Что такое замоскворечье. Памятники промышленной архитектуры

Прогулки по Москве - мое туристическое и человеческое хобби. Так приятно любоваться старинными улочками столицы, находить для себя новые интересные уголки.
Вот и 18 апреля - Международный день памятников и исторических мест - прошел для меня очень символично. В этот день замечательно слилось всё: ясный, по-летнему тёплый день , несколько потрясающе красивых памятников и исторических мест старой Москвы и очень важное международное событие - встреча с моей подругой из Болгарии Ольгой Коноваловой - Олечкой, блог которой "Путешествия по Франции и Болгарии" многим из вас хорошо известен. И вроде бы день был будничный, а все получилось на славу. И это лишнее доказательство того, что чудеса мы делаем своими руками. Главное желать их и идти им навстречу.

Реклама — поддержка клуба

О предполагаемой встрече мы договорились с Ольгой давно, но заранее быть уверенной, что все получится, было невозможно. Слишком серьезные события им предшествовали. Поэтому, когда моя русско-болгарская подруга позвонила мне 17 апреля и сообщила, что она в Москве и мы успеваем встретиться до ее отлёта, я знала, что поеду на эту встречу обязательно. Надо было решить вопрос с забиранием дочки из садика. Мой замечательный муж пришел мне на помощь, вопрос был решен.
Договорились встретиться на Третьяковской - в центре Москвы, в Замоскворечье. Идеальное место. Сложностей с тем, куда сходить, что посмотреть, где поесть, там быть априори не может. Есть все и в огромных количествах. Только силами запасайся.
Приехала я заранее. До встречи с Олечкой оставался целый час, и я пошла бродить по Замоскворечью.
Станция метро Третьяковская находится в Климентовском переулке . Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой. Часть переулка - от Пятницкой до Ордынки - является пешеходной. Вот по ней я и пошла. Первое, что привлекло мое внимание, это Храм Священномученика Климента Папы Римского (Преображения Господня). Это крупнейший храм Замоскворечья, уникальный памятник русской архитектуры в стиле барокко. В том виде, в каком мы видим его сегодня, церковь построена в середине XVIII века. Последние пять лет Климентовский храм находится на реставрации, завершить которую обещают в конце 2014 года.

Практически в каждом здании северной стороны Климентовского переулка располагаются кафе и рестораны - "Му-Му", "Шоколадница", "Две палочки", "Кофе-Хауз", "Винегрет", "Песто", "Марукамэ" и пр.

Внешний декор Климентовского храма

Перекресток Климентовского переулка и Пятницкой улицы

После знакомства с Климентовским переулком, я пошла прогуляться по Большой Ордынке. Меня привлек купол церкви, находящийся в лесах. Туда я и направилась.

Колокольня Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Спаса Преображения) в лесах

Большая Ордынка - древнейшая улица Москвы, центр Замоскворечья. То, что привлекло моё внимание, оказалось колокольней Храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Спаса Преображения).

Ул. Большая Ордынка. На первом плане - кафе-ресторан "Островский"

Преображенская церковь имеет замечательную историю, начиная с ее великих создателей. Храм был построен по заказу купца Долгова, у которого был дом на Большой Ордынке - прямо напротив церкви. Долгов аказал проект храма архитектору Василию Баженову. Во время московских пожаров в 1812 году храм сильно пострадал и спустя четверть века был практически заново выстроен архитектором О.И. Бове в стиле ампир. В храме находится чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Внешний декор храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Спаса Преображения)

Замоскворечье - потрясающее место. Здесь очень интересно. И недели не хватит, чтобы посмотреть все достопримечательности. В шаговой доступности от метро Третьяковская находятся: Третьяковская галерея, музей Анны Ахматовой, более десятка старинных храмов, а также Марфо-Мариинская обитель. О двух церквях я вам уже рассказала. Еще о двух храмах и обители расскажу позже.

Схема культурных и исторических мест Замоскворечья

А сейчас я прерву рассказ о достопримечательностях Замоскворечья, чтобы продолжить рассказ о событиях 18 апреля 2013 г.
В половину первого мы встретились у станции метро Третьяковская с Ольгой. Я узнала Олю еще издалека. Не узнать было не возможно. Она точно такая же, какой я видела ее на фотографиях в ее блоге и социальных сетях. Только немного уставшая от своих забот. Сначала мы решили сходить в кафе, потом прогуляться. По совету Оли мы пошли на Пятницкую в .

Ресторан "Грабли" на Пятницкой, 27

Действительно место оказалось очень симпатичное - вкусно, недорого, уютно. "Грабли" на Пятницкой, 27 располагается в старинном замоскворецком особнячке XIX века. Очень симпатичный дизайн в стиле модерн в светло-зеленой гамме. Мне он напоминает почему-то французский стиль прованс. Очень было приятно разглядывать милые нюансы обстановки, кушать вкуснятину и дышать свежим воздухом, сидя на веранде кафе.







Фотографии ресторана "Грабли" с сайтов: www.afisha.ru, gr.spvclub.com, www.2do2go.ru

С ценами можете познакомиться сами на фото ниже. Весьма демократичные. Единственное, что в ресторане не очень удобно, это система самообслуживания. Лично мне с сумкой и фотоаппаратом было не удобно нести тяжелый поднос. Тяжелый - потому что чашечкой кофе там точно не обойдешься. Я и не обошлась.
Выбор блюд какой-то сумасшедший. Я за последнее время такого нигде не припомню. Я взяла: хек под маринадом, свекольник, картошку с грибами, баклажаны тушеные, пирожное "Трюфель", морс клюквенный. Самое дорогое получилось пирожное - 165 руб. Но я не смогла устоять. За все заплатила около 500 руб. Если бы не моя страсть к сладкому, то мой полноценный обед обошелся бы мне в 300 с небольшим рублей. Коммунизм!

Меню ресторана "Грабли"

На этом я ненадолго прерву рассказ о нашей международной встрече друзей-блогеров в День памятников 18 апреля 2013 г.

Замоскворечье – исторический район старой Москвы. Он входит в состав Центрального административного округа Москвы и отличается яркой историко-культурной и градостроительной спецификой, характеризуется рядом исторических, культурных, социальных и производственных особенностей.

Историческое Замоскворечье еще в древности делилось на две части: Пятницкую и Якиманскую. При советской власти на их месте были созданы два района: Москворецкий и Октябрьский, граница между которыми проходила по улице Б. Ордынка.

Ныне западная граница района Замоскворечье, отделяющая его от района Якиманка, проходит с севера на юг по улице Балчуг, участку Кадашевской набережной и Большой Ордынке. Пересекая Садовое кольцо в районе Серпуховской площади, граница следует далее по Коровьему валу, 1-му и 4-му Добрынинским переулкам и Мытной улице. С юга Замоскворечье ограничивают улица Павла Андреева, 1-й Щипковский переулок и Жуков проезд, Летниковская и Кожевническая улицы. От Новоспасского моста на юго-востоке и до Балчуга на северо-западе Замоскворечье омывается водами Москвы-реки, на которую выходят Раушская, Космодамианская и Шлюзовая набережные. Северный и северо-восточный участки района Замоскворечье отделены от основной территории Водоотводным каналом, построенным в конце XVIII века для защиты от наводнений, и образует остров.

Садовое кольцо, носящее в пределах Замоскворечья названия улиц Валовая, Зацепский вал и Нижняя Краснохолмская, разделяет район на две достаточно сильно различающиеся между собой части. В пределах Садового кольца находится исторически сложившаяся часть города, богатая архитектурными и мемориальными местами, что обуславливает особый подход к реконструкции существующих зданий и новому строительству и т. д.

Территория за Садовым кольцом, вошедшая в состав Москвы в XVIII веке, окончательно сформировалась лишь к 90-м годам нашего столетия после осуществле-ния массового жилищного строительства в начале Люсиновской улицы. В этой части района сосредоточено большое число промышленных предприятий и проектных институтов.

История Замоскворечья ведет свое начало с XIII века, когда вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды. О древности этих поселений говорит уже название старейшей церкви Замоскворечья «Иоанна Предтечи, что под Бором», впервые поставленной еще тогда, когда кремлевская гора была покрыта бором, т.е. в начале исторической жизни столицы. В XIII-XIV веках на территории Москвы к югу от Кремля находились заливные луга, болота, перелески и несколько небольших озер, о существовании которых нам напоминают Озерковская набережная и Озерковский переулок. Тогда же в этой местности, получившей название Заречье, вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую Орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды.

