Что же такое перманентная революция? (основные положения). Троцкий, Л

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Перманентная революция: ее цвета и плоды

    ✪ Лекция Павла Лукши "Наездники Сингулярности"...

    ✪ Лев Давидович Троцкий | Судьба революционера

    ✪ Разведопрос: Егор Яковлев отвечает на вопросы об Октябрьской революции

    ✪ Семинар ИГСО | Что такое марксизм?

    Субтитры

Формулировки основоположников марксизма

Сама идея перманентной революции была высказана ещё Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 1840-х годах в «Манифесте коммунистической партии» и в «Обращении ЦК к Союзу коммунистов». Основатели марксизма считали, что при осуществлении буржуазно-демократической революции пролетариат не остановится на выполнении исключительно демократических задач. При том, что буржуазия старается поскорее завершить революцию, пролетариат должен «… сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти» . Там же Карл Маркс и Фридрих Энгельс настаивают на слаженности пролетарской революции и крестьянского революционного движения.

Взгляд социал-демократов

Несколько иной была точка зрения впоследствии на перманентную революцию у западных социал-демократов и российских меньшевиков . В их взгляде выражена мысль, что пролетариат при совершении социалистической революции борется против всех непролетарских классов, в том числе и против оказывающего ему сопротивление крестьянства. Поэтому для победы социалистической революции , особенно в России, после совершения буржуазно-демократической революции должно пройти длительное время, пока значительная часть населения не пролетаризируется и пролетариат не станет большинством в стране. В условиях же малочисленности рабочего класса любая перманентная революция обречена на поражение.

Точка зрения Ленина

Перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую

Перспектива мировой революции

Кроме того, Ленин рассматривал развитие революционного процесса в контексте международной революционной перспективы. Полное построение социализма он видел именно через мировой революционный процесс. Как писал Ленин в одном из докладов к 10 съезду РКП(б):

«…Ставка на международную революции не значит - расчет на определенный срок и что темп развития, становящийся все более быстрым, может принести к весне революцию, а может и не принести. И поэтому мы должны уметь так сообразовать свою деятельность с классовыми соотношениями внутри нашей страны и других стран, чтобы мы длительное время были в состоянии диктатуру пролетариата удержать…» .

Во всех своих работах Ленин вписывает Октябрьскую революцию в общемировой революционный контекст. Хотя, как и Лев Троцкий, говорит в ряде работ о Советской республике, как об оплоте мировой революции. В одной из своих статей в 1922 году Ленин, в частности, пишет:

«Мы создали советский тип государства, начали этим всемирно-историческую эпоху, эпоху политического господства пролетариата, пришедшую на смену эпохе господства буржуазии. Этого тоже назад взять уже нельзя, хотя „доделать“ советский тип государства удастся лишь практическим опытом рабочего класса нескольких стран.

Но мы не доделали даже фундамента социалистической экономики. Это еще могут отнять назад враждебные силы умирающего капитализма. Надо отчетливо сознать и открыто признать это, ибо нет ничего опаснее иллюзий… И нет ничего „страшного“, ничего дающего законный повод хотя бы к малейшему унынию в признании этой горькой истины, ибо мы всегда исповедовали и повторяли ту азбучную истину марксизма, что для победы социализма нужны совместные усилия рабочих нескольких передовых стран ».

Троцкий о перманентной революции

Теория комбинированного развития

В свою очередь своё видение перспектив перманентной революции изложил Лев Троцкий , разработавший новую её теорию в 1905 году. Одним из важнейших элементов теории перманентной революции является теория комбинированного развития. До 1905 года марксисты рассматривали возможность осуществления социалистической революции в развитых капиталистических странах. Согласно Троцкому в относительно развитых странах, таких как Россия, - в которых совсем недавно начался процесс индустриализации и развития пролетариата, - возможно было совершить социалистическую революцию ввиду исторической неспособности буржуазии осуществить буржуазно-демократические требования .

Лев Троцкий писал:

«Политическая недееспособность буржуазии непосредственно определялась характером её отношений к пролетариату и крестьянству. Она не могла вести за собой рабочих, которые враждебно противостояли ей в повседневной жизни и очень рано научились обобщать свои задачи. Но она оказалась в такой же мере неспособной вести за собой крестьянство, потому что была связана сетью общих интересов с помещиками и боялась потрясения собственности в каком бы то ни было виде. Запоздалость русской революции оказалась, таким образом, не только вопросом хронологии, но и вопросом социальной структуры нации» .

Теория перманентной революции особенно развивалась Львом Троцким после Октябрьской революции 1917 года . Троцкий отрицал завершённый социалистический характер Октябрьской революции, рассматривая её лишь как первый этап на пути к социалистической революции на Западе и во всём мире. Он видел возможность победы социализма в Советской России, - в связи с малочисленностью пролетариата в ней существованием огромной массы мелкобуржуазного по своему характеру крестьянства, - только в том случае, если социалистическая революция станет перманентной, то есть перекинется на важнейшие страны Европы , когда победивший пролетариат Запада поможет пролетариату России справиться в борьбе с противостоящими ему классами, и тогда станет возможным построение социализма и коммунизма в мировом масштабе.

