Слог
Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.
В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.
Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.
Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.
Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.
Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).
Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.
Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).
Виды слогов
Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .
Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .
Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .
Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .
В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).
Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).
Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.
Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.
Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.
Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.
Суперсегментные единицы языка
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.
Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.
Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.
Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .
Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .
В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Ударение
Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.
Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.
Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.
Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.
В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.
В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.
Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).
К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.
Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.
К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.
В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»
Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».
Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.
В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.
hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».
В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.
Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.
Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.
Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.
Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.
Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.
Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .
Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).
Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.
Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».
Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».
Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).
Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.
Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.
Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .
Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:
«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»
Интонация
Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.
Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:
темп речи;
Как правило, современная стандартная школьная программа английского языка не предусматривает некоторых важных моментов в обучении, и среди них умение определить тип слога и, соответственно, правильно прочесть все слово. Как же это сделать?
Слоги в английском языке
Некоторые теоретические аспекты лингвистики не всегда требуются новичкам. Пожалуй, в число необязательных навыков для тех, кто не изучает английский язык на профессиональном уровне, является слогоделение. Обычно это не представляет серьезных трудностей, однако в данном случае необходимо знать основные правила, поскольку они значительно отличаются от тех, которые приняты в русской фонетике.
Общее правило таково, что количество слогов соответствует количеству гласных звуков. Это значит, что нужно не смотреть на буквы, а слушать произношение слова, поскольку в английском языке в изобилии присутствуют немые гласные, дифтонги и т. д. Кроме того, слогообразующими могут быть и так называемые сонорные согласные, так что слово "mild" окажется разделено таким образом: mi|ld. В дальнейшем станет ясно, почему так происходит.
Слогоделение производится с конца слова: student - stu|dent, money - mo|ney, permission - per|mis|sion.
Согласная, которая находится на границе двух слогов, таким образом, примыкает к следующей за ней гласной. Удвоенные звуки делятся. Все это имеет значение, если нужно выяснить, как произносится то или иное незнакомое слово. Также для этого необходимо знать про закрытый и открытый слоги в английском языке.
Влияние на правила чтения
Типы слогов в английском языке отличаются от классификации в русском. Здесь выделяют четыре разновидности, в то время как в других, как правило, только две.
Во-первых, это открытый слог. В английском языке он оканчивается на При этом вступают в действия правила чтения.
Второй тип - закрытый слог. Он заканчивается на один или несколько согласных (за исключением "r"). В этом случае гласные читаются кратко.
Третий и четвертый типы слогов - условно открытые. Они заканчиваются на "r" или "re", предшествующие гласные при этом читаются особым образом, о котором речь пойдет ниже.
Разумеется, из всех правил есть исключения. Закрытый и открытый слоги в английском языке - не гарантия того, что гласные будут читаться тем или иным образом. Однако такие случаи не так уж часто встречаются.
Кстати говоря, в первую очередь для слова нужно определить ударный слог, потому что то, открытый он или закрытый, имеет первостепенное значение. Гласные же в остальных, как правило, произносятся достаточно нейтрально или вовсе становятся немыми. А вот с ударениями обычно возникают проблемы, ведь английский относится к языкам с их свободной расстановкой.
Открытые
К этому типу слогов относятся такие, которые заканчиваются на гласный. Анализируя слово визуально, обязательно необходимо учитывать наличие немой "e" на конце, поскольку именно она открывает предшествующий слог.
В данном случае большая часть гласных являются дифтонгами.
Общие правила чтения в данном случае будут таковы:
A - pale, name;
E - to be, she;
I - to bite, kite;
O - to go, so;
U - to use, pupil;
Y - to type.
Но действует это не всегда, например, в слове "to come" фонетически "o" не соответствует принятым правилам, несмотря на наличие немой "e" на конце слова. В данном случае она читается по принципу закрытого слога. В чем же этот принцип состоит?
Закрытые
Слоги такого типа, в отличие от открытых, всегда заканчиваются на согласные (кроме r).
Соответственно, гласные в этом случае произносятся кратко и легко.
A [æ] - bad, cat;
E [e] - to let, pen;
I [i] - list, to sit;
O [ɔ] - to lock, pot;
U [ʌ] - must, sun;
Закрытый слог в английском языке встречается, пожалуй, несколько реже, чем открытый. Это происходит именно за счет того, что на конце слова зачастую есть немая "e". Но закрытый и открытый слог в английском языке, в отличие от русского, не единственные типы. Есть еще две разновидности, которые не всегда рассматриваются. А ведь их особенности тоже важно учитывать при изучении правил чтения гласных.
