Что такое предрассудки? Значение слова предрассудок.

С самого детства мы начинаем общаться не только с окружающими нас людьми, но и вести личный диалог в своей голове. В течение жизни накопленный опыт начинает формировать собственные ожидания от социума и/или событий. У каждого индивидуума вырабатываются своеобразные убеждения: каким образом должна решаться конкретная ситуация или как должен поступить тот или иной человек в определенных обстоятельствах. Но всегда возникает момент, когда данные убеждения не срабатывают, таким образом, возникают отрицательные эмоции.

Именно этот негатив начинает создавать ассоциации с чем-то плохим, тем самым влияя на внешнее общение человека. Иногда такие убеждения складываются из собственного опыта, но на разум могут повлиять и различные рассказы о семейных скелетах в шкафу, а также мифы и легенды, что передаются из уст в уста. Весь подобный негативизм мы и называем предрассудками.

Предрассудки людей

Если посмотреть на определение слова «предрассудок» (привычный ложный взгляд на что-то ), то станет ясно, что негатив относится не только к человеку, но и к любому другому существу и даже вещи. А так как все мы организованы в общества, группы, стаи и так далее, то и негативная установка может исходить как на совокупное количество индивидов, так и на каждого по отдельности.

Что такое предрассудки для человека? Как они работают в его голове? Обычно психологи сравнивают предрассудки с одной большой канавой либо обрывом со скалистой пропастью. И то и другое является искажением реальности, подсознание намеренно, иногда с чьей-то помощью лишает человека здорового мышления и искривляет все представления о данной ситуации. То есть негативная установка в виде социальных предрассудков как демон туманит все человеческие восприятия этого мира.

Как работают предрассудки

К сожалению, предубеждения забираются очень глубоко в подсознание и всплывают всякий раз, когда ситуация становится похожей на те негативные моменты, которые были пережиты в свое время. Например, если у человека в один период жизни отложилось, что кассир в магазине злой и грубый, то он, безусловно, будет встречать только таких кассиров. Ведь его предрассудок на этот счет станет срабатывать на все сто, каждый раз, как он будет подходить к кассе для оплаты товаров. И все добрые кассиры тут же исчезнут из его головы, хотя, бесспорно, будут встречаться на пути.

Предрассудки появляются исключительно из-за скудости ума. Грубо говоря, человек сам заставляет себя деградировать и сужает свой кругозор, становится безграмотным (либо уже является таковым), полагается на чьи-то суждения, а не на личный опыт (который и вовсе может отсутствовать), ограничивает свой духовный рост, чаще всего неосознанно. И если информацию можно почерпнуть из книг, то духовную ограниченность снять литературой сложнее.

Какими бывают предрассудки

В жизни людей встречается множество предрассудков. Примеры можно приводить до бесконечности. Простая классификация предрассудков выглядит так:

Сословные;

Суеверные;

Классовые;

Национальные;

Политические;

Но чаще их разделяют на группы, относящиеся:

К отдельному индивиду;

Национальности;

К полу (гендерные предрассудки);

К особенности жизни и поведения определенной личности (различные субкультуры, трансы, геи).

Самый ужасный предрассудок современности

О том, что такое предрассудки, можно понять на очень простом примере - национальная неприязнь. Это до ужаса больная тема нашего общества, ведь человек не может изменить свою национальную принадлежность, как, например, имя или фамилию. Возьмем представителей еврейского народа: большинство народностей их не любят, и пошло это еще со времен средневековых рассказов. Безусловно, некоторые предрассудки вышли из определенных стереотипов, потому эти два слова перекликаются в своих определениях.

Однако среди множества легенд и анекдотов о том, насколько это жадный народ, можно увидеть и немалую часть, рассказывающую об исключительной интеллектуальности евреев. Эта нация отпугивает некоторых людей своими чертами характера, но на самом деле это их личные проблемы, причем их же индивидуальных качеств характера.

Очень знаменитый предрассудок связан с холокостом, и это плачевная ситуация, в которой надо сострадать. Но именно из-за духовной бедности большинство не могут этого сделать.

Следующий пример связан с тем, что все немцы - фашисты. Этим предрассудком страдает огромная часть населения земли. Кто-то судит по личному опыту (например, ветераны), а остальные по рассказам, фильмам и так далее. Отсюда возникают различные конфликты. Часто можно слышать в каком-нибудь отеле от отдыхающего русского в сторону такого же отдыхающего немца - «немчура». Он, конечно, не поймет сказанного, но разве такой предрассудок будет украшать человека перед своими же русскоговорящими соотечественниками?

И самый яркий предрассудок, находящийся внутри границ нашей необъятной родины: все чеченцы - убийцы и варвары. И огромная заслуга в этом принадлежит современным массмедиа. Они очень хорошо смогли донести до людей свои гипнотические стереотипы, ставшие в конечном итоге разрушающими человеческий мозг предрассудками.

Что такое стереотипы?

