Что такое колизей в древнем риме кратко. Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем? Колизей - амфитеатр Флавиев

Происхождение названия

Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.

Предыстория постройки Колизея

Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр. Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона». Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост - нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна. Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.

Финансирование постройки

Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим. Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.

Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.

Строительство и архитектура Колизея

Колизей - самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

  • длина наружного эллипса - 524 метров;
  • большая ось - 187 метров;
  • малая ось - 155 метров;
  • длина арены (также эллиптической формы) - 85 метров;
  • ширина арены - 53 метров;
  • высота стен - 48 метров;
  • толщина фундамента - 13 метров.

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году . В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.


Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса - ионического, третьего - коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.


Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день - множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 - для всадников, 52 - для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей


Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус - для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба - гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.


Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.


История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

  • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
  • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
  • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио - Дворца Канцелярии, а Павел III - Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.


Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».


Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое - что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем - отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

- вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.


Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.


В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

Травля диких зверей


Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям - некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).


За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (морские сражения)

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже - гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.


Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея















Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета - 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета - 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

график работы

с 02.01 до 15.02 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30
с 16.02 до 15.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:00
с 16.03 до 31.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:30
с 01.04 до 31.08 - Колизей открыт с 8:30 до 19:15
с 01.09 до 30.09 - Колизей открыт с 8:30 до 19:00
с 01.10 до 31.10 - Колизей открыт с 8:30 до 18:30
с 01.11 до 31.12 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30

Холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев . Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане , а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом . Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона .

История

Предпосылки строительства

История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената заставили императора Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима . Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне , закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан , которого в наши дни называют просто Веспасианом.

Строительство амфитеатра

Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи .

По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи , где добывался травертин , для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея .

Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году . Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:

Колизей в Древнем Риме

Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу :

Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров - Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium ), нынешнее название (лат. Colosseum , Colosaeus , итал. Colosseo ) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века , и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя , воздвигнутая Нероном в честь самого себя .

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году . Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII , продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света , и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Архитектура Колизея


Подобно другим римским амфитеатрам , Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс , середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией .

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны , доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera ), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит » - говорили пилигримы в VIII столетии - «будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир » .

Места для сидения

Среди других примеров использования образа:

  • Бой между Брюсом Ли и Чаком Норрисом , в фильме «Возвращение дракона », снимали в Колизее.
  • Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero . Причина кроется в созвучии фразы «Нерон , сжигающий Рим» (англ. Nero Burning Rome ) и названия программы (англ. Nero Burning ROM ).
  • Песня рок-группы Ария «Колизей» .
  • Колизей в играх Age of Empires , Civilization III , Civilization IV , Полководцы - Мастерство войны , Assassin"s Creed: Brotherhood , Ryse:Son Of Rome, Painkiller: Battle out of Hell
  • Колизей в фильме «Гладиатор» (2000)
  • Колизей в фильме «Телепорт» (2008)
  • Колизей был уничтожен мощными ударами молний в фильме «Земное ядро: Бросок в преисподнюю » (2003)
  • Колизей разрушается через 2000 лет без людей в сериале «Жизнь после людей ».
  • Колизей в одноимённом стихотворении Эдгара Аллана По .

См. также

Напишите отзыв о статье "Колизей"

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 32.
  3. . .
  4. , с. 34.
  5. (англ.)
  6. . .
  7. Roth Leland M. Understanding Architecture: Its Elements, History and Meaning. - First. - Boulder, CO: Westview Press, 1993. - ISBN 0-06-430158-3 .
  8. Cass. Dio lxxviii.25.
  9. Claridge Amanda. Rome: An Oxford Archaeological Guide. - First. - Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1998, 1998. - P. 276–282. - ISBN 0-19-288003-9 .
  10. . The Catholic Encyclopedia . New Advent. Проверено 2 августа 2006. .
  11. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. - М: Издательство Астрель , 2004. - 304 с. - ISBN 5-271-10388-9 .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Берд М. , Хопкинс М. Колизей = M. Beard, K. Hopkins «The colosseum». - Москва: Эксмо, 2007. - ISBN 978-5-699-23900-9 .

Ссылки

  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • Кембриджский эмерит-профессор Хопкинс, Кит , www.bbc.co.uk/history/ancient/romans/colosseum_01.shtml (англ.)

