Что такое гендерный. Гендерный признак, гендер - что это такое

Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером во второй половине 20-го ст.; обозначает социальный пол в отличие от понятия «биологический пол» (в англ. - sех), вбирающего в себя собственно биологические различия между женщинами и мужчинами (анатомические, генетические, физиологические).

Гендер – смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, которая определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами общественной жизни. В современном обществознании принято употреблять прилагательное половой лишь в том случае, если мы хотим подчеркнуть биологические различия между женщинами и мужчинами (половая конституция). Во всех других случаях корректным считается употребление прилагательного гендерный (гендерные роли, гендерное неравенство, гендерная социализация и т.д.).

Гендер как социальный феномен проявляется на двух уровнях:

1. Социетальном; 2. Индивидуальном.

На социетальном уровне гендер включает в себя следующие элементы:

1. Гендерное разделение труда (или гендерные роли) – распределение производительного и домашнего труда между членами общества в соответствии с их полом. Так, женщинам издавна приписывалась роль хранительницы домашнего очага, мужчинам – роль добытчика. В продолжение этого разделения возникла гендерная сегрегация труда – разделение профессий на мужские и женские, причем женскими профессиями стали те, которые связаны с функциями женщины в семье (воспитательница, учительница, медсестра, социальный работник и т.д.).

2. Гендерные идеалы – устоявшиеся в обществе представления о том, какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина. Наиболее распространенными гендерными идеалами являются идеалы феминности и маскулинности.

Феминность – модель поведения, предписываемая обществом представительницам женского пола, которая ассоциируется с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью, сентиментальностью и т.д.

Маскулинность – модель поведения, предписываемая обществом представителям мужского пола, которая ассоциируется с независимостью, активностью, самоуверенностью, рациональностью, эмоциональной сдержанностью.

С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению,ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры . Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от аndro - мужчина, gynе - женщина).Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления.


3. Гендерные биологические сценарии поведения – нормативные образцы сексуального желания и сексуального поведения, предписываемые в зависимости от биологического пола. В украинском обществе в качестве нормы рассматриваются гетеросексуальные контакты.

4. Гендерный социальный контроль – формальное или неформальное одобрение и вознаграждение поведения, соответствующего полу, и социальная изоляция, презрение и медицинское лечение не соответствующего полу поведения.

5. Гендерная идеология – система идей, оправдывающая существование в обществе гендерного неравенства. В украинском обществе распространена идеология патриархата, с точки зрения которой, центром общественной жизни является мужчина, он выполняет функции управления, женщинам же присущи функции поддержки.

На индивидуальном уровне гендер надстраивается над биологическим полом индивида и включает в себя следующие компоненты:

1. Гендерная идентичность – личностное осознание и принятие своей принадлежности к определенному полу.

2. Гендерная личность – интернализованные (то есть включенные во внутреннюю структуру личности) модели поведения, чувств и эмоций, служащие укреплению семейных структур и института материнства и отцовства.

3. Гендерный брачный и репродуктивный статус – исполнение или отказ от супружества, деторождения, родственных ролей.



4. Гендерная презентация – демонстрация себя как индивида, принадлежащего к определенному полу, посредством одежды, косметики, украшений и других символов.

Общество ожидает гармоничности и согласованности между биологическим полом индивида и четырьмя компонентами гендера, т.е. ожидается, что индивид, имеющий мужские гениталии, ощущает себя мужчиной, одевается в мужскую одежду, ведет себя в соответствии с идеалом маскулинности, выполняет роли мужа и отца. Но жизнь гораздо разнообразнее. Встречаются ситуации, когда гендерная идентичность не соответствует биологическому полу человека, или когда мужчина демонстрирует феминные модели поведения, а женщина – маскулинные. Гендерный подход стоит на позициях толерантного отношения ко всем возможным сочетаниям гендерных компонентов.

Устоявшиеся в обществе гендерные роли накладывают серьезные ограничения на поведение женщин и мужчин.

