, возвращение на аэродром и посадку. Причем посадка самолета, как один из основных элементов полета, контролируется и оценивается скрупулезно.

После посадки самолета экзаменатор крепко пожимает руку курсанта и поздравляет его фактически с окончанием летного училища. А затем наступает непродолжительный период ожидания приказа Министра обороны о присвоении первичного офицерского звания «лейтенант».

День выпуска из училища курсантов считается великим праздником. В проведении этого мероприятия принимает участие весь личный состав училища. Курсанты, в заранее приготовленной офицерской парадной форме, выстраиваются перед зданием штаба училища. Знаменная группа под звуки духового оркестра выносит Знамя училища. Затем зачитывается приказ Министра обороны о присвоении офицерского звания, и начальник училища вручает каждому выпускнику диплом об окончании училища. После чего уже молодые лейтенанты последний раз проходят торжественным маршем перед руководящим составом училища. День выпуска заканчивается праздничным обедом. А утром следующего дня выпускники прощаются с родным училищем и отправляются в отпуск, по окончании которого молодые лейтенанты разъезжаются в различные строевые части согласно предписанию.

С момента прибытия в полк у молодых летчиков начинается служба в авиации, основным содержанием которой являются полеты.

Существенное влияние на молодых пилотов, их дальнейшую службу в строевой части оказывает микроклимат в коллективе. На первых порах здесь все новое: новый коллектив, как правило, новый тип самолета, новый район полетов и т. д. Нет необходимости говорить, какое огромное влияние оказывает на молодых летчиков руководящий и летный состав полка. В лице командиров всех степеней они видят своих наставников, учителей, высококлассных специалистов и стремятся подражать им во всем.

Обычно в течение месяца молодое пополнение изучает новую авиационную технику, район предстоящих полетов, основные документы, регламентирующие летную работу, сдают зачеты и таким образом получают допуск к полетам в боевом полку.

Полеты для любого летчика, а тем более молодого, который попал в авиацию не случайно, а по зову сердца, являются самым важным делом его жизни. И не зря поется в известной песне: «первым делом, первым делом самолеты...». В полку становление молодого летчика как воздушного бойца начинается с полетов днем в простых метеоусловиях по программе ввода в строй. В ней четко определено количество полетов по каждому упражнению. Затем следуют полеты в сложных метеоусловиях днем, полеты ночью в простых и сложных метеоусловиях. Проходя все эти ступени, молодой летчик постепенно обретает навыки настоящего воздушного бойца.

В напряженных армейских буднях лейтенанты не замечают, как быстро пролетает первый год службы в строевой части. А вместе с уходящим годом от них уходит и статус «молодые летчики». Теперь в летной работе и дальнейшей службе с этой категорией летного состава значительно повышается спрос за те или иные промахи, допущенные не только в воздухе, но и на земле без скидки на молодость. Командование полка, безусловно, учитывает то, что вчерашние молодые не станут в одночасье опытными летчиками, как «старики». Поэтому еще некоторое время лейтенантов больше ругают, чем наказывают за допущенные ошибки, особенно в полетах.

Находясь все время вот в такой «буче молодой кипучей», - как писал В.В.Маяковский, летчики постепенно втягиваются в полеты и уже не представляют свою жизнь без неба. Для них самым жестоким наказанием становится отстранение от полетов, но, как правило, к этой мере наказания командование полка прибегает очень редко.

Неудержимо летит время. Бывшие молодые летчики, прибывшие в полк со значком третьего класса, вскоре становятся летчиками второго, а затем и первого класса.

Первоклассный летчик - это золотой фонд Военно-воздушных сил. Он полностью подготовлен к боевым действиям в любых метеоусловиях как днем, так и ночью. Но это совершенно не означает, что теперь первоклассный летчик может летать от случая к случаю. Любой летчик может потерять навыки, если он не будет систематически летать. Профессиональная подготовка летчика не терпит больших перерывов в полетах.

