Что я знаю о космонавтике классный час. Классный час «День космонавтики

Классный час

ко Дню Космонавтики "Освоение космоса"

Подготовила и провела

классный руководитель 7»А» класса

Батаргазиева Р.Я.

2010-2011 учебный год

Классный час ко Дню Космонавтики "Освоение космоса"

Цели: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;

расширению кругозора учащихся; развитию чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование:

Рисунки и иллюстрации по теме.

Выставка книг о космосе, фотографии летчиков-космонавтов.

Аудиозаписи песен: “Знаете, каким он парнем был”, “Я – Земля, я своих провожаю питомцев”.

Столы по количеству команд.

Предварительная работа: Прежде чем начать мероприятие, необходимо разделить класс на 2 команды, состоящие из 5-6 учащихся, определить капитанов. Подготовить карточки с вопросами.

Ход занятия:

Учитель: Дорогие ребята, сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим классный час на тему “Освоение космоса”. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.

1-й ученик.

Стал космос нашей жизни частью,

Для космонавтов он, как дом.

Мы поздравляем с этим днем,

Когда по звездным перегонам

Промчался русский человек,

И, в красоту Земли влюбленный,

Прославил Родину навек.

2-й ученик.

Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.

И сегодня, как было, как есть и как будет,

С добрым праздником от всей души поздравляем.

Мир героев своих никогда не забудет.

3-й ученик.

Сказал “поехали” Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

4-й ученик.

Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!

Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

А улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...”. Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра?...Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.

Ведущий: Кто из вас смотрел какой– либо фильм или читал книгу, где рассказывается о том, как люди спокойно могут передвигаться с одной планеты на другую?

Как вы думаете, это просто фантастика или вполне реальное наше будущее?

Ведущий: Игра “Горячий вопрос”. Для обеих команд – вопрос есть ли жизнь на Марсе? Одна команда приводит аргументы, доказывающие, что на Марсе нет жизни. Другая команда – что на Марсе есть жизнь. Время на подготовку 3 минуты. Побеждает команда, назвавшая больше аргументов.

Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, четыре времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть довольно тепло. Есть предположение, что когда-то на Марсе существовала жизнь. Высохшие моря и русла рек на поверхности Марса свидетельствуют о том, что некогда на планете была вода, а вода, как известно, источник жизни. Возможно, какие-то формы жизни сохранились и до сих пор. Может, на этой планете жизнь на более высоком уровне, чем на Земле, может, – пока еще только в простейших формах. Прямых доказательств какой-либо жизни ученые еще не предоставили нам. Но, я думаю, что эти открытия не за горами.

Ведущий: Вопрос на засыпку обеим командам: почему Марс называют Красной планетой?

Марс называют Красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Порой в результате пыльных бурь обнажаются темные участки скального грунта. Как и на Земле, на Марсе есть полярные шапки на Южном и Северном полюсах планеты. Полярные шапки состоят из углекислого газа и замерзшей воды.

Вопросы для разминки:

1 команде: Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?

2 команде: Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)

1 команде: Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А.Леонов)

2 команде: Как назывался первый космический корабль, доставивший космонавтов к Луне? Назовите имя командира. (“Апполон-11, Нил Армстронг)

1 команде: Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)

2 команде: Сколько земных суток составляют сутки на Марсе? (24,6 земных суток)

Ведущий: А теперь игра “Вам письмо”. На столе для вас 4 конверта с вопросами. В каждом конверте по пять вопросов. Капитан каждой команды выбирает понравившийся конверт: синий, зеленый, красный или желтый. Право выбора в первую очередь предоставляется команде, идущей впереди. Время подготовки 3 минуты.

1 конверт:

Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)

Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.Королев)

Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)

Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А.Гагарин)

К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)

2 конверт:

Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)

Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)

Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющее его)

Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной)

В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)

3 конверт:

Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)

Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)

Какая планета самая маленькая? (Плутон)

Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)

4 конверт:

В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)

Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)

На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)

Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)

Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом).

Ведущий: Команды готовили домашнее задание – вопросы для соперников. Отвечают команды по очереди: первый вопрос задает капитан команды, идущей впереди. На его вопрос отвечает капитан-соперник. Ответив на вопрос, капитан задает свой вопрос следующему участнику из команды соперников и т.д. Если команда не может ответить на вопрос, то отвечает та команда, которая задает вопрос. Полный ответ оценивается в 5 баллов, неполный ответ – в 3 балла. Итак, игра начинается.

