Что такое обращения в русском языке примеры. Предложения с обращениями

Согласно этикету, в нашей стране принято различать две основные и наиболее употребительные формы обращения к человеку.

Официальное обращение

В современном русском языке нет общепринятого обращения к мужчине или женщине, как на Западе или на Востоке (мистер, мисс, мадам, ханым эфенди и т.д.).

  • Если инициалы нам известны , то официальная форма - это имя и отчество человека (иногда можно наблюдать и с добавлением фамилии). Также в диалоге используется местоимение множественного числа «ВЫ»:
- Иван Сергеевич, вы уже подготовили документы к нашей декабрьской конференции? - Ivan Sergeyevich, have you already prepared documents for our December conference?

! Это касается как знакомых, так и незнакомых нам людей:

Нашим лектором по истории России 20 века будет профессор Иванова Мария Петровна. - Our lector of Russian history of 20 th century will be Ivanova Maria Petrovna.

  • Полуофициальная форма допускает использование только имени :
- Никита, как вы думаете, пьесу Чехова «Три сестры» в этом сезоне ждёт такой же успех? - Nikita, how do you think, the play «Three sisters» by Chekhov is waiting for the same success in this season?
  • Если мы не знаем человека , то наиболее употребляемые слова в начале разговора:
«мужчина » (средних лет и старше), «молодой человек или парень » (молодые годы), «мальчик » (ребёнок);

«женщина » (средних лет и старше), «девушка » (молодые годы), «девочка » (ребёнок).

Молодой человек, вы знаете, есть ли рядом почтовое отделение? - Fellow, do you know whether there is a post office nearby?

! Также допустимо безымянное обращение, когда мы не знаем заранее с кем будет общение (например, сообщения в мессенджерах, звонок на в call-центр или письма в службу поддержки на веб-сайтах ). В этом случае, достаточно вежливо поздороваться и сразу перейти к причине своей просьбы:

Добрый день! Скажите, пожалуйста, есть ли в наличии данная модель смартфона? Я не могу найти её в поиске у вас на сайте. - Good afternoon! Could you, please, say the availability of this smartphone model? I can’t find it in search on your website.

Неофициальное обращение

Если говорить о неофициальной форме обращения, то здесь необходимо разделять её на живой диалог и общение в интернет-пространстве и мессенджерах. Во всех указанных ниже примерах, в основном, используется личное местоимение единственного числа «ТЫ», в более редких случаях «ВЫ».

  • При личной беседе возможно начало разговора с человеком сразу по имени или с добавлением к имени родственных уз, или вообще без имени . Последний вариант возможен, если в разговоре принимают участие два человека или понятно к кому адресован вопрос:
- Тётя Аня, мы приедем к тебе в гости на школьные каникулы. - Aunt Anya, we are going to visit you on school holidays.

Дядя Саша, вы хотите ещё кофе? - Uncle Sasha, would you like more coffee?

Может отметим два дня рождения в один день? Поднимите руки, кому нравится эта идея. - Maybe will celebrate birthday party at the same day? Raise your hands who likes this idea.

  • При переписке в социальных сетях или мессенджерах , как правило, используется сокращённая форма, без обращения по имени с переходом сразу к теме разговора. Местоимение «ТЫ» здесь тоже более распространённое:
- Привет! Как насчёт встречи на этих выходных? - Hi! How about meeting this weekend?

В русском языке существует масса правил, облегчающих работу с правописанием. Одни из них связаны с грамотным написанием букв, другие - со знаками препинания. Сегодня же мы рассмотрим такое понятие, как предложение с обращением. Что такое обращение? Как оно выделяется? Как сочетается с другими словами в предложении?

Общее понятие об обращении

Обращение представляет собой либо одиночное слово, либо группу слов, которые указывают на того субъекта, к которому обращена речь в тексте. Например: «Полина, подай мне к чаю пудинг и чашку чаю».

Как правило, предложение с обращением выделяется интонацией. Если вы прочтете такое, то сразу поймете, кому оно адресовано. К примеру: «Иван Карлович, у вас клюет. Скорее вытаскивайте удочку».

Если говорить более детально, то в устной речи обращение обычно выделяется повышением и понижением голоса. То есть если в качестве обращения выступает одно слово, то на его первый слог приходится повышение голоса, а на последующий - его понижение. Если обращение представлено несколькими словами, то повышение голоса осуществляется на первом из них, а на последнем - голос понижается.