Роль крестьянства

Часто теория перманентной революции Троцкого критикуется за якобы недооценку роли крестьянства. В действительности он очень много пишет в своих работах о том, что пролетариат не сможет осуществить социалистический переворот, не заручившись поддержкой крестьянства. Троцкий пишет, что являясь лишь небольшим меньшинством российского общества, пролетариат может привести революцию к эмансипации крестьянства и тем самым «заручиться поддержкой крестьянства», как части революции, на поддержку которой он будет опираться.

При этом рабочий класс во имя собственных интересов и улучшения собственных условий, будет стремиться к осуществлению таких революционных преобразований, которые будут выполнять не только функции буржуазной революции, но и приведет к установлению рабочего государства. Одновременно Троцкий пишет:

«Пролетариат окажется вынужденным вносить классовую борьбу в деревню и, таким образом, нарушать ту общность интересов, которая несомненно имеется у всего крестьянства, но в сравнительно узких пределах. Пролетариату придется в ближайшие же моменты своего господства искать опоры в противопоставлении деревенской бедноты деревенским богачам, сельскохозяйственного пролетариата - земледельческой буржуазии» .

Осуждение теории перманентной революции в СССР

В Советском Союзе теория перманентной революции была осуждена на пленумах ЦК и ЦКК РКП(б) в резолюции от 17 января 1925 года о выступлении Льва Троцкого, а также в «Тезисах о задачах Коминтерна и РКП(б)» в связи с расширенным пленумом ИККИ , принятых 14-й конференцией РКП(б) «Об оппозиционном блоке в ВКП(б)». Подобные же резолюции были приняты во всех официальных коммунистических партиях, входивших в Коминтерн.

Непосредственным поводом для систематизированного изложения Троцким теории перманентной революции и критики сталинистской концепции «этапов революционного процесса» стала политика Коминтерна в Китае , где Коммунистическая партия Китая по указанию Москвы вела линию на союз с национальной буржуазией - вначале с руководством Гоминьдана во главе с Чан Кайши , а после развязанного им антикоммунистического террора (Шанхайская резня 1927 года) - с «левым Гоминьданом» (Ван Цзинвэй).

Перспективы СССР

Строительство социализма в отдельно взятой России сторонники перманентной революции считали «национальной ограниченностью», отходом от основополагающих принципов пролетарского интернационализма. Троцкисты считали, что если в ближайшее время после Октябрьской революции на Западе не победит пролетарская революция - то СССР ждёт в своём развитии «реставрация капитализма».

В «Переходной программе» Троцкий писал:

«Советский Союз вышел из октябрьской революции как рабочее государство. Огосударствление средств производства, необходимое условие социалистического развития, открыло возможность быстрого роста производительных сил. Аппарат рабочего государства подвергся тем временем полному перерождению, превратившись из орудия рабочего класса в орудие бюрократических насилий над рабочим классом и, чем дальше, тем больше, в орудие саботажа хозяйства. Бюрократизация отсталого и изолированного рабочего государства и превращение бюрократии во всесильную привилегированную касту является самым убедительным - не теоретическим, а практическим - опровержением социализма в отдельной стране.

Режим СССР заключает в себе, таким образом, ужасающие противоречия. Но он продолжает оставаться режимом переродившегося рабочего государства. Таков социальный диагноз. Политический прогноз имеет альтернативный характер: либо бюрократия, все более становящаяся органом мировой буржуазии в рабочем государстве, опрокинет новые формы собственности и отбросит страну к капитализму, либо рабочий класс разгромит бюрократию и откроет выход к социализму» .

Развитие теории после Второй мировой войны

Развитие теории перманентной революции было продолжено многими левыми теоретиками-марксистами в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки и Юго-Восточной Азии, где действовали троцкистские организации. В период антиколониального подъема конца 1950-х - 1960-х годов Четвертый интернационал анализировал развитие революционных процессов в странах «третьего мира», и, прежде всего, в Алжирской и и пролетарская революция в империалистических странах - образуют диалектическое единство. Каждая из этих сил влияет на другие и получает в ответ мощный импульс для её будущего развития или торможения. Задержка пролетарской революции в империалистических странах несомненно воспрепятствовала колониальной революции в том, чтобы встать на социалистический путь, настолько быстро и настолько сознательно, насколько возможно под влиянием победоносного революционного восстания или победы пролетариата в развитых странах. Эта задержка также не дает возможность для развития политической революции в СССР, в том числе потому, что советские рабочие не видят перед собою примера альтернативного пути строительства социализма» .

Примечания

Литература

  • Л. Троцкий. Перманентная революция. Сборник. - М.: «Аст», 2005.
  • Л. Троцкий. История русской революции: В 2 т. - М.: «Терра», «Республика», 1997.
  • Какурин Н. Е. Как сражалась революция. Т. 1-2. - М.-Л., 1925-1926.
  • Трапезников С. П. На крутых поворотах истории. (Из уроков борьбы за научный социализм против ревизионистских течений.) - М., «Мысль», 1972.

ПЕРМАНÉНТНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ (от лат. permaneo – остаюсь, продолжаюсь) – непрерывная революция. Идея П. р. впервые была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в кон. 40-х гг. 19 в. в "Манифесте Коммунистической партии" и в "Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов". Маркс и Энгельс указывали, что пролетариат в бурж.-демократич. революции не должен остановиться на осуществлении демократич. задач. В то время как буржуазия стремится возможно быстрее закончить революцию, задача пролетариата заключается в том, чтобы "...сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти..." (Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Маркс и Энгельс высказали также мысль о необходимости сочетания пролетарской революции с крест. революц. движением. Оппортунистич. лидеры 2-го Интернационала и рус. меньшевики предали забвению идею П. р. По их схеме пролетариат в социалистич. революции выступает один против всех непролетарских классов и слоев, в том числе и крестьянства. Поэтому после совершения бурж. революции должен якобы пройти длит. период, за время к-рого пролетариат станет большинством нации. В. И. Ленин восстановил марксистскую идею П. р. и развил ее в теорию перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. Ленин указал, что наличие двоякого рода противоречий в социально-экономич. строе России: противоречий между остатками крепостничества и развивающимся капитализмом и противоречий внутри самого капитализма, создавало объективные условия для перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. В этих условиях не буржуазия, а пролетариат во главе со своей политич. партией выступал в качестве гегемона бурж.-демократич. революции. Союзником пролетариата выступило крестьянство, так как только полная победа революции могла удовлетворить его требования, прежде всего уничтожение помещичьего землевладения. Вместе с тем гегемония пролетариата в бурж.-демократич. революции являлась переходной ступенью к успешной борьбе за диктатуру пролетариата. Сущность перерастания бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую состояла в перегруппировке сил вокруг пролетариата к концу бурж.-демократич. революции. Совершив бурж.-демократич. революцию в союзе со всем крестьянством, пролетариат должен немедленно переходить к социа-листич. революции в союзе с деревенской беднотой и другими полупролетарскими элементами. Революц.- демократич. диктатура пролетариата и крестьянства должна перерасти в социалистич. диктатуру пролетариата. Ленин рассматривал бурж.-демократич. и социалистич. революции как два звена одной цепи, два стратегич. этапа единого революц. процесса. Теория перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую была разработана Лениным наиболее полно в 1905 ("Две тактики социал-демократии в демократич. революции", "Революционно-демократич. диктатура пролетариата и крестьянства", "Отношение социал-демократии к крестьянскому движению" и др.). Положения, выдвинутые Лениным в 1905, послужили основой для вывода о возможности победы социализма в одной стране, сделанного Лениным в 1915.

Марксистско-ленинскую теорию П. р. грубо извратили Парвус (А. Л. Гельфанд) и Л. Д. Троцкий, создавшие в 1905 оппортунистич. т. н. теорию "перманентной революции", в основе к-рой лежало меньшевистское отрицание революц. возможностей крестьянства, неверие в силы и способности пролетариата повести за собой демократич. элементы населения. По троцкистской теории "перманентной революции", пролетариат один, без союзников, "в одном сражении" мог свергнуть самодержавие и взять власть в свои руки. Суть этой "теории" была выражена в лозунге "без царя, а правительство рабочее", означавшем перескакивание через бурж.-демократич. этап революции. Ленин указывал, что теория Троцкого является полуменьшевистской, так как она "...берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков – "отрицание" роли крестьянства" [Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 80 (т. 21, с. 381–82)]. В годы 1-й мировой войны и после победы Οкт. социалистич. революции 1917 Троцкий противопоставлял свою теорию "перманентной революции" ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране. В то время как Ленин подчеркивал, что в России имеются все необходимые условия для победы социалистич. революции и построения полного социалистич. общества, прежде всего союз рабочего класса с осн. массами крестьянства при руководящей роли рабочего класса, Троцкий отрицал социалистич. характер Οкт. революции, рассматривая ее лишь как сигнал, толчок к социалистич. революции на Западе, отрицал возможность построения социализма в СССР в условиях капиталистич. окружения. Троцкий утверждал, что после прихода к власти пролетариат неизбежно вступит в борьбу с враждебным ему крестьянством; вследствие своей малочисленности рабочий класс сможет победить в этой борьбе только в том случае, если революция станет "перманентной", т.е. перекинется на важнейшие страны Европы, когда победивший пролетариат Запада поможет пролетариату России справиться со своим крестьянством и тогда станет возможным построение социализма. Если же социалистич. революция на Западе не произойдет в ближайшее время, говорили троцкисты, то диктатура пролетариата в России падет или переродится в бурж. государство. В отличие от Ленина, считавшего социалистич. революцию в России частью мировой революции, базой ее дальнейшего развития, Троцкий изображал строительство социализма в одной стране как признак "национальной ограниченности", как отход от принципов пролетарского интернационализма. Не веря во внутр. силы социалистич. революции в СССР, троцкисты навязывали партии авантюристич. тактику "подталкивания" мировой революции методом "революционной войны", привнесения революции в др. страны насильств. путем, что противоречило марксистско-ленинскому учению о социалистич. революции как результате созревания внутр. классовых противоречий в каждой отд. стране.