Отрывок, характеризующий Колизей

Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому, тем более, над самим собою. Дойдя до этого места своего рассказа, Пьер обратился к капитану с вопросом: понимает ли он это?
Капитан сделал жест, выражающий то, что ежели бы он не понимал, то он все таки просит продолжать.
– L"amour platonique, les nuages… [Платоническая любовь, облака…] – пробормотал он. Выпитое ли вино, или потребность откровенности, или мысль, что этот человек не знает и не узнает никого из действующих лиц его истории, или все вместе развязало язык Пьеру. И он шамкающим ртом и маслеными глазами, глядя куда то вдаль, рассказал всю свою историю: и свою женитьбу, и историю любви Наташи к его лучшему другу, и ее измену, и все свои несложные отношения к ней. Вызываемый вопросами Рамбаля, он рассказал и то, что скрывал сначала, – свое положение в свете и даже открыл ему свое имя.
Более всего из рассказа Пьера поразило капитана то, что Пьер был очень богат, что он имел два дворца в Москве и что он бросил все и не уехал из Москвы, а остался в городе, скрывая свое имя и звание.
Уже поздно ночью они вместе вышли на улицу. Ночь была теплая и светлая. Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара. Направо стоял высоко молодой серп месяца, и в противоположной от месяца стороне висела та светлая комета, которая связывалась в душе Пьера с его любовью. У ворот стояли Герасим, кухарка и два француза. Слышны были их смех и разговор на непонятном друг для друга языке. Они смотрели на зарево, видневшееся в городе.
Ничего страшного не было в небольшом отдаленном пожаре в огромном городе.
Глядя на высокое звездное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радостное умиление. «Ну, вот как хорошо. Ну, чего еще надо?!» – подумал он. И вдруг, когда он вспомнил свое намерение, голова его закружилась, с ним сделалось дурно, так что он прислонился к забору, чтобы не упасть.
Не простившись с своим новым другом, Пьер нетвердыми шагами отошел от ворот и, вернувшись в свою комнату, лег на диван и тотчас же заснул.

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.
Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара. Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.

Колизеем величают всемирно известный амфитеатр, являющийся одним из древнейших памятников архитектуры Рима. Его «имя» с латинского переводится как «колоссальный», ведь на момент постройки он был единственным зданием, расположившимся в центре Рима, а его размеры внушали страх и уважение. Изначально его называли Амфитеатр Флавиев, но название не прижилось.

Историческая справка

Строительство Колизея началось в далеком 72 году по велению императора Веспасиана. Таим образом он укрепил свои владения и избавился от дворца предшественника. Строительные работы велись 8 лет.

Нашествие варваров «подкосило» здание, а землетрясение, случившиеся в 1349 году, разрушило его большую часть. В XVIII веке Бенедикт XIV провозгласил амфитеатр местом, где пролилась кровь христианских мучеников и посвятил Страстям Христовым.

В 2007 году он был признан третьим чудом света, вошедшим в 7 Новых чудес света. Сегодня это уникальная достопримечательность Италии, ставшая символом страны. Хотя в древние века здесь проходили гладиаторские и животные бои на смерть, он всё же излучает величество и красоту.

Архитектура

Колизей является самым масштабным античным амфитеатром. Его наружный эллипс имеет длину 524 метра, длина арены – 86 метров, её ширина – 34 метра. Высота стен доходит до 50 метров. Построен Колизей на фундаменте толщиной в 13 метров.

Амфитеатр Флавиев имел приблизительно 80 входов и заключал в себе, помимо арены, три яруса для зрителей:

  • первый состоял из 20 рядов скамей, где сидели городские власти и знать;
  • во втором было 16 рядов скамей, они предназначались для римских граждан;
  • третий был наиболее неудобным в случае необходимости выхода. Тут размещались свободные римляне, имеющие минимум прав.

Колизей утратил две трети своего первоначального величества, хотя его архитектура по-прежнему поражает. В нем могло поместиться до 50 000 человек, а в подвале, где располагались камеры, еще несколько сотен.

Особенности посещения

Колизей – единственное место в Риме, где всегда гигантские очереди, ведь очень много туристов желают взглянуть на достопримечательность и исторические ценности, которые она хранит. На территории расположен музей раскопок, проводивших в Колизее.

Напротив расположен , который знающие туристы также советуют посетить. С него открывается удивительный вид на амфитеатр. К тому же, посещение холма входит в стоимость посещения Колизея.