Сама по себе летная работа весьма и весьма интересна. Однако в ней, как и в любой другой работе, есть не только романтика полета, но и неприятные моменты или, как их официально называют, особые случаи в полете. К ним относятся различного рода отказы авиатехники (остановка двигателя в полете, отказ гидравлической системы самолета, что тут же вызывает отказ управления самолетом, отказ генератора, компаса, радиосвязи и т. д.). К особым случаям в полете относятся и такие, как попадание летчика в опасные для полета метеоусловия (гроза, обледенение). Нельзя умалчивать о таком особом случае в полете, как иллюзия.

В толковых словарях иллюзия трактуется как обман чувств (нечто кажущееся). Она чаще всего проявляется при полетах в облаках днем и особенно ночью, над морем при плохой видимости. В чем опасность такого явления для летчика? Она заключается в том, что пилот не верит показаниям приборов, которые, как правило, работают отлично. Оказавшись в такой ситуации (летчики это хорошо знают), нужно приказать самому себе: «Пилотируй только по приборам!» Причины иллюзии - в необычном воздействии воздушной среды на человека, чьи ощущения приспособлены к земным условиям. Возникновение иллюзорных ощущений не является свидетельством неподготовленности или ослабленного здоровья летчика. Даже у высоко-подготовленного летчика с отменным здоровьем возникает иллюзия.

Наиболее характерные особые случаи в полете и действия летчика при возникновении этих случаев четко изложены в инструкциях по эксплуатации соответствующего типа самолета.

Безусловно, любой летчик, оторвавшись от взлетно-посадочной полосы, не думает о том, что в этом полете возникнет какой-то особый случай. Вместе с тем пилот на предварительной подготовке к полетам «на всякий случай» тщательно просматривает раздел инструкции «Особые случаи в полете».

В ходе встреч с выпускниками средних школ ребята иногда задают мне такой вопрос: «Испытывает ли пилот чувство страха в обычном нормальном полете?» Я всегда отвечаю, что нет, не испытывает, но тут же подчеркиваю, что у летчика, как и любого другого человека, есть чувство самосохранения. Оно обостряется в момент опасности, которая в свою очередь вызывает волнение человека. У каждого из нас волнение проявляется по-разному. У некоторых людей оно возрастает до такой степени, что человек теряет способность творчески и логично мыслить, чувствует физическую слабость. Такое состояние характеризуется полной потерей управления собой и называется страхом. Но летчик в случае возникновения опасности думает прежде всего о том, как побыстрее выйти из создавшегося положения, то есть думать о страхе некогда. В эти секунды в памяти летчика возникают указания инструкции о порядке действий в сложившейся ситуации.

Подводя итог написанному, следует сказать, что профессия летчика является одной из сложных профессий. Она требует разносторонних знаний, умений и навыков от человека, который до глубины души полюбил эту профессию.

Все о чем я написал - это пройденный мною путь в авиации. На этом пути, как говорится, было все: серьезные отказы авиационной техники; попадание в грозовые облака, когда самолет трясло так, что казалось, вот-вот оторвутся подвесные топливные баки; посадка на полностью обледеневший аэродром, когда самолет с величайшим трудом удалось удерживать на посадочной полосе; неоднократно «крутила» иллюзия. В разных полках, где мне приходилось служить, были катастрофы, гибли товарищи. Но при всем этом у меня никогда не возникала мысль: а не уйти ли из авиации? После каждого чрезвычайного происшествия в полку мы, летчики, стремились разобраться в причинах, которые привели к аварии или катастрофе, и тем самым извлекали уроки из несчастных случаев с той целью, чтобы самим не повторить их.

Порой, анализируя свой пройденный авиационный путь, я еще и еще раз убеждаюсь, что абсолютно правильно поступил, когда выбрал себе замечательную профессию военного летчика.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Военные летчики - элита армии во многих современных государствах. Отбор в военную авиацию очень строг. Слабым здесь не место.

