Что такое психика определение в психологии. Психология эпохи христианства

Психика и ее развитие.

1. Мозг и психика.

2. Понятие «психика», ее функции и значение.

3. Отличие психики человека и животных.

1.Рефлекторная деятельность мозга, физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой поиски. Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.

Основная форма взаимодействия организма со средой - реф­лекс - ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную.

Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются реф­лекторной дугой.

Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, по­правляет) протекание третьей части - двигательной.

Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному - центробежному - нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посы­лает обратный сигнал в центр - мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т.е.сообщает мозгу, в какой мере - правильно или неправильно - рабочий орган выпол­нил полученную из центра команду. Как только мозг обнаружи­вает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тутже посылает сигнал о соответствую­щей корректировке действия и направляет деятельность организ­ма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторно­го акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегу­ляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не смогли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками. Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации Я. П. Павлова, безусловные и условные.

Безусловны рефлексыявляются функцией главным образом, наших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга - коры больших полушарий.


Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой, предварительной тренировки не требует. Он приобрела данным индивидом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных процессов - возбуждения и торможения. По характеру деятельности они противоположны друг другу. Выделяют внешнее и внутренне торможение.

Внешнее торможение – результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя (охранительное торможение).

Внутреннее торможение – проявление внутренних закономерностей работы коры.

Процессы возбуждения и торможения тесно связаны и взаимодействуют между собой. Это взаимодействие подчиняется двум основным законам: иррадиации иконцентрации и закону индукции.

Иррадиация и концентрация заключается в распространении возбуждения по коре (иррадиация возбуждения). Ограничение и направление процесса возбуждения в коре процессом торможения называется концентрацией возбуждения. Закон индукции подразумевает, что нервны процесс вызывает в соседних участках обратный процесс, например возбуждение вызывает торможение (отрицательная индукция). Торможение вызывает возбуждение (положительная индукция).

Различение сигналов, поступающих в кору из окружающего мира, связано с работой сигнальных систем. Сигналы окружающего мира – первая сигнальная система, есть как у человека, так и у животного.

Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека, присуща только человеку. Сигналом является слово, словосочетание.

2.Традиционно дают определение понятию психики - как свой­ства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объек­тивный мир в его связях и отношениях.

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») име­ет двойственное значение. Одно значение несет смысловую на­грузку сущности какой-либо вещи.

Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его свя­зях и отношениях.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Душа человека - самое загадочное творение природы, о котором существует больше всего предрассудков. Самое близкое и повседневное при ближайшем рассмотрении оказывается и наиболее непознанным, хранящем столько тайн, сколько не содержит вся вселенная. По крайней мере, глубина сознания влечет нас больше, чем остальные загадки мира.

Мало что вызывало больше споров, чем сознание. То, что все религии, культы и эзотерические теории напоминают поиск негра ночью, понятно - здесь под негром мы понимаем механизмы зарождения поступков, а под ночью - совокупные процессы психики. Причем все говорят об истине, и хорошо, если эти заявления обходятся без крови. Часто, как у крестоносцев, поиск приводит к войнам, длящимся десятилетиями. Так почему же самое родное, что у нас есть, то, о чем мы должны бы все знать, ведь пользуемся этим ежеминутно, вызывает у нас больше вопросов, чем логика женщины?

Что такое человеческая психика

Древним грекам первым понадобилось понятие, одновременно объединяющее и разграничивающее естественную биохимию организма и его метафизическую сущность. Они задумались о том, как появляются мысли, поступки и убеждения. Этот вопрос до сих пор не дает покоя ученым и теологам.

Наука говорит, что психика - это отражение биологического существования посредством органов чувств и центральной нервной системы. Мышление помогает субъекту воспринимать действительность и ориентироваться в ней. Без этого жизнь высшего существа не представляется возможной. Внешний хаос упорядочивается, события ранжируются и выстраиваются в цепь. Настоящее течет, превращаясь в опыт, который формирует планы на будущее.

Сознательные и бессознательные функции психики

Выделяются осознанные мысли и мотивы, скрыто влияющие на жизнь через подсознание. Но функции психики человека, независимо от уровня осознанности, кардинально отличаются от таковых у животных. Основные различия - сознание и трудовая деятельность.

То, что мы осознаем - мысли, чувства, мечты - осознанная часть системы, поддающаяся прямому воздействию и корректировке. Но, согласно исследованиям, начало которым положил Зигмунд Фрейд, большее влияние на психику оказывают скрытые за "порогом" сознания мотивы, которые прорывают границу осознанности во сне или в моменты катарсиса.

