Что такое способности человека. Что такое способности? Структура способностей

Одной из самых сложных и интересных проблем пси­хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело­века, которое не входило бы в круг этой проблемы. Пси­хические свойства и качества людей формируются в жиз­ни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос­тях человека являются его способности, именно способ­ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. фор-мировались вместе с развитием различных видов искусст­ва» 1 .

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.


Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в дея-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. -С. 127.

2 См.: Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. -М., 1985. - Т.1. - С.16.тельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности у него не разо­вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо­собствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал все мелодии, которые пела его мать, в четыре года он уже напевал все, что играл отец, вскоре сам на­чал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.Игорь Грабарь рассказывает про себя: «Когда началась страсть к рисованию, не помню, но достаточно сказать, что не помню себя нерисующим».

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реа-лизовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на­чинали с подражания, а затем, только по мере приобре­тения опыта, проявляли творчество.

"Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исклю­чает возможности успешного выполнения даже такой дея­тельности, которая наиболее тесно связана с этой способ­ностью. Недостающая способность может быть в оченьшироких пределах компенсирована другими, высокораз­витыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важ­ность выдвижения и разработки рядом зарубежных психо­логов, и в первую очередь В. Штерном, понятия компен­сации способностей и свойств.

Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает ка­чественно иной характер в зависимости от наличия и сте­пени развития других способностей. Л.С. Выготский пи­сал: «Каждая наша „способность" работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих воз­можностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может ока­заться запоминающим лучше, чем человек с хорошей па­мятью, просто в силу того, что память никогда не высту­пает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокуп­ное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каж­дого из слагаемых» 1 .

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен­ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп­рос - каковы способности человека, к чему у него способ­ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче­ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та­лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон­структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Та­лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква­лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 231.Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе­мый широкий кругозор, знакомство со многими облас­тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало­гий.

У многих выдающихся людей высокие способности про­являлись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям. Например, Ари­стотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Вот что пи­сала о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифме­тикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущнос­ти же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совер­шенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения, надо отказаться от старого предрассудка, что поэт должен что-то сочинять несуществующее, что фантазия и вымысел - это одно и то же. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и матема­тик».3.2. Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко­личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ­ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. В.Г. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки ну­жен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фан­тазии?».

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце кон­цов, различные проявления, стороны общей его способ­ности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубин­штейн. - Способности человека - это проявления, сторо­ны его способности к обучению и труду» 1 .

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643.Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных заня­тий. Все виды специальных способностей являются резуль­татом развития материальной и духовной культуры чело­вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

Способности каждого человека достаточно широки и разнообразны. Как уже отмечалось, они и проявляются, и развиваются в деятельности. Любая деятельность чело­века - сложное явление. Ее успешность не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специ­альная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности. Успешность в занятиях какой-либо де­ятельностью обеспечивается особым сочетанием различ­ных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способ­ности индивидуальность, неповторимость. Именно поэто­му каждый человек способен, талантлив по-своему в той деятельности, в которой трудятся и другие люди. Напри­мер, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, третий - в дирижировании, проявляя и в этих специальных областях музыки свой индивидуальный творческий почерк.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как именно в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут слу-жить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель­сон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объяс­няется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития выс­ших психических функций, прежде всего мышления, ко­торое формируется в более позднем возрасте - подростко­вом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключе­ний. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляют­ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос­ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способ­ности сами по себе не превращаются в творческие свер­шения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

3.3. Способности и личность

Способности не могут быть поняты и не могут рассмат­риваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «разви­тие способности дает не только практический эффект, по­вышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая под­креплением, оказывается, в свою очередь, условием спо­собности» (К.А. Абульханова-Славская).

Успех или неуспех в значимой для человека деятельно­сти влияет на развитие его личности, формирует его лич­ностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в ос­нове индивидуальности, уникальности человека. Гениаль­ность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей иодаренности является устойчивое внимание, эмоциональная ! страстность, сильная воля. Все гениальные люди отлича­лись горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пуш­кин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский -изучению межпланетных космических полетов.

Страстное отношение к делу способствует концентри­рованное™ всех познавательных, творческих, эмоциональ­ных и волевых сил.

Неверно думать, что способным людям все дается лег­ко, без особого труда. Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной де­ятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Многие та- , лантливые ученые, писатели, художники, педагоги и дру­гие деятели подчеркивали, что талант - это труд, умно­женный на терпение. Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». М. Горький говорил о себе: «Я знаю, что обязан успехом моим не столько природной талантливос­ти, сколько умению работать, любви к труду».

В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знамени- тых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намечен­ной цели, неустанно искать пути ее достижения.