Замоскворечье долго носило характер предместья: «сельский» колорит в планировке и застройке сохранялся здесь дольше, чем в других частях Москвы, прилегавших к Кремлю. Первые селения Заречья возникали вдоль берега реки и сухопутных дорог, соединявших Москву с южными и юго-восточными городами и сходившихся у брода (западнее Всехсвятского, впоследствии Большого Каменного моста) под Боровицким холмом. Магистрали, расположенные в восточной части Замоскворечья в закрепленные в существующей планировке улицами Большой Ордынкой, Пятницкой, Новокузнецкой.

Первое упоминание о местности под названием «Заречье» в летописи относится к 1365 г. Тогда под «Заречьем» понималась узкая полоса земли прямо напротив Кремля, которая стала заселяться раньше всего. XIII-XIV вв. под Заречьем понималась узкая полоская земли прямо против Кремля, которая стала заселяться раньше всего. Со времен Великого князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского – здесь находились княжеские, а затем (до 1701 г.) царские сады, давшие этой территории имя Садовники, дошедшее до нашего времени в названиях набережной, улицы, проезда и переулка. Хотя Замоскворечье как определенное территориальное понятие появляется в документах с 1365 г., освоение этой обширной равнины, лежащей в излучине Москвы-реки, началось много раньше. Спокойный рельеф Заречья с редкими островками леса, заливными лугами, цепью небольших озер и болот, ежегодно пополняемых половодьем на месте старицы (старое русло Москвы-реки, совпадающее с водоотводным каналом), определяли специфику заселения, хозяйственного использования и обороны заречных территорий в момент становления города. В XIII-XIV веках на территории суть производные развития Большого посада и Кремля к востоку: передвигался торг и пристань, передвигалась переправа через Москву-реку, а с ней перемещалось и начало магистрали от главного торга в Заречье. Но проторенные ранее пути не исчезали совсем, становясь дублерами вновь возникавших трасс, одновременно выполняя назначение внутрислободских и межслободских связей. Такая «подвижность» центральных и восточных магистралей Заречья явилась одной из причин относительной сложности в системе улиц и перулков, несмотря на равнинный характер территории.

Наиболее стабильной оказалась планировочная структура территории, лежащей теперь между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Планировочная обособленность этой части города – следствие ее островного положения между основным руслом Москвы-реки и старицей. В древности узкая полоска правобережья служила естественным оборонительным рубежом, охранявшим водную магистраль от вторжений неприятеля со стороны низменного Заречья. Дороги, пересекавшие Заречье, поделили правобережную отмель на три части, за которыми позднее закрепились особые названия. К концу XIV в. она принадлежала великому князю и была полностью застроена. Пожар Москвы 1493 г. начался отсюда (от церкви Николы на Берсеневке, тогда деревянной) и, перекинувшись через реку, опустошил Кремль.

Чтобы избежать вновь такой опасности, великий князь распорядился застроенный было вновь участок отмели против Кремля очистить и на месте построек заложить Государев сад. Садовники образовали три дворцовые слободы и дали устойчивое наименование местности: Верхние Садовники – к западу от брода (в районе Берсеневской набережной), Средние Садовники – в районе Государева сада и Нижние Садовники – от «живого» моста до ограничившего впоследствии слободу Земляного вала. Между слободами, против «живого» моста (в районе Балчуга) возникла своего рода площадь, где стояли общественные бани, а при Иване Грозном, по преданию, появился первый в Москве кабак.

Поначалу слободы не имели улиц и переулков – внутренние связи осуществлялись берегом реки, по кромке болота-старицы и вдоль дренажных рвов и канав («ровушек»), прорытых к реке. Последних в приречной части было множество – «ровушки» в какой-то мере помогали жителям слобод бороться с паводком и болотами. К XIV в. вся эта территория принадлежала уже великому князю, в отличие от земель за старицей, где были и боярские и монастырские села.

Среди сел, положивших начало заселению более дальних территорий Заречья, одним из древнейших является возникшее в XIII-XIV вв. дворцовое село Кадашево (район современных Кадашевских набережной и переулков), впервые упомянутое в духовной грамоте Ивана III 1504 г. (В названии села некоторые исследователи усматривают связь с профессией его первых жителей, изготовлявших бочки (кади, кадки) для дворцового обихода; другие производят этот топоним от древнетюркского слова «кадаш» - товарищ, член общины).

В XV в. берега Москвы-реки, за исключением Великого луга (юго-восточная часть Заречья), оказалась плотно заселенными. У Всехсвятского (Большого Каменного) моста на северном берегу располагался древний московский торг, захвативший и часть заречной территории, хотя к концу XV в. он уже теряет свое былое значение (основная торговля сосредоточилась на Большом посаде, близ будущей Красной площади).

Напротив Кремля появился Государев сад. Для его обслуживания вдоль Москвы-реки расселились три слободы дворцовых садовников: Верхние, Средние и Нижние. Южнее старицы Москвы-реки (водоотводного канала) находились большая Кадашевская слобода, образовавшаяся на основе дворцового села (здесь уже жили дворцовые ткачи) и слобода овчинников с патрональной церковью Михаила Архангела. Еще дальше к югу между современными Новокузнецкой и Якиманкой, размещались слободы, обслуживавшие торговые дороги: несколько слобод толмачей (переводчиков) и ордынцев (перевозчиков дани татарам). На окраине Заречья оседали казанские и ногайские торговцы, постоянно торговавшие с Москвой, которые образовали Татарскую слободу (впоследствии – Татарские улица и переулок; теперь, соответственно – Большая Татарская и восточная часть Климентовского пер.). Поселения перемежались полями и лугами, о чем напоминают названия улицы Полянки, Лужниковской улицы (ул. Бахрушина) и др., свидетельствует наименование - ныне одной из самых центральных улиц Москвы – Балчуг, возникшей в конце XIV века, на которую выходили главные ворота государева сада. Это искаженное татарское слово «балчык», что в переводе означает «глина, грязь». Чтобы предотвратить наводнения, старицу Москвы-реки соединили рвами (ровушками) с основным руслом реки. Отсюда возникло название Раушской (т.е. Ровушской) набережной.

Низменное Замоскворечье подвергалось регулярным и порой катастрофическим наводнениям. К тому же плоский его ландшафт не создавал естественных преград для продвижения вражеских войск, и почти все набеги неприятеля на Кремль и Китай-город совершались со стороны Замоскворечья. Недаром постройка ныне существующих кремлевских стен начиналась в 1485 г. с Тайнинской башни, обращенной к Замоскворечью. Долгое время южная сторона нынешней Серпуховской площади оставалась самым опасным и охраняемым местом старой Москвы, поскольку именно через него продвигались войска Орды.

Южнее застройка, да и то неплотная, появилась лишь в XV веке, то есть намного позднее, чем в районах, расположенных к северу, западу или востоку от Кремля. В отличие от них, низменное Замоскворечье подвергалось регулярным и порой катастрофическим наводнениям. Но главная его причина состояла в том, что плоский его ландшафт не создавал естественных преград для продвижения вражеских войск.

По мере роста могущества Великого Княжества Московского все реже становились вражеские нашествия, и все более активно заселялось Замоскворечье. Именно с ним одна из легенд связывает окончательное освобождение страны от татаро-монгольского ига. В местности, позднее названной «Болвановка» или «Болвановье», великий князь Иван III встретил послов золотоордынского хана Ахмата и отказался платить ему дань.

На рубеже XV-XVI вв. с постройкой Кремлевских стен, стабилизацией границ крепости и места переправы – «живого» (впоследствии Б. Москворецкого) моста – утвердилось начало существующей Пятницкой улицы. В ту пору это был кратчайший путь от моста до небольшого торга с церковью, впоследствии давшей улице имя. Пятницкий храм был центром Ленивки – Ленивого торжка, где торговали с возов. До конца XVIII в. все подводящие к нему улицы в ближайших своих отрезках считались «Ленивскими», в том числе и Пятницкая – «Ленивская большая мостовая», главнейшая из магистралей Заречья. От торжка естественным тогда продолжением магистрали была трасса нынешней Новокузнецкой, издавна закрепившей путь на Коломну и Рязань. Восточнее этой магистрали, дублируя ее, к «живому» мосту в районе Балчуга выходила главная улица Татарской слободы (Большая Татарская ул.).

Следующий XVI век внес в структуру Замоскворечья новую черту – возникновение широкой сети военных поселений. В 1535 г. в Заречье поселили отряд «пищальников», выведенных из Пскова. Иван Грозный с 1550 г. основал в Замоскворечье целую полосу стрелецких слобод вдоль нынешнего Климентовского переулка. Опорой этой защитной цепи служил Климентовский городок – острожек – укрепление (вблизи стоящей поныне церкви Климента на Пятницкой), существовавшее еще в начале XVII в. Присутствие стрельцов намного повысило безопасность Замоскворечья. Вплоть до середины XVII в. заселение Замоскворечья имело преимущественно военный характер, в связи с чем этот район часто именовали Стрелецкой слободой.