Если в том, что такое предрассудки, мы разобрались, то теперь нужно понять - чем же стереотипы отличаются от предрассудков? Пожалуй, самое качественное отличие - это связь происхождения стереотипов с обобщениями разных ситуаций, полученных на личном опыте.

Социум играет большую роль в жизни индивида, поэтому опыта человек за жизнь набирается очень много, и если он не хочет переходить на более высокие уровни развития, то ему не избежать появления огромного количества стереотипов.

Пример стереотипности

Стереотипом можно считать банальный пример из жизни мужчины и женщины. Когда он среди всей толпы встречает невиданную красотку, но тут же подключается его стереотипное мышление о том, что раз красивая - значит, замужем, есть ребенок, есть любимый человек и так далее. А девушка-то, как обычно, бывает совсем и незамужняя, и даже не против познакомиться. Но этот навязчивый стереотип не дает возможности набраться смелости и подойти, вот так и заканчиваются несостоявшиеся влюбленности.

«Стереотип» в дословном переводе с древнегреческого означает "твердый отпечаток". Стереотипом называли специальную машину для печати в типографиях, а потом это слово вошло в народность и стало использоваться в качестве психологического термина. Стереотип может войти в голову совершенно случайно и очень прочно там укорениться. Но что более страшно, вывести его оттуда практически невозможно.

Как бороться со стереотипами

Необходимо научиться доверять не только миру, но в первую очередь себе и своему сердцу. Делать так, как оно вам велит, конечно, окружающих тоже стоит слушать, но не нужно в этом усердствовать. Быть счастливым. И в первую очередь, не искать счастья, а наслаждаться своей жизнью, это и будет настоящей радостью. Только человек, осознавший, что все благости жизни находятся у него внутри, может двигаться вверх в своем саморазвитии.

Суеверия: что это?

Суеверие построено на базе предрассудков. Оно появляется в связи с недопонятой ситуацией или событием. Например, если человек не может решить какую-то жизненную проблему или разобраться, в чем дело, то начинает грешить на сверхъестественное и сводить все разговоры к суевериям.

Само слово пришло к нам из старославянского языка и дословно значит «напрасная вера». Суеверия, предрассудки, стереотипы и предубежденности - все это лишняя суета для нашего мозга.

Откуда пошли суеверия

Суеверия добрались до современности из язычества, ведь тогда общество задавало намного больше вопросов о своем существовании, но ответов на них практически не находилось. Поэтому люди начали наделять различных животных, вещи, деревянных идолов и прочее силами магического проявления. Православная церковь с момента своего появления борется с суевериями, однако безуспешно. Ведь вера народа, передающаяся из поколения в поколение, не может просто так исчезнуть.

Бабушки передают истории своим внукам, а последние, в свою очередь, своим детям. Тот, кто во всем этом убежден, обязательно найдет связь между упавшей ложкой и постучавшим в дверь почтальоном либо черной кошкой, перебежавшей дорогу, и случившейся неприятностью в магазине (подсунули гнилой помидор, например).

Самое популярное суеверие у русских

Кстати, о черной кошке. Ведь это считается одним из популярных предрассудков русского человека. До сих пор практически все население России предпочитает свернуть на другую дорогу, лишь бы не переступать через «черную полосу», которую, по их мнению, оставила после себя кошка.

Ученые полагают, что боязнь черного появилась тогда, когда первый человек на земле стал осознавать разницу между белым светом и темной ночью. То есть днем для него не было опасности, ведь он все прекрасно видит, а вот ночью ему нужно уйти в укрытие, ведь мало ли кто может скрываться в этой непроглядной тьме. Цвет темноты всегда ассоциировался со смертью, трауром, черной магией и так далее. Поэтому всех ведьм изображают со своим личным черным котом, а не рыжим или белым.

В Древней Руси, когда черная кошка забегала в избу, обязательно полагалось быть неприятностям. Поэтому ее старались всегда выгнать, особенно если на улице разыгрывалась буря с грозой. Считалось, что из-за черной кошки в доме молния может ударить прямо в него и поджечь.

Были даже такие примеры суеверий: если ребенок съел нечаянно шерсть черной кошки, то его хватали и бежали к местному попу, ведь иначе ребенок просто перестанет расти. А из историй колдовства можно узнать, что ведьмы зарывали мертвое тело черной кошки под ступенями дома, в который хотели накликать беду.

Кстати, насчет кошки, перебегающей дорогу. Есть простой способ снять проклятие: необходимо поймать ее и погладить, задобрить, так сказать, тогда кошка заберет назад свои черные чары.

Если спросить любого из нас есть ли у нас предрассудки, то, наверное, девять из десяти ответят, что нет. Для образованных и интеллигентных людей, каковыми мы все себя считаем, иметь предрассудки – это почти моветон. Но если разобраться, то только у одного из десяти их нет.