Вопросы первой команды:

За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней)

Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)

Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)

Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю)

Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений)

Вопросы второй команды:

Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)

Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)

Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)

Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)

Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)

Подводятся итоги игры.

Ведущий подводит окончательный итог, определяется команда-победительница.

ПРАЗДНИК «КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Цели: познакомить детей с историей освоения космоса; воспитывать чувство гордости за историю своей страны, за достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов.

Оборудование: элементы декораций; реквизит для конкурсов; музыкальное сопровождение; сувениры.

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня мы празднуем день рождения космонавтики!

Это большой праздник в честь лётчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. И это мероприятие мы посвящаем 49- летию полёта в космос первого в мире космонавта - Ю.А. Гагарина. Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Мигают лампочки, тихо звучит музыка.

12 апреля 1961года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза лётчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Чтец 1. Рассвет. Ещё не знали ничего

Обычные «Последние известия»...

А он уже летит через созвездия.

Земля проснётся с именем его...

К.Симонов.

Чтец 2. Нашим учёным дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но эти дороги за тем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Чтец 3. Проложим дороги к далёким мирам,

В ракетах к Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Из песни «Звёздная дорога»

Учитель. А сейчас для ребят будут проводиться космические испытания.

Конкурс « Надуй шары».

От двух команд выходят по пять мальчиков и по пять девочек. Они работают парами. По сигналу мальчик надувает шар, девочка его завязывает. Затем необходимо связать все нитки от шаров. Та команда, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.

Конкурс « Космонавт».

Ведущий раздаёт игрокам карточки с написанными на них буквами. Карточки с буквами перемешаны. По сигналу переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «космонавт».

Конкурс « Космический словарь».

Ребята по очереди должны написать на своей половине доски по одному слову, имеющему отношение к полёту в космос.

Конкурс « Невесомость».

На одной стороне зала у стартовой черты ребята держат плакат с надписью «Земля». На противоположной стороне зала - плакаты «Марс» и «Венера».

Между этими планетами на равном расстоянии находится по три обруча,

внутри которых надпись «Невесомость».

Учитель разучивает с представителями команд стихи.

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет

Раз! Два! Три! Лети!

После этих слов первый игрок бежит вперёд, но, встретив на пути «невесомость»,должен вокруг каждого обруча проползти паучком. Когда один игрок достигнет планеты Марс или Венера, стартует следующий и т.д. Выигрывает та команда, которая первая выстроится около планет Марс или Венера. Учитель засекает время «полёта» на секундомере.

Конкурс «Мозаика».

Из слова «космонавтика» собрать как можно больше других слов. (Ток,космонавт,Ватикан,Костик,ватин,нитка,касатик,сок,коса,вата,каток,кино,воск,кит,кот,ток,том,мост,кимоно,комик и другие.)

Между конкурсами ученики показывают спортивные выступления: бальные танцы, акробатические номера, гимнастические упражнения, и т.д.

Учитель. Ребята! Вы прекрасно прошли испытания, в полёте доказали, что многое знаете, умеете, а главное-помогали друг другу. Теперь мы можем вернуться на Землю.

Слышится шум запускаемой ракеты.

Учитель. Внимание! Всем приготовится к пуску!

Дети. Есть - приготовится к пуску!

Учитель. Фиксируем приземление.

Дети. Ура! Ура! Ура!

Учитель. Отстегнуть ремни!

Дети. Есть - отстегнуть ремни!

Учитель. Открыть люки!

Дети. Есть - открыть люки!

Учитель Спустится на Землю!

Дети. Есть - спустится на Землю!

Чётко построенные команды выполняют несколько физкультурных упражнений.

Чтец. Вы спешите ребята в свой класс,

Без учёбы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Ребята! Готовьтесь к полёту!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

Всем ребятам вручают медальки или сувениры в виде ракеты.

конкурс эрудитов

Цель: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики, расширение кругозора, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков групповой работы.

Эпиграф. Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас …

Древняя мудрость

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное - появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения - иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.

Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы "дотянулись" почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.

Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые "окна" во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.

Задание № 1. Вопросы из конверта. Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросом из конверта. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит соперникам.