Вдоль южной границы тогдашнего Заречья располагалась вторая цепь укрепленных точек, защищавших главные пути, ведущие к цитадели. Но поскольку до конца XVI в. Замоскворечье не имело оборонительной стены, а защищать огромное пространство перед Кремлем было необходимо, основную оборонительную роль здесь играли передвижные крепости – «гуляй-города» или «обозы». «Обозы» имели большой штат военной прислуги и наряды пушкарей. Огромная стрелецкая слобода не обходилась без «обозов» и «обозного» снаряжения: деревянных щитов, из которых составлялись укрытия, и пушек. К концу XVI в. здесь существовала своеобразная «база» передвижных крепостей, в случае опасности защищавших Москву с юго-запада. Мобильностью этих крепостей и близостью их расположения к Крымскому броду (ныне Крымский мост) объясняется успешная оборона Москвы в 1591 г. и разгром орды Казы-Гирея.

Хорошо организованной обороной Заречья можно объяснить весьма значительную плотность его населения. В 1591-1592 гг. вокруг Земляного города возводят оборонительные сооружения – деревянную стену с башнями (валы), которые именовались Деревянным городом или Скородомом (из-за быстроты строительства). Постройка Скородома (Земляного вала) повлекла серьезные изменения в планировке Заречья. К воротам, устроенным на месте современных одноименных им. Калужской и Серпуховской площадей, и к Павелецкой площади, где были Фроловские (они же – Лужнецкие, Зацепские) ворота, сооруженным на Павелецкой площади, напротив Новокузнецкой улицы, а также к воротам на выходах древних магистралей Замоскворечья, в том числе Кузнецкой улицы и древней Ордынки – постепенно стягивались и дублирующие трассы. Позднее, с утратой значения Фроловских ворот, Большая Ордынка и Пятницкая улицы повернули к Серпуховским воротам, сформировав свои нынешние трассы.

Для средневековой столицы эта часть города – одна из наиболее новых, включенных в городскую среду практически лишь с возведением Скородома. Еще в конце XVI в. характером застройки она резко отличалась от кварталов в центральных районах столицы. Район Замоскворечья с Кадашевской слободой в центре выглядел в ту пору как единый, кажущийся довольной бесформенным жилой массив с множеством «белых пятен» на месте всполий и болот. На ранней стадии развития города эти поля и луга были необходимы княжеской резиденции и населению слобод для выпаса скота. Кроме того, Заречье в течение нескольких столетий служило своеобразным плацдармом с водной преградой перед самым стенами Кремля и Китай-города в сражениях с крымскими ордами. Оно полностью выгорало во время осадных боев (в 1571 г. Заречье особенно сильно пострадало от набега татар, и выжженные тогда места долгое время пустовали). Это также сдерживало развитие «городского» характера планировки района. Однако близость к Кремлю и Большому посаду определила заселение Замоскворечья в довольно раннюю пору людьми, так или иначе связанными с ремеслами, отвечающими нуждам великокняжеского двора и города. Как только появилась надежная защита – укрепления Скородома, - всполья («всполье»- начало полей) постепенно исчезают, застраиваются, стабилизируются очертания кварталов.

До XVII в. замоскворецкие строения были только деревянными. Исключение составляли церковь Иоанна Предтечи, «что под Бором» Иванова монастыря (1514) и, возможно, храм Георгия в Ендове (вторая половина XVI в.), переделанные затем в XVII в. Эти строения не отличались от прочей рядовой застройки средневековой Москвы. Однако для многих усадеб Замоскворечья были характерны обширные сады и огороды, что в какой-то мере определило лицо этого района на последующие века. В XVII веке беда пришла не с юга, а с запада. Польский ставленник Лжедмитрий прошел через Серпуховские ворота и все Замоскворечье и занял Кремль. Последние бои велись на территории района. В 1612 г., в период польской интервенции, Заречье стало местом активных военных действий (здесь, по существу, находился центр сопротивления полякам) и было полностью опустошено. В 1612 г. на территории района шли жестокие бои с польскими интервентами. 24 августа в ожесточенном сражении, развернувшемся на месте современного Климентовского переулка, войска Минина и Пожарского нанесли польской армии сокрушительное поражение, что предрешило изгнание поляков из Москвы.

В результате польской интервенции деревянные стены Скородома сгорели, но вероятно, вскоре после 1612 г. земляные насыпи подправили, широкий ров по внешнему параметру укреплений углубили, возвели деревянный «острог», а в Замоскворечье устроили перед ним бастионы; при этом конструкция укреплений была общая для всего Земляного вала: крутую насыпь венчали бревенчатые срубы с перерубами внутри; поверху в срубах имелись отверстия.

Возведенные из кирпича средние, Серпуховские, а также Фроловские (Лужнецкие, Зацепские) ворота и мосты – Каменный Всехсвятский (1686-1693) на месте древнейшей переправы (брода), деревянный Козьмодемьянский (Гилдянский) мост-плотина через старицу Москвы-реки, расположенный в одном направлении с Каменным (там, где теперь Малый Каменный мост), и «живой» - наплавной (впоследствии Б. Москворецкий) мост, соединявший торг с Заречьем, удерживали и корректировали трассы главных замоскворецких улиц.

В XVII веке Заречье уже имело свое постоянное население, в котором различалось три главных элемента. Прежде всего, это были жители слобод, по роду своих занятий связанные с обеспечением царского двора. Почти напротив Кремля находились царские сады и Садовническая слобода. К югу от нее появилась Овчинная слобода, обитатели которой поставляли овчину и шерсть для дворца. Далее располагалась Кузнечная слобода, оставившая о себе память в Новокузнецкой улице и двух Новокузнецких переулках. Еще южнее, неподалеку от Земляного вала поселились работники Монетного двора. Ныне на месте былого проживания «монетных дел мастеров» находятся целых шесть Монетчиковых переулков. Наконец, позже всех и уже за пределами Земляного вала на берегах Москвы-реки возникла слобода кожевников. К западу от нее расположилась Коломенская ямская слобода, жители которой занимались ямским возом в Коломну.

Другим компонентом населения Замоскворечья становятся посадские люди-купцы. По мере роста московской торговли они все чаще переселяются в Замоскворечье, оставляя в Китай-городе свои лавки. Наконец, важное место заняли стрельцы. Помимо чисто военной службы они выполняли полицейские и караульные обязанности, а также привлекались к тушению столь частых в ту эпоху пожаров. В мирной жизни многие стрельцы занимались и торговлей.

Организация труда в торговых слободах, когда его компенсацией ремесленнику служил участок определенного размера, породила равномерность земельных наделов, отводимых под усадьбы слобожан, и своеобразную планировку с относительно регулярной сетью переулков, хорошо сохранившуюся в районе бывшей Кадашевской слободы.

Сеть переулков складывалась исторически. Так, на острове поначалу слободы не имели улиц и переулков – внутренние связи осуществлялись берегом реки, по кромке болота-старицы и вдоль дренажных рвов и канав («ровушек»), прорытых к реке. Последних в приречной части было множество – «ровушки» в какой-то мере помогали жителям слобод бороться с паводком и болотами. При регулировании Москвы-реки в последней четверти XVIII в., когда прокладывали водоотводный канал, рвы и «ровушки» в Садовниках засыпали. На месте засыпанных дренажных рвов возникло большинство переулков. Таким образом, можно выделить три этапа формирования планировки Заречья в XII-XVII вв. в границах нынешнего Садового кольца, имея в виду градостроительную историю района, особенности сложения и развития городского ландшафта, развитие сети уличных трасс и этапы заселения территории.

Первый период – XII-XIV вв. Вначале заселяются прибрежные территории близ древнейших коммуникаций, узел которых – возле брода в устье Неглинной. В первой половине XIV столетия устанавливается связь с Большим посадом через наплавной («живой») мост, находившийся тогда «против трубы» (западнее Петровской башни Кремля). К концу XIV в. за счет развития великокняжеских и боярских сел и слобод уплотняется население северо-западной и северной части Заречья. Образуются местные торги и коммуникации, тяготеющие к древним торгам и переправам. От первого «живого» моста определился начальный отрезок нынешней Большой Ордынки, закрепилась особо важная тогда торгово-дипломатическая функция дорог, проходивших по восточной части Заречья и соединявших Москву с Ордой. Основное население вдоль них составляли «ордынцы» и «толмачи». Второй период – XV-XVI вв. Для него главные события – возведение новых стен Кремля (1485-1495) и Китай-города (1535-1538). Возникновение Государева сада (конец XV в.) повлекло заселение приречной полосы тремя Садовническими слободами, полукольцом охватившими древнейшие села и слободы Заречья (Кадаши, Овчинники, Голутвино, Ордынцы, Кузнецы, Конюхи) и отделенными от них болотистой старицей Москвы-реки.