Полезные сведения для туристов

Колизей охраняется и попасть в него можно только по расписанию. Днем он работает с 9:00 до 19:00 летом и с 9:00 до 16:00 зимой. Внешние стены украшены удивительной иллюминацией, поэтому в ночное время Колизей особенно красив, если смотреть издалека.

В году предусмотрено два выходных дня, когда достопримечательность закрыта для туристов – 25 декабря, а также 1 января.


Все туристы, приезжая в Рим, обязательно посещают одну древнюю достопримечательность – Колизей. Это сооружение поистине поражает своим величием и древней историей своего существования. Действительно, чего здесь только не происходило – жестокие бои гладиаторов, казни первых христиан и многое другое.

Немного истории

О предназначении Колизея знают все – это огромный древнеримский амфитеатр, построенный для развлечения как императоров, так и простого народа. Изначально на его месте находился шикарный замок императора Нерона с искусственным морем и удивительным садом. В 98 г. до н. э., после смерти владельца, замок был разрушен следующим повелителем Древнего Рима – Веспасианом. По его указанию и был построен прекрасный амфитеатр, по некоторым данным, вмещавший около 60 тыс. зрителей. Возводили Колизей (в то время его называли Амфитеатром Флавиев) более 100 тыс. рабов, привезенных из Иудеи. Веспасиан не дожил до открытия Колизея, поэтому заканчивал строительство и устраивал торжество другой император – Тит. На сайте http://staslandia.ru/rim можно посмотреть информацию о других достопримечательностях Рима.

Для многих современных туристов Колизей – всего лишь древние развалины. Мало кто знает, какие тайны и секреты скрывают эти полуразрушенные стены. Тем более, не все знают, что:

  1. Немалая часть строительных материалов амфитеатра были использованы при строительстве других сооружений Рима, например, базилики Святого Петра. Еще часть мрамора и камней растащили местные жители уже после того, как Колизей стал разрушаться.
  2. В XVI веке в нем хотели устроить шерстяную фабрику.
  3. Единственным, кто удостоился чести выступить на сцене Колизея, был легендарный Пол Маккартни.
  4. В амфитеатре существует 80 выходов, из которых 4 – исключительно для знати. Это было сделано на случай пожара или других опасных ситуаций, ведь для представлений использовали огромное количество диких зверей.
  5. Помимо традиционных боев гладиаторов, в Колизее проводили военно-морские сражения.
  6. В гладиаторских выступлениях участвовали не только рабы, но и свободные римляне. Для них наградой была не свобода, а деньги. Это вдохновляло на риск и женщин.
  7. Все 4 яруса амфитеатра были строго разделены в соответствии с социальным положением зрителей – первый ярус предназначался для знати, второй – для свободных граждан и т. д.
  8. Вход в Колизей был бесплатным, так как римские императоры всегда старались задобрить свой народ.

Экскурсии

Увидеть Колизей бесплатно можно разве что снаружи. Чтобы попасть внутрь амфитеатра, необходимо приехать в составе экскурсионной группы или купить билет и исследовать руины самостоятельно. Вход в Колизей обойдется приблизительно в 12€ (лучше уточнить цену на сайте). Кроме этого, есть возможность заказать прогулку с местным гидом, который, скорее всего, окажется историком или археологом и сможет рассказать об этом месте уйму интересного. Также амфитеатр можно увидеть, купив единый билет на всю археологическую зону Рима. Он действителен целых 2 дня, а стоит всего 12–13€.

Амфитеатр Флавиев, или Колизей, находится в Риме и является большой эллипсоидной ареной, возведенной в самом начале нашей эры (І век), во времена правителей династии Флавиев. Ристалище использовалось для проведения различных захватывающих общественных развлекательных мероприятий. Давайте ознакомимся более подробно с историей амфитеатра и разберемся, сколько лет Колизею в Риме.

Цель строительства

Кто построил Колизей в Риме и зачем? Строительство амфитеатра было начато в 72 году, в период царствования Тита Флавия Веспиана (20 декабря 69 года - 24 июня 79 года) на месте, где когда-то находилось озеро и сады дворцово-паркового комплекса «Золотой дом» императора Нерона.

