Что такое синтаксическая роль относительных местоимений. Местоимение и контекст

Учащиеся уже хорошо знают о том, что в основе распределения слов по частям речи лежат три группы признаков:

  1. Общее лексическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль слова.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т.е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными.

этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. Осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении.
  2. Усвоение норм употребления местоимений в речи.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома.

В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя Для себя жить – тлеть.

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции). Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности. Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

При изучении отрицательных не ни ничего не знал. Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными. Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений.

Синтаксическая функция указательных указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения.

В шестом классе продолжается работа по синтаксису в связи с изучением морфологии. Дети впервые, по сути дела, встречаются с местоимением как частью речи. Им хорошо известны только личные местоимения. Они безошибочно определяют подлежащее, выраженное личным местоимением, несколько хуже дополнение. С остальными разрядами местоимений шестиклассники еще незнакомы. Именно поэтому работа над синтаксисом приобретает важное значение для осознания функций изучаемой части речи и ее морфологических категорий.

Первые две группы признаков, как правило, не вызывают затруднений при изучении. Синтаксические же функции местоимений достаточно специфичны и сложны для освоения.

В этой работе я попытаюсь рассмотреть лишь один аспект изучения местоимения как части речи, на мой взгляд, наиболее сложный, а именно: его синтаксическую роль в предложении и словосочетании.

На первом этапе освоения этого материала желательно начать работу с таблицей лексико-грамматических разрядов местоимений с указанием их возможной синтаксической роли в предложении.

Эта работа выполняется в тетрадях для схем, которые учащиеся ведут с 5-го класса.

Таблица будет заполняться по мере знакомства с новыми лексико-грамматическими разрядами.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными. Например, местоимения он, кто, кто-то, никто и др., как и существительные, обозначают предмет, в предложении бывают подлежащими или дополнениями:

Она была в школе? (Кто она? Катя) Катя была в школе?

Ей купили портфель? (Кому ей? Кате) Кате купили портфель?

Местоимения мой, какой-то, каждый и др., как и прилагательные, обозначают признак, согласуются в роде, числе и падеже с определяемым существительным; в предложении обычно бывают определениями (Сестра взяла мою ручку).

Местоимения сколько, столько по значению, склонению и синтаксическим связям с существительным соотносятся с количественным числительным (ср. четыре книги/ сколько книг – управление; четырьмя книгами/ сколькими книгами – согласование).

Чтобы научить школьников соотносить местоимение с существительным, прилагательным и числительным, необходимо постоянно пользоваться методом анализа и приемом сравнения.

На практике это выглядит так: в данном тексте рядом с местоимением в скобках указать часть речи (существительное, прилагательное, числительное), вместо которой оно употреблено:

Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (семь-десять) дней засияет весеннее солнце и откроется настоящая весна.

Такая запись способствует осознанию обобщенности и относительности значения местоимения (местоимения не имеют собственного лексического значения и приобретают его в предложении во взаимосвязи с другими словами).

Изучение синтаксической функции этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении;
  2. усвоение норм употребления местоимений в речи.

Некоторые учащиеся допускают разнообразные синтаксические ошибки в употреблении местоимений. Здесь целесообразно давать задания типа:

  1. найдите ошибки в употреблении местоимений;
  2. запишите предложения в исправленном виде.

Работа может выполняться коллективно в слабом классе. В сильном дети справляются сами. На доске или через графопроектор дается ошибочный вариант, например:

  1. Я взял рыбу из корзины и передал ее отцу.
  2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  3. У Троекурова был сын Саша, и он взял учителя (из ученических сочинений).

Детей нужно учить самоконтролю, они должны следить за своей речью, осознавать, на что указывают местоимения, что они обозначают.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома. В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Новым же синтаксическим материалом является знакомство со словосочетанием по модели глагол + личное местоимение в косвенном падеже (беспокоиться обо мне – о ком?).

Необходимо включить в работу на уроке словосочетания грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Чтобы избежать ошибок в образовании грамматических форм этих местоимений, желательно занести эти словосочетания в словарь “Говори правильно”. Любым другим способом акцентировать на них внимание: составить предложение, написать письмо кому-либо на уроке, используя эти словосочетания.

В сильных классах можно оговорить случаи, когда местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они утрачивают местоименное значение предметности, обогащают его конкретным содержанием и переходят в существительные.

При этом их морфологические свойства тоже меняются: эти слова становятся неизменяемыми, приобретают средний род, неизменяемую форму единственного числа, изменяются по падежам, как слова метро, кафе и т.д. Например:

  • Ноосфера в эпоху ядерной энергии требует перестройки сознания человека. Уменьшается “я” , увеличивается “мы” (Д. Гранин);
  • Федор Иванович где-то в глубине своего “я” чувствовал боль (В.Дудинцев).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя склоняется, но не имеет именительного падежа; следовательно, в предложении оно никогда не может быть подлежащим. Наиболее употребительная его синтаксическая функция – дополнение: Для себя жить – тлеть.