Ограничения, накладываемые мужской гендерной ролью:

Норма успешности – норма, в соответствии с которой социальная ценность мужчины определяется величиной его доходов и успешностью карьеры. С этой нормой связан целый ряд ограничений: 1) большинство мужчин не могут соответствовать ей на 100 %, в результате чего испытывают чувство собственной неполноценности; 2) большинство мужчин сталкиваются с проблемами самоактуализации, так как они вынуждены выбирать род деятельности, опираясь не на собственные способности и склонности, а на доход, который может принести данный род деятельности; 3) вследствие того, что мужчины много времени посвящают зарабатыванию денег, страдает исполнение ими родительских функций.

Норма антиженственности – норма, согласно которой мужчине следует избегать женских занятий и моделей поведения. Попытка соответствовать данной норме приводит к фемифобии – страху показаться женственным.

Норма твердости (эмоциональной, умственной и физической) – норма, в соответствие с которой мужчина должен быть физически сильным, знающим и компетентным, а также способным решать свои эмоциональные проблемы без посторонней помощи. Попытка соответствовать данной норме приводит к: 1) проявлению агрессии с целью демонстрации собственной мужественности; 2) высокому уровню мужской преступности (по сравнению с женской); 3) высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний как результат постоянного сдерживания эмоций; 4) меньшей продолжительности жизни мужчин и пр.

Ограничения, накладываемые женской гендерной ролью, проявляются в следующих сферах:

1. Сфера семейной жизни:

1) большие временные затраты на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (по данным отечественных и зарубежных исследований, 70-80 % работы по дому выполняют женщины);

2) насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине).

2. Сфера занятости:

1) женщины демонстрируют меньшую активность в сфере предпринимательской деятельности (среди владельцев наиболее влиятельных бизнес-структур в Украине нет ни одной женщины, среди владельцев среднего и малого бизнеса – 20 % женщин);

2) женщины чаще являются первыми кандидатами на увольнение в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин;

3) женщины сосредотачиваются в так называемых «женских профессиях», которые имеют более низкий уровень оплаты;

4) заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин;

5) общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин; на высших должностях в компаниях и предприятиях в Украине 9 % женщин;

6) снижение социального статуса работающих женщин;

3. Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством:

1) среди депутатов парламента женщины составляют около 8 % (в целом в мире – 18,4 %, в Швеции – 47 %, в Финляндии – 41 %);

2) в 20 веке во всем мире насчитывалось примерно 30 женщин-президентов и глав правительств;

3) среди руководителей областных советов в Украине – 3 женщины (2009 г.);

4) в Харьковском областном совете – 14 % женщин, в Харьковском городском совете – 15 % (2009 г.).

В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:

1. Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца – инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери – экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми.

2. Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

3. Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.

4. Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.

Таким образом, принадлежность к биологическому полу, равно как и этничность, влияет на поведение индивида в обществе, его социальный статус, на возможности продвижения в обществе.

Введение

Мужчина и женщина - представители одного и того же биологического рода, относящиеся к разному полу - мужскому и женскому. Это знает и понимает каждый школьник. Однако в последнее время все чаще и чаще приходится слышать такое понятие, как гендерный признак. Что означает данное понятие, и в каких аспектах его можно рассматривать? Попробуем разобраться.

Гендерный признак в медицине

В медицинской литературе можно встретить понятие гендерной медицины. Уже давно известно, что хороший врач не будет одинаково лечить от одной и той же болезни мужчину и женщину (даже одного возраста). Почему? Потому что организмы представителей разного пола устроены по-разному. В первую очередь это связано с гормонами. Мужским организмом управляет тестостерон, а женским - эстроген и прогестерон. Именно из-за работы гормонов женский и мужской организмы реагируют на воздействие раздражителей по-разному. У мужчин чаще встречаются одни болезни, а у женщин - другие. Они по-разному переносят стресс и боль. Если терапевт при жалобах женщины на мигрень отправляет ее к гинекологу, это не значит, что это неквалифицированный врач. Скорее, наоборот. Изменение гормонального фона женщины может повлиять буквально на любые процессы в ее организме.

