Что означает в тесном сонме сизых туч. Анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла» Полонского

«Посмотри — какая мгла» Яков Полонский

Посмотри - какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла»

В стихотворении «Посмотри - какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и « ».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Стихотворение «Посмотри какая мгла» написано Яковом Полонским в 1844 и вошло в сборник стихов «Гаммы». Многие считают, что в то время писатель, который учился в Московском университете, пытался подражать А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову. Друзьями Полонского были Фет и Соловьев.

В данном произведении Полонский описывает природу в то время суток, когда на лес опускается ночь. На вечерний лес опускается легкий прозрачный туман, и природа от этого становится еще загадочнее и красивее.

Стихотворение разделено на две части. В первой части Полонский описывает, как природа готовится ко сну. Легкая дымка показывает, как волшебно блестит озеро в долинах. Между деревьев начинает плыть густой чарующий туман. Оказавшись в лесу таким вечером с одной стороны красиво, а с другой стороны можно заблудиться. Но, несмотря на густой туман красота ночного леса великолепна. Вся природа отдыхает после тяжелого дня. В лесах наступает тишина, и только легкий ветерок заставляет листья деревьев издавать шелест. В деревнях вечер протекает иначе, нежели в городе. В деревне вечером царит особенная атмосфера, люди, которые весь день трудились, готовятся к отдыху. Многие сидят на лавочках возле крыльца и обсуждают прошедший день. В воздухе витает аромат ночных фиалок, гонят коров с пастбищ и природа чарует своей вечерней красотой. Садится солнце и озаряет всю землю багряным закатом и в переливе лучей природа выглядит сказочно.

Во второй части стихотворения Яков Петрович пишет о том, как солнце сменилось большой яркой луной. Лунная ночь завораживает своей красотой. Особенно красиво, когда холодные лучи лунного света освещают тропы в лесах. Месяц описан как одинокий и у него нет приюта он один на небе. Вокруг месяца сгущаются тучи, но это ему не мешает освещать все вокруг. Во второй части больше лирических и тоскливых ноток.

Яков Петрович Полонский часто описывал вечернюю красоту природы. Ему очень нравилось описывать происходящее вокруг. Полонский пытался донести до читателей что сказочное и чарующее находится в каждом листочке и цветочке. Счастье заключается в красоте окружающего нас мира. Полонский восторгается ощущениями от увиденного и его душа радуется и находит успокоение в уголках родного края.

Анализ стиха Посмотри какая мгла в глубине долин легла 6 класс. Кратко по плану

Картинка к стихотворению Посмотри какая мгла

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Само название этого стихотворение раскрывает нам его истинную суть. Речь идет о чувствах. Любовь, настигнувшая пылкого влюбленного, толкает его на самоедство, и, как следствие, на мрачные мысли шагнуть в пропасть небытия.

  • Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти

    В поздний, можно сказать заканчивающийся период творческого пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, было создано удивительное произведение «Из Пиндемонти».

  • Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка 6 класс

    Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

  • Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окном

    Ни для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.

  • Анализ стихотворения Моим стихам, написанным так рано... Цветаевой

    Ахматова и Цветаева – самые популярные поэтессы серебряного века. Обе они творили стихи, используя в основном символы, сравнения. Пишут они в совершенно разных литературных течениях, которые порой даже противопоставляют течения друг друга,

подскажите анализ стихотворения полонского" Посмотри- какая мгла"

  1. Вы дауны анализ стихотворения эта эпитеты метафоры сравнения олицетворения
  2. Полонский в своем произведении Посмотри какая мгла описывает ночную природу. Непросветная темнота ночи передается такими словами, как сумрак, мгла, глубина. И в этом мраке, подчеркивая черноту ночи, тускло блестит озеро, окруженное сонными ракитами. Здесь ясно просматривается тишина, сонный покой Российского ландшафта. Прозрачная дымка, опустившаяся на долины, подчеркивает волшебство картины.

    В основном, в произведении используется кольцевая рифма (т. е. рифмуется первая с четвертой и вторая с третьей строкой) . Однако в первых двух строчках используется парная рифма.