Вопросы


1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

2. Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев)

Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

4. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)

5. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

6. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? ("Восток")

7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле "Аполлон-11" осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? ("Буран", "Шаттл")

"СПЕЙС ШАТТЛ" (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - "Колумбия", "Челленджер", "Дискавери", "Атлантис", "Эндевер".

"БУРАН" - воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа "бесхвостка" с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя "Энергия", спуск и посадка по "самолетному" режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.

11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? ("Челленджер")

12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

13. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? ("Луноход")

"Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971).

14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? ("Вега")

"О МИЛОСЕРДИИ"

Тип: (беседа)

Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц

Помнящий добро никогда не сотворит зла.

Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее". Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи "Основной инстинкт" I телевизионного канала Светлана Сорокина удочерила девочку. А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

Как вы понимаете значение слова "милосердие"?

Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Идет беседа

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - традиционная черта россиян.

"Вернемся" на столетие назад.

В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

в Москве - 1813060 рублей;

в Одессе - 709863 рубля;

в Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

7- 9 рублей стоила корова;

3 - 5 рублей - костюм тройка;

25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их интересно сегодня?

Кому они помогают?

Идет беседа

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Обсуждение видеофрагмента

Демонстрируется фрагмент видеофильма

"Фронтовой санбат".

И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Чтение и обсуждение статьи

(Ю.Владимирова "Жестокие игры" из газеты "Новый мир" от 26 июня 2004 г. или С.Березиной "Месть стаи" из журнала "Воспитание школьников" № 2, 1996 г.)

Почему мог произойти такой случай?

Откуда же в людях равнодушие?

Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

Почему утрачивается чувство милосердия?

Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Обсуждение гл. 6-8 повести

Б.Васильева "Завтра была война"

(Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери "врага народа". Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувствие девочке со стороны большинства учителей, директора, одноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)

Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "- Ну, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный - пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

Нужно ли милосердие сегодня?

Идет беседа

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

Идет беседа

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, современного прозаика Г. Гальего. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким, как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова.

Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Идет беседа

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовым.

Работу подготовила Федоровцева О. В., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 7

Классный час «День космонавтики»

Класс: 2

Классный час ко дню космонавтики. (игра)

Цели: закрепить знания детей о первых космонавтах, космических достижениях в нашей стране и мире. Показать творческие способности в игре.

Оборудование: портреты космонавтов, карточки с изображениями предметов, сборник загадок, диск с песней, изображения космич. аппаратов.

Ход классного часа.

На небо ночью все смотрели?
Там отблеск праздника пылает
День космонавтики в апреле,
Двенадцатого, кто не знает.

Звучит песня «Трава у дома». На фоне мелодии песни дети читают стихи.

1 ученик.

Летя сквозь звёздные метели

Из века в век в бездонной мгле,

Земля качала в колыбели

Сынов, рождённых на Земле.

2 ученик.

Но, от восторга цепенея,

Перед небесной красотой,

Землянин жил большой мечтой

Однажды породниться с нею.

Рождён бескрылым человек,

Но так шагнул размахом мысли,

Что путь в 21 –й век

Никак без космоса не мыслит!

Ведущий.

Никогда не забудет человечество тот апрельский день 1961 года, когда наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин – первым в мире открыл дорогу в космос.

Он произнес ставшую крылатой фразу: «Поехали!», и по сей день спутники и ракеты, посланные с Земли, бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и Марсе! То ли ещё будет!

Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики - первый полет человека в космос - космонавта Юрия Гагарина .

Волей судьбы именно 1961 год не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой - Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник "Восток". Длительность полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.

История космических полетов...

Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток". Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - "Кедр"). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.

Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле "Восток-2".

Первый групповой полет двух кораблей - "Востока-3"(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и "Востока-4"(космонавт Павел Романович Попович) - состоялся 11-15 августа 1962 года.

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". 12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль "Восход". В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль "Восход-2", в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций "Салют".

Первый полет на новом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле "Союз-9".

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль "Союз-17"), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

За всю историю отечественного освоения космоса случились только две катастрофы, приведшие к гибели космонавтов, пишет "Время Новостей". 24 апреля 1967 года при посадке разбился первый спускаемый космический аппарат из серии "Союз" – отказала парашютная система. Погиб пилот "Союза-1" Владимир Комаров. Кстати, его дублером числился Юрий Гагарин.