Важно познакомить учащихся с фразеологическими оборотами, в составе которых есть местоимение себя (прийти в себя, себе на уме и т.д.).

Целесообразно вспомнить, что фразеологический оборот в целом является одним членом предложения:

Все устроилось само собой (обстоятельство); После каникул дети на себя не похожи (сказуемое).

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Работа должна выполняться коллективно, так как учащиеся еще не имеют навыка квалифицировать вопросительное местоимение как член предложения. Полезно записать на доске и произвести полный разбор 2–3 предложений с вопросительными местоимениями:

Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи?

Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

Новым для учащихся является не только знакомство с относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции).

Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько служат для связи частей сложного (сложноподчиненного предложения). Вопросительные в этой функции не выступают.

Полезно предложить учащимся следующее упражнение: прочитайте, укажите вопросительные местоимения, затем составьте сложные предложения так, чтобы эти предложения стали их второй частью (с относительными местоимениями кто, кому, о чем, что).

  1. Кто победил на олимпиаде по русскому языку?
  2. Кому вручили премию?
  3. О чем рассказывает телеведущий?
  4. Что интересует болельщиков футбола?

Образец: Кого тренеры пошлют на соревнования? – Все хотели узнать, кого тренеры пошлют на соревнования.

В сильном классе следует рассмотреть не только проблему отграничения относительных местоимений от вопросительных, но и проблему отграничения относительных местоимений от подчинительных союзов, пропедевтически познакомить детей с новым синтаксическим явлением, которое более детально они будут изучать в старших классах. Не стоит вникать в тонкости проблемы. Достаточно провести сравнительный анализ двух предложений:

В первом предложении что является только средством связи частей сложного предложения, т.е. союзом, так как не является никаким членом предложения и, самое главное, его нельзя соотнести со словом другой части речи.

Во втором – членом предложения, (его можно соотнести с именем существительным), а значит – относительным местоимением.

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности.

Самостоятельно определить, каким членом предложения является то или иное неопределенное местоимение, учащиеся, как правило, затрудняются. Поэтому полезно предложить эти местоимения мысленно заменить именами существительными или прилагательными. Исчезнет неопределенность, и учащиеся безошибочно определят, какими членами предложения являются местоимения:

Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто .

Некоторую часть найденного он отдал другу, а кое-что бросил.

Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

К ним могут присоединяться имена существительные в родительном и предложном падежах. Эту модель словосочетания образуют также отрицательные, определительные и указательные местоимения:

  • Я никого из знакомых не приглашал.
  • Те из учеников, которые написали сочинение на пять, были счастливы.

При изучении отрицательных местоимений новыми синтаксическими сведениями являются указания, что если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения: Отец ничего не знал.

Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

При анализе местоимений и отграничений их от омонимичных им слов других частей речи следует помнить, что значение местоимения и его функции зависят от контекста и ситуации.

В качестве иллюстрации к сказанному в сильном классе можно рассмотреть местоимение женского рода ничья и существительное ничья , а также местоимение ничего и наречие ничего :

  • Собака была ничья (ничья – местоимение).
  • Разводи – ничья! – крикнуло сразу несколько голосов …(М.Горький) (ничья – существительное).
  • Мне ничего не передавали (ничего – местоимение).
  • Ну, как живешь, можешь? Ничего. (Ф.Решетников) – (Ничего – наречие – “хорошо”, “сносно”) (СРЯ, 1986)

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными.

Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений. Вместе с тем по своему значению притяжательные местоимения соотносятся и личными местоимениями, так как указывают на принадлежность предмета к 1-му лицу (мой, наш) или 2-му лицу (твой, ваш). Специального притяжательного местоимения 3 - го лица в русском языке нет: для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляется родительный падеж личного местоимения 3-го лица: его, ее, их . Местоимение свой указывает на принадлежность любому из трех лиц (Я взял свою тетрадь; Он взял свою тетрадь).

Необходимо иметь в виду и такое языковое явление: притяжательные и указательные местоимения обычно не распространяются другими частями речи, поэтому в роли главного слова словосочетания они не выступают.

Необходимо отметить, что могут субстантивироваться местоимения свой, свое, свои ; при этом происходит изменение их лексического значения, а следовательно, и синтаксической роли: существительное свой имеет значение “родственник”:

  • Свой своему поневоле друг (пословица); люди, близкие по убеждениям, друзья.
  • Клычкова рабочие знали близко, любили, считали своим (Д.Фурманов).

Синтаксическая функция указательных местоимений в словосочетаниях – быть зависимым словом (модель указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те времена); в предложении указательные местоимения обычно являются определениями: В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения. Учащиеся должны научиться узнавать эти местоимения “в лицо”.

Работая над текстом, вначале указываются определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят, затем рекомендуется выписать эти словосочетания, обозначив в них главное слово, и от него к зависимому слову поставить вопрос.