Теория Зигмунда Фрейда

Взгляды Фрейда перевернули понятие о душе. В его пуританскую эпоху теория сексуальности вызвала шквал осуждения. Хотя дело всего лишь в том, что нельзя сбрасывать со счетов одну из основных сил, движущих развитие общества.

Экспериментальным путем он доказал существование нескольких слоев сознания. Самый глубокий, темный и неподвластный влиянию слой получил название бессознательного. Там содержится все забытое, неосознанное, все комплексы, которые при должном воздействии можно «протащить» через порог сознания и сделать доступным пониманию. Все это способно влиять на обдуманные решения. А если это запущенные комплексы, жизнь может стать совсем безрадостной. Например, комплекс матери может сделать человека гомосексуалистом, а комплекс отца - преступником.

Теория Карла Юнга

Научная революция уронила авторитет церкви, чему во многом поспособствовал Фрейд. Поэтому новым исследователям сознания открылась девственная нетронутая территория - душа человека. Следующим, кто пришел в психологию вслед за Фрейдом и сделал не менее значительный вклад в развитие этой науки, стал сын швейцарского пастора - Карл Густав Юнг.

В молодости Юнг восхищался Фрейдом, революционностью его идей и смелостью методов исследования. Однако в какой-то момент пути выдающихся ученых разошлись. Юнгу претило то, что по Фрейду психика - это не более чем по-разному истолкованная теория сексуальности. Он считал ее слишком односторонней и не оставляющей места человеческому духу.

Юнг всегда повторял о неоценимом вкладе оппонентов, но критиковал нарочитую «догматичность» их взглядов, которая использовалась для подавления религиозного инстинкта. Значительная часть его трудов посвящена мифам, легендам и взглядам средневековых алхимиков. Такая гибкость взглядов позволила ученому создать аналитическую психологию, включающую сны, озарения и предчувствия. Его метод иногда напоминает магию, когда говорит о связи всего сущего и передаче мысли на расстоянии.

Аналитический метод Юнга

В своих исследованиях Юнг использовал комплексный подход, при котором, помимо принятых тогда кляксографических и других тестов, применялся метод словесной ассоциации. Он заметил, что некоторые слова вызывают необычную реакцию - паузу, повторение или забывание.

Ему удалось доказать существование скрытых идей и чувств, названных комплексами и влияющими на жизнь личности. Эти спайки из травматических переживаний ведут активную деятельность, скрываясь от сознания. И так как эти констелляции способны причинять неудобства индивиду, Юнг разработал лечение, при котором комплексы выявляются и путем рефлексии сводятся на нет.

Основные идеи теории Юнга

Есть два личностных типа, характеризующихся стремлением к экстраверсии (обращенности психики во внешний мир) и интроверсии (склонности к самоанализу). А также четыре составляющие сознания - ощущение, интуиция, мышление и чувствование.

Каждый человек наделен личным и коллективным бессознательным. Первое состоит из опыта, истории и переживаний конкретного субъекта. Второе включает родовую память, все образы и архетипы, которые сложились на протяжении эволюции. Люди способны воспринимать коллективные образы во сне или в процессе чтения сказаний, мифов и легенд.

Всем нам присуще стремление к совершенству - Юнг назвал этот процесс индивидуацией. Это желание обрести гармонию с бессознательным приходит во второй половине жизни и проявляется как кризис среднего возраста с последующим становлением более целостной личности.

Сны рождаются во «всеобъемлющих глубинах» для того, чтобы указать нам на пробелы в жизни, на слабые места и призвать к преодолению. Так личность обретает устойчивость (устранив указанные снами комплексы).

Психология народов

Изучение мифов натолкнуло Юнга на мысль о связи народного творчества с коллективным бессознательным. Он провел много лет среди африканских аборигенов и южноамериканских индейцев.

Один из описываемых феноменов - перестройка сознания в зависимости от среды обитания. В Африке это назвали «стать черным». Воспитанные образованные европейцы после продолжительного общения с коренным населением перенимали их модель поведения. Они начинали искренне верить в местные обычаи, вплоть до участия в кровавых колдовских ритуалах. И чем более слабая психика была у человека, тем быстрее и необратимее он переодевался в набедренную повязку.

Можно предположить, что в современной Америке происходит обратный процесс, когда темнокожее население забывает корни, приобретая европейский лоск. Но, как видно из голливудских фильмов, это обоюдоострый меч: манера речи, мимика и пластика американских европеоидов насквозь пропитаны влиянием Африки.