Средняя заработная плата: 110000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Военная авиация появилась в 1909 году. В начале первой мировой самолеты использовали только для разведки корректировки артиллерийского огня. Но уже во второй половине войны помощники пилотов вручную сбрасывали на пехоту металлические дротики, а также бомбы на наземные объекты. После на самолеты были установлены пулеметы, что позволило вести бой с вражеской авиацией. Во вторую мировую военная авиация вышла на новый уровень развития. В небе велись ожесточенные бои между эскадрильями истребителей, а узлы коммуникаций, объекты инфраструктуры и производства разрушались бомбардировщиками.

Описание профессии

Военный летчик - это член экипажа военного самолета. Современные военные авиационные аппараты конструируют так, чтобы они были многофункциональными и могли не только уничтожать наземные объекты, но и выполнять разведывательные задачи, а также вести бой с авиацией противника. Однако традиционная классификация авиации сохраняется.

  1. Истребители способны развивать большую скорость и уничтожать объекты в воздухе на высоте до 20 км и выше.
  2. Тактические бомбардировщики рассчитаны на выполнение индивидуальных задач как на любом участке фронта, так и в тылу противника.
  3. Стратегические бомбардировщики предназначены для выполнения масштабных боевых задач и участия в крупных сражениях для поддержки наземной военной техники и пехоты.
  4. Разведчики - это легковооруженные, многоместные истребители или бомбардировщики, оборудованные фото- и видеокамерами, радиолокационными приборами, и различными средствами связи.
  5. Военно-транспортные самолеты большой вместимости и грузоподъемности способны сбрасывать с высоты до 3000 км десантников и грузы, в том числе технику.
  6. Вертолеты используются для высадки десанта, транспортировки грузов, раненых и убитых, эвакуации гражданских лиц и отрядов спецназначения, уничтожения танков и наземной техники, а также для поддержки пехоты и техники в локальных операциях.

Плюсы и минусы профессии

Отрицательные стороны:

  1. Военный летчик - работа очень опасная. Есть риск для жизни. Более того, замечено, что в вооруженных конфликтах летчиков часто допытывают с особым пристрастием и, как правило, не держат в плену, а уничтожают.
  2. Все обычные минусы жизни военнослужащих присущи и работе военного летчика: постоянные переезды, проживание в отдаленных гарнизонах, часто вдали от цивилизации.
  3. Вред для здоровья и связанный с этим риск списания в запас. Постоянные перегрузки, эмоциональное напряжение - все это со временем приводит к возникновению серьезных заболеваний, несовместимых с выполнением профессиональных обязанностей..

Положительные стороны:

  1. В РФ военной авиации уделяется особое внимание. Стратегические и тактические бомбардировщики - основа военной мощи любой ядерной державы. Поэтому в этом роде войск очень хорошее обеспечение: питание, зарплата, снабжение жильем и т.д.
  2. Военные летчики могут рано выходить на пенсию. Пенсия у них достойная.
  3. Быстрый карьерный рост.

Образование

Стать военным летчиком можно, получив образование соответствующей направленности в авиационном или военном вузе либо в летном училище. А можно и просто попасть в этот род войск при распределении призывников. После прохождения курса молодого бойца военные летчики учатся пять лет. Первые два года учеба проходит на базе в Краснодаре. После этого, в зависимости от выбранного рода авиации - в Армавире, Балашове или Борисоглебске.

Обязанности летчика, зарплата

Военный летчик должен знать все об особенностях и характеристиках всех видов военных самолетов, которые состоят на вооружении государств мира. Кроме того, ему надо разбираться в особенностях конструкций самолетов и в подробностях знать их внутреннее устройство, чтобы при необходимости самостоятельно выполнить ремонт в любых условиях. Разумеется, летчик обязан владеть навыками сухопутного боя и хорошо знать принципы работы систем противовоздушной обороны и радаров. Безупречное мастерство - это не только главный фактор, влияющий на успех выполнения боевой задачи, но и навык, от которого напрямую зависит личная безопасность пилота и жизни гражданских лиц.