Предрассудки, стереотипы, предубеждения – это чужие суждения, которые сложились в обществе задолго до нашего рождения, но которым мы почему-то безоговорочно верим. Даже не то, чтобы верим, а просто не считаем нужным их проверять. Буквально, предрассудок – это мнение, которое предшествовало рассудку, т.е. сложилось без рассуждения, без логического размышления. Оно основано на неточном или искаженном знании о чем-либо и часто принимается нами на веру со слов других людей. Предрассудки не имеют фактического подтверждения, часто не соответствуют действительности, а иногда и вообще недоказуемы. Например, «всем мужчинам нужно только одно», «все блондинки – глупы и легкомысленны», «секретарша обязательно спит с шефом», «ревнует – значит, любит», «женщина за рулем – потенциальный преступник», «все русские – пьяницы», «все хохлы жадные». Ну, как тут проверишь достоверность! И этот список можно продолжать очень долго, а если в реальной жизни мы сталкивается с обратными примерами, то считаем это скорее исключением из правил. А имя этим правилам – предрассудки!

«Дома новы, но предрассудки, стары… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» еще в 19 веке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе о т ума». Так почему же предрассудки так живучи? Во-первых, потому что на первый взгляд они выглядят очень правдоподобно. Во-вторых, потому что эти суждения мы слышим в своей жизни не один раз и начинаем воспринимать их почти как народную мудрость или традицию, даже не задумываясь о том, что послужило причиной появления на свет того или иного стереотипа. Люди с предрассудками обычно не могут привести логичные аргументы в защиту своих предубеждений. Их аргументы, как правило, таковы: "так принято", " так было испокон веков ", "все так делают", «не нами это придумано – не нам это и менять» и т.п.

Чего стоит одно только укоренившееся «испокон веков» утверждение, что «порядочная девушка до двадцати пяти лет обязательно должна выйти замуж!» И начинается: «Подружки замужем давно, а мне (о, ужас) уже двадцать четыре года, а я все в девках сижу!» И чтобы не быть хуже других – выходит замуж за того, кто первым сделает предложение, лишь бы успеть до двадцати пяти. Спустя какое-то время понимает, что оно того не стоило, но на руках уже ребенок. Ей бы взять, да и развестись с нелюбимым или недостойным мужем, но тут на пути как стена встает следующий предрассудок «женщине с ребёнком практически невозможно выйти замуж, да и кому нужны чужие дети, а разведенная женщина – это уже неприлично». Вот так всю жизнь и живет, обрастая новыми предрассудками и передавая их по наследству своим детям.

Снобизм – еще одна причина возникновения предрассудков. Люди, привыкшие считать себя лучше какой-либо определенной социальной группы, порождают массу неискоренимых предубеждений. У таких людей появляется предвзятое отношение к людям из определенных социальных слоев. Избавиться от такого подхода, можно только познакомившись и узнав поближе представителей столь презираемой социальной группы. Именно снобизм дает начало такому опасному предрассудку как расизм (предубеждения по отношению к этническим и расовым группам).

В нашем современном мире мощным генератором предрассудков стали производители различных товаров массового потребления в союзе с маркетологами, которые с помощью СМИ задают нам определенную систему материальных (а иногда и духовных) ценностей. Если ты принадлежишь к определенной социальной группе или занимаешь соответствующую должность, то уж, будь добр, соответствуй! И чтобы не уронить себя на этой ярмарке тщеславия люди поступаются собственными вкусами, привычками и тратят огромные деньги на то, без чего спокойно могли бы обойтись.

Чем же опасны предрассудки и можно ли им противостоять? Во-первых, наличие у человека предрассудка искажает процесс восприятия людей или фактов. Такой человек воспринимает окружающую действительность необъективно и предвзято – он видит только то, что хочет видеть и только так, как ему хочется. В результате он принимает неправильные или неадекватные решения. Во-вторых, у такого человека невольно возникает страх перед людьми или явлениями в отношении которых он испытывает предубеждения. Предрассудки и предубеждения формируют в людях комплексы, которые мешают им в жизни. Сами того не замечая, люди становятся рабами своих предрассудков и противостоять им очень трудно.

Предрассудки мешают нам воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Поэтому давайте разберемся в себе, покончим с собственными предубеждениями и освободимся от предрассудков. Я, например, (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не верю в предрассудки!

Джейсон Фрайд - успешный предприниматель, основатель компании 37signals. Программами, созданными этой компанией (в которой всего 14 постоянных сотрудников!), пользуются более 3 миллионов человек по всему миру. Среди них Basecamp - система управления проектами, Backpack -система управления знаниями, Highrise -система CRM и мессенджер Campfire.

Цитаты Джейсона Фрайда из книги «Rework. Бизнес без предрассудков»

1.Самый простой способ создать первоклассный продукт или услугу - сделать что-то, что бы вы сами хотели использовать.

2.Трудоголики - не герои. Они не берегут время, они просто сжигают его. Настоящий герой уже давно дома, он нашел более быстрый способ завершить свои дела.

3.Пока человек является новичком в какой-то области, все, что ему нужно, - просто начать создавать. Самая важная задача - это начать.