Вторая катастрофа случилась через четыре года: 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" разгерметизировался при спуске. Экипаж - командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев - погибли при резкой декомпрессии. После этого было введено правило, требующее от космонавтов надевать скафандры при возвращении с орбиты.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля "Союз-19", пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем "Аполлон", пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом.

На смену "Салютам" пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир", которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.

Орбитальный комплекс "Мир" находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа - российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер - астронавт NASA Джеффри Уильямс. С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес. После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года

Скажите, а кто не мечтал стать настоящим космонавтом? Полететь на Луну, Марс и другие планеты? К такому полёту нужно серьёзно готовиться, а начать можно уже сегодня!

Космос

Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.

На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.

Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…

Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…

Игра.

    Разминка»Что возьмём с собою в космос?»

Ведущий. Вы должны выбрать то, что вы бы взяли с собою в космос., и объяснить почему.

На столе разложены два комплекта рисунков с изображениями следующих предметов: книга блокнот авторучка скафандр кошка тюбик с манной кашей тюбик – торт фотография семьи будильник колбаса сотовый телефон мяч теннисные ракетки.

    «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

    Назвать день и месяц, когда отмечается День космонавтики.

    Можно ли назвать Ю.А.Гагарина пионером, и если да, то почему?

    Назовите женщин – космонавтов.

    Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

    Почему некоторые экипажи космических кораблей называют международными?

    Как называют городок, в котором живут т работают космонавты?

    «Цепочка загадок».

    Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп)

    Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (астроном)

    Астроном - он звездочет,
    Знает все наперечет!
    Только лучше звезд видна
    В небе полная … (Луна)

    До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая … (Ракета)

    У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски: «астронавт»,
    А по-русски … (Космонавт)

    Космонавт сидит в ракете,
    Проклиная все на свете - На орбите как назло
    Появилось … (НЛО)

    НЛО летит к соседу
    Из созвездья Андромеды,
    В нем от скуки волком воет
    Злой зеленый … (Гуманоид)

    Гуманоид с курса сбился,
    В трех планетах заблудился,
    Если звездной карты нету,
    Не поможет скорость… (Света)

    Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам - тепло, хвосты -… (Кометам)

    Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора - Это черная … (Дыра)

    В черных дырах темнота
    Чем-то черным занята.
    Там окончил свой полет
    Межпланетный … (Звездолёт)

    Звездолет - стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (Галактики)

На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звёзды)

Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)

Синие потолочины
Золотыми гвоздями приколочены.
(Звезды на небе)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Созвездия: Большая Медведица или Малая Медведица)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)

Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет.
(Спутник)

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
(Комета)

    «Космонавты»

Раскрась космонавта.

Итог игры.

Что узнали нового? Что понравилось на занятии?

Посвящается первому космонавту Ю. А. Гагарину
Наталия Процкая
Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки

Классный час ко Дню космонавтики «Дорога в космос», 5 класс

Участники : учащиеся 5-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) расширить и углубить знания учащихся об освоении человеком космического пространства;

2) воспитывать у детей чувство гордости за подвиги покорителей космоса, успехи в развитии космической отрасли в нашей стране;

3) развивать у пятиклассников умения работать в малой группе, анализировать проблемную ситуацию, обосновывать и защищать принятое решение.

Подготовительная работа

I. Учащиеся собирают и изучают материал об освоении людьми космического пространства.

II. Изготовление классным руководителем совместно с учителем информационно-вычислительной техники (ИВТ) электронных слайдов по теме классного часа.

III. Подготовка трех учащихся к выполнению роли ведущих на классном часе.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) мультимедийный проектор с экраном;

б) электронные слайды;

в) на классной доске написана тема классного часа.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный классный час: сначала одноклассники познакомят нас с интересной информацией, а потом у каждого из нас будет возможность проявить свои знания и эрудицию в практической деятельности. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Что обозначает число 12 и месяц апрель? (День космонавтики.) Раньше люди только мечтали полететь в космос, а потом эта мечта стала реальностью. К ней долго стремитесь и много над ней работали.

2. Кто скажет, почему 12 апреля отмечается День космонавтики? (12 апреля 1961 г. был совершен первый полет человека в космос.)

II. Информационная часть.

На экран проецируется звездное небо (показ иллюстрации 1).