Критика троцкистской теории "перманентной революции" дана в работах Ленина "Социал-демократия и временное революционное правительство" (1905), "Цель борьбы пролетариата в нашей революции" (1909), "Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России" (1910), "О двух линиях революции" (1915), "Письма о тактике" (1917) и др. Оппортунистич. сущность троцкистской "теории" была также вскрыта в резолюции о выступлении Троцкого, принятой пленумами ЦК и ЦКК РКП (б) 17 января 1925 года, в "Тезисах о задачах Коминтерна и РКП(б) в связи с расширенным пленумом ИККИ, принятых XIV конференцией РКП(б)", в резолюции XV конференции ВКП(б) "Об оппозиционном блоке в ВКП(б)". В связи с тем, что теория "перманентной революции" Троцкого во многом совпадала со взглядами лидера правых социал-демократов О. Бауэра, XV конференция ВКП(б) квалифицировала троцкизм как "...социал-демократический укло н в нашей партии в основном вопросе о характере и перспективах нашей революции" ("КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 332). В разоблачении троцкистской теории "перманентной революции" видную роль сыграли работы И. В. Сталина "Об основах ленинизма" (1924), "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" (1924), "К вопросам ленинизма" (1926), "О социал-демократическом уклоне в нашей партии" (1926), "Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии" (1926).

Но в русском языке это выражение появилось благодаря Г. В. Плеханову, который писал о «перманентном перевороте» в 12-м номере «Ежедневника социал-демократа» (июнь 1910 года). Именно этот человек основал в России социал-демократическое движение. В своих трудах он применял термин Карла Маркса (1918-1883 годы) - die Revolution in Permanenz (беспрерывная революция), который его и придумал.

Появление

Как появилась фраза «перманентная революция»? Сперва Троцкий в 1905 году писал о «революционном континууме» и «непрерывном перевороте» (газета «Начало», 8 ноября). Фразу «перманентная революция» он начал употреблять после февраля 1917 года, когда в брошюре «Что же дальше?» опубликовал лозунг «Перманентный переворот против перманентной бойни!». В 1932 году вышла его книга об этом явлении, и новый термин стал связываться лишь с именем Троцкого.

Как сарказм, эта фраза означает затянувшийся процесс реформ, перемен и так далее.

Теория

Что собой представляет теория перманентной учение о формировании мятежного процесса в слаборазвитых и периферийных странах. Она сперва была предложена Энгельсом и Марксом, в дальнейшем разработана Львом Троцким, Владимиром Лениным, Эрнестом Менделем и иными марксистскими идеологами (включая таких авторов-троцкистов, как Джозеф Хансен, Михаэль Леви, Ливио Майтан).

Формулировки

Как перманентная революция трактовалась основоположниками марксизма? Сам образ этого явления была описан Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом ещё в 1840 году в «Манифесте компартии» и «Послании ЦК Союзу коммунистов». Создатели марксизма считали, что при осуществлении демократическо-буржуазной революции рабочие не остановятся на достижении лишь простых целей.

Известно, что буржуазия стремится поскорее закончить мятеж. А пролетариат обязан этот процесс сделать непрерывным до тех пор, пока имущие классы не будут отстранены от правления, пока рабочие не завоюют государственную власть. и Карл Маркс настаивали на гармонии революционного движения крестьян и пролетарского переворота.

Позиция Ленина

К термину «перманентная революция» возник интерес и у Ленина. Владимир Ильич утверждал, что в российской обстановке может перерасти в социалистический бунт. Этот нюанс возможен ввиду специфичных условий развития в стране капитализма - наличия двойственного типа разногласий данной формации как между развивающимся капитализмом и остатками крепостничества, так и внутри самой системы.

В такой ситуации не буржуазия, а пролетариат, которым руководит революционная партия, является передовой силой переворота. Крестьянство, желающее с помощью мятежа достичь своих целей, в первую очередь уничтожить помещичьи землевладения, является союзником рабочих.

Точка зрения Ленина довольно необычна. Он считал, что сутью перерастания демократическо-буржуазного переворота в социалистический является модификация структуры сил вокруг рабочего класса к концу демократическо-буржуазной революции. Он утверждал, что если демократическо-буржуазный мятеж пролетариат осуществляет в союзе со всеми хлеборобами, то безотлагательно переходить к перевороту социалистическому рабочие должны лишь с сельской беднотой и иными неимущими, угнетёнными элементами. Демократическо-революционная диктатура рабочих и крестьян обязана принять вид социалистической диктатуры пролетариата.

Концепция превращения демократическо-буржуазного мятежа в социалистический была создана в 1905 году Лениным в работах «Демократическо-революционная диктатура рабочих и крестьян», «Два маневра социал-демократии в демократичном мятеже» и других. Ленин рассматривал социалистическую и как две детали одной цепи. Более того, эти два мятежа трактуются им как единое течение.

Перспектива мирового бунта

Теория перманентной революции - весьма интересное учение. Известно, что Ленин созерцал формирование мятежного движения в контексте межнациональной революционной перспективы. Он видел полное построение социализма именно через всемирное антиимпериалистическое течение.

В каждом своём труде Владимир Ульянов вписывает Октябрьский переворот в революционный общемировой контекст. Хотя, как и Троцкий, в ряде работ пишет о Советской республике как об оплоте мирового переворота.

Взгляд социал-демократов

Идея перманентной революции интересовала также российских меньшевиков и западных социал-демократов. В их взгляде отражена мысль о том, что рабочий класс при совершении социалистического мятежа оказывает сопротивление всем непролетарским классам, в том числе и оппозиционному крестьянству.

Ввиду этого для триумфа социалистического бунта, преимущественно в России, после свершения демократическо-буржуазного переворота должно пройти много времени, пока большая часть населения не превратится в пролетариев и рабочие не станут большинством в государстве. Если же трудящихся недостаточно, любой перманентный бунт обречён на поражение.