Зарплата военного летчика не менее 100 000 рублей. При этом во время участия в вооруженных эта цифра может значительно возрастать. Военные находятся на полном государственном обеспечении. К тому же военные летчики - одни из первых в списках на получение жилья за счет госбюджета. В целом этот род войск можно назвать привилегированным.

Профессия летчика всегда вызывала интерес у юношей. Кроме того, что она несет в себе определенную долю романтики, она еще и достаточно прибыльна. Однако не все те, кто мечтает о небе, могут стать пилотами, так как для этого необходимо пройти суровый профессиональный отбор.

На какие подводные камни могут наткнуться те, кто задается вопросом о том, как стать летчиком? Для того, чтобы покорить небо и стать летчиком необходимо получить летное свидетельство, которое также называют "летными правами". Именно этот документ подтверждает, что вам удалось с успехом окончить курс подготовки, и вы готовы к тому, чтобы самостоятельно управлять вверенным вам летательным аппаратом.

Перед тем, как вам будет выдано вожделенное свидетельство, вы будете должны пройти суровую медицинскую комиссию, специальное обучение, включающее практическую и теоретическую подготовку, сдать соответствующие экзамены. Также вам понадобится отлетать определенное количество часов. Проще всего это сделать поступив в военное летное училище или в академию ГВФ. Другая возможность для получения лицензии пилота - обучение и получение необходимых навыков в аэроклубе.

После того, как вы пройдете необходимое обучение, вам будет выдано летное удостоверение. Существует три категории "прав летчика", которые даются последовательно одна за другой. В некоторых случаях, например при интегрированном обучении в летной высшей школе, допускается "перепрыгивание" через категорию.

Первая категория имеет международное обозначение PPL и означает, что ее владелец является частным пилотом-любителем. Таким пилотам запрещается работать по найму, а летать им можно только для собственного удовольствия.

В большинстве случаев этого достаточно. Однако если вас интересует как стать летчиком и работать на лайнере, выполняющем международные рейсы, вам необходимо продолжить свое обучение и получить лицензию более высокой категории.

Вторая категория - это лицензия CPL, т.е. лицензия коммерческого пилота. Ее выдают всем выпускникам всех летных вузов. Летчикам, получившим эту лицензию, разрешается заниматься коммерческими полетами, однако при этом имеются некоторые ограничения. Например, если в составе экипажа есть хотя бы два пилота, то пилоту с коммерческой лицензией разрешается быть только вторым пилотом.

Вершина профессионального летного мастерства - это получение ATPL или лицензии линейного пилота. Данная категория является подтверждением того, что у вас за плечами имеется большой опыт управления воздушной техникой, и вы имеете право быть командиром экипажа и выполнять коммерческие полеты.

Чем отличается летчик от пилота?
Летчик - данное понятие используется в военной авиации.
Пилот - данное слово применимо к гражданской авиации.

Каждая их категорий "летных прав" делится на подкатегории, более подробно описывающие, какие именно полеты вам разрешается совершать. Это могут быть полеты в ночное время, полеты по приборам, полеты на самолетах, оснащенных несколькими двигателями.

Наличие лицензии пилота не означает того, что вас сразу же примут на работу в большую международную авиакомпанию. Получение свидетельства - далеко не самое сложное, через что вам придется пройти. Для любого нанимателя гораздо важнее то, сколько у вас имеется часов налета, а с этим могут возникнуть проблемы. Довольно часто молодые летчики вынуждены зарабатывать необходимые часы налета в различных аэроклубах, платя за каждую минуту, проведенную в небе, из своего собственного кармана.