4.Если у вас появилось желание что-то сделать, нужно приступать к этому немедленно... Позже вы, возможно, уже не будете так сильно ею воодушевлены.

5.Неудача не является предпосылкой успеха.

6.Вы можете быстро превратить набор прекрасных идей в один паршивый продукт, если будете пытаться реализовать их все сразу.

Вы просто не можете сделать все, что хотите, сразу на хорошем уровне. У вас ограничено время, ресурсы и возможности концентрации. Очень сложно сделать на достойном уровне хотя бы одну вещь. А как насчет того, чтобы классно сделать десять вещей одновременно? Забудьте об этом.

7....идеальное время никогда не наступит. Вы всегда либо слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком заняты, либо слишком устали, либо еще что-нибудь. Если вы постоянно беспокоитесь о выборе идеального момента, он никогда не наступит.

8.Работать больше не значит больше заботиться об успехе бизнеса или больше выполнять. Это значит только то, что вы больше работаете.

9.Чем больше времени занимает какое-то дело, тем менее вероятно, что вы доведете его до конца. Но даже если вы до- водите его до конца, скорее всего, оно будет выполнено не- достаточно хорошо.

10.Энергия движения подпитывает вашу мотивацию. Она за- ставляет вас двигаться дальше. Она вдохновляет вас. Без нее вы далеко не уйдете. Если работа не мотивирует вас, вы не добьетесь хорошего результата.

11.Вы регулярно работаете допоздна и в выходные на дому? Это отнюдь не свидетельствует об огромных объемах рабо- ты. Это, увы, говорит о том, что до конца вы доводите мало дел. Причина тому - перерывы

12.Отсутствие времени – это не оправдание.

13.Вместо того чтобы пытаться победить в конкурент- ной борьбе - больше продать, больше потратить, больше спонсировать, - постарайтесь обучать свою аудиторию больше, чем ваши конкуренты. Обучение - это та об- ласть, о которой они, скорее всего, даже не задумываются.

14.Планы позволяют прошлому управлять будущим. "Мы идем этим путем, потому что мы сказали, что пойдем этим путем". И в этом заключается проблема: планы не совместимы с импровизацией.

16.Марка обуви Camper открыла свой магазин в Сан-Франциско еще до завершения ремонтных работ и назвала его Walk in Progress. Посетители могли рисовать прямо на стенах пустого магазина.Camper выставлял ботинки прямо на дешевой фанере, положенной поверх обувных коробок. А самой известной надписью, оставленной посетителем на стене, стала: «Оставьте магазин таким, какой он есть сейчас»

17.Дело не в количестве часов, проведённых за рабочим столом, а в продуктивности этих часов.

18. Живи этим или брось это.

19.Значение имеет только то, что вы делаете, а не то, о чем вы думаете, говорите или что планируете.

20.Мотивация - топливо любой интеллектуальной работы. При наличии мотивации можно за день сделать больше, чем за неделю. При отсутствии мотивации можно потерять неделю на выполнение дневной работы.

И всё же психологи - это такие же люди, как и все мы. Поэтому иногда от них можно услышать дельную мысль. Я хочу сказать несколько похвальных слов о книге американского психоаналитика Рудольфа Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность" (на русский язык она переведена почему-то под названием "Манифест счастливого детства").

Данное руководство по воспитанию, впервые опубликованное почти пятьдесят лет назад, по праву считается классическим произведением жанра. Многие нынешние авторы до сих пор охотно переписывают оттуда свои рецепты.

Помимо пустого психологизирования на основе высосанных из пальца теорий, Рудольф Дрейкурс приводит несколько действительно полезных воспитательных приемов. Композиционно книга построена почти как задачник по какой-нибудь геометрии.

За вводным описанием приемов следуют сценки из реальной жизни, в которых дети своим непослушанием как бы ставят родителей перед той или иной проблемой. Читателю вначале предлагается самостоятельно поразмыслить о том, какими из описанных методов эту проблему можно решить, и только после этого приводится правильный, с точки зрения автора, ответ.

Следует, однако, сразу оговориться, что Дрейкурс, как и подавляющее большинство профессиональных помощников, не предполагает, что родители могут ставить перед собой сколь-нибудь амбициозные цели, как-то: вырастить светлого гения, или харизматического лидера, или хотя бы успешного бизнесмена.

Всё воспитание, по мнению специалистов, сводится исключительно к тому, чтобы избегать при общении с детьми мелких житейских неурядиц. Вот список типичных проблем, в которые нас погружает книга Дрейкурса:

  • Дети не желают по утрам вставать с постели;
  • А встав, едва шевелятся, словно не собираются идти в садик или в школу;
  • Проявляют не соответствующую возрасту беспомощность;
  • Плохо едят, демонстрируя при этом дурные манеры;
  • Выказывают полную небрежность к одежде, игрушкам, книгам;
  • Разводят страшный беспорядок в комнате;
  • Уклоняются от каких бы то ни было обязанностей по хозяйству;
  • Ссорятся и дерутся с братьями и сестрами;
  • Устраивают безобразные сцены в общественных местах;
  • Не возвращаются в условленный час домой с улицы;
  • Не ложатся по вечерам спать вовремя.
Разумеется, Дрейкурс категорически отвергает шлепки по попе и другие способы болевого воздействия - на том основании, что это, как он уверяет, не работает: шлепки будто бы не вызывают у ребенка ничего, кроме жгучего желания отомстить, и он становится еще более неуправляемым.