Кроме того, гендерный признак проявляется в эмоциональной реакции и поведении человека. Так, женщинам, для того чтобы нормально себя ощущать, нужно в день выговорить более двадцати тысяч слов, а мужчинам - всего шесть-восемь тысяч. Женщины более эмоциональны, а мужчины более сдержаны. У профессиональных психологов алгоритмы работы с пациентами разных полов кардинально отличаются, так как их «внутреннее устройство» также очень разнится.

Гендерный признак. Социальный и политический аспекты

Интересоваться и серьезно заниматься вопросами гендерного равенства во всем цивилизованном мире начали достаточно давно. Гендерная политика - это важное направление работы многих ученых и политиков в настоящее время. Женщины и мужчины населяют планету примерно в равном соотношении и имеют равные интеллектуальные способности, однако права у них не всегда и не всюду равные. Времена матриархата давно ушли в прошлое, и сегодня очень часто именно женщины не получают доступа ко многим правам и свободам. Исследования в данном направлении показали, что в странах с равными правами для обоих полов все хорошо и с экономическим развитием. А в государствах, где права женщин в большей или меньшей степени ущемляются, очень заметно экономическое отставание. Конечно, это не основная причина, однако сильная зависимость от отношений к "слабому" полу здесь имеет место.

Во многих странах Азии и Африки девочек не пускают в школы, а женщинам не дают доступа к высокооплачиваемым должностям или за ту же работу платят значительно меньше. В некоторых слаборазвитых странах женщина считается собственностью мужа и обязана выполнять большую часть работ по дому и на земле. В то время как мужчина большую часть заработка тратит на свои развлечения. Во многих странах женщины ограничены в юридических правах (право голоса на выборах, права на детей и другие), а также не допускаются в политику. Решать эти и другие гендерные проблемы призвано большое количество общественных организаций по всему миру. Регулярно проводится большое количество кампаний, направленных на прекращение ущемления прав женщин во всех странах. Однако большую роль здесь играют традиции, которые передавались из поколения в поколение и которые почти невозможно перебороть. Поэтому о скором решении существующих проблем речь не ведется.

Самосовершенствование

Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип?

17 декабря 2013

Деление человека как биологического вида по половому признаку на мужчин и женщин ясно и понятно всем с дошкольного возраста. Трудности в уяснении вызывает гендерный признак. Это понятие можно рассматривать в различных аспектах: социальном, медицинском и политическом.

Что такое гендер?

Прежде чем начать анализ признаков этого явления, следует установить его определение. Гендер - это совокупность социальных ожиданий в отношении поведения, которое рассматривается как соответствующее, подходящее для мужчин и женщин. То есть под ним понимаются определенные роли, стереотипы, которые приписываются обществом половым различиям и связываются с биологическими и физиологическими различиями людей. К примеру, гендерные особенности, приписываемые мужчинам, это рациональность, компетентность, активность, независимость. В то же время женщины характеризуются коммуникабельностью, зависимостью, эмоциональностью, конформностью.

Гендерные особенности в медицине

Подбирая лечение, врач не в последнюю очередь обращает внимание на пол пациента. Так, практически все здоровье женщины, начиная от отсутствия головных болей до нормальной работы кишечника, зависит ее от гормонального фона. Практически любое недомогание пациентки определяет необходимость посещения ею врача-гинеколога. У мужчин же все по-другому. Как правило, у представителей сильного пола стабильный гормональный фон, и если такой пациент плохо себя чувствует, то здесь имеет место заболевание внутренних органов.