Психология групп по Вундту

В. Вундт (1832-1920) известен своим трудом «Психология народов». В нем психика человека, ее стороны и их влияние на становление самосознания нации рассмотрены с историко-культурной позиции. Ученый выдвинул теорию о том, что мышление напрямую зависит от культурных, климатических и технологических условий жизни социума.

Он возражал против отождествления личного и народного сознания. Вундт настаивал на том, что синтез мыслящих личностей способен привести к появлению новой реальности, сверхсознания, наполненного надличностными мифами и моралью.

Массовая психология Уорда

Американец Л. Ф. Уорд (1843-1913) назвал расцвет культуры высшим эволюционным симбиозом всех космологических и антропогенетических сил. Он наделяет культуру чувством и наличием цели.

Удовлетворив основные потребности в виде голода, жажды и половой страсти, человек обретает новые желания, полные возвышенных целей и сложных интеллектуальных возможностей. Эти стремления и двигают общество к улучшению. Сюда относится и феномен поиска счастья - свободы от страданий.

У. Самнер

Согласно работе У. Самнера (1840-1910) «Народные обычаи», на жизнь масс влияет ряд факторов, которые оно назвал обычаями. Они появляются, когда люди стараются выжить в сложных климатических условиях или под угрозой уничтожения другой группой. Так складываются и совершенствуются модели поведения, которые принимаются людьми и передаются следующим поколениям.

На обычаи также влияют личные интересы - голод, жажда, секс, честолюбие. По Самнеру, психика - это либо «мы - группа», когда отношения складываются на основе поддержки и взаимопонимания, либо «они - группа», где между сообществами устанавливается враждебность.

Итак, изучив культуру народа, его мифы, мораль и мировоззрение, можно с большой достоверностью говорить как о психике индивида, так и целого народа.

Греки - первопроходцы души

Неудивительно, что именно греки первыми заговорили о существовании внутреннего мира, живущего по собственным законам. Живя в небывалой свободе, не имея рамок и ограничений, они имели лабораторию по изучению духа, воссоздать которую более не представится возможным. Современники Гомера еще не получили прививки постоянной гложущей вины. Не знали сожаления о греховности своей природы, отравившей христианский период истории.

Они с детской наивностью верили в справедливость мести, были убеждены в том, что сочувствие чужому горю унижает не только того, кто его испытывает, но и объект, которому оно предназначено. Все особенности психики эллины запечатлели в Олимпийцах, ведущих такой же свободный и аморальный, по нынешним меркам, образ жизни. Каждый народ, эпоха или партия имеют свои мораль и менталитет, и все претендуют на исключительность. В итоге получается, что морали нет - есть эволюционная необходимость.

Психология эпохи христианства

После греческого и римского разгула наступил период, когда развитие психики потребовало введения строгих моральных норм во избежание вырождения цивилизации. И так как это происходило бессознательно, не удалось избежать перегибов. Первые апостолы придерживались крайне строгого воздержания - их вера должна была переломить привычный ход вещей и убедить планету в их святости.

И они достигли цели. Представьте святого: он в отрепье, он дышит на ладан от голода и весь в струпьях. Но в его глазах горит непоколебимая уверенность в своих словах, а в голосе металлом звенит непреклонная воля - невозможно так жить, если действительно не посвящен в тайны мироздания. И мир купился: на сотни лет люди водрузили на себя гнет незаслуженного греха. К чему это привело, мы знаем - войны, нетерпимость и костры инквизиции.

Но потери неизбежны. Ведь в этой игре целью было обуздать звериный нрав и начать жить в относительном мире. Заповеди научили воспринимать причиняемое зло как ущерб себе. Сочувствие ближнему не дает уничтожать людей, потому что это переживается, как личное горе. «А вдруг все обернется гневом Господним?» - этот вопрос предотвратил много войн.

Психология современности

Нам повезло жить в необыкновенное время. В чем-то правы те, кто называет некоторые города новым Римом - там царит такой же вечный праздник, не омраченный узами морали. Современная психика - это свободная территория, которую благодаря науке Бог покинул, а новые правила, составляющие основу души, еще очень зыбки и ненадежны.

И мы снова ищем опору. Теперь в науке. Как будто, если подтвердить эту пресловутую теорию всеобщего поля, исчезнут войны, и люди возлюбят друг друга. Чем современные поиски новых элементов отличаются от изысканий алхимиков с их философским камнем, представлявшим модель души?