Как же так получилось, что это прекрасно работало на протяжении тысячелетий, а теперь вдруг перестало? - Опережая этот вопрос, Дрейкурс авторитетно заявляет, что с появлением демократического общества внутренняя природа детей изменилась, и они сделались нетерпимыми к насилию.

Но оставим на совести благонравного американца этот политкорректный вздор. Перейдем лучше к позитивной части его книги. Он предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне" (вполне в духе демократического равноправия). Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями". Вот типичная ситуация, выстроенная по рецептам Дрейкурса.


Семилетний мальчик Ганс относился к своим домашним обязанностям с полным пренебрежением. Вот и на этот раз он пообещал матери вынести мусорное ведро, но выполнять свое обещание, конечно, не торопился. На ее очередное напоминание он только недовольно процедил сквозь зубы:

Почему это должен делать всегда я?

Тогда мама, которая как раз вернулась домой с курсов для родителей, пригласила его на небольшой разговор.

Как бы ты отнесся к тому, - спросила она, - если бы ты мог целую неделю делать только то, что ты хочешь? Ты будешь свободен ото всех своих обязанностей по дому.

Ганс не поверил своим ушам:

Ты это серьезно? Мне что, можно будет не убираться за собой? Можно не мыть руки перед едой и не выносить мусор?

Да, целую неделю. Но при одном условии.

"Я так и знал, - подумал Ганс, - тут должна быть какая-то ловушка. Слишком уж это похоже на сказку".

Мы будем с тобой полностью уравнены в правах, - продолжала мама. - И всё, что позволено тебе, будет позволено и мне. Ну как, согласен?

"Что за странный вопрос! - удивился про себя Ганс. - Взрослые и без того всегда делают всё, что хотят. Зачем ей нужно еще мое согласие?"

Договор был заключен, и мальчик отправился на ночь в свою комнату, радуясь предстоящей неделе полной свободы.

Когда на следующее утро он пришел завтракать, он застал лишь пустой стол.

- Мама! - позвал он. - А где наш завтрак?

Мама еще нежилась в кровати, почитывая книжку, и на его вопрос ответила, что у нее нет ни малейшего желания вставать.

Ты можешь сам сообразить себе что-нибудь поесть, если хочешь, - добавила она.

Пришлось Гансу перекусывать чем попало. Хотя это было и не очень приятно, но представлялось всё же приемлемой ценой за свободу.

Когда наступило время обедать, никакого обеда готово не было.

Знаешь, - сказала мама, - мне что-то сегодня неохота самой готовить. Пойду-ка я пообедаю у подруги.

Весь оставшийся день мама занималась себе в удовольствие какими-то своими делами и отказывалась обслуживать Ганса. Она не отвезла его на любимый театральный кружок и не стала пришивать оторвавшуюся от штанов пуговицу.

Вечером Ганс по собственному почину вынес мусорное ведро и попросил маму, чтобы она стала такой, как прежде.

Подобными же методами разрешаются и большинство других проблем воспитания из списка Дрейкурса. Если, к примеру, младший школьник не желает по утрам вставать с постели и не стремится попасть в школу вовремя, то и родители вполне могут оставаться равнодушными на сей счет.

Им следует купить ребенку будильник и больше никакого участия в сборах в школу не принимать. Разумеется, в первый же день ребенок, скорее всего, проспит и опоздает на занятия. Ну и ладно! Пусть себе конфликтует с учительницей, раз уж ему это так нравится.

В конце концов, дети обучаются правильному поведению вовсе не благодаря родительским понуканиям, а через обратную связь, получаемую от реальных последствий поступков. Всё, что требуется от родителей, - это ограничить до минимума свое участие в событиях, позволяя последствиям реализовываться в самой естественной, логической форме. Иногда, впрочем, кратковременное вмешательство в ситуацию всё же необходимо.

Трехлетнюю Кетрин отпустили погулять во двор, однако она постоянно выбегает со двора на проезжую часть улицы.

В подобного рода случаях было бы, разумеется, неправильно дожидаться наступления естественного финала, который заключается в том, что малышка рано или поздно попадет под машину.

Перед тем как отправить дочку гулять, мама должна получить от нее заверение, что та не будет выходить за пределы двора. Как только Кетрин выбежит на проезжую часть, мама безо всякой ругани и упреков возьмет ее за руку и отведет домой, где девочка и проведет оставшуюся часть дня.