К концу XV – началу XVI в. относится окончательное формирование Пятницкой улицы и закрепление за ней роли важной торговой магистрали Замоскворечья. Это связано с постройкой существующих стен Кремля и возведением укреплений Китай-города, когда «живой» мост продвинулся вниз по течению и был передвинут к Москворецким воротам Китайгородской стены. С той поры дорога к мосту стала активно обживаться. Так сформировался начальный отрезок Пятницкой улицы, которая в тот период начиналась непосредственно от Москворецкого моста и включала в себя Балчуг, хотя больших дворов там не стояло, так как место было заболоченным. В середине XVI в. улица оканчивалась у Климентовского городка, а далее шли два пути – по трассам современных Новокузнецкой и Большой Татарской улиц, дублируя ордынские направления. Основой улицы стал отрезок юго-восточной (ордынской) трассы, традиционно связавшей главный московский торг с одним из замоскворецких торжков, который по способу торговли – с возов – назывался Ленивым. Подобные торжки известны с глубокой древности и возникали, как правило, у границы заселенной территории, «на всполье», при дороге, где был простор для скопления множества телег.

Так случилось и в Заречье: Ленивый Торжок образовался на свободной территории. Это подтверждается тем, что к названию разобранного в 1934 г. храма Параскевы Пятницы, обозначавшего центр древнего торга, прибавлялось топонимическое уточнение «Проща» – то есть место расставания, прощания, околица. По Торжку и улица получала название «Ленивка» (так прежде называлось и начало нынешней Волхонки, где располагался занеглименский Ленивый Торжок).

Топонимы «Ленивый Торжок», «Ленивка», относящиеся к отрезку Пятницкой улицы от ее теперешнего начала до Климентовского переулка, активно употребляемые еще в XVIII в., безусловно, древнейшего происхождения и продержались в Москве несколько столетий. Название улицы «Ленивка» долгое время было синонимом Пятницкой; другое ее название – Хорошая улица - также встречается в документах XVII в. Эти топонимы могли возникнуть очень рано – возможно, в XIV в., в период возвышения Москвы. Со времен владычества Золотой Орды у замоскворецкого Ленивого торжка появилась лишь ему присущая специфика, объяснимая расселением в Заречье ордынцев и близостью Татарской слободы, отголосок которой дошел и до наших дней: на бывшем Пятницком рынке, занимающем, видимо, лишь часть территории старинного торга, совсем недавно и, вероятно, традиционно торговали кониной.

Еще в середине XVIII в. в документах встречается давнее название Новокузнецкой улицы – Ленивка. В то время и позднее «Ленивкой» принято было называть весь ареал перекрестка Пятницкой и Климентовского переулка с подходящими к нему улицами. Это подтверждает наличие здесь в древности торга «на крестце», уточняет его характер («Ленивый Торжок») и указывает прежнее направление Пятницкой улицы к Зацепе, то есть к Фроловским воротам Скородома.

Древние юго-восточные дороги Замоскворечья в течение XVI-XVII вв. постепенно превращались в улицы – современную Новокузнецкую и Большую Татарскую. Последняя, проложенная в обход Торжка у Пятницкой церкви, прежде, видимо, пересекала нынешний Большой Овчинниковский переулок и выходила к берегу старицы примерно западным коленом существующего Среднего Овчинниковского переулка, отсюда поворачивала на «живой» мост.

Примыкавшие к этим улицам первоначальные поселения, из которых древнейшими были, видимо, Овчинники, разрастались и, сомкнувшись, окончательно утратили былую обособленность. Упомянутая слобода с самого начала являлась дворцовой, каковой она числится в документах первой трети XVII в., правда – уже как «конюшенная Овчинная слобода».

Тесными отношениями с Овчинниками была связана располагавшаяся южнее вдоль старицы Татарская слобода. Ее населяли татары, выходцы из Орды – потомственные овцеводы и знатоки лошадей, которым торговали, а пригнанный для продажи скот пасли на ближних лугах у озерков.

Против Татарской слободы, по другую сторону современной Новокузнецкой улицы, стояли дворы и мастерские кузнецов. Между ними вклинивались толмачи, жившие в районе Старого Толмачевского переулка (ранее – Никитский, по стоявшей здесь церкви Никиты).

По мере развития слобод к югу возле Скородома выделились Монетчики (в районе существующих Новокузнецкой и Монетчиковских пер.).

На рубеже XVI-XVII столетий все эти слободы обслуживали большую торговую магистраль, проходившую по трассам современных улиц Большой и Малой Татарских, огромное значение которой в ту пору определило размещение за Фроловскими воротами Скородома Новой Коломенской Ямской слободы.

Необходимость обороны все плотнее заселяемого Заречья при отсутствии стен вызвало интенсивное размещение вдоль окраин военных слобод. К концу XVI в. военизация Заречья привела к тому, что оно стало именоваться Стрелецкой слободой. Особая оборонная роль четвертой части Москвы была подчеркнута тем, что плацдарм построенного в 1591 г. Скородома по внешней линии имел здесь бревенчатое укрепление в тремя проездами соответственно воротам.

Третий период. Существующая основа планировки Замоскворечья была окончательно сформирована в XVII в. Именно в это время окончательно определилось развитие магистральных направлений Заречья.

Возведение Скородома изменило положение Замоскворечья в структуре города. Почти полностью исчезли неосвоенные территории. В пределах Земляного города постепенно исчезали «всполья»; интенсивно росла плотность застройки, приобретавшей городской характер; в строительстве обозначились «городские» (в их новом понимании) приемы. Спервых десятилетий XVII в. в Нижних Садовниках, застроенных плотнее других слобод, параллельно реке проложилась обходная дорога, вскоре превратившаяся в улицу, названную Садовнической. В это же время постепенно застраивается территория Государева сада. Остатки его погибли в пожаре 1701 г. С тех пор наименование слобод – в большой степени дань традиции.

Главенствующая роль восточных, Ордынско-Коломенских трасс на первых порах удерживалась, но под влиянием событий Смутного времени ослабла. Эти события привели к ломке структуры ранее сложившихся кварталов. За долгие годы войны, когда боковые ворота Заречья блокировались, в центре его территории пролегли к действующим Серпуховским воротам спрямленные трассы от «живого» (нынешнего Б. Москворецкого) моста (нынешние Большая Ордынка и Пятницкая – от Климентовского пер.). Современное направление Большой Ордынки окончательно скорректировано в течение XVII в., когда возросло значение Серпуховской дороги, а Фроловские ворота оказались второстепенными.

Разделение в 1731 г. Замоскворечья на две «команды», когда «пограничной» улицей стала Ордынка, закрепляет за Пятницкой улицей уже сложившееся представление о ней как о главной магистрали восточной половины района. Эта часть Заречья вскоре стала именоваться «Пятницкой», что было введено в официальный обиход при учреждении полицейских «частей» города. Формирование существующей трассы Пятницкой улицы, ее продолжения до Серпуховских ворот и превращение в одну из главных магистралей Замоскворечья произошло в течение XVII столетия, когда разоренное после Смутного времени и выгоревшее Замоскворечье стало застраиваться почти заново. При этом средняя его часть претерпела серьезные планировочные изменения. Важное значение этой магистрали подтверждается большим количеством каменных зданий, поставленных в XVII в. во владениях, расположенных вдоль Пятницкой (Каменные палаты составляют основу существующих домов 6, 10, 13, 15, 30, 31 по Пятницкой и 9 по Черниговскому пер.). И почти все они, по крайней мере в XVIII в., принадлежали богатым купцам.

Проложенная к Серпуховским воротам Пятницкая улица стала главной на восточной половине Заречья, а трассы Большой Татарской и ее дублера – Кузнецкой улицы, тяготевших к Пятницкому рынке как к общественно-торговому центру данной округи, приобретали черты «внутренних», межслободских коммуникаций, какой была здесь, видимо изначально Лужнецкая улица (ныне – ул. Бахрушина).