Страшно представить, что переживает психика ребенка: насилие, рекой льющееся с экрана, интернет с порнографией и соцсетями... Небывалое давление, которое мы переживаем, готовит почву для самых непредсказуемых последствий. Снова человек оказался на перепутье без подсказок и помощников. К чему приведет этот эволюционный виток, известно только Богу, которого мы свергли. Может, мы прорвемся, и новый мир озарится рождением невиданного ранее строения психики?

С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье - попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?

Понятие психики

Физиологическим носителем психики является нервная система человека.

Психика - это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.

Структура психики

У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).

    Психические свойства

Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта - личностная особенность.

Психические свойства - постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов - скорость перехода от возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов - относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность - гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.

    Психические процессы

Психические процессы - относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:

  • Познавательные
  • Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире - составляют начальную форму психики.
  • Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
  • Внимание.
  • Память - способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
  • Воображение.
  • Представление.
  • Речь.
  • Мышление. Мышление - это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.

Эмоционально-мотивационные

  • Эмоции и чувства;
  • состояния (настроение, тревожность и проч.);
  • мотивация;
  • воля.

Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.

Эмоции — это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.

Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы — чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.

    Психические качества, или личностные характеристики

Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.

    Психические состояния

Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Функции психики

  • Коммуникативная - психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться.

Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

  • Познавательная - способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем.

Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.

  • Регулятивная - обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой — регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение - это внешняя форма проявления психики.