На другой день у Кетрин будет новый шанс, но если она и в следующий раз проявит непонимание, то останется дома уже на три дня. Маленькие девочки, не способные позаботиться о своей безопасности на улице, сидят дома. Логично? - Вполне. Так, собственно, Дрейкурс и называет этот воспитательный прием - применение логических последствий.

Для обсуждения всех назревших проблем Дрейкурс настоятельно рекомендует с периодичностью один раз в неделю устраивать семейный совет, на котором у каждого, включая малолетних детей, есть возможность высказать всё, что лежит на душе, и выдвинуть свои предложения. Все решения, по демократически, принимаются большинством голосов, причем детский голос весит ничуть не меньше, чем взрослый. Однажды принятое решение действует, как минимум, в течение недели и может быть отменено не раньше, чем на следующем семейном совете.

Наибольшую воспитательную ценность имеют, как ни странно, "неудачные", "безответственные" решения, навязанные родителям со стороны младшего поколения.

Три девочки-подростка, пользуясь своим численным перевесом, добились на семейном совете принятия новых правил касательно своего вечернего времяпрепровождения. По этим правилам, они в любое время могли уходить из дому и не обязаны были никому докладывать, куда они направляются и когда они вернутся обратно. Даже если им понадобилось бы задержаться до поздней ночи, они не должны были звонить домой и предупреждать об этом родителей. Мать, разумеется, выступила решительно против, однако была вынуждена подчиниться мнению большинства.

На следующий день мать отправилась в гости к подруге, поставив об этом в известность только мужа. Она осталась там ночевать и вернулась домой лишь поздним утром. Не на шутку встревоженные дочери обступили ее с упреками:

Где ты была? Почему ты нам ничего не сказала?

На что мать спокойно ответила:

На последнем совете мы решили, что можно гулять хоть всю ночь и ни перед кем не отчитываться. Я полагаю, что это относится ко мне ничуть не меньше, чем к вам.

На ближайшем же семейном совете девочки с готовностью согласились принять более разумные правила.

Дрейкурс является горячим сторонником принципа: "Никогда не делать за ребенка то, что он способен сделать сам". Это касается не только застегивания пуговиц и завязывания шнурков, но и такой сложной деятельности, как выстраивание отношений с другими людьми.

Артур прибежал на кухню, отчаянно рыдая:

Мама, мама! Папа меня ударил!

Мать отложила дела в сторону, обняла сына и стала его утешать:

Что такое случилось, радость моя?

Он сказал, что я ему нагрубил, а потом дал мне подзатыльник.

Ничего, ничего, сынок. Не плачь! Я сейчас во всём разберусь.

Успокоив сына, мать отправилась в гараж, где отец в это время что-то мастерил. Между родителями разразилась громкая ссора. Мать (в сотый раз) пыталась втолковать отцу, что телесные наказания - это неправильный метод воспитания. Отец же утверждал, что Артур - в такой же мере его сын, как и ее, и если отец говорит сыну убрать с дороги велосипед, то вовсе не для того, чтобы услышать в ответ откровенное хамство. Сам же Артур стоял неподалеку и наблюдал за ссорой родителей с самодовольной ухмылкой.

Дрейкурс сопровождает эту сцену следующими любопытными комментариями:

Взаимоотношения между двумя людьми - это личное дело этих двух людей и ничье больше. То, что происходит между Артуром и его отцом, касается только Артура и его отца. Мать не должна пытаться брать на себя роль регулировщика. Если сын приходит к ней, чтобы "наябедничать" на отца, она может просто сказать:

Жаль, что так получилось, Артур. Если ты не хочешь, чтобы отец тебя бил, тебе имеет смысл подумать, как ты должен себя вести, чтобы этого не случалось.

Мать имеет полное право, в соответствии со своими убеждениями, никогда не бить сына. Однако у нее нет ни малейшего права диктовать мужу, как тому следует обращаться с ребенком. Если Артур недоволен манерами отца, то эта проблема принадлежит не ей, а ему.

У многих этот момент вызывает трудности с пониманием. Разве мы не должны позаботиться о том, чтобы все окружающие правильно обращались с нашим ребенком? Разве не в этом заключается наш родительский долг? Но тогда возникает вопрос: что такое "правильное" обращение? Кто это решает? Тут требуется наличие некоего "авторитета", который дал бы нам единственно верный ответ. Однако в демократическом обществе такого авторитета просто не существует.

Вполне естественно, что родители, будучи двумя разными индивидуальностями, могут придерживаться разных мнений по поводу массы вещей. Если вдруг окажется, что их представления о воспитании полностью совпадают, - тем лучше. Однако такое единство взглядов вовсе не является обязательным.

Ребенок строит отношения с каждым человеком из своего окружения в индивидуальном порядке, принимая в этом самую активную роль. Как бы по разному ни обращались с ним папа, мама, дедушки, бабушки и другие родственники, - это только обогащает его социальный опыт и никоим образом не может дезорганизовать его психику.

По нашим наблюдениям, существует любопытная взаимосвязь между убежденностью матери в своих воспитательных способностях и ее склонностью к критике окружающих. Чем более беспомощной чувствует себя мать, тем лучше она знает, как должны вести себя другие члены семьи.