Гендерная принадлежность в политическом и социальном аспектах

Можно сказать, что этот подход пронизывает все сферы жизни общества. Так, в профессиональной жизни общества ключевым является гендерный признак.
Это проявляется, прежде всего, в том, что многие люди считают женщин менее интеллектуально развитыми, менее сообразительными, менее работоспособными в сравнении с мужчинами. Поэтому некоторые работодатели оценивают женский труд значительно ниже, чем мужской, что проявляется в размерах заработных плат. Но эти невеселые характеристики прекрасного пола являются ничем иным, как стереотипами. Данные особенности не подтверждены никакими научными исследованиями. Следует отметить, что в таких случаях имеет место дискриминация. Гендерный признак - это тот аспект, который может повлиять и на политику любого государства. В некоторых странах женщинам не предоставлены в полной мере политические права. Они также не могут занимать высшие государственные должности, не допускаются в политику. Чаще всего такое положение женщин в обществе обусловлено традициями. Однако развитые страны идут по пути равенства и строят государство, где никакого влияния не оказывает гендерный признак. Это проявляется, к примеру, в принятии законодательных актов, запрещающих всякую дискриминацию по половому признаку, а именно женщинам предоставляются равные с мужчинами права при принятии решений, на рынке труда и при распределении семейных обязанностей. Общество, построенное на гендерном равенстве, - это единственное гуманное и современное общество.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Гендерные вопросы в современном мире привлекают все больше внимания, но сам термин «гендер» имеет достаточно размытое определение, и для того, чтобы понимать истоки и перспективы гендерных исследований, стоит вспомнить его этимологию и историю.

Термин «гендер» появился в русском языке как транслитерация среднеанглийского gendre, а оно в эпоху норманских завоеваний было позаимствовано у французов (слова «гендер» и «жанр» на самом деле являются однокоренными). А французы, в свою очередь, использовали греческий корень «gen-», который означает «создавать» и знаком нам по таким словам, как «генезис» и «ген».

Это слово использовалось несколько веков, но в привычном нам значении его стали употреблять лишь во второй половине ХХ века - до этого оно по большей части означало грамматический род. Правда, в Библии короля Якова, выпущенной в 1611 году, упоминался глагол «gender», который означал «размножаться».

Но концептуальное различие между маскулинностью и фемининностью люди пытались выявить уже давно. При этом во многих культурах «мужское» исторически отождествлялось с духом, силой и рациональностью, а «женское» - с материей, мягкостью, хаосом и эмоциональностью. Проявлениями коллективного бессознательного в мифологии и культуре позднее заинтересовался Карл Юнг - и выделил архетипические образы мужского и женского начал - Анимуса и Аниму. Юнг связывал образ Анимуса с категоричностью, критичностью и активностью, направленной вовне, а Аниму - с изменчивостью настроений, чувственностью и интроверсией. Но что интересно, психолог считал, что оба начала в разных пропорциях присутствуют в каждом человеке, независимо от его биологического пола и сексуальной ориентации.

Ряд гендерных нюансов действительно обусловлен лишь культурой - например, «женские» и «мужские» цвета одежды

Связанные с полом особенности психики, поведения и самоидентификации получили отдельное название в 1955 году, когда сексолог Джон Мани использовал понятие «гендерная роль» («gender role»), поскольку ему потребовалось разграничить общие свойства пола от непосредственно сексуальных и репродуктивных. Мани не только создал новый термин, но и сразу вывел его за рамки простого противопоставления маскулинности/фемининности. В интерпретации Мани понятие «гендер» определяло множество признаков - от физических и поведенческих особенностей до самоидентификации и социальной роли.

В конце 1950-х идею развил работавший в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса психоаналитик Роберт Столлер. В 1963 году он выступил на научном конгрессе в Стокгольме с докладом о гендерном самосознании, изучение которого, по его мнению, стоило отделить от естественных наук и передать в ведение психологов и социологов.

На тот момент идея не вызвала большого резонанса, но в 1970-х, когда на первый план вышли либеральные идеи и пошла вторая волна феминизма, ее подхватили борцы за права женщин. Правда, в их работах термин «гендер» относился лишь к женскому опыту переживания стереотипов и социальных ролей, который сравнивали с мужским в социальных, культурных и психологических аспектах. Такие исследования ставили самые разные вопросы - от справедливости разделения домашнего труда до различий в научных стилях ученых-мужчин и женщин. Пересмотру подвергались целые исторические эпохи - исследования показали, что женщины по-другому воспринимают течение времени и оценивают историческое значение событий.