Где может стоять в предложении обращение?

Обращение всегда стоит в именительном падеже и является именем существительным. Если говорить о его положении в тексте, то оно может стоять в предложении:

  • в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Где стоит обращение: примеры

Например: «Светлана, ваши пироги, похоже, подгорели. У вас на кухне что-то дымится». Данное предложение с обращением наглядно показывает, что обращение - «Светлана» - стоит в самом начале фразы.

Еще один пример: «Послушайте, Алексей Кондратьевич, в сегодняшней прессе есть статья о вас». Как видно из этого предложения, обращение расположено в центре высказывания. В данном случае обращением будет «Алексей Кондратьевич».

Например: «Как поздно ты сказал мне об экзамене, Славик. Я совсем не успею к нему подготовиться». Это предложение с обращением (словом "Славик"), как видите, стоит в самом конце.

Как выделяется обращение в предложении?

Как становится понятно из примеров, обращения выделяются знаками препинания. При этом, если оно стоит вначале и спокойно произносится, то с одной стороны выделяется запятой (знак препинания ставится после обращения). Если же оно имеет похожее расположение, но произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак. К примеру: «Друзья! Мы рады вам сообщить приятную новость. С завтрашнего дня у нас будет по два выходных на неделе».

Обратите внимание на то, что после того как «Друзья!» выделяются восклицательным знаком, следующее слово начинается с большой буквы.

Если же обращение стоит в середине фразы или предложения, оно выделяется с обеих сторон запятыми. Предыдущее предложение с обращением («Послушайте, Алексей Кондратьевич…») наглядно это демонстрирует.

Обращение, стоящее в конце предложения, выделяется запятой только с одной стороны. В данном случае запятая ставится перед обращением.

С какой целью используется обращение в тесте?

Обычно предложения с обращениями используются для привлечения внимания того или иного лица. Кроме этого, именно с помощью обращения можно продемонстрировать отношение к какому-либо человеку. К примеру: «Милая, обрати внимание! Я хожу под окном уже второй час. Открой двери».

В литературе часто при помощи обращения можно обратиться к неодушевленному предмету. Например: «Скажи мне ветер, разве можно испытывать нужду в общении и в любви?»

Иногда встречаются интересные предложения с обращениями. В частности, речь идет о предложениях, в которых используется не одно, а сразу несколько обращений. К примеру, «Давайте-ка, душенька моя, Мартын Петрович, найдем место для ночлега на сегодня».

Обращение само по себе не является членом предложения, зато оно может иметь зависимые от себя слова. К примеру: «Дорогой мой друг и преданный делу товарищ! От твоего решения сегодня зависит многое». При этом в первой части текста (до восклицательного знака) мы видим обращение «Друг и товарищ», которое окаймлено дополнительными словами.

Обращение может относиться как к одному, так и сразу к нескольким субъектам. В таких случаях между данными обращениями ставится «и». Например: «Коля и Игорь, сегодня ваша очередь дежурить в классе. Уберите мусор и вытрите пыль с книжных полок». В данном случае обращение - это «Коля и Игорь».

Помимо этого, в одном и том же предложении обращения могут повторяться. Например: «Лена, Лена, как тебе не стыдно?!»

Часто перед обращением можно увидеть междометную частицу «о». Например: «Не стоит отчаиваться, о други. Все наладится!»

Как обособляются в деловых письмах предложения с обращением: примеры

При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком. К примеру:

Уважаемые пользователи интернет-провайдера «ХХХ»!

Компания ООО «ХХХ» напоминает о том, что с 20.07.2015 по 21.07.2015 проводит профилактические работы. В связи с этим Интернет работать не будет.

При этом обратите внимание на то, что в состав нашего обращения уже входит слово «уважаемые», следовательно, оно запятыми не выделяется. Другой пример:

Здравствуйте, уважаемый абонент!

Фирма «УУУ» рада вам сообщить, что оплатить наши услуги без комиссии теперь можно в вашем личном кабинете.

В данном примере можно увидеть, что в роли обращения выступает «уважаемый абонент». В этом случае «здравствуйте» не входит в состав обращения. Оно является ярким сказуемым и поэтому выделяется при помощи запятой. Подобные предложения с обращением (примеры вы можете увидеть в нашей статье) наглядно демонстрируют месторасположение обращений в деловых письмах.

Как пишутся обращения с вводными словами?