1-й ведущий . С древних времен далекие звезды, необъятные пространства манили человека, будоражили его воображение, оставаясь загадкой. Многие ученые древности, такие как Пифагор, Аристотель, Птолемей, пытались объяснить устройство Вселенной. На одном из рисунков знаменитый древнегреческий полководец Александр Македонский изображен летящим на троне, запряженном четверкой грифонов (показ иллюстрации 2). Мысль о полете подобно птице не давала человеку покоя. Чего он только не придумывал: мастерил крылья, надувал теплым воздухом шары. Наконец научился строить дирижабли, самолеты. И все для того, чтобы подняться в небо, увидеть новые миры. Сейчас все знают, что в космос можно подняться только с помощью ракеты. Но не каждый может рассказать, как додумался до этого человек.

2-й ведущий . Только в XVI в. астроном Николай Коперник доказал, что Земля вместе с другими планетами движется вокруг Солнца. Вслед за ним Джордано Бруно утверждал о том, что звезды — это далекие солнца, и вокруг них тоже движутся планеты. В XVII в. Галилео Галилей (показ иллюстрации 3) стал первым в мире наблюдать небесные тела с помощью телескопа и совершил много удивительных открытий.

3-й ведущий. Но только XX в. приблизил человека к космосу (показ иллюстраций 4, 5).

1-й ведущий . Как же это происходило?

2-й ведущий. Гениальный русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (показ иллюстрации 6) посвятил свою жизнь созданию науки о движении ракет и межпланетных путешествиях. Он придумал многоступенчатую ракету, которая может преодолеть земное притяжение.

3-й ведущий . Советский конструктор ракетно-космической техники академик Сергей Павлович Королев (показ иллюстрации 7) начал трудиться в авиации, добился первого признания в ракетной технике, а слава пришла к нему в космонавтике. Еще в 1931 г. вместе с последователем Циолковского Ф.А. Цандером создаст одну из первых в стране ракетных организаций — группу изучения реактивного движения, где руководит строительством и испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана. А в 1933 г. он назначается заместителем начальника Реактивного научно- исследовательского института.

1 - й ведущий . С 1946 г. до конца жизни С.П. Королев является главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Молния», «Союз» (показ иллюстрации 8), космических кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс» (показ иллюстрации 9). Под руководством С.П. Королева запущены первый в мире искусственный спутник Земли (1957), первый космический корабль «Восток» (показ иллюстрации 10), пилотируемый Юрием Гагариным (1961).

2-й ведущий. Началом пути человека в космос стал запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., а уже 3 ноября 1957 г. был запущен второй спутник с многочисленными научными инструментами и с собакой Лайкой (показ иллюстрации 11).

3-й ведущий. 12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе». Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась, в Советском Союзе был запущен пилотируемый космический корабль «Восток» с человеком на борту. Человеком, проложившим дорогу в космос, стал летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич (показ иллюстрации 12).

1-й ведущий. Перед стартом космонавт № 1 (показ иллюстрации 13) сказал: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем? Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Это ответственность перед всем нашим народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим...».

2-й ведущий . Совершив полный оборот вокруг нашей планеты за 108 мин (показ иллюстрации 14), Гагарин благополучно возвратился на Землю.

3-й ведущий . Космическая эра началась. За ним последовали советские, а затем и американские космонавты. Сначала полеты космических кораблей были одиночными, а потом и групповыми. В 1965 г. 18 марта летчик-космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос (показ иллюстрации 15).

1-й ведущий . В 1971 г. было положено начало созданию пилотируемых орбитальных станций. Первой такой станцией стала выведенная на орбиту советская станция «Салют» (показ иллюстрации 16). В 1975 г. осуществился первый совместный полет советских и американских космонавтов и произведена стыковка советского корабля «Союз» с американским кораблем «Аполлон» (показ иллюстрации 17).

2-й ведущий. С давних времен люди мечтали совершить путешествие на Луну (показ иллюстраций 18, 19) Чего они только не выдумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки. Но только с изобретением ракеты стал возможен подобный полет. Первым таким аппаратом стала ракета конструкции С.П. Королева; 14 сентября 1959 г. межпланетная станция «Луна-2» (показ иллюстрации 20) достигла лунной поверхности.