Точно так же, родители не должны вмешиваться в ссоры детей. В тех семьях, где родители не берутся всякий раз судить, кто прав, кто виноват, дети ссорятся на удивление редко.

Восьмилетняя Люсия и пятилетний Карл сидели на диване и смотрели телевизор. Карл сделал движение в сторону Люсии, та отодвинулась подальше. Он положил свою ногу ей на колени. Она толкнула его прочь. Он навалился на нее всем телом.

Отстань, - сказала Люсия, всё еще погруженная в телевизор.

Он стал водить пальцами по краю ее блузки. Она ударила его по руке:

Отстань, тебе говорят!

Он самодовольно хихикнул и полез пальцем ей в ухо. Она изловчилась и укусила его в предплечье.

Ай! - вскричал Карл и принялся громко плакать.

На крик прибежала мама. Кинувшись к плачущему сыну, она стала его обнимать и утешать. Он показал ей свою руку, на которой отчетливо виднелись следы зубов.

Люсия, это еще что такое! - гневно вскричала мама.

А что, я должна терпеть, как он ко мне пристает?

То, что он делает, это совершенно не важно. Ты не имеешь права так обращаться со своим маленьким братом. Немедленно попроси у него прощенья! И смотри у меня! Чтоб больше такое никогда не повторялось!

Глаза Карла осветились счастливым торжеством.

Совершенно очевидно, что Карл не стал бы затевать всю эту ссору, если бы не предвидел заранее, что вмешательство мамы обеспечит ему полную победу.

Пожалуй, самый интересный рецепт Дрейкурса заключается в том, что за неправильное поведение одного ребенка должны нести ответственность все дети, принадлежащие данной семье.

Восьмилетний Макс был в семье средним ребенком. С его старательным старшим братом и послушной младшей сестренкой у родителей проблем никогда не возникало. Однако сам Макс представлял собой сущее наказание. Он постоянно портил мебель, лгал, воровал и уже два раза был пойман за разведением костра в подвале.

Его любимым занятием было разрисовывать стены цветными карандашами. Мать пребывала в полном отчаянии. Она пошла на курсы для родителей, и там ей посоветовали привлекать к ответственности за выходки Макса всех детей сразу, относясь к ним ко всем как к некой единой и неделимой совокупности.

Когда Макс изрисовал стены в очередной раз, мать потребовала, чтобы все трое принимали участие в их отмывании. Сам Макс, впрочем, от этого мероприятия уклонился, однако ж и стен впредь больше не пачкал. На вопрос, почему он перестал это делать, он ответил:

Это потеряло теперь всякий смысл. Ведь отмывать заставляют других.

Во многих случаях ребенок совершает неправильные поступки лишь для того, чтобы как-то выделиться, чтобы обратить на себя особое внимание. Как только внимание перестает доставаться исключительно ему, так пропадает и весь смысл его проделок.

Из книги Леонида Некина "Воспитание без предрассудков"

Ежедневно мы взаимодействуем с различными людьми, давая им личную оценку. Однако мы почти никогда не задумываемся, что это может быть не наше собственное мнение о человеке или явлении, а предрассудки и стереотипы, навязанные обществом.

Для того чтобы это понять, разберемся с определением данного понятия. Что такое предрассудок? Предрассудок – это суждение о человеке или предмете, имеющее негативную эмоциональную окраску и, как правило, не обладающее обоснованием . Определения, сформулированные экспертами, могут отличаться, но каждое из них подразумевает наличие стереотипов или клише, ограничивающих здравое восприятие действительности.

Для более глубокого понимания дадим определение понятиям: стереотип, предубеждение и предрассудок. Объясним эту разницу на примере расовых различий.

  • Расовый стереотип – устоявшееся отношение к другой расе, сформированное на базе определенной системы ценностей. Он будет существовать до тех пор, пока существуют расовые различия. Он не плох и не хорош сам по себе. Это лишь попытка классификации окружающего мира для проведения его анализа.
  • Предубеждение характеризуется негативными эмоциями по отношению к другой расовой общности, уклонением от контактов с ней. Предрассудок отличается нарастанием негатива по отношению к другой расе, возвышением своей и принижением других.
  • Расовые предрассудки проявляются уже не просто в негативных эмоциях, а в конкретных действиях, направленных против другой расы.

Согласно мнению некоторых психологов, стереотипы необходимы для анализа окружающего мира. Анализируя общество, мы подразделяем его на группы, чтобы сделать более простым для анализа. Отмечается также, что люди склонны нивелировать различия между членами одной группы и увеличивать их между представителями разных групп.

В большинстве случаев именно стереотипы становятся основой предрассудков. Стереотип – представление о чем-либо, полученное на основе прошлого опыта или опыта других людей. Они могут иметь как положительную, так и отрицательную оценку. Источником их являются семья и социальное окружение.