Вспомним о жизни и деятельности великого русского полководца А.В. Суворова. Его гениальные способности раз­вивались не только в процессе активной военной деятель­ности, но и в результате собственной упорной работы над собой. Суворов с детских лет увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он был слабым и болезненным ребен­ком. Но с юношеских лет сам сумел создать то, чего ему не дала природа, - здоровье, выносливость, железную волю. Добился он всего этого постоянной тренировкой и закал­кой своего тела. Суворов сам придумывал для себя различ­ные гимнастические упражнения и постоянно ими зани­мался: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги, лазил на высокие деревья и, забравшись на самую вер­хушку, качался на ветках. Ночами на неоседланной лоша-ди скакал он без дорог по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так закалили Суворова, что даже 70-летним стариком он не знал усталости.

Развитие способностей человека тесно связано с раз­витием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с инте­ресным человеком, об интересной лекции и пр. Этот ин­терес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.

Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот ин­терес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную об­ласть действительности и жизни, на определенную дея­тельность. Именно наличие такого интереса составляет ин­дивидуальную особенность личности.

Интересы людей различаются прежде всего по содер­жанию, которое определяется теми предметами или обла­стями действительности, на которые эти интересы направ­лены.

Интересы людей различаются по широте. Узкими счита­ются интересы, направленные только на одну ограничен­ную область действительности, широкими и разносторон­ними - направленные на несколько областей действитель­ности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.

Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес нередко бывает связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он со­единяется с такими качествами личностями, как настой­чивость, выносливость, стойкость, терпение.

Интересы той или иной силы у разных людей различа­ются еще по устойчивости или по степени постоянства.

Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами взначительной степени определяются многие черты его ха­рактера и обусловливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятель­ности, по преимуществу связанной с предметом интере­са, в постоянном переживании приятных чувств, вызыва­емых этим предметом, а также в склонности к постоян­ным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонность выражается в том, что человек по собствен­ному желанию усиленно и постоянно занимается опреде­ленным видом деятельности, предпочитает ее другим, свя­зывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой пробле­мой, определяют склонность как направленность на соот­ветствующую деятельность или потребность в деятельнос­ти (Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Пет­ровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.Н. Щукина и др.).

Развитие способностей прежде всего связано с актив­ным положительным отношением к соответствующей де­ятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Ин­тересы и склонности к определенной деятельности раз­виваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.

Воспитание творческих способностей у детей, школь­ников, студентов в значительной степени связано с раз­витием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академи­ческая успеваемость не всегда сочетается с высоким уров­нем творческих способностей. Ученым удалось выявить за­висимость между академическими достижениями, уров­нем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.

Если учитель обладает высоким творческим потенциа­лом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими спо­собностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способнос­ти», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, ока­зываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает пред-почтение тому психологическому типу, к которому при­надлежит сам 1 .

Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида пра­вилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», со­ставленных одной преподавательницей средней школы:

1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства.

2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая рас­крыть для них что-то новое.

4. Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.

5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и при­вивай другим вкус к нестандартному мышлению.

7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда об­суждать твою глупую идею».

8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

9. В процессе обучения не может быть постоянной ме­тодики и раз навсегда установленной программы.

10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.

То, что у любого человека есть способности, знают все. Но далеко не каждый сможет уверенно назвать свои прирожденные данные. Как определить способности человека, в какую сторону развиваться? Внесем ясность в этот вопрос.

Это персональные особенности индивида, опираясь на которые, личность добивается значительных успехов в определенном виде деятельности. Способности не имеют прямого отношения к умениям, знаниям и навыкам, а проявляют себя в скорости, глубине и основательности постижения способов и приемов деятельности. Они даны человеку с рождения, потому уже в детстве проявляются склонности ребенка к тому или иному занятию.

Врожденные способности человека

Обычно их никто не замечает и не обращает на них внимания. Отчего со временем способность радоваться, быть в настоящем времени, общаться, играть, наслаждаться жизнью, откровенно проявлять эмоции, ощущать любовь, быть активным и счастливым утрачивается. И человек тоскует по детству, как по потерянному раю. Выход здесь есть, дверь его настежь открыта, стоит только захотеть им воспользоваться. Что это значит? Просто относитесь ко всем с любовью и будьте благодарны за каждую прожитую минуту. Вы увидите, как ощущение полноты жизни вернется, а вместе с ним и счастье.

Скрытые возможности человека

Они, кстати, тоже бывают врожденными, но нередко проявляются в результате внезапных потрясений, критических ситуаций, в подавляющем большинстве негативного характера. Тогда человек вдруг «прозревает», становясь ясновидцем, ему подвластна телепатия, рентгеновское зрение и тому подобные феномены.

Таланты

Именно их чаще всего мы подразумеваем под словосочетанием «способности человека». Когда индивид реализуется в какой-либо деятельности, достигая значительных высот, налицо - талант. Музыкальный, художественный, литературный, спортивный и т. д. Если ребенку нравится чем-то заниматься, имеет смысл обратить на это занятие пристальное внимание и помочь юному дарованию ступить на путь развития своего таланта.