Вводные слова - это предложения или словосочетания, вносящие в текст особый оттенок модальности. При этом они относятся либо к определенным членам предложения, либо к предложению в целом. Кроме того, водные слова могут передавать неуверенность и уверенность, а также другие чувства (радости или грусти, восхищения). Пример вводных слов: «Мы, безусловно, выполним обещание о повышении вашей заработной платы в следующем месяце».

Вводные слова, которые выделяются запятыми, могут употребляться в предложениях вместе с обращениями. Вот один из примеров предложения с обращениями, вводными словами:

Кажется, Иван Петрович, в данном случае вы совершенно не владеете вопросом. Нам придется обратиться к более знающему человеку.

В этом примере в роли вводного слова выступает «кажется», обращение же здесь - «Иван Петрович». При этом вводное слово стоит в начале предложения и, следовательно, выделяется запятой с одной стороны. Вторая же по счету запятая в этом тексте относится к нашему обращению.

Вот еще пример, где вводное слово стоит в начале, а обращение - в середине:

Похоже, ваша партия проиграна, дорогой друг.

Примеры того, что могут передавать вводные слова:

Как чувствует себя обращение в соседстве с междометиями?

В русском языке встречаются предложения с обращениями и междометиями. Напомним, что междометия представляют собой определенную часть речи, служащую для наделения выражений и предложений какими-либо эмоциями. К междометиям можно отнести такие краткие слова, как: «Ой!», «Ах!», «Батюшки!», «Ай!» - и другие.

Если вместе с междометием в предложении стоит обращение, то первое выделяется восклицательным знаком, а второе - запятой или запятыми. Например: «Увы! Иван, Макарович, ваше письмо еще вчера передали с посыльным».

Если же в предложении встречается междометие «о» и оно стоит перед обращением, то восклицательный знак не ставится. Например: «О, боги, разве можно так тратить кровно заработанные?!»

Кроме того, часто обращение может стоять рядом с междометием и тогда между ними запятая и восклицательный знак не ставятся. Например: «Эх вы, а я был о вас лучшего мнения».

В заключение скажем, что обращение придает предложению особое звучание. Оно прекрасно сочетается как с себе подобными, так и другими частями речи. Теперь вы знаете, как пишутся предложения с обращениями и вводными словами, а также с междометиями.

Обращения и знаки препинания при них

Не только знание вводных слов может быть востребовано в задании В5. Иногда выпуск­никам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или пред­мет):

Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложе­нии является слово Ваня.

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к со­общению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин) Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички жи­вотных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетво­ряемых; географические наименования. Все нам при общении Поможет обращение! К людям, зверям или птицам Можно смело обратиться! Только, друг, не забывай, Запятые расставляй!

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский); Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов).

Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединя­ются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа ! Идите скорее сюда!

Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А.С. Пушкин).

Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочини­тельной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим ).

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:

1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.

2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.

Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Держи, товарищ, порох сухим.

Как недогадлива ты, няня!

Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза: выделяется запятыми.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной инто­нацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишет­ся с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов).

Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов)

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.д.

Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это от­ношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)

Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно- давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин).

Обращение, как уже отмечалось выше возможно не только к лицам, но в поэтической ре­чи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворе­ния. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.А. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).

Алгоритм выполнения задания В5

(«выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении»):

1) Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (зватель­ной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.

2) Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя суще­ствительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.

3) Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными сло­вами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Цель урока : повторить и закрепить сведения об обращении.

Образовательные задачи:

  • повторить определение понятия “обращение”;
  • дать представление об использовании обращения в речи;
  • закрепить постановку знаков препинания в предложении с обращением;
  • повторить постановку знаков препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Развивающие задачи:

  • научить находить обращения в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • составлять предложения с обращением;
  • использовать обращения в речи;
  • развивать выразительность речи.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, таблица “Составление схемы предложения с обращением”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы продолжим с вами работать над темой “Обращение”.

Начнем с игры “Составь предложение”. Решив ряд задач, вы должны из нескольких компонентов составить предложение, которое будете записывать в тетрадь, по мере выполнения каждого задания. Несколько человек будут выполнять индивидуальные задания по карточкам.

II. Работа с карточками. (Приложение 1)

III. Синтаксическая пятиминутка. Игра “Составь предложение”. (Приложение 2)

Итак, прочитайте, какое предложение у вас получилось.

Опустились легкие снежинки на тропинки.

IV. Закрепление материала.

1. Анализ предложений.