Пока ребенок маленький, на его картину мира оказывают влияние родители. Как только он взрослеет и начинает существовать в обществе, оно также оставляет отпечаток на мировоззрении. Какие-то из родительских установок останутся неизменными, другие же подвергнутся корректировке.

Виды предрассудков

Предубеждения основываются на характеристиках человека. В зависимости от этого выделяются их виды:

  • Гендерные предрассудки (половые, гомосексуальные) – одни из самых распространенных. К ним можно отнести утверждение о том, что мужчины успешнее женщин.
  • Этнические предрассудки основаны на принадлежности индивида к определенной национальности или расе.
  • Религиозные – приобретают широкую распространенность в современном мире. Нарастание религиозных конфликтов, основанных на возвышении одной религии над другими, приводит к дестабилизации всего мира.
  • Социальные. Принадлежность к определенной социальной группе особенно ярко начинает проявляться в школьный период и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни.
  • Возрастные – связаны с разделением общества на группы по возрастному признаку и установлении различий между ними. Ярким примером служит представление детей о том, что их родители отстали от жизни и не понимают современных веяний.

Преодоление предрассудков

Отмечается, что человек, на решения которого не оказывают воздействие предрассудки и стереотипы, открытый миру, постоянно развивающийся и готовый изменить свои убеждения под воздействием здравых аргументов, сохраняет свою . А индивид, подчиняющийся мнению большинства и неспособный принимать самостоятельные решения, теряет свою уникальность, становится частью толпы и очень часто – орудием в чужих руках.

Эта проблема крайне актуальна в современном мире. Информационное управление массами людей используется и правительствами стран, и компаниями, производящими продукцию, и маргинальными группировками (в том числе террористическими). Человек, не способный мыслить критически, попадая под воздействие, основанное на стереотипах, принимает это как норму и не стремится подвергать ее сомнению.

Возьмем, например, рекламу. В ней часто эксперты рекомендуют нам тот или иной продукт. Но почти никто из нас не задумывается над тем, что другие эксперты могут рекомендовать товар конкурентов. Стереотип, основанный на компетентности экспертного мнения, мешает нам подвергнуть сомнению предлагаемую информацию.

На таком же принципе основана система идеологии, применяемая руководством стран с тоталитарной формой правления. Создается определенная картина мира, навязываемая через авторитетные средства массовой информации. Распространение противоречащей ей информации жестко пресекается.

Не только в древности, но и сейчас продолжают существовать расовые предрассудки, причем в современном мире они носят скрытый характер. Отрицательное отношение к другим расам проявляется в виде гиперболизации национальных отличий, негативной реакции на иностранных рабочих – то есть происходит дискриминация, якобы не имеющая отношения к национальным различиям.

Никуда не исчезли и гендерные стереотипы. Проведенные исследования показывают, что их основы закладываются еще в школе: считается, что мальчики более склонны к точным наукам, а девочки – к гуманитарным. Определение женской социальной роли как маминой помощницы, а в будущем матери и хранительницы домашнего очага, а мужской – как помощника по хозяйству, а в дальнейшем добытчика и главы семьи, способствует стереотипизации общества по половому признаку.

Закрепление социальных ролей со школьного возраста, конечно, нельзя считать отрицательным явлением, ведь оно позитивно влияет на систему ценностей формирующегося человека (в том числе в отношении института семьи и брака, являющегося основой здорового общества). Однако именно на этой основе в социуме формируются гендерные предрассудки.

В обществе до сих пор преобладают такие стереотипы, как «женщины – плохие руководители» или «все мужья изменяют женам». Ни для кого не секрет и мнение руководителей о том, что женщины более склонны прерывать свою карьеру из-за семейных обстоятельств, чем мужчины. Исследования также показывают, что женщинам сложнее найти работу, нежели мужчинам, а некоторые профессии по сей день считаются мужскими или, наоборот, женскими.

Как можно преодолеть предрассудки? В целом борьба с предрассудками основывается на искоренении причин их появления. В обществе существуют следующие способы:

  • Создание правил, обязывающих одинаково обращаться с членами разных групп.
  • Общественное осуждение предубеждений и предрассудков.
  • Разъяснение людям нестабильности их убеждений.
  • Формирование взаимоотношений между социальными группами.

При этом каждый человек в отдельности самостоятельно может снижать степень влияния предрассудков и стереотипов на свое мышление через:

  • Повышение уровня образования людей, развитие разносторонности их знаний и умений.
  • Отказ от категорических суждений.
  • Формирование критического мышления.
  • Развитие гибкости мышления.
  • Оценку реальности с различных точек зрения.
  • Умение находить позитивные моменты в негативных явлениях.

В заключение можно сказать, что стереотипы сами по себе не являются отрицательным или положительным явлением, но могут стать основой для предрассудков. Человек, находящийся в плену предрассудков, не способен мыслить здраво и рационально, он становится зависимым от мнения большинства. Борьба с предрассудками возможна как со стороны общества, так и со стороны зависимого от них индивида. Автор: Ольга Лупандина



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!