К концу XVII в. центральное положение в Заречье заняла и Ордынка, воспринимавшаяся как пограничная трасса между двумя частями района, где главными улицами продолжали быть Якиманка и Пятницкая. Это обстоятельство положило начало тому территориально-административному делению Замоскворечья в пределах Земляного города, которое, возникнув в XVIII столетии (сначала одиннадцатая и двенадцатая «команды», затем Якиманская и Пятницкая части), дошло до наших дней (до недавнего времени соответственно – Октябрьский и Москворецкий районы, теперь районы Замоскворечье и Якиманка). (Впрочем пограничное, межслободское положение Ордынки прослеживается уже с конца XV в., когда по одну сторону Ордынки (к западу) располагалась Кадашевская слобода, а по другую «Ордынцы» (здесь жили слуги князя, выполнявшие его поручения в Орде), татарские слободы и слободка толмачей). К середине XVII в. между Пятницкой и Ордынкой находилась Ордынская черная сотня, а южнее – Екатерининская черная слобода.

Почти у каждой из главных улиц существуют и по сей день ответвления – дублеры, например, Малая Ордынка, являющаяся остатком какой-то из промежуточных трасс Ордынской дороги. Малая Ордынка идет от Климентовского переулка, то есть от места, где в XV в. уличная застройка кончалась и начинались «всполья». Церкви, расположенные здесь, в старину носили прибавления к своим названиям – «на Всполье» и «в Ордынцах». Таковы церковь Георгия на Всполье (позднее – Иверская), исчезнувшая недавно церковь Покрова в Ордынцах (на Всполье), церковь Екатерины на Всполье. Вплоть до Петровского времени включительно сохранялась особая роль Замоскворечья в обороне Москвы. Земляной город, сменивший укрепления Скородома (погибли в пожарах Смуты), имел в районе Заречья сплошную цепь бастионов (1628-1629; 1637-1638).

Таким образом, планировочная структура Замоскворечья окончательно сложилась в XVII в. Большая Ордынка и Пятницкая улицы, начинаясь от Москворецкого моста, шли почти параллельно и сходились у бывших Серпуховских ворот. Далее простирались поля, между которыми, продолжая улицу, шла дорога на Сепухов. Благодаря появлению на месте брода Всехсвятского (Большого Каменного) моста с лавками к концу XVII в. возродилось общегородское значение западных магистралей.

К концу XVII в. Замоскворечье – густо населенный торгово-ремесленный район Москвы, тесно связанный с Государевым двором. В центре его – выделившаяся во второй половине XVII в. наиболее привилегированная Кадашевская слобода с двумя центрами: Государевым Хамовным двором и церковью Воскресения.

Круто изменилась замоскворецкая жизнь со времен петровских реформ. После подавления стрелецкого восстания часть стрельцов была казнена, другие распределены по новым регулярным полкам. Перенесение столицы в Петербург разорвало тесную связь его жителей с царским двором, лишив садовников и овчинников, кузнецов и монетчиков источника существования. Коренным населением этого района остались торговые люди. Территория все более становится сосредоточением типичного московского купечества, представители которого увековечены в пьесах замоскворецкого уроженца драматурга А.Н. Островского, картинах известных русских художников П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.М. Прянишникова и др., на которых можно видеть быт и обстановку того времени. Облик провинциального захолустья, долгие годы свойственный Замоскворечью, во многом способствовал формированию репутации старой столицы как «большой деревни».

План регулирования Москвы 1775 г. отразил новый этап развития облика Замоскворечья и усиления значимости этого района в структуре города. Регулирование улиц и проектирование водоотводного канала шло с учетом уже сложившейся планировки. Красные линии внесли незначительные коррективы в конфигурацию улиц, причем слому подлежали только деревянные строения. Каменные здания, выступавшие за новые красные линии, как правило, не трогали, и многие из них дошли до настоящего времени. Водоотводный канал, проложенный в 1783-1786 гг., закрепил естественную границу, издавна отделявшую узкую прибрежную часть от основной территории Заречья.

Вначале XVIII в., когда стрелецкие полки были упразднены, а ремесленники утратили связи с царским двором, переехавшим в Петербург, Замоскворечье приобретает черты захолустья, но ненадолго. Еще при Петре I запустевшие после подавления стрелецкого бунта земли были розданы новым владельцам – преимущественно крупным военным чинам и купечеству (главным образом, поставщикам армии, например суконщикам). К середине столетия здесь по-прежнему много важных для Москвы «публичных зданий и мест». Так, на протяжении XVIII в. в Нижних Садовниках (в конце современной Садовнической ул.) как бы в поддержку «военной» традиции Замоскворечья возникают комплексы старого (1740-1750-е гг.) и нового (1780-1790-е гг.) зданий Кригскомиссариата – учреждения, ведавшего снабжением армии.

Несколько тысяч рабочих Суконного и Монетного дворов и прочих «казенных» предприятий заметно изменили состав населения Заречья. Однако главными застройщиками и владельцами дворов остаются Хованские, Трубецкие, Милославские, Дурново и другие, не менее именитые фамилии. Торговые люди, выросшие из ремесленной среды, крупные и мелкие чиновники также населяли тихие и уютные улицы Замоскворечья.

С середины XVIII в. Замоскворечье интенсивно заселяется купечеством – здесь располагалось их жилье; торговали купцы в Зарядье. Среди купцов было много миллионеров-«компанейщиков», каким, например, являлся Козьма Матвеев, владелец нескольких дворов как в центре города, так и в Замоскворечье, где на его средства была воздвигнута церковь Климента на Пятницкой. Почти напротив нее, в здании бывшей Пятницкой части, сохранились когда-то принадлежавшие Матвееву палаты. Но и дворяне по-прежнему имели усадьбы в Замоскворечье и строили в них взамен деревянных каменные дома, иногда – дворцового типа. Здесь, в Заречье, где было сосредоточено также несколько крупных казенных зданий, общее число каменных строений уже к середине XVIII в. почти достигало их числа во всех остальных частях Земляного города.

Не теряя своего уютного вида и обилия зелени, Замоскворечье к концу XVIII в. перестает быть только «полисадником» Кремля – оно становится крупным архитектурным компонентом центра Москвы, что не замедлило сказаться на облике его перестраиваемых и вновь возводимых зданий. Но традиционно невысокие дома (в два-три этажа – жилые, в один – хозяйственные), большие приусадебные участки оставались в ту пору отличительной особенностью замоскворецких владений. Преобладала деревянная застройка, однако количество каменных домов либо смешанных (где нижний сводчатый этаж часто – нежилой) с течением времени увеличивалось.

Замоскворечье конца XVIII – первой половины XIX века – это огромные кварталы, сплошь застроенные мещанскими и купеческими домами и живописно разбросанными за счет пожертвований купечества что селенг в составе населения Замоскворечья того времени. О характере Замоскворечья середины прошлого века можно судить по словам Белинского: «Там окна занавешены занавесками, ворота – на запор, при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно: дом или домишко похож на крепость, приготовившуюся выдержать долговременную осаду». Облик провинциального захолустья, который долгие годы был свойственен Замоскворечью, во многом способствовал репутации старой столицы как «большой деревни».

Год 1861 кардинальным образом переменил и род занятий, и внешний вид, и образ жизни русских купцов. После отмены крепостного права не менее важные изменения происходят в структуре занятости населения. Закладываются или коренным образом расширяются заводы и фабрики, которые и поныне составляют основу индустрии района.

В Замоскворечье особенно заметно растет роль богатого купечества. Когда в пору зрелого классицизма ближе к центру появились дома дворцового характера, то лишь немногие из них строились родовой знатью. Так, дом Долгова (Большая Ордынка, 21/16), угловое здание по Большому Овчинниковскому переулку (д. 9) и др. являлись главными домами богатейших купеческих усадеб. Подчеркнутой представительностью и своим градостроительным значением они выделялись на территории Замоскворечья, акцентируя наиболее важные звенья улиц, замыкая переулки, оформляя углы и т.п. Таким образом, смена «главного застройщика» в Замоскворечье прошла как бы незамеченной.

К рубежу XIX-XX вв. с Замоскворечьем было связано уже немало известных в русской культуре имен. Со второй половины XIX столетия этот район все активнее заселялся интеллигенцией. Многовековая обособленность Заречья способствовала возникновению и сохранению здесь редкой для большого города атмосферы покоя, так необходимой для душевного комфорта людей, особенно творческих. Замоскворечье хранит память о многих выдающихся деятелях российской культуры. Прежде всего, это великий драматург А.Н. Островский, родившийся здесь в 1823 г. В 1954 г. перед домом на Малой Ордынке, где он провел детские годы, поставлен бюст писателя, а в самом доме открыт его мемориальный музей. На Пятницкой улице во флигеле купеческого дома в 1854-1855 годах снимал квартиру молодой Л.Н. Толстой, где его навещали А.Н. Островский и А.А. Фет. В доме на Б. Ордынке, известном как Куманинское подворье, у своей тетки часто бывал Ф.М. Достоевский. В советское время в квартире № 13 этого дома жили семья известного писателя-сатирика Виктора Ардова. Здесь, начиная с 1939 г., часто и надолго останавливалась Анна Ахматова во время своего пребывания в Москве, о чем напоминает мемориальная доска на доме. Пятницкая и Валовая улицы и Монетчиковские переулки связаны с деятельностью известного русского издателя и просветителя И.Д. Сытина. В помещениях его типографии неоднократно бывали Толстой, Чехов, Горький. Даже после национализации типографии после революции Сытин продолжал принимать активное участие в руководстве ею.