В том случае, если вы видите себя в капитанском кресле лайнера зарубежной компании, желательно обучаться именно заграницей. Требования многих иностранных авиакомпаний имеют отличия от российских. К тому же, гораздо проще получить зарубежную лицензию, чем переделывать в международную нашу отечественную.

Конечно же, стать летчиком, как военной, так и гражданской авиации, довольно сложно, но невозможного в этом ничего нет! Если вы бредите небом, а подняться выше облаков - это ваше заветное желание, то достаточно всего лишь проявить упорство, и у вас все обязательно получится!

В детстве многие мальчики мечтают стать летчиками и покорить воздушное пространство. Эта профессия несет в себе определенную долю романтики и доступна только настоящим мужчинам.

Но чтобы сесть за штурвал самолета, нужно пройти суровый отбор и получить летное свидетельство, которое подтверждает прохождение специальной подготовки. Где выдают летные права? И какими качествами должен обладать пилот?

Любой юноша, решивший после школы пройти обучение летному делу, должен понимать, что управление многотонной машиной в воздухе – занятие непростое. Летчику нужно не только в совершенстве знать аэронавигацию и конструкцию самолета, но и обладать быстрой реакцией, отличной физической подготовкой, внутренней концентрацией, сохранять спокойствие даже в критических ситуациях и уметь четко соблюдать все инструкции.

Пунктуальность, ответственность, развитое мышление – тоже немаловажные качества, которые необходимы пилоту во время полетов.

Чтобы реализовать свое желание и освоить летную профессию, молодому человеку необходимо пройти долгое и кропотливое обучение.


На сегодняшний день в России предусмотрено три категории свидетельств, которые выдаются последовательно в процессе учебы. Первая – пилот-любитель, позволяющая летать «для себя», то есть для своего удовольствия.

Чтобы трудиться на коммерческих рейсах, нужно получить вторую категорию – коммерческого пилота. Она позволяет управлять небольшим самолетом или работать вторым пилотом в составе экипажа. Для управления большими лайнерами в крупных авиакомпаниях потребуется третья категория – линейного пилота, которая свидетельствует о большом опыте и хороших навыках в воздушной навигации.

Если первую категорию можно получить в обычных аэроклубах, то вторую и третью выдают только после обучения в летных училищах и институтах. Учебные заведения бывают гражданскими и военными, поэтому перед поступлением юноше необходимо более точно определиться с выбором профессии.

В любом случае зачисление возможно только после прохождения медкомиссии и подтверждения . Авиационные ВУЗы есть во многих городах и регионах России – Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Омске, Рязанской и Саратовской области. Одним из лучших считается Московский авиационный институт (МАИ), предлагающий студентам широкий выбор программ и направлений подготовки.

Летчик гражданской авиации – очень ответственная профессия, ведь во время полета он отвечает не только за себя, но и за жизни десятков или сотен людей.


Чтобы получить возможность управлять лайнером, после завершения учебы в авиационном институте нужно пройти практику и налетать определенное количество часов. Но даже если вы получите свидетельство линейного пилота, это вовсе не означает, что у вас будет допуск ко всем типам перелетов.

Полеты подразделяются на множество категорий, к примеру дальнемагистральные рейсы или ночные перелеты. Допуск к тем или иным видам полетов можно получить только после прохождения стажировок или переквалификации с соответствующей отметкой в летных правах.

Военный летчик – профессия не только ответственная, но и довольно опасная. Юношам, которые хотят поступить на военную службу, нужно понимать, что, возможно, в будущем им придется принимать участие в боевых действиях или летать в экстремальных условиях.

Первым шагом на пути к службе в ВВС является поступление в военное учебное заведение, а затем – длительная практическая подготовка. После этого пилоту выдается направление в воинскую часть, где он может заключить контракт и приступить к работе.

Если вы хотите стать летчиком-испытателем, то пройти обучение можно только в специальных летных школах, находящихся в Ахтубинске и Жуковском.

Для получения профессии летчика-космонавта у молодых людей есть несколько путей.