Мнение Троцкого

В свой черёд собственный взгляд на перспективу перманентного мятежа изложил Троцкий, подготовивший в 1905 году новое его толкование. Одной из важнейших деталей концепции этого переворота является теория комбинированного развития. Марксисты до 1905 года анализировали способ осуществления социалистического бунта в развитых буржуазных странах.

В соответствии с Троцким, в более или менее прогрессивных государствах, таких как Россия, в которых совершенно недавно возник процесс развития пролетариата и индустриализации, возможно было совершить социалистический переворот ввиду исторического бессилия буржуазии осуществить демократическо-буржуазные требования.

В своих трудах Лев Троцкий писал о том, что политическая некомпетентность буржуазии напрямую определялась образом её отношений к крестьянству и пролетариату. Он утверждал, что запоздалость русского мятежа оказалась не только проблемой хронологии, но и дилеммой социального строения нации.

Итак, мы уже выяснили, что Троцкий - сторонник теории перманентной революции. Весьма стремительно он её начал развивать после Октябрьского бунта 1917 года. Троцкий отрицал законченный социалистический характер этого мятежа, расценивая его лишь как первую фазу на пути к социалистическому бунту на Западе и на всём земном шаре. Он говорил, что социализм может победить в Советской России лишь тогда, когда социалистический бунт станет перманентным, то есть проникнет в главнейшие страны Европы, когда пролетариат-победитель Запада поможет российским рабочим справиться в борьбе с противодействующими ему классами, и тогда можно будет построить коммунизм и социализм в мировом масштабе. Он видел такой исход мятежа в связи с малочисленностью русского пролетариата и существования в России огромной массы мещанских по своей натуре хлеборобов.

Роль сельских жителей

Нередко теория перманентного переворота Троцкого критикуется за то, что автор якобы недооценивает роль крестьянства. На самом деле он в своих трудах очень много пишет о том, что рабочие не смогут осуществить социалистический мятеж, не заручившись поддержкой крестьян. Троцкий утверждает, что, являясь лишь меньшей частью российского общества, рабочий класс может привести бунт к эмансипации крестьянства и тем самым получить одобрение аграриев, как части революции, на поддержку которой он будет опираться.

При этом пролетариат во имя личных интересов и улучшения своих условий будет стремиться осуществить такие революционные преобразования, которые не только будут исполнять функции буржуазного переворота, но и приведут к формированию рабочей державы.

В то же время Троцкий утверждает, что пролетариат будет вынужден вносить классовое противостояние в село, вследствие чего будет нарушена та общность интересов, которая бесспорно имеется у всех хлеборобов, но в относительно узких пределах. Рабочим же придётся в начальный период своего правления искать опору в конфронтации сельской бедноты деревенским богачам, аграрного пролетариата - хлебопашеской буржуазии.

Осуждение теории в СССР

Итак, вы уже знаете, что автор теории перманентной революции в России - Троцкий. В Советском Союзе его учение было осуждено на пленумах ЦКК РКП (б) и ЦК в резолюции о выступлении Троцкого, которая была принята в 1925 году, 17 января, а также в «Тезисах о задачах РКП (б) и Коминтерна», принятых 14-й сессией РКП (б) «О фрондерском блоке в ВКП (б)». Подобные же решения были приняты во всех официозных компартиях, находившихся в составе Коминтерна.

Политика этой организации в Китае стала прямым поводом для классифицированного изложения Троцким доктрины перманентного переворота и критики сталинистского толкования «этапов революционного движения». Именно в этой стране китайская компартия по распоряжению Москвы пыталась создать союз с народной буржуазией - сперва с руководством Гоминьдана (глава Чан Кайши), а после Шанхайской резни 1927 года, произошедшей по его вине, - с Ван Цзинвэйем («левый Гоминьдан»).

Перспективы СССР

Как на развитие СССР могла повлиять перманентная революция? Определение этого процесса заставляет многих задуматься. Сторонники перманентного бунта считали строительство социализма в отдельно взятой России «народной однобокостью», отступлением от основополагающих воззрений пролетарской солидарности.

Троцкисты говорили, что если в ближайшем будущем после Октябрьского мятежа на Западе не восторжествует революция рабочего класса, то в СССР начнётся «реконструкция капитализма».

Троцкий утверждал, что Советский Союз вышел из октябрьского переворота как рабочая держава. Реприватизация средств производства является необходимым условием социалистического развития. Именно она открыла возможность стремительного роста продуктивных сил. Аппарат рабочей страны тем временем превратился в орудие бюрократического насилия над рабочим классом, а далее - в инструмент саботажа экономики. Оказёнивание изолированной и отсталой рабочей страны и трансформация бюрократии в привилегированную всесильную касту является самым логичным практичным оспариванием социализма в отдельном государстве.

Троцкий заявлял, что режим СССР состоит, таким образом, из ужасающих противоречий. Но он продолжает оставаться режимом переродившейся рабочей страны. Таково социальное заключение. Политический сценарий имеет многовариантный характер: либо бюрократия отбросит страну к капитализму, опрокинув новые виды собственности, либо пролетариат разрушит бюрократию и раскроет выход к социализму.

Эволюция учения

Каким образом происходило развитие теории после Второй мировой войны? Это учение продолжали развивать многие левые марксисты-теоретики в странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы, Южной и Северной Америки, где существовали троцкистские формирования. В середине XX века произошёл антиколониальный подъём. На этом этапе Четвёртый интернационал исследовал эволюцию революционных течений в развивающихся странах, прежде всего в Кубинской и Алжирской революциях.