В Замоскворецком районе Вы можете снять качественные кваритры посуточно . Отели на Новокузецкой улице, апарт-отели с посуточной арендой на улице Пятноцкой,квартиры на короткий срок на Климентовском переулке - удобные варианты посуточной аренды в Замоскворечье .

Рядом с - Валовая улица, Овчинниковская и Озерковская набережные. Также вблизи от квартиры на сутки в Замоскворечье - м.Новокузнецкая, м.Полянка, м.Павелецкая

Я полюбила Замоскворечье с самого детства. Здесь была булочная с вкуснейшими абрикосовыми булками, здесь находился известный в округе Центр досуга и творчества для детей, тут до сих пор расположена точка притяжения всех столичных гостей - Третьяковская галерея. Уже потом, годы спустя, я узнала про барные переулки Китай-города, питерские дворики на Солянке и красивые улицы вблизи Тверской, наполненные музеями и театрами. Замоскворечье находится всего в 2 километрах от сердца города, Кремля. Удивительным и даже магическим образом оно сумело не растерять своего очарования, которое появилось здесь еще в XIV веке, когда район за Москвой-рекой начали заселять люди.

История Замоскворечья

Эти территории, к югу от Кремля, были заболоченными и неухоженными. Об этом до сих пор напоминают «топографические» названия района - Болотная площадь, например (сейчас она официально не относится к Замоскворечью, но тем не менее нельзя отвергать этой связи).

В XII веке сюда потянулись ремесленники, мелкие торговцы, стрельцы, садовники. Память об их жизни в Замоскворечье (которое изначально называлось Заречье) хранят такие места, как Садовническая набережная, Стремянный переулок, Кожевническая улица. В Толмачевском переулке жили толмачи - так раньше называли переводчиков. Довольно быстро эти простые, далекие от власти люди, превратили район в цветущее и полное жизни место. Здесь было много маленьких усадеб, церквей, мастерских. К счастью, некоторые из них в том или ином виде дошли до наших дней.

По картинам художников того времени можно легко составить мнение о том, как выглядела в середине XIX века. Вот такими, например, были берега Москвы-реки.

Нельзя не отметить еще одну важную функцию Заречья в далекие 1200-е годы. Именно по здешним дорогам везли дань в Золотую Орду. Как напоминание об этом нам достались улицы Большая и Малая Ордынка. Но вообще «ордынцами» называли перевозчиков дани. Помимо русских людей, в Заречье селились и люди пришлые, из Орды. Так появилась улица Татарская. Еще одна версия возникновения названия этой улицы гласит, что раньше тут была Татарская слобода, где жили казанские торговцы.

В конце XVI века в Замоскворечье построили первое земляное укрепление: оно защищало южные границы Москвы. Здесь же появилось первое регулярное стрелецкое войско. Это было необходимо, потому что южные чертоги города были самыми опасными: враги обычно приходили в Москву именно с этой стороны. В 1812 году в результате нашествия армии Наполеона больше половины деревянных построек района сгорело.

В XX веке, с приходом советской власти, было разрушено множество церквей. Например, церковь Святой Параскевы, которую снесли в 1934 году.

Прелестные особнячки превратили в коммунальные квартиры. В 1970-е годы власти захотели изменить облик Замоскворечья и создать здесь промышленный квартал. В соответствии с этим планом тут появилось гигантское здание Министерства атомной энергетики и промышленности СССР (сейчас больше известное как «Росатом»).

Примерно в те же годы главные улицы Замоскворечья (Большую Полянку, Новокузнецкую, Пятницкую) власти объявили заповедными территориями. Возможно, это спасло район от хаотичной застройки и сноса уцелевших старинных построек.

Достопримечательности Замоскворечья

Основные достопримечательности Замоскворечья - это храмы, музеи и дома известных русских литераторов. Приятным дополнением к известным местам служит непередаваемая атмосфера района: невысокие постройки (насколько это возможно в XXI веке), обилие зелени, маленькие купеческие усадьбы. Я люблю бродить по Озерковской и Овчинниковской набережным: оттуда открывается прекрасный вид на канал и индустриальные кварталы. Хороши и тихие переулки Замоскворечья: например, Руновский и другие (безымянные) ответвления от Большой Татарской. С наступлением весны они становятся еще краше, а близость воды добавляет району какого-то дачно-городского шика. Я расскажу о самых популярных местах, пропустить которые во время прогулки по Замоскворечью никак нельзя.

Третьяковская галерея, или просто Третьяковка (Лаврушинский переулок, 10)

Один из известнейших художественных музеев России. Здесь хранится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Основал галерею в XIX веке здешний меценат и купец Павел Третьяков. Одной из первых картин собрания стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова.

Во время Великой Отечественной войны картины и другие экспонаты Галереи были эвакуированы в . С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея закрывалась на реставрацию. Сейчас на Кадашевской набережной идет строительство новых зданий музейного комплекса. Работы обещают завершить в 2018 году. Однако историческое здание Третьяковки (с бюстом основателя перед входом), конечно, останется.

В галерее регулярно проходят выставки мировой значимости (например, недавно привозили чудесные собрания картин Серова, Айвазовского, музеев Ватикана). Мой любимый зал в Третьяковской галерее - тот, где хранятся картины Врубеля. Важно: галерея располагает вторым зданием на Крымском валу, 10. Часть интересных выставок проходит там. Не перепутайте.

Как добраться : проще всего идти от станции метро «Третьяковская». Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Во вторник, среду, воскресенье - с 10 до 18 часов (кассы и вход до 17), в четверг, пятницу, субботу - с 10:00 до 21:00 (кассы и вход до 20:00). Входной билет для взрослых - 500 рублей. Молодежь до 18 лет проходит бесплатно.

Церковь Климента Папы Римского (ул. Пятницкая, 26/1)

Это пышное здание в стиле барокко - самый большой храм Замоскворечья. Он построен на средства местного купца Кузьмы Матвеева. Первое письменное упоминание о храме датируется 1612 годом. В районе очень редко возводили такие большие помпезные храмы.
В советские годы в церкви хранились книги из фонда Государственной библиотеки имени Ленина. Только в 2008 году были вывезены последние книги, и храм, наконец, передали православной общине.

Услышав впервые полное название церкви, я недоумевала: почему православный храм носит имя Папы Римского? Оказывается, что церковь названа в честь Святого Климента неспроста: именно он был первым почитаемым святым на Руси после ее Крещения. Климент, родившийся настоящим римлянином, вследствие различных перипетий был изгнан в Крым. Там он работал на Инкерманских каменоломнях, а со временем создал большую православную общину в Херсонесе.

Как добраться : дойти до церкви удобнее всего от станции метро «Третьяковская»: храм находится в 200 метрах от нее. Сейчас он открыт для посещения ежедневно в 8:30 до 19:30. Регулярно проводятся богослужения и литургии. Вход свободный.

Красная церковь, она же церковь Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, 29А)

Одна из самых красивых и нарядных церквей Замоскворечья. Примечательна тем, что здесь крестили будущего императора Российской Империи Первого.

Построенная в XV веке, церковь поначалу была деревянной. В XVII веке ее перестроили в каменную. Архитекторами были люди с запоминающимися именами: Карп Губа и Иван Кузнечик. Стены расписывал знаменитый тогда иконописец Симон Ушаков.
В Советские годы колокольню церкви хотели снести, так как она мешала расширению пешеходного тротуара. Однако горожане отстояли постройку, и власти ограничились тем, что пробили в колокольне арку. Сейчас это своеобразная «фишка» церкви.

Как добраться : Добраться сюда проще всего от станции метро «Полянка»: при выходе из метро вы сразу же увидите храм на противоположной стороне улицы. Открыт ежедневно с 9:00 до 20:00.