Условно открытые
Эти два типа слогов иногда еще называют полузакрытыми. Они заканчиваются на "r" или "re". По идее, в данном случае это будут, соответственно, закрытый и открытый слоги. В английском языке все не так, и гласные, находясь перед этими буквосочетаниями, приобретают новое, более сложное звучание, перед "re" некоторые из них даже становятся дифтонгами.
В первом случае, если речь идет о слогах, заканчивающихся на r, все будет так:
A - park, dark;
E [ə:] - term, her;
I [ə:] - bird;
O [ɔ:] - port, short, world;
U [ə:] - to burn;
Y [ə:] - Myrtle.
Во втором же, если после гласных будет "re", они будут звучать по-другому:
A [ɛə] - to care, nightmare;
E - here, mere;
I - fire;
O [ɔ:] - core;
U - cure, sure, pure;
Y - tyre.
Помимо того, что открытый и закрытый слоги в английском языке, а также третий и четвертый типы влияют на чтение тех или иных гласных, существует огромное количество буквосочетаний, которые также имеют особое звучание. Эти знания можно получить как в теории, так и просто запомнить транскрипцию слов, встречаясь с ними на практике.
Для простого использования языка при повседневном общении или переписке можно и не знать такие тонкости, как правила деления слов и классификацию слогов.
Правила чтения гласных имеют настолько много исключений, что едва ли не теряют всякий смысл. Именно поэтому закрытый и открытый слоги в английском языке интереснее и полезнее лингвистам, чем простым обывателям.
Английская система гласных с первого взгляда кажется сильно запутанной. Конечно, ведь в алфавите только 6 букв, а звуков – 20! Но все подчиняется определенным правилам, которые не так сложно понять. Весь секрет в слогах, на которые делится каждое слово.
Научиться читать невозможно без знания основ слогоделения, которое заключается в количестве гласных в слове. Так, например, слогом считается: a- tom, i-tem. Буква l+e и r+e, где “e” не произносится – тоже отдельная часть слова: ta-ble, ti-tle.
Типы слогов в английском языке делятся на ударные и безударные.
Ударные формируются в специфические группы:
1-ый. Открытый
Первым делом мысленно делим слово на слоги, затем смотрим, на какую букву заканчивается:
— гласная буква на конце свидетельствует об открытом слоге, а значит, произносится как в алфавите (“a” – эй, “o” — оу): see, go, he.
— если слово заканчивается на “e”, ее называют немая е, то слог также является открытым: pale, sake, like.
2-ой. Закрытый
Почти все английские слоги, заканчивающиеся на согласную, можно отнести к закрытым (исключение составляет буква “r”): bag, fun, plan.
3-ий. Слог с буквой “r”
Если после ударной гласной стоит “r”, которая не произносится, то гласная становится долгой: firm, sport, car.
4-ый. Слог с буквой “r” + “e”
Буква “e” немая, она не произносится, также, как и “r”. Именно эти буквосочетания и называют дифтонгами и трифтонгами:parents, fire, pure.
Каждая гласная в зависимости от открытого или закрытого слога произносится по-разному. Все они должны быть выучены наизусть и отработаны с помощью различных фонетических упражнений.
1-ый: Aa – – соответствуют русскому «эй», Ee – – похож на протяженный русский «и», Yy – – на «ай», Ii – – «ай», Uu – – на протяженный «ю», Oo – – произносится как «оу» .
Aa – make, Ee – we, Ii — time, Yy – type, Uu – tube, Oo – note.
2-ой: Aa – [æ] – среднее от звучания русских букв «э и а», Ee – [e] – «э», Yy – [i] – «и», Ii – [i] – «и», –Uu – [ʌ] – «а», Oo – [ɔ] – читается как русское «о».
Aa — cat, Ee – bed, Ii – sit, Yy – system, Uu – cup, Oo – not.
3-ий: Aa – – соответствуют протяженному русскому «a», Ee – [e] – «э», Yy – [ə:] напоминает что-то среднее между русскими «э и о», немного звук «ё», Ii – [ə:] – смесь «э и о», немного от звука «ё», Uu – [ə:] – «э и о», Oo – [ɔ:] – протяженный «о».
Aa – car, Eee – her, Ii – girl, uu – cure, Oo – more.