Через десять лет мужчины решили ответить на вызов: появились так называемые «мужские исследования», ставящие своей целью разгадать загадку маскулинности и раздвинуть жесткие рамки мужской гендерной роли. Им мы, например, обязаны концепцией «нового родительства», по которой оба родителя принимают равное участие в воспитании ребенка.

Сейчас слово «гендер» обозначает прежде всего социально-психологический пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендерные исследования ставят перед нами важный вопрос: от чего зависит ощущение себя мужчиной, женщиной или каким-то гибридным вариантом - от особенностей биологического устройства или культурного контекста и требований общества? Должен ли человек соответствовать критериям «мужского» и «женского» поведения только потому что он родился с определенным набором гениталий? И что такое «мужское» и «женское» поведение?

Однозначных ответов на эти вопросы до сих пор нет, но уже понятно, что ряд гендерных нюансов действительно определяются лишь культурой - например, цвета детской одежды. Еще в начале ХХ века считалось, что розовый, как более энергичный цвет, подходит мальчикам, а более утонченный голубой - девочкам. Концепция поменялась лишь в конце тридцатых. С другой стороны, исследования продолжают существование физических различий между мужским и женским мозгом, хотя противники «нейросексизма» пытаются доказать , что эти различия - не врожденные, а приобретенные.

Так или иначе, восприятие гендера на протяжении последних двух веков сильно изменилось: от дихотомии полов и связанных с ней патриархальных установок европейская цивилизация вначале пришла к революционной идее равенства, а потом - к более тонкому переосмыслению гендерных особенностей и пониманию того, что гендер не обязательно связан с полом. В последнее время заметен значительный сдвиг в восприятии гендерных ролей: легитимизируется нетрадиционная сексуальная ориентация, мужчины и женщины смело экспериментируют со своими внутренними Анимусами и Анимами. Фэйсбук недавно предложил американским пользователям 50 вариантов гендерного самоопределения - можно, например, объявить себя интерсексуалом или андрогином.

Самое радикальное проявление этого процесса - движение постгендеризма , приверженцы которого выступают за добровольное размывание границ между полами с помощью биотехнологий. Постгендеристы полагают, что само существование психологических и физических различий и гендерных ролей усугубляет конфликты в обществе, и если современные технологии смогут решить проблему искусственного размножения, то необходимость гендерной и половой дифференциации отпадет сама собой.

Как говорить

Неправильно «Я подобрала котенка, но никак не могу определить его гендер». Правильно - «определить его пол».

Правильно «В этом году в Бауманку поступило много девочек - очередной удар по гендерным стереотипам».

Правильно «Андрей Пежич так и не определился с собственным гендером - но именно это сделало его востребованной моделью».

Н равственные, духовные законы так же незыблемы, как и законы природы. Камень, брошенный вверх, обязательно упадёт вниз. Река, повёрнутая вспять, нарушит экологию. Отступление от нравственных законов, игнорирование голоса совести приведёт к искажению мировоззрения, к патологии осознанного восприятия действительности.

Гендер преподносится как равенство человеческих прав, охрана женщин и семьи, но на самом деле гендерная идеология утверждает, что человек рождается двуполым и сам может выбирать - мужчина он или женщина . В недавно изданных украинских учебниках студентам преподносится взгляд «гендерных» учёных о том, что существует даже 5 полов (гетеросексуалы, гомосексуалы, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы). За теорией «гендера» стоит одобрение браков гомосексуалистов, усыновление детей «семьями» гомосексуалистов, пропаганда гомосексуализма во всех сферах жизни, о т. наз. праве на изменение пола (мужчину должны зарегистрировать как женщину, если он этого желает и т. д.).

Проталкивание идеи гендерного равенства : согласно гендерной теории, люди в обществе не должны отличатся по половому признаку (мужской или женский пол), как это было тысячелетиями, но прежде всего - отличаются по социальному полу, который они сами себе выбирают. Биологические признаки в делении людей по принадлежности к мужскому или женскому полу уже больше не должны быть распознавательным критерием, так как это считается «дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» . Проще говоря, речь идёт о потере рассудка: мужчина уже не является мужчиной, а женщина - женщиной! Гражданин может требовать внести изменения в паспорт и во все свои документы, и вот он - уже не господин Иванов, а - госпожа Иванова. Госпожа Петрова может превратиться в господина Петрова, и это также будет официально задокументировано .