Музей А. Н. Островского (ул. Малая Ордынка, 9)

В этом доме родился известный драматург, произведения которого мы начинаем читать еще в школе. Изначально дом принадлежал дьякону близлежащей церкви, а отец Островского арендовал часть первого этажа здания. В экспозиции музея представлены личные вещи драматурга, документы и рукописные работы. Место понравится любителям русского театра, в развитие которого Александр Николаевич внес огромный вклад. Сейчас музей является филиалом Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, о котором я расскажу ниже.

Как добраться : Выйдя со станции «Третьяковская» и повернув направо за метро, через 200 метров по левой стороне вы увидите здание музея. Он открыт по средам и четвергам с 13:00 до 21:00 и с пятницы по воскресенье с 12 до 19 часов. Последняя пятница месяца - санитарный день. Входной билет стоит 300 рублей.

Марфо-Мариинская обитель (ул. Большая Ордынка, 36)

Кто бы мог подумать, что, свернув с сероватой улицы Большая Ордынка в ворота с небольшой калиточкой, можно оказаться в райском саду? Марфо-Мариинская обитель обязана своим возникновением великой княгиней Елизавете Романовой, которая в 1909 году после гибели мужа продала все свои драгоценности и купила на вырученные деньги огромную усадьбу с прекрасным садом. В обители были больница, аптека, библиотека, столовая, приют для детей - и все это было бесплатным.

Главной доминантой монастыря является белоснежный Покровский храм, построенный в новгородском стиле. Он очень лаконичный и простой, в нем нет ничего лишнего. Монастырь открылся только в 2009 году после масштабной реставрации. Сейчас он является действующим женским ставропигиальным монастырем. Открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 8 вечера. Добираться проще всего от станции метро «Третьяковская» или «Полянка».

Любопытный факт: в повести Ивана Бунина «Чистый понедельник» описывается Марфо-Мариинская обитель: главная героиня, красивая девушка, живущая напротив Кремля, уходит туда в Прощеное воскресенье. Почему? Узнаете, прочитав этот рассказ.

Театральный музей Алексея Бахрушина (ул. Бахрушина, 31/12)

Этот уникальный музей понравится даже людям, далеким от театра. Он был основан 1894 году московским промышленником, меценатом и благотворителем Алексеем Бахрушиным. В его бывшем доме, красивом здании в готическом стиле, сейчас и расположен театральный музей.

Считается, что это крупнейший театральный музей в мире. Его коллекция насчитывает - только вдумайтесь! - полтора миллиона экспонатов.

Алексей Александрович любил красивую жизнь. Во время своих заграничных путешествий он всегда посещал антикварные магазины, где находил ценные экспонаты для своего будущего музея. В числе любопытных вещей - рукописи Грибоедова, Шаляпина, Немировича-Данченко, золоченые театральные шлемы, дамские туфельки XVIII века, платья великих актрис, макеты различных театров.

Музей открыт для посетителей по вторникам, субботам и воскресеньям с 12 до 19 часов (касса до 18:30) и по средам и четвергам с 13 до 21 (касса до 20:30). Понедельник - выходной. Стоимость входного билета - 300 рублей. Льготный билет - 150 рублей. Добраться проще всего от станции метро «Павелецкая».

Где поесть в Замоскворечье



Замоскворечье за один день

Если вы находитесь в Москве проездом, но горите желанием побывать в Замоскворечье (что очень правильно, потому что здесь вы прочувствуете истинный дух столицы намного ярче, чем на Красной площади), следуйте по моему маршруту. Благодаря ему вы увидите все самое основное и даже немного больше.







  • 18:30 - если после храма пройти еще немного вперед, слева вы увидите станцию метро «Павелецкая». Можно повернуть влево по Садовому и пойти к набережной канала. А можно сесть в метро и поехать кутить в переулках Китай-города, например. Потому что тот район - для веселья, а Замоскворечье - для души.

Надеюсь, прогулка по Замоскворечью оставила у вас в душе самые теплые чувства. Сегодня мы посетили только наиболее значимые места района, а это значит, что сюда стоит вернуться еще не раз, чтобы лучше понять дух старой купеческой Москвы.

Есть что добавить?

Получил по Замоскворечью — части города, находящейся за рекой Москвой по отношению к Кремлю. В литературе обычно считается, что впервые Замоскворечье упоминается летописцем под 1365 г., когда, по его словам, во время огромного московского пожара сгорели «и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье». Но, как показали исследования археологов, на территории нынешнего Замоскворечья городские кварталы начинают появляться лишь со второй половины XV в., а до этого Заречьем именовалась территория за рекой Неглинкой.

Верхняя, Средняя и Нижняя Садовая слободы

В непосредственной близости от Кремля узкой полосой вдоль Москвы-реки расположились Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселенные княжескими садовниками. Об их существовании напоминают нынешние Садовнические , и . На их точное местоположение указывают приходские храмы — две сохранившиеся: церковь Николая Чудотворца «на Берсеневке, в Верхних Садовниках» (на ), храм Софии Премудрости Божьей «в Средних Садовниках» () и одна разрушенная: церковь Космы и Дамиана «в Нижних Садовниках», известная с 1625 г., перестроенная в камне к 1657 г. и снесенная в 1932 г. Именно по последней была названа современная . В 1679 г. в трех Садовых слободах насчитывалось 403 двора. К концу XVII в. они теряют свой прежний характер и здесь появляются выходцы из других русских городов.

Ендово

Вполне вероятно, что Садовые слободы возникли здесь не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие пригородные селения. Думать так заставляет тот факт, что в начале современной , на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г. Судя по всему, здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из пригородных сел — Ендово или Яндово. Возможно, что оно было здесь не единственным: чуть восточнее была известна церковь Николая Чудотворца в Пупыщах. В 1657 г. она значится деревянной, а на рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне. Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки, о чем напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Как деревянная она значится с 1625 г., а в 1652 г. была перестроена в камне.

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Овчинная слобода

По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 гг. в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия и переулков — и (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего . Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.

Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Но при всем этом в средневековье овчины считались одеждой исключительно простонародья. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.

Пятницкая слобода

Пятницкие и напоминают о черной Пятницкой слободе, названной так по церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая». Храм был известен с середины XVI в. (упоминается при описании пожара 1654 г.), в 1657 г. показан каменным и снесен в 1934 г. В 1669 г. в слободе было отмечено 40 дворов.

Татарская слобода

Целый ряд названий в этом районе: , улицы, и Татарские переулки свидетельствуют о существовании здесь большой Татарской слободы, где жили выходцы из поволжских ханств. Тут же обитали и толмачи, переводчики Посольского приказа, отчего эта местность стала называться Толмачи. Ее центром являлась церковь Никиты, «что в Старых Толмачах». Ныне о ней напоминает . Позднее они были переселены примерно к километру западнее.

Монетчики

Шесть расположились на месте Монетчиков — слободы мастеров монетного дела. Центром слободы являлась церковь Воскресения Словущего, перестроенная в камне в 1750 г. В источниках она упоминается по-разному: то «в Хомутове», то «в стрелецкой слободе», то «в Монетчиках». Это обстоятельство позволяет предположить, что ранее здесь располагалось село Хомутово, затем поселились стрельцы, которые возвели церковь, впервые упоминаемую с 1672 г. с определением «в стрелецкой слободе». При Петре I их сменили рабочие Кадашевского монетного двора, по которым район получил новое имя. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Новое Болвановье

Современные и Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке». По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен еще в 1465 г. По мнению П.В. Сытина, эта Болвановка, как и заяузская, соседствовала с кузнечными слободами, откуда он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле. На самом деле именно сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы, а эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III: «и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».

Кузнецкая слобода

Севернее поселения иноземцев располагалась Новая Кузнецкая слобода, имевшая в 1638 г. 72 двора, а в 1658 г. — уже 185 дворов. О ней сейчас напоминают и . Ее приходским храмом была документально известная с 1625 г. церковь Николы Чудотворца, «что в Кузнецкой слободе», бывшая вначале деревянной, а в 1681—1683 гг. перестроенная в камне. Сюда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, в районе современной Таганки, где прежде находилась их слобода.

В XVII в. в Москве всего насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. При этом первопрестольная служила рынком железа для иногородних покупателей. Кроме русского, на московском рынке имелось и «немецкое» железо: доски белого железа, железная проволока. В 80-х годах XVI в. в Москве прут русского железа стоил от 75 до 80 денег, лист «немецкого» железа — 60 денег. Вместе с тем московские кузнецы, работая на привозном сырье, выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы и т.п. Имелись отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножевщиков. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Но крупные заказы на кузнечные работы, требующие больших запасов сырья, были непосильны для московских кузнецов. Поэтому правительство предпочитало отдавать крупные заказы на железные изделия кузнецам тех городов, которые имели в своей округе запасы сырья. Так, в 1630—1631 гг. в Устюжну-Железопольскую был направлен заказ на изготовление больших железных полос для решеток к воротам Китай-города и Белого города. В 1667 г. тамошние кузнецы делали 900 тыс. гвоздей для значительных строительных работ в Москве.