Задание. Переделайте полученное предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Легкие снежинки, опуститесь на тропинки.

2. Фронтальный опрос:

а) Обращение является членом предложения?

б) Входит обращение в грамматическую основу предложения?

в) Как же вы будете отличать подлежащее от обращения? Назовите отличительные признаки.

Подлежащее входит в грамматическую основу, от сказуемого можно задать вопрос к подлежащему, а обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.

Обращения произносятся с особой интонацией, после обращения нужно делать паузу.

3. Запись предложений на доске.

Ребята, а ведь подлежащее и обращение имеют и общие признаки. Давайте запишем еще несколько предложений и разберемся в этом.

Школьники соблюдают правила дорожного движения. – Соблюдайте, школьники, правила дорожного движения.

Друзья прочитают интересную книгу о покорении космоса. – Прочитайте интересную книгу о покорении космоса, друзья.

Вопрос: Назовите общие признаки (Выражены существительными в именительном падеже, могут стоять в любом месте в предложении).

Физкультминутка (упражнение для глаз)

4. Комментированное письмо.

Да, ребята,
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А.Косоговский)

Задание. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания и нарисуйте схемы.

1. Братцы, что он про меня сочиняет?

2. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь?

3. Я вам открою тайны здешних мест, друзья.

Вывод: Итак, обращения выделяются запятыми. Если обращения стоят в начале или в конце предложения, то выделяются одной запятой, если в середине – двумя.

5. Выборочный диктант (с последующей проверкой).

Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.

Задание. Из предложений, которые я вам буду читать, выписать обращения.

1. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

2. Я вижу вас, родные степи.

3. Расцветай, наш край родной.

Я люблю тебя, Россия.
Сыпь ты, черемуха, снегом.

Вывод: Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов.

6. Творческая работа в группах.

Задание. Составьте диалог, употребив обращения:

  • 1 гр. – “В библиотеке”
  • 2 гр. – “В музее”
  • 3 гр. – “В магазине”
  • 4 гр. – “В гостях”

Вывод: обращения в устной речи выделяются интонационно.

7. Работа с сигнальными карточками.

Задание. Я читаю вам предложение, а вы показываете мне ту карточку, схема которой соответствует структуре указанного предложения.

1. Прощай, любимый город.

2. Добро пожаловать, скворцы.

3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

4. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.

5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

6. Ребята, охраняйте птиц.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Что такое обращение?

2. Как обращения выделяются на письме?

3. Чем выражены обращения?

4. Какое место в предложении могут занимать обращения?

5. Назовите отличительные признаки обращения и подлежащего.

VI. Работа с тестом (Приложение 3)

А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал: поработаем с тестами.

VII. Объяснение домашнего задания.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу и наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

Ваша задача дома выписать предложения с обращениями из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, конкретно - с обращениями к волшебному зеркалу. Посмотреть, как изменяется характер обращений к одному и тому же предмету в зависимости от настроения говорящего.

Приложение 1

Карточка 1

  1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться.
  2. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
  3. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры...
  4. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

Карточка 2

Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.

  1. Как милый Петушок поешь, ты громко, важно!
  2. Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  3. А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  4. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?

Карточка 3

Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.

  1. Смотри-ка кум милый, что это там за рожа?
  2. Спой светик не стыдись! Что, ежели сестрица при красоте такой и петь ты мастерица!
  3. Досуг мне разбирать вины твоей щенок!
  4. А ты Кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно...

Приложение 2

Задание. Составьте предложение, решив ряд задач.

  1. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона
    взять сказуемое.
  2. Из предложения Вдруг послышались легкие шаги
    взять определение.
  3. Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
  4. Взять существительное, выступающее в роли дополнения

Тропинки в саду засыпали листья.

(Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на).

Приложение 3

Вариант 1

  1. С добрым утром дорогие друзья
  2. Лес пахнет дубом и сосной.
  3. Ласково мерцали звезды в вышине.
  4. Ребята берегите природу!
  5. Догорай костер дотла.
  1. Садись Гунька сейчас я тебя рисовать буду.
  2. Послушайте братцы какие я стихи сочинил.
  3. Незнайка очень не любил касторку.
  4. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  5. Назад Булька!

Вариант 2

Задание. Найдите предложения с обращениями, знаки препинания не расставлены.