от греч. ??????? – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич. материализма, к-рый игнорировал качеств. своеобразие П. Диалектич. материализм рассматривает П. как одну из форм отражения, возникающего в результате специфич. взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. П. является предметом многостороннего науч. изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного. В гносеологич. аспекте П. рассматривается с т. зр. ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеч. форму П., то гносеологич. аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие П. по своему осн. смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой т. зр. П. выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологич. анализ по самой своей сути требует рассмотрения П. и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах осн. вопроса философии. "За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233). Т.о., в гносеологич. аспекте П. выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в к-ром один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собств. природа предмета, в к-ром это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо "освободить" от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познават. задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Т.о., идеальное есть филос. категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психич. деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологич. анализе. Вне гносеологич. аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе к-рого у человека формируются материальные структуры, представляющие его П., являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфич. органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения П. является уже не гносеологическим, а конкретно-научным. Положения классиков марксизма-ленинизма о том, что признать мысль материальной, отождествить мысль с материей означает сделать уступку идеализму, и о том, что нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит – есть диалектико-материалистич. характеристика психического, взятого в обоих аспектах его исследования. Классики марксизма-ленинизма исследовали понятие П. прежде всего применительно к теории познания диалектич. материализма, поэтому ими гл. обр. рассматривался гносеологич. аспект П. Конкретно-науч. подход намечался ими лишь принципиально, в плане его общефилос. трактовки, исходя из достигнутых к тому времени науч. знаний. Ленин отмечал, что для конкретного решения вопроса о возникновении способности ощущения собрано еще недостаточно данных: "...остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из таких же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям" (там же, с. 34). Конкретно-науч. анализ П. составляет задачу психологии, физиологии, биофизики, биохимии, а в последние годы в известной мере и кибернетики. Общим для всех этих наук является стремление понять П. как специфич. средство, в к-ром и через к-рое реализуются процессы жизни. К наст. времени относительно более продвинутым оказался физиологич. анализ П. Развитие же психологич. аспекта анализа П. долгое время тормозилось давлением многовековых традиций идеализма, а также влиянием механицизма. Идеализм всецело сводил П. к идеальному и тем самым на деле отрицал ее объективно реальное бытие. В этих условиях конкретно-науч. анализу оставалось лишь исследование физиологич. деятельности мозга, законы к-рой якобы и есть законы формирования образа. Но прямое соотнесение образа как отображения действительности с физиологич. деятельностью мозга, необходимой для возникновения такого образа, неправомерно. Физиологич. анализ, конечно, является необходимой составной частью конкретно-науч. анализа П., без него не могут быть поняты механизмы процесса отражения. Но физиологич. анализ не охватывает всех самых существ. сторон П. Между гносеологич. и физиологич. анализом П. лежит пропущенное звено – собственно психологич. анализ. Психологич. анализ П. направлен на выявление строения и функций П. как специфического для высокоразвитой живой системы продукта и условия ее взаимодействия с окружающим миром. Особенности такого взаимодействия выступают в общем виде прежде всего как особенности способа ориентирования живой системы относительно окружающего. Во всех допсихич. формах взаимодействия ориентирование одного тела относительно другого осуществляется либо как непосредств. контакт тел – компонентов системы взаимодействия, либо через силовые поля, образуемые во взаимодействии или свойственные одному из тел. Ориентирование же высокоразвитых живых систем относительно окружающего выступает как качественно своеобразная, особая форма опосредствованного отношения. Для этой формы характерно использование носителей информации, построение динамич. моделей действительности (окружающей среды и внутр. состояний живой системы) на основе переработки этой информации. Подобные модели, опосредствующие отношение живой системы к окружающему, являются для нее осн. средством, обеспечивающим ориентацию в среде. Именно на этой основе осуществляется специфическое для живого сближение с благоприятствующим и удаление от разрушающего, отсутствующее в неживой природе. Такая форма ориентации и есть психич. форма. Возникновение П. находит выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта – с другой, а систему взаимодействия этих образований характеризует качественно новый тип связи – с и г н а л ь н ы е связи (следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно сигналах как таковых, к-рые, конечно, могут быть и нетождественны психич. моделям, а именно об особом типе связи). Они требуют наличия у субъекта чувствительности – особой формы раздражимости, способности к ощущению. Конкретно эта способность возникает тогда, когда для индивида становятся значимыми не только те связи, к-рые обеспечивают непосредств. удовлетворение потребности в обмене веществ, но и те, посредством к-рых он соотносится с другими, на первый взгляд нейтральными воздействиями; именно на основе связей второго типа индивид ориентируется в среде. Т.о., субъект в психологич. смысле – это индивид, способный к сигнальному взаимодействию со своим окружением. В той же мере, в какой субъект не тождествен организму, объект не тождествен среде. Объектами являются предметы или явления, выраженные в тех их св-вах, с к-рыми индивид – как субъект – вступает в сигнальное взаимодействие. Человек под полным наркозом остается организмом, но перестает быть субъектом: он продолжает взаимодействовать со средой лишь как организм, на основе соответствующих связей; объекты же для него в этой ситуации не существуют, взаимодействие субъекта с объектом "выключается". Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.н. растений-хищников. Поэтому понятие "субъект" является более широким, чем понятие "человек". Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом. В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич. реакций, протекающих в закономерной последовательности. Каждая отд. физиологич. реакция строится по законам физиологии, но комплекс этих реакций, в его структурности, строится по законам психологии. Психическое складывается в недрах физиологич. явлений как производное от них. Однако первичность физиологического по отношению к психическому не абсолютна; по мере своего развития взаимодействие субъекта с объектом оказывает на физиологическое существенное обратное влияние: П. человека – высшая форма развития П. Она возникла в связи с появлением особой формы управления, характерной для социального взаимодействия. Решающая роль в развитии П. человека принадлежит наиболее специфическому для человека способу взаимодействия с окружающим – труду. Реальными условиями развития человеч. П. явились различные формы социального общения, осн. средством осуществления к-рых выступает речь. Т.о., переход к П. человека связан с возникновением особой – социальной формы взаимодействия. Психич. системы субъект – объект на уровне животного мира были компонентами лишь биологич. взаимодействия, к-рое посредством механизма естеств. отбора и направляло "сверху" психич. развитие животных, определяя особенности их способа связи с окружающим. Животное не преобразует среду целенаправленно, оно лишь приспосабливается к ней. Изменения, вносимые животным в среду, выступают для него как рядоположные со всеми прочими изменениями, возникающими в среде независимо от его деятельности. Результат действия в отношении факторов среды не приобретает при этом того специфич. значения, к-рое обнаруживается у человека: животное не вычленяет среди воздействий среды того, что является продуктом его собств. действия. Становление социального взаимодействия принципиально меняет пути развития П. Это прежде всего сказывается в преобразовании способа связи субъекта с окружающей действительностью: и человек, подобно животным, приспосабливается к среде, но для него характерно иное – подчинение природы себе, т.е. целенаправленное, сознат. преобразование среды. С психологич. стороны такое преобразование оказывается возможным благодаря тому, что среди воздействий, оказываемых на человека средой, он выделяет такие, к-рые являются результатом его собств. деятельности: продукт действия человека приобретает для него особое значение. Это обусловливает гл. особенность П. человека – возможность намеренного предвидения событий и планирования своих действий. Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов). Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности. Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; ?убинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. ?., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология. Я. Пономарев. Москва.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!