На одном из съездов Четвёртого интернационала в 1963 году было принято постановление «Динамика мирового переворота сегодня». Его авторами были Эрнест Мандель (лидер бельгийского блока) и Джозеф Хансен (член управления Социалистической рабочей партии США).

В постановлении говорилось о том, что три доминирующие силы мирового переворота - политический бунт в искажённых рабочих державах, колониальный мятеж и пролетарское восстание в капстранах - образуют диалектический союз. Каждая из этих сил воздействует на другие и в ответ получает мощный импульс для её будущего торможения или развития. Задержка пролетарского мятежа в буржуазных державах, безусловно, помешала колониальному перевороту встать на социалистический путь настолько сознательно и быстро, насколько возможно под давлением триумфа рабочих в развитых странах или революционного победоносного мятежа. Эта задержка также препятствует развитию политического восстания в СССР, в том числе ввиду того, что советские рабочие не видят перед собою примера многовариантного пути создания социализма.

Бухарин

Термин «перманентная революция» Бухарина заинтересовал также. В брошюре, посвящённой октябрьскому перевороту, в начале 1918 года он писал о том, что падение империалистического режима было организовано всей предыдущей революционной историей. Он утверждал, что это падение и триумф рабочего класса, поддержанного сельской беднотой, победа, открывшая сразу безграничные горизонты на всей планете, не является началом органической эпохи. Перед русским пролетариатом ставится так резко, как никогда, задача межнационального переворота. Весь комплекс отношений, зародившихся в Европе, ведёт к этому неотвратимому концу. Так, перманентный переворот в России превращается в европейскую революцию пролетариата.

Он считал, что в пороховой погреб окровавленной старой Европы брошен факел русского социалистического мятежа. Он не умер. Он благоденствует. Он расширяется. И он неизбежно сольётся с великим триумфальным бунтом всемирного пролетариата.

Фактически Бухарин был далёк от системы социализма в суверенной стране. Все знают, что он был главным теоретиком кампании против троцкизма, обобщавшейся в битве против концепции перманентного переворота. Но ранее, когда магма революционного мятежа остыть ещё не успела, Бухарин, выходит, не разыскал для оценки переворота иной формулировки, кроме той, против которой он через несколько лет должен был свирепо вести борьбу.

Брошюра Бухарина была изготовлена Центральным комитетом партии «Прибой». Никто не объявлял её еретической. Напротив, все видели в ней бесспорное и официальное выражение убеждений Центрального совета партии. Брошюра в таком виде переиздавалась множество раз в течение ближайших лет, и вместе с другим буклетом, посвящённым февральскому мятежу, под общим наименованием «От крушения самодержавия до падения буржуазии», была переведена на французский, немецкий, английский и другие языки.

В 1923-1924 годах многие стали дискутировать против троцкизма. Эти споры разрушили многое из того, что было построено Октябрьской революцией, просочились в читальни, библиотеки, газеты и похоронили бесчисленное число документов, относящихся к величайшей эпохе в развитии революции и партии. Сегодня эти документы приходится восстанавливать по частям, чтобы вспомнить былые времена.

Практика

Итак, вы уже поняли, что перспектива мировой революции весьма заманчивая. На практике учение о перманентном перевороте выглядело своеобычно. Критикуя теорию Троцкого, Радек (советский политический деятель) присоединяет к ней и «тактику, из неё вытекающую». Это весьма важное дополнение. Гласное обсуждение «троцкизма» в этом вопросе благоразумно ограничивалось доктриной. Но Радеку этого недостаточно. Он ведёт борьбу против большевистской дипломатической линии в Китае. Он стремится этот курс запачкать теорией перманентного бунта, а для этого нужно доказать, что из этого учения в прошлом вытекала неверная тактическая линия.

Радек своих читателей здесь вводит в заблуждение. Возможно, он сам не знает историю революции, в которой никогда не участвовал лично. Но он, по-видимому, не потрудился проверить вопрос по документам.

История не идёт прямолинейно. Иногда она забирается в различные тупики.

Каково будет социальное содержание этой диктатуры? Первым делом она должна будет довести до конца аграрный переворот и демократическую перестройку государства. Другими словами, диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции. Но на этом дело не сможет остановиться. Придя к власти, пролетариат вынужден будет производить все более глубокие вторжения в отношения частной собственности вообще, т. е. переходить на путь социалистических мероприятий.

– Но неужели же вы считаете, – возражали мне десятки раз Сталины, Рыковы и все прочие Молотовы 1905-1917 г.г., – что Россия созрела для социалистической революции? На это я неизменно отвечал: нет, этого я не считаю. Но мировое хозяйство в целом, и прежде всего европейское, вполне созрело для социалистической революции. Приведет ли диктатура пролетариата в России к социализму или нет – каким темпом и через какие этапы, – это зависит от дальнейшей судьбы европейского и мирового капитализма.