3-й ведущий . В Советском Союзе ученые пошли по пути исследования Луны лунниками — автоматическими станциями и луноходами. Только до января 1974 г. к Луне и на Луну был запущен 21 аппарат. Они фотографировали поверхность этой планеты, доставляли лунный грунт на Землю (показ иллюстраций 21—23). А затем на поверхность Луны был доставлен автоматический аппарат «Луноход-1» (показ иллюстрации 24), который проработал там 10 мес., прошел более 10 км сложнейшего пути и детально исследовал поверхность на площади в 80 тыс. м2, доставляя информацию о строении Луны, прочности и химическом составе грунта, о кратерах и воронках (показ иллюстраций 25, 26). Затем исследования продолжил аппарат «Луноход-2».

1-й ведущий . Ученые США свои усилия сосредоточили на организации лунной экспедиции, т.е. полета космонавтов. В 1969 г. 21 июля члены экипажа американского космического корабля «Аполлон-11» Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин (показ иллюстраций 27,28) стали первыми людьми, ступившими на почву Луны (показ иллюстраций 29—31).

2-й ведущий . Уже через год после запуска первого искусственного спутника Земли начались полеты к Луне, а затем и другим планетам Солнечной системы: Венере (только в Советском Союзе с 1961 по 1972 г. были отправлены к этой планете 8 автоматических станций), Марсу, Юпитеру, Сатурну (показ иллюстраций 32— 36). Полеты межпланетных автоматических станций и кораблей помогли людям за несколько десятков лет узнать о планетах больше, чем за столетия астрономических наблюдений.

3-й ведущий . Изучение космоса продолжается: на борту международной космической станции космонавты проводят исследовательские работы и живут там долгие месяцы (показ иллюстраций 37, 38).

III. Практическая часть.

Классный руководитель . А сейчас, ребята, подобно тем умным, мужественным людям, которые приблизили к нам космос, мы сами постараемся приблизиться к нему. Совершим «Посадку на Луну» (показ иллюстрации 39).

Представьте, что каждый из вас является капитаном космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны (показ иллюстрации 40). На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан (показ иллюстрации 41) без экипажа. До него — 250 км (показ иллюстраций 42—43). Первая половина пути пролегает по темной стороне Луны, вторая — по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.

На борту корабля имеется определенное количество предметов (показ иллюстрации 44). Вам следует поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность в пути. У самого важного ставите цифру 1, цифру 2 — у второго по значению и так до 14-го, наименее важного для вас.

Предметы, полезные в пути

Ранжирование предметов

Коробка спичек

Пищевые концентраты

20 м нейлонового шнура

Шелковый купол парашюта

Переносной обогреватель на солнечных батареях

Коробка сухого молока

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг

Звездная карта лунного небосвода

Самонадувающаяся спасательная лодка

Магнитный компас

Сигнальные ракеты

Аптечка первой помощи

Приемопередатчик на солнечных батареях

Каждый ученик ранжирует перечисленные предметы по мере их полезности.

А теперь, уважаемые космонавты, как говорится, ум хорошо, а четыре — лучше. Сверьте свое мнение в четверках, обоснуйте и докажите друг другу правильность выбранного вами решения. Сделайте это корректно, считаясь с мнением товарища.

Происходят работа, поиск общего решения в малой группе Затем осуществляется сравнение решений малых групп с экспертным мнением.

По мнению экспертов, самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни, — кислородные баллоны и вода. На следующее место нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба (для ориентации при движении по темной стороне) и приемопередатчик (для движения по радиомаяку на светлой стороне).

Путь должен занять не менее пяти дней. Следовательно, ранжирование предметов целесообразно произвести так (показ иллюстрации 45):

Ранжирование предметов

Продукты питания, необходимые в пути

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг (необходимы для дыхания)

25 л воды (для утоления жажды)

Звездная карта лунного небосвода (для ориентации на темной стороне Луны)

Приемопередатчик на солнечных батареях (для ориентации на светлой стороне Луны)

Пищевые концентраты (для поддержания сил в пути)

20 м нейлонового шнура (может использоваться для транспортировки груза и преодоления горных хребтов)

Аптечка первой помощи (для оказания помощи при травмах и т.д.)