Первый – поступление в военный авиационный ВУЗ с последующим жестким отбором по медицинским и юридическим показаниям.


Второй – освоение технической специальности в одном из авиационных институтов с дальнейшим поступлением на работу в ракетно-космическую корпорацию «Энергия». В ней можно обучиться всем тонкостям ракетостроения, а затем подать заявление в комиссию, отвечающую за подготовку космонавтов.

Общепринятое мнение гласит, что "пилотами становятся романтики". Однако, немногие профессии требуют такого серьезного отношения, как это принято в авиации.

Прежде всего, чтобы стать летчиком, необходимо отменное здоровье. Уже при поступлении в любое авиационное высшее заведение обязательно прохождение медкомиссии (терапевт, невролог, хирург, отоларинголог и офтальмолог). При том, что диагноз "не годен" хотя бы одного врача действительно запрещает работу в конкретной специальности, в авиацию допускают и с многими легкими заболеваниями. Придется проходить регулярный медосмотр и даже после получения лётного свидетельства (лицензии).

Как стать летчиком в России

Итак, если здоровье позволяет, можно начинать обучение. ВУЗы этого профиля - университеты гражданской авиации, лётные училища, авиационные колледжи, авиационные училища и военные авиаучилища , аэрокосмические университеты/институты, и частные центры, где также проводят специальные летные курсы.

Обучение предполагает теоретические дисциплины (на которых познакомят с аэродинамикой, конструкцией летательного аппарата, знанием оборудования и другими необходимыми знаниями) и практических вылетов, во время которых накапливаются заветные часы.

Чем серьезнее свидетельство (а в России их несколько - свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного средства (ВС), свидетельство пилота планера, свидетельство пилота свободного аэростата, свидетельство частного пилота, свидетельство коммерческого пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа и свидетельство линейного пилота), тем большее количество часов нужно налетать.

Еще один тонкий момент - налёт в качестве штурмана, бортинженера, лётчика-наблюдателя и на других должностях, не может считаться как "пилотский", и при желании сменить квалификацию придется набирать часы заново.

Чтобы летать "для себя", достаточно получить лицензию частного пилота(позволяет водить собственный или арендованный авиатранспорт), и для ее получения требуется всего 40 часов налёта.

Как стать военным летчиком

Чтобы стать военным летчиком, надо поступить на военную службу по контракту. Первым шагом к службе в ВВС РФ будет обучение в военно-учебном заведении (принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование). Курсанты такого ВУЗа считаются на действительной военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия - и вдобавок познают все прелести казарменной жизни.

Время обучения в вузе засчитывается в общий срок службы в кадрах Вооруженных Сил. При успешном завершении обучения выпускникам присваиваются воинские звания. Затем в добровольном порядке выпускник-офицер поступает на службу контрактником .

В некоторых ВУЗах (как, например, в Иркутском ВАИИ ) контракт с курсантом заключается во время обучения, и на несколько лет после выпуска.

Сначала подается заявление в военный комиссариат или в воинскую часть, и документы.

Не могут работать в военной авиации лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, и не соответствующие требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, по уровню образования, профессиональной и физической подготовки для своей должности.

Кандидат, признанный годным, получает в военном комиссариате направление в воинскую часть для заключения контракта. Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

Как стать гражданским летчиком

Для работы в гражданской авиации - авиакомпаниях - нужно 150 часов или больше(в зависимости от требований нанимателя) - значит, если после 5-летнего обучения на бюджете все еще не хватает часов, - придется за свой счет добирать большее количество.

Также, нужно учитывать, что налёт, полученный во время службы в вооружённых силах Российской Федерации не учитывается для пилотов гражданской авиации. Любые свидетельства военной авиации в гражданской авиации не признаются. Таким образом, при желании сменить специальность на смежную, понадобится окончить курсы переподготовки, в государственном заведении или частном центре.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!