Таковы основные черты теории перманентной революции, как она сложилась уже в первые месяцы 1905 г. После того успели совершиться три революции. Русский пролетариат поднялся к власти на могучей волне крестьянского восстания. Диктатура пролетариата стала в России фактом прежде, чем в какой-либо из несравненно более развитых стран мира. В 1924 году, т. е. через семь лет после того, как исторический прогноз теории перманентной революции подтвердился с совершенно исключительным могуществом, эпигоны открыли против этой теории бешеную атаку, выдергивая отдельные фразы и полемические реплики из моих старых работ, основательно мною самим к этому времени позабытых.

Тут уместно напомнить, что первая русская революция разразилась через полвека с лишним после полосы буржуазных революций в Европе, и через 35 лет после эпизодического восстания Парижской Коммуны. Европа успела отвыкнуть от революций. Россия вообще их не знала. Все проблемы революции ставились заново. Не трудно понять, как много неизвестных и гадательных величин заключала для нас тогда будущая революция. Формулы всех группировок были своего рода рабочими гипотезами. Нужна полная неспособность к историческому прогнозу и полное непонимание его методов, чтобы теперь, задним числом, рассматривать анализы и оценки 1905 г., как если б они были написаны вчера. Я часто говорил себе и друзьям: не сомневаюсь, что в моих прогнозах 1905 г. были большие пробелы, которые не трудно вскрыть теперь задним числом. Но разве мои критики видели лучше и дальше? Не перечитывая долго своих старых работ, я заранее готов был считать пробелы их гораздо более значительными и важными, чем они были на деле. В этом я убедился в 1928 г., во время своей ссылки в Алма-Ата, когда вынужденный политический досуг дал мне возможность перечитать с карандашом в руках свои старые работы по вопросу о перманентной революции. Я надеюсь, что из дальнейшего и читатель в этом убедится полностью.

В рамках этого введения необходимо, однако, дать по возможности точную характеристику составных элементов теории перманентной революции и главных возражений против нее. Спор настолько расширился и углубился, что стал охватывать в сущности все важнейшие вопросы мирового революционного движения.

Перманентная революция, в том смысле, какое Маркс дал этому понятию, значит революция, не мирящаяся ни с одной из форм классового господства, не останавливающаяся на демократическом этапе, переходящая к социалистическим мероприятиям и к войне против внешней реакции, революция, каждый последующий этап которой заложен в предыдущем, и которая может закончиться лишь с полной ликвидацией классового общества.

В интересах рассеяния того хаоса, который создан вокруг теории перманентной революции, представляется необходимым расчленить три ряда идей, которые сочетаются в этой теории.

Во-первых, она охватывает проблему перехода от демократической революции к социалистической. Таково в сущности историческое происхождение теории.

Понятие перманентной революции было выдвинуто великими коммунистами середины XIX века, Марксом и его единомышленниками, в противовес демократической идеологии, которая, как известно, претендует на то, что с установлением «разумного», или демократического государства, все вопросы могут быть разрешаемы мирным, реформистским или эволюционным путем. Буржуазную революцию 48-го года Маркс рассматривал лишь, как непосредственное вступление к пролетарской революции. Маркс «ошибся». Но ошибка его имела фактический, а не методологический характер. Революция 1848 года не перешла в социалистическую революцию. Но именно поэтому она и не закончилась демократией. Что касается германской революции 1918 года, то это вовсе не демократическое завершение буржуазной революции: это обезглавленная социал-демократией пролетарская революция; вернее сказать, это буржуазная контрреволюция, вынужденная, после победы над пролетариатом, сохранить лже-демократические формы.

Вульгарный «марксизм» выработал схему исторического развития, согласно которой каждое буржуазное общество раньше или позже обеспечивает себе демократический режим, после чего пролетариат, в обстановке демократии, постепенно организуется и воспитывается для социализма. Самый переход к социализму мыслился при этом не одинаково: открытые реформисты представляли его себе в виде реформистского заполнения демократии социалистическим содержанием (Жорес). Формальные революционеры признавали неизбежность революционного насилия при переходе к социализму (Гэд). Но и те и другие рассматривали демократию и социализм по отношению ко всем вообще народам и странам, как два, не только совершенно раздельных, но и далеко друг от друга отстоящих этапа в развитии общества. Такое представление было господствующим и у русских марксистов, которые в период 1905 года принадлежали в общем к левому крылу Второго Интернационала. Плеханов, блестящий родоначальник русского марксизма, считал идею диктатуры пролетариата в современной нам России бредовой. На той же точке зрения стояли не только меньшевики, но и подавляющее большинство руководящих большевиков, в частности все без исключения нынешние руководители партии, которые были в свое время решительными революционными демократами, но для которых проблемы социалистической революции, не только в 1905 году, но еще и накануне 1917 года, были смутной музыкой отдаленного будущего.

Этим идеям и настроениям теория перманентной революции, возрожденная в 1905 году, объявляла войну. Она показывала, как демократические задачи отсталых буржуазных наций непосредственно ведут в нашу эпоху к диктатуре пролетариата, а диктатура пролетариата ставит в порядок дня социалистические задачи. В этом состояла центральная идея теории. Если традиционное мнение гласило, что путь к диктатуре пролетариата лежит через долгий период демократии, то теория перманентной революции устанавливала, что для отставших стран путь к демократии идет через диктатуру пролетариата. Этим самым демократия становится не самодовлеющим режимом на десятки лет, а лишь непосредственным вступлением к социалистической революции. Они связываются друг с другом непрерывной связью. Между демократическим переворотом и социалистическим переустройством общества устанавливается таким образом перманентность революционного развития.