Шелковый купол парашюта (можно, связав стропы и получив длинную веревку, использовать для транспортировки грузов)

Самонадувающаяся спасательная лодка (может использоваться для транспортировки грузов или раненого человека)

Коробка сухого молока (дополнительный резерв питания, так как острой необходимости нет)

Переносной обогреватель на солнечных батареях (не имеет значения, так как на темной стороне не работает, а на светлой температура поднимается до 200 °С)

Сигнальные ракеты (бесполезны, так как при отсутствии воздуха гореть не будут)

Магнитный компас (не работает, так как нет магнитного поля)

Коробок спичек (без воздуха спички гореть не будут)

Мы довольно долго пробыли с вами на Луне. Давайте послушаем, о чем мечтают космонавты вдалеке от родной планеты и будем возвращаться.

Звучит песня «Трава у дома».

IV. Заключительная часть.

Классный руководитель . Посмотрите, ребята, какими знаниями должен обладать человек, решивший связать свою жизнь с космосом. Как трудно бывает порой найти верное решение. А что помогает нам принимать правильные решения?

Дети. Знания.

Классный руководитель . Как можно приобрести эти знания?

Классный руководитель . Ну что ж, доброго пути! Пройдут годы, и кто-то из вас, упорный и настойчивый, по- настоящему будет покорять космические пространства, прославляя трудом свой край, свою Родину.

Литература

Авдеев Ю. Космическая азбука. М., 1994.

Волков А. Земля и небо. М., 1974.

Горшков В.С. Дети Земли. Д., 1986.

Губарев B.C., Романов А. П. Конструкторы. М., 2003

Королев С. П. Сборник статей. М., 1977.

Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей М, 2002

Шаронов В.В. Луна — первая станция в космос. М., 1995

Классный час, посвященный Дню космонавтики для учащихся 1-2 класса

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цели:

➣ Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.

➣ Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

➣ Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

1. Выставка рисунков детей и иллюстрации по теме.

2. Выставка книг о космосе.

3. Аудиозапись песни: “Знаете, каким он парнем был”.

Ход классного часа

Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (ракета)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.

Правильно, День космонавтики.

«Освоение космоса»

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.

Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев.

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов - искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

Как он называется? (Луна)

Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

Да это спутник!

Вот те раз!

Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть - ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои - космонавты на виду

Им на земле спокойно не живётся,

Их почему - то вечно тянет ввысь,

Им звёзды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий - космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой или со мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит...

Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Песня: Знаете, каким он парнем был?

Слова Н. Добронравова

Музыка Л. Пахмутовой

Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)

А теперь посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству.

Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.

А что они там делают?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?

Рассказывает подготовленный учащийся.

Крылья космической станции - это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.

Титов Герман Степанович родился в с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?

Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

Первый выход в космос Леоновым А.А.

Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м - на всю длину фала - «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое - до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первая высадка на Луну.

Нил Армстронг (1969г.) - американский астронавт, первым высадился на Луну.

Советские ракеты-носители, выводящие пилотируемые корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

30 апреля 2011 г. Первый космический турист Дэннис Тито. Американский бизнесмен заплатил за полет около 20 млн долларов.

Разгадайте кроссворд (подсказки в картинках)

Классный час "Космос – это мы".

Цели:

➣ Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.

➣ Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

➣ Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации по теме урока, выставка книг, посвященная космосу и космонавтике, аудиозапись песни «Я верю, друзья», видеофильм “Знаете, каким он парнем был”, детские рисунки.

Ход классного часа

Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (ракета)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (слайд 1)

Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.

Правильно, День космонавтики.

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Вспомним, что вам уже известно о космосе и узнаем много нового .

Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг.

Но человек все равно стремился покорить космос. И вот этот день настал.

В устах ученых много лет
Жила мечта заветная-
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.

И вот летит ракета ввысь.
В гостях мы побываем у планет.
Землянин, ты домой вернись,
А звездам передай привет.

ВЕДУЩАЯ: А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе?

12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина. (Слайд 3).

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Просмотр видеофильма: «Знаете, каким он парнем был?»

Слова Н. Добронравова

Музыка Л. Пахмутовой

ВЕДУЩАЯ: А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?

Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему? (Слайд 4)

умным
здоровым
сильным
необщительным
добрым
находчивым
рассеянным
тренированным

ВЕДУЩАЯ: А кто знает, какой космонавт совершил первый выход в открытый космос? Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль "Восход-2", в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд. (Слайд 5)

Посмотрите. Знаете ли вы кто на этих фотографиях? (Слайд 6)

Это Валентина Терешкова – первая женщина космонавт и Светлана Савицкая вторая женщина космонавт после Валентины Терешковой. (Слайд 7)

А скажите - ка мне, как называется костюм космонавта? А как называется место старта космического корабля? Почему космонавты не едят ложкой? Какой самый быстрый вид транспорта? (Слайд 8)

ВЕДУЩАЯ: Ну что, ж молодцы, ребята! Кто-то больше знает, кто-то меньше, но зато мы теперь с вами знаем гораздо больше о космосе и том, что на небе есть тысячи звезд. А вы знаете, что наша планета не единственная во Вселенной? Планет о-очень много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе? (Слайд 9-10)

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,
Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием Плутон.

ВЕДУЩАЯ: Что ж, а мы продолжаем наш праздник. И я предлагаю проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы о космосе, а вы попробуете отгадать, только с места не кричим, а поднимаем руку. И сейчас мы с вами проведём викторину о наших планетах.

Игра-викторина «Угадай» (Слайд 11 )

Название самой маленькой планеты. (Меркурий )

Название самой большой планеты. (Юпитер )

Почему наша система называется солнечной? (вращается вокруг солнца)

Что такое солнце? (Слайд 12-13)

Солнце самая близкая к нам звезда. Это раскалённый огненный шар. Температура на поверхности - 6 миллионов градусов. Поверхность Солнца – это кипящая, бурлящая, взрывающаяся масса.

Что значит солнце в нашей жизни?

Посмотрите, как красиво выглядит эта планета из космоса. Кажется, что какой-то художник не пожалел красок для нее по ярко- голубому фону рассыпаны зеленые острова, окруженные белыми пятнами.

Кто догадался, что это за планета? (Слайд 14)

Вы правы это планета Земля. Единственная планета, где есть жизнь. На ней живут люди, животные, растут растения. Наша задача сохранить всю эту красоту на нашей планете, для будущих поколений.

Обратите внимание. Что это за маленькая планета, которая неустанно следует за Землей? (Луна - спутник Земли) (Слайд 15)

Американские астронавты побывали на Луне и увидели там безжизненную поверхность. (Слайд 16 - 17)

Человеку, попавшему на Луну очень трудно передвигаться по её поверхности. Все предметы на Луне весят в 6 раз меньше. Если вы весите 30 килограммов, значит, там вы будете весить 5 килограммов, как небольшой пакет с макулатурой.

День на Луне продолжается больше двух земных недель. К Земле она обращена только одной стороной. Вся поверхность Луны покрыта глубокими впадинами (углубления), которые называются кратерами. Воздуха нет. Метеориты падают на поверхность Луны, оставляя на ней глубокие следы.

Вы молодцы, много знаете о космосе. А сейчас посмотрите на книги, которые находятся на нашей выставке. (Работа с выставкой книг).

Игра-викторина "Угадай - ка".

1.Как называется костюм космонавта.(Скафандр)

2.Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)
2.Естественный спутник земли.(Луна)
3.Человек, который летает в космос. (космонавт)
4.Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)
5.Как называется и животное, и созвездие? (медведица)
6.Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)
7.Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
8. Что сказал Ю. Гагарин в первую секунду полета? «Поехали!»
9. Как долго продолжался первый полет человека в космос? 108 минут

10.Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? ("Восток")

11. Как называется состояние, с которым сталкивается космонавт во время полета? невесомость

12. Как называется городок, в котором жил Юрий Гагарин до своего полета в космос? Звездный
13. С какого космодрома был произведен запуск первого космического корабля с человеком на борту? Байконур
14. Какой праздник отмечает вся страна 12.04. - на скорость

Игра-викторина «Загадки»
1.Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд. (Ракета) (Слайд 18)
2.Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. (Вертолет) (Слайд 19)
3.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился … (Парашют) (Слайд 20)
4.У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут (Месяц) (Слайд 21)
5.Синенькая шуба
Покрыла весь мир (Небо) (Слайд 22)
6.Ясными ночками,
Гуляет мама с дочками,
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки … (Звезды) (Слайд 23)

Ведущая . Молодцы, ребята! Вперед, к покорению космических далей! Но не забывайте при этом о нашей родной планете. Помните слова Ю. А. Гагарина: «Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Звучит песня «Я верю, ребята»

Ведущая .

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Удачи вам, ребята! (Слайд 24 )







Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!