Ордынская слобода

И , и Ордынские переулки, расположились на том месте, где существовала черная Ордынская слобода. В ней жили ордынцы, упоминающиеся в княжеских договорах еще с XIV в. В литературе было высказано несколько точек зрения по поводу основного занятия ордынцев. В частности, предполагалось, что ордынцами назывались выкупленные в Орде русские пленники. Однако в последнее время выяснилось, что главным занятием ордынцев являлась перевозка и доставка собранной дани в Орду. Если представить себе ту огромную массу возов, которая отправлялась в Орду с собранной данью, становится понятным, что для ее перевозки требовалось немало рабочих рук. Неудивительно, что Ордынская слобода была одной из самых больших в Москве. В 1632 г. в ней значится 107 дворов, а к 1653 г. — 273 двора. Об этом свидетельствует наличие в ней сразу нескольких храмов. Возможно, главной здесь являлась церковь Климента, папы римского, «что в Ордынцах», первое упоминание которой относится к 1612 г., когда здесь был отражен натиск гетмана Ходкевича. В 1657 г. храм значится уже каменным. По нему получил свое название Климентовский переулок. Другим храмом была церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости», что «в Ордынцах». В литературе было высказано мнение, что храм под именем Варлаама Хутынского упомянут в 1571 г. С именем Преображения Господня он известен с 1625 г. и был перестроен в камне в 1683—1685 гг. К югу от них находилась церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье» (или в Ордынцах), более известная по приделу Георгия Великомученика. Как деревянная она упоминается с 1625 г., а в камне была перестроена к 1673 г. Еще одной церковью здесь был храм Покрова Богородицы «в Ордынцах», или «в Голиках» на Малой Ордынке, известный с 1625 г. Последнее определение его местоположения обычно связывают или с именем позднейшего домовладельца или производят от слова «голики» — голая, безлесная местность. Вопрос этот требует еще своего объяснения.

Стрелецкая слобода

Напоминает о стрелецкой слободе, где в XVII в. на землях конюшенной слободы Большие Лужники поставили стрелецкий полк под командованием Матвея Вишнякова. Ее главным храмом была церковь Троицы в Вишняках, деревянное здание которой известно с 1642 г. В 1678 г. в память победы над турками при Чигирине она была перестроена в камне головами московских стрельцов Матвеева приказа Вишнякова пятидесятниками Назаром Перфильевым и Андреем Оленовым «с десятниками и со всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе великого государя в Чигирине».

Замоскворечье – исторический район старой Москвы. История Замоскворечья ведёт своё начало с XIII века, когда вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды. В XIII-XIV веках на территории Москвы, к югу от Кремля, находились заливные луга, болота, перелески, и несколько небольших озёр. Тогда же, в этой местности, получившей название Заречье, вдоль дороги начали селиться люди из разных поселений.

Со времён Великого князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского – на узкой полоске земли, напротив Кремля, находились княжеские, а затем царские сады, давшие этой территории имя Садовники.

В Средние века в Замоскворечье одна за другой стали появляться ремесленные слободы садовников, кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), кузнецов, толмачей (переводчиков), ордынцев (возивших дань в Орду), казаков, кожевников. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц (Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Кожевническая улица и др.).

На окраине Заречья казанские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок. Монетные переулки около Земляного вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе.

При Петре I слободской уклад постепенно умирает, а территорию Заречья, расположенную внутри Садового кольца, застраивают дворянскими дворцовыми усадьбами и домами купцов. Район приобретает значение купеческого центра Москвы, так ярко описанного великим драматургом А. Н. Островским, который и сам родился в Замоскворечье, на улице Малая Ордынка в доме № 9. Но, к сожалению, А. Н. Островский, показал нам только одну сторону купечества (купцы-самодуры), а они были еще и купцы – меценаты. Это купец Савва Морозов на свои средства построил Московский Художественный театр, а купец Н. Рукавишников открыл приют для малолетних преступников, 90% из которых возвращались к нормальной жизни, купец Третьяков подарил Москве художественную галерею. Этот список продолжать можно и дальше.

В 1896 году,к коронации Николая II, на Раушской набережной построили Центральную электрическую станцию (ныне МГЭС-1).

В начале XIX века, после наполеоновского нашествия и опустошительного пожара, Москве фактически пришлось воскресать из пепла. Хотя через два десятка лет в Замоскворечье нельзя было найти следов разрушений. Восстановился и сложившийся здесь особенный образ жизни купцов и мещан. Большая Ордынка сложилась в 13 веке как дорога из русских земель в Орду. А идущая почти параллельно ей Пятницкая улица возникла в конце XIV - начале XV века. В XVII веке по общим улицам расселились стрельцы. Память об этом сохранилась в наименовании Пыжи и Вишняки (по полкам Пыжова и Вишнякова). Вне военных действий стрельцы занимались торговлей и ремесленничеством. На средства стрельцов этих полков возводились храмы Николы в Пыжах и Троицы в Вишняках.

Со второй половины XIX столетия район все активнее заселялся интеллигенцией. Здесь жили и работали многие выдающиеся деятели российской культуры. На Пятницкой улице во флигеле купеческого дома в 1854–1855 годах снимал квартиру молодой Лев Толстой; в доме на Большой Ордынке, известном как Куманинское подворье, у своей тетки часто бывал Федор Достоевский. В советское время в квартире № 13 этого дома жила семья известного писателя-сатирика Виктора Ардова. Здесь, начиная с 1939 года, часто и надолго останавливалась Анна Ахматова. Пятницкая, Валовая улицы и Монетчиковские переулки связаны с деятельностью известного русского издателя и просветителя Ивана Сытина.

«Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание» - так француз Теофиль Готье описывал панораму Замоскворечья, любуясь ею с высоты Кремля. Действительно, Замоскворечье и сейчас остается одним из наиболее живописных и интереснейших районов старой Москвы.

Какой я вижу визитную карточку Замоскворечья

Надо сказать, что еще в древности Замоскворечье делилось на Пятницкую и Якиманскую. В советское время на их месте были два района: Москворецкий и Октябрьский с границей по ул. Б. Ордынка. Сейчас район Замоскворечье расположен вправо от ул. Б. Ордынка, сюда же входит и часть Острова вправо от улицы Балчуг. Но мои предложения по знакомству с Замоскворечьем распространяются на исторически сложившуюся часть города, т. е. на Пятницкую и Якиманскую, включая Остров.

1. Так как самые большие стрелецкие слободы и, вообще военные поселения, находились в Замоскворечье, то в память об этом я хочу предложить для знакомства с достопримечательностями этого района Москвы здание Кригскомиссариата (Штаб Московского военного округа), который является украшением Космодамианской набережной (д. 24). Оно само по себе – достопримечательность с богатой историей.

2. Ну, какое же Замоскворечье без Третьяковской художественной галереи, которая известна не только в России, но и во всем мире. Она по праву занимает почетное место в моей визитной карточке Замоскворечья.

3. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (Ф. Эйнема) основана в 1851 г. Бережно хранят кондитеры историю и традиции качества своей продукции. Конфеты этой фабрики «Замоскворечье» и натолкнули меня на идею этого проекта. Поэтому визитная карточка Замоскворечья была бы неполной без «Красного Октября».

4. Невозможно представить себе Замоскворечье без купечества, поэтому я бы предложила для обзора сохранившийся в Голутвинском переулке настоящий купеческий дом (правда не реставрированный), в котором родился Н. М. Третьяков.

5. Известно значение религии и православных храмов для русских людей. Самым известным в Замоскворечье считается храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах (Новокузнецкая ул. , д. 7/15).

Завершает визитную карточку Замоскворечья гербовая эмблема района, с крестообразно положенными золотым бердышом (знак воинских заслуг жителей стрелецких слобод) и кадуцея (символ торговли).

Выполняя проект «Визитная карточка Замоскворечья», я открыла для себя один из старейших районов Москвы, имеющий замечательную историю. Узнала откуда произошли названия улиц и набережных этой части города, познакомилась с замечательными храмами, имеющими многовековую историю и вновь отреставрированными в наше время. Я много узнала о купцах-меценатах, а не только о купцах-самодурах. Я смогла «оживить» в своем воображении фантик конфеты «Замоскворечье» и составить свою визитную карточку Замоскворечья.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!