Второй аспект «перманентной» теории характеризует уже социалистическую революцию, как таковую. В течение неопределенно долгого времени и в постоянной внутренней борьбе перестраиваются все социальные отношения. Общество непрерывно линяет. Один этап преобразования непосредственно вытекает из другого. Процесс этот сохраняет по необходимости политический характер, т. е. развертывается через столкновения разных групп перестраивающегося общества. Взрывы гражданской войны и внешних войн чередуются с периодами «мирных» реформ. Революции хозяйства, техники, знания, семьи, быта, нравов, развертываются в сложном взаимодействии друг с другом, не давая обществу достигнуть равновесия. В этом перманентный характер социалистической революции, как таковой.

Перманентная революция

b>Идея перманентной, то есть непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и «Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов» (1850). Основоположники марксизма считали, что пролетариат, обладая достаточной силой, организацией, влиянием и занимая самостоятельную политическую позицию, может осуществить переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, к установлению своей власти. «В то время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию,... наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 26

    Непрерывность К. Маркс и Ф. Энгельс понимали как последовательную смену этапов революционного процесса. Они предупреждали, что «... рабочие не могут в начале движения предлагать чисто коммунистические мероприятия» и «... не смогут достигнуть господства и осуществления своих классовых интересов, не пройдя полностью более длительного пути революционного развития...» (там же, с. 266, 267).

    В новых исторических условиях эпохи империализма идея непрерывной революции была развита В. И. Лениным в теорию перерастания демократической революции в социалистическую. «... От революции демократической,≈ писал В. И. Ленин,≈ мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 22

    В. И. Ленин отверг схему оппортунистических лидеров 2-го Интернационала и русских меньшевиков, согласно которой за победой буржуазной революции обязательно следует более или менее длительный период развития капитализма. В эпоху империализма, когда мировая капиталистическая система созрела для социалистической революции, революционно-демократические преобразования объективно создают угрозу капитализму. Монополистический капитал объединяется с самыми реакционными силами на общей платформе враждебности ко всякой революции. Именно поэтому, подчёркивал В. И. Ленин, «в XX веке в капиталистической стране нельзя быть революционным демократом, ежели бояться идти к социализму» (там же, т. 34, с. 190).

    Краеугольный камень ленинской теории перерастания демократической революции в социалистическую ≈ это идея гегемонии пролетариата, который выполняет роль двигателя безостановочного развития демократической революции, поэтапного перехода к решению всё более радикальных задач, создания условий для социалистической революции. В результате победы демократической революции утверждается революционно-демократический тип власти, которая выступает в качестве орудия непрерывного углубления и перерастания демократической революции в социалистическую. Применительно к условиям России начала 20 в. В. И. Ленин определял классовое содержание такой власти, как революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства.

    После 2-й мировой войны 1939≈45 перерастание демократических революций в социалистические произошло в ряде европейских и азиатских стран. В некоторых странах демократические и социалистические преобразования тесно переплетались, в сущности составляя два этапа единого революционного процесса (см. Народно-демократическая революция).

    Значение марксистско-ленинской теории непрерывной революции заключается в том, что она раскрывает закономерную связь социалистической революции с различными типами народных демократических движений и революций, позволяет найти пути и формы перехода к социалистической революции, отвечающие конкретным условиям той или иной страны.

    Марксова идея непрерывной революции получила извращённую интерпретацию в троцкистской теории П. р., выдвинутой А. Парвусом и Л. Троцким в годы Революции 1905≈07 в России и ставшей платформой борьбы троцкистов против ленинизма. Непрерывность последовательных этапов революционного процесса была подменена в троцкистской теории субъективистской концепцией, которая произвольно смешивала все этапы, игнорируя закономерную связь между ними; в ней отрицался буржуазно-демократический характер революции и выдвигалась авантюристическая идея непосредственного перехода к революции социалистической (см. В. И. Ленин, там же, т. 17, с. 381). Эта позиция Троцкого, который игнорировал идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, была выражена в лозунге «без царя, а правительство рабочее». Раскрывая эклектизм троцкистской теории, В. И. Ленин отмечал: «Оригинальная теория Троцкого берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков ≈ ⌠отрицание■ роли крестьянства» (там же, т. 27, с. 80). Отвергая марксистско-ленинскую стратегию классовых союзов пролетариата с крестьянством и др. непролетарскими слоями трудящихся, троцкистская теория в сущности закрывала путь к формированию массовой политической армии социалистической революции, подрывала внутренние факторы развития и победы этой революции. Перманентность революционного процесса, судьбу социалистической революции в каждой стране Троцкий связывал с внешними факторами, с победой мировой революции. С этих механистических позиций троцкисты выступали против ленинской теории о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Из этого вытекала противоречащая марксизму установка на «экспорт», искусственное подталкивание революции.

    Троцкистская теория П. р. представляет собой один из идейных источников современной концепций мелкобуржуазного революционизма, в том числе маоизма, характерной чертой которого также является неверие в способность рабочего класса объединить вокруг себя широкие массы трудящихся для решения задач социалистического строительства. Такая установка выражена во всей авантюристической политике этого мелкобуржуазного течения. Подобные представления противоречат марксизму-ленинизму, практике мирового революционного движения.

    Лит.: Лейбзон Б. М.. Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972, гл. 6.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!