4-ый: : Aa – [ɛə] –звучит как русский «эа», Ee – – «иэ», Yy – — «ая», Ii – – «aя», Uu – – «юэ», Oo – [ɔ:] – долгий «о».
Aa – share, Ee – here, Ii – fire, Yy – tyrant, Oo – more.
Еще один из типов слогов в английском языке – это безударный слог.
Из названия понятно, что это слог, на который не падает ударение. Без ударения английские гласные читаются особенно. Итак, посмотрим:
Aa, Oo, Uu – читаются как звук [ə]: a gain, co ntrol, difficu lt.
Ee, Ii, Yy — читаются как звук [i]: be come, de cide, city .Но:
— е+n+ согласная = [ə] student
— e+ l, n на конце = [-] (исчезает, не произносится) seven
— i+ конечная l = [-] (исчезает, не произносится) pupil
— o + конечная n = [-] (исчезает, не произносится): lessonМного? Да? Тренировка и еще раз тренировка. Постепенно вы легко будете замечать открытый и закрытый слог, разовьете фонетическую интуицию.
Для начала выясним, чем же отличается открытый слог в английском языке от закрытого и на примерах посмотрим как правильно читать буквы в том или ином слоге.
Открытый слог в английском языке
Если слово оканчивается на гласную букву, значит это открытый слог.
name - имя
my - мой
take - брать
Вы наверное уже заметили, что практически во всех случаях, гласная буква e на конце слова немая (не читается). Давайте разберем теперь подробнее, как правильно читать гласные в открытом ударном слоге.
В открытом слоге все гласные читаются как в алфавите. Исключением является буква y . Всего в алфавите 6 гласных. Разберем каждый из них в таблице ниже.
Английские гласные буквы и примеры их произношения в словах
Aa
name - имя
lake - озеро
say - сказатьКак вы уже заметили последняя гласная буква в английском слове не читается. Она лишь говорит о том, что первую гласную в слове следует прочитать как в алфавите.
Ee
be - быть
me - меня
settle - скамьяВ большинстве предлогов последнюю гласную букву мы произносим, как в примере с предлогом be (быть) и me (меня).
Ii
nice - быть
like - меня
line - скамьяOo
no - нет
nose - нос
go - идти, ехатьUu
mute - немой
tune - настроитьYy
my - мой
skype - скайпГласная y в английском слове передает звук несмотря на то, что транскрипция у неё .
Закрытый слог в английском языке.
Если слово заканчивается на согласную букву, то это закрытый слог .
pen - ручка
good [ɡʊd] - хорошо
sit - сидеть
Разберем правила чтения каждой гласной по отдельности в закрытом слоге в английском языке .
Английские гласные буквы и примеры их произношения в закрытом слоге
Aa
bad - плохой
dad - папа
back - назад
black - черный
flat - квартираБуква Aa в закрытом ударном слоге читается как звук [æ] . Этот звук похож на что-то между русской А и Э. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук. Хорошо потренируйтесь прежде чем переходить к следующей букве.
Oo
stop - остановиться
box - коробка
from - от, из
shop - магазин
hot - горячийБуква Oo в закрытом ударном слоге читается как звук [ə] . Этот звук похож на русский звук О, но в русском, когда мы произносим О, мы вытягиваем губы вперед, в английском языке при произношении звука [ə] , губы вперед не вытягиваются. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.
Ii
big - большой
film - фильм
milk - молоко
sit - сидеть
fish - рыбаБуква Ii в закрытом ударном слоге читается как звук [I] . Этот звук похож на русский звук И. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.
Ee
best - лучший
bed - кровать
dress - платье
egg - яйцо
get - получатьБуква Ee в закрытом ударном слоге читается как звук [e] . Этот звук похож на русский звук Э. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.
Uu
cup - чашка
sun - солнце
run - бежать
fun - веселье
up - вверхБуква Uu в закрытом ударном слоге читается как звук [ʌ] . Этот звук похож на русский звук А, но в английском он более напряженный. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.
Yy
gym - спортзал
myth - миф
rhythm - ритмБуква Yy в закрытом ударном слоге читается так же как и буква Ii . Этот звук похож на русский звук И. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.
Полезное
Дифтонг - это когда одна буква содержит в себе два звука. Например в букве a , два звука .
Открытый закрытый слог в английском языке: упражнения
Теперь немного потренируемся. Выберите какой из звуков присутствует в слове.
red (красный)
black (черный)
ударение;