Способности человека: обрести и развить

Как найти свои уникальные способности? Можно ли их сформировать? Эти задачи можно решить двумя способами:

Сценарий № 1


Как упоминалось выше, это переживание критической ситуации, правда, не обязательно внезапной. Развитию способностей помогает ощущение безысходности, вынужденное положение дел, когда сама жизнь диктует условия. Например, у гражданского человека нет способностей выживания в экстремальных условиях. А случись война, он волей-неволей будет развивать новые навыки. Если человек с детства голоден и не одет, он либо разовьет криминальный талант, либо станет бизнесменом, либо и то и другое вместе. В то время как выросшие в тепле и уюте сверстники, скорее всего, станут просто грамотными специалистами какого-либо дела.

Сценарий № 2

Сначала ответьте на вопрос о том, есть ли необходимость в развитии способностей игры в бильярд, если ты ни разу не брал кий в руки? Тогда как узнать, есть ли у вас эти способности? Вывод: найти свои таланты можно опытным путем. Главное, чтобы дело, которым вы будете заниматься, нравилось, а все остальное приложится.

Введение

1. Психологические теории способностей

2. Понятие способностей в психологии

3. Виды способностей

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у него хорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ

История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от XIX века с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (GaltonFrancis), который предпринял оригинальную попытку анализа биографий и родословных выдающихся людей. В ходе своей работы он пришел к выводу о наследовании способностей, определяющих высокий уровень достижений человека. Предмет исследования был настолько интересен для Ф. Гальтона, что он более чем три десятилетия настойчиво собирал данные о физических и мыслительных различиях между индивидами. Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои изыскания.

Эстафета изучения способностей впоследствии была подхвачена другими психологами. В частности, Чарльзом Эдвардом Спирменом (SpearmanChalesEdward), который был в XX столетии одним из самых влиятельных английских психологов. Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Ему принадлежит разработка «двухфакторной теории интеллекта», согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s), требующаяся для выполнения данного задания. Ч. Спирмен, тяготея к прикладным исследованиям, сконструировал ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей, и разработал технику факторного анализа, позволяющего выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.

Модель структуры способностей, предложенная Ч. Спирменом, еще при его жизни стала предметом критического осмысления. Многие психологи считали, что человеческий интеллект невозможно объяснить столь просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен. У такой точки зрения нашлись свои защитники и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун (ThurstoneLouisLeon), отстаивавший многофакторную модель интеллекта. Он составил перечень первичных умственных способностей и предложил ряд различных вариантов тестов для их измерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий, как у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов способностей. Открытие Л. Терстоуна вызвало живую дискуссию среди ученых и послужило катализатором для проведения дальнейших исследований человеческих способностей.

Следующий крупный шаг в раскрытии феномена способностей суждено было сделать Джою П. Гилфорду (GuilfordJoyP.). Д. Гилфорд отказался от факторного анализа как средства изучения структуры способностей и сконструировал модель, согласно которой каждая способность имеет три главных качества: «содержание», «операции», «продукты». «Содержание» как качество способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, символическое, семантическое, поведенческое. «Операции» характеризуют наиболее общие мыслительные действия, которые используются при решении задач. «Продукты», по Д. Гилфорду, характеризуют результаты решения проблемы. Модель Д. Гилфорда, при всей своей искусственности и тяжеловесности, стала ценным эвристическим инструментом для составления психологической карты интеллектуальных способностей человека .

На процесс исследования способностей, сложный и противоречивый, существенным образом повлияли разработки Роберта Д. Стернберга (SternbergRobertJ.), приходящиеся на вторую половину XX столетия. Его теория способностей носит название «триархической». Согласно этой теории интеллект выступает в качестве психического самоуправления собранием механизмов, структур содержаний, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.

Исследования феномена способностей в отечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаменте деятельностной теории. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Борис Михайлович Теплое. Он был убежден, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, а та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, со временем утрачивается. Рассуждая о природе способностей, Б.М. Теплов неизменно подчеркивал, что успешность выполнения конкретной деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. В основе способностей лежат задатки, при отсутствии которых невозможно развитие способностей. Важным открытием Б.М. Теплова стали его Доказательства того, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Эффект компенсации (одних способностей другими, установленный и описанный отечественным ученым, самым существенным образом повлиял на разработки в области педагогической психологии, психологии труда, педагогики.

К исследованию способностей, каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие известные отечественные психологи. Благодаря их исследовательским усилиям в отечественной психологии сложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этих классификациях в качестве основных представлены природные (естественные), биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющие историческое и культурное происхождение.

Потенциал современной психометрии, ориентированной на исследование человеческих способностей, весьма разнообразен. Психодиагностический инструментарий разработан с учетом богатого фактического материала и позволяет содержательно интерпретировать разные аспекты способностей. Для психометрического изучения способностей применяются разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка специалистов .

2. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.

Способность - это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность - имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

В жизни мы встречаемся и общаемся с различными людьми. И каждый раз мы убеждаемся, что все люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Всякая способность – это способность в какой-либо деятельности. Способность включает психические свойства и качества, которые необходимы для деятельности в той или иной области. От уровня развития способностей зависят легкость, скорость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Т.е. способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений и навыков.

Нельзя, например, говорить о способности человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не смог приобрести никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку, может выясниться, есть ли у человека способности к этой деятельности.

Но если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют одинаковую деятельность, имеют при этом одинаковую подготовку и условия работы, но один справляется быстрее, значит, он обладает более высокими способностями.

Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденные способности или они формируются при жизни? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто противоположны. Можно найти высказывания в пользу того, что музыкантом, поэтом, философом надо родиться, и противоположные о том, что «талант – это 1% способностей и 99% пота».

Способности могут быть врожденными, но лишь отчасти, т.е. они имеют наследственные предпосылки для их развития в виде задатков. Но нельзя утверждать, что способности сами по себе могут передаваться генетически. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей.

Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.

Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, которые обусловливают природные индивидуальные отличия людей.

Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. Т.к. строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития имеющихся у него задатков.

Таким образом, задатки – это одно из условий формирования способностей. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Можно выделить особенности способностей:

  • способности человека развиваются на основе задатков;
  • если способность не развивается, то она может быть утрачена;
  • способности имеют синтетический характер (например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху, т.к. для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, трудолюбие и др.);
  • отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.

Педагогические способности

Выделяет три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека Проблема способностей в психологии представляет собой наименее разработанную область знания. В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия.

Способности – это отражение сложной взаимосвязи исторических, социальных и индивидуальных условий развития человека. Способности – продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает вершины в профессиональном и личностном плане.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность – это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле – это действительность.

Виды способностей у человека

Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем наиболее значимую из них.

Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловлены врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

    на общие , которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей;

    теоретические , обусловливающие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические , лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей;

    учебные , которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие , связанные с успешностью в создании предметов материальной и духовной культуры, производством новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчеством в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

    способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях и т.д. и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Способности обеспечивают успешность социального бытия человека и всегда входят в структуру различных видов деятельности, определяя ее содержание. Они представляются наиболее важным условием достижения вершин профессионального мастерства. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, все способности можно разделить на пять групп:

1) способности, необходимые специалистам сферы «человек – знаковая система». В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (например, лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.);

2) способности, необходимые специалистам сферы «человек – техника». Сюда включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием (например, профессии инженера, оператора, машиниста и т.п.);

3) способности, необходимые специалистам сферы «человек – природа ». Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например, биолог, географ, геолог, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук;

4) способности, необходимые специалистам сферы «человек – художественный образ ». Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда (например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство);

5) способности, необходимые специалистам сферы «человек – человек ». Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей (политика, религия, педагогика, психология, медицина, право).

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и те, что являются вспомогательными. Данные компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Общие способности –совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.).

Талант – это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Каждая отдельная способность достигает высокого уровня, ее нельзя считать талантом, если она не связана с другими способностями. О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность – высший уровень развития таланта, позволяющий осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью.

Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества, и именно поэтому они требуют самого бережного отношения.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством .

Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Структура способностей к определенной деятельности у каждого человека индивидуальна. Отсутствие способностей не означает непригодности человека к выполнению деятельности, так как существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания, умения, через формирование индивидуального стиля деятельности или через более развитую способность. Возможность компенсации одних способностей при помощи других развивает внутренний потенциал человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней.

В структуре всякой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это могут быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Большинство задатков предопределены генетически. Кроме врожденных задатков, у человека имеются также приобретенные задатки, которые формируются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, т.е. не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития задатков зависит от условий индивидуального развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые разнообразные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, мыслительные, речевые, волевые и т.д. Они входят в структуру профессиональных способностей.

При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. При определении соответствия человека определенной профессии необходимо не только разностороннее изучение данной личности научными методами, но и знание ее компенсаторных возможностей.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответ­ствующие общие определения.

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вы­зывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности – способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литерату­ре и т.д.).

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблю­дательность, связанная с тонким пониманием личности учаще­гося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пан­томимики.

5. Организаторские способности – это, во-первых, способно­сти организовать ученический коллектив, сплотить его, вооду­шевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, автори­тет создается не только на этой основе, а, например, и на осно­ве прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.).

7. Коммуникативные способности – способности к обще­нию с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, ус­тановить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) – это специальная способ­ность, выражающаяся в предвидении последствий своих дейст­вий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в бу­дущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

Как видно из приведенных определений педагогических спо­собностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через оп­ределенные действия, умения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!