Сооружение было частью более широкой программы строительства, начатого Веспасианом, связанной с восстановлением былой славы Рима, которая была утеряна в результате гражданской войны после смерти правителя-тирана Нерона. Также император указал начать чеканку новых монет с изображением новых зданий - Храма Мира, Святилища Клавдия и Колизея - дабы показать миру, что возрождающийся Рим по-прежнему является центром Древнего мира.

Происхождение названия

Первое название достопримечательности - амфитеатр Флавиев. Как можно догадаться, такое имя строение получило в честь династии, инициировавшей строительство.

А известное всем современное имя Колизей (на английском Colosseum) пошло от очень большой скульптуры Нерона, которая стояла рядом с театром, но исчезла бесследно в Средние века. Дословно название переводится как "огромная статуя" (от английского слова colossus).

История строительства

Главные строительные работы длились восемь лет. Амфитеатр Флавиев начал свою деятельность уже в 80 году, то есть во время царствования Тита, первого наследника бывшего императора Веспасиана. Но лишь в период правления другого сына, Домициана, окончательно завершились все работы.

Финансирование велось за счет разграбления Иерусалима и продажи оттуда пленников (их число равнялось тридцати тысячам). Еще сто тысяч рабов были доставлены в Рим для добывания строительного материала и самой стройки.

Поэтому получается, что театр был сооружен в основном из местных минералов и кирпичей. Так, стены возведены из крупного травертинового мрамора, а для их отделки использовали камень вулканического туфа, известняк и кирпич. Своды Колизея возвели из легкой пемзы.

Размеры постройки

Готовый Колизей в Древнем Риме был чем-то таким, чего раньше не видели. Он имел четыре этажа и высоту стен более 45 метров (около 150 футов), а в некоторых местах они достигали и 50 метров. Толщина фундамента равнялась 13 метрам. А размеры в длину просто поражали - стены наружного эллипса имели длину в 524 метра. Сама арена была шириной 53,62 метра и длиной 85,75 метра. Общая площадь Колизея - 24 000 квадратных метров.

Благодаря таким внушительным размерам строение позволяло вмещать в себе до восьмидесяти пяти тысяч зрителей.

Архитектура амфитеатра

Архитектура Колизея в Риме также впечатляющая - монументальные арки, расположенные в три яруса, колонны ионического, тосканского, коринфского ордеров.

Сооружение включало восемьдесят входов. Четыре из них были предназначены для правителей. Они находились в северной части сооружения. Четырнадцать входов служили для всадников, остальные пятьдесят два - для остальных зрителей.

Схема занимаемых мест по классовой принадлежности (снизу-вверх):

  • сенаторы;
  • знать;
  • остальные граждане.

Места императора и его свиты располагались на севере и юге.

Система коридоров и туннелей практически исключала возможность давки и встречи людей из разных классов.

Также архитектура строения предусматривала установку тентов над ареной во время слишком солнечных дней.

Предназначение амфитеатра

В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).

На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.

Посещать Колизей могли все - от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.

Гладиаторские бои

В роли гладиаторов выступали люди, которые, по сути, были не нужны государству больше ни для каких других целей и не имели никаких прав. Чаще всего это были рабы и приговоренные к смертной казни осужденные. Этих людей на бои отправляли не сразу. Вначале им требовалось пройти подготовку в гладиаторских школах.

Рабы имели некоторое преимущество перед преступниками. У последних не было никакого шанса на выживание - им предстояло умереть либо на арене во время боя, либо во время осуществления смертной казни. Рабы же должны были выступать в Колизее лишь на протяжении трех лет.

Через какое-то время в ряды гладиаторов начали записываться и добровольцы - свободные римляне. Обучение длилось несколько лет, прежде чем им разрешалось выйти на арену. Гладиаторы подчинялись ланисте - надзирателю, у которого было право жизни и смерти над воинами.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки - льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Морские сражения

Самыми дорогими мероприятиями, проводимые в стенах Колизея, были бои под названием навмахия, или морские сражения. Это были воспроизведения известных боев в открытом море. Арена наполнялась водой при помощи сложнейшей гидравлической системы.

Участниками практически всегда были преступники, которых приговорили к смерти, иногда в их рядах встречались специально обученные моряки. Для сражений использовались корабли, которые ничем не уступали настоящим боевым.

За период проведения навмахии были поставлены такие морские баталии, как:

  • истребление афинского флота при Эгоспотамах;
  • торжество греков над персами во время баталии при Саламине и другие.