    Стихотворение разделено на две логические части. В первой показывается вид сонной природы, описывается общая картина отдыхающего от напряженного дня уголка родной земли. Вторая часть посвящена настроению меланхолии. Здесь на первый план выходит месяц. Он испускает одиночество и холод, ощущается неприкаянность и пустота бледного месяца. На фоне ночного неба он особенно выделяется, без приюта в небе ходит. Месяц тесно окружают тучи, освещенные им. И лишь узкий фосфорический луч пробивается через это окружение. Создается ощущение восхищения и одновременно какой-то тоски и обреченности, чему способствует применение глухих согласных ф, с, т, х, ч.

    Применение эпитетов фосфорический, бледный, сизый, прозрачная, передают настроение легкости. А также, благодаря ним, стихотворение приобретает мистический, тревожный оттенок.

  3. Это стихотворение красочное и сильное звучит как гармоничное произведение.
    Автор передат в стихотворении сокровенные человеческие чувства: печаль, одиночество, рисует живописную картину природы во всей ее прелести, очаровании и таинственности.
    Это стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.
    Используются эпитеты: прозрачная дымка, сонный сумрак, бледный месяц, тесный сонм, сизые тучи, фосфорический луч.
    Олицетворение: месяц без приюта ходит.. .
  1. Загрузка... Какие вы знаете географические объекты названные в честь путешественников??? Здесь http://redigo.ru/article/392Блин, в Интернет миллионы ссылок. самый северный мыс Азиатского материка называется мысом Челюскина, самая...
  2. Загрузка... напишите развёрнутый план ответа по теме открытие америки открой учебники напиши по тексту учебника, дел 1 минута ДАЙТЕ ОТВЕТ Христофор Колумб совершил четыре экспедиции...
  3. Загрузка... Напишите, что такое спора. Чем она отличается от семени? Кто размножается спорами? Тетрадь по Биологии 6 класс. спорами размножаются грибы и грибки. грибовто и...
  4. Загрузка... От чего зависит величина заряда q?? Величина электрического заряда (иначе, просто электрический заряд) численная характеристика носителей заряда и заряженных тел, которая может принимать положительные...
  5. Загрузка... история создания повести шинель Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является самой загадочной фигурой в русской литературе. По сей день произведения писателя вызывают...

Сонм/ … Морфемно-орфографический словарь

СОНМ - СОНМ, сонма, муж. (книжн. устар., теперь чаще шутл.). Собрание, толпа, множество. «Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою.» Полежаев. Целый сонм гостей (шутл.). Причислить к сонму (включить в состав кого чего нибудь, первонач. в… … Толковый словарь Ушакова

СОНМ - СОНМ, а, муж. (стар. высок.). Скопление, множество кого н. С. ангелов, духов. Целый с. поклонников (ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СОНМ - муж. сонмище ср. также церк. сонмица жен. (от соимать, сойм, суем, сейм и пр., см. снимать) сход, съезд, собор, собрание, сборище, сходбище; либо толпа, куча народа. Народное сонмище, вече, сходка. Христос учил на сонмищах, где люди сходились;… … Толковый словарь Даля

сонм - а; м. кого что. Книжн. Большое количество, множество кого, чего л. С. ангелов. Сонмы мучеников за веру. Причислить к сонму кого л. (счесть кем л., причислить к кому л.). * От сонма чувств вскружилась голова (Есенин). * * * сонм (книжн.),… … Энциклопедический словарь

сонм - см. множество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. сонм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

СОНМ - собрание, скопление кого либо; множество, кого, чего либо … Большой Энциклопедический словарь

Сонм - м. устар. Толпа, собрание, множество. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сонм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

сонм - сонм, съньм зібрання … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Книги

  • Горькие травы. Книга 1. Лунное стекло. Русский сонм , Эльтеррус И., Белецкая Е.. Человек предполагает, а Официальная служба располагает. Человек хочет пожить со своей семьей в покое, вырастить сына и получить новую профессию. Официальная службахочет уничтожить Свободных и… Купить за 218 руб
  • Сонм сонетов 4 , Туссейн Альберт. В четвертой книге сонетов Альберта Туссейна представлено более ста стихотворений, не столько и не всегда выдержанных в строгой традиционной сонетной форме, сколько направленных на продолжение…

Яков Петрович Полонский

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

В стихотворении «Посмотри — какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри - какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям - «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря нему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины - космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем - на небо, где находится месяц. Таким образом, удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри - какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!