  1. Благослови нас на подвиг родная земля!
  2. Друзья давайте жить честно.
  3. Принесите мне книгу о животных.
  4. Сердечный друг ты не здорова?
  5. К утру мороз крепчал.
  1. Жили волшебники в прежние времена.
  2. Ой Тотошка какой ты смешной.
  3. Элли скорей сюда.
  4. Тотошка убежал в дом.
  5. Это прада сударыня?

Обращаясь к кому-то, мы называем своего адресата. Вот это слово, каким мы его называем, и именуется в русском языке обращением. Иногда оно выражается несколькими словами, между которыми ставятся знаки препинания или союзы. Также нередко в предложении словосочетание выступает как обращение. Примеры: "Мама, я люблю тебя. Мама и папа , вы самые дорогие для меня люди. Дорогая мама , я люблю тебя".

Какими словами выражается обращение

Выражение эмоций

Чувства радости и печали, ярости и восхищения, ласки и гнева может выражать обращение. Примеры показывают, как эмоция может быть передана не только интонацией, но и при помощи суффиксов, определений, приложений: "Наденька , не покидай нас! Не думай, жалкий фанфаронишка , что напугал меня. Соловушка, мой свет , как сладко ты поешь!"

Вокативные предложения. Распространенные обращения

Обращения могут быть очень похожи на так называемые вокативные предложения. Эти предложения заключают в себе смысловой оттенок. Зато его не имеет обращение. Примеры вокативного предложения и предложения с обращением: "Иван! - проговорила она с отчаянием. / Нам надо поговорить, Иван" .

В первом случае мы имеем дело с вокативным предложением, которое содержит смысловую окраску мольбы, отчаяния, надежды. Во втором случае это просто обращение.

Примеры предложений, в которых этот речевой компонент бывает распространенным, демонстрируют, какими многословными и детальными бывают обращения: "Юная дева, что косы распустила и губы разомкнула для песни о любви , ты будешь сниться мне. Вы , говорившие о славе и свободе, забывшие все обещания свои , не ждите милости".

В разговорной речи распространенные обращения бывают расчленены в предложении: "Куда же, мил , идешь ты, человек ?"

Обращение и стили речи

В литературной и разговорной речи в качестве обращений могут быть использованы "Не мучь меня ты, грусть-тоска ! Куда ведете меня, стежки-дорожки ?"

Для обращений довольно часто характерно использование конструкций с частицей о . Если эта частица употребляется с местоимением, она, как правило, сопровождается определительным придаточным предложением: "О вы , которые недавно с усмешкой отвечали мне , поникли ваши взоры?"

Обращения с частицей а чаще встречаются в разговорной речи: "Маша, а Маша, где наша каша?"

Место обращения в предложении

Обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения: "Андрей , что случилось с тобой вчера? / Что с тобой, Андрей , случилось вчера? / Что с тобой случилось вчера, Андрей ?"

Обращения могут не входить в состав предложений, а употребляться самостоятельно: "Никита Андреевич ! Ну что же вы не идете?"

Знаки препинания при обращении

Обращение, в какой части предложения оно бы ни находилось, всегда обособляется запятыми. Если оно вынесено за пределы конструкции и является самостоятельным, то чаще всего после него ставится знак восклицания. Приведем примеры предложения с обращением, обособленным знаками препинания.

  • Если обращение используется в начале предложения, то после него ставится запятая: "Милая Наталья Николаевна , спойте же нам!"
  • Если обращение располагается внутри предложения, оно обособляется с обеих сторон: "Я узнаю тебя, милый , по походке".
  • Если обращение помещено в конец предложения, то перед ним ставим запятую, а после него тот знак, которого требует интонация - точку, многоточие, восклицательный знак или знак вопроса: "Что вы ели на ужин, дети ?"

А вот примеры, в которых обращение находится за пределами предложения: "Сергей Витальевич ! Срочно в операционную! / Милая Родина ! Как часто я вспоминал тебя на чужбине!"

Если обращение употребляется с частицей о , то знак препинания между ней и обращением не ставится: "О милый сад , я вновь вдыхаю аромат твоих цветов!"

Риторическое обращение

Обычно обращения употребляются в диалогах. В поэтической, они участвуют в стилистической окраске сообщения. Одной из таких стилистически значимых является риторическое обращение. Пример мы видим в известном стихотворении М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта": "Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!" (Это, кстати, и образец распространенного обращения.)

Особенность риторического обращения заключается в том, что оно, как и риторический вопрос, не требует ответа или отклика. Оно просто усиливает выразительный посыл речи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!