  • Каждый ученик дорожит честью класса (каждый ученик);
  • На полке лежали всякие инструменты (всякие инструменты).

Следует также рассмотреть и такую синтаксическую конструкцию, где определительное местоимение выступает в роли подлежащего:

  • Каждый приходит в класс без опозданий. Всякий знает основные правила гигиены .

В конце изучения всей темы полезно предложить такую работу:

Определите, местоимения каких разрядов выступают в роли подлежащих.

  1. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города (М.Лермонтов).
  2. Кто-то крикнул, что Петя сломал ногу.
  3. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И.Тургенев).
  4. Все то, что грезится другим , у нас в стране сбылось (С.Михалков).
  5. Это кабинет? Это спальня? А тут что ? (А.Чехов)
  6. Все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось (Н.Некрасов).
  7. Начали наши собираться.
  8. Все и все меня радовало.

Установите, какими членами предложения являются местоимения в данных предложениях:

  1. Она сказала: “Это он!” (А.Пушкин)
  2. Святая Русь, Отечество! Я твой! (А.Пушкин)

Желаю успехов в освоении этой темы вашим ученикам. Буду рада, если удалось чем-нибудь помочь.

Литература

  1. М.Баранов. Обучение русскому языку в 6-м классе. М., Просвещение 1984 г.
  2. Е.И.Диброва. Современный русский язык. 3-я часть. Синтаксис.
  3. В.В.Бабайцева. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6–7-е классы. М., Просвещение.1994 г.
  4. Дейкина, Тростенцова, Невская. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6–7-е классы.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша — мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

План морфологического разбора местоимения

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма.

3. Постоянные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) себе

кому?

2. Н. ф. — себя .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

5. В предложении дополнение.

  • какого-нибудь (ботаника)

какого?

2. Н. ф. — какой-нибудь .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — который .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

2. Н. ф. — этот .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

5. В предложении часть обстоятельства времени.

  • ничья (нога)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

2. Н. ф. — ничей .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — он .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

2. Н. ф. — свой .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

2. Н. ф. — всякий .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

§1. Общая характеристика местоимения как части речи

Местоимение - это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения - разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение - «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые - падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

3. Синтаксическая роль в предложении , как у существительных, прилагательных и числительных.

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
  4. Указательные: , а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам , а также устар.: всяческий, всяк
  6. Вопросительные:
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть . Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
Меня зовут, я весь в тоске.
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

(Ольга Лобанкова)

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

Вопросительные
- относительные

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль - красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.

Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он , мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.

Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то - с прилагательным, а если числительное, то - с числительным.

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он - она - оно , у других показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое . Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто - м.р., а что - среднего. Местоимения я и ты - общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы , ты и вы , он и они - это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но:

  • у возвратного местоимения себя , отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:

Никто ничего не узнает.

Никто - подлежащее, ничего - дополнение.

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей : какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их , употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п. её, его, их сестра, брат, общество
Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу - определение, реже часть сказуемого. Например:

Моя, твоя - определения.

Без трудолюбия способности ничто .

Ничто - часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок - подлежащее.

Он съел несколько яблок.

Несколько яблок - дополнение.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Может ли местоимение замещать глаголы?

  2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?

  3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?

    • Падежа
    • Числа
  4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?

  5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя ?

  6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько ?

    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
  7. Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего ?

  8. некто ?

    • Все, кроме И.п.
  9. Какие формы есть у местоимения нечто ?

    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
  10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько ?

    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные
  11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?

Правильные ответы:

  1. С числительными
  2. И.п. и В.п.
  3. Указательные

Вконтакте

Местоимения - это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.

Разряды местоимений: 1) Личные местоимения

лицо

ед. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр.)

мн. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр. )

я(меня́, мне, меня, мной/мною,обо мне)

мы(нас, нам, нас, на́ми,о нас)

ты(тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобою,о тебе́)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) она́(её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю,о ней) оно́(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём)

они́(их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми,о них)

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ). 2)Возвратное местоимение Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).

Склоняется по падежам: - себя (рд., вн. падежи ), себе (дт., пр. ), собой, собою (тв. ).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется. Изменяется по падежам. 3)Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются и поэтому примыкают к определяемым существительным. 4)Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

5)Относительные местоимения Используются для присоединения придаточного предложения к главному.

В русском языке - кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какое слово они заменяют. 6)Указательные местоимения

7)Определительные местоимения
8)Отрицательные местоимения 9)Неопределенные местоимения

10)Неопределенно-личные местоимения Самый многочисленный в рус. языке разряд местоимений. Их задача - указывать на неопределённое множество. Образуются из вопросительных местоимений с помощью постфиксов - то, - либо, - нибудь и приставок не-, где- и кое-: что-то, кто-нибудь, куда-либо, кое-где, где-то, некоторый. К неопределённым местоимениям близки клише типа где попало.

Словообразование местоимений: Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто - ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Синтаксическая роль: Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!