Целью гендерной политики является уничтожение в обществе естественного института семьи, продвижение и легализация гомосексуальных извращений. Этому должны послужить т.н. поправки к закону, и это происходит уже в эти дни!

На международные деньги создаются различные организации и проводятся тренинги, в Министерствах семьи, образования и юстиции внедряют абсурдные идеологические ценности вместо того, чтобы решать подлинные проблемы.

Гендер внедряется в украинские законы: 8 сентября 2005 года, согласно международным стандартам, был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» № 2866-IV . Когда депутаты принимали этот закон, термин «гендер» рассматривался как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации». Но закон также имеет и другую формулировку: «Если международным договором Украины установлены правила, отличные от предусмотренных Законом Украины, то приоритет имеют правила международного договора». Сегодня, когда почти по всей Европе легализованы гомосексуальные браки с возможностью усыновления детей и преследованием за так называемую гомофобию (негативная реакция на проявления гомосексуальности), с точностью можно утверждать, что термин «гендер» имеет совсем другое значение, а именно - «социальный пол» человека, то есть пол, который человек сам себе выберет . Об этом свидетельствует «Резолюция 1728 (2010)» ПАСЕ, изданная 29.04.2010 года, под названием «Дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Благодаря этому закон № 2866-IV получил совершенно противоположное значение, которое противоречит Конституции Украины и Семейному кодексу Украины.

Термины «мама» и «папа» Совет Европы уже запретил: гендерные идеологи в ЕС считают изображение матери, которая обнимает свое любимое дитя, проявлением сексизма, т.е. дискриминации женщин. Будто это сосредотачивает внимание общества только на репродуктивной функции женщины. Но где же здесь глубокие материнские чувства и отношения между матерью и ребёнком? Об этом гендерные идеологи молчат. Непонятным также является решение Совета Европы, в соответствии с которым СЕ отказывается от употребления слов «мама» и «папа» и предлагает называть просто «родители». Они считают, что неизвестно, какую идентичность избрал этот человек и, таким образом, его можно обидеть. К тому же, если такая позиция уже узаконена, то тогда за оскорбление личности можно подвергнуться наказанию. Из-за гендерных законов и внедрения сексуального воспитания уже с садиков дети будут иметь нарушенную психику и извращённый менталитет .

Если мы исследуем теорию гендерной политики, то мы не найдём в её лексиконе таких классических категорий человеческих отношений, как любовь, нравственность, уважение, взаимовыручка, целомудрие, материнство, дружба, сочувствие. Там речь идёт о «гендерном равноправии», «гендерных стереотипах», «языковом сексизме» и т.д. ().

Человек рождается мужчиной или женщиной, и это отражено не только во внешних признаках пола, но и в психике, и в жизненном предназначении, которое реализуется в супружестве исполнением роли отца или матери. Отличия в психике супругов должны дополнять друг друга и вести к духовному созреванию, которое связано с тем, что муж и жена, воспитывая своего ребёнка, забывают о врождённом эгоизме, и у них формируются семейные духовные ценности: жертвенность, чистая любовь, что является противоположным эгоизму и цинизму. В такой семейной гармонии ребёнок может расти, становясь зрелой личностью.

В гендерной идеологии говорится о правах женщин в Украине, но на самом деле это обман - речь идёт о ликвидации прав женщин и детей. К тому же, речь идёт о вмешательстве в человеческую психику, о каком-то обезличивании, когда человек становится каким-то номером, и неизвестно, мужчина это или женщина .

Чтобы не допустить принятие этих законов, рассказывайте об этом другим и поддержите инициативу противостояния внедрению гомосексуализма в нашей стране на законодательном уровне. Внедрение гендер-гей идеологии происходит с помощью международного финансирования и лоббирования на государственном уровне уже сейчас



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!