После игр

История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.

Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:

  • для жилья;
  • в качестве крепости;
  • как религиозную обитель.

За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.

Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.

По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.

Возрождение театра

От того, чтобы вообще исчезнуть с земли, Колизей спасла репутация священного места, где встретили свою судьбу христианские мученики. Но результаты современных исторических исследований говорят о том, что факт христианского жертвоприношения в стенах амфитеатра - не больше чем миф.

Полное разрушение прекратилось в 1749 году, когда Колизей был признан общественной церковью по распоряжению папы Бенедикта XIV. Посреди арены установили крест огромного размера, а вокруг него - алтари.

Стены когда-то огромного Колизея не только оставили в покое, но и начали постепенно восстанавливать. С тех пор мероприятия по реконструкции продолжаются с небольшими перерывами.

Сегодняшний Колизей в Риме - краткое описание

До полного восстановления былого величия Колизею еще далеко - к нашим дням от него осталось лишь тридцать процентов от всего объема. Но несмотря на это, его руины являются одной из популярных туристических достопримечательностей. Количество фото Колизея в Риме не уступает таковым Собора Святого Петра в Ватикане.

Среди проведенных реставрационных работ, которые еще больше повысили интерес к амфитеатру и увеличили количество мест для посещения туристов, стоит отнести следующие:

  1. Расчистка и восстановление подземных туннелей, предназначенных как место ожидания гладиаторами своей очереди выхода на арену (работы проведены в 2010 году).
  2. Восстановление третьего яруса театра, который был предназначен для зрителей среднего класса (первые работы были проведены еще в 1970 году).

На сегодняшний день в свободном доступе такие места Колизея:

  • арена и часть подземных помещений, в которых можно прочувствовать всю мощь амфитеатра и ощутить себя на месте древних гладиаторов;
  • зрительские места в первом ярусе, то есть императорская и сенаторская ложи, на некоторых можно все еще разглядеть имена римских предводителей, которые тут бывали;
  • практически все сохранившиеся галереи, лестницы и переходы;
  • ворота;
  • верхние галереи, с которых открывается потрясающий вид, но забраться туда удается лишь смельчакам.

В планах властей Рима провести еще несколько комплексов реконструкционных работ:

  1. Восстановление внутренней зоны театра.
  2. Комплексная реставрация подземных помещений.
  3. Строительство центра обслуживания туристов.

Помимо туристической достопримечательности, на сегодняшний день Колизей в Риме служит местом немногочисленных богослужений Папы Римского. Также тут организовывались концерты американцев Билли Джоэла и Рэя Чарльза, англичан Пола Маккартни и Элтона Джона.

А с 7 июля 2007 года описание Колизея в Риме можно встретить в различных издательствах, повествующих о семи чудесах света.

Где находится Колизей?

Адрес Колизея - район Рима Celio, Площадь Колизея, 1. Подробную схему проезда можно рассмотреть на официальном сайте амфитеатра.

Там же предлагают добраться к достопримечательности следующими способами:

  • на метро, выйдя на станции «Колоссео» (линия «В»);
  • автобусами номерами 60, 70, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850, С3;
  • электрическим микроавтобусом № 117;
  • по трамвайной линии № 3.

Билеты покупаются на входе в Колизей. Но чтобы их получить, приходится стоять в общей длинной очереди, время ожидания в которой может затянуться на несколько часов. Сама касса закрывается за час до закрытия Колизея. Некоторые туристы идут на хитрость - покупают комплексный билет. Он дает право входа в три достопримечательности - Колизей, Палатин и Форум. Цена такого билетика около двенадцати евро.

Время посещения Колизея может меняться. Это зависит от проводимых работ по реконструкции. С актуальным расписанием всегда можно ознакомится на официальном сайте. Согласно последней информации, амфитеатр работает с 8:30 утра до:

  • 16:30 (до 15 февраля);
  • 17:00 часов (с 16 февраля по 15 марта);
  • 17:30 (с 16 марта по 28 марта);
  • 19:15 (с 29 марта по 31 августа);
  • 19:00 вечера (с 1 по 30 сентября);
  • 18:30 часов (с 3 по 31 октября).

Дополнительно узнать о времени работы вы можете и благодаря информационным табличкам, размещенным на входе в Колизей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!